Социальная адаптация ребенка 1 года

Социальная адаптация ребенка 1 года thumbnail
Этапы социальной адаптации ребенка (Мама+малыш)Первые 6-8 недель. Ребенок учится строить отношения с мамой. Она безраздельно принадлежит ребенку; они образуют своеобразный симбиоз, в котором мама — ведущая. После 8 недель мама включается в общественную и хозяйственную деятельность и может передавать ребенка на руки другим родственникам, живущим с ними (на 5-10 минут). После 6-8 недель ребенок смотрит на родственников и строит с ними отношения.

К

6 месяцам ребенок уже знает всех родственников, живущих вместе или приходящих не реже 2 раз в неделю, у него сложились с ними отношения. Ребенок начинает ползать и общаться с другими родственниками, может следовать за ними. 8-9 месяцев. Ребенок стремится расширить общение, остается с папой, бабушкой, спит с ними, ест, строит с ними отношения. Если семья состоит из мамы-папы, ребенку нужно расширять круг общения.

С

1 года ребенок наблюдает за играми в детской разновозрастной группе (3-14 лет) и может подключаться к этим играм, но на короткое время. Но обычно детская стая его не принимает, так как он еще мал, но этот опыт все равно для него полезен.

С 6-7 месяцев до 3 лет — период адаптации в группе. Ребенок учится строить отношения с 2-3-мя партнерами (мама, бабушка, папа, няня и пр), учитывать их пол, возраст, положение в семейной иерархии.

С

3-х лет ребенок идет в детскую группу и его уже не выгоняют, так как он подрос и усвоил правила игры путем наблюдения и периодических подключений к играм старших. В игре ребенок осваивает роли ведущего (по отношению к младшим) и ведомого (по отношению к старшим детям).

В 4 года ребенок, если его социальная адаптация проходила правильно, умеет работать в команде. Может взаимодействовать с несколькими партнерами, подчиняться правилам игры, согласовывать действия, исправлять свои ошибки.

В идеале состав детской группы должен быть постоянным, но к 8 годам ребенок должен уметь вливаться в любую группу.

4-8 лет. Ребенок уходит в детскую группу. К этому моменту при условии правильной социальной адаптации он умеет менять социальные роли (ведомого-ведущего).

Группа и потребности ребенка в социализации.

Социальная адаптация — приспособление к жизни в группе. Родившись, ребенок ожидает, что он будет жить не только с папой и мамой в замкнутом пространстве квартиры, а в группе численностью от 30 до 300 человек. Только тогда ребенок усваивает максимально богатый социальный репертуар, включая умение взаимодействовать с людьми самого разного возраста и положения и способность работать в команде, исполняя, в зависимости от ситуации, роли лидера и подчиненного.

В норме ребенок

с 8-9 месяцев, проживающий в группе численностью более 2 человек, либо наблюдает за деятельностью мамы, либо, если это ему наскучило, сам совершает вылазки от мамы и активно взаимодействует с членами группы, в том числе с пестунами, которые играют с ним и развлекают его, плюс наблюдает за играми в детской группе, а мама в это время занимается своими делами или даже на некоторое время уходит, если этого требует хозяйственная деятельность. Таким образом ребенок получает первый опыт социализации. Этот этап длится до 4 лет, когда ребенок значительно отделяется от матери и полностью уходит в детскую разновозрастную группу.Ситуация, когда дома с ребенком до 3 лет сидит только мама и ребенок взаимодействует только с ней, тормозит его развитие и нарушает процесс социальной адаптации. Поэтому городской маме нужно организовать свои отлучки, чтобы обеспечить ребенку возможность учиться общаться и взаимодействовать с другими взрослыми, в том числе и без мамы. Можно выйти на работу (с 1,5 лет на 8 часов 5 дней в неделю), а можно отлучаться несколько раз в неделю на 3-4-5 часов, а в остальное время ездить в гости, приглашать гостей к себе, гулять и пр. Главное — дать ребенку 1) возможность социализироваться без мамы; 2) интересную и разнообразную среду для развития.

В идеале ребенку так же необходимо обеспечить детскую стаю из детей старше 3 лет с более или менее постоянным составом, чтобы он мог

наблюдать за ее играми и подключаться к ним. В крайнем случае, должна быть хотя бы группа +- ровесников. В такой группе ребенок не получит того опыта наблюдений и кратковременных включений в игры, который будет ему необходим после 4 лет для успешного перехода в детскую группу, но у него хотя бы будет представление, что такое дети, как с ними взаимодействовать. В любом случае ребенок на этом этапе социализации не обязан играть с другими детьми. В этом возрасте (1-3 года) ему важно просто видеть детей и наблюдать за ними. Кто-то подключается к играм и взаимодействию раньше, кто-то позже, это уже зависит от многих индивидуальных моментов.

Как организовать быт с ребенком с учетом интересов ребенка и матери.

В норме, при наличии всех необходимых компонентов для правильной социализации, ребенок от 8-9 месяцев до 4 лет:

— взаимодействует с мамой (игры, тактильный контакт, прикладывания к груди, прием пищи, высаживание, сон и пр);
— взаимодействует с другими взрослыми в отсутствие или без непосредственного участия мамы (прием пищи, высаживание, сон, пестование, игры);
— наблюдает за хозяйственной деятельностью мамы, присоединяется к ней;
— наблюдает за хозяйственной и другой деятельностью других взрослых, присоединяется к ней;
— наблюдает за играми в детской группе, присоединяется к ним;
— самостоятельно (то есть просто под визуальным присмотром, без участия взрослых и детей) исследует окружающий мир.

Читайте также:  Креон 10000 ребенку 1 год

При этом соотношение того, иного, третьего, пятого и десятого, в том числе и в течение дня, зависят от множества условий — состава группы, места ее проживания, характера хозяйственной деятельности ее членов и т.д. и т.п. Неизменным остается только принцип «не мама при ребенке, а ребенок при маме (другом взрослом)».

Жизнь всей группы в норме никогда не вертится вокруг ребенка и не определяется его темпераментом/характером/привычками (а если детей несколько?), она строится вокруг решения взрослыми ключевых вопросов выживания в самом широком смысле — добычи пропитания, хозяйственной и бытовой деятельности и т.д. Никто не занимается с ребенком постоянно и не развлекает его все время — ни мама, ни другие взрослые, с которыми он остается, ни дети. Собственно говоря, все это очень хорошо описано в популярной книге Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым», автор которой как раз и наблюдала за жизнью группы, сохранившей традиционный уклад жизни. Даже неловко повторяться, честное слово.

Собственно говоря, примерно вот так и выглядят рекомендации «Рожаны» по социальной адаптации. Как обычно, «Рожаной» ничего не изобретено, информация взята из открытых источников, проверена опытом и практикой сотрудников Центра и систематизирована. Исходя из этих рекомендаций каждая мама, которой такой подход близок, сама решает, как именно будет организован быт в ее семье, исходя из имеющихся у нее условий и желания соблюдать принципы т.н. «естественного подхода» к воспитанию.

Источник

Екатерина Космогорова
Адаптация детей с 1 года до 3 лет

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т. е., как вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко — у них нет сформированной привязанности к матери.Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года, тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы — в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях — 7-10 дней, в детском саду в 3 года — 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц. Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом.Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

Читайте также:  Как приготовить банановый пудинг для ребенка 1 год

Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.

Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе. Что тут можно порекомендовать?

Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет — девочку и 3,5 лет — мальчика.

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ: РЕЖИМ

Нередко трудности адаптации к детскому саду бывают вызваны тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому режиму. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный стресс. Узнайте режим вашего садика и начинайте постепенно вводить его дома, адаптировать к нему ребенка. Хорошо, если вы сделали это за месяц-полтора до того, как малыш впервые окажется в саду. Ребенку будет от этого только лучше, ведь все детские сады функционируют в одном режиме, рекомендованном педиатрами и детскими неврологами.

АДАПТАЦИЯРЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: СПАТЬ ПОРА

Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми. Невротические состояния могут сопровождаться снижением аппетита и сопротивляемости организма к заболеваниям. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов.

АДАПТАЦИЯРЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: ДОБРОЕ УТРО, МАЛЫШ!

Утреннее пробуждение ото сна тоже важный момент. Конечно, самое лучшее – это самостоятельное пробуждение, но такое в 7.30 утра происходит не всегда. Если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается малыш не сразу, тяжело, долго не может включиться в дневную деятельность, капризничает, бывает вял и пассивен. Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позвольте ему немного понежиться в постели до полного пробуждения.

Одеваемся

Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко снимать и надевать. Не обязательно она должна быть новой и дорогой. Ни ребенок, ни воспитатель не должны быть озабочены тем, что вещь помнется или испачкается, – это создает дополнительное эмоциональное напряжение. Время, проводимое ребенком в группе в первые недели, следует увеличивать очень постепенно, возможно, вначале по началу стоит оставлять только до обеда. Увеличить время пребывания можно только при хорошем эмоциональном состоянии ребенка.

АДАПТАЦИЯРЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: ТЫ УЖЕ БОЛЬШОЙ!

Старайтесь, чтобы малыш умывался, одевался, засыпал и аккуратно ел за общим столом, пользуясь вилкой и ложкой, пил из чашки. Проследите, сколько времени у него уходит на то, чтобы съесть обед, – обычно в саду на него отводят 30 минут. Важно также, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о такой необходимости.

Чем лучше эти навыки развиты у ребенка, тем меньший эмоциональный и физический дискомфорт он испытывает, оказавшись вдали от мамы в незнакомом коллективе.

Максимум внимания

Как бы хорошо ни был малыш подготовлен к детскому садику, на первых порах ему будет трудно. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Малыш в этот период перегружен впечатлениями, следует щадить его нервную систему.

По возвращении домой из садика часто бывает, что ребенок засыпает раньше обычного, но при этом не просыпается рано. Значит, ему необходимо больше отдыхать для восстановления сил. Если вы пронаблюдали такую ситуацию, постарайтесь на следующий день забрать малыша пораньше и, приведя его домой, сразу вымыть и покормить. Возможно, ему еще трудно спать в садике, в новом помещении, с другими детьми. Если ребенку не удается поспать в тихий час, то это нормально, что он восполняет недостаток сна вечером. Спросите у воспитательницы, спит ли ваш ребенок в детском саду и сколько.

АДАПТАЦИЯРЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: НИКАКОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

Отложите на время все нововведения. Сейчас не подходящий момент, чтобы менять няню, делать в квартире ремонт или устраивать кроху в новый кружок. В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической. У него уже достаточно новых впечатлений. Он обычно перегружен новыми сведениями и устает к вечеру. Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку.После возвращения домой малыш ужинает и занимается тихими играми: ему надо успокоиться, а возможно, даже побыть наедине с собой.

Семья

Ребенок целый день не видит родителей. Когда он приходит домой, ему нужно от мамы с папой то,чего он не получает в садике: участия, позитивного внимания взрослых и возможности выговориться. Поэтому, приведя кроху домой, не бросайтесь сразу выполнять домашние дела. Побудьте с ним вдвоем, поиграйте или почитайте вместе. Дети разные. Для одного будет достаточно музыки и сказок в садике, и он предпочтет побегать по двору перед сном. Другой, напротив, набегался за день и с удовольствием послушает интересную историю.

Читайте также:  Форма эпикриза на ребенка 1 года

Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой. Это поможет перестроиться с детского сад на домашнюю обстановку. Обсудите с малышом прошедший день, терпеливо выслушайте его, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность.

Не пугайте садиком

Если кроха возбужден и неуправляем,не пытайтесь приструнить его фразами типа: «Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик!» Не формируйте образ детского сада как места, которым наказывают.

ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом — возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития» — да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т. п.

Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребенка «Вот какой молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит может постоять за свое имущество».

Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор (а сколько их вокруг, парк, зоопарк, центр города, просто проехать 2 остановке на транспорте, а обратно вернуться пешком или наоборот и т. д.

Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т. п. – показывайте, как это надо делать.

Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон, до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».

Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к режиму детского сада, познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Посетите психолога детского сада, проконсультируйтесь с медицинской сестрой или врачом, т. е. сами получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени. Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.

Ваш ребенок пришел в детский сад

Если вы учли все предыдущие рекомендации, то уже 90% самого сложного позади.

Обязательно соблюдайте график адаптации, т. е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.

Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.

Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.

Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т. п.). Берегите нервную систему ребенка!

Но самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад (государственный или частный, или как-то изменяться условия его жизни, например с ним будет сидеть няня, или на длительное время ребенок переедет к бабушке и т. п.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

Источник