Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка thumbnail

Особенности социальной адаптации ребенка значительно отличаются от того же процесса у взрослых. Тем не менее именно детство – самый важный период для того, чтобы получить эти навыки и научиться взаимодействовать с обществом во всех сферах жизни.

Социальная адаптация и развитие ребенка

Конечно, этим занимаются психологи, социальные работники, воспитатели и многие другие, но эффективность будет значительно снижена, если в процессе не примут участие родители, ведь именно они регулируют и направляют жизнь ребенка, и без них он вряд ли найдет помощь на стороне раньше, чем проблемы примут серьезный характер.

Социальная адаптация и развитие ребенка

Что такое социальная адаптация?

Социальная адаптация – это способность человека жить в социуме, выстраивать с окружающими людьми правильные и уместные отношения, умение вести себя в обществе соответственно особенностям ситуации. То есть если процесс социализации прошел успешно, то индивид сможет комфортно чувствовать себя в окружении любой компании, независимо от возраста, пола, профессии и прочих параметров составляющих ее людей.

Социальная адаптация и развитие ребенка

Такой человек будет вести себя в соответствии с принятыми нормами, при этом не подавляя свои личные качества, что поможет ему грамотно взаимодействовать с окружающей средой, иметь возможность добиваться своих целей без психологического дискомфорта.

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация ребенка

Сложность детской социальной адаптации заключается в том, что ребенок еще мало знает и о мире и о действующих в нем механизмах, поэтому не представляет, как себя вести в той или иной ситуации.

Даже если ему объяснить, как действовать в одном случае, то в следующий раз он может забыть эту модель поведения или же использовать ее в абсолютно другой ситуации, когда это неуместно. Поэтому задача взрослых помочь маленькому человеку адаптироваться в обществе и интуитивно чувствовать нормы поведения в разных типах общества.

Социальная адаптация и развитие ребенка

Важную роль в этом процессе играют детский сад, школа, двор или игровая площадка, где гуляет ребенок, различные кружки, которые он посещает. Это те места, где человек с ранних лет вынужден взаимодействовать с большим количеством людей, что позволяет ему развить навыки коммуникации.

Социальная адаптация и развитие ребенка

Но при этом встает вопрос психологической адаптации ребенка в социуме, ведь далеко не всегда он может чувствовать себя комфортно, и не всегда эту проблему можно решить сменой окружения. Что же делать?

Социальная адаптация и развитие ребенка

Первые годы

Сразу после рождения человек “общается” с малым количеством людей: в основном это только родители, их близкие друзья и родственники. В это время первостепенную роль играет безопасность.

Социальная адаптация и развитие ребенка

Ребенок хорошо знает своих родителей, поэтому у них на руках чувствует себя защищенным. Этот фактор нужно использовать для того, чтобы показать ему окружающий мир: чаще носить его по квартире, улице и другим окружающим местам. Тогда ребенок изучает мир, начинает интуитивно его понимать, но при этом не боится нового, потому что знает, что мама рядом и не боится, а значит, ничего из окружающего не враждебно.

Социальная адаптация и развитие ребенка

Казалось бы, это малозначимые действия, но на самом деле они важны для развития человека, ведь психика ребенка совсем не такая, как у взрослых, а жизненного опыта у него вовсе нет, поэтому следует организовать знакомство с той средой, где ему предстоит жить.

Социальная адаптация и развитие ребенка

То же самое и с первыми шагами ребенка и самостоятельными прогулками: чтобы он чувствовал себя комфортно, следует держать его за руку или хотя бы не отходить далеко – тогда он будет исследовать мир без страха.

Социальная адаптация и развитие ребенка

Выход в социум

В семье ребенок общается не только с родителями, но и с родственниками, соседями, друзьями, часто ходит с мамой в магазин или поликлинику. Это первые люди, с которыми он взаимодействует за пределами квартиры. Очень важно, чтобы он видел, что его родители относятся к ним доброжелательно – тогда это “безопасные” люди.

Затем происходит знакомство со сверстниками, первая дружба, детские игры… Родители должны контролировать это общение, но ненавязчиво, не показывая своей роли.

Социальная адаптация и развитие ребенка

Ребенок должен учиться самостоятельно выстраивать отношения, а роль мамы или папы заключается в том, чтобы вовремя уловить тот момент, когда что-то пошло не так, и скорректировать его. Ни в коем случае нельзя решать проблемы за ребенка, можно только помочь ему, но не заменять его.

Социальная адаптация и развитие ребенка

Важно создать ребенку условия общения со сверстниками: детский сад, игровая площадка, дети друзей. Взаимодействие с родственниками важно, но социальный мир намного шире, чем даже самая большая и дружная семья.

Читайте также:  Понятие социокультурное развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Дети с ограниченными возможностями

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями сложнее ввиду отличия их от большинства. Здесь все зависит от особенностей отклонения.

Социальная адаптация и развитие ребенка

Какие-то недуги незаметны окружающим и практически не играют роли в общении, какие-то требует работы с психологом. Тем не менее нельзя оставлять таких детей вне процесса социализации, но контролировать это придется сложнее и с учетом всех нюансов.

Социальная адаптация и развитие ребенка

Это только общие советы о том, как помочь ребенку в социальной адаптации, на деле же каждый человек – личность, которая требует индивидуального подхода. Кто-то без специальной помощи родителей будет общительным и самостоятельно заведет много друзей и поклонников, кто-то же несмотря на все старания замкнется в себе и начнет испытывать сложности среди чужих людей.

Социальная адаптация и развитие ребенка

Нужно обратить внимание на особенности конкретного маленького человека и с их учетом помогать ему, при необходимости консультируясь с психологом.

Социальная адаптация и развитие ребенка

Фото социальной адаптации детей

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Социальная адаптация и развитие ребенка

Также рекомендуем просмотреть:

  • Почему ребенок дерется
  • Гиперактивность у детей
  • Хобби для детей
  • Проблема отцов и детей
  • Страхи детей
  • Синдром дефицита внимания
  • Ребенок кусается
  • Избалованный ребенок
  • Детская агрессия
  • Переходный возраст
  • Плохой сон у ребенка
  • Плохое поведение ребенка
  • Почему дети врут
  • Ребенок боится темноты
  • Стеснительный ребенок
  • Ребенок ворует
  • Психология развития ребенка
  • Поощрение детей
  • Общий язык с ребенком
  • Депрессия у подростков
  • Адаптация к школе
  • Депрессия у детей
  • Кризис у детей

Источник

Под социальной адаптацией детей понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе. Если же речь идет о детях с психологическими травмами, сиротах и инвалидах, то необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческого и рабочего потенциала.

Социальная адаптация детей-инвалидов

Особенности социальной адаптации детей в новом коллективеС точки зрения социальной адаптации, группа детей-инвалидов является наиболее проблемной из-за ограниченности их приспособительных возможностей этой категории детей. Основными причинами трудной адаптации в социуме детей-инвалидов являются:

  • Недостаток психического и физического здоровья;
  • Ограниченность социального опыта;
  • Неблагоприятная семейно-экономическая ситуация.

По данным ЮНЕСКО численность детей-инвалидов во всем мире составляет около 3% всех детей, и с каждым годом их число растет, что говорит о необходимости разрабатывать эффективные меры по их социальному приспособлению к жизни общества.

Проблема социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов имеет не только социальное, экономическое и политическое значение, но и морально-этическое. Повышение качества жизни детей с ограниченными возможностями может быть достигнуто путем предоставления им в соответствии с возрастом возможности участвовать в жизни общества.

На государственном уровне для этой категории людей должны быть созданы все необходимые условия, облегчающие их жизнедеятельность, а также нужно провести подготовку общества к принятию детей с ограниченными возможностями. Эти меры помогут снизить количество психосоматических заболеваний и невротических реакций у детей-инвалидов, что в свою очередь существенно сократит затраты на их лечение на уровне семей и государства в целом.

Успешная социальная адаптация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) позволяет этой категории детей быстрее приспособиться к нормальной жизни, восстановить их социальную ценность и усилить гуманные тенденции в обществе. Однако единого пути решения проблемы социальной адаптации детей-инвалидов на сегодняшний день нет, потому для ее решения используются различные разработки психологов и педагогов.

В связи с тем, что социальная адаптация детей с ОВЗ имеет свои специфические особенности, то и подход к решению этой проблемы должен быть многофакторным и динамичным. На государственном уровне, в свою очередь, должно быть сделано все возможное для того, чтобы адаптивный потенциал детей-инвалидов повышался.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как:

  • Нарушение эмоционального состояния;
  • Ухудшение сна и аппетита;
  • Развитие страха перед дошкольным учреждением;
  • Повышение заболеваемости.

Как помочь в социальной адаптации детям-инвалидам?Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз по физическому развитию

Во многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка – холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики.

Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как:

  • Эмоциональная неадекватность;
  • Социальная некомпетентность;
  • Несоциализированная агрессия;
  • Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях;
  • Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам;
  • Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.

Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью.

Адаптироваться к детскому саду ребенку может помочь и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая воспитателями в группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту.

В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работники дошкольных учреждений, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником. От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.

Видео с YouTube по теме статьи:

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Виктория Комарова
Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Социальная адаптация детей дошкольного возраста.

Актуальность. В процессе становления личности ребенка и его социализации большое значение имеет то, как он в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников) в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий ее успешного протекания в ДОУ в настоящее время вызывает большой интерес у педагогов и психологов, т. к. дошкольное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом.

Итак, прежде чем говорить о социальной адаптации дошкольников, хотелось бы дать определение, что же такое адаптация и социальная адаптация в целом.

Адаптация — это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке.

Понятие социальная адаптация будет рассматриваться в рамках темы доклада.

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Как уже отмечалось выше социальная адаптация является условием формирования более широкого и значимого понятия «социализация».

Социализация — процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта. В результате социализации ребёнок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.

А результатом социализации детей дошкольного возраста является готовность ребенка к школе.

Рассмотрим теперь социальную адаптацию дошкольников. Как известно дошкольный возрастделится на два периода: младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст. Поэтому рассматривать социальную адаптацию будем в рамках данных периодов.

Итак, младший дошкольный возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. И от того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье.

К основным критериям социальной адаптацииребенка к условиям ДОУ относятся:

* поведенческие реакции;

* уровень нервно — психического развития;

* заболеваемость и течение болезни;

* главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Различают степени тяжести прохождения социальной адаптации к детскому саду у младших дошкольников:

1. Легкая адаптация:

-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);

-аппетита (норма по истечении 10 дней);

Читайте также:  Основную ответственность за воспитание и развитие ребенка согласно конвенции

-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д.) приходит в норму за 20-30 дней;

-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

Слайд 7.

2. Средняя адаптация:все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, — стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:

эмоциональное состояние ребенка;

социальные контакты ребенка;

послеполуденный сон;

аппетит ребенка.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:

хороший аппетит;

спокойный сон;

охотное общение с другими детьми;

адекватная реакция на любое предложение воспитателя;

нормальное эмоциональное состояние.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.

Факторы, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста:

1. Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВГ дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими;атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон: такие дети более капризны, плаксивы, несдержанны.

2. Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость.

3. Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации.

4.Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации и т. д.

Слайд 10.

К основному методу преодоления и предотвращения трудностей социальной адаптации относится – игра, т. к. игра – является ведущей деятельностью дошкольников.Выделяют три класса игр:

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей,- самостоятельные игры:

игра-экспериментирование;

самостоятельные сюжетные игры:

— сюжетно-отобразительные,

— сюжетно-ролевые,

— режиссерские,

— театрализованные;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной

и воспитательной целями:

игры обучающие:

— дидактические,

— сюжетно-дидактические,

— подвижные;

досуговые игры:

— игры-забавы,

— игры-развлечения,

— интеллектуальные,

— празднично-карнавальные,

— театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.

Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения

«Жизнь в лесу»

«Добрые эльфы»

«Птенцы»

«Театр теней»

Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

«Назови себя»

«Позови ласково»

«Волшебный стул»

«Подарок другу»

«Скульптор»

«Пирамида любви»

Слайд 12.

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Учим контролировать движения и работать по инструкции

«Холодно — горячо, право — лево»

«Замри!»

Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого

«Поводырь»

Развиваем умение активно слушать:

Учимся общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства

«Пантомимические этюды»

«Сказки наизнанку»

Развиваем слуховое восприятие

«Телефон»

«Сундучок»

«Пум — пум — пум»

Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог

«Зеркало движений»

Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации

«Магазин игрушек»

Развиваем умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения

«Я бросаю тебе мяч»

Игры на преодоление негативных эмоций, гнева

«Изобрази животное»

«Уходи, злость, уходи»

Источник