Социализация ребенка в семье с проблемами развития

Социализация ребенка в семье с проблемами развития thumbnail

Социализация ребенка в семье

В первые месяцы своего рождения малышу достаточно тесного контакта только со своими родителями: их нежность, забота, любовь. Но подрастая, крохе все больше требуется и иной вид общения: игры со сверстниками, взаимодействие с другими членами семьи, с окружающим миром – это называется социализация ребенка, без которой не обходится жизнь ни одного полноценного члена общества. Главная цель такого взаимодействия это обучение малыша нормам и правилам поведения, навыкам построения отношений.

Социализация детей дошкольного возраста, как правило, происходит в детском саду. И даже если у родителей есть возможность сидеть с малышом до школы дома, лучше отказаться от этого, ведь чем раньше у крохи появится новый круг общения, тем вероятней он достигнет успеха в жизни и у него будет больше шансов для самореализации.

Также важнейшую роль играет и социализация ребенка в семье.

Одной из приоритетных задач программы развития и воспитания детей является укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Основой такого взаимодействия является помощь семье в решении проблем воспитания детей. Эта задача напрямую связана с повышением воспитательного потенциала семьи.

Что же такое «воспитательный потенциал семьи»?

Воспитательный потенциал семьи состоит из таких компонентов:

• Биологического (наследственное состояние психики индивида);

• Психологического (тип семьи, выполнение ролевых функций членами семьи, тип взаимоотношений в семье, наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития);

• Экономического (уровень доходов в семье, наличие жилья и др.);

• Социального (принадлежность семьи к определенной этнической группе, социальный статус, образование родителей, их профессия и занимаемая должность, культурный и духовный уровень развития).

Таким образом, воспитательный (педагогический) потенциал семьи – это «особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка». Исходя из этого определения,  условно можно выделить 2 группы семей:

• Семьи с высоким воспитательным потенциалом, в которых родительство является базовой ценностью, присутствует безусловное принятие ребенка как личности и позитивное отношение ребенка к отцу, матери и родителям как семейной чете. Такие семьи характеризуются целостностью структуры семейных взаимоотношений и упорядоченным социально – ролевым взаимодействием, социально – желаемым поведением родителей и детей;

• Семьи с низким воспитательным потенциалом, в которых родительство не является базовой ценностью. В таких семьях нарушены родительско-детские взаимоотношения, связи с социумом, искажена воспитательная структура, вследствие чего становится детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, девиантно – делинквентное поведение и дезадаптация детей и подростков. Понимая, что такое воспитательный потенциал семьи, можно определить и пути его повышения.

Типы воспитания ребенка в семье:

Воспитание по типу «неприятия»

Неприятие может быть возникающим в ситуациях, когда рождение ребенка было нежелательным. Воспитание здесь подменяется жестким контролем и суровыми санкциями. Неприятие – самый драматический тип неправильного воспитания. Неблагоприятные последствия этого типа воспитания такие:

• Если ребенка жестко контролируют и сурово наказывают, то у него подавляется доминирующий темперамент, при истеричном отношении заостряется агрессивность и эгоизм, что отражается на формировании психики и характера;

• Не ощущая внимания к себе, ребенок становится равнодушным к другим или истеричным, протестным, что в конечном итоге приводит к неприятию ребенком родителей, к появлению привычки делать все вопреки советам и требованиям взрослых; либо ребенок уходит в себя, будет терпеть, и в итоге – формируется тревожно – мнительный характер.

• Результатом родительского неприятия может стать и сверхнеуверенность ребенка в своих силах.

Воспитание по типу «сверхсоциализации»

Этот тип воспитания близок к неприятию. Ребенка хотят иметь не потому, что в нем есть глубокая душевная потребность, а потому, что «дети должны быть у всех». Ребенка ждут, и после его появления родители стараются выполнить все рекомендации, читают пособия по «идеальному» воспитанию, много с ним занимаются. У такого ребенка все строго регламентировано, все делится на белое и черное. С раннего детства культивируется педантизм и пунктуальность. «Надо» у родителей гипертрофированно до абсурда. Отметки в школе – самоцель: вначале для родителей, затем и для ребенка. «Сверхсоциальный» ребенок растет педантом, он эмоционально сдержан, как робот, так как его эмоции подавлялись с младенчества.

При сверхсоциальном воспитании особенно подавляется темперамент и наиболее жестко – сангвинические; в холерическом и флегматическом заостряются элементы упорства, к цели, трудолюбия, усиливаются инстинкты доминирования, перерастая в карьеризм, а самосохранения – в эгоцентризм. В итоге у сверхсоциализированного ребенка формируется сверхсоциальный или тревожно мнительный характер, приводящий к психосоматическим заболеваниям и неврозам в случае неудачи или краха притязаний.

Тревожно – мнительное воспитание

Наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно рождается чрезмерная тревога за его здоровье и благополучие. Это антипод неприятия.

Данный тип воспитания наблюдается в семьях с единственным или поздним ребенком. При тревожно – мнительном воспитании ребенка не выпускают из квартиры, так как «на улице злые люди». Ему несколько раз в день заглядывают в глаза и задают тревожные вопросы. Естественно, что ребенок сам становится тревожным, и начинает задавать вопросы: «А я не заболею? А это не страшно?». В результате он излишне драматизирует обыденные трудности, отношение со сверстниками, школьную действительность. Ребенок растет инфантильным, несамостоятельным, нерешительным, мучительно неуверенным в своих силах. Постоянное сдерживание, ограничение его активности родителями, самоограничения приводят к подавлению сангвинического и холерического темпераментов, а во флегматическом – обостряются осторожность, рассудочность, инстинкт самосохранения. Эти дети «боятся даже собственной тени», что часто приводит к неврозам.

Эгоцентрическое воспитание

В этом случае ребенку навязывается представление о себе, как самодостаточной личности, сверхценности: он вундеркинд, кумир семьи, «смысл жизни» и т.д. При этом интересы других членов семьи игнорируются. Для этого ребенка нет ограничения, режима, дисциплины, понятия «нельзя», он агрессивно воспринимает запреты и трудности. Такой ребенок расторможен, неустойчив. В результате у холерика обостряется агрессивность, его упорство трансформируется в упрямство, целеустремленность в настырную требовательность. У сангвиника быстрота трансформируется в расторможенность, острословие – в болтливость, подвижность – в суетливость, эмоциональность – в истеричность, уверенность – в самоуверенность. У флегматика медлительность перерастает в пассивность, упорство – в упрямство, целеустремленность – в унылую зависимость от поставленной когда – то цели. У таких детей усилен инстинкт самосохранения, подавлен альтруизм. Они эгоистичны.

При первой же встрече со сверстниками такой ребенок терпит поражение. Ведь дети не относятся к нему как к кумиру, его претензии вызывают или смех, или получают жесткий отпор. Такая ситуация для ребенка – эгоцентрика становится психологическим шоком.

В результате: холерик демонстрирует те или иные формы протестного поведения, сангвиник впадает в истерику, флегматик – в тревожность и мнительность. Ребенок, столкнувшийся с неприятием со стороны сверстников, становится отвергнутым, хотя в семье он любим до обожания.

Правила воспитания ребенка в семье.

• Уважайте личность ребенка. Не допускайте произвола в своих действиях.

• Формируйте адекватную самооценку. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения. С высокой – не признает авторитетов, не считается с мнением других.

• Приобщайте ребенка к реальным делам семьи. Требуйте выполнения посильных для него домашних обязанностей, поручений.

• Развивайте силу воли ребенка. Научите его проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учите прилагать усилие для достижения целей.

• Учите ребенка планировать, составлять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных действий.

• Научите его общаться с другими детьми, людьми. Демонстрируйте оптимальную модель родительского поведения.

• Формируйте у ребенка нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

Используемые источники:

https://refdb.ru/look/3289492-pall.html

https://styllzhizni.ru/deti/sotsializatsiya-detey

https://kid-bum.com/vospitanie/18-sozializacia-detei-ili-sozialnoe-razvitie-detei

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 «Социализация личности ребёнка в семье»

Описание слайда:

«Социализация личности ребёнка в семье»

2 слайд

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей сем

Описание слайда:

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй» Вильгельм Гумбольдт.

3 слайд

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических

Описание слайда:

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация личности ребёнка  — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Первоначально социализация  происходит в семье, а уже потом в обществе. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Из семьи ребёнок черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

4 слайд

Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На пр

Описание слайда:

Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой — социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.

5 слайд

Выделяют следующие стадии социализации: Первичная социализация, или стадия ад

Описание слайда:

Выделяют следующие стадии социализации: Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

6 слайд

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, крити

Описание слайда:

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

7 слайд

Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписатьс

Описание слайда:

Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; изменение себя, «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

8 слайд

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных

Описание слайда:

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, школьный коллектив, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же ребёнок должен вести себя в одной ситуации как сын, в другой – как одноклассник, в третьей – как друг, т.е. выступать в разных ролях. Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. 

9 слайд

Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-т

Описание слайда:

Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом случае формируется противоречивая личность, либо он выбирает лишь одни какие-то требования, игнорируя все другие требования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с тем, кто его ценит. Если ребёнок считает, что в семье его не ценят, он уходит в компанию, где его принимают таким какой он есть. В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой.

10 слайд

Семья для ребенка - это мир, в котором он живёт, действует, делает открытия,

Описание слайда:

Семья для ребенка — это мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье: формируется чувство безопасности; дается ребенку возможность без страха взаимодействовать с внешним миром; учат детей определенным способам и моделям поведения, свойственным их родителям; родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения; психологический климат семьи влияет на успешность взаимодействия ребенка с социумом. С момента рождения, человек попадает в социальное окружение. Только благодаря заботам близких ему людей, прежде всего, матери, он сохраняет свою жизнь и получает возможности для развития. Вырастая, человек постепенно усваивает опыт человечества, воплощённый в понятиях, трудовых навыках, правилах поведения.

11 слайд

Уникальность и незаменимость семьи в том, что она может передать детям социал

Описание слайда:

Уникальность и незаменимость семьи в том, что она может передать детям социальный опыт, правильно интегрировать ребенка в большой мир, самый важный институт социализации личности. Лишь семья может полноценно социализировать ребенка, дать ему основу для прочного вхождения в жизнь, способность выбирать, решать за себя и нести ответственность за свои поступки. Главная забота взрослых — правильно воспитать ребенка, т.е. научить его обходиться без нас. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты. У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. Таковой является функция школы в процессе социализации ребёнка.

Выберите книгу со скидкой:

Социализация ребенка в семье с проблемами развития

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Социализация ребенка в семье с проблемами развития

Курс профессиональной переподготовки

Социальный педагог

Социализация ребенка в семье с проблемами развития

Курс повышения квалификации

Социализация ребенка в семье с проблемами развития

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-818524

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Сущность семейной социализации ребенка

Одной из ключевых функций семьи в жизни ребенка является функция социализации. Она предполагает процесс постепенного освоения и осознания новых социальных установок и ценностей, принятие их, поскольку они являются общеобязательными. По мнению многих авторов, в более широком смысле социализация может длиться на протяжении всей жизни человека, но некоторые отмечают, что в узком смысле социализация может ограничиваться периодом взросления личности вплоть до достижения ею совершеннолетия.

Определение 1

Семейная социализация – это процесс постепенной подготовки человека к будущим социальным ролям (в том числе, к семейной роли), а также влияние со стороны семьи и ее членов на формирование психологически зрелой личности. Именно от отношений в собственной семье будут зависит отношения в семье человека, которую он потом будет выстраивать самостоятельно, будучи уже во взрослом возрасте.

Некоторые исследователи отмечают, что социализация детей практически во все времени считалась очень специфической функцией семьи, единственной в своем роде. Что касается других функций, то они были дополнительными, могли меняться под влиянием тех или иных внутренних или внешних условий и на протяжении многих веков. Особое влияние со стороны семьи ребенок испытывает в раннем возрасте, поскольку его психика более всего восприимчива и гибка, а значит ему легче воспринять совершенно новые ценности и реализовывать свои потребности.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Семья оказывает сильное социализирующее воздействие на личность человека посредством некоторых механизмов влияния:

  1. Эмоциональное влияние, отношение, которое родители проявляют к ребенку; отношения, которое демонстрируют супруги друг к другу;
  2. Нормативное влияние – привитие правил поведения в обществе, определение основных норм и ценностей, которыми в дальнейшей жизни будет пользоваться ребенок;
  3. Информационное влияние – совокупность информации и необходимых данных о явлениях и процессах, происходящих в жизни. На основе данного опыта человек в дальнейшем будет выстраивать свою жизнь.

Этапы социализации детей

Социализация ребенка в семье проходит несколько ключевых этапов, поэтому данный процесс нельзя однозначно назвать простым. Исследователями было доказано, что только по прохождению всех этапов социализации в рамках семьи ребенок может в дальнейшем адаптироваться к социальным условиям. В целом, процесс социализации предполагает две неравные по времени стадии, которые также отличаются друг от друга степенью интенсивности и продолжительностью.

Первый этап социализации человека – период активного становления индивида как полноценной личности в рамках родительской семьи и с учетом родительского воспитания. Таким образом, происходит развитие личности, начиная с момента рождения человека и до юношеского возраста. В целом, от этого этапа социализации ребенка зависит в дальнейшем его жизнь, восприятия общепринятых норм и ценностей, а также норм и ценностей, которые соответствуют семейному укладу. Если в семье ребенок не получил должного воспитания, то во взрослой жизни ему будет достаточно сложно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям.

Второй этап социализации человека – это период развития уже сложившейся личности в ходе дальнейшего социального функционирования, но при создании уже своей собственной семьи. Этот этап охватывает период молодости до взросления (23-25 лет). В этот период человек начинает привыкать к самостоятельности, несет ответственность за свои поступки, примеряет на себя совершенно новые социальные роли и приобретает социальный статус, который может быть желаемым и достигаемым.

В целом семейный климат оказывает влияние на восприятие детьми семейных ролей, а также на желание в будущем обрести собственную семью и завести детей. Иногда человеку достаточно сложно завести отношения, поскольку в детстве, на неблагоприятном примере своих родителей он видел все стороны конфликтов и неприятия семьи и некоторых семейных ценностей. Взрослый человек выбирает себе спутника жизни по одному из критериев: например, того человека, с которым ему проще всего будет воспроизвести ситуацию, которая была не разрешена в детстве, вернуться к своим внутренним проблемам и конфликтам.

В целом, стандартный сценарий, который отражает процесс социализации в семье, выглядит следующим образом:

  1. Изначально дети получают в качестве образца модель отношений супругов, которая была продемонстрирована в родительской семье;
  2. Далее дети проигрывают отношения, выступая в различных ролях со старшими или младшими братьями и сестрами, предоставляя им пример в поведении и примеряя на себя новые роли, которые могут как подходить им, так и быть совершенно чужими;
  3. На основе оценки сходства моделей семьи дети уже во взрослом возрасте выбирают себе нового партнера, с которым и воспроизводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье.

Замечание 1

Таким образом, от успешности социализации в рамках семьи зависит физическое и психологическое состояние ребенка.

Он может или благоприятно воспринимать самого себя, видеть свое будущее, собственную семью. Но если в рамках семьи изначально подавался неблагоприятный пример, то это приводит к тому, что во взрослой жизни человек перестает адекватно оценивать семейные отношения, воспринимает их негативно, перекладывая негативный опыт из прошлого на настоящие отношения. Отсутствие адекватной оценки не позволяет человеку в полной мере насладиться своей жизнью, поскольку страхи и риски будут постоянно преследовать его по жизни.

Семья – это важный источник ценностей и жизненных ориентиров, и воспроизводиться они должны непосредственно обоими супругами, чтобы в дальнейшем передавать их детям. Социализация в семье – один из ключевых этапов развития личности, и от ее организации зависит многое уже во взрослой жизни человека. Поэтому часто, если ребенок воспитывался в неполноценной семье, или в семье, где его преследовали конфликты, то он будет в меньшей степени доверять людям.

Источник