Социализация и индивидуализация развития ребенка

Инна Драчёва
Социализация и Индивидуализация в Детском возрасте в Процессе перехода на ФГОС ДО в Дошкольной организации

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(Л. Н. Толстой)

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.

Социализация — от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.

Социализация ребенка — явление многогранное,происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

— развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

— создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

— формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

— воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

— приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

— развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово; — создание коммуникативной компетентности ребёнка; – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

— формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Все это должно обеспечить основу для формирования предпосылок учебной деятельности.

Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. Эти особенности в педагогике называются факторами социализации. Влияние институтов социализации, в этом случае, выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, а также направления формирования его социальной компетентности. К внутренним факторам социализации относят возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира

Целесообразно в детском саду создать следующие источники для успешной социализации детей:

• Эмоциональное благополучие ребенка – это, прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.

• Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.

• Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.

• Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

• Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.

При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Вот почему одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.

Читайте также:  Мешает ли миома развитию ребенка

Согласно данным исследований Антоновой Т. В., Иваненко МИ. Смирновой Е. О. Стеркиной Р. Б. уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детскомсаду могут служить следующие умения ребенка:

умение ребенка войти в детское общество:

умение ребенка действовать совместно с другими;

умение следовать и уступать общественным нормам;

умение ребенка контролировать свои желания и др.

Обратившись еще раз к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотраприоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В свою очередь, формирование обозначенных качеств личности дошкольника, возможно только при условии его позитивной социализации.

Литература

1. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д. И. Фельдштейна — М.: Меж. пед. Академия, 1995. — 212 с.

2. Выготский Л. С.Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с

3. Н. В. Иванова Социальноеразвитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. — № 6.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155)

Источник

Слайд 1

СЕМИНАР — ПРАКТИКУМ Тема: Социализация и индивидуализация детей МБДОУ д/с № 7 «Солнышко» г.Камбарка

Слайд 2

Социализация – процесс усвоения человеческого опыта.

Слайд 3

Четыре типа индивидуальных сочетаний психодинамических качеств детей. ТИПЫ Формы социализации Импульсивные, пластичные, высокоэмотивные. Содержательное эмоциональное отношение; интериоризация норм и правил. Импульсивные, пластичные, низкоэмотивные. Формальное принятие норм и правил; неуверенность в своем соответствии норме; низкая самооценка. Рефлексные, ригидные, высокоэмотивные. Манипулирование нормами и правилами; внешне «правильное» поведение, внутренне – неприятие. Рефлексные, ригидные, низкоэмотивные. Отвержение норм и правил; демонстративное нарушение; оспаривание нормы; негативизм; агрессия.

Слайд 4

ОПРОСНИК «Специальная осведомленность: эмоции и чувства» БЛОК 1 Содержание и вербальное обозначение эмоций и чувств 1. Что такое любовь? 2. Что такое дружба? 3. Что ты чувствуешь, когда тебя ругают за плохой поступок? Как называется это чувство? 4. Как называется чувство, когда что-то тебе не приятно (противно)

Слайд 5

Блок 2. Выражение эмоций и чувств 5 Как можно узнать, какое настроение у человека? Грустный он или веселый? 6 Как без слов показать, что тебе страшно? 7 Как ты думаешь, можно ли плакать от радости? Почему? 8 Можно ли смеяться, когда тебе страшно? Почему? 9 Может ли злой человек притвориться добрым? Как?Может ли человек, когда ему страшно, не показать этого? Почему? 10 Может ли злой человек притвориться добрым? Как?Может ли человек, когда ему страшно, не показать этого? Почему?

Слайд 6

Блок 3. Причины эмоциональных переживаний. 11 В каких случаях люди радуются? 12 Почему люди плачут?Когда бывает страшно? 13 Почему люди плачут?Когда бывает страшно? 14 Когда мама (папа) гордится тобой?Почему люди становятся врагами?За что можно презирать человека? 15 Когда мама (папа) гордится тобой?Почему люди становятся врагами?За что можно презирать человека? 16 Когда мама (папа) гордится тобой?Почему люди становятся врагами?За что можно презирать человека?

Слайд 7

Блок 4. Сопереживание (Эмпатия). 17 Если маме или папе грустно, что ты сделаешь, скажешь? 18 Если у кого то из твоих друзей день рождения, что он чувствует? А ты? 19 Если кто-то из твоих друзей упал и плачет, что ты сделаешь, скажешь? 20 Если кого-то из ребят похвалили, что он чувствует? А ты?

Слайд 8

ГНЕВ, ЯРОСТЬ ГНЕВ, ЯРОСТЬ ПРЕЗРЕНИЕ ПРЕЗРЕНИЕ УДИВЛЕНИЕ, ИНТЕРЕС УДИВЛЕНИЕ, ИНТЕРЕС СТРАХ СТРАХ РАДОСТЬ РАДОСТЬ СОПЕРЕЖИВАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ СОПЕРЕЖИВАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ ПЕЧАЛЬ ПЕЧАЛЬ СТЫД, ВИНА СТЫД, ВИНА ОТВРАЩЕНИЕ ОТВРАЩЕНИЕ ОБИДА, ГОРЕ ОБИДА, ГОРЕ Эмоциональное назначение ситуации.

Слайд 9

Эмоциональное назначение ситуации. СОДЕРЖАНИЕ СИТУАЦИИ Эмоциональное значение ситуации День рождения РАДОСТЬ Отвержение человека ПРЕЗРЕНИЕ Драка сверстников ГНЕВ, ЯРОСТЬ Нападение собаки СТРАХ

Слайд 10

Отвержение пищи ОТВРАЩЕНИЕ Расставание ПЕЧАЛЬ Наказание СТЫД, ВИНА Приятный сюрприз УДИВЛЕНИЕ, ИНТЕРЕС Ссора ОБИДА, ГОРЕ Болезнь (травма) сверстника СОПЕРЕЖИВАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ

Слайд 11

СОДЕРЖАНИЕ и ЗНАЧЕНИЕ ЭСКИЗА ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭСКИЗАЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭСКИЗА ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭСКИЗАЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭСКИЗА «Грозовой замок» Ужас, страх «Пустынная буря» Злость, гнев, агрессия «Унылый пейзаж» Печаль, депрессия, грусть. «Таинственный лес» Тревожность, страхи. «Страшная комната» -//-

Слайд 12

РЯД ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭМОЦИЙ ПО СХОДСТВУ И РАЗЛИЧИЮ (синонимы внутри модальности, антонимы между ними) РАДОСТЬ ГРУСТЬ СТРАХ ЗЛОСТЬ ВЕСЕЛЫЙ ПЕЧАЛЬНЫЙ ТРЕВОЖНЫЙ СЕРДИТЫЙ СОЛНЕЧНЫЙ ХМУРЫЙ ПУГАЮЩИЙ ГРОЗНЫЙ ИГРИВЫЙ ТОСКЛИВЫЙ НАСТОРОЖЕННЫЙ НЕДОВОЛЬНЫЙ ЗАДОРНЫЙ ЖАЛОБНЫЙ ТАИНСТВЕННЫЙ ТЕМНЫЙ СМЕШНОЙ ПЛАЧУЩИЙ БЕСПОКОЙНЫЙ СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ

Слайд 13

Описание сюжетных картинок для обучающих занятий по формированию дифференцированной самооценки у детей дошкольного возраста. СИТУАЦИЯ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Девочка чихает – реакция мальчика. Вежливый — грубый Мальчик теряет свои очки – мальчик находит свои очки. Внимательный — невнимательный Мальчик болен, но улыбается – мальчик выздоровел, но грустит. Веселый / больной — хмурый /здоровый Неопрятная девочка решила пример – аккуратная девочка не смогла решить пример. Грязнул / умная – аккуратная/ глупая

Читайте также:  Влияние воспитания на развитие личности ребенка

Слайд 14

Сын слушается отца, но жадничает по отношению к брату – сын не слушает запрет отца и дает брату конфеты. Послушный / жадный – Непослушный/ щедрый Мальчик прыгает с высокого стула и мешает своим шумом бабушке в квартире снизу – мальчик боится прыгнуть. Смелый / шумный – трусишка / спокойный, тихий Красивая девочка не уступает бабушке место – некрасивая девочка уступает бабушке место Красивая / невоспитанный – некрасивая / воспитанная Сильный мальчик ломает качели – девочка сама не в состоянии качели починить. Сильный / злой – слабая / добрая Девочка признается маме, что разбила вазу, но не хочет ее склеивать – девочка врет маме, но клеит вазу сама. Честная / ленивая – врунишка / трудолюбивая Девочка молчаливо отклоняет комплимент мальчика – девочка долго хвалится в ответ на комплимент. Скромная / молчаливая – хвастунишка / разговорчивая

Слайд 15

ВЫВОД: Успешность социализации в дошкольном возрасте во многом связано с содержательным эмоциональным отношением детей к нормам и правилам.

Слайд 16

Первое правило «Предупрежден, значит вооружен»

Слайд 17

Второе правило «Все дети хорошие, плохих детей не бывает. Просто иногда хорошие дети плохо себя ведут»

Слайд 18

Третье правило «Общение со сверстником и совместная игра для ребенка важнее, чем занятие»

Слайд 19

Четвертое правило «Сложности в выполнении каких-то действий не делают ребенка плохим»

Слайд 20

Пятое правило «Не стесняйтесь просить помощи»

Слайд 21

Семинар подготовила: Ахметгалеева Р.С. 2016 год

Источник

Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников.

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре образовательной программы дошкольного образования она должна быть направлена на создание:

  • условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творчества способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Социализация представляет собой последовательное, всестороннее включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего социализация связана с вхождением ребенка в мир взрослых, причем как в объективный мир отношений, взаимодействия, деятельности, так и в субъективный мир смыслов, правил, норм и ценностей. Посредниками и проводниками социализации для ребенка являются сначала родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели и педагоги.

Взрослые не только открывают ребенку картину мира, но и модифицируют ее в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей, а так же социокультурных задач развития.

Постепенно ребенок абстрагируется от конкретных моделей поведения, ориентации на определенных людей и идентифицируется с обществом в целом, реализуя изнутри социальные модели поведения. Если первичная социализация – это конкретные роли, установки, ригидное восприятие норм и правил, то вторичная социализация – это рефлексивная позиция личности, активный поиск своего места в обществе и готовность к трансформациям. Завершающий уровень социализации – реализация в обществе уникальной индивидуальности личности.

Дошкольный период развития – возраст, сензитивный к усвоению социальных и моральных норм, возраст активной социализации и готовности психики к интериоризации норм, правил и ценностей социального взаимодействия. И хотя родители и общество предъявляют к ребенку социальные требования уже в школе, пренебрегать к его возрастной чувствительности к социальным моделям поведения недопустимо.

В отличие от адаптации социализация – процесс не просто приспособления, но и активного усвоения социальных норм и ценностей общества, естественного использования их в качестве регуляторов поведения.

Основные механизмы социализации:

  • идентификация – стремление ребенка походить на близких и других значимых людей, перенимать их личностные качества и представления о мире. Ребенок ориентируется на роли и установки взрослых и эмоционально позитивно воспринимает их;
  • интериоризация – присвоение моделей поведения, копирование образцов действий и включение их в картину собственных моделей поведения. Благодаря этому механизму социализации внешние наблюдаемые модели поведения становятся внутренними моделями ребенка, включаются в его структуру личности;
  • ролевое экспериментирование – направлено на апробацию различных качеств личности через социальные роли в обществе. Обратная связь со стороны социального окружения и собственные переживания закрепляют одни модели поведения, апробированные в ролевом экспериментировании, и отторгают другие;
  • социальные ритуалы и социальные образцы – как устойчивые модели поведения в определенных социальных ситуациях взаимодействия представляют собой эффективный механизм построения взаимодействия и межличностных отношений.

в результате социализации у ребенка формируется базовая картина мира, причем индивидуализированная, личностно значимая и эмоционально окрашенная. у каждого воспитанника несмотря на объективную реальность,  включенную в картину мира, формируются собственные, интерсубъектные представления о социальной действительности. Моделируя образовательную среду, важно понимать, с какой картиной мира она будет ассоциироваться у конкретного ребенка. Какой окажется эта среда – воспитывающей, стимулирующей творчество или догматической, воспроизводящей ограничения, — зависит от ее содержания и целей.

Ответственность дошкольных образовательных организаций за социализацию ребенка чрезвычайно высока, так как все последующие социальные воздействия и модели накладываются на первичную модель социализации, сформированную в дошкольном детстве. первичная модель социализации как наиболее устойчивая и определяет последующие социальные переживания и социальные отношения ребенка.

Окружающая среда стремительно трансформируется, и главными направлениями изменения являются индивидуализация и дифференциация. Развивающая среда призвана помочь ребенку определить свою уникальную траекторию в обществе, в котором он растет, и реализовать ее во взаимодействии с социумом.

Читайте также:  Центр развития ребенка печоры

Образовательная среда как мощный агент социализации создает условия для формирования идентичности, развития представлений ребенка о себе как о личности (личностная идентичность): «Какой я?», «Какими качествами обладаю?», «Что я умею?», «Что отличает меня от других (детей и взрослых)?». В то же время среда стимулирует формирование представлений ребенка о себе как члене общества (социальная идентичность) через социальные оценки, связи и взаимодействия, принадлежность к социальным группам. Ориентиром для социальных представлений о себе являются вопросы: «Как ко мне относятся окружающие?», «Что умеют другие?», «Чем я привлекателен?», «Что я могу сделать, чтобы общаться с ними?», «Чем я отличаюсь от других?», «Какие правила надо соблюдать, чтобы быть принятым?».

Образовательная среда должна обеспечивать включенность воспитанника в группу и взаимное принятие ребенка и группы, когда он чувствует свою принадлежность к разным социальным группам, а группы положительно относятся к нему. Моделирование образовательной среды позволяет включить дошкольника в следующие группы: сверстников, половой (мальчики и девочки), принадлежности и этнокультурной включенности, воспитанников конкретной образовательной организации, группы по интересам и т.д.

Взрослый в дошкольной образовательной организации является универсальным носителем моделей социализации и через создаваемую среду должен задавать направления социализации. Развитие обеспечивается, если этот процесс не сводится к дидактике и морализаторству и становится образом жизни педагога.

Другой механизм социализации – социальные ритуалы, то есть устойчивые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия, когда определенный способ действия является регламентированным, социально заданным и стабилизирующим позитивные отношения. Ритуалы прекрасно прекрасно моделируются образовательной средой ДОО, разные помещения которой задают определенную направленность взаимодействия и регулярность действий. Организованность среды упорядочивает психическую жизнь ребенка и через внешнюю стимуляцию дает импульсы, запускающие нужные модели поведения.

Средства социализации ребенка в образовательной среде ДОО:

  • предметный мир, наделенный социальными смыслами и значениями;
  • язык, речевое общение;
  • образцы поведения значимых взрослых;
  • элементы детской субкультуры, подчеркивающие определенные ценности и способы регуляяции поведения;
  • объединение в различные группы, обладающие определенными ценностями и нормами.

Средовое развитие индивидуализации обеспечивается возможностью формирования каждым из детей индивидуального стиля деятельности и общения. Образовательная среда, включающая взаимодействие со взрослыми, сверстниками, призвана формировать активную позицию по отношению к окружающему миру на основе принципов сотрудничества. Задача социального взрослого, исходя из индивидуальных особенностей, интересов и способностей воспитанника, помочь ему сформировать собственный стиль поведения, не противоречащий общепринятым нормам, но позволяющий найти свое место в социуме. Социализация в дошкольном образовании предполагает создание ситуаций апробации ребенком соответствующих моделей, приобретения опыта принятия социальных решений. Важны не только конкретные социокультурные навыки или содержание социализации, но и активный опыт действий ребенка и степень его самостоятельности.

Социальные отношения как системный компонент образовательной среды доложны быть направлены на формирование у ребенка следующих характеристик:

  • уважение себя и других;
  • уверенность в себе, отсутствие страха совершить ошибку;
  • естественность поведения и искренность;
  • готовность принимать на себя ответсвтенность за свои действия;
  • самостоятельность намерений и решений;
  • эмпатийная позиция и способность сопереживать другим;
  • ориентация на индивидуальные и осциальные интересы.

Социализация дошкольника осуществляется прежде всего в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Возникающие между ними контакты по поводу игрушек или других предметов становятся первой формой социального общения со сверстником, формируется опыт координации своих действий и взаимопонимания. В игре действия дошкольника направлены не столько на внешний предмет, сколько на изображение действия как такового. Игра изнутри мотивирует детскую деятельность, что позволяет актуализировать внутреннюю социальную направленность субъекта во внешний мир, стимулируется социальная активность ребенка.

Игровая среда является необходимым условием развития социального интеллекта детей, а групповая сюжетно-ролевая игра в ДОО обладает большим потенциалом развития межличностного общения и сплочения детского коллектива. Сюжетно-ролевая игра пронизана духом коллективизма и желанием постичь законы функционирования общества. Познавая социальную реальность, ребенок присваивает ее в игре, включает в собственную картину мира, моделируя взаимоотношения и всесторонне исследуя содержание и формы общения людей.

Помимо социализации, игра предоставляет возможности для других направлений развития – индивидуализации и персонализации. Содержанием индивидуализации является обретение ребенком социальной неповторимости и индивидуального стиля деятельности. Сущность персонализации отражается в способности человека пользоваться многообразием созданного им мира вещей для саморазвития и утверждения самобытности. Социализация в дошкольном детстве преимущественно связана с идентификацией – включением в группу сверстников, ориентаций в групповых отношениях и формированием внутренней позиции в системе отношений с другими (взрослыми и сверстниками). В игровой среде ребенок учится отделять себя от других, осознавать индивидуальность и соотносить себя с другими через отождествление, идентификацию, сопереживание. Играя, он не только моделирует социальные отношения, но и через эмоциональное переживание, отношение к сюжету осваивает их, а растущая благодаря эмоциональной включенности уверенность в себе развивает способность действовать в разный коммуникативных ситуациях.

Показатели успешной социализации дошкольника:

  • точность и адекватность отражения объективной реальности в субъективной картине мира;
  • эмоциональное принятие и усвоение социальных и моральных норм и правил;
  • благоприятный социометрический статус ребенка в группе, наличие взаимных симпатий;
  • сформированность социальных переживаний и эмпатии;
  • навыки произвольной регуляции поведения в соответствии социальными нормами и правилами;
  • способность находить спонтанные, социально приемлемые формы самовыражения, искренность и относительная ( по возрасту) независимость;
  • положительная устойчивая самооценка и адекватный уровень притязаний;
  • личный опыт социального взаимодействия и принятия решений в разный ситуациях социального взаимодействия;

Источник