Смирнова развитие речи ребенка 2 3 лет

«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.

Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.

У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.

С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.

Моя мама — педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых — то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов — мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.

Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:

????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.

????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.

????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения

????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы

????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.

????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.

????Игры на развитие мелкой моторики.

????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.

И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:

  • Режим радио «Что вижу, то пою» — нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
  • Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
  • До определенного времени упрощать некоторые слова: машина — би-би, котик — мяу, собака — ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
  • Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
  • К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.

И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.

Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.

И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.

Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.

К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.

Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).

Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.

В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок — молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.

Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.

Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.

Читайте также:  Уровни развития ребенка по выготскому актуального развития

А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:

  • Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
  • О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
  • Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.

Мой вывод один — пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.

По теме:

Статья с примерами подражательных потешек

Обзор книги «Без паники! Мой ребенок не говорит»

Источник

(По пособию Л.Н. Смирновой «Развитие речи у детей 2-3 лет»)

СЕНТЯБРЬ (тематический цикл «Игрушки)

Ознакомление с              

окружающим миром

Развитие речи

Ознакомление с художественной литературой

1 неделя

№ 1(стрю5-6)

Игра «Здравствуйте, игрушки»

Игра «раздадим игрушки»

№2 (стр.6-7)

Игра «Играем с куклой»

№3 (стр.7-8)

Игра  «Корзинка с игрушками»

Речевая подвижная игра «Мы с игрушками играем»

Чтение рассказа «Кукла»

2 неделя

№1 (стр.8-9)

Игра «Корзина с игрушками»

Игра «Найди картину»

№2 (стр.9-10)

Игра «Пирамидка»

№3 (стр.10-11)

Игра «Встали дети в круг»

Чтение стихов из серии  «Игрушки» А Барто

3 неделя

№1 (стр.12-13)

Игра «Мы на стульчиках сидим»

Речевая подвижная игра « Мы флажками машем»

№2 (стр.13-14)

Игра «Матрешка»

№3 (стр.14)

Игра «Дети играют»

Чтение с наглядным сопровождением (с показом юлы): стихотворение «Волчок»

4 неделя

№1 (стр.15)

Игра «Что делает кукла?»

№2 (стр.15-16)

Игра «Кубики»

№3 (стр.16-17)

Игра «Корзина с игрушками»

Речевая подвижная игра «мы с игрушками играем»

Чтение без наглядного сопровождения: стихотворение «Подружки» (А.Шибаев)

ОКТЯБРЬ (тематический цикл «Овощи»)

Ознакомление с

окружающим миром

Развитие речи

Ознакомление с художественной литературой

1 неделя

№1 (стр.17-18)

Игра «Огород»

Речевая подвижная игра «Собираем овощи»

Игра «Сварим щи»

№2 (стр.18-19)

Речевая подвижная игра «Помидор»

№3 (стр.19-20)

Игра «Спрячем овощи»

Игра «Найдем овощи»

Чтение с наглядным сопровождением: стихотворение «Страшный случай» (О.Дриз)

(тематический цикл «Фрукты»)

2 неделя

№1 (стр.21-22)

Игра «Фрукты»

Игра «Где растут фрукты»

Речевая подвижная игра « мы идем в сад»

 №2 (стр.22)

Речевая подвижная игра «Яблоко»

№3 (стр.22-23)

Игра «Подбери картинку»

Игра «Подарим фрукты»

(тематический цикл «Осень»)

3 неделя

№1 (стр.23-24)

Игра «Осень пришла»

Речевая подвижная игра «Шагаем по листьям»

Игра «Большой-маленький»

№2 (стр.24-25)

Игра «Сделаем коврики»

№3 (стр.25-26)

Игра «Сколько листочков?»

Речевая подвижная игра «Листопад»

Чтение без наглядного сопровождения: стихотворение «Осень» (М.Ходякова)

(тематический цикл «Домашние животные»)

4 неделя

№1 (стр.26-27)

Игра «Песенки животных»

Игра «Лошадка-качалка»

№2 (стр. 27-28)

Игра «Играем с животными»

№3 (стр.28-29)

Игра «Собачки испугались»

Чтение без наглядного сопровождения: потешки — «Коза»                — «Киска»

НОЯБРЬ   (тематический цикл «Домашние животные»)

Ознакомление с

окружающим миром

Развитие речи

Ознакомление с художественной литературой

1неделя

№1 (стр. 29-30)

Игра « На игрушку посмотри и картинку подбери»

Игра «Положи рядом»

№2 (стр.30-31)

Игра «Играем с животными»

№3 (стр. 31-32)

Игра «Куда пригнула собачка)

Игра «Поставь возле»

Чтение без наглядного сопровождения: потешка «Тили-бом» и рассказ «Корова»

(тематический цикл «Домашние животные и их детеныши»

2 неделя

№1 (стр.33)

Игра «На картинки мы глядим»

Игра «Кто где?»

№2 (стр. 33-34)

Игра «Кто с кем живет?»

Игра «Большой-маленький»

Игра «Чей домик»

№3(стр. 34-35)

Игра «Играем с котенком»

Речевая подвижная игра «Мы котята»

Чтение без наглядного сопровождения: стихотворение «Я теленочка ласкала…»(И.Новикова)

(тематический цикл «Дикие  животные»)

3 неделя

№1(стр.35-36)

Игра «Кто живет в лесу»

Игра «Что делают звери?»

№2 (стр. 36-37)

Игра «Зайка»

№3 (стр.37-38)

Игра « Куда прыгнула белочка?»

Читайте также:  Занятия по раннему развитию ребенка

Чтение без наглядного сопровождения:

сказки — «Теремок»

               «Колобок»

4 неделя

№1 (стр. 38-39)

Игра «Кто прибежал из леса?»

Игра «Поставь возле»

№2 (стр.39-40)

Игра «Играем с мишкой»

Игра «Мишка»

№3 (стр.40-41)

Игра «Белочка с орешками»

Игра «Куда прыгнула белочка» (см. стр.37)

ДЕКАБРЬ (тематический цикл «Дикие животные и их детеныши»)

Ознакомление с

окружающим миром

Развитие речи

Ознакомление с художественной литературой

1 неделя

№1 (стр.41-42)

Игра «На картинки мы глядим»

Игра «Кто где?»

№2 (стр.42-43)

Игра «Кто с кем живет?»

Игра «Один-много- ни   одного»

Игра «Большой-маленький»

№3 (стр.43-44)

Игра «На детенышей глядим»

Игра «Кого, чем угостим»

Чтение без наглядного сопровождения:

Р.н.с. «Козлятки и волк» (К.Ушинского)

( тематический цикл «Дикие животные жарких стран»)

2 неделя

№1 (стр.44-45)

Игра «На игрушку посмотри и картинки подбери»

Игра «Чьи ножки бегут по дорожке?»

№2 (стр.45-46)

Игра «Про слона расскажи»

Игра «Играем с жирафом»

№3 (стр.46-47)

Игра «Кому что подарю»

Чтение без наглядного сопровождения:

Рассказ про диких животных жарких стран

( тематический цикл «Зима»)

3 неделя

№1 (стр.47-48)

Игра «В гости к нам зима пришла»

Игра «Найди картинку»

№2 (стр.48-49)

Игра «Какие снежки?»

Игра «Сколько снежков»

№3 (стр. 49-50)

Игра «Наступила зима»

Чтение без наглядного сопровождения:

стихотворение

« Первый снежок» (И.Белоусов)

( тематический цикл «Зимние забавы»)

4 неделя

№1 (стр.50-51)

Игра «На чем катаются дети?»

Игра « Что слепил Дед Мороз?»

№2 (стр. 51-52)

Игра «Снегурочка со снежками»

Игра «Какие снежки?» (см. стр.48)

Игра «Сколько снежков?» (см. стр.48-49)

№3 (стр. 52-53)

Игра «Нарядим елочку»

Чтение без наглядного сопровождения:

Стихотворение « Снежный дом» (О.Жук)

Рассказ «Поезд» (Я.Тайц)

Стихотворение « На санках» (О.Высотская)

ЯНВАРЬ (тематический цикл «Посуда»)

Ознакомление с

окружающим миром

Развитие речи

Ознакомление с художественной литературой

1 неделя

№1 9стр.53-54)

Игра «Мы посуду называли»

Игра « Соберем посуду»

№2 (стр.55)

Игра «Сколько ложек»

Речевая подвижная игра «Я иду, иду, иду»

№3 (стр.55-56)

Игра «Чаепитие для кукол»

Чтение без наглядного сопровождения: фрагмент «Федорино горе» (К.Чуковский)

( тематический цикл «Одежда»)

2 неделя

№1(стр.57-58)

Игра «Покажи одежду»

Игра «У кого что?»

№2 (стр.58)

Игра «Играем с куклой»

№3 (стр.58-59)

Игра «Куда кладу вещи?»

Чтение без наглядного сопровождения: стихотворение «В рукавичках…»

( тематический цикл «Мебель»)

3 неделя

№1(стр.59-60)

Игра «Положи игрушку»

№2 (стр.60-61)

Игра «Где лежат игрушки?»

Речевая подвижная игра «Играем со стульчиками»

№3 (стр.61-62)

Игра «Куда положим вещи?»

Чтение без наглядного сопровождения:

Р.н.с.  «Маша и медведи»

( тематический цикл «Игрушки»)

4 неделя

№1(стр.63-64)

Игра «Мы игрушки положили»

Речевая подвижная игра «У кого какая  игрушка?

№2 (стр. 64)

Игра «Играем с неваляшкой»

Речевая подвижная игра «Играем с погремушкой»

№3 (стр.65-66)

Игра «На игрушки посмотри»

Игра «Мы играем»

Чтение без наглядного сопровождения:

стихотворение «Мой конь» (К.Клокова)

ФЕВРАЛЬ (тематический цикл «Продукты питания»)

Ознакомление с

окружающим миром

Развитие речи

Ознакомление с художественной литературой

1 неделя

№1(стр.66)

Игра «На продукты посмотри»

№2 (стр. 66-67)

Игра «Сколько баранок?»

Игра «Съедобное- не съедобное»

№3 (стр.67-69)

Игра «Что купила Марина?»

Чтение без наглядного сопровождения:

потешка – «Ай качи…» стихотворения — «Кто скорее допьет» (С.Капутикан)

— «Вкусная каша» (О.Дриз)

( тематический цикл «Птицы»)

2 неделя

№1 (стр.69-70)

Игра «Птичий двор»

№2(стр.70-71)

Игра «Играем с птицами»

№3 (стр. 71-72)

Игра «Цыплята пришли в гости»

Чтение без наглядного сопровождения: Рассказы

–«Добрая утка» (В.Сутаев)

— «Курочка» (Е.Чарушин)

( тематический цикл «Дом и предметы быта»)

3 неделя

№1 (стр.72-73)

Игра «Что есть дома?»

Игра «Я ходил и положил»

№2 (стр.73-74)

Игра «Кому что нужно?»

Речевая подвижная игра «Я иду, иду, иду»

№3 (стр. 74-75)

Игра «Спрячь картинку»

Чтение без наглядного сопровождения:

стихотворение «Мойдодыр» (К.Чуковский)

( тематический цикл «Предметы труда»)

4 неделя

№1(стр.75-76)

Игра «Для чего нужен предмет?»

Игра «На предметы посмотри»

№2 (стр.76-77)

Игра «Что будет делать кукла?»

Игра «Я иду, иду, иду»

Игра «Где предметы?»

№3 9стр.77-78)

Игра «Погляди и найди»

МАРТ (тематический цикл «Профессии»)

Ознакомление с

окружающим миром

Развитие речи

Ознакомление с художественной литературой

1 неделя

№1(стр. 78)

Игра «Кто работает?»

Игра «Спрячь картинку»

№2 (стр.79)

Игра «Кому что нужно?»

Игра «Где предметы?»

№3 (стр.80)

Игра «Мы построили дом»

( тематический цикл «Транспорт»)

2 неделя

№1(стр.81-82)

Игра «Что делают машины?»

Игра «Возьму и подниму»

№2 (стр.82-83)

Игра «К нам приехала машина»

Игра «Сделаем машину»

№3 (стр. 83-84)

Игра «Прокатим зверюшек»

Чтение без наглядного сопровождения:

стихотворения

— «Мчится поезд» (Э.Машковская);

-«Паровоз» (Т.Волгина)

( тематический цикл «Весна»)

3 неделя

№1 (стр. 84-85)

Игра «Вот пришла весна»

Речевая подвижная игра «Пройди по лужам»

№2(стр.85-86)

Игра «Что бывает весной?»

Речевая подвижная игра «в гости к нам пришла весна»

№3 (стр. 86-87)

Игра «Кукла Маша идут гулять»

Игра «Сколько лодочек в луже?»

Чтение без наглядного сопровождения:

стихотворение «Ласточка» (А.Плещеев)

( тематический цикл «Растения»)

4 неделя

№1(стр.88)

Игра « В лесу»

№2 (стр.88-89)

Игра «Что растет в лесу?»

Речевая подвижная игра «В лес с ребятами идем»

№3 (стр. 89-90)

Игра «Ковер и цветов»

Игра «Принесла я вам цветок»

Речевая подвижная игра «Вырастут у нас цветы»

Чтение без наглядного сопровождения:

стих-ния – «На лугу»

                  — Колокольчики»

АПРЕЛЬ (тематический цикл «Насекомые»)

Ознакомление с

окружающим миром

Развитие речи

Ознакомление с художественной литературой

1 неделя

№1(стр.91)

Игра «Кто машет крылышками?»

№2 (стр. 91-92)

Игра «Я на дереве сижу»

№3 (стр. 92-93)

Игра «бабочки и ворона»

Речевая подвижная игра «Бабочка»

Чтение без наглядного сопровождения:

Стихотворении «Я за бабочкой бегу..» (Л.Смирнова)

Занятия для повторения пройденного материала

 (сб. «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба )

2 неделя

Читайте также:  Сенситивный период развития ребенка это

Стр.65

Занятие «К нам пришел Петрушка»

Стр.66

Занятие «Петрушка снова у нас в гостях»

Стр.68

Занятие «Пожалеем зайку»

Чтение стихотворения «Зайка» А.Барто

3 неделя

Стр.69

Занятие «Угадай кто там?»

Стр.70

Занятие «Наши домашние животные»

Д/игра «Кто как кричит?»

Стр.71

Занятие «Где мои детки?»

Чтение без наглядного сопровождения:

стихотворения и рассказы о животных из детской хрестоматии

4 неделя

Стр.72

Занятие «Кто, где живет?»

Стр. 73

Занятие «Едем в лес»

Загадки о животных

Стр. 75

Занятие «Что делают животные?»

Игра «Вопросы и ответы»

МАЙ

Занятия для повторения пройденного материала

 (сб. «Кроха»(Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба )

Ознакомление с

окружающим миром

Развитие речи

Ознакомление с художественной литературой

1 неделя

Стр.77

Занятие «Это что и для чего?»

Стихотворение «Мойдодыр» К.Чуковский

Стр.78

Занятие «Что купили Зине в магазине?»

Д/и «Устроим кукле комнату»

Чтение без наглядного сопровождения:

«Федорино горе» К.Чуковский

2 неделя

Стр.67

Занятие «Покатаем наших друзей»

(По Л.Н.Смирновой)

№1 (стр.82-83)

Игра « к нам приехала машина»

Игра «Сделаем машину»

(По Л.Н.Смирновой)

№3 (стр.83-84)

Игра «Прокатим зверюшек»

Чтение без наглядного сопровождения:

стихотворение «Мчится поезд» (Э.Машковская)

(По Л.Н.Смирновой)

3 неделя

№1(стр.72-73)

Игра «Что есть дома?»

Игра «Я ходил и положил»

№2 (стр.73-74)

Игра «Кому что нужно?»

Речевая подвижная игра «Я иду, иду, иду»

№3 (стр.77-78)

Игра «Спрячь картинку»

Чтение без наглядного сопровождения:

стихотворение «Мойдодыр» К.Чуковский

4 неделя

№1 (стр.69-70)

Игра «Птичий двор»

№2 (стр. 70-71)

Игра «Играем с птицами»

№3 (стр.89-90)

Игра «Ковер из цветов»

Речевая подвижная игра «вырастут у нас цветы»

Чтение без наглядного сопровождения:

стихотворение «На лугу» (О.Бедарев)

Источник

фото babyblog.ru

В жизни малыша существуют сензитивные периоды: этапы эффективного усвоения определенных навыков. С 2 до 3 лет дети осваивают речь: растет словарный запас, совершенствуется артикуляция. Задача родителей — помочь чаду развить речевые навыки. Развитие речи стимулируют специальные упражнения.

Общие рекомендации

Чтобы добиться успеха, соблюдайте простые рекомендации:

-занимайтесь регулярно, это позволяет постепенно закрепить навык;

-не делайте больше трех упражнения за один раз;

-занятие должно занимать около 10 минут: детишки двух-трех лет не могут долго концентрировать внимание;

-занятия на развитие речи проводятся в виде игр, иначе выполнять задания крохе будет скучно, он быстро потеряет интерес.

Иногда двухлетний ребенок не разговаривает, так как с ним мало общаются родители. Малыш наверстает упущенное в садике, но при этом могут возникать проблемы с произношением, поэтому не надо ждать, что проблема решится без участия мамы и папы.

Чаще говорите с малышом, комментируйте то, что вы делаете, убираясь или готовя еду, задавайте ребенку вопросы. Не «предугадывайте» желания: родители часто выполняют невербальные просьбы малыша и у него отсутствует потребность говорить. Не давайте малышу, что он хочет, пока он не скажет несколько слов. Проблемные ситуации стимулируют развитие речи.

Фонематический слух

фото ppt-online.org

Развитие речи идет по ряду направлений, одно из важнейших — совершенствование фонематического слуха. Фонематический слух — это способность распознавать языковые фонемы, отличать слова, которые состоят из одинаковых единиц («нос-сон», «кабан-банка»).

Развить фонематический слух помогут следующие игры:

-узнавание по голосу. Участвовать в игре могут от четырех человек. Малыш стоит спиной к играющим. Его задача — угадать, кто называет его имя;

-узнавание звуков. Купите детские музыкальные инструменты. Попросите ребенка на слух определить, на каком инструменте вы играете;

-имитация звуков животных. Научите ребенка произносить звуки, свойственные тому или иному животному (кошке, козе, корове);

-повторение ритма. Родители отбивают простой ритм, просят ребенка повторить его. Можно менять правила: ритм «задавет» ребенок, а родители воспроизводят его.

Развитие артикуляции

фото woman.rambler.ru

Развитие речи невозможно без обучения правильному произношению звуков: малыш должен слышать себя и окружающих, управлять артикуляцией.

Игры для развития артикуляции можно использовать следующие:

-«поцелуи». Накрасьте губы девочки помадой, попросите сделать несколько отпечатков на листе бумаги;

-«сердитая кошка». Попросите малыша надуть щечки, как можно сильнее выдохнуть воздух;

-«собака лакает молочко». Научите ребенка делать языком лакательные движения;

-«язык-художник». Пусть ребенок попробует «нарисовать» на небе языком какие-либо простые фигурки. Потом попросите его «закрасить» небо полностью;

-«кривляющаяся обезьянка». Пусть кроха корчит смешные рожицы перед зеркалом;

-игры с картинками. Показывайте картинки, спрашивайте, какие звуки издают ее участники. Если на картинке девочка укачивает куклу, она сопровождает это звуками «а-а-а», если изображена корова — она мычит и т. д.;

-«дудочка». Малыш складывает губы в трубочку, имитирует звуки, издаваемые дудкой;

-«рыбка». Надо пошлепать расслабленными губами, изображая рыбу;

-«маляр». Ребенок приоткрывает рот, показывая зубы, водит языком по зубам в обе стороны.

Контроль дыхания

фото mbdou67.ru

Во время речи важно контролировать дыхание, делая вдохи и выдохи в нужные моменты.

Для овладения навыком используются следующие упражнения:

-«одуванчик». Ребенок сдувает пушинки с воображаемого или настоящего одуванчика. Малыш вдыхает носом, выдох делать через рот;

-упражнение со свечкой. Зажгите свечу, попросите кроху задуть пламя, сделав глубокий вдох носом, а выдохнув ртом. Увеличивайте расстояние до свечи, усложняя задание;

-«шарик». Возьмите ребенка за руки, сформировав круг. Делайте вдох носом и шаг назад: шар надувается. Выдохните через рот с шипящим звуком, одновременно делая шаг вперед: шарик сдувается, уменьшаясь. Повторите упражнение четыре раза.

Мелкая моторика

фото psychologos.ru

Развитию речи способствует развитие мелкой моторики рук. Помогают упражнения Монтессори с крупами, камешками, другими мелкими предметами. Лепите с ребенком из пластилина: двухлетний малыш может делать шарики и колбаски, наклеивать их на бумагу, создавая аппликации. К трехлетнему возрасту дети способны создавать простые фигурки по заданной схеме. Развивают моторику конструкторы, мозаики, пазлы, пальчиковые упражнения.

Комплексный подход поможет добиться цели: регулярно делайте упражнения, и результат не заставит себя долго ждать.

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!

Источник