Сложности в развитии слепого ребенка

Сложности в развитии слепого ребенка thumbnail

Особенности развития слепорожденных детей. Психология слепых

Психические нарушения при слепоте и глухоте имеют свои особенности, что обусловлено той исключительно важной ролью, которую играют оба генеральных анализатора, обеспечивающих зрение и слух, в жизнедеятельности организма. При сравнении особенностей развития психической деятельности слепорожденного или с детства глухого ребенка видно, что слепой нормально психически развивается, поскольку он слышит человеческую речь со дня своего рождения. Однако это развитие одностороннее, так как, слыша слова и усваивая их смысл, ребенок не имеет о них зрительного представления.

Кроме того, отсутствие зрения тормозит формирование кинестетических функций, так необходимых для нормального развития.

Слепорожденный живет в мире звуков и постепенно приспосабливается к окружающему при помощи слуха и всех сохранившихся органов чувств. В течение длительного времени он понятия не имеет о том, что окружающие его зрячие люди все воспринимают по-другому и их возможности адаптации намного шире, чем у слепого. Слепорожденный не знает, что он — инвалид и многого лишен в результате слепоты. Первое тяжелое психическое потрясение он испытывает, когда узнает о своем физическом дефекте. В этот период огромную роль играет правильное воспитание ребенка, его микросоциальное окружение.

Первое ясное представление о своей неполноценности он получает в 3—4-летнем возрасте, когда начинает формироваться самосознание и соотнесение своей личности с окружающим миром. Гиперопека в этот период, так же как и безнадзорность, крайне нежелательны. Необходимо заботливое и чуткое отношение к ребенку и создание ему необходимых условий для психического и физического развития. Даже косвенные намеки на неполноценность слепого вызывают у него мучительные переживания и способствуют появлению повышенной ранимости, обидчивости, впечатлительности, аутизации. Богатый мир звуков вступает в противоречие с полным отсутствием зрительных восприятий.

слепорожденные дети

В препубертатный и пубертатный периоды у слепого ребенка появляется чрезмерная потребность в фантазировании. В фантазиях как бы «утоляется» зрительный голод, так как слепой в них представляет себя зрячим человеком, героем, наделенным особыми человеческими достоинствами. Эти фантазии порой принимают характер овладевающих представлений и до определенного периода жизни занимают важное место в переживаниях слепого. В большинстве случаев зрительный анализатор у слепых функционально сохранен, а поражен лишь его периферический участок.

При анализе особенностей фантазий у слепых невольно возникает предположение, не являются ли они своеобразным замещением утраченной функции, необходимым для поддержания тонуса центральной нервной системы, бурно развивающейся на ранних этапах онтогенеза. Мы считаем, что это предположение не лишено оснований, если учесть, что при выключении такого мощного и важного анализатора, каким является зрительный, необходима какая-то «заместительная компенсация».

Осознание своей неполноценности способствует появлению на самых первых этапах жизни ребенка массивной невротической симптоматики и развитию идей отношения, обусловленных преимущественно переживанием своего дефекта, неполноценности. На этом фоне возникают разнообразные патохарактерологические расстройства, проявляющиеся сложным симптомокомплексом — депривационным синдромом. Клиническими признаками этого синдрома являются: массивная невротическая симптоматика; патологическое фантазирование; стойкие, преимущественно психогенные, идеи отношения; разнообразные патохарактерологические расстройства.

Во всех клинических проявлениях депривационный синдром наблюдался только у лиц с врожденной или рано приобретенной слепотой.

У большинства обследованных взрослых слепых выявлялись различные варианты патохарактерологического развития личности. Они отличались от патохарактерологического развития у зрячих пациентов в первую очередь тем, что как правило, сочетались с выраженной астенической симптоматикой и ипохондричностью. Повышенная ранимость и подозрительность способствовали развитию затяжных невротических состояний. Больные становились крайне обидчивыми, сенситивными, аутичными. В последующем у слепых обычно формировался невротический тип патохарактерологического развития в его основных вариантах (неврастенический, обсессивно-фобический, истерический), клиника которых по сравнению с таковой у зрячих определялась особенностями личности, обусловленными зрительной депривацией.

— Также рекомендуем «Особенности развития глухонемых детей. Психология глухих»

Оглавление темы «Психология глухих и слепых»:

1. Психологическая помощь глухонемым детям и подросткам. Социализация глухих

2. Особенности развития слепорожденных детей. Психология слепых

3. Особенности развития глухонемых детей. Психология глухих

4. Сенсорная депривация. Зрение и его значение

5. Получение информации о внешнем мире у слепых. Значение слуха для слепого

6. Физиология слуха и вкуса у слепых. Шестое чувство слепого

7. Пространственное представление, внимание, память и мышление у слепого

8. Особенности мыслительной деятельности, речи у слепых детей и взрослых

9. Двигательная деятельность слепых. Особенности моторики слепого

10. Формирование личности слепого и их особенности

Источник

Ольга Шабанова
Особенности обучения слепого ребенка

Особенности обучения слепого ребенка.

Каким образом можно организовать процесс обучения слабовидящих детей и детей с глубоким нарушением зрения, чтобы он приводил к формированию полных представлений об окружающем его мире?

Восприятие слепого ребенка базируется на тактильно-осязательном и слуховом способах познания, а обучение строится на основе использования рельефно-точечной системы Брайля.

Но слепые дети младшего возраста еще не владеют приемами перцептивных действий, они испытывают трудности в нахождении основных частей даже знакомых им предметов, игрушек, это затрудняет построение целостного образа предмета. Использование метода наглядности в обучении слепых детей, способствует формированию представлений об окружающих предметах.

Наряду с несовершенством осязательных приемов обследования предметов у слепого человека имеются трудности и в пространственной ориентировке.

У ребенка в условиях дефицита сенсорной информации снижается двигательная активность и часто взрослые и сам ребенок,направляют усилия на развитие его речи: читают детские книги, разучивают стихи, тем самым компенсируется развитие через использование речи. В результате развитие ребенка становится дисгармоничным, а знания об окружающем носят формальный характер. Поэтому в первую очередь нужно уделять большое внимание развитию предметной деятельности. Это длительный и трудоемкий процесс. Обучающие задания должны вводиться последовательно и включать преемственность.

Низкий уровень развития пространственной ориентировки снижает эффективность обучения детей со зрительной патологией. Чем раньше начинается развитие ориентировки в пространстве у ребенка с нарушением зрения, тем эффективнее проходит общая реабилитация и подготовка к жизни такого ребенка.

Развитие навыков пространственной ориентировки осуществляется как на уроках русского языка, математики, физкультуры, технологии, так и на специальных занятиях ориентировки в пространстве.

Уроки физической культуры способствуют формированию навыков ориентировки в различных направлениях среди окружающих предметов.

На уроках трудового обучения дети учатся определять форму, величину предметов, их местоположение.

При изучении материала по математике осуществляется сравнение предметов по величине и форме, взаимному расположению, с плоскими и объёмными формами.

У слепых обучающихся начальной школы на всех уроках формируются элементарные пространственные навыки работы с книгой, брайлевским прибором, ориентировки на листе бумаги, на столе.

Слепые дети младшего возраста проявляют большое желание научиться самостоятельно передвигаться и все зависит от тех условий, в которых будет развиваться ребенок. Обучение предполагает использование дифференцированного подхода к обучающимся, учитывать возраст, физическое и психическое развитие.

Важно сформировать у ребенканавыки самостоятельной ориентировки в большом пространстве: территория вокруг школы, игровая площадка у дома. Человеку с нарушением зрения нужно знать, куда он идет, где он находится в каждый момент движения, то есть нужно уметь контролировать свой путь. Таким техническим средством является «Белая трость». При обследовании конкретного маршрута, необходимо научить ребенка технике ходьбы с тростью и одновременно использовать осязательные, слуховые и обонятельные ориентиры.

Источник

Анастасия Кузнецова
Консультация для педагогов «Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 11

Консультация

Тема: «Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения».

Подготовила: воспитатель Кузнецова А. А.

Одинцово, 2020

Введение

Роль зрения в познании человеком окружающего мира исключительно велика. Очевидно, что сокращение, а тем более, полная потеря зрения ведет за собой серьезные потери в области чувственного отражения. Невозможность или существенные ограничения в получении зрительного опыта влекут за собой ограничения в психическом развитии (депривационное поражение).

Но нарушения зрения влекут за собой не только зрительную депривацию, но и депривацию эмоциональную и социальную. Также следует иметь в виду, что при врожденной или рано приобретенной слепоте человек лишен не только зрительных стимулов — также сокращается стимуляция других модальностей в связи с недостаточным развитием сохранных анализаторов, бедностью социальных связей и отношений. Таким образом, слепота может сопровождаться различными сдвигами в поведении, соматическом состоянии, нервно-психическими нарушениями.

Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

Как уже было рассмотрено выше, развитие слабовидящих и слепых детей имеет свои особенности. Исходя из этого логично было бы сделать вывод, что воспитание и обучение детей с нарушениями зрения имеют принципиальные отличия от этих же процессов у детей зрячих. Но Л. С. Выготский в своей статье «Слепой ребёнок» опровергает данную точку зрения. Он показывает, что у слепых детей существует так называемый механизм сверхкомпенсации — когда незрячий ребенок сталкивается с внешней средой, то возникает конфликт, вызванный несоответствием недостаточного органа или функции с их задачами. Этот конфликт создает повышенные возможности и стимулы — сверхкомпенсацию.

Дефект становится, таким образом, «исходной точкой и главной движущей силой психического развития личности. Если борьба кончается для организма победой, то он не только справляется с созданными дефектом затруднениями, но и поднимается сам в своем развитии на высшую ступень, создавая из недостаточности одаренность, из дефекта — способности, из слабости — силу, из малоценности — сверхценность».

Разумеется, что слепота создает огромные трудности для ребенка при вхождении его в социальное общество. Сверхкомпенсация рождается как реакция психики на чувство неполноценности, неуверенности и слабости, которые появляются у слепого ребенка. Сверхкомпенсация же направлена на формирование социально полноценной личности, на завоевание позиции в общественной жизни, она направлена на преодоление конфликта.

Из этого следует, что она не просто создает условия для развития сохраненных анализаторов (слух, речь, но вовлекает всю личность без остатка. Данный процесс направлен не на замену зрения, а на преодоление социально психологической неустойчивости как результата физического дефекта. Тут важно заметить, что хотя слепой ребенок и лишен всякого зрительного опыта, но у него присутствует речь — а значит у него сохранен главный инструмент социального взаимодействия. И это имеет огромное значение. Для иллюстрации данного тезиса Л. В. Выготский сравнивает возможности развития слепого и глухого, и приходит к следующим выводам — с биологической стороны слепой теряет намного больше, чем глухой, ведь слепое животное абсолютно беспомощно.

Но человек, в отличие от животного, есть «продукт» социального взаимодействия, для него на первый план выходят искусственные, социальные функции, а это означает, что глухота является гораздо большим недостатком, чем слепота. Ведь глухой человек лишен способности говорить, что выключает его из социального взаимодействия, опирающегося на речь.Именно поэтому слепой находится в намного более благоприятном положении: он может говорить, а, следовательно, у него есть все возможности быть социально полноценным. Как пишет Л. С. Выготский, «…слепоту побеждает слово». Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод — и слепой, и зрячий ребенок в конечном итоге имеют единый механизм развития — речь. А если данный механизм у них общий — то нет принципиальной разницы между воспитанием зрячего и слепого ребенка.

Коррекционно-педагогическая работа

У ребенка с нарушенным зрением компенсаторные перестройки выражаются не только на биологическом, но также и на социальном уровне, который требует целенаправленного и сознательного обучения. Развитие детей с нарушением зрения определено единым взаимодействием биологических и социальных факторов и зависит от формы заболевания органа зрения, от того, насколько сохранились слуховой, двигательный и кожный анализаторы, от уровня психического развития, от того, когда было утрачено зрение, а также от содержания, методов и форм обучения и воспитания.

Отправные идеи, касающиеся коррекции и компенсации нарушенных функций, изучения ведущей роли обучения и воспитания в развитии слабовидящих детей были разработаны Л. С. Выготским, М. И. Земцовой, Ю. А. Кулагиным, А. Г. Литваком, Л. И. Солнцевой, Л. И. Плаксиной и др. Также важно отметить особую роль социальных факторов в развитии детей, которые связанны с воспитанием и обучением. Ребенок с рождения и постоянно находится во взаимодействии и под влиянием окружающей его социальной среды, которая является очень важным условием и источником его развития.

Формирование сложных психических процессов у слепых и слабовидящих детей зависит от воспитания и обучения, имеющих коррекционную направленность. Коррекционная направленность обучения и воспитания предусматривает развитие процессов компенсации, сглаживание недостатков когнитивной деятельности и др.

Содержание и методы коррекционной работы строятся исходя из возраста детей, структуры и состава нарушенных функций, особенностями восприятия учебного материала и ориентировки в пространстве. Процессы компенсации в детском возрасте имеют свои особенности, связанные с возрастными изменениями. Из-за этого при оценке возможностей компенсации в детском возрасте рассматриваются не только уже сформированные механизмы компенсации, но и те, которые только находятся в стадии развития и становления, то, что Л. С. Выготский обозначал «зоной ближайшего развития «. Учитывание зоны ближайшего развития имеет большую важность для управления процессами компенсации и коррекции.

Основные принципы коррекционной работы

Коррекционная работа — это средство для оказания помощи слепому или слабовидящему ребенку при овладении опытом взаимодействия с окружающей средой. Необходимо, чтобы такая работа была направлена на развитие способностей верно отражать сущность объектов и явлений реальности, что обязательно для новых обходных способов ориентации в окружающем пространстве, когда у детей появляются специальные знания, умения и навыки.

Интегрированное обучение слепых и слабовидящих детей

Толковый словарь Ушакова определяет термин «интеграция» как «объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития». В специальной педагогике данный термин обозначает процесс, состояние и результат, при которых люди с различными нарушениями в развитии или имеющие ограниченные возможности здоровья, физического развития, интеллекта, и т. д., не изолируются от общества, а участвуют во всех видах и сферах социальной жизни совместно и вровень с остальными. [19]

М. И. Никитина, в своей работе «проблема интеграции детей с особенностями развития»,дает такое определение: «Под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекционной педагогике понимается процесс включения этих лиц во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования».

Тема интегрированного обучения слепых и слабовидящих детей очень важна и актуальна. Как уже указывалось выше, только в процессе постоянного общения, взаимодействия, в том числе обязательно и со здоровыми детьми, ребенок, имеющий различные нарушения зрения, способен будет потом успешно «влиться» в общество зрячих. Но не редка ситуация, когда слабовидящие и слепые дети длительное время проживают в условиях изолированного, замкнутого пространства (каковым является интернат или специальная школа, потом они имеют большие трудности, а иногда и вовсе лишены возможности полноценно и самостоятельно включиться в социальную жизнь и адаптироваться в ней. По мнению автора данной работы, именно интегрированное обучение способно помочь слепому или слабовидящему ребенку наиболее полно в дальнейшем адаптироваться в мире зрячих людей. Несомненно, что совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов по зрению несет в себе большие сложности, как для первых, так и для вторых.

Слабовидящие и слепые дети часто не имеют модели,образца для подражания социальному поведению: как нужно передвигаться, находиться за столом, использовать столовые приборы (вилку, ложку) и т. п. Большое количество признаков предметов и явлений визуального характера (форма и цвет, свет, величина др.) не воспринимаются слепыми детьми непосредственно. Эти особенности незрячих детей, ровно как и невозможность создать у них некий заменитель зрительного восприятия, хорошо иллюстрирует [12] Л. С.Выготский притчей про слепца: «Слепец спрашивает у поводыря: «Где ты был?»«Молоко ходил пить». — «Каково оно?»«Белое». — «Что такое белое?»«Такое, как гусь». — «А какой гусь?»«Такой, как мой локоть».Слепец пощупал локоть и сказал: «Теперь я знаю, какое молоко». Именно поэтому огромное значение играет правильно организованное социальное воспитание слабовидящего и слепого ребенка, максимальное использование компенсаторных механизмов.

Процесс социальной компенсации, в который вовлечен ребенок с нарушенным зрением, [13] Л. С.Выготский описывает так: 1) «неприспособленность ребенка к социокультурной среде создает мощные препятствия на пути роста его психики (принцип социальной обусловленности развития); 2) эти препятствия служат стимулом для компенсаторного развития; становятся его целевой точкой и направляют весь процесс (принцип перспективы будущего); 3) наличие препятствий повышает и заставляет совершенствоваться функции и приводит к преодолению этих препятствий, а значит, к приспособленности (принцип компенсации)». Очевидно, что педагоги, работающие со слабовидящими и слепыми детьми, должны будут получить дополнительную подготовку, чтобы быть способными оказать квалифицированную помощь таким ученикам.

Для детей с различными нарушениями зрения (абсолютно слепых, слабовидящих, частично зрячих) в общеобразовательной школе нужно создать благоприятные условия, а именно адаптивную образовательную среду.Также важнейшим условием благополучной интеграции являются: успешная социальная адаптация ребенка, активное включение его в учебную деятельность, рецепторное обучение,которое основывается на использовании всех анализаторов: слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, и зрительного (если сохранилось остаточное зрение).

В заключение можно сказать, что хотя интегрированное обучение детей с нарушениями зрения и связано с трудностями, польза от него для ребенка-инвалида по зрению может быть огромной. Интегрированное обучение в общеобразовательной школе может даже подготовить слепого или слабовидящего к дальнейшему обучению в ВУЗе и значительно облегчить его адаптацию там.

Проблема обучения и воспитания слабовидящих и слепых всегда будет актуальна. Существует огромное количество детей, имеющих разнообразные нарушения зрения, и причиной этого могут быть различные факторы. Патология зрения может быть врожденной или приобретенной. Как бы то ни было, нарушенное зрение неизбежно повлияет на процесс развития ребенка, на его восприятие мира и на его адаптацию в социуме. У детей с нарушениями в развитии существует механизм «сверхкомпенсации» — механизм преодоления социально-психологической неустойчивости как результата патологии.

Слепой или слабовидящий ребенок не лишен речи — а значит у него сохранен главный инструмент человеческого взаимодействия, и, следовательно, у него есть все возможности быть социально полноценным. Необходимо отметить особую роль социальных факторов в развитии слепого или слабовидящего ребенка — они неразрывно связанны с воспитанием и обучением. С самого рождения ребенок непрерывно находится во взаимодействии и под влиянием окружающей социальной среды, которая и является источником его развития. Правильно организованная коррекционно-педагогическая работа, заключающаяся в учёте всех физических и психологических особенностей слабовидящего или слепого ребенка очень важна, т. к. играет значительную роль в его дальнейшей социальной адаптации.

По мнению автора данной работы, интегрированное обучение, несмотря на все свои недостатки и сложности, является наилучшим вариантом обучения для детей с патологией зрения, потому как включает таких детей во все сферы жизни общества как равноправных его членов. Слепой или слабовидящий ребенок, который постоянно взаимодействует со зрячими детьми, включен в их деятельность, в будущем способен успешно интегрироваться в общество зрячих.

Источник

Читайте также:  Этапы развития ребенка кризис