Слепой ребенок развитие моторики

Слепой ребенок развитие моторики thumbnail

Наталия Тедеева
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения (консультация)

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольников в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. В. А. Сухомлинский указывал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

У большинства детей пальцы мало подвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Именно к 6 — 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Как показывает практика,многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Понятие «мелкая моторика» означает движение рук в буквальном переводе. Им обозначается двигательная система руки, обеспечивающая умение делать точные мелкие движения. Показателями развития моторики рук являются: владение навыками зрительно-моторной координации, уровень произвольности движений, развитиедвигательных качеств: точности, силы, ловкости, плавности; и т. д., координация движений обоих рук.

Наиболее характерными нарушениями зрения в детском возрасте являются амблиопия, косоглазие, астигматизм, близорукость (миопия) и дальнозоркость (гиперметропия). При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев, наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук. Нарушения зрения влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.

Многие дети с нарушенным зрением имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой активности мышцы рук детей с нарушенным зрением (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряжены. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на развитие предметно-практической деятельности.

Поэтому дети с нарушениями зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.

Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Читайте также:  Сад центр развития ребенка

Каждое занятие должно включать в себя как минимум две коррекционные части:

1) Упражнения для рук (самомассаж, пальчиковые игры и т. д.) необходимы для снятия напряженности мышц кисти и пальцев, развития гибкости и подвижности;

2) Ознакомление детей с приёмами выполнения различных предметно-практической деятельности, развивающих мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, графические упражнения, штриховка, обводка контуров).

В связи с этим в нашем дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Для эффективной коррекции мелкой моторики рук у детей с нарушениями зренияиспользуются специальные коррекционные упражнения и занятия:

1) освоение комплексов пальчиковой гимнастики;

2) развитие умения оперировать мелкими предметами: геометрическими фигурами и счётными палочками;

3) развитие графических умений (обведение по контуру, штриховка различных изображений);

4) развитие тактильной чувствительности рук (ТЧ);

5) овладение приемами самомассажа и расслабления;

6) использование различных мозаик, пирамидок, шнуровок, застегивание и расстегивание пуговиц, складывание из палочек (спичек, семян) фигурок, плетение косичек, упражнений с эспандером, разглаживание мятой фольги и т. д.

Пальчиковая гимнастика. Оптимальным, по нашему мнению, является использование пальчиковой гимнастики вместо физкульминуток.Такой подход позволяет:

1. Регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи детей.

2. Развивать осязательные способности.

3. Совершенствовать внимание и память.

4. Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев оказывает самомассаж. В работе используем массажные шарики, «сухой бассейн», «четки».

Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движения рук, зрительного восприятия и внимания. Раскрашивание, штриховка, обводка, работа с трафаретами, калькой обеспечивает постепенность и укрепление мелкой мускулатуры кисти рук, развитие глазомера, зрительной памяти, пространственной ориентации, готовят руку к письму.

Игры-шнуровки, бусы, мозаики, мелкий конструктор, по моему мнению, снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом развивают фантазию. Игры-шнуровки развивают пространственную ориентацию, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева».

Упражнения с палочками развивают мышечное чувство, двигательную память, пальчиковую моторику, внимание, логическое и абстрактное мышление.

При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев, наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.

Нарушения зрения влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.

Поэтому дети с нарушениями зрения нуждаются в коррекционной работе по развитию мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения (консультация)Слепой ребенок развитие моторикиСлепой ребенок развитие моторики

Источник

Пояснительная записка.

Программа по развитию осязания и мелкой моторики разработана на основе требований ФГОС.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и мелкой моторики пальцев кистей рук.Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.

Из-за отсутствия или снижения зрения дети не могут овладеть различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук.

Цель- создание условий для преодоления трудностей при усвоении материала школьной программы через развитие мелкой моторики.

Задачи:

Образовательные:

формирование произвольных координаций движений пальцев рук,глаз; гибкости рук; ритмичности развития осязательного восприятия;

формирование практических умений и навыков;

обучать различным навыкам работы с бумагой и пластилином;

Развивающие:

развитие мелкой моторики руки;

совершенствование двигательных навыков;

развитие познавательных психических процессов произвольного внимания , логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти;

Читайте также:  Упражнения для развития ребенка младшего школьного возраста

развитие речи детей;

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим;

воспитывать и развивать художественный вкус;

воспитывать усидчивость и целенаправленность.

Овладение приемами осязательного восприятия объекта и умения выполнять практические действия при участии тактильно двигательного анализатора дает детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы в пространстве, что позволяет им быть более активнее, любознательнее.Работа по развитию осязания и мелкой моторики осуществляется через работу кружка, который проводится во время развивающих занятий.Данная программа разработана на 34 часа. Оптимальный вариант реализации программы-1час в неделю.

-Творческая деятельность.

-Наглядный метод обучения и метод практических действий.

-Ориентировочно-исследовательская деятельность.

Формы и методы работы.

Дидактические игры и игровые упражнения.

-Занимательные задания.

-Творческая деятельность.

-Наглядный метод обучения и метод практических действий.

Ориентировочно- исследовательская деятельность.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

1.Тестирование- 2 часа.

  1. Пальчиковый игротренинг -6 часов.

  2. Игры и упражнения на тактильную чувствительность -4 часа.

  3. Тестопластика -6 часов.

  4. Ориентировка -2 часа.

  5. Сенсомоторика-3 часа.

  6. Упражнения и игры с мелкими предметами -5 часов.

  7. Озорной карандаш -2 часа.

  8. Работа с ножницами -3 часа.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Название раздела

Сроки

1

Тестирование . Игра « Золушка»

03.09.13

2

Тестирование. Мозаика, конструктор. Умение оперировать предметами.

10.09.13

3

Пальчиковый игротренинг.Упражнения способствующие свободно и непринужденно пользоваться движениями рук. Упражнения сопровождающиеся стихами.

17.09.13

4

Пальчиковый игротренинг. Самомассаж кистей и пальцев рук.

24.09.13

5

Пальчиковый игротренинг. « Веселые пальчики».

01.10.13

6

Пальчиковый игротренинг. Пальчиковая гимнастика с предметами.

08.10.13

7

Пальчиковая игротренинг. Пальчиковая гимнастика с предметами.

22.10.13

8

Пальчиковый игротренинг. Пальчиковые кинезиологические упражнения.

29.10.13

9

Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности. Игра «кладоискатель».

12.11.13

10

Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности. Умение оперировать нитками. Изготовление кукол из ниток.

19.11.13

11

Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности . Изготовление кукол из ниток.

26.1113

12

Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности. Специально развивающая игра « лыжи».

03.12.13

13

Тестопластика. . Основные приемы лепки.

10.12.13

14

Тестопластика. Лепка хлебных фигурок « каравай».

17.12.13

15

Тестопластика Лепка фигур овощей и ягод « ягода-малина».

24.12.13

16

Тестопластика. Лепка фигур насекомых « бабочка».

14.01.14

17

Тестопластика. Лепка обьемных цветов « лесная полянка».

21.01.14

18

Тестопластика. Лепка фигур грибов «лесные дары».

28.01.14

19

Ориентировка на месте и по сторонам тела, игра « птички»

04.02.14

20

Ориентировка на листе бумаги. Оригами « лягушка»,

11.02.14

21

Сенсомоторика. Аппликация из бросового материала «рыбки».

18.02.14

22

Сенсомоторика. Аппликация из бросового материала «нарциссы».

04.03.14

23

Сенсомоторика. Аппликация из бросового материала «лошадка».

11.03.14

24

Игры и действия с мелкими предметами. Умение оперировать берестой. Изготовление бус из бересты.

18.03.14

25

Игры и действия с мелкими предметами. Игры с пуговицами.Аппликация из пуговиц

25.03.14

26

Игры и действия с мелкими предметами. Умение оперировать шнурками . Шнуровка.

01.04.14

27

Игры и действия с мелкими предметами. Умение оперировать шнурками .Рисование веревочкой.

08.04.14

28

Игры и действия с мелкими предметами. Мозаика , конструктор.

15.04.14

29

Озорной карандаш . Графический диктант. Дорисовка.

22.04.14

30

Озорной карандаш. Штриховка Работа с трафаретами.

04.05.14

31

Работа с ножницами, ТБ при работе с ножницами. Умение вырезать ткань.Лоскутная аппликация «скоро весна».

11.05.14

32

Работа с ножницами. Изготовление сувенирных коробочек.

18.05.14

33

34

Работа с фигурными ножницами. Изготовление сувенирных коробочек.

Выставка работ « Умелые руки»

25.05.14

28.05.14

Содержание

  1. Пояснительная записка.

  2. Тематический план.

  3. Содержание программы.

  4. Календарно- тематический план.

  5. Условия реализации программы.

  6. Дидактический материал и техническое обеспечение.

  7. Итоговое тестирование.

  8. Литература.

  9. Приложение.

Содержание программы.

1 Диагностика.

Для обследования мелкой моторики руки применяю различные диагностические методы:

различные манипуляции с бумагой; тактильные ощущения-узнавание предмета и формы на ощупь; сила тонуса- сжатие рук взрослого одной (двумя) руками; координация движений-вдевание нитки в иголку; обследование щепоти руки- катание шарика; загибание пальчиков.

Читайте также:  Пролетарский центр развития ребенка 6

2.Пальчиковый игротренинг.

Развитие речи благотворно влияет на развитие речи , что способствует успехам в обучении. При использовании пальчиковой гимнастики дети разучивают текст , что воспитывает быстроту реакции, пространственное мышление , эмоциональную выразительность. Использую в работе пальчиковую гимнастику с предметами. В данном учебном году впервые включены пальчиковые кинезиологические упражнения. Успешно применяется на практике самомассаж с помощью различных предметов — мяч , грецкий орех, прищепки.

3.Игры и действия с мелкими предметами.

Для укрепления и развития детской руки рекомендуется различные упражнения с различными предметами. Работа с мозаикой предполагает выкладывание более сложных фигур. Запланированы занятия с берестой — научимся резать бересту , закручивать и заклеивать.Запланирована работа со шнурками- научимся завязывать узелки, шнурки, выкладывать узоры.

  1. Тестопластика. Нетрадиционная методика работы с детьми для развития мелкой моторики и привития эстетического и художественного вкуса.Воспроизводя тот или иной предмет , дети знакомятся с его формой ,развивается наблюдательность .Почему именно тестопластика? Тесто достаточно легкий в использовании материал . Экологически чистый , дешевый. Его можно заготовит впрок, покрасить , изделия легко подвергаются сушке. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства.Занятия тестопластикой оказывают благоприятное влияние на развитие мелкой моторики .Неоценимую помощь эти занятия могут оказывать детям с задержкой психического развития.

  1. Озорной карандаш. Чем больше уверенности в движениях детской руки , тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда.Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.Одним из форм развития мелкой моторики является рисование. На данных занятиях запланировано штриховка с помощью трафарета , графические диктанты, раскраски и т. д. Специалистами ( Морозова Н Г ) отмечено , что занятия рисованием благотворно влияют на воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта.

  1. Игры и упражнения на развитие тактильной чувствительности.

Развитие тактильной чувствительности у слепых детей компенсирует дефект зрения.Благодаря тактильной чувствительности воспринимается форма, размеры, фактура предмета, читается шрифт Брайля, и рельефные рисунки. Игра «кладоискатель» запланирована для всего класса.В емкость накладывается песок и прячется клад.Нужно найти клад руками.Воздействие песка оказывает успокаивающее и массажирующее влияние. Одновременно играет 1-2 ребенка. Запланирована работа с нитками. Это изготовление кукол из ниток и закручивание ниток в клубок.

  1. Ориентировка.Ориентировочный навык складывается в результате формирования условно-рефлекторных связей. Запланировано 2 занятия. Занятия будут проводится в спортивном зале в виде подвижных игр.

  1. Сенсомоторика. У детей с нарушением зрения отмечается сенсомоторная слабость- несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах; возникают трудности в графическом восприятии фигур; дети не обладают рацоинальными приемами обследовании фигур. Запланированы выполнение аппликаций из бросового материала, воспитывающее в детях трепетное отношение к окружающему миру.

  1. Работа с ножницами.Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику. Перед тем ,как давать детям ножницы, провожу Т Б , правильно выбираем ножницы. Запланированы изготовление сувенирных коробочек, для чего нужно уметь вырезать плотную бумагу. Также запланирована работа с тканью.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Систематическое проведение занятий.

Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

Создание условий для успешной деятельности учащихся.

Обеспечение учебным материалом.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Настольные игры, конструктор, мозаика, пазлы.

Материал для занятий тестопластикой.

Материал для аппликаций.

Картотека пальчиковых игр.

Природный материал.

Бросовый материал.

Нитки, кусочки ткани.

Трафареты.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Сформированы умения ориентироваться в микроплоскости.

Умения успешно оперировать ножницами, клеем, бумагой, нитками, тканью.

Присутствие интереса к занятиям.

Сформированы графические навыки

ЛИТЕРАТУРА.

    1. Педагогическая копилка-тетрадь с разработками.

    2. «Мой мизинчик, где ты был»/ Т Ю Бородина.-М.: Просвещение, 2012-15 стр.

    3. Аппликации из бумаги./ С Афонькин. – П.: Питер, 2013, — 25 карточек.

    4. Номера детских журналов « непоседа», «смекалочка»

    5. Волшебный картон /Н Васина – М.: Айрис-пресс, 2013.-112 стр

    6. Что можно сделать из природного материала/Э.К.Гульянц – книга для воспитателя.- М.: Просвещение, 1991. – 175 стр

    7. Интернет- ресурсы: сайт « Страна мастеров»,

сайт «Самоучка»,

сайт « Академия»,

сайт « Мастерим вместе с мамой»

Источник