Слепой ребенок 1 год

Слепой ребенок 1 год thumbnail

7 декабря 2009, 23:01

Продолжение
В прошлом номере мы рассказывали о методах диагностики нарушений зрения у маленьких детей. Но вот обследование позади, и, увы подтвердились самые худшие подозрения: малыш не видит или видит очень и очень плохо. Услышав роковой диагноз, родители испытывают настоящий шок: боятся лишний раз подойти к крохе, потревожить его покой. Как общаться с ребенком, который тебя не видит? Как учить. воспитывать его? Оказывается, учить слепых детей на первом году жизни не только можно, но и обязательно нужно.
Как это делать, мы попросили рассказать сотрудника Института Коррекционной педагогики Марину Эдуардовну Бернадскую:
– Когда родители узнают о том, что ребенок имеет какое-то серьезное нарушение зрения они пытаются спасти зрение и много времени уходит на решение медицинских вопросов: поиск, врачей, операции т.д. На это уходит очень много времени и сил, и в итоге лишь к концу первого года, а то и на втором у родителей, наконец появляется возможность и силы заняться развитием малыша. очень много времени тратится зря, и наверстать упущенное бывает непросто.
– Когда можно начинать заниматься со слабовидящим или слепым ребенком,?
– Все дети рождаются с незрелой зрительной системой, и лишь к трем месяцам острота зрения у здорового малыша становится достаточно высокой. И до трех месяцев незрячий ребенок поведенчески ничем не отличается от зрячего. И именно в этот период, в первые недели и месяцы жизни занятия принесут наибольший эффект.
Чем нужно начинать заниматься в первую очередь?
– Главное –развивать остатки зрения, если они сохранились.
– Зачем, если ребенок все равно не будет видеть?
– Даже если у ребенка сохранилось только светоощущение, это может впоследствии очень помочь ему для ориентировки в пространстве: он сможет увидеть проем окна на фоне стены, препятствие на фоне солнечного света. При этом важно не только сохранить остатки зрения, но и научить малыша ими пользоваться. Очень часто дети с одинаковым уровнем интеллекта и примерно одинаковой остротой зрения очень сильно отличаются друг от друга, потому что одного научили пользоваться остатками зрения, а другого – нет.
– Как же это сделать?
– Нужно вызвать интерес ребенка к зрительным ощущениям, добиться того, чтобы световой символ стал для него значимым. Поэтому важно, чтобы такие игры сопровождались положительными эмоциями, тактильным контактом. Например, мама светит малышу в глаза фонариком и одновременно гладит его, щекочет, говорит что-то ласковое. Для развития светоощущения нужны игрушки, которые мигают, светятся в темноте: светящиеся трубочки, мигающие елочные гирлянды. После полугода, когда малыш уже умеет сидеть, можно научить его включать и выключать лампу при помощи шнурка. Если у малыша есть остатки предметного зрения, ему обязательно нужны зрительные стимулы. Такой стимул должен быть достаточно ярким и легко различимым: крупные игрушки насыщенного цвета или нескольких контрастных цветов. Сначала их размещают в центре (например, подвешивают над кроваткой малыша), потом, когда ребенок начинает на них реагировать, их постепенно смещают вправо или влево, расширяя поле зрения. Кроме игрушек можно использовать крупные картинки, на которых сочетаются черно-белые графические элементы: линии, волны, шахматные поля. Постепенно размер элементов изменяется, увеличивается количество цветов.
– А движения? Слепые дети осваивают их самостоятельно или им нужна помощь?
– У здорового ребенка развитие общих движений напрямую связано с двигательными стимулами: ему хочется дотянуться, добраться до интересного предмета, получше рассмотреть его. Так дети начинают и держать голову, и захватывать предметы, и ползать. Для слепого малыша зрительных стимулов не существует. Кроме того, при изменении положения тела в пространстве слепые дети испытывают сильный страх, поэтому двигаются неохотно. Но если начать занятия до трех месяцев, страха не возникает. Чтобы малыш привык не пугаться к перемещениям в пространстве, нужно самых первых дней жизни поднимать его, переворачивать, раскачивать из стороны в сторону. Лучше всего, если мама будет выполнять все движения вместе с малышом, положив его к себе на грудь: чувствуя мамин запах, ее прикосновения, слыша ее дыхания, кроха будет чувствовать себя в безопасности. Очень важно, чтобы ребенок лежал на животе (хотя слепые дети очень этого не любят): только так малыш будет учиться держать голову, развивать мускулатуру шеи и спины. Но у слепого ребенка нет мотивации поднять голову: ведь он ничего при этом не увидит. Поэтому нужно, чтобы мама поощряла его, гладила, звенела перед ним разными игрушками. В двигательном развитии зрячего ребенка происходит колоссальный скачок, когда он обнаруживает, что у него есть ручки и ножки, которые случайно попадают в поле его зрения (это случается примерно около трех месяцев). Чтобы такое же открытие смог сделать слепой ребенок, нужно, чтобы его ручки, а затем и ножки зазвучали. Для этого на них надевают звенящие браслеты. очень удобно делать их из мягких резинок для волос, на которые можно нашить шуршащие шарики, бубенчики и т.д. При каждом движении они издают звук, и постепенно малыш обнаружит, что звук связан с его движениями. Чтобы малыш учился захватывать предметы, их нужно вкладывать ему в ручку, причем уже с самых первых дней жизни. Лучше, конечно, чтобы это были звучащие игрушки с интересной разнообразной текстурой. Очень важно научить ребенка не только брать предмет, но и вы пускать его, это тяжело
– Почему?
– Слепой ребенок не видит, куда исчезает предмет, который он выпускает из рук. Игрушка исчезает в никуда и навсегда. Поэтому, ухватившись за интересный предмет, он расстается с ним с крайней неохотой. А отвлечь слепого малыша, переключить его внимание на какое-то новое впечатление очень трудно.
– Сейчас рекомендуют как можно раньше, буквально с первых недель жизни, выпускать детей на пол. Полезно ли это для слепых детей?
– Пока ребенок не достиг той стадии, на которой он способен ползать, лучше его на пол не выпускать. Если для зрячего ребенка на полу гораздо больше зрительных стимулов, и это способствует его интеллектуальному и двигательному развитию, то у слепого ребенка резкие изменение обстановки и расширение пространства может иметь отрицательные последствия: он может испугаться. Поэтому лучше раздвигать границы пространства постепенно. Сначала какую-то часть время ребенок проводит в кроватке. Какую-то – с мамой на диване. Но лучше, чтобы часть дивана, на которой играет ребенок, была огорожена, подушками, крупными мягкими игрушками, чтобы он был защищен. Когда ребенок начал ползать, то мы рекомендуем обязательно перемещать малыша на пол и отгораживать для него часть комнаты, причем поначалу не очень большую, чтобы он не испугался. Пространство, предназначенное для малыша, нужно наполнить интересными предметами. Очень полезно создавать небольшие препятствия: положить на пол подушки, валики, сделать тоннели. Сначала мама должна играть в этом уголке вместе с малышом, приучать его переползать через свой живот, подползать под коленом и т.д. Так ребенок поймет, что это безопасно, интересно и весело.
– Какие еще занятия можно порекомендовать для двигательного развития слепого ребенка?
– Очень полезно плавание. Причем лучше всего, чтобы это было совместное с мамой плавание в ванной. Занятия плаванием хорошо развивают мышечный аппарат помогают малышу познавать свое тело.
– Как научить слепого ребенка получать информацию о внешнем мире?
– Для общего психического развития слепого ребенка очень важен слух. Ведь если ребенок не видит предмет, он для него как бы не существует. Поэтому мы учим слепого ребенка воспринимать наличие предмета по звуку, отыскивать его и захватывать поисковым движением. Сначала малышу обязательно дают игрушку в руки. А затем, когда он с ней познакомится, привыкнет к ее звучанию, мама издает уже привычный звук поблизости от малыша, так, чтобы он мог дотянуться до предмета. Но у слепого ребенка нет стимула поворачиваться на звук: качество звука от этого не меняется, а увидеть предмет он не может. Поэтому при обучении необходимо давать тактильную опору: позвенели справа – коснулись правой щечки или правой ручки. Важно, чтобы у ребенка были игрушки с различным звучанием: погремушки, бубенчики, шарманки.
– Наверное, для развития слуха слепому ребенку полезно слушать музыку?
– Да, но не бесконечно. Конечно же, ребенку полезно слушать и музыку, и сказки, но это не должно быть единственным источником звука. Ребенок должен учиться прислушиваться к обычным бытовым шумам и реагировать на них: звонок телефона, шаги мамы, свисток чайника. Это поможет ему ориентироваться в мире.
– А тактильные ощущения, как развивать их?
– Важно, чтобы тактильные ощущения были разнообразные, чтобы игрушки были сделаны из разного материала, чтобы они имели интересную текстуру: деревянные. пластмассовые, с резьбой, из ткани с разной фактурой. Очень полезны мягкие бархатистые игрушки, наполненные шариками. А вот мягкие лохматые игрушки не вызывают у слепых детей интереса и могут даже испугать их.
– Легко ли маме наладить контакт с малышом, если он не видит?
– Это серьезная проблема. Дело в том, что слепые дети совсем по-другому реагируют на взаимодействие, и поначалу это очень смущает их близких. Если зрячий ребенок, когда к нему наклоняются и говорят ему какие-то ласковые слова, в два месяца расплывается в улыбке а в три – еще и радостно машет ручками и ножками, гулит, то у слепого ребенка совершенно противоположная реакция: он замирает, когда к нему обращаются, он замирает. Слепые дети вообще несколько позже начинают улыбаться. И нередко мама неправильно интерпретирует реакцию своего малыша: ей кажется, что он испугался или не хочет с ней общаться. А для нормального развития слепому ребенку общение необходимо даже больше, чем зрячему. Ведь мама для него – единственный источник иноформации об окружающем мире.
– Как добиться того, чтобы ребенок нормально адаптировался в обществе?
– Здесь – самая тяжелая проблема. У нас есть сеть детских садов для слабовидящих детей: для тех, у кого есть снижение зрения, но оно не катастрофическое. Слепых детей туда берут очень неохотно или не берут вообще. Поэтому до школы такой ребенок находится, в основном, с мамой.
– Стоит ли искать для общения родителей, у которых тоже есть слепой ребенок?
– Лучше, если у малыша будет опыт общения со зрячим ребенком более старшего возраста, который уже может себя контролировать, который станет его опекать. То есть, его нужно учить общаться.
– Ребенку полезно бывать в компании или он может общаться только один на один?
– Даже контакт один на один возможен только если мама помогает малышу играть, направляет его. Да и второму ребенку тоже нужно постоянно помогать. И с одного раза тут ничего не произойдет, такие встречи, чтобы от них была польза, нужны постоянно.
– Что еще может быть полезно для развития слепого ребенка?
– Очень хорошо, если в доме есть домашние животные. И не только в плане эмоционального развития. Ведь для слепого малыша предметы возникают из ниоткуда и исчезают в никуда. А когда в доме животное, он слышит, как то приближаются или удаляются его шаги, как мяукает в соседней комнате кошка, лакает воду из миски собака… То есть, у него формируется представление о том. что, если предмет исчез из его непосредственного окружения, он не перестал существовать.
– И все-таки, можно ли добиться нормального физического и интеллектуального развития?
– Безусловно, если нет других нарушений, все зависит только от упорства и целеустремленности родителей.

Читайте также:  Проба манту ребенок 1 год 5 мм

Источник

Марина Фомина
Особенности развития ребенка раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения

По данным ВОЗ за последние годы заметно возросла рождаемость детей с различными зрительными нарушениями.

А. И. Каплан, анализируя причины детской слепоты, свидетельствует о возрастающем значении к началу 60-х годов врожденных аномалий развития и заболеваний органа зрения, а также последствий заболеваний ЦНС (атрофия зрительного нерва, заболевания сетчатки, врожденная катаракта, микрофтальм). Повысился удельный вес различных наследственных факторов генной и хромосомной природы.

Начиная с 50-х годов ХХ в, одним из распространенных заболеваний, приводящих к слепоте, стала Ретролентальная фиброплазия, развивающаяся у недоношенных детей весом менее

1800-1900гг, вследствие общего недоразвития организма и неадекватного кислородного режима.

По данным ВОЗ врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения в начале 60-х годов составляли 64,9% от всех тяжелых зрительных патологий у детей, с начала 90-х годов это число составляет уже более 80%.

Многие авторы (А. Н. Гнеушева, М. И. Земцова, А. И. Каплан.

Н. Б. Лурье) отмечают, что у отдельных детей зрительный дефект сочетается с отклонениями в нервно-психической сфере.

В результате, слепые и слабовидящие дети представляют сложную и разнообразную группу. Они различаются по причинам, по степени снижения зрительных функций, зрительной патологии, по течению и степени прогрессирования заболевания глаз, по своим зрительным возможностям, общему состоянию здоровья, выраженности вторичных отклонений и т. д. Это обуславливает разные функциональные возможности детей.

Данные специальной психолого-педагогической литературы

(А. М. Витковская, М. И. Земцова, Н. Б. Лурье, И. С. Моргулис, Л. И. Плаксина, Л. В. Рудакова, Г. П. Свиридюк, Л. И. Солнцева, С. М. Хорош) указывают на то, что в возрасте трех лет ребенок с тяжелым нарушением зрения уже имеет серьезные отставания в психомоторном развитии, игровой и познавательной деятельности, и отмечаются различные вторичные отклонения в развитии. Корни этого

Читайте также:  Какой размер головы ребенка в 1 год

отставания лежат в том, что пропускается сензитивный период в развитии ребенка. Не имея возможности усваивать жизненный опыт по подражанию, слепой ребенок воспитывается стихийно, без учета особенностей его развития, восприятия окружающего мира.

Такие специалисты как Т. П. Головина, А. Г. Литвак, В. Радулов,

Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова настаивают о необходимости создания системы воспитания, которая будет предупреждать появление вторичных отклонений в развитии ребенка с тяжелым нарушением зрения и понимая того, что это возможно лишь при условии тесного союза тифлопедагогов и семьи.

Основополагающим является тот факт, что психическое развитие слепого ребенка протекает по тем же закономерностям, что и развитие зрячего ребенка (Л. С. Выготский).

Л. И. Солнцева указывает на то, что по характеру реакций и системе поведения слепые дети до трехмесячного возраста мало чем отличаются от зрячих детей того же возраста. Слепые от рождения младенцы поворачивают глаза к источнику звука и смотрят на свои руки, но позже такие межсенсорные координации исчезают (Фридман1964). Отставание возникает, когда у нормально видящего ребенка зрение включается в контроль за выполнением двигательных актов, благодаря чему его двигательные способности начинают развиваться стремительно быстро. Из-за недостатка стимула для движения к предметам окружающего у слепого тормозит развитие двигательных навыков, а отсутствие координирующей и коррегирующей движения функции зрения задерживает развитие координации двух рук и мелких движений пальцев. Появление стереотипных движений с 4-5 месяцев. Причину этого явления видят в стремлении малыша к ритмичным движениям, тренировке вестибулярного аппарата, в «голоде» движений в ранний период детства (Л. В. Рудакова, В. А. Феактистова).

Овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2-2,5 годам, слабовидящих к 1,5 годам,тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни.

Затянувшееся становление вертикального положения и самостоятельного передвижения, боязнь нового пространства, новы предметов задерживают образование и укрепление связи предмет – действие, не способствуют вычленению свойств этих предметов.

Речь слепого и слабовидящего развивается и усваивается в ходе специфически человеческой деятельности общения с людьми и предметами окружающей действительности, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.

Общение на всех этапах раннего развития – основное условие развития речи ребенка. Н С. Костючек отмечает определенное своеобразие в динамике речевого развития, выражающееся в малой подвижности артикуляционного аппарата, в дефектах звукопроизношения, нарушения выразительных движений (мимика лица, жесты, сопровождающие устную речь, бедность словарного запаса (вербализм в речи). Волкова Л. С. указывает на то, что замедленное становление речи начинается уже на первом этапе онтогенетического развития. Наиболее же отчетливо оно проявляется на втором этапе (весь период от 6 мес. до 3 – 4 лет). Это объясняется сокращением сферы активного взаимодействия ребенка с окружающим миром, трудностях в организации его предметной деятельности

Особенности в развитии коммуникативных навыков, общения у детей. Ограничение во многих сферах несловесного, невербального общения. Отсутствие контакта глаз, позднее появление улыбки, бедность в мимических проявлениях, невладение жестами. Причину подобных особенностей видят в отсутствии стимулов, невозможности подражания (Л. И. Солнцева, Харли Р. ,ФридманД.)— одного из каналов самостоятельного приобретения знаний.

Ведущей деятельностью в раннем возрасте является для ребенка общение со взрослым, в процессе которого он овладевает знаниями об окружающем мире.

Мало того – оказывается, ребенок не может стать человеком, если рядом с ним не будет взрослых людей.

Слепой ребенок должен быть специально обучен тому, чему зрячий обучается сам.

В деятельности формируются новые психические образования и она создает зону ближайшего развития ребенка.

Следующей особенностью развития ребенка с нарушением зрения в раннем возрасте является снижение его познавательной активности, отсутствие мотивации (Л. И. Солнцева, В. М. Сорокин).

Читайте также:  Как убрать ночные кормления ребенку 1 год

В период до трех лет наблюдается значительное отставание в психическом развитии детей с нарушениями зрения из-за возникающих вторичных нарушений, проявляющееся в неточных представлениях об окружающем мире, в недоразвитии предметной деятельности, в замедленно развивающемся практическом общении, в дефектах ориентирования и мобильности в пространстве, в общем развитии моторики.

Источник

Как оценить состояние зрения у младенца?Как оценить состояние зрения у младенца? Исследование зрения у детей первых лет жизни несет значительные затруднения. Функции зрительной системы у маленького ребенка развиты не до конца и стремительно совершенствуются на протяжении первых трех лет. Каждой маме очень важно определить все ли хорошо со зрением у ее крохи, чтобы при необходимости вовремя обратится за медицинской помощь для своевременного устранения патологии.

Ребенок не рождается слепым. Он может отличать свет от тьмы, то есть развито световое восприятие. Неделя за неделей происходит развитие других параметров зрения: острота зрения, восприятие цвета, бинокулярное зрение, поле зрения.

Когда ребенок начнет смотреть, фокусировать своё внимание на объектах?

На 2-3 неделе жизни можно заметить, что ребенок кратковременно фиксирует свой взгляд на источнике света или яркоокрашенном предмете. Если яркую игрушку перемещать, то глазки кратковременно следят за ней.

Можно судить, что у младенца в возрасте 4-5 недель хорошее зрение, если он подолгу удерживает взгляд на источнике света или ярких, контрастных объектах.

Полноценная фиксация взгляда и слежение за движением происходит в 2 месяца. Тогда же формируется центральное зрение. Младенец начинает замечать грудь мамы.

В 4 месяца появляется направленный взгляд. Ребенку показывают яркие игрушки на разных расстояниях – он следит за их движением. В 4-6 месяцев малыш издалека узнает мать, о чем свидетельствует его оживленность поведения и улыбка.

На 7-10 месяцах появляется возможность различать геометрические фигуры (шар, куб, пирамида). В 2-3 года – нарисованные фигуры. Нормальное зрение появляется уже тогда, когда пора идти в школу.

Цветовое зрение появляется примерно в 2-6 месяцев.

Как понять не слепой ли ребенок?

Чтобы оценить зрение ребенка, когда он еще не может говорить, очень важно следить за его поведением и реакцией на происходящее.

Переубедится, что у малыша присутствует зрение на практике новоиспеченным мамочкам можно разными способами. Проще всего посмотреть на реакцию зрачков при попадании яркого света на глаза – зрачки должны сужаться.

В возрасте одного месяца можно взять красный шар или игрушку диаметром 4-5 см, разместить ее перед глазами крохи на расстоянии 30-40 см. Если малыш установит свой взгляд на предмете, медленно переместить его сначала в одну сторону, потом в другую. Младенец в возрасте 1 месяца с нормальным зрением будет следить за шаром. Но не переутомляйте ребеночка, не играйте долго в такую игру, иначе он отреагирует негативным раздражением нервной системы.

Тревожные симптомы, на которые нужно обращать внимание

Нужно обращать внимание на размеры глазных яблок. Они должны быть одинаковыми и не быть чрез меру большими или маленькими. Увеличение размеров глаза свидетельствует о заболевании под названием глаукома, при котором в случае отсутствия лекарственной терапии зрение теряется. Также симптомом этой болезни есть помутнение роговицы.

Второе, что может заметить мама, это цвет и диаметры зрачков, реакция их на свет. Зрачки на обоих глазах должны иметь одинаковые размеры. Реакция их на свет у новорожденного выражена не так интенсивно, как у взрослого человека, но все же она присутствует. Следует забеспокоиться, если зрачок хотя бы одного глаза не меняет свои размеры при попадании света на глаз. Серый или белый цвет зрачка свидетельствует о наличии врожденной катаракты.

Всем родителям нравится фотографировать своих детишек, и никто не любит, когда зрачки засвечиваются. А зря! Статистика показывает, что такое опасное заболевание как ретинобластома в большинстве случаев выявляли именно с помощью фотоаппарата. При этом заболевании, зрачок больного глаза на фотографии сделанной со вспышкой, не светится красным цветом, а здоровый зрачок глаза — светится. Нужно обращать на это внимание и чаще фотографировать детей.

Обязательно следует обратиться к специалисту, если вы заметили следующие проявления:

    • нет реакции на свет зрачка (уменьшение диаметра) одного или двоих глаз;
    • ребенок не реагирует на движение игрушек перед глазами в возрасте больше двух месяцев;
    • разный размер зрачков по сравнению друг с другом;
    • присутствуют вращательные движения глазных яблок;
    • цвет зрачка серый или белый;
    • глаза увеличены в размерах (выпуклые);
    • глаза слишком чувствительны к свету, постоянно закисают, слезятся.

Как быть в случае косоглазия?

В первые 2-4 месяца жизни ребенка развитие нервных центров, которые управляют глазодвигательными мышцами, еще не завершено, поэтому оба или один глаз периодически могут косить. Если отклонение глаза сильное и постоянное, следует навестить специалиста и начать лечение как можно раньше. Корректирующие очки позволяют носить уже с шестимесячного возраста. Также нужно делать гимнастику, применять оклюзию, то есть закрытие лучше видящего глаза — для стимуляции зрения пораженного глаза.

Что делать если ребенок не видит?

Если появились малейшие подозрения на то, что ребенок не видит, нужно срочно посетить офтальмолога. Только он сможет разобраться с ситуацией и дать нужные советы.

Помимо медицинских мероприятий можно немало сделать родительской лаской и правильным уходом. Родителям нужно как можно больше внимания посвящать крохе. Следует развивать слух, вестибулярный аппарат, тактильные ощущения, двигательную функцию.

Важно стимулировать, развивать и поддерживать ту часть зрения, которая осталась у малыша. Делать условия, чтобы ребенок видел свет разной яркости, контрастные, разноцветные предметы разной насыщенности. Использовать фонарики, лампы, светящиеся игрушки, картинки. Следует часто выкладывать ребенка на живот.

Источник