Скульптура в развитии ребенка

Скульптура в развитии ребенка thumbnail

Светлана Гладкова
Ознакомление детей со скульптурой

В развитии ребенка чрезвычайно важную роль играет такое направление изобразительного искусства, как скульптура. Скульптура (от лат. scylpture-высекать, вырезать)- это вид изобразительного искусства, произведения которого имеет объемную форму и выполняется из твердых (дерево, камень, металл) или пластических материалов (глина, пластилин). Скульптура – это композиция не на плоскости, а в пространстве. Средствами художественной выразительности скульптуры являются: пластичность объема, фактура его поверхности, насыщенность массы — ощущение ее тяжести или легкости. взаимосвязь трехмерной формы и пространства. Объектами скульптурного изображения являются люди и животные. По назначению скульптура делится на монументальную, станковую и декоративную. В них применяется круглая скульптура и рельеф. Круглая скульптура — это полно объемное изображение, рельеф — неполная объемная форма, частично выступающая над плоскостью.Рельеф имеет разновидности: барельеф — фигуры и предметы выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема; горельеф-изображение значительно выступает над плоскостью, а иногда лишь касается ее.

Монументальная скульптура — создается для конкретного архитектурно-пространственного или природного окружения. Отличается масштабом, единством содержания, исторические события,создается в честь выдающихся людей: памятники, монументы, мемориальные сооружения, скульптурные композиции.

Станковая скульптура–предназначена для выставок, музеев, общественных и жилых интерьеров. Распространены жанры анималистический, бытовой, портрет.

Декоративная скульптура — объединяет многообразные средства пластического украшения города, зданий, сооружений, садов и парков, общественных и частных интерьеров. Включает монументально – декоративную скульптуру, городскую, мелкую пластику. В становлении нравственно-эстетического сознания, в формировании художественных вкусов, духовных потребностей, творческой активности личности большое значение имеет скульптура. В работе с детьми целесообразно использовать скульптуру малых форм, особенно анималистического жанра, которая привлекает фактурой материала (терракота, стекло, дерево, фарфор, кость, цветом, размером, декоративностью. Для детей 3-4 лет характерно «действенно игровое отношение к образам искусства как к обычным предметам.Эмоциональное впечатление у них возникают чаще всего от сенсорных свойств и качеств: форма, цвет, фактура. Благодаря восприятию скульптурного образа происходит обогащение детского словаря, словесного творчества. До 6 года дети не отличают от игрушки, не всегда понимают декоративную функцию мелкой пластики. К 7 годам начинают правильно определять назначение скульптуры. Они уже не смешивают с игрушкой. Эстетическую оценку скульптуры они связывают с ее содержанием, отдельными сенсорными признаками (формой, цветом). Однако у них отсутствует в речи слова «скульптура», «скульптор».Они заменяют их: «памятник», «сувенир». У детей 5-6 лет характерны самостоятельность выводов, интересные ассоциативные сопоставления, меткие названия образа. В них прослеживается собственное отношение к авторскому замыслу.

Дети встречаются с разными видами произведений скульптуры и задача педагога научить понимать специфику «языка» скульптуры. Начинать знакомство со скульптурой малых форм, с декоративной народной игрушки. Данный вид знакомит детей с образами животных и фигурами людей в действии. Знакомство со скульптурой может быть организовано на занятиях, на выставке в группе, в музее. Во время занятий детей знакомят с произведениями искусства посредством фотографий, слайдов, фильмов. Рассказы о том, как скульптура по — разному передает образ животных, помогает воспринимать необычность позы, изменение пропорций на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке, условность цветовой окраски. Педагог может разъяснить содержание того или иного произведения, рассказать о его художественных достоинствах. Также дети могут и зрительно и тактильно обследовать скульптуру. Сначала фигура воспринимается в целом, затем отдельные детали. Это расширяет знания о событиях и явлениях жизни, познают различные возможности изображения, понимают как красиво и разнообразно можно их вылепить. При ознакомлении со скульптурой следует обращать внимание на характер движений, постановку фигур, выражение лиц. Важно научить детей точно назвать и определять характер действий. Использование скульптуры на занятиях по лепке значительно обогащает процесс создания детьми пластического образа.

С целью знакомства со скульптурой рекомендуется устраивать выставки скульптур в группе. Сначала дети с педагогом рассматривают совместно, затем самостоятельно, что обогащает их восприятие. Для выставок желательно иметь скульптуры разных жанров, например «Девочка кормит кур», «Девочка с куклой», «Лыжник», сказочные образы «Снегурочка», «Аленушка», «Иванушка на гусе». Также важно иметь скульптур, изображающих животных, птиц. Важное значение имеет в ознакомлении со скульптурой посещение музеев, где дети могут непосредственно увидеть произведения искусства.

Таким образом, ознакомление детей со скульптуройпредставляет собой последовательный процесс: на основе получения знаний о скульптуре дети подходят к овладению «языком» пластического искусства, освоение отдельных выразительных средств (материал, композиция, силуэт) помогает детям осмысливать их связь с художественным образом. Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать. Разнообразие скульптурных материалов значительно обогащают сенсорный опыт, а небольшие размеры скульптуры малых форм дают ее доступной восприятию каждым ребенком. А также эстетически обогащают, дают им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени этому способствует непосредственно образовательная деятельность по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование начальных суждений эстетической оценки. Ознакомление дошкольников со скульптурой способствует гармоничному развитию личности ребенка, его эстетического восприятия, художественных способностей в творчестве.

Читайте также:  Какие моменты в развитии ребенка являются существенными

Источник

Ольга Курзова
Знакомство дошкольников со скульптурой (1 часть)

1 часть. Если спросить любого человека, знает ли он, что такое скульптура, «конечно, да», — ответит он. Но если спросить его, что он понимает под словом «скульптура», имена каких великих скульпторов ему известны, какими средствами скульптор выражает свой замысел, каковы возможности и особенности искусства скульптуры — то на все эти вопросы не каждый ответит сразу. Попробуем разобраться в этом. Искусство ваяния играет большую роль в нашей жизни. Отражая прекрасное в действительности, оно, в свою очередь, формирует наше сознание, наш вкус и наши представления о прекрасном.

Скульптура (латинское слово – вырезать, высекать) – один из видов изобразительного искусства, передаёт богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями, пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением. При знакомстве дошкольников со скульптурными произведениями необходимо обращать внимание, что скульптура – это объёмное изображение,выполненное из разных материалов: камня, металла, гипса, дерева, глины и т. д. Дать детям понятие, что она обладает глубиной, сюжетом, формой и цветом, развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. При подборе скульптурных произведений, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. В них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми важно познакомить детей. Содержание произведений, с которыми знакомим детей, должно быть богатым и разнообразным. Однако не каждая скульптура доступна детям: в них могут быть выражены непонятные детям чувства и отношения – об этом надо помнить педагогу. Помимо развития мелкой моторики и пространственного мышления, навыков создания формы и построения композиции, при знакомстве дошкольников со скульптурными произведениями, дети получают интересные сведения об этом виде изобразительного искусства. Знакомство дошкольников со скульптурой в дошкольном учреждении надо начинать с организации мини — выставки при ДОУ, состоящей из нескольких скульптур разных по содержанию и выполненных из различных материалов. Рассмотреть с дошкольниками несколько произведений, подвести их к пониманию того, что скульптура может быть выполнена из разного материала, обратить внимание детей на средства выразительности, передающие характер образа. После посещения мини – выставки провести с детьми беседу «Что такое скульптура При знакомстве детей со скульптурой выделяем два основных ее вида – это круглая скульптура и рельеф. Давая детям понятие о круглой скульптуре отметить, что у данного вида скульптуры обычно обработаны все её стороны и поэтому зрителю хочется обойти её кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа. Обратить внимание дошкольников, что круглая скульптура всегда связана с определённой пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. При знакомстве с монументальной скульптурой дать понятие, что к данному виду скульптуры относятся монументы, памятники, скульптурные ансамбли, имеющие общественное значение и посвящённые известным историческим событиям. Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины).Обратить внимание дошкольников, что монументальную скульптуру рассматривают с большого расстояния, чтобы чётко выделялся ее силуэт. Создавая данный вид скульптуры, скульптор использует материалы твёрдые,на века: различные породы камня, мрамор, бронзу, сталь и пр. Для ознакомления с монументальными скульптурными произведениями организовать с воспитанниками экскурсии с посещением памятников города. В ходе таких экскурсий рассказывать детям об истории того или иного памятника, кем он создан, в честь кого возведён и в какой исторический период. Кроме того, обратить особое внимание детей на композиционные особенности произведения и художественные приёмы, благодаря которым передан характер изображённого героя.

При ознакомлении с памятниками, дать понятие, что данное произведение искусства, создано для увековечивания людей или исторических событий, он должен восприниматься и с первого взгляда и при движении мимо памятника, или вокруг него с многих точек зрения.

Станковая скульптура — отличается соразмерностью человеку, передаёт индивидуальность пропорций, оттенки движений. Обратить внимание дошкольников, что она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений. Станковая скульптура изображает конкретного человека (портрет) или обобщённый образ. По своим размерам она обычно бывает или меньше натуральной величины, или немного превышает её. Рассматривание станковой скульптуры надо проводить на близком расстоянии надолго остановившись перед данным произведением, погружаясь в мир чувств, переживаний и характеров, как бы читая рассказ, заглядывая в душу персонажей. Для ознакомления детей с данным направлением изобразительного искусства можно организовать экскурсию на выставки коллекций станковой скульптуры и скульптуры малой формы. При рассматривании скульптурных произведений не только сообщать детям основные сведения о той или иной скульптуре, но и задать наводящие вопросы о художественных и композиционных особенностях произведения, обращать внимание детей на мелкие детали, существенные для понимания сюжета произведения или характера героя.

Читайте также:  Особенности раннего речевого развития ребенка с речевыми нарушениями

При знакомстве с бюстом говорим, что это портретный жанр, отражающий характер человека, отношение к нему скульптора; обращаем внимание, что бюст — это может быть только голова и даже маска.

Знакомя дошкольников со скульптурными произведениями выделить такие разновидности скульптур как торс, – скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног.

Статуя – изображение отдельной фигуры во весь рост или полу-фигуры.

Группа, ансамбль – несколько фигур, объединённых одним сюжетом, действием. Скульптурные группы изображение конкретных бытовых сценок или обобщенные образы.

Скульптура малой формы (или малых форм) — это вид станковой скульптуры. Это небольшие статуэтки из чугуна, бронзы, стекла, фаянса, пластмассы, дерева, глины и других материалов.

В скульптуре малых форм возможны сатирические образы, шаржи.

Источник

Светлана Смирнова
Ознакомление детей со скульптурой малых форм и развитие детского пластического творчества

Смирнова Светлана Васильевна,

воспитатель

МБДОУ детского сада №41

комбинированного вида,

город Шахунья,

Нижегородской области

В. А.Сухомлинский утверждал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

С давних пор педагогика придаёт большое значение ознакомлению со скульптурой малых форм и развитию пластического творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Говоря о пластическом творчестве в детском саду, мы имеем в виду процесс, в котором дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру. Создание элементарной скульптуры — это процесс художественной деятельности, выраженный в лепке из глины. Скульптура своим глубоким содержанием, выразительными средствами обогащает ребёнка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка: повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, пропорций, архитектоники, динамики. В процессе лепки развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук, формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, а при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Это развивает ребёнка эстетически, т. е. он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Развитие мелкой моторики, происходящее в процессе лепки, положительно сказывается на речевом развитии. Ребенок знакомится с различными свойствами глины, ее превращениями в процессе лепки, сушки, обжига и росписи. Учитывая, что в лепке ребёнку легче создать образ, чем в рисунке, изображение многих предметов нужно начинать с пластического решения, а уж потом переходить к условному его изображению на бумаге.

Раздел «Художественно-эстетическое развитие» программы «Детство» (Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, по которой работает наш детский сад, предполагает знакомство со скульптурой, как специфическим видом искусства со своими средствами выразительности. Для полноценной реализации раздела я использую специализированную программу для детских изобразительных студий «Детская одарённость» (авторы Р. Г Казакова, Л. Г. Белякова, по которой я прошла специализацию, подтвержденную сертификатом.

Целью моей работы стало ознакомление детей со скульптурой малых форм и развитие детского пластического творчества.Я поставила перед собой ряд задач:

Образовательные.

Продолжать знакомить детей со скульптурой малых форм еёжанрами и средствами выразительности: материал, техника его обработки, объёмность, архитектоника (соотношение несущих и несомых частей, массивное устойчивое основание, изящные верхние формы, пропорциональность, динамика и статика.

Научить создавать скульптурные композиции, которые можно назвать круговыми, т. е. выразительными со всех сторон и с любой точки зрения.

Учить технике лепки конструктивным, комбинированным, скульптурным способом, учить операциям скатывания, раскатывания, оттягивания, сплющивания, прищипывания и. т. д., дополнять вылепленный образ деталями – налепами, прорисовкой стекой.

Учить предметной, сюжетной и декоративной лепке, с натуры и по представлению.

Развивающие.

Способствовать развитию целостного художественного восприятия скульптуры малых форм, умение высказывать доказательное суждения и оценку увиденного.

Развивать представления детей о пластических свойствах глины, о возможностях создания объёмных скульптур.

Воспитательные.

Воспитывать постоянный и устойчивый интерес к искусству, потребность общаться с произведениями искусства, испытывать удовольствие и радость от встречи с ним. Воспитывать самостоятельность, инициативу, творчество.

Программа «Детство» предполагает осуществлять планирование работы по ознакомлению детей с искусством и обучению лепке в соответствии с основными принципами тематического планирования. В связи с этим я планировала темы, объединяющие несколько занятий в циклы.

1 занятие:

Выставка «Живые образы скульптуры малых форм».

Читайте также:  Как мамы занимаются развитием ребенка

Цель: Воспитание эстетических эмпатий – сопереживание к персонажам скульптурного произведения.

1 цикл занятий

«Множество птиц»

Цель: Формирование эстетических представлений о пластике глины, объёмности изображений, технике лепки объёмности.

2 цикл занятий

«Множество собак»

Цель: Формирование эстетических представлений о пластике глины, объёмности изображений, технике лепки объёма.

3 цикл занятий.

«Множество кошек»

Цель: Формирование эстетических представлений об архитектонике произведений скульптуры и развитие творческих способностей в лепке.

4 цикл занятий.

«Кто живёт у нас в лесу»

Цель: Формирование эстетических представлений о выразительности, экспрессии, динамике в скульптуре, о пластических средствах передачи движения, состояния, настроения, «Взаимоотношений скульптурных образов».

5 цикл занятий.

«Животные жарких стран»

Цель: Повтор цели 4 цикла занятий.

6 цикл занятий.

«Мои любимые животные»

Цель: Совершенствование техники лепки скульптуры малых форм по воображению с точной передачей сходства в объёме, характере, устойчивости.

Для решения задач я использовала методы и приёмы воспитания и обучения, классифицированные С. И. Петровским, Е. А.Голантом: наглядные, словесные, игровые. Но чаще использовала методы, классифицированные М. Н. Скаткиным и Я. И. Лернером, позволяющие придать познавательный характер детской деятельности,способам усвоения содержания образования: информационно-рецептивный метод (обучение практическим действиям с помощью активного и пассивного показа, рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, репродуктивный метод (игровые упражнения, повторы, формообразующие движения руки, работа по образцу, эвристический и исследовательский методы.

Система работы включала различные формы организации.

Основная формаработы непосредственно-организованная деятельность:

по ознакомлению со скульптурой малых форм, по обучению лепке скульптурным способом. Занятия были как традиционными (по сообщению новых знаний, по обобщению и систематизации знаний, интегрированные, комбинированные, комплексные, так и нетрадиционными (экскурсии, путешествия, диалоги, игры, викторины).

Дополнительной формой организации детской деятельности была

индивидуальная работа, лепка в свободное время.

В целях повышения качества работы с детьми осуществлялось взаимодействие с родителями. Формы работы с родителями: стендовая информация, консультации, родительские собрания, текущие выставки детского творчества, выставки совместных творческих работ детей и родителей.

Параллельно образовательной работе с детьми, была организованна работа с педагогами ДОУ. Формы работы с педагогами: открытые занятия, семинары, выставки, консультации, выступления на заседаниях творческих групп.

Успешной работе способствовало то, что в ДОУ есть хороший методический кабинет с методической литературой по приобщению детей дошкольного возраста к изобразительному искусству и художественной деятельности, изобразительная студия с предметно-развивающей средой, соответствующей всем дидактическим принципам.В содержание среды входят: методические материалы, наглядно-дидактические материалы, медиатека, специальное оборудование для лепки, технические средства обучения — компьютер, мультимедийный проектор. В группах есть уголки изодеятельности с наглядными материалами и оборудованием для художественной деятельности детей в свободное время;

Таким образом, реализуя раздел программы «Детство» и опираясь на программу «Детская одарённость», я создала свою систему работы по знакомству со скульптурой малых форм и обучению лепке скульптуры. Успешная апробация системы способствовала формированию у детей системы знаний о скульптуре малых форм и способах её создания, а так же развитию системы деятельности в данной области, включающей несколько видов.

Познавательная деятельность детей включала рецептивную, репродуктивную, продуктивную, творческую деятельности.

Рецептивная деятельность выражалась в развитии целенаправленного, последовательного, целостно-художественного восприятия скульптуры, в обследовании образца воспитателя, в восприятии показа способа лепки воспитателем.

Репродуктивная деятельность состояла из формообразующих движений рук – скатывание шара, раскатывание столбика и конуса; в упражнениях прищипывания, примазывания, вытягивания, сплющивания, заглаживания, доходящих до автоматизма; в умении работать по образцу воспитателя; в дополнении вылепленных образов налепами и прорисовкой стекой.

Продуктивная деятельность выражалась в выполнении самостоятельной работы, создании конечного результата, а именно скульптур малых форм.

Творческая деятельность прослеживалась в использовании полученных знаний умений, навыков, при выполнении творческих работ, работ по замыслу.

Преобразующая деятельность заключалась в реализации детьми системных знаний в области скульптуры при развитии детского пластического творчества. Развитие детского пластического творчества определяется, как усвоение ребёнком готового, накопленного человечеством художественно-творческого опыта и использование, интерпретирование его в собственной художественной деятельности с целью создания нового, оригинального, ранее не существовавшего для самого ребёнка выразительного образа.

Говоря об общеучебной деятельности, я имею в виду сенсорное развитие ребёнка. Восприятие выразительных средств скульптуры малых форм, развитие зрительного и осязательного восприятия скульптуры (обследование, развитие мелкой моторики рук способствовали формированию общеучебных умений и навыков детей. Так же общеучебная деятельность в дошкольном возрасте представлялась организацией рабочего места (приготовление необходимых материалов и оборудования для лепки скульптур малых форм) и способов поиска информации о скульптуре и технике лепки (с воспитателем, с родителями, в телепередачах, в Интернете, в литературе по искусству).

Самоорганизующая деятельность прослеживалась, прежде всего, в самоанализе ребёнком своей работы, т. е. в самоанализе вылепленной скульптуры; в оценке выразительных средств скульптуры, выражающей личностное отношение ребёнка к произведению искусства, в самостоятельной лепке в свободное время.

Ознакомление детей со скульптурой малых форм и развитие детского пластического творчества

Источник