Особенности раннего речевого развития ребенка с речевыми нарушениями

Особенности раннего речевого развития ребенка с речевыми нарушениями thumbnail

У детей, имеющих речевые расстройства, часто сохранны физический слух и интеллектуальное развитие. Эти нарушения могут проявляться как в искажении произношения, так и в трудностях c коммуникацией. Симптоматика проявления дефекта зависит от степени тяжести нарушения.

У таких детей имеются трудности не только в речевом развитии, но и в формировании высших психических функций (ВПФ) и неврологические проявления. Поэтому коррекционная работа строится комплексно, чтобы она была наиболее эффективной и результативной.

Нормы речевого развития

Младенец гулит

Прежде чем переходить к изучению отклонений, необходимо знать нормальное развитие речевого онтогенеза. Родителям стоит обращать внимание еще в первые месяцы жизни малыша на его поведение и любые проявления вербальных реакций. В этот период он взаимодействует с окружающими при помощи крика. В норме крик имеет чистое звучание, достаточно громкий и интонационно окрашенный.

К 2-3 месяцам появляется гуление. Оно состоит из гласных звуков и некоторых согласных. Малыш может гулить один, но когда появляется взрослый, гуление становится интонационно окрашенным. Это первое подобие диалога между ним и другими людьми.

К 6 месяцам стадия гуления сменяется лепетом. Малыш начинает произносить первые слоги, принимаемые большинством родителей за первые слова. Лепетные слова сначала произносятся кратко и случайно. Затем малыш лепечет все чаще, и появляются уже лепетные цепочки. Такая речь не является содержательной, но именно она становится основой для дальнейшего гармоничного речевого развития.

Первые слова появляются к 1-1,5 годам. В этот период взрослым очень важно поддерживать своего малыша в его стремлении к освоению языка. К 2 годам малыш общается с окружающими простыми фразами, а к 3 – его предложения становятся все распространеннее.

Девочка трех лет говорит по телефону

В период с 2 до 3 лет происходит резкое увеличение словарного запаса, потому ребенок начинает все активнее познавать окружающий мир. Окружающие люди лучше понимают детскую речь, хотя малыш еще не овладел правильным произношением всех звуков. У детей в этом возрасте отмечаются еще нарушения слоговой структуры, потому что они только начинают осваивать произношение трудных и длинных слов.

К 4 годам должно быть сформировано произношение всех звуков, исключением является сонорная группа. Ребенок общается распространенными предложениями, в своей речи чаще использует притяжательные прилагательные и местоимения. Происходит освоение простых грамматических категорий, он согласовывает слова в предложении, образует новые при помощи суффиксального способа. В этом возрасте нарушений слоговой структуры не наблюдается.

К 5-6 годам дети осваивают произношение сонорных звуков. Они уже умеют составлять логические цепочки, учатся приводить доводы, сравнивают и анализируют свойства предметов. Речь становится все более выразительной, дети учатся управлять своим голосом. Они могут пересказывать короткие сказки, самостоятельно или с небольшой помощью взрослых составлять краткий рассказ.

К 6-7 годам детская речь практически ничем не отличается от разговора взрослого. Ребенок активно использует наречия, числительные. Составляет предложения с использованием предлогов и союзов. Также происходит усвоение рассказов-описаний. В этот период детей начинают готовить к школе, чтобы они полностью освоили фонетическую и грамматическую составляющую родного языка.

Нормы психофизического развития

До 1 года ведущая деятельность малыша – эмоциональное общение. Поэтому в этот период мама должна много и эмоционально общаться с ребенком. К 2 месяцам появляется комплекс оживления на появление родных: появляются двигательные реакции, улыбка. В 6 месяцев малыш выделяет маму среди других людей.

Кроме эмоционального общения, взрослые занимаются развитием моторной сферы малыша. В этот период у него особенно разит хватательный рефлекс. Задача взрослых – вызвать у малыша интерес к выполнению действий с игрушками.

В период от 1 до 3 лет ведущая деятельность ребенка – предметно-манипулятивная. Малыш овладевает навыками самообслуживания, учится держать карандаш, вырезать простые фигуры из бумаги. Ребенок активнее взаимодействует с окружающими людьми. Особенность его общения в этот период – это связь с предметной деятельностью.

В возрасте 3-х лет ребенок начинает осознавать себя как личность, сравнивает с другими. Малыш стремится все делать самостоятельно, задает больше вопросов об окружающем мире. Он уже умеет считать (минимум до 3-х), знает названия простых геометрических фигур, учится сравнивать и анализировать предметы.

К 4 годам дети овладевают более сложными дифференцированными движениями пальцев рук (застегивают пуговицы, завязывают шнурки и т. д.). Ребенок активнее взаимодействует со сверстниками, в общении уже проявляется социальная направленность. Объем памяти увеличивается, поэтому в этом возрасте с ним нужно разучивать стихотворения.

Четырехлетний мальчик завязывает шнурки

Пятилетние дети помогают взрослым, начинают играть в сюжетно-ролевые игры. В этом возрасте уже можно ставить театрализованные представления. К 6-7 годам у ребенка должна быть хорошо развита моторная сфера, а именно – координация движений; он легко ориентируется в пространстве. В данный период дети должны уметь оценивать свои поступки и окружающих. Концентрация внимания увеличивается; они могут запоминать достаточно большой поток информации; становятся усидчивее.

Особенности детей с речевыми нарушениями

За логопедической помощью родители чаще всего обращаются в возрасте 3-х лет, когда малыш должен общаться предложениями. Исключением являются дети с органической ринолалией, потому что с ними занимаются специалисты с первых месяцев жизни. Предпосылки речевых расстройств можно заметить еще в раннем возрасте.

Крик у таких малышей тихий или слишком пронзительный, сопровождающийся всхлипывающими нотками, невыразительный. У детей с отставанием в речевом развитии стадия лепета длится дольше. А у алаликов лепетные слова и цепочки присутствуют в речи и в возрасте 2-3-х лет. Они не проходят стадию гуления, поэтому для общения не могут использовать слова и фразы.

Стадии лепета и гуления отличаются невыразительностью сочетаний слогов, непостоянством их использования. Малыш не использует их как средство коммуникации. Первые слова могут появиться только к 2 годам, а фразовая речь – к 3. При этом она будет аграмматичной, малопонятной для окружающих.

Девочка с нарушением развития речи

У детей с нарушениями речи словарный запас резко отстает от нормы. В речи мало используют прилагательные, глагольную лексику. Практически не употребляют наречия и числительные. Нарушение звукопроизношения носит чаще всего полиморфный характер (искажение сразу нескольких групп звуков). Из-за чего речь звучит нечетко, малопонятно.

Такие дети могут не проговаривать окончания, искажают слоговую структуру слова. Развернутые ответы могут давать только с помощью взрослого, при этом будут допускать грамматические ошибки. Их речь отличается общей невыразительностью, неумением управлять модуляциями голоса. Дошкольнику с трудом дается заучивание стихотворений, пересказ небольших произведений. Речь будет отличаться монотонностью, запинками, нарушениями темпо-ритмической составляющей.

При алалии у детей может не быть слов даже к 3 годам. Поэтому для общения с окружающими они активно используют мимику и жесты. Их речь практически состоит только из лепетных слов и цепочек, поэтому начинать работу с алаликами нужно как можно раньше.

У детей с заиканием трудности с темпо-ритмической составляющей. Их речь отличается запинками, повторением слогов и растягиванием гласных. При особо сложном течении заикания ребенок может даже не договорить фразу до конца. Из-за особенностей этого нарушения, возникают большие сложности при составлении рассказов и использовании сложных развернутых предложений.

Психофизиологические особенности детей с нарушениями речи

Гиперактивный ребенок

У них недостаточно сформирована моторная сфера. Они с трудом овладевают тонкими дифференцированными движениями пальцев рук; отличаются неловкостью, плохо координируют свои движения. Главным признаком того, что у малыша может быть нарушение речи – это повышенная активность или апатичность, заторможенность.

У детей с речевыми проблемами отстают в развитии и ВПФ. Внимание отличается неустойчивостью, есть сложности с его переключением. Они не могут правильно распределить внимание между практическими действиями и речевым высказыванием. Наблюдается низкий уровень самоконтроля, трудно сосредоточиться на выполнении задания.

Нарушено и мнестическое развитие – страдает память. Низкий уровень развития слуховой памяти. При этом не сильно отстает от нормы зрительная, и в большей степени сохранно логическое запоминание.

Отстает в развитии наглядно-образное мышление. У детей вызывает сложность сравнение предметов, их классификация. Низкий уровень сформированности внутренней речи, что сказывается на построении высказываний.

Такие дети отличаются неустойчивостью эмоционального поведения, быстрой утомляемостью. Из-за отставания в речевом развитии у них низкая потребность в общении с окружающими. Они редко принимают участие в играх с детьми, потому что не понимают правил. Нарушения эмоционально-волевой сферы сказываются на гармоничном развитии личности.

Девочка сидит в стороне от других

Чем раньше родители заметят, что их ребенок отстает от сверстников в развитии, тем раньше будет начата коррекционная работа. Речь связана с моторной и эмоционально-волевой сферой, ВПФ. Поэтому коррекционная работа построена на комплексном подходе, что дает возможность эффективно помочь ребенку.

Источник

Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, присущую только человеку. Важность речи определяется ее ролью в общении и познании. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые так или иначе отражаются на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории аномального развития – об аномалии речевого развития.

Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается отрасль дефектологии, которая называется логопедия.

Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, не исчезают сами по себе и, без специально организованной логопедической работы, могут отрицательно сказаться на всем процессе психического развития ребенка. В связи с этим чрезвычайно важно различать:

  • патологические речевые нарушения;
  • возможные речевые отклонения, вызванные возрастом, некоторыми речевыми особенностями семьи, двуязычием в семье.

Формируясь у ребенка по мере овладения родным языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь постепенно в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

В качестве двух основных самостоятельных видов выделяют экспрессивную и импрессивную формы речи.

Экспрессивная речь – высказывание (устное или письменное), которое начинается с программы, проходит стадию внутренней речи и только потом переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания (устного или письменного).

Импрессивная речь – это процесс понимания речевого высказывания (устного или письменного). Начинается с восприятия речевого сообщения (через слух или зрение), проходит стадию выделения информационных моментов и, наконец, завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием).

В целом, в речи можно выделить 4 самостоятельные формы речевой деятельности:

  1. экспрессивная устная речь – говорение;
  2. экспрессивная письменная речь – письмо;
  3. импрессивная устная речь – понимание обращенной устной речи;
  4. импрессивная письменная речь – чтение.

Все эти формы речи представляют собой сложную, но единую функциональную систему, обладающую многими характеристиками. Сложность этой системы связана еще и с тем, что каждая из четырех входящих в нее подсистем имеет определенную автономность и различные сроки формирования.

Классификация речевых нарушений

В настоящее время в логопедии на равных правах существуют две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Психолого-педагогический подход выделяет: общее недоразвитие речи (ОНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН). Клинико-педагогический подход выделяет следующие речевые расстройства: дисфония, дислалия, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия.

Дисфония – расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата. Полное отсутствие голоса называется афонией. Голос человека, страдающего дисфонией, воспринимается как осипший, охрипший, сухой, истощающийся, с малым диапазоном голосовых модуляций. Нарушения голоса встречаются как у взрослых, так и у детей. Возрастные изменения голоса бывают у подростков 13-15 лет, это связано с эндокринной перестройкой в период полового созревания. Этот период развития голоса называют мутационным. В это время подростку необходим охранительный речевой режим. Нельзя перенапрягать и форсировать голос. Лицам, профессия которых связана с длительной голосовой нагрузкой, рекомендуется специальная постановка речевого голоса, которая предохраняет его от перенапряжения.

Дислалия – нарушение произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Различают механическую и функциональную дислалию.

Механическая дислалия – связана с нарушением строения артикуляционного аппарата: неправильный прикус, неправильное строение зубов, неправильное строение твердого неба, аномально большой или маленький язык, короткая уздечка языка. Эти дефекты затрудняют нормальное произношение звуков речи.

Функциональная дислалия – может быть связана: с неправильным речевым воспитанием ребенка в семье, неправильным звукопроизношением взрослых в ближайшем окружении ребенка; педагогической запущенностью, незрелостью фонематического восприятия. Иногда функциональная дислалия может наблюдаться у детей, которые в раннем возрасте овладевают сразу двумя языками, при этом может наблюдаться смешение звуков речи двух языковых систем.

У ребенка с дислалией может быть нарушено произношение одного или нескольких звуков, трудных по артикуляции: свистящих, шипящих, р, л. нарушения звукопроизношения могут проявляться в отсутствии тех или иных звуков, искажениях звуков или их заменах.

Формирование нормативного произношения происходит постепенно и завершается к четырем годам. Если у ребенка после четырех лет наблюдаются дефекты звукопроизношения, необходимо обратиться к логопеду. Однако при необходимости, такую работу можно начинать и несколько раньше.

Ринолалия – нарушение произношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата. Анатомический дефект проявляется в виде расщелины на верхней губе, десне, твердом и мягком небе. В результате этого между носовой и ротовой полостью имеется открытая расщелина (отверстие), либо расщелина, прикрытая истонченной слизистой оболочкой. Часто расщелины сочетаются с различными зубочелюстными аномалиями. Речь ребенка при ринолалии характеризуется невнятностью из-за гнусавости голоса и нарушения произношения многих звуков. В тяжелых случаях речь ребенка непонятна для окружающих. Дети, страдающие ринолалией, нуждаются в ранней диспансеризации, ортодонтическом и хирургическом лечении. Логопедическая помощь таким детям необходима как в дооперационный, так и в послеоперационный период. Она должна быть систематической и достаточно длительной.

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи. Это нарушение может возникать как у детей, так и у взрослых. Причиной дизартрии у детей является поражение нервной системы, как правило, на фоне детского церебрального паралича. При дизартрии наблюдаются расстройства звукопроизношения, голосообразования, темпо-ритма речи и интонации. Степень выраженности дизартрии может быть разной: от полной невозможности произнесения речевых звуков (анартрия) до еле заметной слушателю нечеткости произношения (стертая дизартрия), что зависит от характера и тяжести поражения нервной системы.

Как правило, при дизартрии речь детей развивается с задержкой. Чаще всего страдает произношение сложных по артикуляции звуков – с, з, ц, ш, щ, ж, ч, р, л. В целом произношение звуков нечеткое, смазанное, «каша во рту». Голос часто слабый, хрипловатый. Речь мало интонированная, невыразительная. Темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным. Фонематическое восприятие, как правило, недостаточно сформировано. Отмечается также бедность словаря, недостаточное владение грамматическими конструкциями. Процесс овладения письмом и чтением у таких детей затруднен. Почерк неровный, буквы несоразмерные, часто наблюдается также дисграфия. Чтение вслух интонационно не окрашено, скорость чтения снижена, понимание текста ограничено. Допускается большое количество ошибок прочтения – дислексия. Дети, страдающие дизартрией, нуждаются в раннем начале логопедической работы и длительной коррекции речевого дефекта.

Заикание – нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Начинается, как правило, в возрасте от 2 до 6 лет. Может появиться у детей с опережающим речевым развитием в результате излишней речевой нагрузки, психической травмы, либо у детей с задержанным речевым развитием в результате поражения определенных структур центральной нервной системы.

Основным проявлением заикания являются судороги мышц речевого аппарата, которые возникают только в момент речи или при попытке начать речь. Судорожная речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями: зажмуриванием глаз, раздуванием крыльев носа, кивательными движениями головой, притопыванием т.д. В возрасте 10-12 лет начинает формироваться стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач – логофобия. Несмотря на речевые и психологические трудности, учителю не стоит заменять устные ответы заикающихся детей письменными. Это может отрицательно сказаться на формировании всех сторон устной речи, а главное на речевом общении. Для преодоления дефекта заикающемуся ребенку требуется систематическая помощь логопеда, а в тех случаях, когда заикание носит затяжной характер, – также помощь психолога, а возможно и психотерапевта.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга. Для этой речевой патологии характерны: позднее появление речи, ее замедленное развитие, значительное ограничение как пассивного, так и активного словаря. Речевое развитие при данном нарушении идет по патологическому пути. В зависимости от преимущественной симптоматики различают две формы алалии: экспрессивную и импрессивную.

При экспрессивной (моторной) алалии не формируется звуковой образ слова. Для устной речи таких детей характерны: упрощения слоговой структуры слова, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, а также слов во фразе. Существенно страдает усвоение грамматических структур языка. Речевое развитие таких детей может быть разным: от полного отсутствия устной речи до возможности связных высказываний, в которых наблюдаются разнообразные ошибки. Эти дети хорошо понимают обиходную речь, адекватно реагируют на обращение к ним взрослых, однако только в рамках конкретной ситуации.

Импрессивная (сенсорная) алалия характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Ведущий симптом – расстройство фонематического восприятия. Оно может быть выражено в различной степени: от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи на слух. Дети с сенсорной алалией очень чувствительны к звуковым раздражителям. Речь, произнесенная тихим голосом, воспринимается ими лучше. Для них также характерны эхолалии. Нередко производят впечатление глухих или умственно неполноценных. У детей с алалией без специального коррекционного воздействия речь не формируется. Им необходима длительная квалифицированная логопедическая помощь.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями головного мозга. Выделяют несколько форм афазии. В тяжелых случаях при афазии у человека нарушается способность, как понимать речь окружающих, так и говорить. Чаще всего возникает у лиц пожилого возраста в результате травм, инсультов, опухолей головного мозга. Афазия приводит к тяжелой инвалидизации. Взрослые, как правило, теряют профессию, с трудом адаптируются в быту. Невозможность выразить свои желания и непонимание речи окружающих вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность.

Возможности компенсации речевых и психических нарушений при афазии резко ограничены. Логопедическая помощь должна обязательно сочетаться с целым комплексом мер реабилитационного воздействия. Помощь лицам с афазией осуществляется через систему здравоохранения.

Нарушения письменной речи обозначают терминами дислексия и дисграфия. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках письма. Эти ошибки обычно проявляются в смешении и замене букв, искажении звуко-слоговой структуры, нарушении слитности написания отдельных слов в предложении – разрыв слова на части, слитное написание слов; аграмматизмах, смешении букв по оптическому сходству. Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга: заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов. Каждая из этих зон коры обеспечивает определенное условие, необходимое для протекания акта письма. Лобные доли мозга обеспечивают общую организацию письма как сложной речевой деятельности.

Аграфия – полная неспособность к овладению навыком письма.

Дислексия – нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Проявляется в многочисленных повторяющихся ошибках в виде замен, перестановок, пропусков букв при чтении. Это приводит к замедленному, часто угадывающему характеру чтения, к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, непониманию даже простейшего текста. Ошибки при дислексии носят стойкий характер. Дети с дисграфиями и дислексиями нуждаются в логопедических занятиях, на которых используются специальные методы формирования навыков письма и чтения.

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии нервной системы. Эти дети, как правило, плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко жалуются на головные боли, тошноту, головокружения. Часто наблюдаются нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Как правило, у таких детей отмечается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимании словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля над собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции, и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны педагога, детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. В каком возрасте ребенок переходит к полноценной речи? Каков словарный запас 3-х летнего ребенка?
  2. Какие нарушения речи вам известны? Как называется наука, изучающая речевые нарушения?
  3. Какими классификациями речевых нарушений оперирует логопедия? Какие нарушения речи выделяет психолого-педагогическая классификация речевых нарушений?
  4. Какие речевые нарушения выделяет клинико-педагогическая классификация речевых нарушений?
  5. Сравните нарушения речи, которые относятся к дислалиям, с нарушениями речи, относящимися к дизартриям. В чем их принципиальное различие?
  6. Какие нарушения речи относятся к ринолалиям? Почему ребенок с ринолалией нуждается в как можно более ранней логопедической коррекции?
  7. Какое речевое нарушение называют заиканием? Как должен вести себя педагог по отношению к заикающемуся ребенку?
  8. Какие нарушения речи относятся к алалиям? Какие виды алалии вам известны? Как отличить ребенка с алалией от умственно отсталого ребенка?
  9. Какие нарушения речи относятся к дисграфиям? Какие нарушения речи относятся к дислексиям?
  10. Как отражаются речевые нарушения на психическом развитии?
  11. Найдите в литературе перечисление видов афазий по А.Р. Лурия. Объясните их особенности исходя из локализации поражения.

Источник