Скрининг развития ребенка раннего возраста

Скрининг развития ребенка раннего возраста thumbnail

Дифференцированная диагностика развития. Скрининговые методики позволяют выявить те категории детей, которые нуждаются в более точной, дифференцированной диагностике, которая организуется с целью комплексной междисциплинарной оценки уровня развития для определения потенциальных возможностей ребенка в ходе дальнейшего развития.

Важным условием конструирования инструментов ранней дифференцированной диагностики является положение о том, что именно в первые годы жизни ребенок проходит путь от существа беспомощного к человеку мобильному, социально активному. В раннем детстве происходит усвоение важнейших компонентов общечеловеческого опыта, являющегося фундаментом дальнейшего развития: закладываются основы психической деятельности, эмоций, мотивационно-потребност- ной сферы, идет подготовка к самостоятельному хождению, к речевой деятельности. По мнению известного российского ученого-невролога Л. О. Бадаляна, «в этот период происходит так называемое первичное обучение, т.е. формируются “нейронные ансамбли”, которые в дальнейшем служат фундаментом для более сложных форм обучения».

На сегодняшний день имеется достаточное количество диагностического материала, разработанного как отечественными, так и зарубежными авторами для подробного изучения уровня развития ребенка младенческого и раннего возраста. В одних случаях диагностический материал представляет собой перечень нормативных показателей развития по отдельным функциональным областям (Е. М. Мастюкова; Е. А. Стребелева; Программа ранней педагогической помощи «Маленькие ступеньки», Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями» и др.). В других случаях предлагается обобщенная схема обследования уровня развития ребенка в определенный возрастной период: Программы российских авторов, наиболее изученной из которых является программа «Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста» Г. В. Пантюхиной, К. Л. Печоры, Э. Л. Фрухт, а также руководство по раннему обучению «Портейдж», «Мюнхенская функциональная диагностика» и др.

Необходимо отметить, что отдельные отечественные методики ранней диагностики и оценки нервно-психического развития отражают лишь общий алгоритм развития, последовательность и сроки формирования функций. Однако они не учитывают индивидуальных особенностей созревания любой анатомо-физиологической системы, в рамках которых опережение или отставание в становлении какой-либо функции рассматривается не как отклонение от нормы, а как специфическая особенность индивидуума.

Основополагающим критерием оценки уровня сформированное™ функции должно стать представление о том, что процесс созревания биологической структуры организма ребенка как базиса для оцениваемых умений и навыков имеет сугубо индивидуальный темп. Сроки созревания очень вариативны в силу множества факторов, определяющих рост и развитие детского организма. Задержанное или опережающее развитие в раннем возрасте может иметь решающее значение для проектирования определенного объема помощи. Понимание этого дает возможность не маркировать ребенка как отстающего или «вундеркинда». Естественно, вариативные рамки должны укладываться в директивные сроки, допустимые для формирования той или иной функции. Кроме того, процесс созревания функции определяется колиявственными и качественными изменениями от момента ее появления в недифференцированном виде и до момента ее полноценного становления. Таким образом, представляется целесообразным привязывать момент появления функции не к определенному возрасту, а к периоду, ограниченному двумя — тремя месяцами.

Срок появления той или иной функции определяется как фактический возраст, который может коррелировать с паспортным, а может иметь тенденцию как к ретардации, так и к акселерации. Акселерация и ретардация в свою очередь могут быть как общими, распространяющимися на все функциональные области, так и парциальными, в пределах одной или нескольких областей.

Феноменологический этап ранней диагностики развития. Выявление индивидуальных особенностей развития ребенка составляет содержание феноменологического этапа диагностики. На этом этапе исследуется состояние познавательной активности, работоспособности и эмоционально-волевой сферы, составляются личностные характеристики и выявляются индивидуальные особенности характера ребенка. Большое внимание на феноменологическом этапе диагностики уделяется обследованию социальных условий развития. Особенно тщательно исследуется насыщенность и многообразие социальных контактов младенцев и детей раннего возраста, так как дефицит контактов с окружающим миром в этот период развития пагубно отражается на дальнейшем развитии психической деятельности. В ходе этого этапа анализируется информация различных диагностических процедур и разрабатывается индивидуальная программа развития (ИПР). Важное условие феноменологического этапа диагностики — изучение потребностей семьи и ожиданий, связанных с развитием ребенка. Родителям предлагаются вопросники, в которых исследуется их мнение по поводу индивидуальных потребностей ребенка, а также содержится их собственная оценка перспектив развития ребенка в условиях выбранного ими специального образовательного учреждения и семьи. Заключительным итогом феноменологического этапа диагностики является прогнозирование периода раннего развития и определение индивидуального образовательного маршрута. Затем намечаются варианты обслуживания ребенка и дается направление в Службу ранней помощи.

Источник

Генетические заболевания могут явиться причиной серьезных аномалий развития ребенка. И самое печальное в этом факте, что возможностей вылечить или скорректировать нарушения на уровне ДНК у современной медицины немного. А в условиях городской жизни, ухудшающейся экологической ситуации, стрессов, которым подвержены женщины (да и мужчины) даже в период беременности вероятность возникновения отклонений на генетическом уровне возрастает в разы. И, увы, далеко не всегда их удается выявить в неонатальный период развития ребенка. Именно поэтому в большинстве развитых стран мира, в том числе и в России, уже довольно давно внедрена практика проведения скрининга детей практически сразу после их рождения. Для этого у новорожденного проводится забор крови, которую исследуют на присутствие нарушений генетического характера.

Читайте также:  Теория развития интеллекта ребенка пиаже

Какова практическая роль скрининга новорожденных?

Такой анализ совершенно безопасен для малыша, поскольку чтобы его провести достаточно взять кровь из пятки, и спустя десять дней результаты лягут на стол к врачу. Почему же скрининг проводится в столь раннем возрасте, еще до выписки ребенка из родильного дома? Откуда такая срочность? А ответ на самом деле прост. При обнаружении некоторых нарушений генетического характера в раннем возрасте, появляется больше шансов на полное излечение или качественный контроль над заболеванием. Ведь многие генетические проблемы находятся до поры до времени в «спящем» состоянии пока не проявятся в патологической форме. И сроки эти могут варьироваться от нескольких месяцев до нескольких лет. Случается, что при позднем обнаружении проблемы, сколько-нибудь существенно повлиять на ситуацию уже нельзя, поэтому скрининг это чрезвычайно важная процедура, которую просто необходимо проводить даже в том случае, если ребенок при рождении признан абсолютно здоровым.

Ранний неонатальный скрининг новорожденных позволяет выявить целый ряд заболеваний, которые без должного медицинского внимания могут пагубно сказаться на росте и развитии ребенка. Спешим развеять тревожные мысли у родителей, которые всерьез опасаются за жизнь и здоровье своего новорожденного малыша. Очень многие генетические нарушения, которые еще недавно казались приговором, сегодня успешно корректируются заместительной или иной лекарственной терапией, что позволяет ребенку вести полноценную жизнь. А теперь рассмотрим, какие конкретно заболевания способен выявить скрининг новорожденных?

Заболевания, выявляемые в ходе скрининга новорожденных

1) Гипотериоз

Это заболевание имеет генетическую природу и чаще обнаруживается у младенцев женского пола, нежели чем у мужского. Связано оно, прежде всего, с нарушением функционирования щитовидной железы, вследствие чего, организм ребенка недополучает необходимые гормоны. А это в свою очередь способно серьезно сказаться как на физическом, так и на умственно-психическом состоянии малыша и вызвать отклонения в развитии.

2) Галактоземия

Данное состояние характеризуется тем, что организм ребенка не производит или производит в недостаточной степени ферменты, способствующие расщеплению вещества галактозы. Если вовремя не скорректировать проблему, происходит постепенное накопление галактозы и, когда оно достигает критического уровня, вещество начинает пагубно влиять на слух ребенка, функцию печени и нервной системы. Все это вкупе способно существенно сказаться на росте и развитии малыша. Поэтому своевременная диагностика чрезвычайно важна.

3) Муковисцидоз

Одно из самых серьезных генетических отклонений, способных в скором времени подвергнуть опасности не только здоровье, но и саму жизнь новорожденного, если вовремя не принять соответствующие шаги по излечению. А дело все в том, что муковисцидоз провоцирует проблемы с самыми основными функциями, обеспечивающими жизнедеятельность организма. А именно: пищеварением и дыханием.

4) Адреногенитальный синдром

Болезнь затрагивает практически все органы и системы, поскольку представляет собой не какое-то одно отклонение, а целую их группу. Причиной являются проблемы функционирования коры надпочечников. Это способно вызвать нарушения со стороны почек, обмена веществ, сердца и половой сферы. Поэтому здесь ни много, ни мало дорога каждая секунда, а промедление подобно смерти в самом прямом смысле этого слова.

5) Фенилкетонурия

Отклонение характеризуется отсутствием в организме веществ, способных расщеплять фенилаланин. А избыточное его присутствие незамедлительно и непременно скажется на мозге и нервной системе ребенка, что чревато впоследствии даже умственной отсталостью.

Отдельно следует упомянуть так называемый аудиологический скрининг новорожденных, который проводится с целью выявить на ранних этапах проблемы со слухом и незамедлительно принять меры. Это сравнительно молодая практика в том смысле, что в число обязательных исследований она была введена не так давно. Выявить проблемы со слухом у ребенка, который еще в силу своего возраста мало реагирует на внешние раздражители, бывает совсем непросто. А это чрезвычайно актуально именно сегодня, когда технологии позволяют на ранних этапах провести коррекцию слуха (вплоть до установки слухового аппарата младенцу) и в дальнейшем обеспечить ребенку полноценную жизнь.

Как видим, скрининг новорожденных процедура важная, иногда даже жизненно важная, поэтому опасаться ее проведения не стоит. Ведь в случае своевременного обнаружения проблемы, высоки шансы и ее решения.

Источник

Шкалы развития младенца Bayley

Тест Бэйли является результатом более чем 45-летних исследований развития детей, является высоковалидным и может считаться одним из лучших для раннего детского возраста. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес.

Тест состоит из 3 шкал:

  1. шкала психического развития (ментальная шкала): оценивает ощущение, восприятие, память, доречевые и речевые способности, предпосылки абстрактного мышления;
  2. шкала моторного развития: оценивает простые и сложные движения, грубую и тонкую моторику;
  3. шкала («протокол») поведения: объективирует социальные взаимодействия, интересы, эмоции, темперамент.

Каждый пункт теста оценивается как «выполненный» или «невыполненный». Время тестирования детей младше 15 мес – 25-35 мин, старше 15 мес – до 60 мин.

Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI). Шкалы психического и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка – 30. Тест признан высоковалидным и стандартизированным. Первоначально стандартизация шкал проводилась на 1262 детях, а поведенческого протокола – на 791 ребенке. В 90-е годы была проведена повторная стандартизация теста.

Читайте также:  Роль речи в развитии ребенка презентация

Денверский скрининг-тест развития (DDST)

Тест разработан Frankenburg W.К., J.В. Dodds для выявления детей, страдающих задержкой психического развития в возрасте от рождения до 6 лет. Он содержит 4 шкалы: 1) грубая моторика; 2) тонкая моторика; 3) речь; 4) социальная адаптация.

Из 105 пунктов 75 предназначены для детей до 3 лет. Обычно ребенок тестируется по 20 пунктам. Каждый пункт оцениваются как «выполненный», «невыполненный», «отказ от выполнения», «не было возможностей для выполнения».

Тестирование проводится как в условиях прямого наблюдения, так и на основании сведений, полученных от родителей. Дети, выполнившие все пункты, считаются развивающимися нормально. Если имеется один невыполненный пункт в какой-либо шкале, результат считается сомнительным, два невыполненных пункта – задержка развития.

Тестирование занимает около 30 мин и требует минимальной подготовки исследователя (несколько часов). В этом преимущество данного теста по сравнению с тестом Бэйли, который требует высшей психологической квалификации.

Денверская оценочная методика была стандартизирована на 1036 нормальных детях в возрасте от 2 нед до 6 лет, 816 из которых были младше 3 лет. Тест высоко достоверен и стандартизирован.

Порядковые (числовые) шкалы психологического развития

Тест представляет собой психометрическую оценку развития ребенка, разработанную I. Uzgiris, J. McHunt на основании концепции психического развития Ж. Пиаже. Он предназначен для детей от рождения до 2 лет и содержит 6 шкал:

  1. развитие зрительного слежения и сосредоточения на объекте;
  2. умение ребенка использовать разные средства для получения желаемого предмета;
  3. вокальная и жестовая имитация (2 субшкалы);
  4. причинные действия;
  5. построение объектных связей в пространстве;
  6. развитие отношений к объектам (при смене игрушки или роли в игре).

Тест состоит из 64 пунктов. Экспериментальные ситуации располагаются по мере усложнения. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках: 0-3 мес., 4-7 мес., 8-11 мес., 12-17 мес. и 18-24 мес..

Профиль психического развития G. D. Alpern-Boll

Методика предназначена для детей от рождения до 9 лет, содержит 186 пунктов и 5 шкал:

  1. физическое развитие;
  2. «социальная» шкала;
  3. шкала коммуникации;
  4. способность к обучению;
  5. шкала «самопомощи».

В результате тестирования определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

Шкала ментального развития R. Griffiths

Тест рассчитан на младенцев от 0 до 24 мес, содержит 260 пунктов, объединенных в 5 субшкал:

  1. локомоторная активность (глаза-руки, слух-рука);
  2. развитие речи;
  3. тонкая моторика;
  4. «персональная» шкала;
  5. «социальная» шкала.

После выполнения заданий рассчитывается интеллектуальный коэффициент ребенка и определяется, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

KID-шкала

Разработана J. Reuter. Представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития ребенка (мать в домашних условиях заполняет регистрационный лист теста). Исследуются дети в возрасте 0-15 мес. Тест содержит 252 пункта и 5 шкал:

  1. познание;
  2. движения;
  3. самообслуживание;
  4. общение;
  5. языковая шкала.

По каждой из шкал определяется условный возраст ребенка, который сравнивается с паспортным.

Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни

Один из первых отечественных тестов психического развития разработали Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. Методика представляет собой качественную оценку развития ребенка без использования баллов. Состоит из 3 возрастных шкал для 1-го, 2-го и 3-го года жизни. На 1-м году исследуют:

  1. 10 дней – 2,5-3 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных и эмоционально положительных реакций;
  2. 1,5-3 – 5-6 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, движений руки, гуления;
  3. 5-6 – 9-10 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи;
  4. 9-10 – 12 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, понимания и активной речи.

На 2-м году: развитие понимания речи, развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков.

На 3-м году в первом полугодии: активная речь, игра, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие движений, развитие навыков. Во втором полугодии: активная речь, игра, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, навыки, движения.

Нормой считается выполнение навыков в пределах ±15 дней от проверяемого возраста. Тест стандартизирован на 630 детях 1-го года жизни, 730 – 2-го года и 360 детях 3-го года жизни.

Тест развития детей первого года жизни О. В. Баженовой

Разработан О.В. Баженовой. Тест включает 98 диагностических проб, разделенных на 6 шкал: двигательное, эмоциональное, сенсорное развития, действия с предметами, взаимодействия со взрослыми, голосовая активность. Каждая из проб позволяет оценить уровень развития той или иной поведенческой реакции. Согласно методике теста, определяют 4 степени выраженности поведенческой реакции: 0 баллов – отсутствие, 1 балл – намеченность, 2 балла – несовершенная форма проявления, 3 балла – совершенная форма проявления. Пробы, выполнение которых требует достаточно высокого уровня психической активности ребенка, имеют значительно больший удельный вес при их оценке. Количество баллов, набранное за их выполнение, умножают на 5 (качественно-количественная оценка). Количество баллов, набранное за выполнение всех проб данной шкалы, суммируют. Набранная сумма баллов представляет собой актуальную оценку (АО), которая сравнивается с контрольной оценкой (КО), являющейся нормативным показателем для данного возраста. Итоговый результат – индекс развития (ИР) – представляет собой отношение АО к КО. На основании данных ИР по 6 шкалам строится диаграмма (профиль психического развития). Развитие оценивается в возрасте 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 и 12 мес.

Читайте также:  Математическое развитие ребенка по венгер это

Оценка уровня психомоторного развития ребенка

Разработана Л.Т. Журбой, Е.М. Мастюковой. Развитие оценивается по 7 нервно-психическим показателям (динамическим функциям): коммуникабельность, голосовые реакции, безусловные рефлексы, мышечный тонус, асимметричный шейный тонический рефлекс, цепной симметричный рефлекс, сенсорные реакции. Оцениваются также уровень стигматизации, черепно-мозговая иннервация и патологические движения, которые помогают выявить группу детей с повышенным риском задержки развития. Помесячная количественная оценка у ребенка до 1 года проводится на основе показателей, оцениваемых по 4-балльной системе с учетом динамики нормального возрастного развития. Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам. 27-29 баллов в большинстве случаев можно расценивать как вариант возрастной нормы. При оценке 23-26 баллов детей относят к безусловной группе риска. 13-22 балла свидетельствуют о задержке развития. Ниже 13 баллов – больные с тяжелой задержкой развития вследствие органического поражения мозга.

Тест «ГНОМ» (график нервно-психического обследования младенцев)

Разработан Г. В. Козловской и соавт. Тест состоит из 12 возрастных субтестов. Психическое развитие исследуется на 1-м году жизни каждый месяц, после года — каждые три месяца, от 2 до 3 лет – 1 раз в полгода. Субтесты состоят из 20 вопросов (заданий), позволяющих тестировать развитие сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих функций. Для исследования уровня развития каждой функции предлагают 4 задания. Для исследования сенсорной функции тестируется зрительная, слуховая и тактильная чувствительности. Для определения состояния моторики – статика, кинетика, тонкая моторика и мимика. В эмоционально-волевой сфере исследуются: формирование и дифференцировка эмоциональных реакций, появление и характер эмоционального резонанса (способности воспринимать эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать). Для оценки волевых функций исследуются активная и пассивная произвольная деятельность. Познавательные функции тестируют по четырем показателям: речь, мышление, игра и внимание. Поведенческие функции состоят из двух разделов: биологического (пищевого поведения, формирования навыков опрятности) и социального поведения, для изучения каждого из которых предлагают по два задания. Тест позволяет распределить обследуемых детей по трем группам:

  1. здоровые дети – показатель коэффициента психического развития (КПР) от 110 до 90 баллов;
  2. группа риска – КПР 80-89 или выше 111 баллов;
  3. группа нарушения развития – КПР ниже 80.

Шкала поведения новорожденных (NBAS)

Разработана Т. Brazelton. Предназначена для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Оценивается поведение и неврологический статус детей от 2 дней до 6 недель жизни. Методика состоит из 20 вызываемых рефлексов и движений, оцениваемых по 4-балльной шкале. Имеется также 27 заданий для квалификации движений, взаимодействия со взрослыми, статического контроля, реагирования на стресс. Оценка проводится по 9-балльной шкале, указывающей на 5 возможных типов поведения. Дополнительно отмечается, требовалась ли стимуляция для того или иного типа поведения. Результатом исследования является отнесение детей либо к группе риска, либо к норме.

Также используют поведенческий тест новорожденных Graham для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Тест оценивает детей 1-14 дней жизни по 6 субшкалам: двигательная с оценкой моторики, мышечный тонус, тактильная, слуховая сенсорная, зрительная сенсорная шкалы, шкала реактивности.

Тестовая методика Prechtl, Beintema

Оцениваются дети от 1 до 9 дней жизни по шкалам внешнего вида, позы, движений, дыхания и неврологического статуса.

Опросник младенческого темперамента используется для оценки темперамента детей.

Разработан W. Carey, S. McDevit. Методика выявляет индивидуальные различия между младенцами вне зависимости от темпа их психомоторного развития. Тест предназначен для скрининговых исследований младенцев от 4 до 8 мес. Он состоит из 95 пунктов, оценивающих поведение по 6-балльной шкале, содержит 9 категорий: активность, синхронность, доступность, приспособляемость, сенситивность, настроение, постоянство, отвлекаемость, агрессия. При анализе результатов младенцы могут быть расценены как «довольно трудные» (асинхронные, игнорирующие общение), низкоадаптивные (сенситивные), «легкие» (синхронные, доступные, адаптивные), «медленно реагирующие» (неактивные, тихие) и дети, относящиеся к промежуточному типу.

Результаты выполнения тестовых заданий у детей зависят от многих факторов: физиологического состояния (голод, усталость, сонливость), соматического здоровья, психологического комфорта, личности исследователя. Для диагностики развития младенцев и детей раннего возраста большое значение может иметь также неврологическое обследование. Оно уточняет клиническую картину и предотвращает ошибочную трактовку состояния ребенка. Если обследуется ребенок с выраженным резидуально-органическим поражением мозга, то неврологический осмотр должен предшествовать экспериментально-психологической и психиатрической оценкам.

Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб: Питер, 2001. 256 с. — («Краткое руководство»).

Похожие материалы в разделе Психология ребенка:

  • Психологічна просвіта для батьків «Лівша чи правша?»
  • Игрушки для младенца
  • Развитие навыков счета «Правильное количество точек»
  • Почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети?
  • Почему у детей появляются страхи?
  • «Воздушный шарик» (диафрагмальное дыхание)
  • Игры с аутичным ребенком
  • Может ли у моего ребенка появиться заикание?
  • Нелегко быть одаренным
  • Волевая готовность ребенка к школе

Источник