Скороговорки для развития речи ребенка 4 года
По статистическим данным, каждый 4 ребенок в мире страдает от проблемы речевого развития. Не попасть в печальную статистику помогут детские скороговорки.
Эти сложновыговариваемые фразы учат правильно произносить слова, развивают дикцию и речь, слух, мышление, исправляют дефекты речи.
Постоянно используйте их и добьетесь следующих результатов:
- Ребенок научится правильно выстраивать предложение;
- Будет говорить спокойно, без криков;
- Улучшит дикцию;
- Будет разговаривать размеренной речью;
- Научится быстро и красиво читать.
В нашей статье вы найдете самый разные примеры скороговорок для детей 3-8 лет, скороговорки на английском с переводом, для развития речи и др.
1
С чего начать: советы родителям
- Первое, что вы должны сделать, прочитать скороговорку как стишок, правильно и с интонацией, чтобы вызвать у малыша интерес.
- Затем медленно прочитать, внятно проговаривая каждый звук и слово, чтобы ребенок смог понять и услышать правильное произношение звуков и словосочетаний. Скороговорку можно пропевать.
- Если получается медленно проговаривать, можно постепенно увеличивать скорость до тех пор, пока не получится выговаривать быстро и внятно.
Чего не стоит делать:
- Не требуйте, чтобы ребенок проговаривал все сразу и быстро;
- Будьте терпеливы и не кричите;
Занятие не должно длится больше 10 минут.
2
Скороговорки с картинками для детей 3-4 лет
Как правило, у детей этого возраста хорошо развита речь. Но некоторым малышам с трудом удается выговаривать буквы Ш, Ж, Щ, Л, Р. Выбирайте материал с несложными для произношения звуками.
Для подготовки нужно провести с малышом несколько занятий плавного и продолжительного выдоха. Можете воспользоватся мыльными пузырями. Поиграйте в игру “Надуй самый большой пузырь”.
* * *
Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,
Ол-ол-ол – там морковку он нашел,
Ил-ил-ил – друг его попросил,
Ись-ись-ись – ты со мной поделись,
Ал-ал-ал – он морковку другу дал.
* * *
Ан-ан-ан – мы стучим в барабан,
Ян-ян-ян – принесли нам баян,
На-на-на – музыка написана,
Та-та-та – она играет тра-та-та.
* * *
Да-да-да — в огороде лебеда,
Ду-ду-ду — растут яблоки в саду,
Ша-ша-ша — принесли домой ерша,
Ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту,
Жа-жа-жа — есть иголки у ежа,
Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи,
Жу-жу-жу — я на солнышке лежу.
* * *
Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
У ежа ежата, у ужа — ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.
* * *
Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.
* * *
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.
* * *
У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,
Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.
* * *
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.
* * *
Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.
* * *
На дворе трава,
На траве дрова,
На дровах детвора.
3
Для дошкольников 5-6 лет
В этом возрасте работа проводится со всеми звуками русского языка.
* * *
Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.
* * *
У нас на дворе-подворье,
Погода размокропогодилась.
* * *
Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке – прясть одну ночку.
- Баран буян залез в бурьян.
- Проворонила ворона вороненка.
- На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
- На возу лоза, у воза коза.
- Ткет ткач ткани на платье Тане.
- У Кондрата куртка коротковата.
- Поля пошла полоть петрушку в поле.
- У ежа и елки иголки колки.
- Влас у нас, Афанас у вас.
- Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.
- Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
* * *
Иголка-иголка,
Ты остра и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик.
* * *
Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.
* * *
Петр Петрович,
По прозванью Перепелович,
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу
Перепеловичу перепелят.
4
Для деток 7-8 лет
Для школьного возраста можно выбрать посложнее. Можно совмещать короткие скороговорки с стихами.
* * *
Бу-бу-бу — ворон на дубу.
Бе-бе-бе — песня о тебе.
Ба-ба-ба — балалайка завела.
Би-би-би — были голуби.
* * *
Огурцы-молодцы — зеленобелогубы.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.
* * *
Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.
* * *
Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По щеглиному пищат.
* * *
У речушки, у реченки
Собрались одни девчонки.
Вдоль реченки,
Вдоль речушки
Собирать пошли
Ракушки.
* * *
Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.
* * *
Собирала Маргаритка маргаритки на горе,
Растеряла Маргаритка маргаритки на траве.
* * *
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
* * *
Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала –
Полосатой речка стала.
* * *
Караси в речке, овечки у печки.
Овечки у печки, караси в речке.
* * *
Павка на лавке
Плетет лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.
* * *
Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьет Пашка шапкой
Трошкину шавку.
* * *
Козел-мукомол,
Кому муку молол,
А кому не молол.
От того, кому молол,
Получал ватрушки.
От того, кому не молол,
Получал по макушке.
5
Скороговорки для развития речи и дикции
Красивая речь и ясная дикция для ребенка – важный фактор. Именно эти скороговорки научат вашего ребенка красиво говорить. Проговаривайте их сначала беззвучно, но артикулируя, потом шепотом, дальше – вслух. Вначале медленно, а дальше в быстром темпе.
Но не забывайте про точность произношения отдельных слов и звуков, чтобы ребенок понимал о чем речь.
Для развития речи
- Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные;
- Окул бабу обул, да и Окула баба обула;
- Водовоз вез воду из-под водопровода;
- Не видно – ликвидны акции или не ликвидны;
- На горе Арарат корова рогами горох собирала;
- Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня;
- У осы не усы, не усищи, а усики;
- Стоит, стоит у ворот бык тупо-губо-широкорот.
- Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
- Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок;
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
- Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
Для дикции
- Свиристель свиристит свирелью;
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали;
- Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла;
- И прыгают скороговорки, как караси на сковородке;
- У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали;
- Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
- Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали;
- Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели;
- У ежа ежата, у ужа ужата;
- Все скороговорки не перевыскороговоришь;
- Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу – грабь граблями гравий, краб;
- Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет;
- Королева кавалеру подарила каравеллу.
6
Логопедические скороговорки
У деток часто возникают проблемы с произношением некоторых звуков. Все можно исправить со скороговорками. После частых повторений этих стишков, речь у ребенка быстро исправится. Главное – регулярные занятия.
* * *
Курочка шустра, пестра,
Уточка с носка плоска.
* * *
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.
* * *
На лугу под горкой
Лежал сырок
С красивой красной коркой
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.
* * *
Тара-тара, тара-ра!
У крыльца растет трава.
Ай, тари-тари-тари,
Куплю Рае литари.
* * *
Курил турка трубку,
клевала курка крупку:
не кури, турка, трубки,
не клюй, курка, крупки!
* * *
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.
* * *
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.
* * *
Ехал грека через реку.
Видит грека — в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку грека — цап!
* * *
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
* * *
На праздник придем нарядными,
Опрятными и аккуратными.
* * *
Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.
* * *
В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.
* * *
Осип орет, Архип не отстает —
Кто кого переорет?
Осип осип, Архип охрип.
* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок — сорок морок.
* * *
У Капки – из липки палка,
На палке – липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли лапки испачкали Капке.
* * *
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.
7
Смешные скороговорки для детей
Детей очень забавляют смешные сочетания звуков. Строчки таких стишков запоминаются намного легче.
Короткие
- Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту;
- У Пашки в кармашке букашки и бумажки;
- Грянул гром – гроза в разгаре;
- Слишком много ножек у сороконожек;
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
- Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей;
- Красный краб кричит «Ура!»
Резать торт пришла пора; - Триста тридцать три коробки,
А в коробке по три пробки.
Длинные скороговорки
* * *
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
* * *
Когда-то галок поп пугая,
В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай:
“Пугать ты галок, поп, пугай.
Но только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая!”
* * *
На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня?
* * *
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
* * *
Карасенку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасенок, сказку!»
На раскраске Карасенка –
Три веселых поросенка:
Карасенок поросят перекрасил в карасят!
* * *
Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин
и скажет: (начинай сначала).
* * *
Даже шею, даже уши
Ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши,
И не пачкай больше уши.
* * *
У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.
8
На английском с переводом
Эти скороговорки помогут ребенку уловить звучание похожих английских слов, расширить словарный запас. Он научится красиво и правильно произносить предложения.
Для того, чтобы получить хороший результат, скороговорки надо произносить вслух, а не “про себя”.
Sailor
A sailor went to sea
To see what he could see,
And all he could see
Was sea, sea, sea.
Про моряка
Вышел матрос в море
Посмотреть, что он сможет увидеть
И все, что он смог увидеть,
Было море, море, море.
I like
I like my Bunny.
Bears like honey.
Girls like cats.
Cats like rats.
Boys like dogs.
Storks like frogs.
Mice like cheese.
Sparrows like peas.
Owls like mice.
I like rice.
Birds like grain.
Say it all again!
Я люблю
Я люблю моего кролика.
Медведи любят мед.
Девочки любят котов.
Коты любят мышей.
Мальчики любят собак.
Аисты любят лягушек.
Мыши любят сыр.
Воробьи любят горох.
Совы любят мышей.
Я люблю рис.
Птицы любят зерно.
Скажи все это снова.
Big black cat
I see a big black cat,
Big black cat, big black cat.
What a big black cat!
What a cat! What a cat!
Большой черный кот
Я вижу большого черного кота,
Большого черного кота, большого черного кота.
Что за большой черный кот!
Что за кот! Что за кот!
Whether
Whether the weather be fine
Or whether the weather be not.
Whether the weather be cold
Or whether the weather be not.
We will walk together.
Whatever the weather
Whether we like it or not.
Про погоду
Будет ли погода хорошей
Или нет.
Будет ли погода холодной
Или нет.
Мы будем гулять вместе.
Какой бы ни была погода,
Нравится нам это или нет.
Peter the gluttony
Peter Piper picked
A peck of pickled peppers;
A peck of pickled peppers
Peter Piper picked.
Питер обжора
Питер Пайпер съел
Пуд маринованного перца
Пуд маринованного перца
Питер Пайпер съел.
Betty Botta
Betty Botta bought some butter,
«But», she said, «this butter’s bitter,
But a bit of better butter
Will make my batter better».
So she bought a bit of butter
And it made her batter better.
Бетти Ботта
Бэтти Ботта купила масло,
«Но», — сказала она, — «это масло горькое,
Но небольшой кусочек масла
Сделает мое тесто лучше».
Так что, она положила кусочек масла
И это сделало ее тесто лучше.
Race horse
One-one was a race horse.
Two-two was one too.
One-one won one race.
Two-two won one too.
Скаковая лошадь
Одиннадцатая была скаковой лошадью.
Двадцать вторая тоже ей была.
Одиннадцатая выиграла один забег.
Двадцать вторая тоже один выиграла.
A big black bug
A big black bug bit the big black bear,
but the big black bear bit the big black bug back!
Большой черный жук
Большой черный жук укусил большого черного медведя,
но большой черный медведь укусил большого черного жука в отместку!
I wish to wish
I wish to wish the wish you wish to wish,
but if you wish the wish the witch wishes,
I won’t wish the wish you wish to wish.
Желаю пожелать
Желаю пожелать, что и ты желаешь пожелать,
но если ты желаешь то же что и ведьма,
я не пожелаю желания, что ты желаешь.
My black cat
Hickety, pickety, my black cat
Likes to sit in my blue hat.
Моя черная кошка
Моя черная кошка
Любит сидеть в моей синей шляпе.
Scream
I scream, you scream.
We all scream for ice-cream.
Крик
Я кричу, ты кричишь.
Мы все требуем мороженого.
Sid sees
Sid sees, Sid sees, Sid sees
Six trees, six trees, six trees.
Сид видит
Сид видит, Сид видит, Сид видит
6 деревьев, 6 деревьев, 6 деревьев.
9
Частые «вопросы-ответы»
Чему учат скороговорки?
Учат самодисциплине, внимательности, терпению, умению слушать.
Какие самые популярные скороговорки?
«Карл у Клары», «На дворе трава», скороговорка «про покупки», «Корабли лавировали», «Ехал Грека через реку», «Выдра в тундре».
Что развивают скороговорки?
Развивают правильную дикцию, «чистую» речь, память.
Как звучит скороговорка про покупки?
Расскажите про покупки!
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Видео к материалу
Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.
Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.
Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру «Надуй самый большой пузырь» или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.
Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.
Упражнение: Опиши картинку
Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка — серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.
Чистоговорки
Звуки М, П, Б
1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.
Звуки Т, Д, Н
1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.
Звуки К, Г, Х, Й
1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.
Звуки Ф, В
1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.
Звук С(сь).
1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.
Звук З
1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.
Звук Ц
1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.
Звук Ш
1. Нашей Маше дали мало каши.
Звук Ж
1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.
Звук Ч
1. Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.
Звук Щ
1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель — на щи.
Звук Л (Ль)
1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.
Звук Р (рь)
1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.
Упражнения на смешанные звуки
- Стоит воз овса, возле воза овца.
- Собака сидит на цепи.
- Заглянет солнце и к нам в оконце.
- На круше у Шура жил журавль.
- Кошка спит, а мышку видит.
- Ежик лежит под ёлкой.
- Лёжа хлеба не добудешь.
- Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
- Мальчик чистит лошадку щеткой.
- Щенок играет с мячом.
- Са-ша-ша- Соня моет малыша.
- Ас-аш-аш — под сосной стоит шалаш.
- Шесть мышат в шалаше шуршат.
- Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
- Вымыли мышки миски для мишки.
- Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
- Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
- У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
- Девочка пьет чай из чашки.
- Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
- У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
- Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.
- Рыбу ловит рыболов.
- Весь в реку ушел улов.
- Вкусная халва, мастеру хвала.
- Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
- «да-да-да — в огороде лебеда»,
- «ду-ду-ду — растут яблоки в саду»,
- «ша-ша-ша — принесли домой ерша»
- «ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту»
- «жа-жа-жа — есть иголки у ежа»
- «чи-чи-чи — прилетели к нам грачи»
- «жу-жу-жу — я на солнышке лежу» … и так далее.
Скороговорки
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ехал Грека через реку,
видит Грека — в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку — цап.
Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.
На дворе трава,
на траве дрова,
на дровах детвора.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.
По материалам книги А.И. Максакова «Правильно ли говорит ваш ребенок»
Источник