Скорочтение и развитие внимания ребенка

Скорочтение и развитие внимания ребенка thumbnail

Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.

Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?

Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.

Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.

Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.

Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.

Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.

Расширяем поле зрения

Детям любого возраста рекомендуем развитие ряда перечисленных навыков с помощью увлекательной онлайн игры-упражнения на основе таблиц Шульте.

«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»

перейти к выполнению упражнения с таблицами Шульте

Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.

«Расфокусированный взгляд». Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.

Улучшаем концентрацию внимания

«Активизация обоих полушарий». Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.

«Выделение главного». Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — «!» или «NB», согласны — ставим «+», не согласны — «-» и т.п.

«Называем цвет». Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий.

Красный. Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.

Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

«Найди слово». Варианты выполнения упражнения:

  • Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
  • Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

Отгадывание загадок – простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Для этой цели хорошо подходят загадки обманки или вопросы на логику с подвохом.

Избавляемся от регрессии

«Режем пол строки». Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы «срежете» ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

«Указка». Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

«Чтение на скорость». Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.

Подавляем артикуляцию

«Альтернативный текст». Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни («ля-ля-ля, тру-лал-ла») или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.

«С закрытым ртом!» Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.

«Барабанная дробь». Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

«Чтение под отвлекающую музыку». Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.

Развиваем память

«Нестандартное чтение». Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

Читайте также:  Центр интеллектуального развития ребенка москва

«Восстанови пропущенные буквы». Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для «отгадывания» очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

Развитие скорости мышления

Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.

Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.

Выполнение заданий от LogicLike поможет в любом возрасте:

  • улучшить концентрацию внимания;
  • развить скорость мышления;
  • повысить способность мыслить логически правильно;
  • и в результате существенно повысить скорость чтения и запоминания важной информации.

20-30 минут занятий на ЛогикЛайк каждый день — проверенный способ развить логику и скорость мышления, внимание и память.

Источник

Гюзель Абдулова – основатель и руководитель «Школы СуперМозг», педагог-психолог с опытом преподавания более 30 лет, автор книг по скорочтению и грамотному письму.

«Перестаньте заставлять ребёнка читать! Играйте с текстами, тренируйте внимание, память, развивайте речь. Создайте условия для развития ребёнка.
И тогда ребёнок сам с удовольствием будет читать книги».

Ребёнок медленно читает и не понимает о чём прочитал? Он не может выделить главные мысли и ответить на вопросы? Как результат – приходится перечитывать текст ещё и ещё раз. Всё это приводит к тому, что ребёнок не успевает по многим предметам, часами делает домашнее задание, не хочет брать книгу в руки и устаёт при чтении. С такими проблемами часто обращаются родители. Они спрашивают: можно ли научить ребёнка читать быстрее? Что нужно сделать чтобы чтение доставляло удовольствие и вызывало интерес? Можем ли мы сами помочь своему ребёнку?

Один из популярных советов – читать больше книг. Тогда дети сидят часами за чтением, которое превращается в мучение.

А что, если малышей научить не только читать, но и освоить скорочтение? Скорочтение – это не только скорость прочтения текста, но и качество восприятия, понимание и осмысления. Подготовка к скорочтению начинается задолго до того, как ребёнок идёт в школу.

1.5 – 3 года
Чтобы научиться читать, у малыша должна быть развита речь. Наиболее благоприятное время для этого – от полутора до трех лет.

Слова не нужно просто читать по буквам, их нужно узнавать и понимать. С маленьким словарным запасом ребёнок не сможет усвоить прочитанный текст. Поэтому важно разговаривать со своими детьми, вводить новые слова, понятия, объяснять значение слов.

3–4 года

В этот период нужно познакомить ребёнка с цифрами и буквами, подготовить к письму. У него появляются осознанная речь и понимание собственной мысли, идёт интенсивное развитие органов чувств, моторики. В это время очень полезны игры с тактильными карточками, мелкими предметами, конструкторами.

5–6 лет

Благоприятный период для освоения техники чтения. Чтобы развить артикуляцию, можно читать скороговорки и чистоговорки. Кроме того, в этом возрасте активно развиваются воображение и отображение впечатлений об окружающем мире. Чтобы продолжать активное развитие ребёнка, поиграйте с ним в игры «Что на что похоже», «Слова ходят парами» (например: сок-стакан, тетрадь-ручка, горка-санки и т.д.)

7–8 лет

Происходит развитие мышления, произвольного внимания. В этот период нужно сделать упор на развитие навыка смыслового чтения. Существуют несложные приёмы, позволяющие сформировать его.

Например, метод проверки: предлагайте малышу подробно пересказать текст. Можно усложнить задание, добавив элементы сочинения, помогают также вопросы по тексту. Лучший результат – это правильные ответы на 8–10 вопросов из 10. Если результат 1–2 правильных ответа (уровень понимания порядка 50 %), свидетельствует о том, что необходимо работать над качеством чтения.

Метод смысловой догадки. Чтобы понять, что хотел сказать автор, не всегда нужно читать весь текст от корки до корки. В качестве упражнения предложите детям восстановить пропущенные буквы, переставленные слоги, перевёрнутые слова. Используйте любые варианты чтения предложений или текстов, форма которых непривычна для восприятия, например, фигурных стихов или чайнвордов, делают этот процесс более осознанным.

Скорость чтения. Чтобы развить этот навык, хорошо помогает упражнение «Убегающие слова» из книги «Скорочтение для детей». Закрываем «шторкой» (листом бумаги, календариком и т.д.) столбик слов. Снизу очень быстро открываем последнее слово и через секунду закрываем. Ребёнок должен увидеть это слово и назвать. Затем открываем следующее слово. Малышу нужно будет максимально быстро прочитать весь столбик слов. Это поможет расширить поле зрения и научит его читать не по буквам или слогам, а целыми словами.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка примерный

Отзыв Салимы Тазетдиновой, мамы второклассника:

«Выполнять упражнения было полезно и мне, и ребёнку: они помогли развить память. Сын за месяц увеличил скорость чтения в 3 раза с 70% пониманием смысла текста после одного прочтения. Теперь он быстрее заканчивает домашние задание по предметам школы и за 1.5 месяца закончил 3-хмесячный курс инженерии. Это было сильнейшей мотивацией для серьёзного изучения материала курса».

Очень полезно делать упражнение «Йога для мышления». У детей, делающих регулярно практикующих йогу для мышления, отмечается заметное повышение успеваемости, улучшение поведения, более активное участие на уроке и улучшение навыков общения. Ещё эффективнее эта практика вместе с физической активностью.

Соблюдайте 7 этапов выполнения комплекса:

1. Встаньте ровно.

2. Прислоните ваш язык к нёбу сразу за вашими верхними зубами (как будто хотите сказать «Ла»). И удерживайте его там во время упражнения.

3. Поместите пальцы левой руки на мочку правого уха. Убедитесь, что большой палец находится спереди.

4. Теперь то же самое с правой рукой. Опять же убедитесь, что большой палец находится спереди. На этом этапе вы сжимаете мочки обоих ушей одновременно. Убедитесь, что ваша левая рука прижата к груди и находится под вашей правой рукой.

5. Вдыхая через нос, медленно приседайте вниз.

6. Задержите дыхание и не выдыхайте, пока не начнете вставать, возвращаясь к исходной позиции.

7. Выполните такие приседания около 15–21 раза. Помните о том, чтобы удерживать мочки ушей и держать язык, прижатым к нёбу на протяжении всего упражнения.

Важно!

Если ребёнок не любит читать, читает медленно, с нежеланием, это не значит, что он ленив или не способен. Это значит, что ему трудно!
Во-первых, трудно потому, что навык чтения еще не сформировался. Во-вторых, ребёнок плохо понимает смысл прочитанного.

Великолепный эффект оказывает чтение по ролям и инсценировка. Ребёнок входит в роль супергероя, учителя, актёра. Приняв удобное положение, он представляет роль в своём воображении. Изображая супер-чтеца, он будет читать уверенно и чётко.

Рекомендации:

1. Не перегружайте ребёнка. Длительность занятия не может быть продолжительнее, чем 30 минут.

2. Чем младше ребёнок, тем короче занятие. Снимите тревожность установив таймер, усадив на минутную стрелку часов бабочку и занимайтесь пока она перелетает с цветка на цветок. Не затягивайте промежуток, но и не сокращайте его.

3. Многие упражнения, описанные в книге «Скорочтение для детей», можно выполнять по дороге детский сад или в школу, на прогулке, в любую свободную минуту.

4. Создайте вокруг занятий приятную, доброжелательную обстановку. Атмосферу успеха и гордости за достижения.

5. Включайтесь в улучшение навыков чтения всей семьёй. Командное стремление к развитию всегда интереснее.

Отзыв Ирины Ефремовой:

Раньше дочь учила уроки только с родителями и плохо запоминала английские слова, теперь она стала более самостоятельной. Были проблемы с концентрацией внимания, и в разговоре дочь часто перескакивала с одной темы на другую. Стихи запоминала хорошо, а тексты не очень, не умела выделять главные мысли. Читала медленно, без понимания.
Сейчас легко и подробно пересказывает прочитанное, без труда выделяет главные мысли в тексте. Она стала писать грамотнее, потому что хорошо освоила методы правописания словарных слов.
Понравилась работа по оживлению и запоминанию цифр, дат. Соображает лучше и намного быстрее делает домашние задания. Её речь стала более осознанной.
Работая над навыками чтения, мы применяем методы «оживления» (из книги «Пишем без ошибок: развиваем абсолютную грамотность»), пиктограмм, нейробику, язык жестов, метод Цицерона.
Результаты курса «Скорочтение для детей» вдохновляют, и ребенок всегда очень ждёт следующий урок.
Будем применять все полученные знания и техники ежедневно. Это останется с нами на всю жизнь.

Отправляйтесь вместе в увлекательную игру. Превратите чтение в квест, шпионскую игру, или игру «Помоги герою сказки»: постарайтесь заинтересовать ребёнка чтением.

Учимся быстро читать

Абдулова Г.

Скорочтение, или рациональное чтение – один из самых важных навыков в современном мире. Он позволяет управлять информационными потоками. А тот, кто управляет информацией, – задаёт сегодня «правила игры». Поэтому для ребёнка очень важно как можно раньше овладеть этим сложным, комплексным навыком. Книга поможет легко и с увлечением научить ребёнка читать быстрее и понимать больше. Эффективность методики доказана на практике! Уже более 100 000 человек добились серьёзных результатов, выполняя несложные упражнения, позволяющие не только совершенствовать навык чтения, но и развивать память, внимание, мышление, воображение, речь. В этой книге руководитель школы интеллектуального развития «СУПЕРМОЗГ» Гюзель Абдулова делится своим богатым опытом решения многих проблем, которые стоят перед ребёнком на пути к вершинам скорочтения.
.Для дошкольного возраста.

Скорочтение для детей. Как научить реб`нка читать быстрее, запоминать и понимать больше. Уникальная авторская методика

Абдулова Г.

Эффективное чтение – именно такая компетенция необходима вашему малышу для быстрого и успешного старта в жизни! Увеличить скорость чтения минимум в 2–3 раза, а также лучше понимать прочитанное поможет система упражнений, которая более 25 лет с успехом применяется в центре интеллектуальных технологий «ЭЙДОС». В этой книге руководитель центра, опытный методист Гюзель Абдулова делится своим богатым опытом решения многих проблем, которые стоят перед ребёнком на пути к вершинам скорочтения. Уникальная авторская комплексная методика, более 60 простых и увлекательных развивающих заданий, которые с удовольствием будет выполнять ваш ребёнок, индивидуальная система занятий, дневник успеха для мотивации и мониторинга – всё это сделает процесс формирования навыка скорочтения лёгким и максимально результативным.

Читайте также:  Социальное развитие ребенка в современной семье

Самый эффективный тренажер по скорочтению

Абдулова Г. (науч. ред.)

Скорочтение – один из самых важных навыков в современном мире, от которого во многом зависит карьера. Он позволяет управлять информационными потоками. Психологи пришли к выводу, что основа успеха – большой словарный запас и регулярная практика. В этой книге представлен уникальный тренажёр, который помогает значительно увеличить скорость чтения и глубину понимания. Ребёнок воспринимает текст через специальную рамку с окошками, привыкая пользоваться смысловой догадкой. Тренажёр более 17 лет активно применяется в школе интеллектуального развития «Супермозг». Тексты из золотого фонда детской литературы, систематизированные опытным методистом и руководителем школы «Супермозг» Г. Ф. Абдуловой, а также вопросы для проверки глубины понимания делают занятия с книгой максимально результативными.
Для младшего школьного возраста.

200 текстов для обучения скорочтению

Абдулова Г.

Быстрое чтение и глубокое понимание текста – важнейшая компетенция, необходимая для успешного обучения. В этой книге приводится авторская система упражнений, которая позволит автоматизировать навыки работы с текстом. Ваш ребёнок будет читать быстрее, научится легко пересказывать и быстро запоминать прочитанное. Эффективность методики доказана на практике! Более 25 лет она применяется в школе интеллектуального развития «Супермозг». Уже 100000 человек добились серьёзных результатов, регулярно выполняя несложные упражнения, позволяющие не только совершенствовать навык чтения, но и развивать память, внимание, мышление, речь, воображение. Автор-составитель книги, руководитель школы «Супермозг», опытный методист и нейропсихолог Гюзель Абдулова подскажет, как правильно организовать занятия и легко покорить вершины скорочтения.
Для младшего школьного возраста.

Большая книга по скорочтению и развитию интеллекта

Абдулова Г.

Быстрое чтение и глубокое понимание текста – важнейший навык, необходимый для гармоничного развития и успешного обучения.
В этой книге приводится авторская система упражнений, которая позволит автоматизировать навыки работы с текстом. Ваш ребёнок будет быстрее читать и лучше понимать прочитанное. Эффективность методики доказана на практике. Более 20 лет она с успехом применяется в школе интеллектуального развития «Супермозг».

Гюзель Абдулова, руководитель школы «Супермозг», опытный методист и нейропсихолог, подскажет, как правильно организовать занятия и легко покорить вершины скорочтения.

Для младшего школьного возраста.

Скорочтение для детей

Абдулова Г.

Скорочтение, или рациональное чтение – один из самых важных навыков в современном мире. Он позволяет управлять информационными потоками. А тот, кто управляет информацией, – задаёт сегодня «правила игры». Поэтому для ребёнка очень важно как можно раньше овладеть этим сложным, комплексным навыком. Книга поможет легко и быстро научить ребёнка читать быстрее и понимать больше. Эффетивность методики доказана на практике!

Скорочтение для детей. От азов до уверенного чтения

Абдулова Г.

Рано или поздно все родители задумываются о том, как привить ребёнку любовь к чтению. Некоторые ставят задачу более категорично: как заставить ребёнка читать. Это зачастую принимает формы монотонной автоматизации навыка или даже наказания. Но это ошибочная тактика, которая мало что даёт! Секрет успеха в развитии скоромышления и положительной мотивации. В этой книге вы найдёте авторскую систему игровых заданий, которые улучшат технику чтения и заложат прочные основы для навыка скорочтения. Они более 20 лет с успехом применяются в школе интеллектуального развития «Супермозг». Опытный педагог и нейропсихолог Гюзель Абдулова подскажет, как правильно организовать занятия и легко покорить вершины скорочтения. Для младшего школьного возраста.

Читаем после азбуки: развиваем скорочтение

Абдулова Г.

Как хорошо уметь читать! Но важно научить это делать правильно, заложить прочный фундамент для скорочтения и скоромышления. В этой книге опытный нейропсихолог, тренер по скорочтению и руководитель школы интеллектуального развития «Супермозг» Гюзель Абдулова подскажет, как преодолеть проблемы и ошибки, которые часто мешают ребёнку освоить навык скорочтения. Без скучных, утомительных, однообразных тренировок, просто выполняя весёлые развивающие упражнения, малыш приблизится к вершинам скорочтения, почувствует радость от общения с книгой. Для младшего школьного возраста.

Пишем без ошибок: развиваем абсолютную грамотность

Абдулова Г.

Как нелегко ориентироваться в море правил и исключений русского языка! В этой книге вы найдёте авторскую систему упражнений, которая позволит поднять грамотность вашего ребёнка практически до 100 %! Уже более 20 лет учащиеся школы «Супермозг» с успехом используют уникальную методику развития памяти, разработанную нейропсихологом Гюзель Абдуловой. Научитесь правильно использовать ресурсы своей памяти, и словарные слова больше не будут проблемой!. Для младшего школьного возраста.

Источник