Сколько слов говорить ребенок 1 год

Сколько слов говорить ребенок 1 год thumbnail

Ошибочно мнение, что речевое развитие малыша начинается с годовалого возраста. Подготавливать ребенка к говорению необходимо уже с рождения. Психологи утверждают, что речевое развитие начинается с перинатального периода, когда малыш находится в животе у мамы. Если будущие родители постоянно разговаривают с будущим ребенком, поют песенки, читают стихи до и после рождения, это является мощным стимулом для раннего развития речи.

Как развивается речь ребенка до года

До года у ребенка появляются первые предпосылки к освоению речи

Осваивать и издавать первые звуки малыш начинает в 3 месяца. Как правило, легче всего даются в этот период звуки н, к, г. Полугодовалый младенец понимает знакомые слова взрослых, реагирует на них, произносит первые слоги: ма, ба. К 8 месяцам речь развивается до более сложных звуков: п, б, м, а, э, к, г. Кроха пытается с помощью взрослых составлять из данных букв слоги: па, ба, ма, гу. Гуление становится первым образцом говорения.

До года у детей больше развита эмоциональная сторона речи. Они следят за губами, лицом взрослых, запоминают каждый звук, его произношение, эмоциональный окрас. Детский лепет появляется к году, когда малыш начинает говорить первые слова: мама, папа, дай, ляля, на, зя (нельзя), ди (иди). Понимает годовалый кроха фразы «нельзя», «иди ко мне», «ползи», «иди», «поцелуй маму».

Возможные нарушения

В годик можно заподозрить нарушение речевого развития. Мнения специалистов расходятся относительно говорения детей от года до 2 лет. Неврологи утверждают, что задержку речевого развития можно установить на втором году жизни ребенка. Для данного возраста характерны патологии:

  • Ринолалия (анатомо-физиологические дефекты речевого аппарата, приводящие к нарушениям звукопроизношения, изменению тембра голоса).
  • Афазия (ребенок теряет возможность говорения).
  • Сенсорная алалия (когда малыш неверно воспринимает на слух речь взрослого).
  • Моторная алалия (не овладение активным словарем из-за нарушения экспрессивной речи).
  • Дизартрия (неправильное произношение звуков из-за органических поражений).
  • Тугоухость (ослабленность слуха, его отсутствие).
  • Задержка речевого развития.
  • Общее недоразвитие речи.

При подозрении на патологию речи необходимо обратиться к специалисту

Последними двумя терминами обозначается зачастую комплекс речевых патологий. ЗРР (задержку речевого развития) часто ставят в возрасте до 3 лет, когда непонятен точный диагноз.

Детские психологи и логопеды советуют родителям не заострять внимание на том, сколько слов в норме должен говорить ребенок к году. Малышам дается 3 года для освоения речи, до данного возраста рано говорить о нарушениях, задержке развития. Он может не разговаривать совсем до 2 лет, к 3 годам начать говорить без остановки. Мальчики по статистике начинают осваивать первые слова позднее девочек. Сказать о возможных нарушениях можно только к 3 годам развития малыша. Показать ребенка неврологу, логопеду стоит, если:

  • к 2 годам он не знает простых слов: мама, папа, баба, дай, мне, нельзя;
  • отсутствует понимание слов начиная с 1 года, когда малыш не реагирует на просьбы и замечания взрослых (нужно исключить тугоухость);
  • кроха внезапно замолчал после того, как появилась активная речь;
  • детский лепет остается до 2 лет;
  • малыш не пытается оформить речь, постоянно тыкает и мычит, чтобы указать на предмет, озвучить просьбу.

Логопеды не советуют расстраиваться, если малыш не освоил простые слова к 1 году жизни, например, такие как мама, папа, баба, деда, дай, на, иди. Возможно, ему по психологическому развитию требуется больше времени, чем сверстникам, для освоения речи. Говорить о логопедических нарушениях речи можно только к 3 годам. Нужно заниматься с крохой, развивать словарный запас.

Как развивать речь ребенка в 1 годик

Игры и игрушки для развития речи у малышей

В один год можно способствовать развитию речи ребенка с помощью специальных упражнений. Проводить их может каждый родитель. Основаны развивающие упражнения на играх, песнях, чтении стихов, сказок.

Игры для развития речи

В процессе любой игры нужно обращать внимание крохи на признаки, особенности предметов, проговаривать их вслух. Следует выбирать игры, где требуется повторять слова за взрослым, пропеть песенку, рассказать стишок, выполнить простое задание.

  • Рисование. Занятие полезно в любом возрасте, тренирует моторику рук, развитие процессов мышления, памяти, внимания. Рисовать можно что угодно, главное, рассказывать детям о нарисованном предмете, из каких частей состоит, каким цветом лучше раскрасить каждый элемент. В процессе игры можно рассказывать забавные стишки, например, когда изображаются животные.
  • Пирамидка. Игра есть у 70% детей, но не каждый родитель правильно играет в нее с ребенком. Собирание пирамидки состоит из нескольких этапов. Сначала родитель показывает пример сбора, проговаривает один признак предмета – цвет: «красное колечко надеваем на желтое, синее на оранжевое и т. д.» После нужно предложить ребенку собрать вместе пирамидку. Следующий этап − сбор пирамидки вместе, проговаривание не только цвета, но и формы, размера предмета – круглый, прямоугольный, треугольный или квадратный, большой, маленький, огромный, средний.
  • Как говорят животные. Игра про зверей нравится всем деткам. Важно не просто проговаривать животных, особенность их речи, но и включать в игру кубики, рисунки, карточки, чтобы ребенок мог одновременно находить нужного зверя или птицу. Игра простая в применении, строится на диалоге с малышом: «Как говорит курочка?». Малыш отвечает: «Ко-ко».

          − «Как говорит коза?»

          − «Бе-бе».

          − «Как говорит лягушка?»

          − «Ква-ква».

Кроха в 1 год не сразу будет произносить все слоги, важно помогать ему. В этом заключается научение говорению.

Советы логопеда

Чтобы малыш раньше освоил процесс говорения, быстрее перешел от лепета к полным понятным словам, необходимо соблюдать ряд правил:

  • Не разговаривать длительное время, копируя речь младенца (ага, угу). Как только малыш начинает осваивать первые слова, следует прекратить детский лепет, говорить правильно.
  • Пустышку следует убрать из обихода после 1 года, максимум − 1,5. Она тормозит речевое развитие, мешает больше говорить, даже детский плач является частью речи.
  • Предлагайте малышу дудеть, надувать мыльные пузыри, играть в свистульки, что стимулирует развитие артикуляционного аппарата.
  • Играть с малышом в игру «обезьянки», когда он должен повторять за родителем различные гримасы: надуть щеки, втянуть губы трубочкой, улыбнуться и т. д.
  • Заниматься больше с ребенком лепкой, рисованием, вырезанием. Пусть малыш клеит, переставляет, двигает, собирает различные предметы. Задача родителя − проговаривать форму, цвет, звуковое сопровождение.
  • Учить детей выражать собственные эмоции с помощью речи, пусть изначально это будут простые слова: эх, да, ага, ух.
  • Читать больше сказок. Лучше выбирать книги с яркими иллюстрациями. Малыша до 2 лет трудно удержать длительное время на одном месте, слушать сказку до конца. Красочные картинки помогут сконцентрировать внимание, слушать чтение взрослого, следить за повествованием.

Ребенок рассматривает книжку с картинками

Речь малыша формируется до 3 лет. До данного возраста дети не обязаны читать вслух стихи, но должны начать говорить обязательно в год. Каждый малыш индивидуален, развитие речи − процесс, постичь который одному дается легче, другому труднее. Важно не терять надежды, заниматься с детьми с рождения до года, активно разговаривать с крохой, читать сказки, играть. Совместная деятельность со взрослым − мощный стимул для развития речевой активности.

Источник

Валентина

Пришли в 11 месяцев на взвешивание,а бабулька,которая взвешивает, спрашивает меня…Ребёнок активный?…Ну да — говорю) ,Кошку,собаку,ав-ав,мяу может показать?,,,честно,в ступор впала от такого,казалось бы,простого вопроса. Н-нет! говорю….Расстроилась!Домой прихожу,мимо коша наша дефилирует)Где кошка спрашиваю…оба развернулись в кошкину сторону.Понимают-да,показывают-нет.Иногда мне кажется,что целые слова повторяют…но ,в целом,пока только слоги ма-ба-па,папапа…ну и в этом роде.На дочку Настю могут сказать тсссь,а так …рычат,урчат,пищат,орут,в конце концов,но пока не говорят…до года осталось совсем чуть-чуть.

Марина

????невролог сказал… Приходите ко мне и я Вам скажу, что у Вас абсолютно нормальный ребёнок!

Екатерина

Я в альбомчике посмотрела, в год говорили: Мама, папа, Баба, дай, надо, зайка, папу по имени называла Сега (Сережа)., собаку по имени Бетя(Беня). Животных показывала, ну и как говорят ав, мяу. Это было нормой.

Настисия

Моя девишна как в полгодика зазубрила «Мама», «Папа» и «Баба», так их до сих пор и повторяет. Только меньше путаться стала (пропали «Маба», «Бапа» и т. п.), более осознанно маму мамой называет, а папу — папой. Дедушка с бабушкой пока оба идут за бабу. 🙂 Ещё у нас появилось «Ням-ням», нашли песенку такую в интернете, она нам очень нравится и за ней повторяем. Также часто стали говорить «Да-да-да» и «Не», но насколько это осознанно… сложно сказать.

Schastie

Первое слово сказала в 7,5 — папа. В 10 месяцев уже 13 слов было (с учетом того, что одно слово может означать 3, но это нормально) — папа, баба, титя, тётя, дядя, дай, кака = каша, сказка, киса; ням-ням, упаа, мама, эта. Итого в год было 16 слов
Далее активный этап в речи был в год и 2 месяца и в год и 5. В промежутках, конечно тоже говорила. В год и 6 месяцев — 57 слов и подражаний. В год и 8 — 100 слов. Далее в год и 9 снова прорыв — повторяем все подряд, Сейчас год и 10 и по подсчету на сегодняшний день мы говорим 157 слов.
Говорим короткими предложениями из 3х слов с года и 5 (Тётя няней кач-кач — Тётя с лялей качались на качели и т.д.), тогда же научились заканчивать стихотворения словами, которые знаем (стихи А. Барто). Ребенок рассказывает, отвечает на вопросы, и слова в основном все понятно повторяет. Не говорит буквы С, Л, Р и похожие, поэтому некоторые слова могут казаться непонятными — зубы- убы, собака — бака, блины — бины, Ирина — Инина, Мила- Мия (раньше Маня была :-)) андини — валенки ))) и т.д.
Дочь очень любит повторять слова, я ей по слогам говорю и вижу как она губками бормочет и глазами на мои губы смотрит )) Пару раз скажешь ей и она уже повторит. Ей это нравится.
Знакомы тоже поражены сколько мы говорим, и я недавно нашла статью про детскую речь, и там пишут, что есть несколько типов мышления, не помню точно, поэтому дети и разные. Те кто, рано и много говорит, запоминает буквы и т.д. у них лингвистический тип, есть еще математический, музыкальный, творческий. Наверное, сейчас детки действительно другие становятся, много пишут про влияние всех благ цивилизации именно на мышление, развитие людей. Имеется ввиду, что люди становятся другими, мы же сами в жизни мало говорим уже, много пишем в сетях, информацию в основном получаем глазами и ушами (через компьютер, телевизор и т.д.).Это все не может не сказаться на дальнейших поколениях. Детки накапливают пассивный запас, так же как мы впитывают информацию глазами. Я не думаю, что Вам стоит слишком переживать, обязательно заговорите, но чуть позже. Главное, развивать моторику ребенка, если занимаетесь с ним, то будьте уверены, все придет, даже если и не сразу! А под лежачий камень вода не течет ведь.
Но добавлю, если Вы заметите, что и ближе к 2м ребенок не хочет говорить, то я бы сходила к врачу. Обычно с такими вопросами идут к логопеду, психиатру, неврологу. Могут к стоматологу и лору отправить еще.

Наталья

Нам 2 года через неделю и мы ничего не говорим, кроме мама, папа, да, баба. За то прекрасно танцуем. А старшая дочь уже мойдодыра рассказвала в этом возрасте, говорила абсолютно всё, только «р» не говорила. Я не считаю, что речь говорит о развитии в целом. Просто разные части головного мозга отвечают за разные функции. Если ваш ребенок говорит мало или не говорит вовсе, значит преуспеет в чём то другом. А кто из людей не говорит? ВСЕ говорят и ваш ребёнок заговорит, может сразу предложениями. А на сколько грамотна будет речь, зависит от вас. Говорите с ним часто, читайте побольше. Причём мы лепим, рисуем и т.д., т.е. моторика развита. Разговаривала с психологом на эту тему, т.к. помню, что это взаимосвязано. Но она меня успокоила и сказала, что заметила на практике, что это далеко не факт.

Ирина

Моя в год говорила: мама, баба, деда, Аня, алё, дай, на. Постепенно добавлялись слова и звукоподражания (как собачка/киска/уточка говорит). Между 1,3 и 1,4 произошёл скачок и добавилось сразу очень много слов (дети, горка, сандали, колготки, садик, тётя, Галя, Марина и т.д.). Болтала всё лето отдельными словами. Потом между 1,7 и 1,8 произошёл ещё один скачок и она заговорила предложениями, причем не короткими типа «Ляля спит», «Даша ням-ням», а сразу большими, развёрнутыми, типа «Алина, давай играть с тобой вместе». К двум годам говорила ооооочень много.
А по поводу «говорить одно и то же как попугаю», конечно, нет, дело не в постоянном повторении, что вот это ложка, а это кошка. Ваш ребенок наверняка это и так знает. Просто занимайтесь с ребенком постоянно, мелкой моторикой, перекладыванием чего-нибудь из миски в миску, пальчиковыми играми, я каждый день делала массаж пальчиков с какими-нибудь шутками-прибаутками. Говорите всё время с ребёнком, дома во время игр и совместных дел, в ванной во время купания, на прогулке. Я себя иногда чувствовала как радио, постоянно болтала, что делаю, что будем делать, куда пойдем, кто там по улице идет, какие деревья/трава/машины/дети/собаки и т.д.
Я работаю в детском саду и по детям видно, с кем родители разговаривают, а с кем нет. Иногда говорят «Вот, молчит», а когда спрашиваешь «А Вы сами-то с ним разговариваете?» отвечают «Нет, а о чем с ним говорить?»

Наташка

Не критично, если. Иногда появляются и исчезают другие слова, или даже просто звуки, обозначающие что-то конкретное, если лепет разнообразный, со множеством звуков, есть признаки понимания речи, есть обозначения жестами. Если всё в порядке, то полезно: чтение стихов типа Барто и народных потешек с повторами, сопровождаемое яркими голосовыми окрасками и жестами, игры с ручками и пальчиками, типа ладушек и сороки, и в интернете ещё много есть. Ритмичность, рифма и повторы (как в фольклоре) плюс позитивное эмоциональное сопровождение происходящего. 🙂 ну и мелкая моторика: пусть мальчики погружаются в емкости с горохом и бобами, щупают разную текстуру.

Евгения

Сыну через неделю два года, весь словарный запас у нас: мама, татя (Катя), бао-бау (гав-гав), дета-тета-тет (деда), кья-кья (кря-кря), ить (пить), пу (пульт), дай, бо-бо, пата (лопата).. итого 10. Не знаю, все знакомые мамы мальчиков говорят мне не заморачиваться, мол почти все мальчики поздно начинают разговаривать.

Ольга

Каждый ребенок индивидуален, как по развитию, так и по темпераменту. Мой сынок молчал долго, «партизаном» был. А потом в в 2,4 как прорвало. В саду в это время отпуск был, так мы пришли, воспитатель наша так удивлялась — умилялась, какой Гриша молодец!!! Сейчас нам 3,4, а в группе есть дети старше, которые 5 слов не говорят. Дочке 1,2 сейчас, говорят надо 10 слов уже уметь говорить, а мы : мама, папа, ай-яй-яй ( везде и всегда), ням — ням…..все остальное указывая пальцем и требуя одним звуком…..Вот так вот!

Читать

все

52
комментария

Источник

04.08.2015,

 Нормы развития речи, Статьи  

Сколько слов говорить ребенок 1 год

Поезд  «Развитие» на всех парах приближается к станции «1 Год». Локомотив-мозг тащит множество вагончиков-умений, вагончиков-знаний, не снижая скорости. Впереди новая жизнь – вербальная или речевая.

Ваш малыш уже в совершенстве овладел доречевым общением – активно использует мимику, простые жесты, лепет. Со временем в общение со взрослым дети начинают добавлять устойчивые звукосочетания, которые обозначают простые действия («ам – ам», «бай – бай», «бух»), игры («ку – ку»), предметы и игрушки («тик – так», « му – му»).  С развитием общения связано и появление первых настоящих слов – призыв, просьба, обращение, указание – «мама», «папа», «дай», «тут».

Что же должен говорить ребенок в 1 год? 

Кто придумал нормы речевого развития? И как понять соответствует ли развитие речи ребенка этим нормам?

rebenok-1-god-1Нормы развития определены на основе масштабных исследований большого количества детей разных возрастов. Принятые в отечественной практике нормы оценки развития, разработанные Э.Л. Фрухт (скачать таблицу норм) предполагают, что в 12 месяцев ребенок произносит 5 – 10 несложных слов и легко подражает слогам. При этом он:

  • понимает названия нескольких предметов, действий, имена, выполняет отдельные просьбы (“найди, принеси, дай маме, положи тут”);
  • понимает слово “нельзя”;
  • по просьбе выполняет игровые действия («покачай куклу», «кати машинку»)

Речь значительного числа современных российских детей не соответствует таким «завышенным» требованиям по различным причинам. В этом возрасте наиболее значимыми могут быть медицинские факторы, действовавшие как в период беременности (интоксикации, гипоксия плода), так и в родовой и послеродовой период (стремительные/затяжные роды, неврологические проблемы).

Затруднять формирование речи могут, в том числе нарушения слуха. Если у Вас есть подозрения на снижение слуха – обратитесь к специалисту незамедлительно.

Причинами задержек речевого развития и возникновения речевых нарушений могут быть не только медицинские, но и социальные и психологические факторы: скупая речевая среда, двуязычие в семье, нарушение эмоционального контакта с матерью, разлука с ней.

Причины задержки речи и речевых нарушений_ИК250

В последние годы часто используются зарубежные  диагностические методики, которые более «лояльны». Так, согласно им, только к  15 – 18 месяцам ребенок может научиться произносить от 4 до 6 слов. К сожалению, такие методики, могут затруднить раннее выявление нарушений в развитии ребенка.

Как адекватно оценить развитие речи  ребенка в 1 год?

Думается, у Вас нет поводов для беспокойства, если малыш:

  • понимает обращенную речь в объеме возрастных требований;
  • свободно использует доречевые формы общения – мимику, жесты; активен в контакте;
  • произносит первые слова – обозначения («ав-ав», «кис – кис»).

Как развивать речь ребенка в 1 год?

rebenok-1-god-2

В первую очередь – в процессе ежедневного общения, ухода за ребенком.

  • Помните, ребенок должен не просто слышать речь взрослых, а слова, которые обращены именно к нему.
  • Не допускайте агрессивного стиля общения, не используйте перегруженные монологи.
  • Говорите доброжелательным тоном, используйте ласковые, мелодичные слова, стихи, потешки, колыбельные и др.
  • Четко проговаривайте все слова; следите, чтобы малыш обращал внимание на движения ваших губ.
  • Говорите так, как будто сообщаете ему что-то важное; дотрагивайтесь до малыша, что бы он приготовился слушать.
  • ”Озвучивайте” действия и называйте  окружающие предметы.
  • Рассматривая предметы, перечисляйте их особенности и характеристики (где у кошки ушки?); подражайте игрушкам, голосам зверей (кто как говорит?).
  • Общаясь с ребенком, давайте ему время подумать, не торопитесь с ответом. Будьте ласковы, внимательны, поощряйте активность малыша.
  • Не говорите малышу “неправильно”. Лучше предложите два варианта : «Да, это собака, «ав-ав».
  • Следите за общим развитием ребенка (играйте в кубики, пирамиды, матрешки; работайте с пластилином и глиной, рисуйте и т.д.).
  • Развивайте слуховое внимание: например, учите его различать музыкальные игрушки, окружающие звуки.
  • Развивайте артикуляционный аппарат: вовремя отучайте от пустышки; следите, чтобы ребенок употреблял твердую пищу и др.
  • Развивайте движения пальцев рук (лепка, пальчиковые игры, массаж), сопровождайте пальчиковые игры чтением стихов, потешек.

Неиссякаемая энергия Вашего ребенка поможет двигаться скоростному поезду «Развитие» вперед и вперед. Теперь в его составе уникальный вагончик – речь – средство общения и мышления. Счастливого пути!

Источник