Сказка ком модель развития ребенка
Галина Абдрахманова
Метод моделирования сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Педагогический проект на тему:
«Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Автор проекта: Абдрахманова Галина Александровна.
Воспитатель КГКП я/с «Ботагоз» г. Шахтинск
Содержание:
I. Введение
I 1 Актуальность темы «Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».
I 2 Цели и задачи проекта по развитию речи старших дошкольников.
I. 3. Ожидаемый результат
II Методологические основы моделирования в работе над развитием речи детей
II 1 Направления работы со сказкой
II 2 Содержание работы по моделированию сказки
II 3 Работа с родителями
III. Заключение
Список использованной литературы
Приложения
I. ВВЕДЕНИЕ
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания и обучения детей. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями. Главной задачей развития связной речи ребенка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Если у детей не будет развита связная речь, то это может привести к проблемам в общении, нарушению познавательных процессов, а также могут возникнуть проблемы при обучении в школе.
Л. С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». [1]
В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи, а средством обучения связной речи является рассказывание детей.
I.1. Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том,что:
1. Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
3. Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.
I.2.Цели:
Работать над обогащением словаря, развивать грамматический строй связной, выразительной речи – обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе моделей заместителей.
Задачи:
1. Уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям.
2. Развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки.
3. Развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели.
4. Уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов.
5. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
I. 3.Ожидаемый результат: развитие речи детей на более высоком уровне, умение регулировать силу голоса, темп речи, интонационную выразительность, накопление значительного запаса слов, обогащение лексики.
В работе с детьми предшкольной группы было установлено, что у них недостаточно развита связная речь. Дети с трудом составляют последовательные, объемные рассказы о событиях своей жизни, затрудняются при пересказе литературных произведений, составлении описательных рассказов.
Для выявления начального уровня развития связной речи детей в начале года, были предложены задания, направленные на выявление умений отвечать на вопросы полным предложением, вести диалог, составлять рассказ по схеме, кратко пересказывать сказки (диагностика).
Поэтому для углубленной работы мною была выбрана тема «Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Моделирование облегчает процесс восприятия материала на занятии, делает оптимальной организацию речевой деятельности.
Формирование навыков наглядного моделирования проводилось в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия детейподготовительной группы в этом процессе по следующим этапам:
— усвоение и анализ сенсорного материала;
-перевод его на знаково-символический язык;
-работа с моделью.
Прежде, чем приступить к работе в режиме проектирования,были выбраны конкретные способы реализации материала: намечена последовательность чтения сказок в течение года, определяемая усложнением содержания и соответствием временам года.
II Методологические основы моделирования в работе над развитием речи детей.
II 1 Направления работы с детьми по развитию речи.
• Знакомство со сказкой.
• Освоение специальных средствлитературно-речевой деятельности:
ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие словаря, грамматического строя, связной выразительной речи (выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй, описании предметов с указанием их наглядных признаков – цвета, формы, величины, материала и ненаглядных – грустные, веселые и т. д.);
специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов в обучении детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного;
описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а также выразительное чтение детям стихов; игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.
Развитие умственных способностей – задания на развитиемышления и воображения: формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях с использованием наглядных моделей и моделей сериационного ряда; развитие умения использовать готовую пространственную модель – наглядный план сказки при пересказе знакомой сказки; развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями. [2]
Использовались в подготовительной работе также такие приемы, как мнемотехника и таблицы с ее элементами, которые призваны облегчить запоминание и увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций; пиктограммы — символическое изображение, заменяющее слова. Использовались пиктограммы с изображением слов-предметов, слов-признаков, слов-действий, схемы предлогов. Варианты применения пиктограмм разнообразили задания для детей, например, составить из пиктограмм произнесенную фразу. Эти задания вызывают у детей большой интерес и желание выполнять их. В свободной деятельности детям также предлагались использованные на занятиях пиктограммы и задание придумать какую-либо сказочную ситуацию с помощью различных вариантов расположения карточек. Этот прием позволяет развивать у детей фантазию, творчество, они так любят сочинять новые сказки.
Большую помощь в подготовке к моделированию оказывает и рассказ по сюжетной картине, который требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, т. е. составить начало рассказа и его окончание. Здесь в качестве элементов модели выступают картинки-фрагменты, силуэтные изображения и схематичные изображения фрагментов картины. Также, в свободной деятельности детям предлагаются дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Что в дороге пригодится?», «Волшебные слова» и другие на развитие фантазии. В книжном уголке книги с цветными иллюстрациями, карты Проппа (сюжетная картинка и модель к ней, плоскостной, символический и символизационный, силуэтный театры, аудиозаписи сказок, самостоятельное рисование детьми сюжетных рисунков к сказкам и их презентация.
Существует три вида моделирования сказки:
•Сериационный вид: подбор заместителей героев- геометрических фигурок разного цвета и величины для составления сказки;
•Двигательный вид: использование геометрических фигурок одинакового цвета, но разной формы и величины для обыгрывания сказки с продвижением по сюжету;
•Временно-пространственный: более сложный вид, где учитывается не наглядный, а пространственный признак характера персонажа — добрый, светлый образ отражается светлыми тонами заместителей, отрицательный — темными, вводится использование символики. [3]
II. 2. Содержание работы по моделированию сказки
При проведении диагностики было выяснено, что только третья часть детей находятся на высоком уровне развития связной речи — 39%, большая часть детей -43% со средним уровнем, а также 18% детей на низком уровне речевого развития, что связано с проблемой психического развития и логопедического отставания. Сложности у некоторых детей связаны с трудностью восприятия информации.
Таким образом, основной целью своей работы я поставила доведение речи детей до нормы, определенной для этого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня некоторых детей могут быть исключительно велики.
Опираясь на опыт ведущих педагогов, при организации занятий по наглядному моделированию мною использовались не только выше — перечисленные методы и приемы, но и схемы, таблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных и насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.
В предшкольной группе в основном используется временно — пространственный вид моделирования сказок, но приступать к такой сложной работе я решила с простого — сериационного вида моделирования простейших сказок «Репка» и «Теремок». В своей работе над этими сказкамисоблюдали определенную последовательность:
1. вспоминали и называли персонажи сказки «Репка», уточняли, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда;
2. рассмотрели иллюстрации к сказке;
3. выкладывали мозаику отдельных кусочков сказки;
4. обыграли сказку, используя настольный театр;
5. драматизировали сказку, а чтобы детям было интереснее. Предложила необычную ситуацию — приезд восточного посла, который рассказывает сказку первыми слогами слов, дети все вместе ее переводят и исполняют роли. Используя пантомиму. Такой подход вызвал у детей неподдельный интерес, массу эмоций и закрепил знания и умения детей (видео в презентации).
В работе со сказкой «Теремок»дети:
1. рисовали эпизоды из сказки;
2. лепили главных героев;
3. подбирали условные заместители персонажей (в сравнении со сказкой «Репка») — прямоугольники разного цвета и величины, отмечая их характерные признаки, похожесть и отличие друг от друга в разных сказках (размером, расположением по порядку при моделировании сказки).
К сказке «Репка» мы подобрали для шести персонажей полоски одного цвета, но разной величины — от самой высокой до самой низкой, репка была желтым кружком (фото). Дети быстро выложили сказку и рассказали ее без труда. В другом варианте я использовала геометрические фигуры одинакового размера, но разного цвета, и дети быстро, выбирая нужные по цвету фигуры, выкладывали сказку, даже стараясь продолжить ее и разнообразить другими фигурками.
Затем мы перешли к более сложному виду моделирования- двигательному: вспомнили с ребятами знакомые сказки «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Снежная Королева», «Красная шапочка и серый волк», сказки из серии об Алдаре Косе, обыграли эти сказки с помощью игрушек и настольного театра, затем подобрали к героям различные соответствующие геометрические фигурки и построили двигательную модель сказки.
Продолжением этой работы послужил переход к пространственному моделированию, где детям предлагаются уже более сложные признаки — не наглядные, а связанные с характером персонажа. Если это добрый, положительный, светлый образ,то он может замещаться светлыми цветами: голубым, розовым, белым. Если отрицательный образ — черным и т. д.
Таким образом, дети постепенно знакомились с «символической» культурой моделирования, причем при воссоздании сказки с помощью таких моделей ребенок предварительно проживал эмоциональное состояние сказки. А затем уже воплощал ее структуру.
Следующим этапом работы стала работа в рамочках для каждого эпизода сказки. Сначала в работе над сказкой «Синичкин год» мы выбрали каждому персонажу фигурку — заместителя разного цвета и формы, а затем выкладывали эпизоды в рамках, стрелочкой указывая их последовательность. Выбор сказки обусловлен, в данном случае, с сезонностью происходящих событий, где главная героиня зяблик Зинька перелетает из одного месяца в другой, и детям несложно было прослеживать изменения событий из одной рамки в другую. Таким образом. Модель схематично изображенной сказки позволила легко передать ее полное содержание, выполнить повторы и образные сравнения. После рассказывания сказки, таким образом, на вопрос «Понравилось ли вам составлять сказку — модель с помощью фигурок-заместителей?» дети давали положительные эмоциональные ответы.
Результаты работы по проекту были продемонстрированы на итоговом занятии «Незнайка в Солнечном городе».
II 3 Работа с родителями.
Для полного освоения полученных знаний детьми и закрепления их в повседневной жизни необходима тесная работа с родителями. На специальных консультациях и в родительском уголке были предложены материалы на тему «Приемы обучения детей рассказыванию», «Знакомство со сказкой в подготовительной к школе группе», «Рассказ-образец при обучении детей рассказыванию», «Использование фольклора в работе с детьми». В индивидуальных консультациях с родителями детей, показавших во время обследования низкий уровень речевого умения, были предложены материалы о состоянии развития речи детей: записи рассказов, пересказов (папка «Как рассказывают наши дети», а также даны рекомендации для обучения детей пересказу с использованием моделирования. Для более доступного понимания родителями необходимости решения данной проблемы было проведено анкетирование на тему «Как вы понимаете, что такое метод моделирования в пересказе сказки» и по результатам опроса составлены необходимые рекомендации для помощи родителям в решении данной проблемы.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, благодаря проведенной работе, у детей развитие речи достигло более высокого уровня, большинство детей научились регулировать силу голоса, темп речи, интонационную выразительность, накопили значительный запас слов, обогатили свою лексику. Сделать такие выводы позволило повторное исследование по рассказыванию предложенной сказки,и на конец года детьми были показаны следующие результаты: высокого уровня достигло 75% детей, среднего уровня 21%, на низком уровне остался один ребенок в связи с редким посещением занятий, что составило 4% от всех детей группы.
Мы видим, что систематическая и последовательная работа по обучению детей рассказыванию сказки с опорой на схемы, символы, графическое и двигательное моделирование не только формирует у детей богатый словарный запас, но и обеспечивает высокий уровень развития речи в подготовке детей к обучению в школе.
Литература.
1. О. Дьяченко, Н. Варенцова. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольное воспитание №9, 1994.
2. Макарова В. Н. Ставцева Е. А., Мирошкина М. Н. Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников. Методическое пособие 2009г. – 112.
3. О. С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. М. 2001г.
Источник
Светлана Сулейманова
Моделирование сказок как средство развития связной речи детей
Моделирование сказок, как средство развития связной речи детей
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается
в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С.Выготский писал: «Есть все фактические
и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера,эмоций
и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи«.
В процессе работы с дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи рассказывание детей.
Работая с детьми дошкольного возраста, я столкнулась с тем,что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни,не могут пересказать литературные произведения. Поэтому для углубления работы я выбрала тему «Развитие связной речи детей» .Из всех существующих приёмов обучения рассказыванию самым современным, по — моему, является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности-это русская народная сказка.
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи.
Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чув ства и стремления. К. И. Чуковский писал,что цель сказочника, и в первую
очередь народного-«воспитывать в ребёнке человечность-эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям,
радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу,как свою» .В действиях и поступках сказочных героях противопоставляется
трудолюбие-ленивости, добро-злу, храбрость-трусости. Симпатии детей всегда привлекают те,кому свойственны :отзывчивость, любовь
к труду, смелость. Дети радуются,когда торжествует добро, облегчённо вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает
развязка. Е. А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в
том,что рассказчик передаёт содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием
достигается особая непосредственность восприятия. Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т. к.
очень важно передать своеобразие жанра сказки. Сказки динамичны и то время, напевны. Быстрота развёртывания событий в них
великолепно сочетается с повторностью. Язык сказокотличается большой живописностью: в нём много метких сравнений, эпитетов,образных
выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребёнку запомнить сказку. В большинстве своём сказки велики по
объёму,и запомнить их детям не легко. Поэтому, прежде чем приступить к работе над рассказыванием, важно определить на каком уровне
находится связная речь детей. Наметить последовательность чтения сказок в течении года, определяемую усложнением содержания
и соответствием временам года. Работать над произношением, развивать звуковую культуру речи, обогащать словарь детей, развивать
грамматический строй, связную выразительность речи. Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию
прочитанной сказки, развивать у детей мышление и воображение,эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей. Учить
уметь сознавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по
заместителям. Развивать умение подбирать заместители по цвету, форме,величине,х арактеру персонажа сказки. Развивать понимание
сказки на основе построения наглядной модели,уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки,но и отдельных
эпизодов. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Работа со сказкойвключает в себя три основных направления:
1)Знакомство со сказкой.
2)Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности,ознакомление детей со средствами художественной
выразительности,развитие звуковой стороны речи,словаряграмматического строя,выразительности речи.
Это направление включает в себя следующие виды работы:
а)выделение в литературном произведении эпитетов,сравнений,и их активное использование детьми в описании предметов,пересказе
сказок,сочинений историй;
б)описание предметов с указанием их наглядных признаков:цвет,форма,величина,материал;и не наглядных-грустный,веселый и т. д.
Специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов.
в)обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного;описания картинок,игрушек,
персонажей сказок по вопросам воспитателя, так же выразительное чтение детям стихов,игры-драматизации по произведениям
детской литературы с индивидуальными ролями,требующими от детей интонационной и мимической выразительности.
3)Развитие умственныхспособностей-задания на развитиемышления и воображения:
а)формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные
ситуации по показу на заместителях (с использованием двигательных моделей и моделей сериационного ряда);
б)развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки.
Сначала использовать готовую пространственную модель,а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные
модели при пересказе,сочинении сказок.
в)развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.
Существует три вида моделирования сказки:
1 сериационный;
2 двигательный;
3 временно-пространственный.
В средней группе в основном используется временно-пространственный вид моделирования сказок. Но прежде,чем приступить к такой сложной
для детей работе, начала с простого-сериационного вида моделирования. Стала строить свою работу с повторения уже знакомых детям
кумулятивных сказок:»Репка» и «Курочка-Ряба».Дети вспомнили и назвали персонажей сказок,уточнили,сколько героев в этих сказках,
во что одеты,какого цвета одежда. Рассмотрели картинки из этих сказок,выкладывали мозаику из отдельных кусочков сказки,
обыгрывали сказку,спользуя настольный театр. К сказке «Репка» мы отобрали для шести персонажей полоски одинакового цвета,
но разной величины (от самой высокой до самой низкой,репка была жёлтым кругом. Дети быстро выложили сказку и рассказали её без
труда. К сказке «Курочка Ряба» мы выбрали в качестве заместителей разные геометрические фигурки разного цвета,и каждую
фигурку соотносили с персонажем сказки. Эта работа проводилась в сентябре.
В октябре я перешла к более сложному виду моделирования-двигательному. Вспомнили с детьми знакомые сказки:»Теремок»и
«Заюшкина избушка».По этим сказкамбыла проведена большая предварительная работа:рассматривались иллюстрации,обыгрывались
наиболее сложные для рассказывания эпизоды той и другой сказки. Я использовала присказку:
«Лиса по лесу ходила,
Звонки песни заводила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела-это ещё присказка.
А сказка дальше пойдёт«.
Дети отмечали,что эту присказку можно отнести к сказке «Заюшкина избушка» и «Лисичка-сестричка и серый волк».Ребята уточняли,
сколько героев в данной сказке,во что одеты герои,какого цвета одежда. К сказке «Заюшкина избушка» мы взяли круги одинакового
размера,но разного цвета. Вместе с детьми выбирали заместители к каждому герою,объясняли свои действия. Для героев сказки «Теремок»
мы отобрали сначала круги,а потом квадраты разного цвета и размера,постепенно увеличивающихся от маленького к большому. С помощью
условных заместителей дети быстро составили модели сказок,последовательно и самостоятельно их рассказали,старались подражать
голосам животных.
Использовать моделирование возможно не только в рассказывании сказок,но и в составлении описательных рассказов по окружающему миру,
при ознакомлении с дикими и домашними животными,и т. д.
Стоит отметить,что модели очень помогают в развитии связной речи детей,развивают память и воображение,а так же наблюдательность.
В процессе своей работы я отметила,что дети стали активнее использовать в речи антонимы,синонимы,сравнения,прилагательные. На
вопросы воспитателя стали отвечать полными,выразительными ответами. Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки,
пытаются составлять свои сказки и истории.
Источник