Сказка как универсальное средство развития ребенка

Наталья Петрова
Сказка как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Автор: Петрова Н. В.

«…. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем».

В. А. Сухомлинский.

Сказка как средство всестороннего развития

детей дошкольного возраста.

Мир сказки чудесен. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства.

Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это и стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное –новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Из сказокдети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Опыт работы

Считаю, что именно с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста, сказка является незаменимым средством воспитания и образования ребенка. Ведь сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для малыша рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети именно этого возраста глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. И именно этот импульс и позволяет сделать сказку в работе с дошкольниками базовым основанием при построении образовательного процесса. «Пережив» волшебную историю сказки всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.

Конечно же, каждый педагог в своей работе использует сказку: ежедневно читает детям, использует сказочные сюжеты при организации НОД и многое др. Но задумываемся ли мы о педагогическом потенциале сказки?

Именно этому вопросу и посвящен мой опыт работы.

Цель: использование педагогического потенциала сказки для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели решила ежедневно использовать сказку для развития всех сторон личности ребенка дошкольного возрастас помощью следующих методов и приемов:

• построение НОД на основе сказочных сюжетов.

• использование сказки как средства мотивирования на деятельность.

• использование сказки как средства духовно-нравственного воспитания детей;

• использование сказки как средства интеллектуального развития детей;

• использование сказки как средства художественно-эстетического развития детей;

• использование сказки как средства речевого развития детей;

• использование драматизации как активного способа восприятия сказки.

Работу начала с малышами.

Построение НОД на основе сказочных сюжетов.

Эмоциональная отзывчивость детей младшего дошкольного возраста на появление сказочного героя дает нам возможность сделать процесс обучения для них мотивированным и интересным. (давайте сравним установку воспитателя – «так детки, сегодня мы с вами будем лепить домик» или после прочтения сказки «Заюшкина избушка»воспитатель предлагает детям: «Ребята, а как вы думаете, что чувствует лисичка, когда ее выгнали из дома?. А давайте поможем лисичке стать доброй и, построим ей домик? А как это можно сделать)

При организации НОД я часто использую такие методы активного обучения, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.

Использование сказки как средства мотивирования на деятельность.

Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей.

Включая сказки в непосредственно образовательную деятельность, даю возможность детям приобрести опыт познания, создаю ситуации переживания и преобразования окружающей реальности.

Такая организация непосредственно образовательной деятельности способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника образовательного процесса.

Особый всплеск эмоций вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, преобразовываю сложные ситуации в педагогические задачи, подвожу к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои решения.

Данному вопросу посвящено множество педагогических изданий, но, конечно же, педагог может и должен сам учиться использовать потенциал сказок как средства мотивирования на деятельность.

Например, придумать задачи для решения детьми по сказке «Теремок». И задачи эти, конечно же, должны быть открытого типа! Какие же варианты открытого типа можно использовать при работе по этой сказке?

Конечно же, это зависит от поставленных нами задач.Например:

1. Педагогическая задача – учить детей совместно строить из модульного крупного конструктора постройки.

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Из чего мы с вами можем сделать зверям теремок? Но так, чтобы все звери поместились в нем?

2. Педагогическая задача – учить делать детей постройки из деревянного конструктора.

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Из чего мы с вами можем сделать зверям теремок (варианты детей). Можно сделать много маленьких домиков для каждого зверя и получится целый город или поселок. (+знакомство с понятием город).

3. Педагогическая задача — обучение рисованию предметов квадратной формы. (аппликация «дом»).

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Но прежде, чем приступить к его постройке, звери попросили вас нарисовать, как будет выглядеть этот дом. (+знакомство с понятие план, проект, архитектор – в старшем возрасте).

Использование сказки как средства интеллектуального развития детей.

Сказка способствует интеллектуальному развитию детей, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развивает познавательный интерес, умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев.

Даже названия сказок способствуют развитию математических способностей, а именно счету.Например: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов». А в сказках «Теремок», «Рукавичка» дети не просто считают, а на протяжении всей сказки занимаются сложением, суммируя жителей …и стали они жить вдвоём, …. втроем…, сравнивают по величине медведя и теремок (рукавичку) и т. д.

Читайте также:  Игрушки для развития мелкой моторики для ребенка с дцп

При работе с сюжетами уже знакомых сказокиспользую такие приемы:

составление сказки по картинкам в правильной последовательности;

составление сюжетной картины по сказке из разрезных картинок;

конструирование из бумаги;

настольно-печатные игры.

Использование сказки как средства духовно-нравственного воспитания

детей.

Сказка помогает формировать основы нравственности и морали. Дети познают что такое «хорошо» и что такое «плохо». У ребенка формируется опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Так как положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам.

Например, сказка «Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович»). Сказка «Теремок» учит дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказке «Лиса и журавль» и т. д.

Использование сказки как средства художественно-эстетического

развития детей.

Сказка играет большую роль в формировании у детей художественно вкуса и творческих способностей. На занятиях по изобразительной деятельности активно использую сказочные сюжеты, сказочных героев, которых дети изображают способом рисования (в различных техниках, лепки, аппликации.

Дети охотно выполняют коллективные работы : рисование по сказке «Маша и медведь» (старшая группа); аппликация по сказке «Три медведя» (средняя группа, «Репка» (старшая группа, «Гуси-лебеди» (подготовительная группа). В рамках работы над проектом «Что за прелесть эти сказки» был оформлен журнал «Наши любимые сказочные герои», в котором собраны детские рисунки с изображениями любимых сказочных героев.

Использование сказки как средства речевого развития детей.

Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.В своей работе с детьми часто использую такие приемы:

Придумаем сказке продолжение;

Изменим конец сказки;

Сочиним сказку.

В прошлом учебном году в рамках работы над проектом «Что за прелесть эти сказки» была создана книга сказок, сочиненными воспитанниками подготовительной группы и их родителями.Семья каждого воспитанника приняла участие в создании этой удивительной книги: сказки длинные и короткие, смешные и грустные, иллюстрированные красками, цветными карандашами, мелками, пастелью, компьютерными картинками, но все интересные и поучительные. А главное, действительно сочинённые либо на новый лад, либо новые, сочиненные самостоятельно.

Следующим важным этапов в работе со сказкой является драматизация.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета.

В настоящее время, по моему мнению, особенно важно использовать драматизацию как способ раскрепостить ребенка, как средство воспитания таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, инициативность, общительность, ведь с каждым годом все больше и больше в сад приходит детей с различными психологическими, поведенческими, речевыми проблемами и комплексами.

Главным показателем хорошей работы педагога, считаю, умение детей самостоятельно организовывать игры-драматизации в свободное время.

Но формированию этого навыка, конечно, предшествует планомерная, целенаправленная работа педагога по организации игр-драматизаций.

В связи с этим, в первую очередь возникает необходимость научить детей способом воплощения и передачи сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене (речевая и интонационная выразительность,пантомима: жест, поза, походка, мимика и др.). Здесь помогают дидактические игры, которые можно использовать на прогулке, в вечерние и утренние часы,например: «Посмотри и повтори», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается», «Откуда я?» (описание героев) и другие. Подвижные игры, где требуется имитация движений животных.: «Вороны и пес», «Сова и воробушки», «Курочка-хохлатка», «Кот и мыши» и другие игры.

В своей работе я знакомлю детейс различными видами театра:

настольный,

варежковый,

кукольный,

пальчиковый.

Одну и ту же сказку мы часто проигрываем во всех видах театра – т. к. это способствует обогащению сенсомоторного опыта детей, учит их владеть своим телом, что лежит в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.

С детьми подготовительной группы мы показывали кукольные спектакли малышам по сказкам «Теремок», «Маша и медведь», «Сказка про лень».

На примере настольного театра из фетра «Рукавичка» можно показать широкий спектр педагогических задач, направленных на познавательное развитие ребенка, решаемых при работе с данным видом театра.

1. Сенсорное развитие – работа с мягкими куклами (тактильные ощущения, закрепление знаний основных и дополнительных цветов.

2. Ознакомление с окружающим – лес, дикие животные, внешний вид животных, рукавичка (варежка,руки без рукавички мерзнут, собака испугала диких животных.

3. Развитие логического мышления – Почему звери разбежались?

4. Математическое развитие:

Закрепление счета (стали они жить вдвоем)

Ориентировка в пространстве – располагаем куклы выше или ниже, за или перед, вперед, в разные стороны в соответствии с текстом.

Величина (мышка маленькая, медведь большой – не уберется)

5. Речевое развитие – использование определений, рифмы (мышка-норушка, лисичка-сестричка и т. д., построение предложений, подражание голосам животных.

6. Нравственное воспитание – умение дружить, жить вместе, желание помочь (собачка вернула рукавичку дедушке).

Взаимодействие с родителями.

В своей работе по данному направлению использую все многообразие форм работы с родителями:

размещение информации в уголке для родителей;

беседы;

привлечение к изготовлению атрибутов и костюмов к спектаклям;

участие в работе по образовательным детско-родительским проектам;

участие в драматизациях, спектаклях;

участие в организации выставок.

В прошедшем учебном году родители принимали активное участие в образовательном проекте «Что за прелесть эти сказки», что позволило сплотить коллектив родителей, укрепить детско-родительские отношения, а детям этот проект подарил мир прекрасного, обогатил их жизнь новыми добрыми впечатлениями.

В новом 2018-2019 учебном году, работая с малышами ясельной группы, познакомившись с родителями, предложила пополнить наш театрализованный уголок новыми сказочными театрами.Родители с удовольствием приняли активное участие: рисовали фоновые картинки для сказок, изготовили деревянную подставку для пальчикового театра, оказывали помощь в изготовлении кукол-персонажей и смастерили самостоятельно различные театры из подручных средств.

Родители принимают активное участие в Днях открытых дверей, подготовке праздничных утренников, развлечений, участвуют в драматизациях, исполняют роли сказочных героев на праздничных представлениях.

Результат:

В результате проведенной работы у дошкольников и их родителей повысился интерес к сказкам.

По итогам работы отмечено:

• укрепление сотрудничества родителей с детским садом;

развитие у детей познавательного интереса;

• дети самостоятельно драматизируют знакомые сказки, обогащая сюжеты знакомых сказок и придумывая новые;

• активизировался активный словарь детей, происходит развитие диалогической речи, совершенствуется звуковая сторона детской речи;

• дети овладели конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;

Читайте также:  Упражнения для развития памяти ребенка

• у детей сформированы:

основы нравственности и морали;

умение понимать содержание сказки;

умение оценивать поступки сказочных героев и свои;

умение последовательно пересказывать текс, выразительно передавая речь персонажей;

умение анализировать, делать выводы и обобщения.

Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Список использованной литературы:

1. З. А. Гриценко. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. — М.:Издательский центр «Академия», 2004-320с.

2. З. А. Гриценко. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению.- М:.Линка-пресс, 2003 – 176с.

3. Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие.- Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000 — 372 с.

4. Додокина Н. В., Евдокимова Е. С.Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. –М.: Мозайка-синтез, 2008- 64с.

5. Интернет-ресурсы

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-rol-skazki-v-razviti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/28/rol-narodnoy-skazki-v-poznavatelnom-razvitii-doshkolnikov

https://www.adou.ru/conference_notes/55

Источник

марина мещерякова
Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста

Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста

Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.

Сказка может дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями,

может помочь ребенку узнать мир,

может одарить его воображение и научить

критические воспринимать окружающее.

Д. Родари

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольногообразования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности и неповторимости; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на духовно- нравственное развитие дошкольника. Имея практический опыт работы с детьми дошкольного возраста считаю, что наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. И одним из таких методов является воспитание сказкой. Сказка — это удивительное средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Сказки- это тот кладезь народной премудрости, который, сопровождая ребенка с самого рождения, вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества. В связи с этим отказ от данного способа воспитания детей представляется если не ошибкой, то заметным упущением.

Привлекательность воспитания сказкой заключается в том,что она универсальна:

Сказка информативна. Через анализ придуманной ребенком сказки педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.

Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как ребенок, так и педагог эмоционально защищены. Тем самым возрастает доверие ребенка к коррекционно-развивающему процессу.

Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.

Сказка феерична. Обращаясь к сказке, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, кукольный или драматический театр.

Сказка эмоциональна. Ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Сказка мудра. Через сказку педагог может передать ребенку или родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

В моем, хоть и небольшом опыте работы прослеживается интеграция образовательных областей в процессе воспитания и развития детей через сказку.

1. Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать гуманистическую направленность поведения, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать умение воспринимать и понимать произведение искусства.

2. Познавательное развитие: воспитывать нравственные чувства, выражающие в сопереживании природе, героям сказок.

3. Речевое развитие: обеспечить возможность проявление детьми самостоятельности творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе прослушанных произведений.

4. Художественно-эстетическое развитие: развитие образного представления, способности замечать особенности предметов или героев и передавать их через продуктивную деятельность. Развитие артистических способностей.

5. Физическое развитие: формирование первичных целостных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через беседы, игры, чтение.

Для того чтобы работа была результативной, в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая включает в себя такие центры «В мире сказок», в котором расположены книги со сказками для детей, соответствующего возраста, также схемы для рассказывания сказок, иллюстрации из произведений, а также правила обращения с книгами.

В ходе совместной деятельности я знакомлю родителей с работой,которая проводится в группе: показ развлечений, досугов, театрализованных представлений. Периодически информирую родителей об успехах детей в пересказывании и рассказывании сказок, во время выполнения ролей в театрализованных представлениях. Я привлекаю родителей к участию в театрализованных представлениях, в развлечениях, в проводимых совместно с детьми праздников, делаю акцент на важность чтения сказок на ночь. В результате решения поставленных задач дети ярче выражают свои мысли и чувства в речи,

— знают определенные сказочные сюжеты;

— понимают сюжетную линию сказки;

— выделяют проблему, актуализированную в сказке;

— умеют передавать художественный образ в продуктивных видах деятельности.

В ходе своей деятельности, я поняла, что систематическое и целенаправленное использование различных методов чтения и инсценировки сказок создает условия для наилучшего развития творческого воображения, развития личности ребенка в целом. Сказка помогает осуществить педагогический процесс по развитию воображения, фантазии продуктивнее и разнообразнее.В конце хотелось бы добавить:

Сказка — это маленький волшебный мостик, соединяющий нас с нашими детьми. Чем больше таких мостиков мы построим – тем крепче будут наши отношения с детьми, тем более уверенными в себе и своих силах вырастут они. А ещё сказка — это фитилёк, разжигающий костёр фантазии, без которого просто невозможна жизнь ребёнка.Поэтому я говорю: «Пусть будет сказка. Сказка, придуманная мамой для своего малыша, сказка, придуманная всей семьёй или первая своя сказка, которую сочинил ребёнок. Пусть будет сказка! И чем больше сказок будет, тем интереснее и веселее станет наша жизнь.

Педагогическая ценность сказки

Современная социокультурная ситуация в российском обществе способствует увлечению интереса к проблемам воспитания детей младшего школьного возраста. В связи с перспективным планом деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013-2018 годы важной задачей в современной российской педагогической практике становится усиление воспитательного потенциала, а также разработка мер, направленных на реализацию обеспечения социализации и индивидуального психолого-педагогического подхода для каждого обучающегося, особенно по отношению к младшим школьникам, так как именно в этом возрасте закладывается дальнейшая мотивация к обучению.

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе женщины

Обращение к теме сказки в этой связи определено рядом факторов. Во-первых, педагоги начальной школы сталкиваются со сложной воспитательной проблемой «кризиса 7 лет»,который включает проблемы адаптации ребёнка к школе, смену игровой деятельности учебной, сложности вхождения в новый коллектив, изменение обязанностей младших школьников, увлечение доли личной ответственности за поступки и их результаты.

Во-вторых, в связи с новой педагогической парадигмой развития российского образования перед учителем встаёт вопрос объединения традиционного и инновационного компонентов обучения и воспитания в педагогическую практику учителя в целях обеспечения в современных требований к современной российской системе образования. В этой связи своевременным является обращение именно к сказке, которая изначально служит источником сохранения и передачи нравственного и эмоционального опыта народных традиций, способом воспитания и обогащения культуры ребёнка, которые не теряют своей актуальности.

Работа со сказкой широко применяется в системе дошкольного образования, она знакома детям и понятна, таким образом осуществляется преемственность между этими ступенями системы образования. Сказка помогает в привычной для ребёнка форме осознать себя в новой ситуации развития и преодолеть адаптационный период младшего школьного возраста.

Одним из способов приобщения младших школьников к социально значимым ценностям является народная сказка.

Сказки очень важны в жизни каждого человека, поскольку хранят в себе нравственные постулаты, передают их от сердца к сердцу и понятны и взрослым, и маленьким.

Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого бытия. Изучение народной сказки в начальной школе начинается со сказки о животных и это не случайно. Сказки о животных – самый простой вид сказок. Сказки о животных одушевляют их, наделяют способностью думать, говорить и разумно действовать, т. е. очеловечивают животный мир.

Излюбленным героем русских сказочных историй о животных сделалась лиса – Лиса Патрикеевна, лисица – маслена губица, лиса-кумушка, Лисафья. Ее проделки и проказы стали основой многих сюжетов. Она обманывает мужика, прикинувшись мертвой; чуть не губит волка, научив его ловить рыбу хвостом («Лиса и волк»); пользуется доверчивостью петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц») и т. д.

Чаще других зверей лиса обманывает волка и жестоко смеется над ним. Феноменальная глупость, которой наделен волк в сказке, – свойство, которое, прежде всего, порочит волка.

В сказках выведен и медведь, зверь «высшего ранга». Медведь – самый сильный лесной зверь и потому беспросветная глупость медведя – глупость располагающего властью, но мало осведомленного сильного, могущественного существа.

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они служат на посылках, их легко обидеть. Из животных и птиц «положительными героями» сказочники сделали кота и петуха. Кот верен в дружбе и трижды спасает петуха от смерти. Воинственный петух готов прийти на помощь всякому обиженному.

Гегель признавался: «. в изображении животного царства с чрезвычайной меткостью делается для нас наглядной человеческая низость».

Образность составляет основу словесной ткани сказки. Язык персонажей воспроизводит бытовую речь людей разных сословий и разного индивидуального облика. Речевые реплики многообразны и характерны. Некоторые сказкипочти сплошь состоят из диалогов: «Лиса и тетерев», «Кочеток и курочка», «Бобовое зернышко».

В сказках о животных всегда существует четкое разграничение положительного и отрицательного. Никогда не возникает сомнение, как отнестись к тому или иному персонажу. И это не примитивность подачи жизненного материала, а ясность оценок основанных на народных традициях.

Такая ясность оценок в сказках о животных существует, прежде всего, потому, что именно они в первую очередь должны быть усвоены ребенком.

Читая русские народные сказки о животных, учащиеся входят в единое духовное пространство и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.

В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.

Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются,что побеждает справедливость: зло наказывается, добро торжествует. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего, и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Сказка дает детям раскрепощение и в то же время учит их жизненной мудрости, отфильтрованной и тщательно собранной и бережно сохраненной народом, пронесённой им через века. Легко и ненавязчиво в метафоричной манере сказка ведёт юного читателя, уча при этом добру, стойкости правде, дружбе, показывая при этом насколько уродливы зло, предательство, жадность. Сказка противопоставляет эти понятия друг другу явно, без каких-либо полутонов, а это особенно важно, учитывая особенности восприятия младших школьников. В этом возрасте они уже способны воспринимать достаточно большой объем информации, но он должен быть ярким, акцентированным, удобным для запоминания и осмысления. В этом смысле сказка с ее особым языком и образностью уникальна, она настолько специфична именно для детского восприятия, что педагогам даже не нужно прикладывать особых усилий, чтобы увлечь ребят.

Таким образом, в руках педагога находится мощнейшее воспитательное средство, воздействующее не только на разум, но и подсознание маленького человека. Сказка – культурный жанр, впитавший в себя мифологические, этические, религиозные представления определённой эпохи; уникальная метафоричность языка делает её незаменимой в воспитательном процессе.

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме формирования мыслительных операций у старших дошкольников. Доказано, что математическая сказка является средством развития основных операций мышления у детей. Также в статье представлен пример сказки с математическим содержанием, которую можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: анализ, Классификация, математическая сказка, мыслительные операции, обобщение., синтез, сравнение, старший дошкольник

Источник