Сказка как форма личностного развития ребенка

алла куркина
Сказка, как форма личностного развития ребенка.

в настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным стилем пересказа известных сказок, часто искажающим ее первоначальный смысл, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки, тем самым и личностного развития. Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит остро. Ситуация в этой сфере значительно ухудшилась. Причиной тому явилось резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время.

Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения, в виде тревожности, агрессивности, гипер активности и др. Поэтому первоочередной задачей для ученых является изучение психологических факторов, которые формируют развитие личности дошкольника.

Наиболее часто в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность. В той или иной форме она присуща большинству детей дошкольного возраста. Но по мере усвоения правил, малыши постепенно усваивают нормы поведения. Вместе с тем есть некоторое количество детей, у которых агрессия остается в качестве устойчивой формы поведения, кроме того, она развивается и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате у ребенка снижается возможность полноценного общения, личностное развитие деформируется. У агрессивного ребенка не только постоянные проблемы с окружающими, прежде всего он сам себе создает проблемы. Вот чем вызван интерес к данному вопросу.

В связи с вышеизложенным актуальность работы состоит в необходимости способствовать становлению личности дошкольника, воздействуя на него средствами устного народного творчества в целом и народной сказки в частности.

К сожалению, исследование позволило сделать вывод, что дошкольники нуждаются в целенаправленной работе по ознакомлению со сказками, в помощи в анализе сказки, осознанию поступков героев. В целях развития духовности ребенка необходимо вместе с дошкольником разобрать поступки героев сказки, проанализировать, почему добро побеждает зло, и почему мы должны ровняться на добрых героев.

Для этого мы разработали программу по личностному развитию дошкольников посредством народной сказки под названием «Страна волшебных сказок».

В процессе решались задачи:

1. Нравственное воспитание дошкольников

2. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.

3. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

4. Донести до ребенка идею о том, что насилие порождает ответное насилие.

5. Обучить ребенка навыкам выражения негативные чувства в социально приемлемой форме.

6. Научить ребенка своевременно решать возникающие проблемы.

Взаимодействие осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники сказок, «сказочные» развлечения, тематические музыкальные вечера, театрально-сказочные пятницы, дидактические игры, выставки рисунков и поделок сказочных героев, создание книг – самоделок.

В работе нами использовался наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий); словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок); игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, «Вечерах общения» и «Уроках доброты». Речевые и музыкальные народные игры, танцы, песни находят отклик в душе каждого ребенка.

В рамках реализации программы «Страна волшебных сказок» было проведено 24 образовательного процесса, которые проводились в первой половине дня 1 раз в неделю. Длительность занятия составляла 20 –25 минут процесс представляли из себя работу по блокам: детям предлагается определенная сказка, которая рассматривается на протяжении 4-х занятий. После этого переходим к работе по другой сказке и т. д. Последние 4 занятия итоговые. На них дети, используя умения, которыми овладели во время проведения работы, сочиняют сказки по сюжету, предложенному педагогом.

Совместное чтение и обсуждение сказок – одна из главных ветвей программы. Помимо того, что дети знакомятся с новыми сказками, вместе со взрослыми они обсуждают ее сюжет, главных героев, делают выводы.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий воспитателя, дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Именно поэтому осуществляется вовлечение семьи осуществление программы «Страна волшебных сказок». При работе в данном направлении использовались различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители могли не только посетить любые занятия программы, но и принять активное в них участие. Совместно с родителями дошкольники принимают участие в организации выставок – конкурсов по «сказочной» тематике, изготавливают поделки – героев сказок – из природного материала, пластилина, бумаги, картона и т. п.

Также дошкольники и их родители привлекала к участию в праздниках, посвященных сказке, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол.

В конце каждого месяца происходит чествование и награждение тех ребят, которые активно принимают участие в программе.

После целенаправленной работы по развитию личности детей дошкольного возраста посредством сказок, нами было проведено повторное интервьюирование детей. Результаты показали, что у дошкольников расширились знания о том, чему учат сказки.

Материалы исследования могут быть использованы психологами, воспитателями, родителями и студентами.

Источник

Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста

Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.

Сказка может дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями,

может помочь ребенку узнать мир,

может одарить его воображение и научить

критические воспринимать окружающее.

Д. Родари

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности и неповторимости; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на духовно- нравственное развитие дошкольника. Имея практический опыт работы с детьми дошкольного возраста считаю, что наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. И одним из таких методов является воспитание сказкой. Сказка — это удивительное средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Сказки- это тот кладезь народной премудрости, который, сопровождая ребенка с самого рождения, вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

Читайте также:  Рацион 9 месяцев ребенку развитие

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества. В связи с этим отказ от данного способа воспитания детей представляется если не ошибкой, то заметным упущением. 

Привлекательность воспитания сказкой заключается в том, что она универсальна:

  • Сказка информативна. Через анализ придуманной ребенком сказки педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
  • Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как ребенок, так и педагог эмоционально защищены. Тем самым возрастает доверие ребенка к коррекционно-развивающему процессу.
  • Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
  • Сказка феерична. Обращаясь к сказке, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, кукольный или драматический театр.
  • Сказка эмоциональна. Ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
  • Сказка мудра. Через сказку педагог может передать ребенку или родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

В моем, хоть и небольшом опыте работы прослеживается интеграция образовательных областей в процессе воспитания и развития детей через сказку.

1. Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать гуманистическую направленность поведения, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать умение воспринимать и понимать произведение искусства.

2. Познавательное развитие: воспитывать нравственные чувства, выражающие в сопереживании природе, героям сказок.

3. Речевое развитие: обеспечить возможность проявление детьми самостоятельности творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе прослушанных произведений.

4. Художественно-эстетическое развитие: развитие образного представления, способности замечать особенности предметов или героев и передавать их через продуктивную деятельность. Развитие артистических способностей.

5. Физическое развитие: формирование первичных целостных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через беседы, игры, чтение.

Для того чтобы работа была результативной, в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая включает в себя такие центры «В мире сказок», в котором расположены книги со сказками для детей, соответствующего возраста, также схемы для рассказывания сказок, иллюстрации из произведений, а также правила обращения с книгами.

В ходе совместной деятельности я знакомлю родителей с работой, которая проводится в группе: показ развлечений, досугов, театрализованных представлений. Периодически информирую родителей об успехах детей в пересказывании и рассказывании сказок, во время выполнения ролей в театрализованных представлениях. Я привлекаю родителей к участию в театрализованных представлениях, в развлечениях, в проводимых совместно с детьми праздников, делаю акцент на важность чтения сказок на ночь. В результате решения поставленных задач дети ярче выражают свои мысли и чувства в речи,

— знают определенные сказочные сюжеты;

— понимают сюжетную линию сказки;

— выделяют проблему, актуализированную в сказке;

— умеют передавать художественный образ в продуктивных видах деятельности.

В ходе своей деятельности, я поняла, что систематическое и целенаправленное использование различных методов чтения и инсценировки сказок создает условия для наилучшего развития творческого воображения, развития личности ребенка в целом. Сказка помогает осуществить педагогический процесс по развитию воображения, фантазии продуктивнее и разнообразнее. В конце хотелось бы добавить:

Сказка — это маленький волшебный мостик, соединяющий нас с нашими детьми. Чем больше таких мостиков мы построим – тем крепче будут наши отношения с детьми, тем более уверенными в себе и своих силах вырастут они. А ещё сказка — это фитилёк, разжигающий костёр фантазии, без которого просто невозможна жизнь ребёнка. Поэтому я говорю: «Пусть будет сказка!». Сказка, придуманная мамой для своего малыша, сказка, придуманная всей семьёй или первая своя сказка, которую сочинил ребёнок. Пусть будет сказка! И чем больше сказок будет, тем интереснее и веселее станет наша жизнь.

Спасибо за внимание!

Источник

Лариса Синько
Сказка как средство развития личности ребенка дошкольного возраста

Важной целью системы современного образования является воспитание человека, идентичного самому себе и несущего образ себя во всем многообразии отношений с окружающим миром. Одним из направлений в реализации этой цели является обращение к возможностям искусства в процессе воспитания и обучения. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, который по определению А. Н. Леонтьева, является периодом первоначального фактического склада личности. Главное назначение искусства – духовно, нравственно и эстетически обогащать человека. По характеру своего воздействия на психику, интеллект, искусство, в том числе и литература, является особым фактором развития личности ребенка. К сожалению, в последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры,у книги появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они, безусловно, ярки, их воздействие активно, они не требуют того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при чтении художественной литературы. Сейчас актуален вопрос, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги.

Через художественные образы литературы устанавливается эмоциональное взаимодействие взрослого и детей, происходит знакомство детей с окружающим миром. Среди многочисленных методов, средств и приемов педагогического воздействия особое место принадлежит сказке. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием, как на отдельные психические процессы, так и на детскую личность в целом. (А. В. Запорожец, Л. П. Стрелкова). Эффективность и доступность целенаправленного использования сказки в образовательном процессе обусловлена рядом факторов. Среди них возможность обращения к накопленному социально-культурному опыту, учет возрастных особенностей ребенка, создание у ребенка чувства психологической защищенности. Сказка вводит ребенка в определенные воображаемые ситуации и заставляет пережить вместе с героями не только ситуации, но и ощутить чувства героев. Сказка, по мнению исследователя И. А. Ильина «есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовные состояния».

Восприятие сказки оказывает значимое воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Сказка способствует развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка.

Читайте также:  Что лежит в основе развития личности ребенка

В нашем детском саду сказка традиционно используется во всех направлениях воспитательно-образовательной деятельности, создаются условия для введения дошкольников в мир литературы и развития художественно-речевых способностей. Дети знакомятся со сказками на специально организованных занятиях по литературному образованию, герои сказок вместе с детьми учатся считать и рисовать, познают окружающий мир, поют песни и делают зарядку, а сказочные сюжеты пронизывают ролевые, подвижные игры. Интерес к сказке поддерживается созданием в групповых помещениях детского сада предметной среды, включающей в себя библиотеку для малышей, уголок театра, художественную галерею, музыкальную шкатулку. Лучшему пониманию сказки помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра, хорошо инсценируются русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок». В марте месяце в нашем детском саду традиционно проходит театральный фестиваль, где дети выступают в роли актёров и представляют вниманию зрителей любимые сказки. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные отношения взрослого (воспитателя) и детей, происходит не только знакомство с окружающим миром, но и развитие эмоциональной сферы детей. Как показывает опыт, выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, рассматривание иллюстраций известных художников, игры «в сказку» — все это формирует эмоциональную восприимчивость детей.

Используя сказку как средство развития личности ребенка-дошкольника,мы определяем следующие задачи:

1. Развитие способности к целостному отражению внешнего облика различных сказочных персонажей.

2. Овладение умением оценивать индивидуальные особенности сказочных героев через анализ их действий, поступков.

3. Принятие социально одобряемых форм поведения через проигрывание образно-ролевых сказочных ситуаций.

Если в младшей возрастной группе дети еще не могут делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного без помощи воспитателя, то в старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно анализируют поступки героев, соотнося свое поведение с нравственными эталонами.

В процессе использования деятельностного принципа развивающей работы в качестве основных методов применяются драматизация отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных сюжетов, что позволяет детям узнавать сказки, их героев. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик стимулирует способность самостоятельно творить художественный образ. Разнообразные формы работы со сказкой (включая игровые технологии) позволяют формировать интерес к художественной литературе, воспитывать личностные качества ребенка.

Таким образом, влияние сказок на гармоничное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования нравственных представлений происходит формирование социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному.

Источник

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                      общеразвивающего вида детский сад №28 «Ласточка»

       Доклад на тему:     «Сказка как средство      

       социально-личностного развития детей»

        Музыкальный руководитель

                                                                                          Каменева С. В.        

                                                       с. Акатьево  2017г.

    Важной  целью   системы  современного  образования   является    воспитание   человека,       идентичного   самому   себе   и   несущего   образ     себя   во  всем   многообразии   отношений   с   окружающим    миром.   Одним   из   направлений    в   реализации   этой   цели   является    обращение   к   возможностям   искусства   в   процессе   воспитания   и   обучения.  Основы   личности    закладываются   в   дошкольном    возрасте ,который   по   определению    А. Н. Леонтьева,  является   периодом   первоначального   фактического   склада   личности.  Главное  назначение  искусства  —  духовно, нравственно  и  эстетически  обогащать   человека.  По   характеру   своего  воздействия   на  психику,  интеллект   искусство,  в  том  числе   и   литература,  является   особым   фактором   развития   личности   ребенка.  К  сожалению,  в  последние  годы   происходит  деформация  деформация   художественного    сознания,  падение  читательской   культуры,  у   книги   появилось   много  заместителей:  аудио, видео, телепрограммы,  компьютерные   программы. Они,  безусловно, ярки,  их  воздействие  активно,  они  не  требуют   того   внутреннего   переживания,  той   работы   ума,  которые   естественны   при   чтении   художественной   литературы. Сейчас   актуален   вопрос,  как  вернуть   книгу   в  руки   ребенка,  как  сделать  компьютер   союзником   книги.

      Через  художественные образы  литературы устанавливается   взаимодействие   взрослого  и  детей, происходит  знакомство   детей   с   окружающим   миром. Среди  многочисленных   методов,  средств  и  приемов   педагогического  воздействия   особое  место  принадлежит   сказке. Значимость   сказки  обусловлена   ее  всесторонним   влиянием   как  на   отдельные   психические   процессы, так  и на детскую личность  в целом. ( А. В. Запорожец, Л. П. Стрелкова ). Эффективность  и  доступность   целенаправленного   использования   сказки  в  образовательном   процессе   обусловлена  рядом   факторов. Среди  них  возможность   обращения  к  накопленному  социально-культурному   опыту, учет  возрастных   особенностей   ребенка, создание  у  ребенка   чувства   психологической   защищенности. Сказка  вводит  ребенка   в   определенные   воображаемые   ситуации   и   заставляет  пережить    вместе   с   героями   не  только   ситуации,  но  и   ощутить   чувства   героев.

Читайте также:  Тест о развитии грудного ребенка

     Сказка,  по мнению   исследователя  И. А. Ильина « есть  уже искусство: ибо  она  укрывает   и   являет  за  словами   целый  мир  образов,  а  за  образами   она   разумеет   художественно   и   символически   глубоко  духовные   состояния».

Восприятие   сказки   оказывает   значимое   воздействие   на  эмоциональное   развитие   детей,  процесс   ознакомления   со  сказкой   создает   реальные  психологические   условия   для  формирования   социальной   адаптации  ребенка . Сказка  способствует  развитию   межличностных  отношений, социальных   умений  и  навыков  поведения,  а  также   нравственных   качеств   личности   ребенка,  которые   определяют   его   внутренний   мир.  При   этом   сказка   остается   одним   из   самых   доступных   средств   развития   ребенка.  

     В   дошкольном   образовательном    учреждении    сказка   традиционно     используется    во    всех    направлениях     воспитательно-образовательной    деятельности,  создаются   условия    для   введения    дошкольников    в   мир    литературы    и   развития    художественно-речевых    способностей. Дети   знакомятся   со   сказками   на   специально   организованных   занятиях    по    литературному     образованию,  герои   сказок   вместе   с   детьми   учатся    считать   и   рисовать,  познают   окружающий    мир,  поют   песни   и  делают   зарядку,  а   сказочные   сюжеты   пронизывают   ролевые   подвижные   игры. Интерес   к   сказке   поддерживается    создание   в  групповых   помещениях    детского   сада   предметной   среды,   включающей    в   себя    библиотеку    для   малышей,  уголок   театра,  художественную      галерею,   музыкальную   шкатулку.   Лучшему    пониманию   сказки   помогает   инсценирование    их   с   помощью    игрушек,  настольного   театра,  хорошо   инсценируются   русские   народные   сказки  «Колобок»,  «Репка»,  «Теремок»,  «Заюшкина   избушка»,  «Петушок   и   бобовое   зернышко». Через   художественные    образы   устанавливаются    эмоциональные   отношения   взрослого (воспитателя, музыкального  руководителя)   и   детей,  происходит   не  только   знакомство   с   окружающим   миром,  но   и  развитие   эмоциональной    сферы   детей. Как   показывает   опыт,  выразительное   рассказывание,  беседы   о   героях    сказок,   о   чувствах,  которые   они   испытывают,  рассматривание   иллюстраций   известных   художников,   игры  в   «сказку» — все   это   формирует     эмоциональную    восприимчивость    детей.

     Используя  сказку,  как   средство   развития   личности   ребенка–дошкольника,  мы   определяем   следующие   задачи:

— развитие   способности   к   целостному   отражению   внешнего   облика   различных   сказочных    персонажей;

— овладение    умением   оценивать   индивидуальные   особенности    сказочных   героев   через   анализ   их  действий,  поступков;

— принятие   социально   одобряемых    форм   поведения   через  проигрывание  образно-ролевых   сказочных   ситуаций.

     Если   в   младшей   возрастной   группе   дети  еще   не   могут   делиться    впечатлениями   от   услышанного,  увиденного,  прочувствованного   без   помощи   воспитателя,  музыкального   руководителя,  то  в   старшем   дошкольном   возрасте   дети   самостоятельно   анализируют   поступки   героев,  соотнося   свое   поведение   с   нравственными   эталонами.

     В процессе использования   деятельностного  принципа   развивающей   работы   в   качестве   основных   методов   применялись    драматизация   отдельных   сюжетов    по   сказкам,   продуктивные   методы   (рисование,   лепка,  аппликация   на   темы   сказок),  прослушивание   музыкальных   произведений,  точно   подобранных   для   сказочных   сюжетов,  что   позволяет   детям   узнавать   сказки,  их   героев.

     Инициирование   творчества    в   передаче   ярких   эмоциональных    характеристик    стимулирует  способность   самостоятельно   творить   художественный   образ. Разнообразные   формы   работы   со  сказкой   (включая   игровые   технологии)   позволяет   формировать   интерес   к   художественной   литературе,  воспитывать   личностные   качества   ребенка.  Через   сказку   дети  получают   опыт   социализации,  коммуникативные   навыки   и   межличностные   отношения.

     Таким   образом,  влияние   сказок  на   гармоничное развитие    детей   дошкольного    возраста    заключается   в  том,  что   в   процессе   дифференцирования    нравственных   представлений    происходит   формирование    социальных   эмоций    и   осуществляется    последовательный    переход    от    психофизиологического    уровня    их   развития    к   социальному.

                                                 Список     литературы:

Л. Б. Фесюкова  «Воспитание   сказкой   для   работы    с   детьми    дошкольного   возраста»

А. Н. Хлысталова  «Литературное   развитие   дошкольников    средствами    фольклора»   Журнал    «Дошкольное   воспитание»      

Источник