Система развития ребенка висенгольда

Как же определиться, что крохе интересно и какой же системе обучения отдать предпочтение? Следует обратиться к трудам более опытных родителей, педагогов, педагогов – тех, кто разработал известные всему миру методики раннего развития детей. Рассмотрим одни из самых известных, их основные принципы, преимущества и недостатки.

Методика Марии Монтессори

Основа воспитания, по утверждению автора, — самостоятельное развитие ребенка. Учитель (родитель) должен только направлять, помогать выполнять определенные действия, если у крохи не выходит. Обязательна самостоятельная уборка малышом всех игровых материалов (цилиндры, дощечки, рамки, карточки с цифрами, шнуровки, кубики) на свои места после игры-обучения.

Согласно данному подходу, для ребенка формируется определенная среда, разделенная на 5 зон, в каждой из
которых находятся игрушки разной тематики: математическая, космическая (биология, география и т.д.), сенсорная (тактильные ощущения, зрение, обоняние и т.д.), практическая (все, что окружает его дома), языковая (чтение и письмо).
Особенность воспитания в этом направлении — поразительная самостоятельность ребенка. Еще крошечка, а уже личность!

Преимущества

1. Через изучение различных свойств предметов осваивается речь.
2. Вырабатывает самостоятельность, решительность, дисциплину.
3. Стимулирует развитие логического мышления, способность анализировать.
4. Ребенок воспринимается как личность.

Недостатки

1. Сложно организовать обучение дома.
2. Не развивает творческое мышление.
3. Ребенок не приучен к работе в коллективе.
4. Не подходит для гиперактивных крошек.

Методика Глена Домана

Основной принцип данного подхода состоит в необходимости, прежде всего, физического развития ребенка
с самого момента рождения. Согласно Г. Доману, ребенка с рождения не стоит ограничивать в движениях: никаких пеленаний, можно крутить, вертеть кроху всевозможными способами.
В дополнение к занятиям физическими упражнениями идут занятия с так называемыми карточками Домана. Это обычные картонные карточки, на которых красными буквами написаны слова (для развития речи и письма) или красные точки, количество которых на каждой из карточек соответствует определенной цифре (для обучения математике).
Позже для усвоения энциклопедических знаний используются карточки с изображениями растений, животных, известных людей и даже событий.
Особенность уроков Домана состоит в том, что они длятся до 10 секунд, так как показывать ребенку каждую
карточку нужно в течение 1-2 секунд.

Преимущества

1. Ребенок всесторонне развит (от знания языков до моделей самолетов).
2. Интенсивное физическое воспитание стимулирует работу мозга.
3. Превосходная физическая форма.
4. Учит родителей играть вместе с детьми.

Недостатки

1. Отсутствует творческое мышление.
2. Обучение пассивное (работает только зрительная система).
3. Требует времени для подготовки материала.
4. Нет знакомства со сказками, стихами, песнями.

Методика Н.А. Зайцева

В основе данного учения лежит обучение крохи чтению через звучащие кубики. На каждой грани кубиков Зайцева изображены склады (слоги), которые юный гений сначала произносит или поет вместе с родителями, а после — складывает целые слова и неимоверно быстро учится читать их. Все кубики разноцветные, разные по размеру и каждый имеет свой звук (внутри находятся звукоиздающие предметы). Используются также таблицы и карточки для изучения окружающего мирз и счетные палочки для знакомства со счетом и математическими действиями.
Н.А. Зайцевым также разработаны системы обучения пению, дорожным знакам, каллиграфии и даже английскому языку. Оптимальным возрастом для начала занятий по данной теории является возраст 4-5 лет.
Особенностью методики является ненавязчивая игровая форма проведения занятий, благодаря которым малыш молниеносно овладевает многими навыками, необходимыми ему в дальнейшем.

Преимущества

1. Быстрое обучение чтению и счету посредством кубиков.
2. Задействованы все органы чувств.
3. Развивает способность к самостоятельному принятию решений.
4. Эффективное изучение окружающего мира с помощью карточек.
5. Обучение проходит в игровой форме.

Недостатки

1. Отсутствует творческое мышление.
2. Возникают трудности при переучивании читать в школе не по слогам, а по буквам.
3. Проблемы с письмом в будущем.

Методика М. Шичида

По убеждению Макото Шичидэ, оба полушария головного мозга отвечают за разные навыки ребенка и развиваются в разное время. Левое полушарие активно развивается после 3-х лет и отвечает за логическое мышление и изучение языков. Если же с 3-х месяцев до трех лет родители стимулируют работу правого полушария, такой ребенок будет владеть математическими и музыкальными навыками, фотографической памятью и прекрасно развитой интуицией. Он с легкостью будет осваивать уроки в школе, используя знания, полученные в раннем детстве.
Суть занятий, по М. Шичида, состоит в использовании флеш-карточек с цифрами, буквами, словами, изображениями. Профессором М. Шичида доказано, если все карточки показывать ребенку в быстром, «мигающем» темпе, активизируется работа правого полушария, а если медленно и многократно показывать и повторять суть изображения — работа левого.
Особенностью данного метода является постоянная стимуляция родителями различных чувств ребенка.

Читайте также:  Физическое воспитание в интеллектуальном развитии ребенка дошкольного возраста

Преимущества

1. Развитие уникальных возможностей ребенка.
2. Тесная взаимосвязь ребенка и родителей.
3. Развиваются все органы чувств.
4. Информация, «записанная» в детстве в правое полушария, практически не забывается.

Недостатки

1. Ребенку может надоесть быстрый «мигающий» обучения.
2. Получая все больший объем новой информации, полушарие «стирает» старую.

Методика Б.П. и Л.А. Никитиных

В основе успешного и раннего развития, согласно учению и опыту Б.П. и Л.А. Никитиных, лежит гармоничное сочетание физического и интеллектуального развития, а также непосредственное участие родителей в играх и уроках. Б.П. и Л.А. Никитины настаивают на постоянных занятиях спортом, закаливании, сбалансированном питании.
Основными материалами занятий по этой методике являются кубики, таблички, карточки, задачки на логическое мышление. Особенность данных игрушек в том, что все они требуют достраивания, добавления
недостающей детали, окончания логической цепочки и т.д. Игры настолько разносторонние и многофункциональные, что их можно подстроить под любого ребенка и под любой возраст.

Преимущества

1. Ребенок развит и физически и интеллектуально.
2. Отлично тренирует логику, смекалку.
3. Дает хорошую базу для изучения точных наук.
4. Развивает самостоятельность.

Недостатки

1. Не развивает творчески.
2. Ребенок сосредотачивает внимание только на том, что ему интересно.
3. Требует затрат, времени и места для интенсивных физических упражнений.

Хотите получать новые интересные статьи каждую неделю?

Source: forsmallbaby.ru

Источник

Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.

Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение

Методика раннего развития детей Гленна Домана

Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития

Основные принципы методики:

1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);

2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);

3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);

4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);

5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).

Методика Домана-Маниченко

Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.

Основные принципы методики:

1) Игровые микроуроки.

2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.

3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.

Монтессори-методика раннего развития

Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию

Читайте также:  Ребенок 7 месяцев развитие мальчика

Основные принципы методики:

1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.

2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.

3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.

4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.

5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.

Основные принципы методики:

1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.

2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.

3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.

4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.

5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.

6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.

Методика развития талантов Синити Сузуки

Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.

Основные принципы методики:

1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.

2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.

3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.

4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.

Читайте также:  30 заданий для успешного развития ребенка 4 года 1 часть

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.

Основные принципы методики:

1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.

2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.

3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.

4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.

5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.

6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.

7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.

7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.

Вальдорфская методика раннего развития

Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.

Основные принципы методики:

1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.

2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.

3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.

4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.

5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.

6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.

7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.

Методика раннего развития Макото Шичида

Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.

Основные принципы методики:

1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.

2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.

3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.

Источник