Система развития ребенка фребеля

Фридрих Фрёбель (21.04.1782-21.06.1852 )Немецкий педагог, создатель понятия «детский сад». Он считал, что ребёнку нужно помогать познавать мир, развиваться, а не ограничивать правилами.

В 1816 году открыл свою первую школу. Просуществовала она не долго, так как Фребеля обвинили в антирелигиозной пропаганде (что не соответствовала действительности). После некоторое время работал в доме для сирот в Швейцарии.

В 1840 году в немецком городе Бланкенбурге открыл первое в мире заведение для дошкольников и назвал его — детский сад. Идеи Фребеля поддержали во многих странах, в том числе и в России.

Принципы воспитания по системе Фребеля

большое значение отводилось самостоятельной деятельности;

✒игровая форма обучения наиболее эффективная в дошкольном возрасте;

✒большое внимание уделялось творчеству (рисование, лепка, изготовление поделок. аппликаций, вышивание, конструирование, читали стихи, занимались музыкой);

✒все действия во время занятий должны сопровождаться словами (в форме стихотворений, песен или простого рассказа);

✒в детских садах обучали ремёслам и садоводству;

✒игрушки должны быть простыми, это тренирует фантазию и творчество;

✒взрослый должен принимать участие в играх;

✒все в мире взаимосвязано, видеть эти связи учили и детей.

Фридрих Фребель сравнивал детей с растениями, за которыми нужно правильно ухаживать. Относиться к ребёнку нужно с уважением, развивать и воспитывать разносторонне. Люди, которые выполняли роль педагогов, назывались — детские садовники или садовницы. Родители могли прийти и поучиться, как правильно воспитывать их детей.

Фребель также первым придумал развивающие игровые пособия для детей, которые назывались — «дарами». Дары помогают ребёнку познавать мир с помощью игры.

современный набор «Дары Фребеля»

1 дар. Шерстяные мячики (шары) на ниточке — 7шт, 7 цветов радуги. Взрослый качает мыч в разном направлении, а ребёнок наблюдает за ним. Далее играет и сам ребёнок. Начинать рекомендуется с голубого, последний — красный. Можно их подвешивать над колыбелькой малыша. Игры с такими мячиками развивают пространственное мышление, координацию движений, сенсорное восприятие и помогают выучить основные цвета. Подходит детям с 2х месяцев. Изготовить такие шары несложно, можно сшить из ткани, фетра или связать крючком, спицами.

2 дар. Деревянные цилиндр, шар и кубик. Современный аналог блоки Дьенеша. Этот дар знакомит детей с основными геометрическими телами и их свойствами, сходствами и различиями. Подходит детям с 2-3х лет.

Начинаем знакомство с шара — обращаем внимание, что он катится; как ведет себя шар, если его кинуть; сравниваем с мячом, отмечаем сходства и различия; далее ищем предметы похожей формы и т.д. Далее знакомимся с кубом — катаем его; обращаем внимание на стороны и углы; ищем похожие предметы и т.д. Цилиндр — пробуем катать, ищем сходства и различия с предыдущими фигурами; ищем похожие предметы и т.д.

3,4,5,6 дары. Кубики 8шт, современный аналог кубики Никитина. Для детей с 3х лет. Далее начиная с 4-ого дара (подойдут с 4х лет) кубики делятся на более мелкие геометрические тела. Ими можно играть как конструктором. Дети знакомятся с различными геометрическими формами, учатся понимать «часть» и «целое».

Предлагается 3 типа формы занятий с дарами.

1. «Форма жизнь» — конструирование различных реальных предметов и объектов.

2. «Форма прекрасного» — выкладывание различных абстрактных узоров.

3. «Форма познания» — кубики как материалы для математических занятий.

Важное правило! Готовые фигуры не разрушаются, а переделываются в новые, тем самым преобразуя старое в новое.

В дальнейшем дары Фрёбеля («Д.Ф.») были дополнены его учениками.

Это только малая часть того, что придумал Фрёбель. Многое используют и по сей день. Помимо игр с дарами дети играли и в подвижные игры. Многие пособия добавили ученики Фридриха Фрёбеля.

Дополнительные пособия для занятий.

Знакомство с плоскостями.

Для игры понадобятся плоские фигуры- квадраты и треугольники окрашенные в основные цвета радуги. Для детей с 5 лет. Сравниваем их к кубом, считаем стороны и углы, выкладывание цветной мозаики.

Рисунки из лучинок

Для детей с 4х лет. Выкладывание узоров и рисунком из лучинок (деревянные палочки длиной примерно 35см). Во время первого знакомства с этим пособием ребёнок выкладывает узор самостоятельно по своему желанию, затем можно предложить ему схемы рисунков. Современный аналог это палочки Кюизинера.

Фридрих Фребель несомненно новатор в педагогики того времени. Кстати пальчиковые игры и первая мозаика была предложена именно им. Придумал задания по плетению из бумаги, нанизывание на нитку бусин и много других интересных и развивающих занятий для детей.

Главный минус его системы в том, что от личности педагога полностью зависит успех обучения.

Сейчас методика Фребеля не применяется в полной мере, но идеи его системы лежат в каждом современном детском саду. Игры и пособия актуальны и посей день.

Вам может быть интересно:

Вся правда о Марии Монтессори и ее методе. И как можно организовать правильную развивающую среду дома.

Методика раннего развития «После 3-х уже поздно». А поздно ли!?

Вальдорфская педагогика и современные дети.

.

Источник

Система воспитания Фридриха Фребеля

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

Первоначально «детский сад» (как общественный институт) задумывался Фребелем как учебное заведение, дающее соответствующее образование родителям (в первую очередь мамам), поддержка и дополнение семейного воспитания дошкольников.

Детский сад должен был не освободить матерей от тягот воспитания, а, наоборот, помочь им стать настоящими, правильными воспитателями. Фребель считал, что для наилучшего результата требуется воспитательское партнерство родителей и воспитателей. Детский сад был призван предоставить родителям широкое поле для содействия, в качестве места встреч, где родители и дети могли бы глубже познавать друг друга.

По мнению Фребеля, ребенок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным.

Инстинкт деятельности, или активности,— проявление в ребенке единого творческого божественного начала; инстинкт познания—заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, т. е. опять-таки бога. Фребель дал религиозно-мистическое обоснование мысли Песталоцци о роли воспитания и обучения в развитии ребенка, истолковал представление швейцарского педагога-демократа о саморазвитии как о процессе выявления в ребенке божественного начала.

Фребель считал целью воспитания развитие природных способностей ребенка. Воспитание, писал он, должно руководить самораскрытием, но самораскрытие невозможно без внешних воздействий, почему необходимы разнообразные средства, вызывающие развитие внутренних тенденций, влечений. В детском саду следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние чувства, знакомить их с людьми, природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить их к школе, помогая им развиваться, как растениям в саду.

Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребенка Фребель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики. Для постепенного укрепления и развития всех членов и органов ребенка он рекомендовал предоставить ему свободу движении, умеренное и подходящее питание, удобную одежду. Огромное значение для физического развития ребенка имеют, считал Фребель, разнообразные виды деятельности: игры, ритмические движения, конструирование, сельскохозяйственные несложные работы на участке, прогулки.

Читайте также:  Развитие памяти ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она — его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам.

Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Система дидактических игр Фридриха Фребеля

Фребель первым оценил всю важность игры для маленького ребенка. Он уделил внимание разработке игр и собственно игрушек, отдавая предпочтение более простым и примитивным игрушкам (кубики, глина, мячи, кусочки дерева и пр.) – в целях тренировки творчества и фантазии у ребенка. Каждая игра должна, по мысли автора педагогической теории, сопровождаться песенкой или стишком (иногда в них диктовались правила поведения). Взрослый воспитатель непременно должен принимать участие в играх детей (руководство и поддержание игры).

Фребель первым разработал последователь развивающих игр для ребенка и указал, какой навык они тренируют, таким образом, он следил за гармоничностью и целостностью развития ребенка. Взрослый воспитатель брал игрушку, пел песенку и показывал, как с ней можно играть, а окружающие дети повторяли его действия.

Минус данной системы: в результате слишком четкой и хорошо прописанной автором схемы игр и их последовательности игры становятся слишком формальными. Многие педагоги просто демонстрируют детям действия с игрушкой, не проявляя при этом собственного нестандартного подхода к игре и не обучая этому детей, – а без такого важного фактора будет искажена теория Ф. Фребеля. Дети смотрят и слушают песни воспитателя, при этом выступая только пассивными наблюдателями. Чтобы данный метод работал так, как задумал его автор, воспитатель должен проявить немалую фантазию. Также нарекания вызывали песенки воспитателя, точнее их содержание, которое часто являлось излишне морализаторским.

В настоящее время число чисто «фребелевских» садиков очень мало, хотя на фундаменте его теории работают все детские сады. Иногда его теорию, адаптировав к современности, интегрируют в одну из одобренных Департаментом образования общепринятых программ.

Дары Ф.Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.

Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть “даров”.

Первым даром является мяч.

Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар — на ниточке. Мать показывает ребенку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая “вперед-назад”, “вверх-вниз”, “вправо-влево”, мать знакомит ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом “Есть мячик — нет мячика”, она знакомит ребенка с утверждением и отрицанием.

Обосновывая, почему именно первым даром, первой игрушкой должен быть шар-мяч, Фребель правильно замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик) Но наряду с этим, Фребель приводит и ряд других, символических, надуманных доводов, как-то: первым даром должен быть именно шар, поскольку шар является “единством в единстве”, шар — символ движения, шар— символ бесконечности.

Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые).

С помощью их ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ “единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части)

. Посредством этого дара ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях (“сложное единство”, “единство и многообразие”); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвертый дар—тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).

Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно, не изымаются.

Пятый дар — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар — кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.

Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребенка. Идея этих даров, несомненно, сложилась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоцци методики изучения формы.

Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме этих шести даров, Фребель предлагал впоследствии дать детям дополнительный строительный материал (арки и пр.), а также проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.

Дары Ф.Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.

Фребель рассматривал игру как средство обучения и воспитания маленьких детей. Игра и учение, творчество и познание образуют в его системе одно целое и включены в единую деятельность. Признавая ведущее значение игры в развитии ребенка, он внес существенные изменения в бытовавшие детские игры и разработал свои авторские игры. Изменения и разработки Фребеля касались материала для игр, самого процесса игр и их систематики. Рассмотрим эти изменения.

Материалом для детских игр (или игрушками) у Фребеля стали не нарядные куклы или солдатики с ружьями и барабанами, а в высшей степени простые и недорогие предметы, за которыми даже не всегда нужно идти в магазин: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др. Игрушки Фребеля — это самый обыденный материал, который можно найти в любой ситуации. Он исходил из того, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой. Чем игрушка определеннее и сложнее, тем меньше она дает простора для собственного творчества ребенка. Сложные и завершенные игрушки ограничивают свободу творчества, предопределяя игру и как бы приковывая ребенка к известным стереотипным действиям. Более простые и менее определенные игрушки не диктуют характера игры с ними и допускают широкий спектр возможных игровых действий. Чем проще игрушка, тем больший простор остается для самодеятельности ребенка.

Читайте также:  Развитие волевого поведения ребенка

Фребелевские игрушки отличаются не только простотой, но и разнообразием. Они отвечают самым различным особенностям детского ума и творчества, а также индивидуальным склонностям отдельных детей. С ними можно производить разные действия: строить, клеить, лепить, рисовать, вырезать и т. д. Разные игрушки предусматривались для детей разного возраста: самым маленьким детям предлагались простые предметы, с которыми нетрудно справиться; детям постарше — игрушки, требующие большей самостоятельности и умелости.

Источник

Что дает использование игрового набора «дары Фребеля»?

  • развития социальных и коммуникативных умений;
  • сенсорного развития;
  • развития мелкой моторики;
  • развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструк¬тивной) деятельности;
  • формирования элементарных математических представлений;
  • развития логических способностей; Набор Фребеля учит ребенка сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, материалу, весу и тем действиям, которые можно с ними производить. Обучает составлению фигур из фрагментов, конструированию, счету, развивает творческие способности.

Рассматривая каждый «дар», Ф.Фребель разработал определенные правила:

    Нужно побудить ребенка к комментированию, проговариванию своих действий вслух. С этой целью немецкий педагог предлагает рифмованные строки для сопровождения игр. Их назначение состоит в возбуждении мышления ребенка для осознания им действий, которые он выполняет, и их последствий, а также действий, которые выполняет предмет, приведенный им в движение.

     Учить ребенка рассматривать один и тот же предмет, выделяя его различные качества (величину, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т. д.). Это правило педагог объясняет на примере игры с мячом.

    Все фребелевский игры с кубиком разработаны в соответствии с этом правилом. По мнению Ф. Фребеля, рассмотрение предметов таким способом покажет ребенку то, что один и тот же предмет с разных положений может видеться по-разному.

     Первый дар Ф. Фребеля детям — семь мячиков. Шесть из них раскрашенные в цвета радуги. Для наиболее свободного раскрытия своей сущности, по утверждению педагога, ребенок с наибольшим желанием выбирает мяч, потому что: мяч ребенок может применить в игре как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды; с помощью мяча маленький человек может бесконечно наследовать все, что видит вокруг себя. Таким образом, делает вывод Ф. Фребель, «…мяч для ребенка является как средством воспроизведения ее внутреннего мира, так и средством для ознакомления с внешним миром и подражания его явлений посредством игры».

      Второй «дар» — шар, кубик и цилиндр. Второй игрушкой ребенка Ф.Фребель называет шар, обосновывая свой выбор тем, что он является «противоположностью мягкому мячу». Игры с мячом и шаром похожи, но свойства последнего – твердость и увесистость требуют от ребенка большей силы и лучшей сноровки. Шар, как и мяч, через игру развивает наблюдательность, воображение, воспитывает характер ребенка «при том незаметно для него самого», также способствует физическому развитию.

     Следующая игрушка, предмет для игры, по мнению педагога, должен иметь «…качества одинаковые с соответствующими качествами шара, вместе с… противоположными качествами». Поэтому куб и должен быть третьим «развивающе-воспитательным другом детских игр». Кубик вводит ребенка к пониманию формы, величины, числа.

  Применяя закон посредничества, Ф.Фребель рекомендует цилиндр как следующую игрушку. В этой игрушке он видит свойства шара — движение и кубика -неподвижность. Игрушку, которая имеет форму цилиндра, педагог называет «цилиндр».

Начало игр с шаром и кубиком по Ф. Фребелю приходится на вторую половину первого года жизни ребенка. Игры с этим «даром» должны быть направлены на то, чтобы ребенок понял разницу между шаром и кубом. Разницу педагог видит в том, что шар при всех видах движения видится нам, как предмет неизменный, кубик же при различных движениях и поворотах производит разное впечатление (развитие проекционного видения ребенка). Эти два первых «дара» рассматриваются Ф. Фребелем как средства-заменители для изображения ребенком других предметов.

Третьим фребелевским «даром» для детских игр был кубик, разделенный на восемь одинаковых кубиков. Ф.Фребель советовал начинать играть им в период от 1-го до 3-х лет. Использование этого «дара» дает ребенку возможность в наглядной форме выделить целое и часть, разницу между формой и величиной. Ребенок начинает исследовать кубик, деля его на части, и строя из частей различные формы, в которых иногда можно увидеть предметы окружающего мира. Задача воспитателя – сопровождать построение ребенком предмета небольшим рассказом. Постепенное разделение кубика на разное количество частей знакомит ребенка с числом. Части кубика можно рассматривать в отношении к форме, величине, положению относительно других частей целого, сочетания частей.

Четвертый «дар» — кубик, разделенный на восемь брусков. Все, что ребенок мог построить с помощью элементов предыдущего «дара», Ф. Фребель называл преимущественно изображением массы и изображением тел. Результатом игры ребенка с четвертым «даром» являются изображения плоскостной и линейной протяженности на горизонтальной плоскости в вертикальном направлении. Здесь также рассматриваются отношения формы и величины, появляются новые факты для наблюдения — равновесия и распространенного движения.

Пятый «дар» — кубик, дважды равномерно разделенный во всех направлениях на маленькие кубики, три из которых, в свою очередь, делятся по диагонали пополам, а остальные три — по двум диагоналям на четверти. Таким образом увеличивается число кубиков, а также появляется новый развивающий элемент — деление кубика по диагонали, благодаря которому ребенок знакомится с наклоном под определенным углом.

Большое значение Ф. Фребель отводил «дарам», которые использовались как строительный материал («дары», начиная с третьего) [1].

В своих книгах немецкий педагог формулирует правила, по которым следует проводить игры со строительным материалом:

Игра должна быть свободной.

Начало игры начинается с созерцания разделенного, но собранного в целое кубика, а потом — разделенного на части. Ребенок знакомится со всеми материалами для игры, чтобы планировать его использование.

Всему, что сможет построить ребенок, дается название, которое напоминает ему что-то из окружающих его предметов. Таким образом развивается мышление, а это ведет к осознанию ребенком того, что он изобразил.

В процессе строительства используется весь материал «дара». Цель этого требования заключается в том, что игра должна нести умственную нагрузку, которая способствует развитию у ребенка мыслительных процессов, наблюдательности, произвольности действий, внимания и воображения.

Ребенок может играть с материалом только одного дара: «Отдельное и замкнутое в себе рассмотрение и применение каждой игры особенно важны для того, чтобы лучше изучить общие элементы и те, что объединяют составляющие каждой игры».

При переходе к следующему дару игра с предыдущим продолжается. Игры с «дарами» «..должны идти параллельно, чередуясь в зависимости от потребностей ребенка и способствуя выяснению и более всестороннему и жизненном применении»; переход от одного к другому «дару» должен сопровождаться их сравнением, выделением противоположных и общих качеств и свойств.

Дети могут меняться дарами, но обязательно материал дара передавать собранным в коробочку, то же самое и при окончании игры.

Когда ребенок полностью исчерпает игру с материалами каждого отдельного ящичка, включительно до четвертого, тогда можно дать два «дара» «для совместного и объединяющего пользования их в играх».

Читайте также:  Особенности интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста

Начиная с третьего «дара», Ф. Фребель предлагает три вида игр: создание «форм жизни», «форм красоты», «познавательных форм». Эту деятельность он «высмотрел», наблюдая за самостоятельными играми детей: «Если окинуть взглядом формы детских построений и соединений, не обращая внимания на то, что они сразу же будут разобраны и разрушены, то на большем количестве их можно распознать»: «формы жизни», которые соответствуют объектам окружающего мира ребенка; «формы красоты» — сочетание, приводящие к единому образу; «формы познания» — сочетания и изображения как результат сравнений по форме, величине, положению. В рамках предложенных Ф. Фребелем игр основной деятельностью с материалами «даров» определяется конструкторская деятельность. Она предусматривает обучение детей действиям наглядного моделирования, что является специфическим средством мышления ребенка дошкольного возраста, а действия наглядного моделирования являются основными познавательными способностями дошкольника в области мышления.

Расширив знания детей о геометрических фигурах, немецкий педагог продолжает настаивать на важности поддержания и развития действия ребенка по замещению.

Из наблюдений за детьми Ф. Фребель делает выводы о том, что ребенок должен моделировать «формы жизни» в пределах всех «даров», что состоит из следующих этапов [2]:

визуальное обследование «дара» как целого;

свободная игра ребенка с «даром» до тех пор, пока воспитатель не использует благоприятный момент для вхождения в детскую игру или ребенок пригласит его сам;

помощь ребенку в осмыслении того, что он построил (то есть, дается название построенному, связывается с предметным и социальным окружением ребенка, определяется значение предмета в реальном мире);

побуждение ребенка к самостоятельному созданию тех предметов, которых он еще не строил;

строительство с участием и по подсказке взрослого;

строительство по образцу;

строительство и перестроение: большое — маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств; построение предмета с заданными свойствами. Например, вокруг круглой площадки построить скамейки, обращенные в средину.

Роль взрослого в игре, по мнению Ф. Фребеля, заключается в сопровождении действий ребенка словами: рядом, вверх, вниз. То есть, указывать ребенку на пространственные соотношения. Если действия ребенка не воспроизводят пространственные соотношения, то занятия эти нужно сопровождать песенкой с изменением высоты тона.

Ф. Фребель отмечает, что период складывания и раскладывания элементов «дара» будет длительным. Таким образом, педагог придает большое значение самостоятельному исследованию ребенком предмета игры.

Переход от этапа к этапу в методике Ф. Фребеля должен иметь характер «благоприятного момента». Например, случайное сочетание ребенком кубиков, что приводит к строению, которое может служить моделью предмета из окружающей среды ребенка. Такая ситуация может быть толчком для перехода к третьему этапу в игре с «даром». Детей подводят к определению назначения каждой детали предмета, модель которого конструируется.

Например, создается модель беседки. «Беседку нужно построить для того, чтобы…», «Она должна быть такой, чтобы…», «Для этого нужно (расположить материал)…», «Нужно в беседке сделать крышу для того, чтобы…», «Нужно сделать двери для того, чтобы…» [3, с.74].. Таким образом, ребенок учится самостоятельно ставить цель, которую сам достигает. Но цель (в данном случае — построить беседку) ребенком осуществляется поэтапно и осмысленно, в процессе ее достижения она разбивается на ряд целей.

Итак, Ф. Фребель ведет ребенка путем развития от непроизвольных действий к произвольным, от неосознанных к осознанным. Связывая каждую модель, созданную ребенком, с его предметным и социальным окружением путем рассказа или напоминания ребенку определенных жизненных ситуаций, воспитатель формирует у него системные знания об окружающей действительности.

Значительное место в занятиях с дарами Ф. Фребель отводит такому приему моделирования, как «перестроения», которое педагог еще называет «переменой». Этот прием заключается в перемещении фигур в рамках построенной модели с целью получения модели другого предмета или этого же, но с другими качествами или свойствами, что может обозначаться понятием «трансформация».

Ф. Фребель рекомендует применять его во всех видах занятий, начиная с третьего дара. Особенно широко Ф. Фребель применяет прием трансформации в создании «форм красоты». Нужно отметить, что для облегчения осуществления ребенком перемещения фигур, немецкий педагог, начиная с четвертого дара, рекомендует это делать в специально расчерченной на квадраты поверхности (стол, доска, бумажное полотно). Сторона квадрата равна большей стороне колонки (элемента данного «дара»). Цель такой поверхности — помочь ребенку при движении фигур выдержать симметрию, расстояние, форму.

Рассмотрев и проанализировав «формы красоты» всех даров, можно выделить такие общие правила их построения:

Для ознакомления ребенка или детей с построением таких форм воспитатель выбирает удачный момент. Удачным моментом может считаться случайное сочетание ребенком элементов «дара», при котором образуется сооружение, не похожее ни на «формы познания», ни на «формы жизни». Со слов воспитателя «Это красиво!» начинается знакомство детей с «формами красоты».

Воспитатель пробуждает у ребенке мотивацию к игре, приглашая «заставить» кубики «танцевать». После серии преобразований для кубиков обязательный «отдых», чтобы ребенок успел осмотреть и полюбоваться своим творением.

Все «формы красоты» строятся по одному принципу — расположение всех элементов «дара» вокруг воображаемого центра.

Повороты и перемещения осуществляются по кругу.

«Формы познания». Именно на демонстрации этих форм ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями: названия фигур, понятий, характеризующих пространственное расположение, понятия целого и части, различные взаимоотношения — материала и формы, формы и величины, величины и положения, формы и положения.

Ф. Фребель замечает, что было бы целесообразно в рамках «дара» начать ознакомление с «форм познания», но для маленьких детей нужно все-таки начинать с «форм жизни», потом переходить к «формам познания» и на конец — к «формам красоты». Такая последовательность, выведена педагогом из собственных наблюдений за детскими играми с материалами «дара». Ведь «формы жизни» дети больше всего строят потому, что они есть в опыте их повседневной жизни. Другие виды форм требуют создания дополнительных мысленных образов, приобретаемых ребенком во время различных конструкторских действий с фигурами (элементами «даров») [1].

Итак, Ф. Фребель определил свой дидактический материал отправной точкой в умственном развитии ребенка, в частности математического мышления. Разработал ряд методических правил организации игр детей с «дарами», указывая которые воспитатели могут формировать у дошкольника элементарные математические представления о пространстве, числе, геометрических фигурах, форме предметов, времени.

Таким образом, произведено теоретическиое обоснование необходимости, целесообразности и эффективности методики использования фребелевских материалов в работе с детьми дошкольного возраста. Данные действия могут быть отправной точкой в умственном развитии ребенка, а эффективность можно обеспечить следующими условиями: наличием различных материалов для использования в образовательном процессе дошкольного учебного заведения; знание методики использования фребелевских материалов в работе с детьми; подготовка специалистов-воспитателей со знанием методики использования фребелевских дидактических игор.

Список литературы

Педагогика Ф. Фребеля. Код доступа: https://sir35.ru/pedagogika_Frebelya

Педагогическая система Фридриха Вильгельма Адольфа Дистервега. Код доступа: https://studentam.net.ua/content/view/2257/85/

Фребель Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисловие Л.М. Волобуева. — М.: Издат. дом «Карапуз», 2001. — 288с., ил. — (Педагогика детства).

Источник