Система раннего вмешательства в процесс развития ребенка

  • Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка могут возникнуть отставание в развитии или проблемы с обучением и вниманием, вам может быть полезно и важно узнать о раннем вмешательстве.

Раннее вмешательство это подход, помогающий детям добиваться больших успехов в разных областях развития.

Раннее вмешательство: почему профессиональная помощь должна начинаться рано?

Ранний возраст – чрезвычайно важный период развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается: развитие крупной и мелкой моторики, речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются фундаментальные навыки и качества: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Все эти способности не возникают сами по себе как следствие роста ребёнка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту активностей.

Что такое услуги раннего вмешательства?

Услуги раннего вмешательства – это широкий спектр немедицинских услуг помощи маленьким детям от 0 до 3-х лет с нарушениями развития. Совместная работа квалифицированных специалистов немедицинского профиля (психологи, логопеды, специалисты по детскому развитию, эрготерапевты, физические терапевты и др.) и родителей позволяет достигать высоких результатов при реализации индивидуального плана развития ребенка.


Именно работа этих специалистов помогает значительно нормализовать жизнь детей с особенностями развития, повысить их качество жизни и уровень функционирования. Существуют разные модели взаимодействия с ребенком и семьей, иногда разные специалисты работают с ребенком, а иногда один специалист с компетенциями в разных областях детского развития является ведущим. При необходимости он консультируется с узкими специалистами, это т.н. трансдисциплинарный подход.

  • Индивидуальный план развития ребенка составляется исходя из запроса родителей и совместно со специалистом.


Этот комплексный подход позволяет начинать программу помощи так рано, как это возможно, оптимально подбирать услуги профессиональной помощи для каждого ребенка и его семьи, учитывая уникальность каждого случая. Таким образом, удается максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, избегая дублирования сервисов и снижая родительский стресс от необходимости самому искать наилучшую и эффективную систему помощи для своего ребенка.

Такая поддержка в раннем возрасте помогает детям догнать их сверстников или меньше отставать от них и увеличить их шансы на успех в детском саду, школе и жизни в целом.


В течение десятилетий в мире проводились различные исследования на десятках тысяч детях, получавших такие услуги (“early childhood intervention”/evidence-based services). Результаты этих исследований доказали эффективность данного подхода.

Какую помощь получают дети в программах раннего вмешательства?

    В рамках подхода раннего вмешательства дети могут получать услуги, направленные на развитие следующих компетенций:

    • физических навыков (развитие навыков крупной и мелкой моторики, перемещение, ходьба, рисование, манипуляции с предметами);
    • развитие мотивации и когнитивных навыков (мышление, обучение, решение проблем, внимание);
    • коммуникативных навыков (речь, невербальные сигналы, способность делать выбор, слушание, понимание других);
    • самообслуживания (еда, переодевание);
    • социальных и эмоциональных навыков (совместная игра, взаимодействие с другими);
    • сенсорных навыков обработки (обработка текстур, вкусов, звуков, запахов).

    Ребенок, получающий услуги раннего вмешательства, может воспользоваться одной или несколькими услугами из основного списка (в развитых странах, где подходы раннего вмешательства интегрированы в систему помощи детям с нарушениями развития на национальном уровне, медицинские и немедицинские специалисты при необходимости работают в тесном взаимодействии):

    • Скрининг и оценка состояния
    • Развитие вербальной и/или альтернативной коммуникации
    • Физическая терапия
    • Эрготерапия
    • Психологические услуги
    • Домашние визиты
    • Медицинские, сестринские или питательные услуги
    • Услуги социального работника
    • Транспорт

Особенности услуг раннего вмешательства на дому

Дети лучше включаются в процесс, когда вокруг них знакомое им место, вещи, когда рядом родители, братья и сёстры, бабушки и дедушки. Для особых детей это условие ещё более важно.

Мы понимаем это и предлагаем профессиональную помощь дома, то есть там, где ребёнок более расположен к общению и взаимодействию. Вместе с тем, и специалисту проще найти контакт с ребёнком в комфортной для него среде и дать взвешенные рекомендации родителям для улучшения условий его развития.

Раннее вмешательство в России и на Западе

Во многиз странах услуги раннего вмешательства представлены повсеместно и имеют поддержку со стороны государства, академического сообщества и некоммерческого сектора.

Раннее вмешательство в формате домашних визитов существует там  уже более 30 лет, в то время как в России эти услуги уязвимым детям пока приемущественно недоступны.

Результаты исследований, проводимых в других странах в течение последних десятилетий, доказали эффективность подхода раннего вмешательства, который у нас в стране пока не нашел широкого распространения, а таких специалистов, как эрготерапевт, физический терапевт и специалист по раннему вмешательству пока не готовит ни один ВУЗ. Из-за отсутствия программ раннего вмешательства российские дети с особенностями развития ощутимо отстают от своих зарубежных сверстников с такими же нарушениями.

Программа «Уверенное начало» — это первая программа качественных немедицинских услуг маленьким особым детям и их семьям, направленных на то, чтобы повысить качество их жизни и сделать его сопоставимым с уровнем жизни их зарубежных сверстников.

Кому предназначены услуги раннего вмешательства программы «Уверенное начало»?

Услуги раннего вмешательства предназначены для детей, проживающих в Москве в пределах МКАД с рождения и до 3 лет. На момент вступления в программу «Уверенное начало» ребенку должно быть не больше 2,5 лет, чтобы у специалиста было не менее полугода на работу над достижением поставленных целей.

Программа «Уверенное начало» рассчитана на детей с различными двигательными нарушениями, а также сочетанными нарушениями в двух или нескольких областях развития (например, нарушения движений и/или зрения, и/или слуха, и/или интеллектуальные нарушения, и/или нарушения коммуникации).

Обычно таким детям необходима помощь в выполнении самых разных действий – самообслуживании, игре, перемещении. Часто бывают необходимы вспомогательные технические средства реабилитации, почти всегда нужно менять и адаптировать домашнюю среду.

Читайте также:  Ребенок 5 лет задержка речевого развития

    Источник

    Раннее вмешательство – залог успешного развития детей

    Куклина Наталья Вячеславовна – педагог-психолог ГБОУ Республики Марий Эл «ЦЛПДО с.Русские Шои»

    На современном этапе развития одним из актуальных направлений психологии и педагогики во многих странах мира является контроль за психическим здоровьем детей с самого раннего возраста, который осуществляется специальными государственными службами.

    Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

    Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения.

    Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной педагогики в России, как и во всем мире. В значительной мере это связано с тем, что более поздние периоды жизни ребенка — дошкольный и школьный — уже, можно сказать, педагогически освоены, созданы системы дошкольного и школьного воспитания и обучения детей с разными типами нарушений развития. Что же касается периода от рождения до 3 лет, он остается, в основном, в ведении медиков. А их занимает прежде всего здоровье детей, их физическое, соматическое благополучие, но не сенсорное, умственное и эмоциональное развитие.

    Предполагается, что раннее воспитание — дело родителей, однако педагогическая неграмотность большинства родителей никак не способствует успешному воспитанию ребенка с отклонениями в развитии в домашних условиях. Чтобы успешно делать это, необходимо располагать определенными специальными знаниями. Но родителям негде получить такие знания, некуда обратиться за советом: в стране до сих пор нет системы психолого-медико-педагогических консультаций, куда можно было бы прийти с ребенком и получить квалифицированные рекомендации от специалистов.

    Важнейшей причиной актуальности проблемы ранней коррекции нарушений развития является то обстоятельство, что во всех странах число новорожденных детей с недостатками развития неуклонно увеличивается. По мнению американских специалистов, они составляют около 40% всех рождающихся детей. Наши педиатры считают, что число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья достигает 85 % новорожденных.

    Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т. е. те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.

    При обсуждении проблемы раннего воспитания и ранней коррекции часто говорят о важности и необходимости использования сензитивных периодов в развитии различных функций. При этом обычно принято считать, что сензитивные периоды в развитии психофизиологических функций и психических процессов у детей с недостатками физического и умственного развития и у нормально развивающихся совпадают по их отнесенности к возрасту ребенка.

    Хорошо известно, что и среди нормально развивающихся детей существует некоторый разброс показателей времени созревания нервных структур.

    Поэтому очень важно не упустить сензитивный период развития той или иной функции.

    Сензитивные периоды развития ребенка

    Помните сказку про Машеньку и трех медведей? Машенька пошла погулять в лес вопреки предостережениям родителей. Заблудившись, она увидела в лесу домик и вошла в него. На столу стояли три чашки с кашей. Усталая и голодная Машенька попробовала ее. В первой чашке каша была слишком холодной. Во второй- слишком горячая. А в третьей- в самый раз. Потом Машенька прошла в  комнату и попробовала посидеть на каждом из стоявших там трех стульев. Первый стул был слишком жестким, второй- слишком мягким, зато третий – в самый раз. И, наконец, в спальне тоже третья кровать оказалась «в самый раз». Мы, как педагоги и родители должны создать среду, в которой все для ребенка было «в самый раз».

    Все: мебель, учебные занятия, социальные отношения. Одежда. Распорядок, ритуалы, -все должно быть в самый раз, чтобы каждый ребенок смог полностью реализовать свой потенциал. Никто не знает, что побудило Машеньку отправиться в лес. То, что побуждает детей познавать мир, Монтессори называла  «сенситивными периодами». Каждый из них побуждает ребенка искать в окружающей среде предметы, явления, отношения, которые помогут развить его уникальные задатки.

    Каждый ребенок может стать «Моцартом» или «Пикассо», если, конечно все в среде, окружающей ребенка, будет «как раз».

    У Монтессори-педагогов есть три мощных средства, позволяющих все сделать «как раз». Первое- знание сенситивных периодов. Второе- знание о том, как создать среду, способную удовлетворить каждый сенситивный период. Третье- умение наблюдать.

    Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам и видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще –вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса в течении некоторого узкого промежутка времени.

    Человеку никогда более так легко не удается овладеть определенными знаниями, так радостно учиться, как в соответствующий сенситивный период.

    Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей или нет.

     Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, по крайней мере, следующие возможности:

    1. знать эти периоды, их особенности наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания определенного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки уровня развития ребенка в настоящий момент;
    2. предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы у ребенка было то, в чем он особенно нуждается в данный момент.

     Отсюда следует необходимость динамической диагностики развития детей, определения индивидуальных особенностей развития ребенка в определенный период времени.

    Читайте также:  Правильное развитие новорожденного ребенка

     Протекание каждого  сенситивного периода характеризуется более или менее медленным началом, которое довольно трудно заметить, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в «зоне его ближайшего развития»; затем наступает этап наибольшей интенсивности, который наблюдать довольно просто; и более или менее медленный спад интенсивности.

    Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и тоже время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.

    От рождения до шести лет

    Ребенок от рождения до трех лет (Мария Монтессори характеризовала его как «духовный эмбрион») представляет собой, образно говоря, сверхчувствительный резонатор эмоций родителей – в основном матери. Его «впитывающее сознание», как губка, вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в их мире.

    В обычной, житейской ситуации этот процесс, к сожалению, часто пускается взрослыми на самотек, хотя им предоставлена уникальная возможность целенаправленно воспользоваться знаниями о нем.

       И если необходимость «подготовки ребенка к школе» в целом понятна для родителей, воспитателей и учителей, то важно осознать, что столь же важная задача есть и на период «подготовки ребенка к детскому саду». Речь здесь ни в коем случае не идет о каких-либо знаниях, которыми надо «напичкать» ребенка перед детсадом. Важно знать и учитывать законы его развития и не нарушать их.

    В возрасте от трех до шести лет ребенок, согласно Марии Монтессори, является «строителем самого себя». Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сенситивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного. При благоприятных условиях развитие органов чувств по степени и уровню способности к различению может достигнуть предела человеческих возможностей. То есть ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир намного тоньше, чем взрослый (если ребенку предоставить необходимые упражнения для органов чувств.

     Сензитивный период развития речи

    Длится в среднем от рождения до шести лет, начинаясь до появления ребенка на свет.

    В возрасте около года сознательно выговаривает первое слово.

    С данного возраста и примерно до 2-2,5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.

    Поэтому в этом возрасте важно постоянно разговаривать с ребенком, читать ему. При этом речь взрослого должна быть грамотной, ясной, четкой. Речь взрослого – это образец речи для детей. Ребенок должен знать, к чему нужно стремиться. Поэтому ни в коем случае нельзя допускать в общении с ребенком «сюсюканье», придумывание упрощенного «детского» языка.

    Около 1,5 лет ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Он непосредственно, без обиняков, говорит о том, чего хочет и чего не желает.

    В возрасте 3,5-4 лет ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. 

    Наконец, в возрасте 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития.

    Основная мысль Марии Монтессори состоит в том, что если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сенситивного периода, т.е. под принуждением (учится читать, писать и т.д.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

     Сензитивный период восприятия порядка

    Длится от рождения до трех лет, наивысшей интенсивности достигает около 2-2,5 лет. Монтессори говорит: «для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром».

    Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. На его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе.

    В возрасте 2-2,5 лет он испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, который необходим ему в трех сферах: в окружающей его среде (помещении), во времени, в отношениях со взрослыми*.

    Сензитивный период сенсорного развития

    Длится от рождения до 5,5 лет. Высокий уровень развития органов чувств возможны лишь при специальной тренировке. 

    В это время проходят более короткие периоды, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон того или иного органа чувств. И он в разное время становится более восприимчив к цвету, форме, размерам предметов.

    Сензитивный период восприятия маленьких предметов

    От 1,5 до 5,5 лет этот период часто доставляет взрослым немало волнений: ребенок смело манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. А на само деле ребенка интересует проблема целого и части, он получает удовольствие от того, что на его глазах фарфоровая чашка при ударе об пол распадается на несколько частей. Таким образом, он ощущает, что мир делим  и состоит из все более мелких частей.

    Взрослые могут придать позитивный характер этому процессу, предоставив ребенку, например, упражнения в нанизывании на нитку бобов, плодов каштана с проделанными отверстиями, проталкивании бусин в отверстие в крышке баночки и т.п.

    Сензитивный период развития движений и действий

    Длится в среднем до 4 лет и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить.

    Еще в утробе матери ребенок начинает двигаться. После рождения он приобретает целый ряд двигательных умений и навыков: удерживает голову, удерживает игрушку, учится ползать, затем ходить и т.д. И каждый этап ребенок должен пройти – это заложено природой, и так или иначе скажется на его дальнейшем развитии. /беседа о ходунках/. В связи с этим дети не ползают, и как следствие – плохо говорят, так как ребенком не были освоены рецепрокные движения. В итоге даже в более позднем возрасте необходимо научить ребенка ползать – пассивно. (стулья – игрушка)

    Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все методы образования, которые ограничивают свободу движения ребенка в этом возрасте, являются препятствующими его естественному развитию. Отсюда и вывод о вреде для него и малоактивного образа жизни.

    Читайте также:  Раннее развитие ребенка подольск

    Сензитивный период развития социальных навыков

    В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на домах и в подъездах и ребята, которые открыто курят на остановках. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

    Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи, и т.д.

    На XX Международном психологическом конгрессе в Токио в 1972 г. подлинный фурор произвел доклад «Чтение до говорения». В нем были представлены материалы эксперимента, в ходе которого детям, начиная с первого года жизни, многократно демонстрировались буквы алфавита, что сопровождалось звучанием соответствующих фонем. Крупные изображения букв, кроме того, развешивались в кроватке ребенка и над ней. В результате такой подготовки дети начинали читать слова сразу же, как только овладевали их значением и произношением.

    В своей знаменитой книге «Метод научной педагогики, применяемой к детскому воспитанию в домах ребенка» М Монтессори отмечает, что, начиная развивать какую-либо функциональную систему ребенка с опозданием, т. е. частично или полностью упустив сензитивный период, мы рискуем вообще никогда не добиться того уровня ее развития, который может быть достигнут при условии своевременной работы. Если же соответствующие воздействия применяются до начала сензитивного периода, они не вызывают интереса и активности ребенка и не приведут к ожидаемому эффекту. Напротив, они могут создать отрицательное отношение к занятиям.

    Завершая обсуждение вопроса о психолого-педагогическом использовании сензитивных периодов, следует, очевидно, признать, что наиболее важным фактором развития в раннем возрасте при разных нарушениях развития является возможно более частая, сильная (в пределах оптимума) и длительная (но не истощающая) стимуляция функций, а также возможно более постоянное и полное подкрепление реакций детей на внешнюю стимуляцию.

    Особое внимание должно быть обращено на помощь детям в возрасте 1 —2 лет, которая должна оказываться преимущественно в условиях семьи.

    ЧТО ТАКОЕ РАННЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

    Раннее вмешательство строится на замечательных научных открытиях о формировании мозга и психики. Оказалось, что уже у новорожденного действуют сложные программы общения с другими людьми, а также программы наблюдения и исследования среды. С помощью этих программ ребенок получает и организует информацию. У него формируются понятия и правила, касающиеся как внешнего мира, так и собственного поведения. Создается и начинает использоваться язык.

    Обнаружено также, что связи между нейронами высших отделов мозга, реализующих обработку информации, генетически заданы. Они создаются в период бурного роста мозга, который начинается у ребенка примерно в двухмесячном возрасте. Но для сохранения и укрепления этих связей необходимо поступление соответствующей информации. Иначе эти связи быстро разрушаются. Таким образом, и структура, и объем мозга, и интеллект ребенка

    критически зависят от жизненного опыта, получаемого им в период первых трех лет жизни.

    Понятно, что для общения необходим партнер. Таким партнером и является обычно мать ребенка. Она же определяет характер и разнообразие среды, в которой живет ребенок. Получается, что материнское поведение имеет решающее значение для раннего психического (интеллектуального, речевого, социального) развития ребенка. А само материнское поведение зависит от взглядов и знаний матери, от ее чувств к ребенку, от условий существования семьи и т.д.

    Значит, — рассудили американские политики, — помощь детям надо начинать с раннего возраста, тогда она будет наиболее эффективной главным элементом ее должна стать оптимизация материнского поведения. Так возник Закон о раннем вмешательстве, Р199-457, принятый Конгрессом США в 1986 г.

    Интерес к раннему вмешательству существует сейчас во всех развитых странах. На это есть две причины:

    — современные технологии требуют от работника достаточно высокого интеллекта;

    — число детей, которым грозит умственная отсталость или нарушения слуха, зрения, движений, высоко и продолжает расти.

     Это, в большой мере, связано с тем, что медики научились теперь спасать те категории новорожденных, которые раньше погибали.

    Специалисты в США считают, что наилучшим решением было бы применение такого подхода, который позволил бы оценивать развитие всех детей. Такой подход, в принципе, существует, основан он на том, что оценка развития базируется на информации, собираемой не психологом, а родителями ребенка. Родители отвечают на подробный вопросник относительно умений ребенка, наблюдая за его поведением в естественных домашних условиях.

    Использование этого подхода в США тормозится тем, что он не может использоваться для опроса родителей с низким культурным уровнем, например, для тех, кто вообще не умеет читать.

    Каждому ребенку требуется обычно помощь нескольких специалистов. Наилучшим подходом считается такой, когда специалисты объединены в одну команду (трансдисциплинарная модель раннего вмешательства), и все они вместе, с участием матери, обсуждают ребенка и вырабатывают индивидуальный план услуг семье.

    Считается, что такой подход позволит обеспечить наиболее быстрое формирование нового типа специалистов — специалистов по детскому развитию, владеющих знаниями и навыками во всех областях развития ребенка. Совершенно очевидно, что такие специалисты срочно необходимы. Обязательное требование к ним: уметь вовлекать в работу родителей.

    Источник