Синестезия развитие у ребенка

Если ребенок воспринимает буквы алфавита, цифры или музыкальные произведения в цвете, он – синестет. Синестезией называют необычную связь между ощущениями и абстрактными понятиями − когда в сознании возникает символ, то появляется дополнительное сенсорное ощущение: цвет, запах, вкус, прикосновение − система знаков как бы вытаскивает на поверхность сознания элементы другой, физиологически более элементарной системы сенсорных свойств. У ученых нет единого мнения, почему у некоторых людей возникают подобные ассоциативные связи. Известно лишь, что среди нас примерно 4% синестетов, что люди, видящие и слышащие мир с добавленными ощущениями, не больны, а развитие описываемых особенностей восприятия начинается в раннем детстве. Как определить, что у ребенка синестезия и на что обратить внимание родителям и педагогам в его воспитании, рассказываем в нашей статье.

Кремль с корицей и фруктовый телефон

Я очень рано самостоятельно научилась читать – года в четыре, и всегда, сколько себя помню, для каждой буквы алфавита, цифры и дня недели в моей голове имелся свой определенный цвет. Описать эти цвета можно было только приблизительно, они как будто бы растушевывались, виделись через мутное стекло: пыльно-розовый, разбеленно-зеленый… Мне казалось, что так происходит у всех, поэтому я ни с кем никогда не делилась своими ощущениями, просто принимала за непреложную истину тот факт, что А – всегда красная, Б – нежно-салатовая, четверг – малиновый, а семерка лимонная и прозрачная, как леденец. 

Иногда это даже помогает в работе: сочиняя тексты, я нанизываю слова, как разноцветные бусы, на незримую нить фразы и попросту выкидываю то, что не ложится по цвету, хотя слово вполне может подходить по смыслу. По цветовым пятнам я могу легко запомнить пин-код карты или отыскать в памяти смартфона номер человека, звонившего два-три месяца назад. Например, «у Маши фруктовый телефон» означает, что в ее номере преобладают малиновые четверки и оранжевые пятерки. 

По мере взросления выяснилось, что я плохо решаю математические задачи, почти не ориентируюсь в пространстве (из-за этого не удалось научиться водить машину) и не запоминаю лица людей. Я запросто могу не узнать даже хороших знакомых, увидев их в незнакомом месте. Из-за этого часто попадаю в смешные и нелепые ситуации: как-то, встретив в торговом центре одну из моих близких подруг, я долго вглядывалась в ее лицо и не могла понять, что за дама со мной так приветливо здоровается… 

И лишь совсем недавно я сделала открытие: все эти «странности» связаны между собой и имеют название! А еще – что ощущения, подаренные мне природой, вовсе не означают неполноценности или ущербности. Напротив, они дают мне некоторые преимущества, которые уравновешивают трудности. Во всем остальном я такой же человек, как и все. И в то же время немного от других отличаюсь… 

Типы синестезии

Впрочем, мой тип синестезии, так называемый графемно-цветовой – наиболее распространенный. Люди с таким типом синестезии видят или чувствуют изображение букв или цифр в цвете. 

Если  человек воспринимает музыку в виде закономерно и непроизвольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн, значит, он – «музыкально-цветовой» синестет. 

Многие ученые разделяют проявления синестезии на более базовые, чувственные (например, когда окрашиваются звуки речи или эмоции) и более понятийные, «абстрактные» (например, на дни недели или цифры). Есть и совсем редкие типы, с более экстремальными ощущениями – например, вкус пищи или боль также могут окрашиваться в определенные цвета. 

Всего же ученые насчитывают 80 видов синестезий и постоянно находят новые. Об этом рассказывали участники Международного научного симпозиума «Синестезия: межсенсорные аспекты познавательной деятельности в науке и искусстве», впервые проводившегося в Москве по инициативе Международной Ассоциации синестетов, деятелей искусства и науки IASAS (совместно с МГППУ, Московской государственной консерваторией им. П.И. Чайковского и Музеем Москвы). 

Так, американец Лиделл Симпсон рассказал о том, как он «видит» Москву в различных вкусах. Кремль напоминает ему шоколад с корицей, храм Василия Блаженного – мяту, а гостиница «Украина» – пряник с изюмом. 

Музыкант-синестет Кейтлин Хова из США сконструировала светоизлучающую скрипку, которая «зажигает» увиденные ею синестетические цвета музыкального произведения. 

Художница из Нью-Йорка Джери Хан воспринимает слова собеседника как «бегущую строку» из цветных форм, похожих на композиции В. Кандинского (который, по-видимому, также был синестетом), а Жасмин Синха из Люксембурга имеет аж 23 вида различных синестезий, и все они иногда «включаются» одновременно.

Кто разгадает головоломки мозга

Феномен синестезии до сих пор мало изучен. Несмотря на то, что мировые ученые обратили на него пристальное и серьезное внимание два века назад, возможности лабораторных исследований появились лишь в 90-х годах прошлого столетия. Сейчас исследования проводятся во всех цивилизованных странах мира, однако приблизиться к разгадке этого феномена ученым пока не удается. По данным ученых, примерно 4% людей на земле имеют синестезию. Есть предположение, что все младенцы рождаются с ней, но в процессе роста у большинства из них она исчезает. 

Читайте также:  Развитие ребенка и его дома

Но почему же синестезия вообще возникает в мозге человека? Откуда берутся необычные ощущения, и почему природа оставляет их в подарок не всем, а только некоторым? Нужно ли считать синестезию уникальным даром, близким к гениальности, или это бесполезное свойство, своего рода природный курьез, зачастую становящийся источником психологических и социальных проблем? Почему синестезия передается по наследству лишь в 40-60% случаев? Пока вопросов больше, чем ответов. 

Мы получили данные, что есть две области мозга, одна из которых, допустим, отвечает за обработку цифр и цифровых данных, а вторая обрабатывает цвета, и эти две зоны мозга находятся близко друг к другу и одновременно активизируются, − отмечает президент IASAS Шон Дей. − Возможно, они передают сигналы от одной части мозга к другой, происходит смешение импульсов. 

Профессор неврологии университета Джорджа Вашингтона Ричард Сайтовик называет некоторые редкие виды синестезии «настоящей головоломкой». 

Наградой для нас будет понимание того, как генетическая предрасположенность соединять области мозга более прочно, чем обычно, развивается под влиянием освоения в раннем возрасте культурных артефактов, таких, как алфавит и цифры. Искать нам придется не один механизм, учитывая, что синестетический опыт соединяется в пять различных групп, − говорит Ричард Сайтовик. − Наука наша – молодая. Неразработанного материала хватит еще на десятки лет. 

Примечательны исследования профессора Амстердамского университета Ромке Роу, согласно которым развитие синестетических ощущений начинается в раннем детстве, когда ребенок постигает культурные явления окружающего мира. 

Скажем, что происходит с девочкой в период, когда она учит буквы? Ей дарят подарки на день рождения, их упаковка чаще всего в нарядных розовых или красных тонах, а на некоторых подарках написано ее имя. Так закрепляется в мозге цвет первой буквы имени, и не случайно он на всю жизнь останется розовым или красным. У синестетов из стран, использующих латинский алфавит, самая значимая, первая его буква – А – обычно красного цвета.

 Ребенок-синестет зачерпывает краски своего видения из расцветки окружающих его предметов и неосознанно окрашивает символы. Я, например, помню молдавский ковер необыкновенно насыщенной расцветки, висевший над моей кроватью в детстве, он был ярким куском сказки в тусклом и скудном на зрелища мире 60-х годов. До сих пор некоторые цвета моих букв идентичны оттенкам его узоров. 

Сегодня разнообразие и яркость игрушек, мультфильмов, компьютерных игр буквально зашкаливает. Не ожидает ли планету резкий рост числа синестетов в ближайшем будущем? Вопрос спорный. Пока этот феномен встречается нечасто, и для ребенка-синестета «быть не таким как все» – порой настоящее испытание. 

Не потеряться в бумажном лабиринте

У многих синестетов возникают вопросы: будет ли у моего ребенка синестезия, и если да, то что с этим делать? Мировая наука сейчас полагает, что детей, имеющих синестезию, нужно не просто изучать как любопытный феномен. Их семьям необходимо оказывать информационную поддержку, способствовать лучшему пониманию индивидуальных проявлений интеллектуальных свойств у таких детей. С большой вероятностью у синестетов рождаются дети с синестезией, и наша задача была исследовать особенности их развития, – рассказал российский исследователь синестезии, лингвист и психолог Антон Сидоров-Дорсо, по инициативе которого Москва принимала Международную конференцию IASAS

В ходе проекта Центра междисциплинарных исследований современного детства при МГППУ российские ученые тестировали детей и получили массу сюрпризов. Арифметический тест, как и ожидалось, был сделан с низкими показателями. А вот задачи с лабиринтами, вопреки многолетним наблюдениям, напротив, были решены с исключительной успешностью! Очевидно, ориентироваться на реальной местности – это не то же самое, что «ходить» по абстрактным извилистым тропам на бумаге. 

Стоит ли настраивать учителей на особенности когнитивного развития ребенка? И да, и нет, – продолжает Антон Сидоров-Дорсо. – В российской культуре слово «особенность» имеет определенное значение, чаще всего так говорят о детях с различными расстройствами, и учитель может понять его несколько встревоженно. Можно сказать, опираясь на данные мировой науки, что у детей-синестетов наблюдается когнитивный профиль особого характера. Согласно этому профилю, один навык сильно «задирается», а другой, наоборот, «западает». У него могут наблюдаться слабые арифметические способности и пространственная ориентация, зато преобладать тяга к гуманитарным предметам, абсолютный слух или «врожденная» грамотность. 

Синестезия – это не диагноз!

Как же распознать синестезию у вашего ребенка? В буклете, изданном в рамках исследовательского проекта «Синестезия: дети и родители» под руководством А. Сидорова-Дорсо в тесном взаимодействии с родителями-синестетами, мы найдем следующие ответы на этот вопрос:

  • Звуки музыки, голоса или бытовые звуки ребенок может описывать с помощью цветов или звуков. 
  • Ребенок может настойчиво рисовать или раскрашивать буквы, имена людей или названия дней недели всегда одними и теми же цветами.
  • Ребенка может раздражать, что цвет буквы в книжке «неправильный», то есть не такой, каким он сам его ощущает
  • Звуки могут вызывать у ребенка ощущения прикосновения («шершавый скрип»).
  • Ребенок может повторять одни и те же описания даже спустя долгое время, без припоминания и размышления.
Читайте также:  Бады при задержке развития ребенка

Следует помнить, что синестезия – это не диагноз и не патология, а всего лишь особый способ чувственного переживания при восприятии некоторых понятий. В ряде случаев она влечет за собой определенные ограничения, например, человек слабо ориентируется на местности или плохо запоминает лица, но в то же время у многих синестетов этих ограничений нет. 

Советы родителям и учителям 

  • Тип синестезии определяет склонности. Например, ребенок видит музыку в цвете, предложите ему освоить музыкальный инструмент, диджейский пульт, технику джазового пения. 
  • Мозг синестета чуть более активен, он требует свежих впечатлений, интеллектуальных задач. Ему также очень важен баланс между учебой и физической активностью, познанием и творчеством. Даже если он осваивает иностранный язык с легкостью, следите, чтобы нагрузки соответствовали возрасту. 
  • Субъективные цвета, звуки и вкусы не всегда совпадают с тем, что предлагает окружающий мир. Увидев яркую рекламу с разноцветными буквами, ребенок может почувствовать дискомфорт, потому что буквы в ней «не такие». Научите ребенка не раздражаться и переключать внимание. 
  • Синестезия не препятствует учебе, общению и развитию. Если кто-то из учителей или сверстников считает, что ваш ребенок просто «фантазер», постарайтесь спокойно объяснить им, что такое синестезия, или дать ссылку на надежные источники в Интернете и результаты научных исследований. 
  • Не пытайтесь настойчиво расспрашивать ребенка-синестета обо всех его ощущениях. Он не всегда готов открыто поделиться тем, что чувствует. Признайте за ним право открывать свой субъективный мир постепенно. 
  • Если ребенок делится с вами особенностями своего восприятия, обсуждайте их чаще, отнеситесь к этому с вниманием, постарайтесь избегать негативных оценок. Ваша заинтересованность необходима ребенку для осознания и принятия себя, спокойного следования по пути своих способностей. 

Некоторые родители полагают, что синестезия сделает мир ребенка богаче и красочнее, для этого они рисуют с ним разноцветные буквы и цифры. Но ни запрограммировать, ни воспитать, ни развить это свойство невозможно, поскольку оно – врожденное. Развивать воображение важно любым детям. А синестезия – это лишь еще одна закрытая дверь в лабиринте познания, от которой пока не найдено ключа.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

А.В. Зудова

МАДОУ «Радость» д/с 209

Г. Нижний Тагил, Свердловска обл.

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К СИНЕСТЕЗИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема развития способности к синестезии у детей занимает особое место в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится о вариативном образовании, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, которое должно обеспечить организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества.

На данный момент эта тема весьма актуальна, так как способность к синестезии в дошкольном возрасте необходимо развивать, но для этого нет необходимых материалов, и данной теме в современных стандартах уделяется крайне мало внимания.

Синестезия определяется как одновременное переживание сенсорного опыта в двух или более модальностях, автоматическую связь одной репрезентативной системы с другой. Исследования ученых, показали, что способность к синестезии может являться прекрасным дополнением к основам обучения и воспитания, приобретения опыта, формирования учебных и других навыков. Способность к синестезии как абсолютно особый психический процесс не дана ребенку от рождения. Она формируется и меняется в процессе развития под влиянием различных жизненных и воспитательных условий.

Читайте также:  Жестокое обращение и диспропорции в развитии ребенка

Безусловно, развитие способности к синестезии связано с развитием психических процессов, таких как память, мышление, воображение. Это чрезвычайно важно для полноценного развития детей, так как дает возможность развиваться детям всесторонне.

Синестези́я — в психологии — явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Примеры: цветной слух, цветное обоняние.

Слуховая синестезия — способность некоторых людей «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями, было открыто американскими учеными Мелиссой Саэнс и Кристофом Кохом из Калифорнийского технологического института.

Вкусовая синестезия — появление вкусовых ассоциаций от каких-либо слов, образов. Чаще всего встречаются синестеты с цветовыми или фактурными ассоциациями на буквы и цифры.

В названии типов проявления синестезии традиционно принята формула «стимул-реакция». То есть, если вы слышите, что кто-то обладает «графемно-цветовой» синестезией, это значит, что он или она видит или чувствует изображение букв или цифр в цвете.

Есть и другие классификации типов синестезии. Например, кажется логичным разделять проявления синестезии на более базовые, чувственные (например, на звуки речи или эмоции) и более понятийные, «абстрактные» (например, на дни недели или цифры). Такое деление сосредоточивает внимание исследователя на механизмах вокруг непосредственной причины самого феномена синестезии: на первичной, предсознательной категоризации.

Синестезия проявляется помимо воли синестета. Однако большая часть синестетов может вызвать у себя синестетические ощущения путем припоминания тех понятий или явлений, которые у них обычно порождают синестезию. Сделать это без припоминания характерных понятий или явлений невозможно.

Распространенность синестетических реакций, их разнообразие и связанные с ними индивидуальные проявления таких познавательных способностей, как память, образность представлений, ощущение и воображение, дают полное основание называть синестезию еще недостаточно изученным задатком, который проявляется в очень раннем возрасте.

В работах Л.С. Выготского можно найти многочисленные эксперименты, говорящие о синкретичности образов у детей раннего и дошкольного возраста, когда они обозначают цветом объекты, не имеющие цвета: явления природы, домашних животных, близких людей. Так, например, если мама «розовая», то отношение к ней в этот момент положительное: розовый цвет приятен, ассоциируется с добрыми чувствами. Это механизм эмоционального уподобления одних объектов другим.

Дафна Морер также проводит исследования в этом направлении. Она следит за тремя девочками с графема-цветовой синестезией с трех-четырех лет. Этим детям было предложено соотнести цвета 96 цветных карандашей с буквами алфавита, цифрами, а также с четырьмя основным формами. Задания распределялись по определенным периодам в течение нескольких недель и неоднократно повторялись. На данный момент она обнаружила, что дети без синестетических наклонностей все время выбирают разные карандаши, в то время как дети матерей-синестетов подбирают одинаковые оттенки к одним и тем же буквам, цифрам и формам. Через год постоянство увеличивается — от 40% к 75%. Морер была поражена, насколько конкретизированными стали ассоциации этих детей, — подобно тем, которыми уже обладали их родители-синестеты. Один ребенок, например, жаловался, что зеленый, подходящий к букве, был не совсем нужного оттенка.

Один из лучших способов развития качеств и способностей детей, в том числе и способности к синестезии, у детей дошкольного возраста – непосредственно-образовательная деятельность.

Детям дошкольного возраста интересны занятия изобразительным искусством, так как они позволяют им создавать, творить своими руками.

Подобные занятия, построенные на интегративной основе, дают возможность активного формирования творческой личности детей, эффективного сочетания индивидуальных форм работы с коллективными, создания творческой атмосферы на занятиях.

Интегрированные занятия позволяют задействовать разные органы чувств. Это особенно важно для развития способности к синестезии, так как синестезия – явление, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Допустим, мы показываем ребенку картину, и у него возникают ассоциации с музыкальным произведением.

Чаще всего, на занятиях дети используют такой орган чувств, как зрение. На занятиях изобразительным искусством дети рассматривают картины, запоминают их. Но на интегрированных занятиях мы должны актуализировать работу сразу нескольких органов чувств, таких как зрение, слух, обоняние, осязание.

Синестезия была и остается малоизученной областью, которая в будущем может дать отличные возможности развития детей, а так же она дает прекрасные возможности научных поисков и исследований.

Источник