Символы для развития ребенка

Лобанова Варвара Сергеевна
Знакомство с символами и формирование понятий как способ развития мышления
Знакомство с символами и формирование понятий как способ развития мышления.
Наша жизнь полна символов,к которым мы давно привыкли и даже не замечаем: буквы, цифры, дорожные знаки, эмблемы автомобилей, логотипы, различные обозначения на упаковках, на географических картах и символика цветов, растений и животных в искусстве.
Символ – это закодированный условный знак, который выражает определенный смысл, образ, указывающий на значение других, как правило, многочисленных образов. К примеру, столы бывают письменными, кухонными, журнальными и обеденными. Они могут различаться по цвету, форме, величине и материалу. Но объединять все эти образы в один будет картинка-символ с условным черно-белым изображением стола. Такой символ будет обозначать любой стол, независимо от его внешних особенностей.
Для ребенка полутора-двух лет, у которого преобладает наглядно-действенное мышление, а символическое ещё не сформировано, такая картинка-символ будет ассоциироваться только с конкретным, изображенным предметом.
В возрасте четырех-пяти лет ребенок уже способен к логическим ассоциациям, к обобщениям в рамках близких понятий, и это говорит о том, что можно начинать знакомство с символами.
Символ, как понятие, фиксирует главное и отделяет несущественное. В нашей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с бесконечным количеством предметов и объектов. Если бы каждому из них мы стремились дать отдельное название, то язык общения из-за огромного числа слов был бы недоступен для человеческого сознания. Поэтому слова-понятия позволяют нам обобщать и углублять наши знания о предметах и объектах, не пользуясь органами чувств. Трёхлетнему малышу взрослый уже сможет объяснить, не прибегая к наглядности, что кинотеатр – это большая комната, где на стене висит большой экран, как телевизор, и показывают кино.
Понятия представляют собой высший уровень сформированности как мышления, так и речи; а окончательно понятийное мышление формируется у ребёнка только в подростковом возрасте. Образование понятий – результат сложной, длительной, активной умственной и практической деятельности человека.
Формирование понятийу ребенка включает три основных этапа:
1. Образование неупорядоченного множества предметов, обозначаемого одним словом (еда, мамино, чужое, плохое).
2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков (может двигаться, нужно для человека, находиться над землей, работает при помощи электричества, сделано из дерева).
3. Образование настоящих понятий на основе выделения существенных признаков, а затем объединения их в соответствующее целостное определение (явления природы, времена года, воздушный транспорт, дикие животные, органы чувств и прочее)
Таким образом, общность символов и соответствующих понятий очевидна. В связи с чем можно предположить, что символы являются зрительным аналогом определенных знакомых ребенку понятий. Использование символов в процессе игры позволяет материализовать некоторые интеллектуальные действия и, вследствие этого,более успешно совершенствовать у дошкольника основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и абстракцию.
Игры с символами способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, речи и воображения ребёнка старшего дошкольного возраста.
Игра 1. Лишний символ.
Взрослый распределяет символы на полоске с квадратами таким образом, чтобы «лишний» символ лежал на квадрате с изображением улыбающегося солнышка. Ребёнок находит «лишний» символ и убирает его с полоски, подробно объяснив свой выбор. Если действия верны, то ребёнок обнаружит под символом изображение улыбающегося солнышка.
Примеры: автобус, самолет, автомобиль, велосипед;
кошка, собака, корова, голубь;
стол, стул, настенная полка, диван;
глаз, рука, нос, рот;
ромашка, василек, морковь, тюльпан.
Игра 2. Запомни символы.
Взрослый кладет перед ребенком полоску с квадратами и закрывает их 6-8 любыми символами. Ребёнок рассматривает и старается запомнить эти символы в течение 30 секунд. Взрослый переворачивает карточки изображением вниз и предлагает ребёнку вспомнить и назвать порядок расположения символов.
Если ребёнок называет правильно все восемь символов, это свидетельствует о высоком уровне кратковременной зрительной памяти.
Игра 3. Подбери слова.
Взрослый кладет перед ребёнком 4 символа и предлагает подобрать к каждому из четырех символов не менее четырех слов (признаков или действий). Если ребёнок справился с заданием, символ остается лежать изображением вверх, если нет – переворачивается изображением вниз, чтобы стимулировать желание подобрать большее количество слов.
Примеры: кошка – маленькая, пушистая, ласковая, рыжая, игривая;
дождь – барабанит, идёт, капает, стучит по крыше, льёт.
Игра 4. Дополни ряд.
Взрослый раскладывает перед ребёнком на столе все символы и предлагает разделить их на две группы, к примеру «живое — неживое», «созданные природой – сделанные человеком». В свою очередь, в каждой из двух групп символыможно разделить на две подгруппы: маленькие объекты – большие объекты. Кроме того, сортировка символов может производиться по признакам, выделенным самостоятельно каждым ребёнком или взрослым: то, что можно увидеть в доме – то, чего в доме не увидишь.
Важно обговорить название каждого символа до начала классификации.
Игра 5. Самое длинное предложение.
Взрослый раскладывает перед ребёнком все символы и предлагает выбрать несколько из них (от четырех до десяти). Ребёнок выкладывает выбранные символы в горизонтальный ряд и составляет длинное предложение, используя названия символов.
Пример: женщина, кастрюля, полка, вода, гриб, морковь, миска, мальчик, девочка.
Предложение – Мама (женщина) взяла кастрюлю, которая стояла на полке и налила в неё воды, положила грибы, лук, морковь, сварила суп и налила его в миски для сына (мальчика) и дочери (девочки).
Взрослый обращает внимание ребёнка на количество использованных символов и соответствующих им слов, старается вызвать у ребёнка желание составить более длинное предложение.
Игра 6. Объясни понятие.
Взрослый в произвольном порядке распределяет на полоске с квадратами четыре символа и переворачивает их изображением вниз. Ребёнок открывает карточки по одной и объясняет соответствующее понятие в доступной ему форме. Если ребёнок дал полное и верное определение, символ остается лежать изображением вверх, если не справился с заданием – карточка вновь переворачивается изображением вниз.
Пример: скрипка – это музыкальный инструмент. Сама скрипка сделана из дерева. На ней натянуты струны. Чтобы скрипка звучала, по струнам надо водить смычком. Смычок – это такая палочка, на которой натянута струна.
Игра 7. Общий признак.
Взрослый кладёт на игровое поле, представленное в виде домика с окнами, четыре-восемь символов, для которых ребёнку следует подобрать и назвать общий признак. Изображение дома является символом объединения и интегрирования.
Примеры: свеча, лампа, фонарик, солнце, луна – дают свет;
стул, полка, стол, гитара, скрипка, пианино, кисточка – сделаны из дерева;
солнце, мяч, ромашка, дорожный знак, яблоко – круглые.
С помощью данных игр у детей старшего дошкольного возраста формируются понятия – одна из высших форм мысленного обобщения, а также способность к логическим связям и операциям. Игры-упражнения с символами способствуют переходу мышления ребёнка на более высокий уровень.
Источник
Дарья Левина
Формирование у детей умения использовать знаково-символические средства
Формирование у детей умения использовать знаково-символические средства.
Ребенок, когда рождается, попадает не только в реальный, вещно определенный мир, в котором каждый элемент является именно этим, а не каким-либо другим, но одновременно и в мир условностей, знаков, символов. Будучи втянутым активным освоением мира в обе эти действительности, ребенок поставлен перед объективной необходимостью в разных формах своей жизнедеятельности строить средства их познания. В совместном бытии со взрослым ребенок учится понимать знаки, оперировать знаковыми системами, использовать их в собственной деятельности, и эта специфическая активность является существенным фактором развития, «очеловечивания» психики ребенка.
Выбор в качестве объекта поучения детей З-6 лет связан с тем, что именно в этом возрасте нагляднее всего видны основные «узлы» формирования знаково-символической функции (ЗСФ): появляются внутренний план деятельности и наглядно-образное мышление, элементы воображения, первые формы креативности и попытки создания и реализации замысла и т. д. Сам дошкольный возраст может рассматриваться как модель, иллюстрирующая эволюцию ЗСД. В старших возрастах мы будем иметь дело с уже «ставшей» функцией и не застанем ни отправных точек формирования отдельных знаковых процессов, ни начальных фаз образования 3СД как системы.
Современная культyра представлена большим многообразием знаково-символических систем (наука, литератyра, живопись, музыка, театр, кино, телевидение и пр.). У каждой системы свой язык, который необходимо усвоить и понимать и взрослому и ребенку.
Проблемой знака занимается и психология. В отечественной психологии первым ученым, который обратил внимание на проблему роли знака в психогенезе и развитии семиотической функции был Л. С. Выготский. Л. С. Выготский считал, что овладение новыми средствами (т. е. знаками, символами) переводит детей на более высокий уровень интеллектуального развития.
Оперирование знаково-символическими средствами начинается задолго до школы. Жест, по Л. С. Выготскому, — это генетически исходная форма, лежащая в основе других символических форм: словесной речи, символической игры, детского рисунка. С помощью них происходит развитие на становление письменной речи.
Л. С. Выготский определил ступени символического развития ребенка.
Рисунки — символика первой ступени, когда ребенок изображает предметы, а не слова. Это графическая речь ребенка. Роль игры в рисунок можно рассматривать как предысторию появления письменного знака.
Роль знаково-символической системы в нашей современной жизни вообще и в процессе учебы в школе и в вузе, в частности, все возрастает. От этого никуда не уйти. И ребенок должен быть подготовлен к пониманию основ семиотики, должен уметь оперировать моделированием и другими видами знаково-символической деятельности.
Итак, информация может быть представлена не только в устной и письменной форме естественного языка, но и в условных формах: схемах, диаграммах, графиках, картах, чертежах. В каждой науке есть своя научная символика. И детей нужно научить переводить информацию, выраженную в одной знаково-символической системе в другие.
Фрагменты занятий по формированию умения использовать знаково-
символические средства
Фрагменты занятий первого этапа
Задание 1.1
Воспитатель показывает детям различные знаки и задает вопросы:
• Перед вами различные знаки. Какие из них вам приходилось
• видеть раньше?
• Где вы их встречали?
• Как вы думаете, зачем они нужны?
• «Прочитайте» знаки.
• Что помогло вам понять, о чем они говорят вам?
(Рисунок 1)
Задание 1.2
Воспитатель показывает дорожные знаки и задает вопросы:
• Как вы думаете, кто с кем говорит с их помощью?
• Для чего они нужны?
• Попытайтесь понять, что обозначает каждый знак, учитывая то, что красные контуры говорят о запрещении или ограничении, а синие – разрешают и сообщают.
Задание 1.3
Детям предлагается «записывать» свои наблюдения за погодой при помощи общепринятых знаков (облачко, тучка, солнышко, капли дождя, снежинки) и придумывать свои обозначения (радуга — семицветный мост, град – белый горошек, гроза — зигзаг молнии и барабан).
Задание 1.4
Проводится игра «Ритмические узоры». Сначала создается узор. Его нужно придумать и нарисовать. Например, маленьким треугольником обозначить тихий хлопок. В таком случае,воспитатель спрашивает:
• Как тогда будет выглядеть на бумаге громкий хлопок?
• Как обозначить череду громких и тихих хлопков, исполненную воспитателем: громкий, громкий, тихий хлопок?
• Как обозначить прыжки, приседания, повороты, пропеваемые детьми звуки и другие компоненты узора?
Дети придумывают и озвучивают самые разные узоры, учатся продолжать узор по образцу, искать ошибки в них путем озвучивания и т. д.
Фрагменты занятий второго этапа
3адание 2.1
Вниманию детей предлагается для игры в «Страну наоборот». Заполняется только первая строчка. Ребенку нужно придумать действия и символы, антонимичные данным.
(Рисунок 2)
3адание 2.2
Махаону II — царю бабочек — необходимо знать, сколько цветков распустилось на растении каждого вида. На участке или в группе выбирается несколько растений, цветки которых заметно отличаются по внешнему виду. 3адача детей — придумать, как схематично изобразить цветки (это требует внимания к форме и числу лепестков, их взаимному расположению, и указать их число цифрамlи или соответствующим числом точек).
Фрагменты занятий третьего этапа
Задание З. 1
Детям предлагается подсказка, с помощью которой они смогут актуализировать свои представления.Например:
Рассмотрите рисунок. О чем может рассказать нам небо? (Можно узнать о времени суток, о погоде, раньше люди пользовались лунным календарем и ориентировались по звездам).
(Рисунок 3)
Задание З. 2
Пользуясь подсказкой своего гостя — Капризного Утра, ребятам нужно рассказать, как правильно чистить зубы. (Движения «пружина» (вверх-вниз, «маятник» (влево-вправо, «пчела» (по спирали, «за дверью» (очищается внугренняя поверхность зубов).)
(Рисунок 4)
Задание З. 3
Согласно сюжету занятия или в рамках игры детям предлагается «прочитать» символьное письмо, инструкцию или разгадать загадку.
(Рисунок 5)
Фрагменты занятия четвертого этапа
Задание 4.1
По результатам беседы детям предлагается придумать и нарисовать знаки-рекомендации тем, кто отправляется на прогулку в осенний парк. Ребята «пишут» о том, что необходимые для проведения задуманного опыта веточки не нужно срывать, их можно подобрать на земле; нельзя брать в руки незнакомые грибы и ягоды; не стоит без необходимости рвать ягоды, которыми питаются птицы и другие животные.
(Рисунок 6)
Задание 4.2
Познакомив детей с народными приметами, связанными с ясной погодой, воспитатель предлагает ребятам найти рисунки,соответствующие каждой из них: ветер у земли и облака движутся в разных направлениях; дым из труб поднимается вверх, птицы поют в дождь, лепестки фиалки раскрыты, ветви ели подняты вверх. Старшим дошкольникам можно предложить подумать, как будут звучать аналогичные приметы, предвещающие дождь. Пользуясь образцом, нужно нарисовать «угаданные» приметы.
(Рисунок 7)
Источник
Татьяна Криущенко
Освоение и использование знаково-символических средств дошкольниками
Дошкольный возраст- это возраст образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер. Это особенно важно для дошкольников, ведь мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью наглядных средств, поскольку мышление отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Использование обозначений позволяет обобщить свой непосредственный опыт. Дошкольный возраст характеризуется высокой способностью к запоминанию и воспроизведению, память в основном носит непроизвольный характер.
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение- единственная форма работы памяти. Малыш еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают проявляться в среднем дошкольном возрасте и существенно прогрессируют у старших дошкольников. Приёмы запоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме ему подсказывают взрослые. Малыш постепенно учится повторять, осмысливать. Связывать материал, чтобы запомнить его. В конце концов дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением применять вспомогательные средства. В интеллектуальном развитии ребенка, в обогащении его творческих способностей большую роль играет использование в учебном процессе символической аналогии, позволяющей переводить освоение учебного материала в игру, в такие доступные для дошкольника виды деятельности, как рисование, конструирование, лепка.
СИМВОЛИЗАЦИЯ- это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
СИМВОЛ – то, что служит условным знаком какого- нибудь понятия, чего- нибудь отвлеченного. (С. И. Ожегов)
По мнению психологов, работа с символами повышает умственный возраст ребенка, способствует переходу его на более высокий уровень.Педагоги ставят перед собой следующую цель:
* научить детей анализировать, сравнивать, обобщенно воспринимать действительность, активизировать познавательную активность
Формирование навыков к символизации происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.В процессе решаются следующие дидактические задачи:
Знакомить с графическим способом представления информации;
Развивать умения дешифровки;
Формировать навык самостоятельного моделирования;
Развивать вариативное мышление, фантазию, творческие способности. Символ облегчает ребенку познание, открывает доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Усвоение применения символов на разном содержании позволяет детям структурировать содержание для дальнейшего его эффективного использования.
Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации- это наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями, временами года ребенок обязательно сначала получает опыт наблюдения. Например, зимой он действует со снегом и со льдом, выявляет некоторые их свойства, наблюдает такие явления, как буря, снегопад ит. п. Задача взрослого- создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для зимы,и поводит детей к возможному обозначению: зиму можно обозначить кружком, квадратиком, пятнышком белого цвета; снежинкой, сосулькой и т. д.
Первый этап — это младший дошкольный возраст, 3-4 года. Осуществляется лишь подготовка к освоению наглядного моделирования. Малыши овладевают разрозненными действиями замещения и используют простейшие формы символизации. Основное средство познания — сенсорные эталоны, и именно их как первые единицы образного познания ребенок начинает использовать как символы.
Ребенок ориентируется прежде всего на отдельные признаки действительности, и в качестве символов на данном этапе выступают отдельные свойства предметов, прежде всего цвет.. Сначала дети используют конкретные признаки (например, цвет) для описания своего эмоционального состояния или отношения. Центральными задачами в младшей группе являются развитие сенсорных способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и простейших форм символизации. Маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, но порой на занятиях бывает трудно удержать его внимание- карточки с символами вызывают интерес и помогают решить проблему.
Второй этап- 4-5 лет- ребенок начинает выделять наглядные структуры. С 4 лет решающую роль начинают играть наглядные модели, которые передают строение объектов и отношение между ними. В это время именно модельные представления могут нести символическую нагрузку. Развиваются умственные способности путем усвоения действий с наглядными символами. Формируются различные формы символизации (графические модели предметов- применяемые при решении конструктивных задач; графический план- используемый при ознакомлении с пространственными отношениями). Как показывают работы В. В. Брофман, В. В. Холмовской, дети к 5 годам могут переходить к выражению своего отношения к действительности с помощью определенной структуры в своих рисунках, постройках. Сюда же относятся и моделирование социальных функций и отношений в игре, овладение нормами и правилами поведения.
В младшей и средней группах осуществляется лишь подготовка к освоению символизации. Дети овладевают преимущественно разрозненными действиями замещения и использования простейших символов в их внешней форме.
К старшему дошкольному возрасту используемые ими средства расширяются, детализируются. К концу дошкольного возраста для выражения своего отношения к персонажам, самому себе, жизненным ситуациям дети начинают обращаться к общепринятой символике (плохое настроение- дождь; дружба- рукопожатие).
Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций. Например, при том же ознакомлениис зимой возможна и организация опыта в форме проживания: дети могут послушать музыку, вызывающую представление о буре, метели; покружиться, как снежинки; подрожать от холода, как маленькие зайчики и т. д. В этом случае дети свои впечатления, свое отношение к зиме и зимнему холоду выражают языком движений. С помощью этого языка они отображают свое отношение к зиме, тот смысл, который для каждого из них имеет зима. В данном случае важно, что ребенок обобщает и выражает свой эмоциональный опыт также с помощью существующих в культуре символических средств. Ими могут быть средства живописи, танца, выразительного движения, сказочной символики.
Третий этап- 6-7 лет- дети переходят к выделению скрытых, не наглядных характеристик действительности. Начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение в решение интеллектуальных задач для последующего развития познавательных и творческих способностей. Дети овладевают способностью к построению символической модели по ситуации и по собственному замыслу. К концу дошкольного возраста особую роль начинает играть словесное опосредствование. Здесь за словом, его значением для ребенка начинает выступать не только предмет, но и некоторая идея, носителем которой может быть данный предмет. Таким образом слово, его значение, начинают приобретать символическую нагрузку, в качестве символа выступает фиксированное в слове скрытое свойство объекта.
В старшем дошкольном возрасте начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение символов в решение интеллектуальных задач.
Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных умений позволяют педагогу подчеркивать значение занятий для развития познавательных интересов. Каждый вид занятий определенным образом влияет на развитие личности ребенка. Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания является символизация, поскольку мышление дошкольников отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Символизация открывает перед педагогом ряд возможностей в познавательном развитии. Что же такое символическая аналогия?
СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ- это обобщенный, абстрактный, своеобразный словесный или графический образ объекта. С символической аналогией мы постоянно сталкиваемся в жизни речь человека записывается буквами-символами звуков; количество- цифрами, символами числа.Символическая аналогия может быть:
Словесная аналогия- одновременное называние одним словом- наименованием отсутствующего предмета и его заместителя или предмета и графического построения.
Графическая аналогия- это обозначение каким- либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам.Например:Люди: женщина девочка
Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное (так называемый прием «свертывания»). Игра и рисование являются своего рода упражнением в символическом представлении заместителей реальных предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета- заместителя, а в рисовании- знаковый смысл графических построений. С чего начинать?
А,М,Страунинг, доктор педагогических наук, в своей книге «Методы активизации мышления»советует: «Начните с самого простого, поиграйте с детьми в игру «Что в круге?» В этой игре вы научите детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать. Нарисуйте на доске, например кружочки (треугольники, квадраты и т. д.)и при этом перечисляйте: «Это яблоко, это груша, это слива» обычно дети понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают называть недостающие.Потом обводите это большим кругом и спрашиваете: «А где все это бывает? Тогда круг- это что?»
Небольшие примечания:
Не располагайте формы в круге так, чтобы это было похоже на изображение лица. Образ лица у детей возникает немедленно, и уйти им от него очень трудно.
Не спрашивайте сразу: «Что это? (про большой круг).Дети тут же проводят аналогию по внешнему виду и говорят: «Колбаса, сыр» ит. д.
Далее дайте детям возможность перечислить все варианты: круг- это сад, корзина, ваза… когда иссякнут детские ответы,говорите: «Нет, это не фрукты, это…»,- можете перечислить несколько вариантов названий предметов мебели. Тогда большим кругом станет квартира, магазин, детский сад и т. д. Главная цель игры- показать детям, что предмет можно обозначить геометрической фигурой.
Потом можно пойти дальше- предложить обозначить предметы не любой формой, а той, которая по внешнему виду напоминает перечисленное.Например: овощи, фрукты- кружочком; мебель, дома- прямоугольником; человека- треугольником. Этим вы закрепляете у детей умение видеть абстрактный образ объекта.
Далее можно поиграть линией. Читая любое произведение, предложите детям быстро нарисовать портрет героя, его образ, выделив в нем самое главное. Необходимо обязательное ограничение времени на изображение. Это необходимо, чтобы дети при рисовании не увлекались подробностями в изображении.Посоветуйте детям подумать: как можно было бы нарисовать портрет только линией. Для этого хорошо предложить им попробовать почувствовать характер через собственные движения (встал, выпрямился как струна, застыл). Поработайте так некоторое время, пока дети освоят разные начертания линий- характеров. Рассматривая с ребенком линии,спросите: «А почему такая? Какая по характеру эта линия?». Здесь и развитие речи, и составление описательных рассказов по памяти, по признакам.
Далее, когда дети научатся изображать окружающие предметы, героев произведений символами, можно предложить составить модель сказки. Составлять карточки-символы необходимо совместно с детьми. Чаще всего удобнее делать вне занятий или на занятии, предшествующем данному. Нельзя забывать, что число линий в символической аналогии должно быть минимальным. В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор.Например: солышко солнышко светит
Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка что обозначает.Или покажите карточку и спросите: «На что это похоже?»Ответы будут разные: мяч, круг, колесо… солнышко. «А давайте, ребята, сделаем так, чтобы солнышко нам светило.» Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.
Начиная со средней группы, когда у ребят уже имеются более широкие понятия об окружающем мире, их самих привлекают к составлению карточек-символов. Это можно сделать в свободное от занятий время. Ребенок самостоятельно придумывает свой символ, затем при обсуждении группа ребят выбирает наиболее подходящий. Возьмем рассказ В. Осеевой «Плохо». Дети дополняют изображения на карточках сами и объясняют, почему так, а не иначе.
Очень удобно использовать прием эмпатии. Например, при помощи наводящих вопросов педагога ребенок входит в роль собаки, которая лает» …яростно, припадая на передние лапы…», или в роль взъерошенного котенка, у которого шерстка приподнята кверху.
При составлении карточек- символов, обозначающих действия, признаки предметов или состояния (весело, яростно, жалобно и т. д., для более полного понимания необходимо с детьми поиграть, воспроизвести действие на эмоционально- жестовом уровне.
Когда в тексте встречается много слов, принадлежащих к одной части речи,педагог может вести такую работу с символикой: выставить ряд карточек, и дети по ходу текста из множества предложенных выбирают нужную.
Применение карточек- символов требует учета возрастных особенностей.
При заучивании наизусть символами можно заменить почти любое слово.
Иногда символическая аналогия позволяет записать целое предложение на одной карточке.
При заучивании более сложного текста некоторые слова можно заменять соответствующей буквой или оставлять крупно напечатанными на карточке.
Карточки- символы характеризуют каждую часть и дают возможность не упустить главную мысль произведения. Не забывайте проигрывать слова-действия и слова- определения. Для пересказа среднего по величине текста символами можно выделять главные опорные слова. Очень длинный текст удобно пересказывать по схеме- плану. Покажем это на примере сказки К. Ушинского «Умей обождать». Текст можно разделить на такие части.
Карточки- символы характеризуют каждую часть и дают возможность не упустить главную мысль произведения.
Для более глубокого эмоционального восприятия новой сказки или рассказа также можно использовать символическую аналогию. Чаще всего это описание сказочных героев и относящихся к ним предметов.
Источник