Симптомы умственной отсталости у ребенка в 4 года

Симптомы умственной отсталости у ребенка в 4 года thumbnail

Умственная отсталость — это единственное официальное обозначение изменённого характера психического развития у детей, которое связано с наличием разницы между психическим и хронологическим возрастом и низким, по сравнению со сверстниками, уровнем интеллектуального и речевого развития. Ранее использовался термин «олигофрения» и выделялись три стадии:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Последняя — самая тяжелая стадия, а дебильность — легкая умственная отсталость. В настоящее время эти термины лишь частично сохраняются в медицинской литературе и исключаются из официальной диагностики. Однако виды умственной отсталости у детей этим не исчерпываются, поскольку существует ещё и атипичная форма аутизма с умственной отсталостью.

Симптомы умственной отсталости у ребенка в 4 года

Выделяют несколько стадий умственной отсталости у детей

Специфика умственной отсталости

Признаки умственной отсталости отражаются в непосредственно интеллектуальных особенностях и, во многих случаях, — анатомическом строении тела, его отдельных участков. Лечения умственной отсталости у детей не существует, но возможна коррекция состояния. Она связана с общими усилиями по воспитанию, привитию каких-то навыков, особому образованию, направленному на адаптацию в социуме. Особенно важно это, если проявляется легкая умственная отсталость у детей, которую ранее называли стадией дебильности. В будущем такие дети могут найти какую-то, не требующую серьёзного приложения интеллектуальных усилий, работу, завести семьи, быть полноценными членами общества. А это значит, что развитие и обучение им просто необходимы.

Следует исходить из наличия четырёх основных степеней слабоумия. Основными критериями соотношения состояния и степени является психический возраст и уровень IQ.

  • Лёгкая – IQ 50-60, 9-12 лет.
  • Умеренная – IQ 35-49, 6-9 лет.
  • Тяжёлая — IQ 20-34, 3-6 лет.
  • Глубокая — IQ до 20, психический возраст до 3 лет.

Что такое психический возраст? Это возможность восприятия, формирования оценок информации, поведенческие факторы. Все основные особенности личностного самовыражения. Как видим, умственная отсталость не позволит психическому возрасту стать выше 12 лет. Человеку будет 20, 30, 60, а он так и будет воспринимать мир на уровне ребёнка 12 лет. И это далеко не самое страшное. Такое состояние позволит ему найти работу, друзей, вторую половинку. Беда лишь в том, что мир вокруг далёк от идеала. Поэтому люди с умственной отсталостью легко попадают в самые разные беды. Они очень серьёзно поддаются внушению, могут стать жертвами обмана, втянуться в криминальную среду. Кроме этого существует высокий риск возникновения алкоголизма. И это умственная отсталость легкой степени. Умеренная и тяжёлая соответствует тому, что ранее называлось нерезко выраженной и выраженной имбецильностью. Здесь уже можно вести речь о пожизненной инвалидности серьёзной группы. Если умеренная УО ещё позволяет людям хотя бы совершать самые примитивные и простые действия по самообслуживанию, то выраженная уже не позволяет. Что же касается глубокой формы, то это совершенно неприятная картина. Люди ничего не понимают, не обладают словарным запасом и умением его использовать, который позволил бы им адекватно передавать свои желания и состояния.

В силу наличия степеней, большой градации возможных состояний и их возможных комбинаций с расстройствами психики и настроения однозначно ответить на вопрос о том, какими симптомами выражается умственная отсталость у детей.

Общим является только то, что какие-то факторы повлияли на состояние ЦНС. Степень воздействия, его особенности и отражение на определённых участках головного мозга создают различные картины.

Причины умственной отсталости

Полный и детальный список стал бы достаточно большим справочником, возможно — в несколько томов. Это всё то, что каким-то образом может повлиять на плод и его развитие в утробе, как и на развитие младенца. В настоящее время к причинам олигофрении относят ещё и социальные, когда здоровый ребёнок не получает внимания взрослых, или получает его не в виде любви и заботы, но в качестве агрессии.

Тем не менее, какие же можно назвать наиболее характерные причины умственной отсталости у детей?

  • Генетические. В таком случае УО вызывается генными или хромосомными аномалиями, предаётся с генетическим материалом от родителей к ребёнку. Существуют несколько синдромов, которые связаны с наследственностью.
  • Инфекционные. Причины возникновения умственной отсталости связаны с инфекционными болезнями матери, которые повлияли на плод.
  • Токсические и опьяняющие вещества, лекарственные средства. Другими словами, любые вещества, химические соединения, которые повлияли на развитие плода. Имеется в виду в первую очередь формирование нервной системы.
  • Облучение матери. Признаки слабоумия у новорожденных могут появиться даже в силу того, что беременная слишком часто проходила рентгеноскопические исследования.
  • Травмы, физическое воздействие. К таким относятся родовые, приведшие к повреждению ЦНС. Но не следует исключать и физическое травмирование плода в момент беременности.

Симптомы умственной отсталости у ребенка в 4 года

Довольно часто умственная отсталость передается по наследству

Часто причины представляют собой сложный комплексы. К примеру, причиной умственной отсталости может быть гипотиреоз, недостаточный уровень гормонов щитовидной железы. При этом у гипотиреоза тоже имеются какие-то свои причины возникновения. Ими могут стать гипоплазии щитовидной железы или её полное отсутствие, эндемический зоб у матери, который имелся во время беременности, наследственные факторы и просто дефицит йода и селена, без которых невозможна выработка тиреоидных гормонов.

Таким образом, умственная отсталость причины возникновения может иметь разные, но выражаются они тем, что вредоносное воздействие приходится на определённые участки мозга. Поэтому признаки умственной отсталости у детей наблюдаются характерные для каких определённых связок причин и следствий.

В большей части случаев конкретную причину установить не получается. Существуют чёткие синдромы, которые диагностируются по вполне закономерным критериям. Такими являются болезнь Дауна, синдром Шерешевского-Тернера и ряд других. Они происходят в силу хромосомных аномалий. Отметим о том, что даже достаточно хорошее изучение причины возникновения синдрома Дауна не даёт ответ на вопрос о том, как этого можно было бы избежать. Правда, существуют экспериментальные попытки. В частности, исследования роли гена Xist позволили заблокировать лишнюю, третью копию 21-й хромосомы. Приведёт ли это к появлению практики предотвращения возникновения синдрома пока не ясно, но надежды такие есть.

Умственная отсталость: симптомы и диагностика

Главный признак умственной отсталости – недостаточное психическое развитие, которое выражается преимущественно в интеллектуальном дефекта и проблемах построения отношений с социумом.

Как уже говорилось выше, IQ ниже 70, а психический возраст не поднимается выше 12 лет. Нарушения в развитии или патология в определённых отделах мозга приводит к изменениям в функциях:

  • мышления;
  • памяти;
  • внимания;
  • эмоций;
  • воли.

Считается, что умственная отсталость не связана с прогрессированием каких-то психических расстройств. Это не совсем так. Она не является их непосредственной причиной, но люди с УО входят в число наибольшего риска. В первую очередь им свойственны расстройства настроения. Возможно и возникновение самых разных неврозов, а так же расстройств поведения и влечения, как и появление психозов.

В момент диагностирования большое значение имеет возраст. Так, признаки умственной отсталости у новорожденных в основном сводятся к явным физическим аномалиями — искажённое строение черепа, слишком широкое или узкое пространство между глазами, всегда открытый рот, увеличенный язык и так далее. Сказать же что-то по реакции младенца на определённые раздражители можно только в том случае, если она существенно отличается от нормальной. К примеру, новорожденный вообще не плачет и лишь изредка подаёт звуки, у него нет оживления при появлении взрослых, которое должно появиться уже на третью неделю жизни.

Для понимания наличия самой проблемы иногда не нужно быть большим специалистом. Если речь идёт про степень имбецильности, то это непременно будет бросаться в глаза. Даже при отсутствии серьёзных анатомических дефектов ребёнок всё равно отличается от других. Его движения слишком угловаты, размашисты. Заметно это и в поведении, способности понимать что-либо и реагировать, запоминать. Непременно нарушения скажутся и на речи. При этом речевые изменения будут более серьёзными, чем при задержке речевого развития, вызванной другими причинами.

Симптомы умственной отсталости у ребенка в 4 года

Признаки легкой степени умственной отсталости достаточно размытые

Наибольшую озабоченность в плане диагностирования вызывает как раз умственная отсталость легкой степени у детей, признаки которой могут быть достаточно размытыми.

Определение уровня IQ в большинстве случаев на практике сводится к способности диагноста применять свои аналитические способности. Применяются критерии, которые оценивают самые разные уровни развития. Но если речь идёт про признаки умственной отсталости у детей 4 лет, то сделать какие-то определённые выводы может быть просто невозможно. Поэтому странному и нетипичному ребёнку может быть поставлен другой предварительный диагноз. Часто такими становятся аутизм или задержка психического развития.

Каковы особенности представлений при умственной отсталости лёгкой формы?

В основном они связаны с преобладанием конкретики, а само мышление ориентировано на объекты. Поэтому время такие дети воспринимают в качестве стрелок часов, а температуру тела в виде размера столбика ртути. Так же им свойственно выхватывание из всего массива информации только того, что им достаточно для возникновения примитивного понимания. При этом ситуация поддаётся контролю. Автор этого текста имел возможность наблюдать реакцию юноши, который окончил специальную школу и устроился работать на стройку в Московской области. Войдя в метро он выглядел немного растерянным, но не более, чем любой провинциал, который не так часто оказывается в Москве. А вот необходимость приобрести карту оплаты поставила его в тупик. Он стал в очередь просто по той причине, что заметил: большая часть входящих туда становится. Но что делать дальше он не знал, а вопрос «На сколько поездок?» окончательно выбил его из колеи. От растерянности он стал выкладывать все деньги, которые у него были. Однако сотрудник метрополитена оказалась добросовестной и не стала продавать парню лишние карты. Она продала ему карту-талон только на одну поездку. Он забрал оставшиеся деньги, подошёл к турникету и легко воспользовался талоном. Почему? Трудности вызвали попытки понять то, что не просто за проезд нужно заплатить, а купить что-то и как-то использовать. И это что-то может быть «поездкой». «Вам сколько поездок?» Как эта странная штука может стать аналогом денег — он ещё понимал, но аналогом поездок? Это выходит за грань представлений. Но тут же заметил, что делают другие пассажиры с этими картами оплаты, и сделал тоже самое сам.

Если вопрос о том, как определить умственную отсталость у ребенка задают родители, то это не совсем понятно. Наличие таковой в действительности определит само себя.

Симптомы умственной отсталости у ребенка в 4 года

Скрыть умственную отсталость у ребенка не получится: рано или поздно она себя проявит

Очевидные признаки умственной отсталости у детей

  • Для ребёнка окажется слишком трудной программа обучения, которую легко воспринимает большинство его сверстников.
  • У него слишком медленный процесс понимания. Над условием задачи обычные дети не думают как над таковым. «У Пети три яблока. Вася дал ему пять яблок. Сколько стало яблок у Пети?» Дети сразу начинают складывать, а ребёнок с умственной отсталостью пытается осмыслить сам факт того, что нужно сложить яблоки Пети и Васи.
  • Такая же трудность может вызывать усвоение объясняемого материала. Возникает эффект, который по-народному называют «в одно ухо в летело, из другого вылетело». УО связана с серьёзными проблемами с оперативной памятью и концентрацией внимания.
  • В МКБ существует деление на диагнозы, которые завершаются словами «нарушение поведения, требующее ухода и лечения». Отклонения в поведении просто невозможно будет не заметить.

Этому следует уделить особое внимание. Лечение умственной отсталости как таковой невозможно. Но это не означает, что сам человек в лечении не нуждается. Представьте себе, что нормальному ребёнку или взрослому пришла в голову какая-то вредная идея, возник стойкий и нежелательный шаблон поведения. Такая ситуация может потребовать усилий психологов. Однако нормальное физическое и умственное развитие само по себе создаёт почву для того, чтобы возникло понимание. Можно убеждать, корректировать поведение, информировать нормальным образом.

Если же аналогичное коснётся умственно отсталого, то всё будет гораздо сложнее. Нарушение поведения в данном случае нужно трактовать наиболее широко. Это любые поведенческие комплексы, которые включают в себя примитивное и яркое выражение раздражительности, гнева, агрессивности или апатии и аутизма. Основная сложность тут в том, что все критерии назначения каких-то препаратов хоть как-то связанных с психиатрией меняются, потому что иначе проявляют себя расстройства поведения, влечения, настроения и психики вообще. Меняется сам подход к норме. Поэтому психотерапия и психиатрия, если это необходимо, таких больных крайне затруднена. Иногда неприменимыми оказываются общие критерии диагностики.

Обычно умственная отсталость лёгкой и умеренной степени сохраняет основные эмоциональные реакции — удовольствие, неудовольствие, возникновение приятных и неприятных чувств. Однако само выражение их может существенно отличаться от тех, что бывают у других людей. Порой различить форму выражения внутренних переживаний и возникновение психоза бывает очень сложно. Между тем лёгкие реактивные психозы и умственно отсталых встречаются достаточно часто. Что касается других расстройств, то частота их возникновения в 3-4 раза превышает ту, что имеется у всей популяции.

Симптомы умственной отсталости у ребенка в 4 года

Психоз при умственной отсталости усугубляет состояние психики ребенка

При этом результат психоза чаще неблагоприятный и сопровождается возникновением устойчивого дефекта психики, который накладывается на имевший место быть ранее, вызванный самим физическим состоянием пациентов. Мнение о том, какой психоз встречается у таких больных чаще расходятся. Одни авторы считают, что это расстройства, связанные с эмоциональной сферой, а другие выделяют шизофрению. Последняя же имеет свойства протекать в обеднённой форме. В паранояльном или параноидном бреду присутствуют наиболее конкретные фабулы, не открашенные фантастическими элементами.

Источник

Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит полное изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.

Признаки

Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
  • настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
  • концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
  2. Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

Дебильность или легкая форма

При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

Дебильность может быть нескольких типов:

  • неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
  • с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
  • осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
  • лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
  • психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.

Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.

Умеренная и тяжелая форма или имбецильность

При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.

Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.

Глубокая степень или идиотия

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Причины

Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.

Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.

Обучение и воспитание

Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.

Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству. Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Источник