Симптомы правильного развития ребенка

Первый год жизни крайне важен для будущего здоровья ребенка, т.к. на протяжении всего этого периода продолжают развиваться некоторые системы в организме малыша. В первую очередь, огромный скачок происходит в нервной системе.

Неопытные родители могут не знать, на какие особенности развития младенца следует обращать внимание, чтобы вовремя предупредить возможные отклонения.

Поэтому мы составили краткую «шпаргалку» для родителей малышей до 12 мес., по которой можно отследить, в норме ли развивается Ваш младенец:

???? 1 мес

Ребенок уже может задерживать взгляд на каком-то близком предмете и следить за его перемещениями.

Малыш уже узнает лица мамы и папы и даже начинает им улыбаться.

Ребенок поворачивает головку в сторону громкого звука.

???? 2 мес

Малыш сам поднимает руки, пытаясь дотянуться до близкого предмета, разводит ручки в стороны, потягивается.

Ребенок может удерживать в руке игрушку (если Вы вложите ее в ручку, т.к. сам ухватить ее он еще не может) и тянет ее в рот.

Малыш начинает оглядываться по сторонам и поднимать головку, пытаясь ее удержать.

Новорожденный уже начинает гулеть и произносить различные звуки (обычно в ответ на речь мамы, обращенную к нему).

???? 3 мес

Ребенок пробует переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот.

Малыш уже уверенно поднимает и держит голову.

Кроха делает попытки дотянуться и схватить лежащие рядом предметы, и у него начинает это получаться.

???? 4 мес

Ребенок уже научился переворачиваться со спины на живот и с живота на спину.

Малыш пробует садится с поддержкой за руку.

Движения рук становятся более четкими и точными, и у ребенка лучше получается захватывать и удерживать предметы.

???? 5-6 мес

Ребенок становится более активным, у него просыпается тяга к познанию окружающего мира и он начинает все «пробовать на зуб» .

Малыш начинает и более эмоционально реагировать на окружающих людей, лепетать и произносить много новых звуков и слогов («ма», «па», «ба» и т.д.).

Младенец уже пробует переворачиваться на бок и, опираясь на руку, садиться самостоятельно.

???? 7-8 мес

Малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук.

Ребенок начинает принимать положение для ползания и с помощью рук подтягивается вперед. Некоторые дети уже делают попытки ползать.

При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит.

Реакции малыша на окружающих становятся все более яркими и разнообразными. Ребенок начинает подражать взрослым, может проявлять радость и недовольство, а также начинает иногда негативно реагировать на чужих людей.

???? 9-10 мес

Ребенок начинает ползать на четвереньках и подниматься с пола, держась за опору.

Малыш стоит и переступает ногами, держась за опору. Некоторые дети уже делают первые самостоятельные шаги.

Ребенок с удовольствием перебирает игрушки, играет в «ладушки», «сороку», «прятки».

Малыш начинает произносит отдельные простые слова «мама» или «папа», активно подражает жестам и мимике взрослых.

???? 11-12 мес

Ребенок уже переступает ногами, держась за опору или за руку взрослого.

Некоторые дети уже уверенно ходят самостоятельно.

Малыш может наклониться и поднять какой-то предмет с пола, при этом удерживая равновесие.

Ребенок начинает пробовать есть и пить самостоятельно, держать в руках ложку или чашку.

Кроха уже хорошо понимает речь и просьбы взрослых. Например, принести игрушку или позвать маму.

В речи появляются новые слова!

Понравилась статья? Палец вверх! ???? Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!

ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

???? 5 занятий, которые нужно каждый день делать с ребенком до 1 года !

???? 13 привычек, которые нужно привить ребенку до 3 лет!

???? 5 самых глупых ошибок неопытных родителей

???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????

Книга «100 популярных вопросов о детях: универсальный справочник родителя« — всего 299 руб.!

???? Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине «Ребёнок Занят» (www.busybag.ru).

Источник

ПРИЗНАКИ ПРАВИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДО 12 МЕС

К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все, дольше останавливая взгляд на заинтересовавших их предметах.
Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей — мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, появляется ориентировочная реакция на резкие звуки (затихает), недолго следить за движущимся предметом.Появляются попытки удержать голову, лежа на животе. Отмечаются множественные, беспорядочные движения конечностями, приведенными к телу, с повышенным тонусом сгибателей, захватывание одной руки другой. Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать.
В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенных тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей, взрослой жизни.

Читайте также:  Влияние среды на развитие и воспитание ребенка

На 2-ом месяце жизни у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными — он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот. Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их ручками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может.
Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову — это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову, и следить глазами за движущийся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции — он быстро отвечает улыбкой на разговор с ним, возникает двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-ем месяце малыш становится еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову.
Малышу очень нравится лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянуться до них.
Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения — одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удерживать в руке.
Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руки. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов.
Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать ручками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения.
Значение этого действия — рассматривания рук — в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц, и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире. Малыш в этом возрасте уже быстро и безошибочно отыскивает источник звука.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неминуемо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все » попробовать на зуб».
Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша. При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции — улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков. Малыш поворачивается со спины на живот, в положении лежа на животе, приподнимает туловище, опираясь на выпрямленные руки, сидит при поддержке за руку, стоит при поддержке за обе руки, переступает при поддержке под мышки. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее.
Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед — это самое оптимальное положение для ползания, которое пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют.
При поддержке малыш встает на ноги, и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя он подолгу играет с погремушками, резиновыми игрушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами. Ребенок этого возраста постоянно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

Читайте также:  Центры развития ребенка альметьевск

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, — это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры.
Учитывая особенности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает названия любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова — «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакций координации, его походка становиться все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.
Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается, есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей — найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.
В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально.
Мальчики начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке
У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Источник

Хотя я и не отношу себя к тревожным мамам, все равно не представляю, как можно не ориентироваться на таблицы роста и умений ребенка, особенно, если ребенок первый, и в голове множество вопросов по его развитию. Но дело в том, этих норм-огромное количество, в том числе противоречивых.

Когда я училась на педагога раннего развития, то сразу в нескольких авторитетных источниках попадались отличающиеся друг от друга нормы, иногда с разницей чуть ли не в год по одному и тому же показателю. А непроверенной информации в интернете еще больше.

Поэтому, опираясь сразу на несколько книг, хочу привести для примера таблицы со средними показателями тех или иных достижений детей в возрасте от рождения до трех лет. Мне они кажутся наиболее объективными, хотя и источник 2004 года.

Но нужно понимать, что последние 5 лет встречается все больше детей с задержкой развития, поэтому многие неврологи и логопеды уже прибавляют около года к той или иной норме. Слышала такое насчет приучения к горшку, что соответствующие сигналы ребенка могут поступать в мозг не к двум, а к 2,5-3 годам. По речи тоже много противоречий, по сути, главное, чтобы к трем годам говорил предложениями. Ну и самое главное-нормы на то и нормы — что это совсем усредненный показатель, и даже если ребенок где-то не дотягивает-это не повод паниковать, если уже и специалисты дают разбег от полугода до года по некоторым параметрам. Вопрос в том, что если малыш совсем не совпадает ни по какому показателю, то, возможно, все-таки следует обратиться к специалисту.

Я их использую для того, чтобы подтянуть тот или иной навык и помогать формировать те или иные умения. Если, например, малыш может к году пить из чашки, то не стоит бояться ему эту чашку предлагать месяцев с 7-8. А то можно с поильником и до трех лет проходить)

Ориентировочные показатели развития детей от 1 года (таблица составлена на основе разработок Н.М. Аксариной, Т.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт)

Ребенок первого года жизни (по месяцам):

1 месяц: фиксация взгляда на лице взрослого и ярких предметах; первая улыбка в ответ на общение со взрослым; попытка удержать голову, лежа на животе.

2 месяц: следит взглядом за движущимся предметом, прислушивается к звукам; длительно улыбается при общении со взрослым.

3 месяц: слуховое и зрительное сосредоточение; комплекс оживления; случайно наталкивается руками на игрушку, висящую над грудью; хорошо удерживает голову; лежит на животе, опираясь на предплечье; начало гуления.

4 месяц: находит источник звука; громко смеется; захватывает подвешенную над грудью игрушку; поддерживаемый за подмышки, хорошо опирается ногами, пытаясь выпрямить их; гуление.

5 месяц: различает интонации; отличает своих от чужих; четко берет игрушку из рук взрослого, переворачивается на живот, устойчиво стоит при поддержке под мышки; подолгу гулит.

Читайте также:  Таблица возрастного развития ребенка

6 месяц: свободно берет игрушку из разных положений и долго занимается с ней, переворачивается с живота на спину, пытается ползать; начало лепета; хорошо ест, снимая пищу губами с ложки.

7 месяц: играя с погремушкой, стучит, размахивает ею; хорошо ползает, ровно стоит при поддержке за обе руки; подолгу лепечет; на вопрос «Где?» Находит предмет, расположенный в одном и том же месте.

8 месяц: игрушками занимается долго, сам садится и ложится, сам встает, держась за барьер; громко повторно произносит различные слоги; по просьбе взрослого выполняет заученные движения: «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания»; пьет из чашки, которую держит взрослый; ест кусочек хлеба, который сам держит в руке.

9 месяц: занимается по-разному с предметами, в зависимости от их свойств: катает, вынимает и вкладывает; переступает вдоль барьера; ходит при поддержке за обе руки; подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги; на вопрос «Где?» отыскивает предметы, находящиеся в разных местах.

10 месяц: действия с предметами (открывание, закрывание, вкладывание) приобретают характер устойчивых занятий; стоит самостоятельно, ходит за каталкой; по просьбе взрослого находит и дает игрушку; отвечает на заигрывание «догоню-догоню».

11 месяц: овладевает новыми действиями: накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольца пирамидки и т.д.; ходит при незначительной поддержке взрослым; произносит первые слова-обозначения: «ав-ав», «кис-кис», «дай», «мама» и др.; по просьбе взрослого выполняет знакомые ему действия: «Покати мяч», «Покачай Лялю» и т.д.

12 месяц: самостоятельно ходит; произносит 6-10 слов; самостоятельно пьет их чашки.

Развитие детей в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев

Сенсорное развитие: Различает предметы по величине (большой, маленький). Подбирает предметы разной формы по образцу, например, кубик к кубику.

Общие движения: Ходит длительно до 10 м. Меняет положение, приседает, наклоняется. Может перешагивать через препятствия, подниматься по лестнице, спускаться приставным и чередующимся шагом. Бросает вдаль предметы, катает мячи.

Игра: Умеет воспроизводить в игре различные действия, которые наблюдает в жизни. Например, кормит куклу, умывает, укачивает её и т.д. Переносит знакомые действия на новые игрушки. Кормит не только куклу, но и собачку.

Понимание речи взрослых: Увеличивается запас понимаемых слов. Понимает названия часто называемых лиц, предметов, действий. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи.

Активная речь: Пользуется словами-заменителями и облегченными словами (машина — «би-би», собака — «ав-ав» и т.д.). Легко подражает облегченным словам.

Навыки: Пьет свободно из чашки, ест ложкой самостоятельно густую пищу. Обращает внимание на грязные руки, лицо, нос.

Развитие детей в возрасте 1 года 6 месяцев — 2 лет

Сенсорное развитие: Подбирает по образцу предметы 4 основных цветов. Различает 3 разных по величине предмета, например, 3 куба. Подбирает по образцу однородные предметы, сходные по форме.

Общие движения: Перешагивает через палку, поднятую от пола на 18 — 20 см. Бросает мяч в горизонтальную цель на расстояние 60-70 см. Легко влезает на стремянку, спускается чередующимся шагом.

Игра: Легко воспроизводит в игре отдельные явления, последовательные действия.

Понимание речи взрослого: Понимает смысл предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте. Понимает рассказ о событиях, знакомых без показа. Понимает содержание несложного текста по картинке.

Активная речь: Словарь увеличивается до 300 слов. Легко повторяет слова и простые фразы. Обобщает предметы по существенным признакам. Облегченные слова заменяет правильными. Говорит предложениями из 3-4 слов. Появляются грамматические изменения. Речь становится средством общения со взрослыми. Задает вопрос: «Что это?»

Навыки: Ест довольно аккуратно. Пользуется носовым платком. Частично одевается и раздевается. Контролирует физиологические отправления.

Развитие ребенка 3-го года

Сенсорное развитие: Называет 4 основных цвета, величину «большой», «маленький».

Общие движения: Ходит по наклонной доске шириной 20 см, приподнятой на 25-30 см. Влезает на табурет высотой 0,5 м, слезает с него. Бросает одной рукой маленькие мячи в горизонтальную цель на расстояние от 80-100 до 100-125 см. Бросает и ловит мяч на расстоянии 70-100 см. Согласовывает свои действия с другими детьми. Одновременно действует рукой и ногой. Может менять темп движений в соответствии с музыкой, словом.

Речь: Словарь активных слов включает 1200-1500 слов. Появляются вопросы «Где?», «Куда?», «Почему?». Речь становится средством общения и с детьми. Легко разучивает стихи и песенки. В словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. Произносит все звуки, кроме «р», «л» и шипящих. (По звукопроизношению тоже существуют расхождения, например, звуки «с-сь», «з-зь» могут не появляться и до 4 лет).

Игра: В игре исполняет роль мамы, врача и т.д.

Навыки: Самостоятельно одевается, но не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Делает это с помощью взрослых. Моет руки перед едой. Пользуется салфеткой по мере надобности. Благодарит после еды без напоминания.

Если вы хотите знать, как развивать ребенка от года до трех лет без вреда для его здоровья, получить большой перечень занятий и игр — переходите по ссылке и ознакомьтесь с пособием «Раннее развитие детей от года до трех лет с комфортом для мамы» от педагога раннего развития

Статьи по теме:

Психическое развитие малыша. Что должны знать родители

Какие игрушки необходимы ребенку до года для развития

Чем занять ребенка дома? Большой список игр

Обзор правильных и неправильных игрушек до трех лет

Развивающие игрушки своими руками за 5 минут

Источник