Сильные и слабые стороны развития ребенка

Представьте себе ситуацию: ваш ребенок возвращается из школы и приносит «двойку» и «пятерку». В разговоре с ним какой оценке вы уделите большее внимание?
88% родителей будут ругать ребенка за «двойку»
Так уж сложилось исторически, что наши родители и родители наших родителей всегда фокусировались на том, что плохо и приоритетно пытались развивать то, что не получается. Так работает обучение в школе или институте, так работают должностные инструкции и планы развития или корпоративные университеты в компаниях.
Но насколько это верная стратегия обучения и есть ли альтернатива?
Укреплять слабые стороны — моя боль с детства. Я ненавидел физику и химию, но потратил на них столько времени и сил, что до сих пор жаль. Нет, сейчас уже я ничего из этих предметов не использую и искренне жалею, что не пользовался вторым методом.
Развивать сильные стороны в мире начали не так уж и давно — около 50 лет назад Мартин Селигман основал направление позитивной психологии и сейчас развивать сильные стороны — это доказательно более эффективный метод развития личности.
Давайте посмотрим, что происходит с нами, когда мы фокусируемся на слабых и на сильных сторонах в развитии:
Укрепляем слабые стороны:
это тот самый пример из школы, когда ты всем нутром взаимно ненавидишь предмет, который тебе не дается легко. Ты сопротивляешься — тратишь кучу энергии на преодоление себя, тратишь кучу времени на запоминание и исправление ошибок, расстраиваешься от каждой неудачи и все ради того, чтобы прийти к крайне посредственному результату в этой учебе. Никакого удовольствия или состояния потока ты в этом точно не получаешь.
Картина художника Фёдора Решетникова «Опять двойка»
Развиваем свои таланты
Вспомните свои ощущения от того, когда вы занимались развитием своих талантов. Например, я в какой то момент (3-4 года назад) понял, что хочу рисовать маслом. 12-00 субботы я ждал всю неделю. Я купил несколько мастихинов, краски, у меня в багажнике лежало несколько холстов. Я раз в неделю посещал выставки мировых классиков живописи, смотрел вебинары по абстракции, читал. Рисовал. Я написал за первый год около 70 картин (не всеми я сейчас могу гордиться). Я люто прогрессировал. Я испытывал состояние потока, был «как губка» и внимал учителям. Я получал столько кайфа в рисовании, что после урока мог остаться еще на час. Талант давал мне энергию и удовольствие от делания.
Мои работы про серфинг — масло, 2017
На этих простых сравнениях очевидно, что развивать эффективнее свои таланты, а не то, что получается трудно
Как оказалось, подход “Развивать свои таланты” имеет и научное обоснование. Donald Clifton из института Gallup провел несколько исследований, подтверждающих, что:
· Люди, развивающие свои сильные стороны имеют доход в среднем в 3 раза выше, чем те, кто подтягивает слабые стороны и в 6 раз сильнее вовлечены в рабочую деятельность
· Если ваш руководитель заинтересован в развитии ваших сильных сторон, вероятность потери вами мотивации к работе сокращается на 28% по сравнению с ситуацией, когда руководитель мотивирует вас развивать свои слабые стороны
· Если в компании принята политика развития сильных сторон сотрудников, прибыль на сотрудника возрастает на 29%, вовлеченность на 31%, индекс выбытия персонала уменьшается на 72%
Тест на определение талантов и способностей Gallup / Clifton Strengths Finder в мире прошло уже более 30 000 000 человек. Методология проверяется на миллионе ТОП-команд, по ней работают 91% компаний из индекса S&P500 – такие как Microsoft, Amazon, Apple, Toyota, Boeing и многие другие.
Таланты в команде являются полезным ресурсом и могут дать значительный эффект, если все участники пройдут тестирование и начнут в своей деятельности использовать свои таланты для достижения личных и командных бизнес целей.
Я являюсь сертифицированным командным Gallup коучем по развитию сильных сторон и работаю с корпоративными заказчиками в форматах коучинга и корпоративного Марафона Талантов.
Связаться со мной можно одним из перечисленных ниже способов:
- e-mail: baranov@talentcoach.ru
- WhatsUp/Telegram: +79167598855
- www.talentcoach.ru
#gallup #strengthsfinder #коуч #саморазвитие #ikigai #талант #сильные стороны #soft skills #talentcoach
Источник
30.01.2017
Учитель на уроке спрашивает: «Кто взял Бастилию»
Ученики: «Мы не брали!».
Учитель пришёл к директору и рассказывает ему это.
На что директор отвечает:
«Не волнуйтесь. Если не отдадут, в конце года спишем!»
Все мы хотим, чтобы наши дети были разносторонне образованы, начитаны, умели и знали многое, что может пригодиться им во взрослой жизни. Однако не все чада могут на отлично обучаться всем предметам одинаково. Кто-то больше склонен к гуманитарным наукам, кто-то к точным. Наверное, развивая сильные стороны, мы, возможно, даем ребенку шанс. Хотя, скорее всего, золотая середина в умеренности.
С автором материала, с которым мы вас знакомим, можно согласиться, а можно и поспорить. Его мнение не является аксиомой, хотя проблему, которую он затрагивает достаточно важна и актуальна для большинства наших детей.
Кто-то школьные годы вспоминает с удовольствием. Лично я не вспоминаю никак, потому что было не очень интересно. Окончив школу, я на долгое время забыл про нее и особо не интересовался, пока не настала пора детям идти в школу.
Первый вопрос, который предстояло решить — в какую школу отдавать ребенка. Раньше как-то об этом не задумывался, но реально толковых школ не нашли. Есть чуть лучше, есть чуть хуже. Есть элитные, но они в основном отличаются у нас контингентом учащихся, а не учителями и качеством обучения.
В итоге дети пошли в обычную школу. Расчет был следующий. Школа дает социализацию ребенка и базовые знания, а настоящим развитием будут заниматься репетиторы. Примерно так и получилось, но не совсем. Так как у меня два ребенка, и они разные, то и ситуации у них разные.
Люди от природы не одинаковы. У кого-то способности в одной сфере, у кого-то в другой. Школьная система требует, чтобы в идеале ребенок был развит одинаково по всем предметам, которые входят в образовательную программу. И здесь получается определенный парадокс. Предметы, к которым у ребенка есть способности, он осваивает быстро и более того, готов самостоятельно заниматься ими еще больше, причем по собственной воле. А вот предметы, к которым нет способностей, либо они не значительны, даются ему тяжелее, осваивает он их медленно, времени на эти предметы тратит больше. И…
В итоге получается система, когда большую часть времени ребенок занимается предметами, к которым у него способностей нет. Получается, что вместо того, чтобы развивать свои сильные стороны, по отношению к которым есть мотивация достижения, ребенок большую часть времени занимается своими слабыми сторонами, которые ему не интересны. Но таково требование школы, считающее, что это и есть гармоничное развитие.
Мой школьный друг Игорь обладал абсолютными математическими способностями. На контрольных работах по математике, он решал все за пять минут, после чего успевал помочь решить контрольные всему классу. Когда мы были классе в шестом, он уже решал задачи из учебников 10-го класса. При этом у него были серьезные проблемы с освоением русского языка.
Родители требовали от него отличной учебы, да и учителя на родительских собраниях советовали больше налегать на русский. Ему наняли репетиторов по русскому. Его мама часами тренировала его в написании диктантов. Но Игорь все равно умудрялся делать ошибки в сочинении и получал в лучшем случае четверку. Что приводило к еще более интенсивным занятиям по русскому языку. Свои истинные математические способности Игорь развивал самостоятельно и втайне от родителей.
«Наше все» А.С.Пушкин был гением литературы, но страдал от отсутствия математических способностей. Не знаю, приходилось ли ему мучить себя изучением того, что ему «не дано».
С аналогичной ситуацией мы столкнулись с дочкой. У нее явная склонность к творчеству. Те, вещи, которые она делает, принимают участие в городских выставках. Какой-то приз она даже выиграла. Она собирает самые сложные конструкторы практически мгновенно. Часами может рисовать, или что-то делать на подаренной машинке. Причем она сама это хочет делать и заставлять ее не нужно. А вот с математикой средне, с русским тоже так себе. В итоге наняли репетиторов. Как Вы думаете, по каким предметам?
Естественно по математике и русскому языку. Ходит она туда без интереса, но по оценкам подтянулась. С учетом того, что она еще занимается спортом и английским, то времени на ее любимые занятия практически не остается.
В итоге получилась стандартная школьная ловушка в развитии. Развиваем слабые стороны способностей, вместо того, чтобы развивать сильные стороны. В итоге есть серьезная опасность, что она будет заниматься только теми делами, которые она вынуждена делать, но интереса к ним нет. Самое страшное, что мы можем убить в ней мотивацию достижения, которая еще есть к ее поделкам, рисованию. Я это вижу, и меня это беспокоит.
Мне не нужен отличник. Я видел много отличников, не добившихся в жизни ровным счетом ничего. И одна из причин этого — развитие слабых сторон и не развитие сильных. Я хочу, чтобы моя дочка нашла то дело, которое ей действительно интересно, хорошо у нее получается и которым она может заниматься длительное время и по собственной воле. Поэтому мы, немного подтянем русский и математику и переключимся на развитие способностей ребенка.
Большинство детей обладают способностями в какой-то сфере. Проблема в том, что в процессе развития многие уделяют больше внимания «подтягиванию» слабых сторон, игнорируя истинные способности.
По материалам nashideti.temaretik.com
Подготовил Владимир Речменский
Другие материалы
Зачем ребенку школа?
Почему оценки в школе не влияют на успех в жизни?
Комментарии для сайта Cackle
Источник
Дарья Гордеева
Узнать сильные и слабые стороны ребенка. Понять, какой вид спорта ему лучше выбрать. Определить тип восприятия и причины задержек в развитии. Составить план развивающих занятий. Все это обещают специалисты по нейропсихологической диагностике.
Классическая диагностика проводится у детей от 4 лет. Моему сыну Егору пока только два: для малышей вроде него существует диагностика раннего возраста. Она немного отличается подходами и результатом, но тоже может многое рассказать родителю о ребенке и помочь во взаимоотношениях с ним.
В этой статье я хочу поделиться опытом, как мы с сыном посещали нейропсихолога и какие выводы из этого сделали.
Средняя стоимость нейродиагностики в Москве — 7-10 тысяч рублей
Что это такое?
Для начала коротко о методе. В нейропсихологической диагностике не задействуется никакого оборудования, аппаратуры или анализов. Этот метод основан исключительно на наблюдении за ребенком во время игры. Специалисты предлагают детям разные типы заданий и в зависимости от того, справляются те с ними или нет, делают вывод о развитии различных зон мозга.
Диагностика позволяет увидеть и оценить следующие моменты:
- как развиты высшие психические функции (память, мышление, речь, все виды восприятия);
- достаточно ли физически развит ребенок;
- с какой скоростью он обрабатывает информацию;
- какие навыки требуют коррекции;
- какой спорт поможет поднять слабые стороны и развить сильные;
- в чем заключаются причины возможных трудностей и что с этим делать.
В итоге родители получают пошаговые рекомендации о том, как работать с проблемными вопросами и строить план дальнейшего развития ребенка
Кому нужна нейродиагностика?
Пройти нейродиагностику полезно каждому, но особенно важна она для детей с какими-либо из следующих симптомов:
- излишняя застенчивость;
- тревожность и страхи;
- родовые травмы;
- гиперактивность;
- тики, энурезы и другие особенности неврологического характера;
- задержки речевого или психологического развития.
Классическая диагностика проводится для детей от 5 лет
Если у ребенка нет явных задержек в развитии, то лучше всего проходить нейродиагностику перед походом в первый класс. Специалист подскажет, как готовиться к школе, как сделать так, чтобы во время обучения не проседали слабые стороны, и как организовать досуг ребенка продуктивно и с пользой.
Однако существует также нейродиагностика раннего возраста: ее можно проходить с детьми от года до 4 лет. В это время только идет закладка высших психологических функций, но уже можно увидеть зарождающиеся проблемы и начать их коррекцию, чтобы они не переросли в трудности в будущем.
Суть нейродиагностики — в тестировании через игру и взаимодействие с предметами.
Нейродиагностику могут проводить и взрослым людям: после инсульта, черепно-мозговых травм или потери памяти
Я не видела у своего ребенка проблем с развитием: в свои два года он уже говорит, хорошо понимает просьбы, владеет базовыми навыками самообслуживания, справляется с заданиями вроде забросить мяч в кольцо, нарисовать линию, найти одинаковые фигурки или сложить простые паззлы. Но мне было интересно, что скажет на все это специалист, заметит ли зоны риска, которых не замечаю я. А главное, мне хотелось понять причины кризиса в поведении сына и спросить совета о том, как вести себя в случае истерик.
Как проходит процесс?
Диагностика длится час. Как у малышей, так и у детей постарше. Поначалу такое время меня смутило: разве сможет двухлетка целый час заниматься чем-то одним? На самом деле как таковое тестирование длилось около тридцати минут, все остальное время уделяется свободной игре, во время которой специалист смотрит на взаимоотношения ребенка с родителями и поведение в бытовой среде.
По сути диагностика началась уже в тот момент, когда мы переступили порог кабинета
Сначала нейропсихолог внимательно следила, владеет ли Егор базовыми бытовыми навыками: может ли снять ботинки и курточку, помыть руки, как реагирует на просьбы повесить полотенце или взять стульчик.
Дальше малыша пригласили занять место за столом. Специалист расположилась напротив него, а нас, родителей, попросила сесть в стороне — так, чтобы ребенок видел, что мы рядом, но при этом не отвлекался на наше присутствие. Тут же нам дали четырехстраничную анкету: в ней были вопросы о течении беременности и родов, этапах физического и эмоционального развития ребенка (например, в каком возрасте научился держать голову, а в каком — говорить первые слова), режиме дня, любимых игрушках, особых наблюдениях у врачей, навязчивых реакциях и выявленных задержках развития (если такие есть).
Пока я отвечала на вопросы, нейропсихолог предлагала Егору игры на разные зоны развития. Среди них были:
- рамки-вкладыши,
- паззлы,
- шнуровка,
- кубики из четырех частей,
- мемори,
- пинцет,
- карточки с рисунками, среди которых нужно было найти одинаковые,
- мозаика.
Были задания и другого рода: надуть щеки так же, как это делает педагог, показать пальчиками «козу», назвать эмоции детей на фотографии, прыгнуть на двух ногах несколько раз подряд, бросить и поймать мяч.
Все это позволило нейропсихологу оценить ребенка по трем сферам развития: интеллектуальной, физической и эмоционально-волевой
В конце Егору дали игрушки для свободной игры: машинки, паровозы, фигурки животных, — а родителям в это время нейропсихолог озвучила свои заключения.
Какие выводы можно сделать?
Специалист подтвердил, что наш ребенок развивается в полном соответствии возрасту, без перекосов в какую-либо сторону. Нам дали перечень игр, которые можно купить для дальнейших занятий, подсказали, чем можно заниматься всей семьей, чтобы это было одновременно и весело, и полезно.
Нейропсихолог особо подчеркнула, что в возрасте до трех лет ребенок развивается через движение, поэтому приоритет всегда стоит отдавать активным играм на свежем воздухе: бросать мяч ногами и руками, учиться попадать в кольцо, прыгать через препятствия, играть с кольцебросом, сбивать мячом кегли, осваивать мини-гольф и, конечно, забираться на всевозможные лестницы на детских площадках.
Активные игры на улице и бытовые навыки для детей раннего возраста важнее, чем развивающие занятия.
Одним из наших запросов было разобраться с капризным поведением сына и понять, что делать в ситуациях, когда он заставляет всех плясать под его дудку, а в ином случае пускается в истерики. Психолог заверила нас, что это нормальный тип поведения в его возрасте, более того — это связано с высоким интеллектом малыша, который уже в два года может строить в голове сценарии дальнейших действий и заставлять окружающих выполнять их. Даже если эти требования кажутся нам абсурдными (положить косточку обратно в черешню, кинуть на пол стул или вынуть изо рта съеденный пирожок).
Реагировать здесь можно по-разному: в случаях, когда у родителей есть желание и ресурс подчиниться, то мягко выполнить требованиях, в случаях же, если требования нарушают правила, установленные в доме, ваши собственные принципы или просто угрожают безопасности, — то твердо сказать «нет» и, не обращая внимания на возможные крики и истерики, сделать так, как нужно вам. Психике ребенка это не повредит, но поможет расставить границы в семье.
Последняя часть приема была посвящена нашим вопросам
Нейропсихолог разобрала конкретные ситуация, в которых мы не понимали, как вести себя, дала рекомендации по режиму дня и подготовке к детскому саду, разобрала спорные моменты, которые возникали в общении с ребенком прямо по ходу приема
В итоге я вышла из кабинета куда более уверенной мамой, чем была до диагностики. Получила четкий план действий на будущее, уверилась в том, что с ребенком все в порядке и он развивается полноценно и гармонично. И избавилась от чувства вины за слезы и истерики — теперь я знаю, как вести себя в таких ситуациях. И что на самом деле работать над личными границами теперь нужно мне, а не ребенку.
Фото на обложке отсюда
Источник
Сильные стороны и положительные качества ребенка
Отметьте качества, которые, по вашему мнению, наилучшим образом отражают природные способности, положительные черты характера и особые таланты ребенка. Запишите их в Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка, чтобы включить в свой план. Добавьте новые определения в перечень.
Визуальные способности
• черчение
• фотография
• запоминание деталей
• рисование
• живое воображение
• зрительное представление
• чтение карты
• ориентирование
• способность к творчеству
Логика и мышление
• способность к работе с компьютером
• организованность
• способности к решению задач
• абстрактное мышление
• математика и цифры
• логические игры
• расшифровка кодов
• здравомыслие
• способности к наукам
• сообразительность
• быстрая обучаемость
• острая память
• понятливость
• ум
Телесная сфера
• исполнительские наклонности
• вживание в роль
• гармоничность движений
• танцы
• сценическое мастерство
• какой-либо вид спорта
• физическая сила грациозность
• выносливость
• телесная гармония
• ловкость
• координация движений Музыкальные способности
• игра на музыкальных инструментах
• пение
• ритмика
• запоминание мелодий
• сочинение музыки
• чтение нот
• восприятие музыки
Личность и черты характера
• способность к творчеству
• инициативность
• целеустремленность
• терпеливость
• надежность
• отзывчивость
• смелость
• внимательность
• трудолюбие
• легкая приспособляемость
• добродушие
• ответственность
• благородство
• уверенность
• независимость
• аккуратность
• решительность
• правдивость
• проницательность нежность
• зрелость открытость
• расторопность
• оптимизм
• преданность
• серьезность
• честность
• дисциплинированность
• привязанность
• сила характера
• добросовестность
Социальные навыки
• дружелюбие
• лидерство
• стремление помочь
• добродушие
• увлечение спортом
• вежливость
• порядочность
• уступчивость
• умение быть в команде
• умение выполнять что-либо в коллективе
• умение делиться
• способность к сопереживанию
• чуткость
• способность к примирению
• веселость обаятельность
• способность к поддержке
• остроумие
• умение слушать
• привлекательность
Лингвистические способности
• чтение
• богатый словарный запас
• умение хорошо говорить запоминание фактов
• умение творчески писать
• поэзия
• диспуты
• умение шутить, смешить
• умение рассказывать
Внешность
• аккуратность
• привлекательность
• статность осанки
• особые черты
Отношение к природе
• склонность наблюдать
• любовь к животным
• любознательность
• любовь к туризму
• развивающее коллекционирование
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Положительные стороны греха
У гордости тысяча обличий, но самое искусное и самое обманчивое из них – смирение.
Франсуа де Ларошфуко
Выше мы разбирали, чем плоха гордость и чем так привлекательно смирение, но это был взгляд на предмет обсуждения лишь с одной стороны. Но,
Как воспитать положительные качества
Итак, что же нужно знать для успешного формирования тех качеств, которыми обладает ваш идеал?Ответ на этот вопрос хотелось бы начать с мудрого совета Алексея Максимовича Горького: «Когда природа лишила человека его способности
5. Положительные стороны застенчивости
Как и все в жизни, застенчивость имеет две стороны медали. Мы рассмотрели отрицательные стороны застенчивости, но, несомненно, у нее есть и свои плюсы. Часто родители застенчивых детей беспокоятся о том, найдут ли их дети свое место
Положительные стороны
• Такие люди привлекают внимание окружающих к потенциальным проблемам и опасностям, играя роль канареек в шахте. В старые времена шахтеры брали с собой под землю канареек в клетках, чтобы проверить качество воздуха. Если птица умирала, они
Положительные стороны
• Зависимый человек настолько полагается в своей жизни на других, что всегда готов на компромисс, и с ним легко договориться.• Он ценит окружающих и нуждается в их обществе (хотя и проявляет порой чрезмерную требовательность).• Он всегда согласен
Положительные стороны
• Как и те, кто страдает повышенной тревожностью, люди данной категории предвидят грозящие опасности, поэтому могут предупредить о них всех окружающих.• Зачастую они обладают прекрасными организаторскими способностями, хотя работать под их
Положительные стороны
• Перфекционисты обычно трудолюбивые и лояльные сотрудники. Они готовы работать сверхурочно и брать на себя дополнительные обязанности. Трудятся чрезвычайно производительно и обычно очень пунктуальны.• В доме у них все работает как отлаженный
Положительные стороны
• Пессимисты могут вовремя предупредить окружающих о надвигающихся неприятностях.• Порой они легче переносят трудности, потому что не ожидают ничего
Положительные стороны
• Такие люди заставляют окружающих следить за своими словами.• Если научить их немного большей сдержанности, они сумеют отстоять свои позиции.Ниже мы приводим несколько примеров поведения чрезмерно чувствительных людей.Работая в небольшом
Положительные стороны
• В залежах вещей у барахольщика всегда можно найти что-то полезное, например инструменты или нужные лоскутки материи.• Люди, изучающие историю своей семьи, очень ценят барахольщиков, потому что они никогда не выбрасывают семейные
Положительные стороны
Такие люди обычно очень трудолюбивы и хорошо подготовлены к
Положительные стороны
• Такие люди умеют постоять за себя.• Им не свойственны робость и покорность.• Они со всей страстью относятся к делу, которое их
Положительные стороны
• Действия таких людей довольно предсказуемы.• Они отличаются безусловной преданностью и
Положительные стороны
Собственники зачастую демонстрируют отличные навыки общения (но не длительных отношений) и обладают рядом других привлекательных черт. Чтобы угодить близкому человеку и добиться его расположения, они могут быть прекрасными
Положительные стороны
• Навыки стратегического манипулирования могут быть применены с пользой для дела.• Такие люди могут обладать хорошей наблюдательностью и аналитическим складом ума.• Они хорошо подмечают сильные и слабые стороны оппонентов, что может принести
Положительные качества личности
Вторая труба для отвода «жидкости» из «накопителя переживаний» — это положительные качества личности, такие как доброта, добродушие, веселость, оптимизм и т. п. Человек может быть очень привязан к чему-то земному, т. е. иметь множество
Источник