Роль изодеятельности в развитии ребенка

ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

     Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

     Ребёнок всё воспринимает по-своему, и процесс рисунка для него очень важен. Многие деятели науки и искусства очень трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не нарушать примитивную целостность и эстетического освоения мира, не навязать своё взрослое мироощущение.

     Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных учёных убедительно показали, что без целенаправленного руководства, понимания и поощрения со стороны взрослых, дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности.

Что делать? Очевидно, что руководить развитием детей в изобразительной деятельности необходимо. Но при этом педагогам и родителям надо найти золотую середину между беззаботным отношением детей к рисованию и овладением средствами изодеятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие. Требования к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения, к характеру взаимодействия педагогов с детьми, к среде развития ребёнка представлены в Государственном стандарте дошкольного образования.

     Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Это, прежде всего, познавательная деятельность. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Дети воспроизводят в своих работах то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы, но чаще появляются работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений даёт пищу работе воображения.

     Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания, и само содействует этому воспитанию.

     В процессе занятий по изодеятельности у детей воспитываются нравственно — волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца; во время создания коллективных работ у них воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства (чувство цвета, чувство ритма, чувство пропорции), содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Чем более осознанно начинает ребёнок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся чувства. Это позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями (радостный, изящный, праздничный и др.). Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления и находить образные выражения своих впечатлений в своих работах. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

     Известно значение игры в жизни ребёнка: «… В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности.» (С. Рубинштейн). Передавая в игре свои впечатления о жизненных ситуациях, дети заново переживают их и своё отношение к ним; при этом их впечатления углубляются, уточняются, осмысливаются по — новому. Это объединяет игру с процессом изобразительной деятельности, что и позволяет установить их взаимосвязь в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

     Процесс создания рисунка приближается у детей к игре — в начале они просто получают удовольствие от своих действий с изобразительными материалами. Но постепенно ребёнок начинает вкладывать в свою работу конкретное содержание. След на бумаге, вмятины на пластических материалах приобретают для него зрительное значение, а это положительно влияет на дальнейшее развитие в изобразительной деятельности. Ведь теперь ребёнок способен создавать образы, отражающие его отношение к окружающей действительности. Рисуя то, что его волнует и интересует, ребёнок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а не хранить их в себе.

Читайте также:  Таблица по речевому развитию ребенка

     Переживания детей могут быть связаны, в первую очередь, с наступившими в его жизни переменами — разлукой с родными и близкими, адаптацией к новым условиям жизни в детском саду. Эти эмоции не из радостных. Они травмируют детскую психику, и поэтому возможность переживать их в изодеятельности имеет терапевтический эффект и способствует успокоению ребёнка. Так же сильные чувства могут быть вызваны и новыми яркими впечатлениями (увиденная молния, движущийся поезд, новая игрушка и др.). Предоставив детям возможность рисовать то, что они хотят, можно обнаружить, что ничему специально не обучавшиеся дети точно и выразительно передают в рисунке характерные черты занимающегося их мысли предмета. Однако эта удивительная способность не распространяется на изображение других предметов — объектов. Причина в том, что предметы, постоянно занимающие или поразившие мысли и чувства ребёнка, как бы стоят у него перед глазами. Поэтому неожиданно выразительно изображая их, он не в состоянии изобразить ничего другого без специального обучения. Это происходит по следующим причинам:

  1. Без внимания и поощрения со стороны взрослых дети быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами. А это значит, что не будет реализовано их возрастное стремление к самостоятельности, активности, направленное на познание окружающей действительности.
  2. От степени элементарной подготовленности детей зависит своевременное начало развития их творчества на следующих возрастных этапах. Известный отечественный художник-график В.А.Фаворский писал:«Было бы чрезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоёванных ребёнком.»

     Рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Самоценным является не конечный продукт- рисунок, а развитие личности (формирование уверенности в себе и своих способностях, целенаправленность деятельности).

     Выдающийся русский скульптор А.Голубкина писала:«…так как руки, глаза, чувства, мысли у каждого свои, не похожие ни на кого другого, то и техника не может не быть индивидуальной, если не вмещать в неё постороннего, обезличивающего. Раскованное воображение отучает от механического копирования. Благодаря ему ребёнок раскрепощается, и появляется в композициях то сокровенное, что является самобытным, личностным в даровании и творчестве художника.»

Источник

Лариса Гурок
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей дошкольного возраста

«Художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт произведение искусства».

В. Г. Злотников

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики, креативного и когнитивного мышления в восприятии окружающего мира. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном и ассоциативном развитии ребенка.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей.

Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.

Первые изобразительные занятия с ребенком начинаются с рисования цветными карандашами. Ребенку недостаточно просто дать чистый лист бумаги. Ему нужна ваша помощь в поисках замыслов и их развитию. Чтобы ребенок обращал внимание на красоту окружающей природы, на прогулках следует обращать внимание на красоту неба, деревьев, цветов в соответствии со временем года (презентация «На дворе гуляет осень»).

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации и оригами, конструированию способствует умственному, нравственному, художественно-эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

О значении рисования для умственного развития писал М. И.Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета».

Читайте также:  Значение ощущений для развития ребенка

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Так, ребенок увеличивает размеры командира, идущего впереди войска, чтобы показать его значительность; любимые предметы раскрашивает в яркие цвета и т. п. Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т. п. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы.

В процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, креативность, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей (приложение-презентация).

В некоторых случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать, приходить на помощь друг другу. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности, креативно-ассоциативное восприятие мира.

Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию, лепке и т. п. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления — яркой картинки, книжки, игрушки, праздничного пейзажа. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.

Нередко толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими или занимающимися лепкой, конструированием, оригами. Процесс создания взрослыми ярких образов в рисунке, лепке, живописи производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы.

И как указывает Б. В.Иогансон:

«Способности человека ждут только толчка, чтобы человек ясно почувствовал свое призвание».

Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога (Приложение 16. Работы педагога).

Организация и оборудование занятий также должны способствовать эстетическому и креативно-ассоциативному воспитанию детей.

Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок,аккуратное расположение материалов: карандаши аккуратно отточены, бумага нарезана ровными листами. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы было удобно и легко ими пользоваться. Подносы для красок или обрезков бумаги, стаканы с карандашами или кистями необходимо красиво оформить. Такая обстановка вызовет у дошкольников желание заниматься, они будут стараться сохранить и поддержать красоту и порядок (приложение-презентация).

Наглядные пособия выполняются на высоком художественном уровне. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Читайте также:  Если ребенок отстает в речевом развитии

Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статическим положением и определенной позой.

Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей, а также способствуют креативно –ассоциативному восприятию дошкольником окружающего мира по законам красоты

Источник

Оксана Ангелова
Роль изобразительной деятельности в жизни ребенка

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте ребенка. Рисование-это один из важных средств в познании мира,развитии знаний эстетического восприятия,так как непосредственно связано с творческой самостоятельно-практической деятельностью дошкольника.

Обучение ребенкав дошкольном возрасте рисованию предлагает две задачи:

-сформировать изобразительные навыки и умения;

-пробудить у ребенка эмоциональную отзывчивость к окружающему миру,родной природе,семье.

Изобразительная деятельность является самым доступным видом творчества ребенка. Это самый первый вид,который осваивает маленький человечек. Ребенок не может еще ни читать,ни писать,но уже с удовольствием на бумаге вырисовывает каракули. Если поддерживать и направлять ребенка в этом занятии,можете добиться развития тела,души,ума. «Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев. От пальцев,образно говоря,идут тончайшие нити-ручейки,которые питает источник творческой мысли. Другими словами,чем больше мастерства в детской руке,тем умнее ребенок«,-утверждал В. А Сухомлин. Поэтому так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельности. Важно научить детей видеть прекрасное,богатство и красоту природы,ценить различные произведения искусства. Так же в процессе рисования развивается зрительно-двигательная координация,ручная умелость к письму.

На занятиях по изобразительной деятельностиу детей развивается речь: название и усвоение форм,цветов и их оттенков,пространственных обозначений,способствует обогащению словаря.

В процессе изобразительной деятельности сочетается физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок,необходимо приложить максимум усилий,овладеть определенными усилиями. Занятия в детском саду по изобразительной деятельности является важным средством для всестороннего развития дошкольника. Занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, способствует нравственному,умственному, физическому и эстетическому воспитанию ребенка. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это, конечно же знакомство со свойствами материала (карандаши, краски, бумага, глина и т. д) ,познание связи действий полученным результатом.

Обобщая опыт по исследованию становления изобразительной деятельности Л. С Высотский,выделяет 4 степени развития детского рисования:

-первая ступень рисования головоногое : схематическое изображение, выполненное по памяти ребенка, очень далекое от реальной передачи объекта.

-вторая ступень возникающего чувства-формы и линии, когда в рисунках передаются формальные взаимоотношения частей при сохранении схематического изображения.

-третья ступень правдоподобного изображения,при котором исчезает схема, рисунок приобретают вид силуэта или контура.

-четвертая ступень пластического изображения, проявляется у детей с 11-13 лет, когда ребенок в состоянии передать в рисунке особенности светотени, перспективы, движения и т. д.

Считается,что в 4-5 лет начинается стадия рисования по наблюдению. Например,Н. М Сокольников,В. С Кузин и многие другие авторы считают,что занятия по изодеятельности имеет большое значение для развития познавательной активности,эстетического и нравственного воспитания дошкольников. Как указывает Е. А Рожкова,качество детского рисунка заключается в том,что в них запечтлена душа ребенка,очарованная окружающим миром.

Изобразительная деятельность детей,к настоящему времени изучена достаточно широко. К концу 3 года жизни,ребенок проявляет большой интерес к изобразительной деятельности,понимая,что в рисунок он может воплотить любое содержание. Под руководством взрослого,овладевая элементарной техникой работы с карандашом, красками, кистью,у ребенка получаются достаточно смелые, свободные и уверенные работы. Малыш самостоятельно и смело рисует,такое чувство надо всячески поддерживать,развивать. Это важное условие для предпосылки творческого проявления ребенка в изобразительной деятельности.

Во время рисования происходит высвобождение накопившейся творческой энергии у ребенка, уравновешивается чувства и разум

Источник