Сикорский о развитии ребенка

Сикорский о развитии ребенка thumbnail

Рари­тет­ное изда­ние 1902 года доно­сит до нас  рус­ский доре­во­лю­ци­он­ный взгляд на вос­пи­та­ние  ребенка  в семье и в школе одного из вид­ных уче­ных  того вре­мени Ивана Сикор­ского. Доре­во­лю­ци­он­ный – не зна­чит уста­рев­ший: в книге мы можем почерп­нуть мно­гое новое и изме­нить угол зре­ния на хорошо зна­ко­мое старое.

О книге

Воз­можно, вы согла­си­тесь с нами – откры­вая эту без пре­уве­ли­че­ния ста­рин­ную книгу, кото­рой больше века,  и вчи­ты­ва­ясь в непри­выч­ный текст с доре­во­лю­ци­он­ной орфо­гра­фией, вскоре вы пере­ста­ете чув­ство­вать с авто­ром вре­мен­ную дистанцию.

Все, что пишет  о детях Сикор­ский, сего­дня зву­чит очень акту­ально, совре­менно и даже… по-новому. Почему?

Потому что это не поверх­ност­ный под­ход к вос­пи­та­нию  малень­кого чело­века, а глу­бо­кий, осно­ван­ный на вере во Хри­ста и во всем иду­щий от при­роды дет­ской души, а душа  эта – по при­роде христианка.

Это попу­ляр­ное изда­ние, поэтому книга напи­сана очень доступ­ным и изящ­ным язы­ком,  автор нашел вер­ный тон с чита­те­лем и гово­рит с ним как с дру­гом. Доб­рый раз­ме­рен­ный раз­го­вор настра­и­вает на дове­ри­тель­ность –  выводы дела­ются нена­вяз­чиво, дели­катно, с огром­ным чело­ве­че­ским и науч­ным так­том. Сло­вом, читать такой текст не только полезно, но и при­ятно – за ним чув­ству­ется береж­ное отно­ше­ние  пси­хо­лога и педа­гога к ребенку и его хруп­кому и тон­кому душев­ному миру.

Изда­ние пре­красно орга­ни­зо­вано и имеет чет­кую структуру.

Книга вышла в Санкт-Петер­бурге, в типо­гра­фии Ста­сю­ле­вича, и, как зна­чится на изда­нии, доз­во­лена цен­зу­рой  в 1902 году. Она  издана в серии «Энцик­ло­пе­дия семей­ного вос­пи­та­ния и обу­че­ния», ини­ци­а­тор изда­ния – «Роди­тель­ский кру­жок» при педа­го­ги­че­ском музее выс­шего учеб­ного заве­де­ния в север­ной столице.

Немного об авторе

Иван Алек­се­е­вич Сикор­ский (1842–1919гг.)

В Рос­сии при­об­рел извест­ность тем, что пер­вым  экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал в обла­сти педа­го­ги­че­ской психологии.

В Рос­сий­ской Импе­рии имя Сикор­ского было хорошо известно  – в науч­ных кру­гах  его знали как док­тора меди­цины  и пси­хи­атра, педа­гога и психолога.

Ивана Алек­се­е­вича  инте­ре­со­вал широ­кий круг вопро­сов – как соче­тать раз­лич­ные виды вос­пи­та­ния для гар­мо­нич­ного раз­ви­тия детей, как вза­и­мо­дей­ствуют  «душев­ные» сферы чело­века – воле­вая, интел­лек­ту­аль­ная, эмо­ци­о­наль­ная, и мно­гое другое.

И. Сикор­ский уве­ренно заяв­лял, что, чем меньше ребе­нок, тем серьез­нее вли­яют на него ошибки в вос­пи­та­нии.  По его мне­нию, все чело­ве­че­ские поступки и дей­ствия чело­века  зави­сят от стра­стей, побуж­де­ний и разума, и ребе­нок с мла­ден­че­ства учит ими управ­лять, чтобы под­чи­нить свои стра­сти, чув­ства и инстинкты воле и разуму.

А затем  в про­цессе взрос­ле­ния от душев­ного раз­ви­тия перейти и на более высо­кий – духов­ный уровень.

Во всех науч­ных взгля­дах и лич­ных убеж­де­ниях Сикор­ского про­гля­ды­вает его глу­боко хри­сти­ан­ское миро­воз­зре­ние. Именно поэтому мы и реко­мен­дуем его книгу к про­чте­нию – по сути, квинт­эс­сен­цию  мно­гих его фун­да­мен­таль­ных трудов.

Могут ли ум и чув­ства удер­жать чело­века от зла и греха, если  у него не раз­вита воля?  Оче­видно, нет – счи­тает автор. Поэтому вос­пи­та­ние воли ребенка – задача первостепенная.

Знакомясь с изданием и другими работами автора, 

мы выбрали лучшие цитаты И. А. Сикторского о воспитании

О воле

“…Без над­ле­жа­щего раз­ви­тия воли нет дея­тель­но­сти, нет плана – чело­век топ­чется на одной точке, и вме­сто бод­рой жизни в его душе насту­пает цар­ство нытья и вздо­хов от созна­ния сво­его бес­си­лия – того роко­вого бес­си­лия в борьбе со злом, кото­рое столь нередко при­во­дит чело­века к самоубийству”.

“В ряду душев­ных спо­соб­но­стей воле, по спра­вед­ли­во­сти, должно быть отве­дено пер­вое место; она состав­ляет заклю­чи­тель­ную, можно ска­зать, глав­ней­шую сто­рону душев­ной жизни и явля­ется истин­ной осно­вой характера».

«Зна­че­ние чело­века изме­ря­ется тем, что он осу­ще­ствил, но не тем, о чем он думал. Гени­аль­ные люди обык­но­венно успе­вают испол­нить про­грамму своей жизни; обык­но­вен­ные люди имеют много доб­рых наме­ре­ний, но немно­гие из них осу­ществ­ляют по при­чине недо­ста­точ­ного раз­ви­тия воли. Таким обра­зом, вос­пи­та­ние воли должно состав­лять одну из важ­ней­ших задач вос­пи­та­ния человека”.

Об умственном и нравственном развитии 

«Уже с самого ран­него дет­ства пси­хи­че­ская жизнь ребенка раз­де­ля­ется на два круп­ных русла или тече­ния – умствен­ного и нрав­ствен­ного… раз­ви­тия сил дитяти, хотя оба русла идут близко, но они ясно раз­де­лены одно от дру­гого… Однако же, с тече­нием вре­мени, в осо­бен­но­сти к концу отро­че­ского пери­ода… оба русла заметно сбли­жа­ются, а с наступ­ле­нием юно­сти умствен­ное и нрав­ствен­ное раз­ви­тие сли­ва­ется в один общий про­цесс выс­шего духов­ного роста…»

Что влияет на душу ребенка

«…Окру­жа­ю­щая дитя при­рода, и люди, и вся семей­ная атмо­сфера… ока­зы­вают боль­шое вли­я­ние на пла­стич­ную отзыв­чи­вую душу».

О правильной оценке качеств ребенка

«Семей­ное вос­пи­та­ние имеет своё высо­кое зна­че­ние в том отно­ше­нии, что в интим­ном мире семьи все осо­бые досто­ин­ства и черты юного суще­ства встре­чают вер­ней­шую оценку и луч­шее понимание.

Инди­ви­ду­аль­но­сти дитяти никто не оце­нит так, как то делают люди близ­кие. С дру­гой сто­роны, никто не может так верно оце­нить недо­стат­ков и отри­ца­тель­ных сто­рон в детях, как это могут сде­лать посто­рон­ние, – что в осо­бен­но­сти доступно школе. Роди­тели… должны отне­стись вдум­чиво и с доб­рой сове­стью и к тому, и к дру­гому источ­нику озна­ком­ле­ния… со сво­ими детьми»

О долге родителей

«Детей необ­хо­димо знать, и это пер­вый долг роди­те­лей; зна­ние ука­жет путь здо­ро­вого воспитания».

«Поста­ра­емся сде­лать наших детей здо­ро­выми, умными и доб­рыми. Это – достижимо».

О  детских капризах

“Когда ребе­нок каприз­ни­чает, то в этом слу­чае вопрос идет для него не столько о дости­же­нии какой-либо цели… испол­не­нии какого-либо опре­де­лен­ного жела­ния, сколько об отста­и­ва­нии пер­вого встреч­ного душев­ного дви­же­ния сво­его, при пол­ном неже­ла­нии упо­тре­бить в дело тор­мо­зя­щее дей­ствие воли.

Таким обра­зом, капризы детей пред­став­ляют собою их поединки с взрос­лыми… Упор­ство капри­зов должно открыть глаза роди­те­лей на дей­стви­тель­ное поло­же­ние вещей…

Если волю ребенка рано раз­ви­вали, если он обу­чился тор­мо­зить свои аффекты, то капри­зов почти не бывает; а если они и слу­ча­ются изредка, то роди­те­лям не при­хо­дится бороться с ними, так как они ничтожны, и их можно в таком слу­чае про­сто игнорировать”.

О  русском характере

В заклю­че­ние отме­тим  – И. А. Сикор­ского инте­ре­со­вала не только дет­ская пси­хо­ло­гия, но  и душев­ное миро­устрой­ство рус­ского чело­века в целом, вклю­чая то, что сего­дня назы­вают мод­ным сло­вом  «мен­та­ли­тет».

Раз­мыш­ляя о при­роде рус­ской души,  пси­хо­лог утвер­ждал, что самые яркие  рус­ские душев­ные черты – это тер­пе­ние, уме­ние пере­но­сить скорби,  про­яв­ле­ние вели­ко­ду­шия  и духов­ной высоты во время  несчастий.

И это не  отвле­чен­ные раз­мыш­ле­ния фило­соф­ству­ю­щего интел­ли­гента, но пси­хо­ло­ги­че­ский потрет, состав­лен­ный извест­ным уче­ным, при­чем на основе его мно­го­лет­него труда.

Рус­ское сми­ре­ние – сто­и­че­ское, рус­ская воля – силь­ная, так как оди­на­ково умеет подав­лять стра­да­ние, будь оно душев­ным или телесным.

Сло­вом, обоб­щая ска­зан­ное – рус­ский чело­век   так устроен внутри, что готов  мно­гое пре­тер­петь и достойно поне­сти свой крест.

Так что, по Сикор­скому, пони­мая силу нашего наци­о­наль­ного харак­тера и его осо­бен­но­сти, можно вос­пи­тать насто­я­щего христианина.

Вме­сте с вами изу­чала книгу И.А. Сикор­ского Вален­тина Киденко

Фото из откры­тых источников

И. А. Сикор­ский – «Об умствен­ном и нрав­ствен­ном раз­ви­тии и вос­пи­та­нии детей»

Источник

Одним из пионеров изучения развития речи у детей раннего возраста в России явился И. А. Сикорский (1845–1918). Имя его фактически было предано забвению из-за общественной деятельности,
подвергшейся критике со стороны социал-демократов. Известный киевский профессор, доктор медицины, психолог, психиатр, педагог не менее четверти века посвятил изучению природы детей.

Читайте также:  Шкала развития ребенка бейли

   С помощью методов наблюдения, эксперимента ученый создал целостную картину хода развития речи у ребенка. Он провел тщательные наблюдения за развитием собственных детей, за развитием
детей Петербургского воспитательного дома, за новорожденными в Надеждинском родовспомогательном заведении. Свои данные он сопоставил с результатами ведущих зарубежных ученых. В первую очередь с
выводами В. Прейера, представленными в его знаменитой «Душе ребенка». Первым русским переводчиком этой монографии явился сам И. А. Сикорский.

   Экспериментальные исследования И. А. Сикорского не получили широкого отклика в русской науке того периода. Зато были подхвачены на Западе (В. Лай, А. Бине и др.).
Благодаря идеям И. А. Сикорского, возникло активное стремление связать с экспериментом педагогический процесс, т. е. создать качественно новую науку о воспитании и обучении детей.

   Теоретические основы процесса развития детской речи ученый раскрыл в работах «О развитии речи у детей» (1881), «Воспитание в возрасте первого детства» (1884), «О постановке
преподавания и воспитания сообразно естественному ходу умственного развития» (1900), «Ход умственного и нравственного развития в первые годы жизни» (1901), «Душа ребенка с кратким описанием души
животных и души взрослого человека» (1911). В его концепции представлена целостная картина хода развития речи с первых простейших движений еще пока бессловесного существа и до полного развития
сложных, удивительных движений, из которых состоит слово.

   Ученый создал классификацию особенностей детской речи, показал отличие детской речи от речи взрослого человека. При этом он опирался на знания физиологии. Прежде всего детская речь
не содержит в себе многосложных слов, а состоит из односложных или двухсложных комбинаций. Например, мальчик называл молоко — ко, девочку — мо; тот же мальчик вместо прощайте —
говорил: тяте; девочка называла сапоги — поки.

   Вторую особенность детской речи составляет элементарная структура слогов. Детский язык не выдерживает в слоге двух или трех согласных подряд, а допускает только один согласный
звук
в качестве представителя целого слога, из скольких бы звуков он
в действительности не состоял. Так, мальчик говорил вместо: стол — тол, печка — пека.

   Следующая особенность детской речи — неясность и неотчетливость отдельных звуков в смысле специализированного говора взрослых. Для детей характерна всеобщая мягкость детских
консонантов, особенно язычных. Ребенок говорит скорее вместо: дадут чаю — дядют цяю.

   Характерной особенностью детской речи является замена одних звуков другими. Например, вместо: крестик — тестик; стакан — какан.

   Наконец, одну из редких особенностей детской речи представляет перемещение слогов слова. Например, ребенок говорит вместо: воробышек — балёвышек; говорить — галавить.

   Отличие детской речи от речи взрослого человека И. А. Сикоркий находил не только в физиологии. В своем исследовании детской речи он опирался на эксперимент. На этом
основании ученый выделил два типа детской речи. Одни дети по преимуществу останавливаются на тщательном изучении звуков слова и метко схватывают и запоминают один или несколько звуков. Эти звуки
служат для них представителем целого, иногда длинного слова. Так, ребенок говорит: мо или моко — вместо молоко; гла — вместо глаза.

   Другие дети схватывают слоговый состав слова, мало обращая внимания на ознакомление с звуком. Слова, произносимые этими детьми, точно отвечают по количеству слогов словам взрослых,
но по составу звуков чрезвычайно отличаются от них. Например, ребенок говорит: какой киску — вместо закрой крышку; нанаик — фонарик. В связи с этим ученый обращал внимание педагогов
на то, что дети уже очень рано специализируются: одни по преимуществу изучают звуки, другие — слоговую структуру слов. При этом одна речь не имеет преимуществ перед другой, фонетика одинаково
трудна для детей обеих категорий.

   И. А. Сикорский показал, что речь является результатом совместной деятельности трех различных механизмов: 1) дыхательного, 2) голосового, 3) членораздельного. Из них
вокальный и дыхательный являются вполне координированными уже в момент первого вздоха ребенка. Два же других механизма — артикуляторный и дыхательный (насколько последний входит в состав речи) —
находятся в это время в совершенно рудиментарном состоянии. Для будущей речи необходимо развитие этих механизмов и взаимная координация их между собой и с механизмом голосовым. Взаимная
координация их совершается постепенно, в течение весьма долгого времени. Она остается далеко незаконченной в течение всего второго и иногда третьего года жизни ребенка. При этом исследователь
опирался на учение о локализациях, широко известное в XIX веке.

   Ученый сделал убедительный вывод о том, что развитие речевого центра имеет важное педагогическое значение. Речевой центр объединяет деятельность высших ассоциативных областей
головного мозга (затылочно-теменного и лобного) и является при посредстве условных символических движений материальным выразителем процессов, совершающихся в этих областях. Кроме того, центр речи
служит проводником, при помощи которого работа из одних территорий мозга передается в другие.

   В ходе развития речи у ребенка И. А. Сикорский различал два периода. В первом периоде происходит развитие подражательной речи — оно идет рефлекторно. Таким путем возникают
вначале отдельные звуки, а с 3–4 месяцев появляются группы звуков в форме причудливых слоговых комбинаций.

   На втором году жизни возникают первые преднамеренные комбинации звуков. Их появление ученый связывал с зарождением сознания и появлением волевых движений. Причем речевые продукты
этого периода более несовершенны, нежели образцы, которые возникали в период подражательной речи. Этот факт И. А. Сикорский объяснял тем, что речевое развитие теперь исходит из другого
источника, из другого отдела головного мозга.
В этот период должны установиться постепенно ассоциации между весьма многими центрами и центром речи. В этом утверждении ученого мы видим влияние ассоциативной психологии, получившей широкое
распространение в то время. В связи с этим внимание ученого было обращено на сложный путь, который проходит ребенок в изучении фонетики речи.

   Этот путь запечатлевается удивительным образом в детских словах. Словесное развитие ребенка ежедневно обогащается новыми словами, составленными по фонетическим требованиям данного
периода. Вместе с тем продолжают существовать слова раннего происхождения, которые в виде живой традиции переходят изо дня в день, от одной фазы развития к другой. Рядом со словами довольно
совершенной конструкции в живом детском языке встречается много продуктов несовершенного фонетического творчества. И ребенок время от времени делает реформы в своем лексиконе и преобразовывает
старые слова сообразно требованиям текущего периода развития его речи. Однако в своих преобразованиях ребенок вносит новые формы и правильно, и невпопад. Лучше всего создание детьми новых фонем
показать на конкретных примерах, которые приводились ученым. Так, выучившись произносить звуки ш и р, ребенок не только преобразовывает свое прежнее — голящая кася в
горячая каша, но в то же время начинает нередко говорить шад, рампа вместо правильного выговора сад, лампа, который он уже давно практиковал. Такой характер
словесного развития служит источником разнообразия детской речи, пестрого смешения прочных, устойчивых форм с произвольными и непонятными сразу исключениями. Но постепенно речь ребенка
наполняется смыслом и строгой последовательностью звукового и артикуляционного развития.

   Обращал внимание И. А. Сикорский на некоторые отклонения в ходе развитии речи, которые приводят к патологиям. К таким патологиям он относил шепелявость, косноязычие и им
подобные болезни. Эти нарушения связаны с недоразвитием или приостановкой развития тех или иных артикуляторных движений. При нормальном ходе развития речи неправильные артикуляторные движения
являются промежуточными переходными формами между первоначальным и окончательным артикуляторным движением.

   Итак, новые знания о природе развития речи у детей обогащали традиционную педагогику, раскрывали процесс изменения от традиции к инновации, побуждали к созданию качественно новой
науки о детской речи. Еще один важный вывод, к которому приходил ученый, сложность педагогического решения данной проблемы требует обращения к смежным наукам: физиологии, психологии,
экспериментальной педагогике и филологии.

Читайте также:  Цитата о значении развития речи у ребенка

Литература

Сикорский И. А. О развитии речи у детей // Ежед. Клинич. Газ., изд-во Боткина, 1881.

Сикорский И. А. Воспитание детей младшего возраста. СПб,1884.

Сикорский И. А. Ход умственного и нравственного развития в первые годы жизни. Киев,1901.

Сикорский И. А. Душа ребенка с кратким описанием души животных и души взрослого человека. Киев, 1911. 

Источник

Игорь Иванович Сикорский Игорь Иванович Сикорский Игорь Иванович Сикорский (1889–1972 г.г.) – великий русский, а после революции – и американский авиаконструктор. Он создал первый в мире четырехмоторный самолет («Русский витязь»), первый тяжелый бомбардировщик и пассажирский самолет (знаменитый «Илья Муромец», 1914): так русский авиатор положил начало целому направлению мировой авиации – тяжелому самолетостроению. Работы Сикорского в эти годы запустили первое в мире серийное производство самолетов. За свою непростую жизнь он создал еще многое и многое «первое в мире», в том числе первым разработал и стал производить вертолеты. И, кроме того, Игорь Сикорский писал очень серьезные работы на философские и даже богословские темы.

«Нестандартное мышление молодого инженера и конструктора, незаурядные способности летчика-испытателя видеть все преимущества и недостатки машины, склонность к анализу и обобщениям, редкая способность принимать смелые решения вопреки мнению маститых ученых, упорство, энергия и огромное трудолюбие, полная самоотдача и преданность небу позволили И. И. Сикорскому в течение нескольких десятков лет быть в первых рядах творцов передовой авиационной техники», – пишет биограф авиаконструктора[1].

Русский авиатор положил начало целому направлению мировой авиации – тяжелому самолетостроению

Как же маленький мальчик Игорь, младший из пяти детей своих родителей, дошел до жизни такой? Как он смог стать человеком с этим «нестандартным мышлением», способным принимать «смелые решения», откуда у него такое «трудолюбие» и «самоотдача»? Откуда редкая ныне разносторонность: и потрясающие способности в области технической, и выдающиеся – в области гуманитарной?

Вряд ли можно ответить на эти вечные риторические вопросы. Личность человека формируется под влиянием огромного количества факторов, большая часть из которых неподвластна человеческому контролю. И тем не менее есть и такие вещи, на которые можно повлиять, в первую очередь – с помощью воспитания, которое начинается с появления малыша на свет. По крайней мере в это верил, на этом настаивал отец Игоря Ивановича Сикорского.

Отец семейства Сикорских

Иван Алексеевич Сикорский, отец Игоря Сикорского Иван Алексеевич Сикорский, отец Игоря Сикорского Отца будущего авиаконструктора звали Иван Алексеевич Сикорский (1842–1919 г.г.). Он был всемирно известным ученым, психиатром, педагогом, доктором медицины, профессором Киевского университета им. Св. Владимира. В 1904-м г. отец тогда еще начинающего авиаконструктора основал в Киеве Врачебно-педагогический институт для умственно отсталых детей, а в 1912-м г. — первый в мире Институт детской психопатологии. В его деятельности «высочайшая культура, незыблемые моральные принципы и глубокий профессионализм естественно сочетались с логически осознанным патриотизмом, который воспринимался как триединство Православия, Царя и Отечества»[2].

В России конца XIX – начала XX века, во все время правления Государя Николая II, в самых разных формах, и на государственном, и на частном уровне, активно обсуждался и определял реальную жизнь вопрос о самом тесном взаимодействии науки и семьи, семьи и школы. Знаменитый Петроградский родительский кружок, расцвет феномена детской книги, реформы Николая II – все из этой серии. «Семейное воспитание» называли тогда «новооткрытой областью научной педагогики»[3]. Здесь не было противопоставления семьи и школы. Это о другом: о том, что родители – первые и главные учителя своих детей.

Совсем не обязательно единственные, но – главные, и – учителя.

Родители – первые и главные учителя своих детей

Для того чтобы помочь родителям осознать и освоить эту роль, в Санкт-Петербурге с 1898 года лучшие специалисты Российской Империи регулярно выпускали небольшие брошюрки «Энциклопедии семейного воспитания и обучения». И одним из активных участников этого движения, одним из авторов этой Энциклопедии был как раз отец будущего авиаконструктора – профессор Иван Алексеевич Сикорский.

Но не только этот проект, но и многие другие работы Ивана Алексеевича посвящены воспитанию детей. Эти работы были популярны далеко за пределами России, переводились на английский, немецкий и другие европейские языки. Самая известная его книга по педагогике и психологии – «Душа ребенка» – в одной Германии переиздавалась больше 14 раз.

Конечно, за прошедшие полтора столетия и медицина, и психиатрия, и психология, а за ними и педагогика ушли довольно далеко, и некоторые идеи доктора медицины Сикорского довольно сомнительны или явно неактуальны. Но, как бы то ни было, в его работах есть как минимум одна уникальная, бесценная вещь: это книги о том, как было устроено воспитание в семье Сикорских. Ведь это книги о том, какими взглядами руководствовался отец будущего авиаконструктора: Иван Алексеевич постоянно апеллирует к собственному опыту, говорит о том, как он сам воспитывал своих пятерых детей. Почти на каждой странице его научных трудов – ненаучное, милое: «мой мальчик», «моя девочка».

Описание педагогических принципов и приемов этого философа, врача и педагога – работа огромная, потянет на монографию. А здесь мы просто посмотрим на некоторые интересные моменты этой большой истории.

Единство и целостность в воспитании

Книги проф. И.А. Сикорского Книги проф. И.А. Сикорского

Отец семейства Сикорских в своих работах показывал родителей как воспитателей, «заботников» о детях.

«Семейное воспитание, – писал он, – имеет свое высокое значение в том отношении, что в интимном мире семьи все особые достоинства и черты юного существа встречают вернейшую оценку и лучшее понимание»[4].

Педагогические и даже специальные научные тексты профессор Сикорский адресовал не только профессионалам, но также родителям: и отцам, и матерям[5].

Иван Алексеевич призывает родителей

«наблюдать и открыть психологические особенности каждого юного существа и сообразно этому вести воспитание, стараясь в то же время содействовать развитию тех сторон, которые слабее намечены, чтобы таким образом придать гармоничную цельность душе ребенка»[6].

Вообще, по мысли Сикорского, воспитание ребенка, как и самовоспитание, должно стремиться к «идеальной полноте духа»[7].

По мысли Сикорского, воспитание ребенка должно стремиться к «идеальной полноте духа»

Об этой цельности профессор Сикорский говорит и в другой книге, формулируя задачу воспитания детей: «придать возможную цельность и полноту умственному и душевному складу», чтобы у ребенка не развивалась «умственная односторонность». Наблюдать за своими детьми, выявлять и устранять подобную односторонность, по мнению Ивана Алексеевича, – одна из «важнейших сторон» родительского долга[8].

Сам отец семейства Сикорских был внимателен к своим детям, был, как сейчас это называют, «вовлеченным» родителем, соединяя родительскую заботу и свои психолого-педагогические исследования. Он вел «дневники наблюдения» за своими детьми с первых дней их жизни. Каждый этап развития ребенка, нюансы поведения каждого из детей тщательно анализировались[9]. Здесь, как и везде, Сикорский одновременно и ученый, и любящий отец, и его наблюдения за детьми – удивительно теплые, заботливые, я бы сказала – тактичные. Мне кажется, «тактичность» можно назвать одной из особенностей педагогики И.А. Сикорского.

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка методические рекомендации

Развитие высших чувств

Одно из важнейших отличий человека от животного – это свойственные человеку «высшие чувства», которые профессор Сикорский в свою очередь подразделяет на эстетические, интеллектуальные и нравственные. По мнению отца семейства Сикорских, родители должны целенаправленно развивать «высшие чувства» в своих детях.

«Чувство стоит во главе душевных процессов, и всякое понижение чувства, даже простое неупражнение его, грозит человеку опасностью психического замедления, психической остановки или регресса… Мы отметим лишь три важнейшие последствия упадка чувства; они состоят:

1) в упадке идеализма и идеальных стремлений общества;

2) в упадке воспитательного воздействия старших поколений на младшие – отцов на детей,

и, наконец,

3) в нарастании количества преступлений и самоубийств»[10].

Сикорский о развитии ребенка Как же профессор Сикорский предлагал воспитывать и упражнять эти чувства в маленьких детях?

«Для развития в детях высших чувств необходимо рано показывать им серьезные стороны жизни, не держа их на одних забавах и удовольствиях. Развитие высших чувств (терпения, кротости, незлобия, великодушия и т.п.) должно быть предметом серьезных забот в этом периоде жизни ребенка <от второго до шестого года жизни>. Без сомнения, единственным верным средством – развить эти чувства в детях – может быть только пример, показываемый старшими, но не проповеди и нравоучения. Последние очень опасны и ведут к резонерству детей, то есть к рассудочному, холодному пониманию форм чувства, но не насаждают самого чувства в сердце дитяти»[11].

Но кроме примера необходимо «наставление словом и делом»:

«Полезно иногда обыденные случае обращать в поучение детям… Однажды, гуляя в саду, я заметил ежа, упавшего в яму, приготовленную для посадки дерева. Бедное животное, по-видимому, уже давно попавшее в яму и истомленное попытками выбраться из нее, впало в состояние панического страха при моем приближении. Я пригласил своего сына, мальчика пяти лет, и рассказал ему факт, пояснив, что животное боится, как бы мы его не убили, но мы – сказал я – наоборот, должны спасти ему жизнь. И ‟я приглашаю тебя, – продолжал я серьезно говорить мальчику, – помочь мне спасать жизнь ежу”… Бедный пленник был выпущен на свободу, но прежде, чем это совершилось, я обратил внимание своего сына на то, как еж тяжело дышит от страха… Мальчик был тронут, добивался, как бы объяснить животному наши добрые намерения. Пользуясь возвышенным настроением ребенка, я выяснил ему беспомощность животных… и долг человека помогать всегда животным и людям в их бедствиях»[12].

В своих детях отец семейства Сикорских воспитывал такие чувства, как «виновность» и «стыд», «чутье правды и долга», «чувство благоговения». «Религиозное чувство», по мнению профессора Сикорского, также играет важную роль в гармоничном развитии личности ребенка:

«Развитие религиозного чувства является… самым естественным психологическим фактором духовного прогресса, который начинается в детском возрасте»[13].

Творчество и прочее креативное мышление

«Воспитание чувств» – мотив для современной педагогики необычный. А вот о творчестве или, как принято сейчас выражаться, о «креативности», говорят много. Но наши слова – теория, а слова Ивана Алексеевича Сикорского – теория, подтвержденная жизнью. Ведь у него действительно получилось стимулировать, раскрыть и направить творческие силы своих детей.

Отец семейства Сикорских очень внимательно наблюдал за тем, как играют его маленькие дети. При этом практикующий врач и вузовский преподаватель находил время и возможность самому изготавливать игрушки для детей:

«В вопросе содействия умственному развитию дитяти в начале первого года жизни мы лично следовали такой практике. Уловив, чем ребенок занимается, мы, ни на что не наводя его и не наталкивая, старались уразуметь скрытый психологический смысл в поисках и стремлениях дитяти и… пытались сочинить для него игрушку, которая была бы в курсе замыслов и в программе его текущих дел. Если игрушка приходила к делу, то она необыкновенно радовала ребенка. Так, когда моя дочь в конце первого года жизни заметила сходство между слуховым окном голубятни и луной в ущербе… я… сделал несколько таких же полулунных вырезок в бумажных листах и деревянных досочках… игрушка потрафила в самую точку»[14].

В этом эпизоде хорошо видно, насколько этот человек был вовлечен в воспитание своих детей и насколько ненавязчиво его внимание к ребенку. Отец-воспитатель здесь только аккуратно направляет творческую мысль и волю «дитяти».

Император Николай II и И.И. Сикорский у самолета Русский витязь. 1913 г. Император Николай II и И.И. Сикорский у самолета Русский витязь. 1913 г.

Ненавязчивость и тактичность родителя – важная составляющая педагогики Сикорского

Как уже говорилось, ненавязчивость и тактичность родителя – важная составляющая педагогики Сикорского. По его мнению, в дошкольном возрасте важно предоставлять детям возможность для свободной игры, в том числе игры в одиночестве: «Даже среди задач, не имеющих психологической важности, правильнее было бы предоставить ребенку свободу и самостоятельность», – говорит отец семейства Сикорских. И объясняет, о какой свободе идет речь:

«вмешательство окружающих в забавы детей должно быть крайне осторожным. Это должен быть, скорее, надзор и участие, но не почин. Истинно жалка судьба тех детей, которых няни постоянно занимают… водят их за руки, предлагают и преподносят игрушки, направляют забавы и прочее… Необходимо дать простор полету ‟свободных представлений”, возникающих у дитяти, потому что только этим путем воспитывается интеллектуальный почин и крепнет воля, необходимая для реализации и воплощения во внешних формах и проявлениях»[15].

Все это – отношение родителей к творчеству малышей, дошкольников. А что дальше? Примерно то же самое, но на более серьезном уровне. Это мы можем увидеть, изучая биографию младшего сына этого семейства. В период своей жизни, соотносимый с нашей начальной школой, будущий авиаконструктор все свободное время мастерил, придумывал что-то. Мальчик пытался придумать машину, которая будет взлетать вертикально. Подобное времяпрепровождение ребенка в конце 1890-х годов – явно бессмысленное убийство времени. Но родители позволяли маленькому Игорю заниматься этими странными играми, безнадежными изысканиями: первый аппарат, который без пассажира мог подняться в воздух, мальчик собрал во дворе родительского особняка. И на этом же дворе, снова «под родительским крылом», двадцатилетний Игорь Сикорский соберет первый настоящий геликоптер.

Но, как и в случае с темой свободы дошкольника, свобода взрослеющего ребенка, по Сикорскому, – это отнюдь не безнадзорная вседозволенность. «Уважаемые» и «свободные» дети находятся под присмотром, родители твердо и настойчиво внушают ребенку необходимые духовные ценности. И за свободным творчеством ребенка родители, по мысли Сикорского, все же должны наблюдать: хотя бы для того, чтобы быть в состоянии «уже очень рано заметить способности детей и направить надлежащим образом их умственное развитие»[16].

Свобода творчества ребенка, уважение к этому творчеству в семье Сикорских сочетались с дисциплиной

Свобода творчества ребенка, тактичное уважение к этому творчеству в семье Сикорских сочетались с серьезной дисциплиной. Это и описанная выше удивительная «дисциплина чувств», но еще – умение трудиться, работать, управлять своим временем.

В своей автобиографии Игорь Сикорский восхищается удивительным трудолюбием своего отца. Мальчиком Игорь видел, что отец работает буквально без перерывов – отец в своем домашнем кабинете занимался научной работой и только дважды в день выходил на полчаса в большой сад их собственного дома[17]. Профессор Сикорский учил своих детей трудиться не только на собственном примере, но и словами. И вот какие слова своего отца запомнил, записал в своих воспоминаниях сам авиаконструктор:

«Нас?