Школа свободного развития ребенка вальдорфская
Любая образовательная система имеет свои плюсы и минусы. Идеальных нет, и вальдофская школа — не исключение. Основанная на антропософских идеях, вальдорфская школа даёт лишь общее образование. Дети в вальдорфской школе изучают не только внешний мир, но и свой внутренний душевный мир. Конечная и главная цель вальдорфского образования — воспитание свободной, высоконравственной, ответственной личности с хорошим воображением и отличной памятью.
Вальдорфская педагогика — является товарным знаком (в отличие от Монтессори), поэтому не каждая школа имеет право носить это название.
История создания вальдорфской школы
История вальдорфской школы начинается в 1919 году, когда владелец немецкой сигаретной фабрики «Вальдорф Астория” в Штутгарте попросил Рудольфа Штайнера открыть школу для детей работников завода. И Штайнер приступил к делу… в скором времени его школа получила популярность, здесь стали учиться дети со всего города. Так и зародилась знаменитая вальдорфская школа. Надеюсь, вы уже догадались, что названа она так в честь одноименной фабрики. На сегодняшний день в мире насчитывается больше 1000 вальдорфских школ. Многие из них сосредоточены в США. Ну а кто же такой Рудольф Штайнер? Предлагаю заглянуть в Википедию… Итак, Рудольф Штайнер — философ, педагог, оккультист, мистик, эзотерик и создатель антропософии… А если вы знакомы с косметикой немецкой фирмы Weleda, тогда знайте, что Штайнер был основателем этой компании — в 1921 году он создал фармацевтическую лабораторию, занимающуюся лекарственными растениями. Ну а что такое антропософия?
Антропософия — философия, «наука о духе», как называл ее Рудольф Штайнер, религиозно-мистическое движение… что не удивительно, ведь сам Штайнер был мистиком. Основная идея антропософии заключается в триединстве человека — Дух (мысли, интеллектуальные и познавательные возможности), Душа (чувства и эмоции) и Тело (физические возможности). Естественно. Поэтому ученики вальдорфской школы учатся познавать свой Дух, Душу и Тело. Я не буду вдаваться глубоко в антропософию, ведь главная задача этой статьи — ознакомить вас с плюсами и минусами вальдорфской школы, чтобы вы могли определиться нужна ли она вам и вашему ребенку.
Плюсы вальдорфской образовательной системы
- в вальдорфской школе воспитывают прекрасных и добрых людей: дети учатся взаимовыручке, ответственности, доброжелательности
- ученики могут учиться в своем темпе, на изучение предмета детям дается столько времени, сколько нужно
- дети учатся без электронных гаджетов, даже дома родителей просят оградить учеников от телевизора и от компьютера
- происходит гармоничное развитие личности
- обучение позволяет выявить скрытые таланты у детей
- большое внимание уделяется творческому развитию детей
Миролюбивая политика вальдорфской школы помогает объединять людей. Так, например, в вальдорфской школе в Израиле обучаются одновременно и арабы, и евреи.
Минусы вальдорфской образовательной системы
- если в семье родители не приверженцы антропософских идей, то детям будет сложно адаптироваться к школьным правилам
- в настоящей вальдорфской школе вы встретите очень много родителей и детей, которые живут принципами антропософии
- учителя требуют от родителей проводить очень много времени с детьми — в классах и за пределами школы
- дети всегда должны быть чем-то заняты, из-за этого ученики сильно устают, подвергаются стрессу
- в вальдорфской школе детей не заставляют учиться писать (так как ученики учатся в своем темпе), поэтому многие дети не умеют писать, когда их ровесники из других школ уже овладели этим навыком
- в вальдорфской школе детей не учат читать лет до 7-8, либо пока не появятся коренные зубы
- в начале обучения дети с высоким интеллектуальным развитием и стремлением к академическим знаниям будут нуждаться в большЕй информации, чем могут дать учителя, тем самым, такое стремление может быть сведено на нет
- так как в вальдорфской школе крепки идеи гуманизма, то ученики здесь воспитываются слишком миролюбивыми. Поэтому родителям, которые хотят видеть своих детей сильной строгой личностью, не подойдет такой метод обучения
Класс в Вальдорфской школе
Вальдорфская школа. Интересные факты
- в вальдорфских школах нет этапов обучения, то есть нет первого, второго и так далее классов
- ученики не используют учебные пособия
- у учеников есть только одна тетрадка, в которую они записывают всю важную для себя информацию. Таким образом дети сами пишут свой учебник
- предметы преподаются «эпохами», то есть, в течение нескольких недель (обычно 3 — 4 недели) ученику изучают один и тот же предмет
Принципы обучения в вальдорфской школе
Рудольф Штайнер разработал 3 основных принципа вальдорфского обучения.
Правильное развитие памяти ребенка
Рудольф Штайнер как и многие другие педагоги понимал, что в разные этапы детского развития необходимы разные подходы к обучению.
- ребенок должен быть заинтересован в обучении
- интеллектуальные упражнения должны быть на первом месте, так как они развивают память
- все уроки идут строго по расписанию, один урок плавно перетекает в другой. До обеда дети изучают основные дисциплины. После обеда — ученики изучают кулинарию, садоводство, рукоделие, деревообработку и прочее.
Одно сравнительное исследование показало, что дети из вальдорфской школы намного креативнее, чем из обычной
Гармония ума и тела ведет к правильному развитию
Штайнер считал, что развитие ребенка происходит в три стадии, которые должны отражаться в трех этапах образования:
- раннее образование — акцент ставится на практических занятиях и играх
- начальное образование — развитие художественных навыков и социализации
- среднее образование — развитие критического мышления и умения сочувствовать
В период получения раннего образования учеников в вальдорфской школе окружают натуральные материалы, спокойные цвета в интерьере. Учителя проводят много времени с детьми, рисуют, сочиняют, поют, играют и вы не встретите здесь слова «учатся». Даже обеды дети готовят вместе. Никакой учебы, вернее — играя, дети учатся.
Начальные классы в вальдорфской школе
Затем начинается период начального образования, в котором учителя делятся с детьми академическими знаниями в игровой форме. На каждом этапе учителя рассказывают о мифологии и истории. Затем прибавляются научные уроки. Детям объясняют, почему некоторые предметы тонут в воде, а некоторые нет, например. Почему падает дождь и так далее, и так далее. Ученики все чаще практикуют садоводство, вышивание, игру на скрипке, овладевают навыками актерской игры. Дети проводят исследования, изучают алгебру, иностранные языки. В средних классах настает время настоящего обучения. Детям дается много практических заданий, глубже изучаются различные предметы.
Окружающая обстановка — залог гармонии
В вальдорфском образовании особый акцент ставится на обстановку, в которой развивается ребенок. Таким образом, дети достигают больших успехов и результатов в нормальной здоровой обстановке, без давления со стороны учителей. По мнению Штайнера, все дети разные, следовательно усредняя их возможности и ставя всех под одну гребенку — учителя невольно сдерживают развитие. Поэтому вальдорфская школа выступает за индивидуальный подход к каждому ребенку. Также внимание уделяется и общению учеников между собой, по мнению Штайнера — дружные дети лучше обучаются.
Вальдорфская школа в России
В мире существуют две организации, которые занимаются аккредитацией международных школ — «Международная ассоциация вальдорфского образования» и «Европейское консульство» . Только этим организациям позволено выдавать лицензию на использование слов «Вальдорфский» и «Школа Штайнера». То есть, в отличие от школ Монтессори, только настоящая вальдорфская школа может носить такое название. К сожалению, на сайте этих организаций я не нашла российских школ. Поэтому для меня вопрос об официальных вальдорфских школах в России остается открытым.
Источник
История вальдорфской педагогики
Вальдорфская педагогика берёт начало в первой половине ХХ века. В основе методики лежит принцип неопережения, позволяющий ребёнку развиваться в индивидуальном темпе.
Возникновение вальдорфской методики было связано с жалобами сотрудников табачной компании «Вальдорф Астория» на то, что их дети не получают качественного образования. По мнению сотрудников, в германских школах оно в то время строилось на заучивании материала, а вот педагогической работе, развитию творческих и познавательных способностей ребёнка внимание не уделялось.
Владелец компании Эмиль Мольта прислушался к мнению своих сотрудников и загорелся идеей создать новую уникальную школу, которая будет соответствовать возрастным особенностям детей и развивать в них лучшие качества. Для воплощения своей идеи Эмиль Мольта обратился к педагогу Рудольфу Штайнеру.
Основатель вальдорфской методики Рудольф Штайнер
Рудольф Штайнер приступил к разработке первой программы и принципов вальдорфской педагогики, и в 1919 году она была одобрена министерством образования и культуры Германии. Первую школу для работы по новой методике построили за год. Изначально в ней учились в основном дети работников табачной фабрики, впоследствии вальдорфские школы получили широкое распространение в стране и далеко за её пределами.
Суть вальдорфского метода
Основная идея вальдорфской методики воспитания заключается в том, чтобы предоставить ученику возможность развить способности, данные ему природой, в комфортной обстановке, без страха и стресса, не ожидая какой-либо оценки своих действий (положительной или отрицательной).
Сущность вальдорфской педагогики состоит в том, что обучение проходит без принуждения и с интересом к раскрытию уникальной личности ребёнка. Большое внимание в вальдорфских школах уделяется не только обучению по предметам школьной программы, но и воспитанию нравственности, гуманности и таких качеств, как сочувствие, доверие, уважение, взаимовыручка.
В вальдорфских школах не приветствуется раннее развитие. Считается, что сначала ребёнок должен созреть эмоционально, а затем можно приступать к интеллектуальному развитию. По мнению педагогов, практикующих вальдорфскую методику обучения, ребёнок лучше познаёт мир в процессе трудовой и творческой деятельности, а не при сидении за партой от звонка до звонка.
Вальдорфские школы отличаются доброжелательной и комфортной обстановкой, она располагает к тому, что ребёнок сам выбирает, что ему интересно, и у него перед глазами есть достойный пример для подражания в лице учителя. Цель вальдорфской педагогики — воспитать не только интеллектуально развитого, но и знающего свои возможности ребёнка, который отвечает за свои поступки и готов помогать другим.
Основные принципы методики
- Культ детства. Ребёнок должен подольше наслаждаться радостями юных лет.
- Группы в школе разновозрастные, дети находятся в комфортной обстановке, похожей на семейную.
- Активно используются природные материалы для украшения помещений, игр и занятий. Отсутствует телевизор и компьютеры.
- Методика вальдорфской педагогики заключается в том, что в занятиях учитываются особенности созревания детского мозга. Примерно до пятого класса ребята занимаются в основном музыкой, рисованием, рассказыванием историй (развитие чувственной сферы). С пятого по восьмой класс акцент делается на творчество, дети ставят спектакли и перформансы, организуют фестивали — происходит развитие абстрактного мышления. Только в старших классах ученики приступают к изучению академических дисциплин.
- Используется метод погружения. В течение 3-4 недель на главном уроке, который обычно бывает первым, ребята занимаются только одной дисциплиной.
- Принцип душевной экономии. Ученик обучается тому, чем он может овладеть на текущем этапе, к чему нет отторжения.
- Акцент на народной культуре, творчестве, духовном развитии. Большая роль отводится сюжетно-ролевым играм, которые учат детей общаться в социуме и договариваться.
- Связь с природой. Дети ухаживают за животными, сажают и выращивают растения, много времени проводят на улице. Активно используются игрушки из натуральных материалов упрощённой формы, сделанные своими руками. Это позволяет ребёнку фантазировать и создавать новые образы и сюжеты игры.
- Важная особенность вальдорфской педагогики: ритм жизни в классе организован по принципу смены деятельности, подвижная сменяет спокойную и наоборот.
- Большая вовлечённость семьи. Совместные праздники и мероприятия, оформление помещений и изготовление игрушек.
Общение преподавателя с учеником с учётом темперамента ребёнка (сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик), а также различий в типах восприятия (визуальном, слуховом, кинетическом) и типах сигнальной системы (художественная, мыслительная мыслительно-художественная).
Занятие в вальдорфской школе / Источник — mel.fm
Преподаватель в вальдорфской педагогике — прежде всего авторитет, на который равняются воспитанники. Учителя должны постоянно развиваться и быть образцом для подражания. С детьми работает в основном один педагог, который преподаёт несколько дисциплин.
Плюсы системы
- Отсутствие стресса от оценок и комфортная обстановка для развития ребёнка.
- Развитие различных творческих способностей.
- Итог обучения — высокий эмоциональный интеллект, позитивный взгляд на мир, умение сопереживать.
Однако, вальдорфская методика имеет не только плюсы, но и минусы.
Минусы системы
- Не уделяется должного внимания точным наукам, ученику будет сложно поступить в технический вуз.
- Жизнь в искусственной среде школы не адаптирует ребёнка к реальному миру.
Кому подойдёт вальдорфская педагогика
Семьям, которым близки принципы философского учения Штайнера и основы вальдорфской педагогики: уважение к народным традициям, быт без современных излишеств, любовь к искусству, литературе, готовность активно участвовать в общественной жизни. Вальдорфская педагогика не подходит детям, склонным к точным наукам.
Выбор альтернативной методики обучения должен быть осмысленным. Если вас привлекает вальдорфская методика, познакомьтесь с ней лучше, изучите основы методики и опыт учащихся, подумайте, насколько это откликается у вас и вашего ребёнка. Если есть возможность, познакомьтесь с учителем, так как на долгое время он станет единственным проводником в мир знаний для ребёнка. После этого принимайте решение о том, отдать ли предпочтение этой образовательной методике.
Источник
Каждый родитель хочет для своего ребенка только самого лучшего, поэтому прикладывает массу усилий для выбора «идеального» учебного заведения, рассматривая в том числе варианты нестандартных и альтернативных подходов. К их числу относится вальдорфская педагогика – довольно спорная и широко обсуждаемая методика, которая имеет и несомненные плюсы, и ряд отрицательных моментов. Предлагаем узнать о ней подробнее.
Что это такое?
Приверженцы методики полагают, что главная цель процесса обучения – не нагрузить ребенка каким-то конкретными знаниями, а воспитать его свободной, творческой, мыслящей личностью, готовой заниматься своим любимым делом, а оттого – счастливой. Специфика учебного заведения состоит в том, что ученика не заставляют учиться, а предлагают ему возможность выбора.
Здесь нет уроков в традиционном понимании, однако ученики получают все условия для полноценного раскрытия творческих способностей. Основной принцип учебного заведения – помочь ребенку как можно дольше оставаться ребенком, не принуждая его взрослеть.
История школы
Необычное учебное заведение обязано своим возникновением немецкому исследователю и философу Рудольфу Штайнеру. Профессионально занимаясь воспитанием детей, Штайнер столкнулся со «сложным случаем» –10-летним мальчиком, гидроцефалом, серьезно отстающим в развитии. Педагогический талант молодого человека развернулся в полную мощь: он всего за два года научил ребенка всему тому, что должны знать его ровесники, а в дальнейшем ученик поступил в университет и стал врачом. Результат впечатляет.
Первую свободную вальдорфскую школу Штайнер создал в 1919 году. Она была весьма необычной и новаторской, а также при ней был открыт детский сад. Название «вальдорфская» происходит от наименования компании «Вальдорф — Астория», которая оплачивала строительство, поскольку это учебное заведение посещали дети сотрудников фирмы. Каких-либо делений по сословной принадлежности здесь не прослеживалось, главную ценность составляла личность ребенка. Процесс обучения был максимально демократизирован, использовались принципы трудового и эстетического воспитания.
Многие идеи Штайнера не утратили своей полезности и актуальности и применяются по сей день. Именно поэтому придуманные им школы продолжают существовать, чаще всего – за счет государства, в отдельных случаях – с финансовой поддержкой родителей.
Принципы и концепция
Вальдорфская концепция обучения и воспитания исходит из того, что любая рациональная деятельность ребенку вредна, мир он должен постигать не за партой, а в процессе трудовой или творческой деятельности. Поэтому младшие школьники вместо уроков нередко мастерили игрушки или занимались сельскохозяйственной работой.
Система опиралась на следующие принципы педагогики.
- Дети непременно должны быть окружены искренней любовью.
- Пример взрослого. Штайнер был уверен, что в хорошей работящей семье не может вырасти «плохой» ребенок, ведь взрослые будут подавать ему положительный пример.
- Активное использование игровой деятельности. В процессе игры ребенок получает удовольствие, и это очень хорошо, поскольку именно в атмосфере счастья формируется гармоничная личность.
- Применение игрушек, которые сделаны из природных материалов (желудей, ракушек) своими руками. Сам процесс изготовления помогает развивать фантазию и стимулировать творческие проявления учеников.
- Организация жизни группы подчинена определенному ритму. Присутствует режим дня, который составлен в ненавязчивой форме с возможностью выбора, периодически проводятся веселые праздники. День представляет собой чередование «вдохов» (обучение с воспитателем) и «выдохов» (свободной игры детей). Есть также ритм недели (в каждый день – свой вид деятельности), года (каждый сезон связан с определенным родом труда).
- Любой ребенок – индивидуальность, с этим необходимо считаться.
Говоря кратко, вся концепция необычной школы состоит в том, чтобы дать малышу возможность как можно дольше задержаться в детстве. Но одновременно – развиваться, получать полезные для дальнейшей жизни умения и навыки в веселой, ненавязчивой форме. Целью обучения является раскрытие природных способностей каждого ученика, обретение им веры в собственные силы.
Отношение к запретам и оценкам
Автор методики и его последователи очень негативно относятся к запретам, считая, что говорить ребенку «нет» можно только в самых крайних случаях:
- если идея малыша опасна для него самого;
- если задумка способна причинить вред другим детям;
- когда воплощение идеи обернется материальными убытками для школы.
Исключительно в этих случаях педагог может ограничивать инициативу детей. При этом запрет должен быть категоричным и не терпящим возражения, это поможет ребенку усвоить, что сама жизнь строится на основе определенных законов, соблюдение которых является обязательным.
Отношение к оценкам аналогичное – они в уникальной школе не ставятся, чтобы в еще большей степени подчеркнуть равенство детей. Избавление от оценочной системы – способ, помогающий избавиться от элемента состязательности. Однако если ребенок по какой-то причине переводится в обычную школу, необходимые ему оценки будут выставлены.
Также не в почете и учебник, его использование ограничено и чаще всего происходит в старших классах.
Методы реализации
Вальдорфская школа необычна еще и тем, что ее педагоги могут сами выбрать, чему и как обучать своих воспитанников. Однако используемые формы должны быть подобраны таким образом, чтобы максимально раскрыть творческий потенциал детей, не выходя за рамки принципа «неопережения развития». Поэтому основным методом является «душевная экономия» – возможность заниматься тем видом деятельности, который в наилучшей степени будет получаться у ребенка в данном возрасте.
Чаще всего использовались такие приемы:
- для сплочения учеников в единый коллектив – гимнастика, драматургия;
- обучение умению слушать и слышать друг друга – хоровое пение, хоровое чтение;
- практическая деятельность – освоение ремесел, садоводства.
Преподаются и традиционные предметы, при этом каждый новый из них вводится постепенно. Дисциплины художественного профиля (рисование, пение) стоят на одном уровне с математикой, литературой, историей, географией.
Преподаются иностранные языки – английский и немецкий – в легкой ненавязчивой форме, при помощи простых детских песенок и стишков. Однако учиться читать школьники будут только со второго класса.
Есть и необычный предмет – эвритмия. Это своеобразное сочетание танца, музыки, поэтической речи и пантомимики. Занятия позволяют улучшить осанку, развить пластичность тела. Нередко даже математика изучается в процессе танца.
Использование в современной педагогике
Многие идеи вальдорфской педагогики были взяты на вооружение иными течениями и направлениями. В частности это совмещение начального образования с профессиональной ориентацией. Поэтому в отдельных современных учебных заведениях можно столкнуться с производственной практикой на реальных предприятиях.
Сейчас такие школы есть во многих странах мира:
- Голландии;
- Германии;
- США;
- России (здесь школ более 30, детских садов – около 60);
- Японии;
- Швейцарии;
- Великобритании.
Издается специализированная литература, позволяющая подготовить кадры к столь необычной работе. Все это говорит о том, что идеи продолжают жить. Известно, что к числу выпускников подобных учебных заведений относятся люди, которые сумели завоевать свое место в мире: это Сандра Баллок, Рудгер Хауэр, обладатель Нобелевской премии Томас Кристиан Зюдхоф и другие. Всего в современном мире более 2000 школьных и дошкольных учебных заведений, основанных на вальдорских принципах.
Плюсы методики
Нередко вальдорскую педагогику называют лечебной, и этому есть несколько причин. Прежде всего, она направлена на развитие личности, духовное и душевное, процесс обучения ведется без принуждения, личность ребенка является главной ценностью, что помогает воспитанникам стать гармоничными и творческими людьми.
Также к числу преимуществ относится:
- эмоциональное и эстетическое развитие детей, их знакомство с народной культурой;
- ритм жизни помогает решить проблемы со здоровьем и психикой;
- воспитание силы воли в легком, но увлекательном трудовом процессе;
- знакомство с различными технологиями рукоделия и видами ремесел поможет ребенку определиться со своей дальнейшей профессиональной деятельностью.
Дети для педагогов-вальдорфцев – подлинная ценность, поэтому маленькие ученики будут развиваться в атмосфере любви и заботы, раскрывать свой творческий потенциал, получать удовольствие от посещения школы.
Минусы системы
Рассмотрим и отрицательные моменты данной педагогики. Прежде всего, подойдут такие учебные заведения не каждому ребенку, не всякой семье. Необходимо понимать, что обучение предполагает глубокую вовлеченность всей семьи в общественную жизнь школы, необходимость участия в мероприятиях.
Кроме того, к числу недостатков можно отнести следующее.
- Вальдорфское образование носит гуманитарный, творческий характер. С таким едва ли удастся поступить в технический вуз. Однако из выпускников школы могут получиться хорошие актеры, дизайнеры, художники.
- Перевод ученика в стандартное учебное заведение будет сопряжен с рядом трудностей. Для ребенка станет шоком появление оценок, домашних заданий и огромного потока информации.
- Некоторые видят в системе черты секты, а тот факт, что основатель, Штайнер, увлекался оккультизмом, лишь укрепляет их веру.
Мнение Эксперта
Таня Охрименко, педагог-психолог: Вальдорфская педагогика может быть рассмотрена как отличная альтернатива стандартной школе. Поскольку в России такие школы вынуждены получать лицензии, то оценки там же ставят и все стандарты соблюдают.
Как педагог, побывавший в подобной школе, могу сказать, что наиболее важным принципом обучения является освоение знаний, а не заучивание. Например, буквы дети учат ассоциируя её звук с каким-то явлением, протанцовывая её или даже вылепливая. То есть примерно так, как она была придумана. Дроби они проходят, разделяя на части самоприготовленные блины. Поэтому знания здесь отличаются своей глубиной.
Как мама могу заметить, что детей в этих школах действительно слышат и любят. Они редко ведут себя здесь неадекватно, потому что им просто не за чем это делать. Они полностью удовлетвлряют собственные эмоциональные потребности.
Но такая школа подходит не всем семьям. Вот детям, наверное всем. Но родители часто не готовы к такому подходу. Потому что в вальдорфской педагогике родитель включён в жизнь школы. Участвует в её праздниках, узнает вместе с ребёнком много нового, ходит в походы.
Существует мнение, несмотря на явные достоинства такого образования, что ребенок, получивший его, рискует стать «белой вороной» на фоне своих сверстников. Нравственное и творческое развитие детей действительно проводится на высшем уровне, они получают массу полезных практических навыков, но знаний математики, физики, химии, необходимых для поступления в престижные вузы, у них не окажется. Ребенок будет расти в атмосфере уважения, поэтому нет риска, что он станет закомплексованным аутсайдером, но и к реалиям современной жизни он окажется не вполне готов. Поэтому вопрос о нестандартных учебных заведениях до сих пор открыт и однозначного ответа на вопрос, доверять ли им своего малыш, все так же нет.
Источник