Школа гармоничного развития ребенка проект

Школа гармоничного развития ребенка проект thumbnail
  • (1)

С 5 до 6 лет закладывается 80% интеллекта. Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. Изменения, которые происходят в развитии интеллекта ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Это «удивительное» и «неуловимое» важно увидеть и понять, развить и направить. Опыт, полученный человеком в этот период, остается с ним на всю жизнь как ориентир поведения, развития, отношения и пр.

Данная программа представляет собой комплексный подход в подготовке детей дошкольного возраста к школе и включает 4 подпрограмм:

— «Путешествие в страну Речи» (Развитие речи)

— «АБВГДейка» (Обучение грамоте и чтению)

— «Весёлая математика» (Математическое развитие)

— «Азбука искусства» (Изобразительное и декоративно-прикладное искусство).

Дети познакомятся с правилами поведения в школе и на занятиях, с инструкцией по технике безопасности. Узнают о правильной посадке за партой.

Занятия проходят в игровой форме и направлены на формирование умственно и эстетически развитого ребенка.

Содержание программы

Развитие речи — 24ч.

Обучение грамоте и чтению — 48ч.

Математическое развитие — 48ч.

Изо и декоративно-прикладное творчество — 24 ч.

Цели программы

Занятия проходят в игровой форме и направлены на формирование умственно и эстетически развитого ребенка.

Результат программы

К концу обучения дети должны знать:

  • названия всех букв алфавита; характеристики звука: согласные и гласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; что такое слово и предложение;
  • цифры от 1 до 10; порядковый счёт в пределах 10, 20; состав чисел от 3 до 10; математические знаки + — = > <; геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб; геометрические тела: шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб; части суток, временные понятия (вчера, сегодня, завтра, быстро-медленно, раньше – позже), дни недели, месяцы, времена года; знать пространственные понятия – под, на, над, слева, справа, прямо, сзади, между, посередине, внутри, снаружи, впереди, сзади;
  • виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство); знать основные выразительные средства изобразительного искусства;
  • получит навыки самостоятельного и коллективного решения творческих и других задач;
  • овладеет коммуникативными способностями, умение общаться с другими детьми в коллективе;
  • овладеет зрительно-двигательной координацией;
  • сформируется познавательная активность будущего школьника;
  • воспитаны духовно-нравственные качества личности ребёнка

К концу обучения дети должны уметь:

  • различать понятия «звук» и «буква», соотносить звуки с соответствующими им буквами, выделять звуки в начале, в конце и в середине слова, делить слова на слоги, ставить ударение, определять количество звуков и букв в слове, различать слова, обозначающие предметы, признаки предметов и действия, строить словосочетания и предложения, пересказывать текст, составлять рассказ по картинкам, придумывать и рассказывать продолжение или начало истории, повторять скороговорки и отгадывать загадки;
  • соотносить цифру с количеством предметов, различать количественный и порядковый счёт; считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, называть предыдущее и последующее числа; решать простые примеры на сложение и вычитание, решать простые задачи на сложение и вычитание в одно действие и уметь их самостоятельно составлять; сравнивать числа, используя знаки + — = > <, уравнивать неравное число предметов, сравнивать до 10 предметов по величине, длине, ширине, высоте, размещая их в порядке возрастания (убывания); ориентироваться на листе бумаги и в окружающей обстановке (слева, справа, вверху, внизу и т.д.)
  • рисовать, используя различные материалы (карандаши, краски, фломастеры, мелки и т.д.); лепить из глины, пластилина, теста; выполнять аппликации;
  • высказывать и обосновывать свои суждения;
  • выполнять штриховки в разных направлениях;
  • доброжелательно относиться к окружающим их взрослым и детям.

Источник

Вечереет. Родители возвращаются с работы, забирают детишек из детского сада. Кто-то не торопится домой, и малыши увлеченно ковыряют лопатками снег. Вот этому пятилетнему мальчугану тоже очень хочется повозиться в сугробе и хотя бы чуточку покачаться на качелях. Но мама не отпускает его руку и ускоряет шаг. «Мы же опаздываем на занятия!» — беспокоится она и, несмотря на сопротивление сына, решительно введет его на урок в группу гармоничного развития…

Впрочем, это может называться и несколько иначе — курсы по подготовке к школе, прогимназия и т.п. Но смысл один — это школа для дошкольников. Таких сейчас в крупных городах множество, и привести ребенка в первый класс не умеющим читать, считать и писать считается прямо-таки неприличным. А в некоторые специализированные школы такого ребенка просто не возьмут. Но это, разумеется, «игры для родителей», это их волнуют соображения престижности учебного заведения, это для них важно, чтобы их отпрыск раньше других освоил азбуку и научился считать. А вот дети далеко не всегда относятся к учебе с тем энтузиазмом, которого ждут от них взрослые. И получается, что неприязнь к учебе формируется раньше, чем ребенок поступает в первый класс.

— …И он малолетства привыкает относиться к учебе как к нудной обязаловке, делать уроки и получать отметки «для мамы», — комментирует ситуацию педагог-психолог центра Психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Исток» Елена Владимировна Климачева. — А ведь человек генетически запрограммирован на постоянное обучение и развитие, и оно должно доставлять удовольствие.

Практический опыт говорит о том, что не бывает детей, абсолютно не способных к учебе. Бывает лишь несоответствие индивидуальных особенностей ребенка той программе, по которой его пытаются обучать. Но родители, увы, часто не подозревают об этом, и курсы по подготовке к школе выбирают, учитывая лишь их удобное месторасположение, время начала занятий и размеры оплаты. А ведь если программа ребенку не подходит, то все эти очевидные плюсы ровно ничего не значат.

Однако дело не только в программе. Некоторые родители наивно думают, что если они водят ребенка в какую-либо группу гармоничного развития, к тому же платят за это энную сумму, то на этом их миссия закончена. Мол, там, на занятиях, их ребенка должным образом «разовьют» и научат всему необходимому.

А это ведь глубочайшее заблуждение. Самое важное для развития ребенка — это такая атмосфера в семье, в которой его познавательно-игровая активность ничем не сдерживается, а наоборот всячески поощряется. Если этого нет, посещение всяческих школ для дошкольников может даже принести вред.

— На что же нужно обращать внимание при выборе группы подготовки к школе?

— Главная беда здесь вот какая: очень часто происходит явный перекос в пользу развития логического мышления и в ущерб образному, которое для детей пяти-шести лет более естественно.

Можно сказать, что взрослые бессознательно «воюют» за то, чтобы как можно скорее превратить детей в свое подобие — в рациональных и рассудочных человечков, не давая им насладиться преимуществами детской эмоциональности и непосредственности. Преподают на курсах для малышей часто те же учителя, что и в школе, и они ждут от своих маленьких учеников рассуждений, анализа, синтеза, невольно перенося сугубо школьные методы и подходы в эту в общем-то еще «садовскую» группу.

А малышам это не под силу, им трудно, непонятно и неинтересно. Для них самое естественное, интересное и полезное занятие — игра. А вот об этом-то педагоги нередко забывают. Причем как в детском саду, где все меньше остается квалифицированных воспитателей со специальным образованием, так и в прогимназиях и на «курсах», где преподают чаще всего школьные учителя.

— Как же должен выглядеть «правильный» учебный процесс в группах для пяти-шестилетних детишек?

— Для детей такого возраста главное — игра. Только в игре ребенок чувствует себя сильным и всемогущим, только в игре он — хозяин положения, автор сюжета. А это — очень важное условие. Для того чтобы учеба доставляла удовольствие и была успешной, совершенно необходима опора на чувства и эмоции. Что это значит?

Если мы хотим, чтобы малыш научился, например, считать, нужно создать ситуацию, в которой он сможет прочувствовать, что такое один, что такое много, что такое на один больше и т.д. Для этого предметы, которые он будет считать, должны быть не нарисованы в книжке, а даны ему в руки. Если считаем кружочки, их надо подержать, пощупать. Поговорить о том, где в жизни встречаются предметы похожей формы.

Если хотим приступить к решению задач, то и в них лучше всего для начала играть. Например, сидели на столе две кошки — это должны быть действительно кошки (игрушечные или просто вырезанные из бумаги). Одна из них может «уйти», и тогда будет ясно, сколько осталось и как именно это произошло.

Если изучаем буквы, малорезультативно их только рассматривать и писать. Очень полезно лепить буквы из пластилина, ощупывать их большие объемные изображения. И, конечно, нельзя забывать о том, что «подготовка к школе» — это не только обучение чтению, счету и письму. Для гармоничного развития ребенка очень важно рисование, лепка, танцы, музыка, спорт (особенно плавание, фигурное катание).

— Если говорить о программах, то какая из существующих ближе всего к этому идеалу?

— На мой взгляд, самая удачная программа «Школа-2100». Занятия проводятся в игровой форме с использованием музыки, рисования, лепки, танцев, с привлечением образов фольклора, близких и понятных детям. Базовые учебные пособия этой программы — «По дороге к азбуке» (Бунеев, Бунеева, Кислова), «Игралочка» (Петерсон, Кочемасова), «Раз ступенька…» (Петерсон, Холина), «Все по полочкам» (Горячева, Ключ).

Великолепная программа. Но! Она годится только для детей, развитие которых полностью соответствует возрастным нормам. Дети с малейшим отставанием в развитии памяти, внимания, речи это программу усваивают с трудом. А их в наши дни гораздо больше, чем было раньше. Делают свое дело ухудшение экологии и, как это ни парадоксально звучит, успехи современной медицины: женщины вместе с врачами решают, какую беременность прервать, а какую сохранить. В результате появляются на свет малыши с серьезными неврологическими проблемами, которые и пополняют собой число тех, кому впоследствии ставится диагноз «задержка психического развития». И эти дети, раз уж их родили и выходили, требуют особого внимания, строго индивидуального подхода и, конечно, особого терпения и старания при их обучении.

— Может быть, таких малышей лучше не «мучить» учебой раньше времени?

— Наоборот, именно с ними нужно начать заниматься как можно раньше. Только программы для таких детей нужны особые, корректирующие. Лучше всего, конечно, обратиться к детскому психологу или нейропсихологу, который сможет грамотно оценить степень и характер задержки развития и порекомендовать конкретную развивающую программу.

Вообще прежде чем отдать любого ребенка в любую группу по подготовке к школе, желательно обратиться к психологу и сразу оценить, подойдет ли ему данная программа, — чтобы не тратить впустую время и деньги. Например, если малыш в три-четыре года все еще не слушает книжки, отдавать его на любые курсы совершенно бесполезно и даже вредно. Ведь у такого ребенка не сформирован слуховой канал восприятия информации. Совершенно очевидно, что если он не способен на слух воспринять даже простейшую сказку, он тем более не воспримет никакой информации о звуках, буквах, цифрах и т.д. А если учебные задачи с самого начала непосильны, то ни любознательности, ни интереса они пробудить не смогут.

— Что же делать?

— Начинать нужно все с тех же сказок. Не хочет слушать? Значит, надо не просто читать, а поиграть с малышом в сказку. Конечно, книжка должна обязательно быть с яркими картинками, но еще лучше будет, если ее героев удастся нарисовать и вырезать из плотной бумаги, чтобы их можно было по ходу сказочного сюжета передвигать, трогать, подбрасывать, гладить и т.п. Пригодятся также куклы — обычные или на руку, для кукольного театра.

Хорошо помогает развить слуховой канал игра в сравнения: наполните пустые спичечные коробки разным содержимым (горохом, манкой, фасолью, металлическими скрепками, стеклянными бусинками) и предлагайте ребенку различить на слух звук, который раздается, если потрясти эту или другую коробочку. Учите малыша различать «голоса» погремушек (одна звенит, другая трещит, третья пищит) и называть каждую, не глядя. Записывайте на магнитофон голоса животных и птиц, родственников и знакомых и учите распознавать их. Просите постучать по столу столько раз, сколько вы хлопнете, крикнуть столько раз, сколько вы постучали, и т.п.

Другая разновидность задержки психического развития — несформированность зрительного канала. Если ребенок на вид не способен сказать, что больше, что меньше, что длиннее, что короче, плохо ориентируется в цветах, об успешной учебе говорить также не приходится. Не спешите отдавать его в группу подготовки к школе. Самого лучшего эффекта вы достигнете, если сами будете постоянно обращать внимание ребенка на предметы окружающего мира: вот это дерево толще, а это тоньше, эта машина красная, а эта — белая, эта кошка пушистая, а эта — гладкошерстая.

Высший же пилотаж в развитии зрительного канала — способность видеть мысленно. Например, после того как прочитали сказку, надо предложить малышу закрыть глаза и вспомнить, какого цвета был, например, платочек у Машеньки или грибочек на полянке. Это упражнение тренирует не только зрительный канал восприятия, но и память, и воображение.

— Известно, что дети, которые плохо говорят, нередко испытывают трудности в учебе. Но родители часто не хотят признать, что с их ребенком что-то не так, объясняя ситуацию тем, что он «просто ленится», «не хочет» говорить. По каким признакам можно определить, что развитие речи действительно запаздывает?

— Существуют общеизвестные нормы развития речи. А именно: до года ребенку свойственно гуление, а также он может произносить отдельные слоги. К полутора годам должны появиться первые слова (мама, папа), понимание слов вообще. К двум годам, а у мальчиков к двум с половиной должны появиться первые фразы. Если в три года фраз еще нет, это уже сигнал о том, что надо принимать меры.

— Некоторые родители в этом случае спешат скорее отдать ребенка в детский сад, надеясь, что там он быстрее заговорит. Это правильно?

— Не совсем. Конечно, движимый инстинктом подражания, ребенок может заговорить чуть быстрее, но ведь лучше всего речь развивается в общении. А собеседниками трехлетнего малыша становятся в саду его одногодки, словарный запас которых крайне скромен. О грамматической правильности речи, ее содержательности и образности тут и говорить не приходится. Воспитательница же даже при желании не может подолгу беседовать с каждым малышом. Так что ребенок в саду действительно начинает говорить чуть быстрее, но качество его речи оставляет желать лучшего.

Постоянное общение со взрослыми принесет больше пользы. С малышом, который плохо говорит, нужно как можно больше беседовать буквально обо всем, что «попадается под руку» — еде, одежде, покупках в магазине, погоде, природе и т.д. Кроме того, развитию речи способствует развитие мелкой моторики пальцев. Специальных пальчиковых игр существует множество, литературу по этой теме найти не так уж трудно. Самые простые и полезные игры такие: соединяем по очереди большой пальчик с указательным, потом со средним, с безымянным, с мизинцем. Ходим по столу «собачкой», то есть на четырех пальцах, «слоном» — вытянув «хобот» и т.д. Кстати, все эти игры очень полезны для всех детей без исключения, но для детей с ЗПР они просто жизненно необходимы и заниматься придется дольше.

— Что можно посоветовать тем родителям, чьи дети в пять-шесть лет не способны усидеть на месте больше трех минут и из-за этого не могут заниматься ни в каких группах?

— В таких случаях врачи и психологи чаще всего ставят диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Это состояние заслуживает отдельного подробного разговора. Сейчас скажу лишь, что и оно неплохо поддается коррекции, если начать занятия своевременно. Малышу трех-четырех лет помогут специальные корректирующие упражнения и игры. Для преодоления синдрома гиперактивности очень полезно ползание. Да-да, обыкновенное ползание. Оно заставляет координировать работу правой и левой рук и ног и таким образом способствует формированию межполушарных связей в мозге. Полезно качание на качелях (вестибулярный аппарат находится рядом с лобными долями, которые отвечают на функции самоконтроля). Необходимо развитие мелкой моторики, которое включает игры с перекладыванием, вкладыванием предметов, собиранием пирамид, нанизыванием (крупных бусин или нарезанных на кусочки старых фломастеров).

Могли вы представить, что существует такое множество объективных причин, мешающих нашим детям быть примерными учениками с раннего детства? С одной стороны, есть от чего впасть в уныние. С другой, коль скоро большинство этих причин, по мнению психолога, можно устранить, этим надо заняться не откладывая. Так что за работу, уважаемые родители!

Записала Марина Мосина

Статья из майского номера журнала.

Источник

     «Школа гармоничного развития» (ШГР) – это один из модулей в детском объединении «Центр театральной педагогики», объединяющий несколько обязательных программ художественной направленности:

  • Актёрские игры;
  • Развивающие игры на английском языке;
  • В мире музыки;
  • Хореография;
  • Эстетика;
  • Красота своими руками

    Программы данного модуля органично соединяют в себе познавательную деятельность обучающихся по овладению теорией этикета, историей живописи и театра с практическими занятиями по правилам поведения, а также практические упражнения, помогающие натренировать психофизический аппарат ребенка, развить его творческое. Учащиеся развивают свои вокальные данные, художественно-исполнительские способности. Занятия по хореографии проводятся в тесной связи с занятиями по актёрскому мастерству и вокалу, в результате этого синтеза создаются хореографические номера, входящие в творческие проекты коллектива.
    Особенностью обучения по данному модулю является использование средств театральной педагогики в формировании общей культуры ребенка.

Педагоги

Крыцина Галина Евгеньевна – педагог дополнительного образования,

Церковная Надежда Викторовна – педагог дополнительного образования

Ломакина Лариса Александровна – педагог дополнительного образования

Добродеева Елена Васильевна – педагог дополнительного образования

Логвинова Жанна Вячеславовна – педагог дополнительного образования

Лапина Анна Сергеевна – педагог дополнительного образования

Содержание программы

Программы модуля «Школа гармоничного развития» содержат следующие разделы:

«Эстетика»

  • Уроки доброты;
  • Уроки вежливости;
  • Красота человека;
  • Мир природы-источник гармонии и красоты;
  • Азбука вежливости;
  • Азбука живописи (от А до Я);
  • Творчество художников – передвижников;
  • Азбука театра (от А до Я);
  • Поговорим о воспитанности;
  • Секреты общения.

«Актерские игры»

  • Развитие сенсорного аппарата (актерский тренинг);
  • Раскрепощение мышечного аппарата;
  • Развитие речи;
  • Художественное чтение;
  • Этюды;
  • Подготовка творческой программы.

«В мире музыки»

  • Вокальная работа;
  • Инсценирование песен;
  • Слушание музыки и разбор произведений.

«Красота своими руками»

  • Изобразительное искусство: графика, живопись;
  • Декоративно-прикладное искусство:
    бумагопластика,
    экспериментирование,
    аппликация,
    лепка,
    поделки из природного и бросового материала.

«Хореография»

  • Музыкально – ритмические упражнения;
  • Партерный экзерсис;
  • Основы сценического движения;
  • Основы классического танца;
  • Танцевальный номер как выразительное средство концертных выступлений, спектаклей;
  • Танец как выразительное средство эпизода массовых мероприятий, спектаклей.

» Развивающие игры на английском языке»

  • Животные; Природа; Погода;Времена года. Месяцы.Дни;
  • Движение;
  • Цвет;
  • Счет;
  • Продукты;Фрукты;Овощи;
  • Дом;Посуда;Одежда и обувь;Внешность;
  • Праздники;
  • Болезни;
  • Профессии;
  • Увлечения;
  • В путешествии, в магазине, в больнице, в гостях, в кино, в театре.

Цели программы

Программы модуля «Школа гармоничного развития» имеют следующие цели:

«Эстетика»

Цель: формирование общего уровня культуры обучающихся, способствующего успешной самореализации и адаптации в обществе.

«Актерские игры»

Цель: развитие творческого потенциала ребенка через актерские игры.

«В мире музыки»

Цель: развитие творческих способностей детей через занятия вокалом и приобщение к достижениям мировой музыкальной культуры.

«Красота своими руками»

Цель: эстетическое развитие обучающихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

«Хореография»

Цель: развитие творческой личности ребенка средствами танцевального искусства.

«Развивающие игры на английском языке»

Цель: развитие сенсорного аппарата обучающихся средствами английского языка.

Результат программы

По окончании обучения по программам модуля «Школа гармоничного развития« обучающиеся будут

Знать:

  • понятия: этюд, актерская задача, событие, мизансценирование;
  • вокальные навыки: спокойный вдох, экономный выдох;
  • музыкальные термины и названия (мелодия, темп, куплет, вступление, припев, динамические оттенки f, p, staccato, legato);
  • основные музыкальные жанры (песня, марш, танец);
  • разнообразные выразительные средства (называть их в беседе во время просмотра репродукций произведений живописи, графики)

Уметь:

  • работать в простых этюдах, действовать в предлагаемых обстоятельствах, выполняя актёрские задачи;
  • рационально осваивать сценическое пространство;
  • петь в диапазоне «ЛЯ-СИ мал» – «МИ, ФА II ок».
  • пользоваться вокально-хоровыми навыками: певческое дыхание, звукообразование, чувство метроритма и чёткая, внятная дикция, строй.
  • решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации, импровизацию по мотивам народного орнамента глиняной игрушки (каргопольской, дымковской), росписи по дереву (городецкой, хохломской), росписи гжель;

Материально-техническая база

Занятия проводятся в светлых, хорошо проветриваемых помещениях (№ 102, № 103, № 118, № 301), полностью оборудованных для проведения занятий.

Стоимость

Программы реализуются на бюджетной основе.

Источник

Читайте также:  Развитие ребенка в трудовом коллективе