Школа доктора комаровского ребенку 1 год

В этой статье мы собрали полезные советы доктора Комаровского, которые помогут мамам предотвратить болезни у ребёнка.

Здоровье взрослого человека больше зависит от наших привычек и питания, чем от способностей лечащих врачей. Здоровье ребенка зависит от того, насколько успешно его родители смогут воспитать в нем дисциплинированность и любовь к здоровому образу жизни. Уверены в своей стойкости и упорстве?

6 правил от доктора Комаровского помогут вам в таком нелегком деле, как формирование режима дня здорового ребенка.

Педиатр Олег Комаровский

Правило № 1. «Кормить ребенка нужно не по часам, а тогда, когда у него есть аппетит»

Режим — это, конечно, хорошо. Но по мнению доктора Комаровского, организм ребенка лучше знает, что ему нужно в данный момент. Если ребенок отказывается от пищи — он просто не голоден. Нет необходимости сверяться по часам и настаивать на употреблении очередной тарелки каши. Пользы от съеденного сверх нормы не будет. Даже более того: «режимное» переедание в будущем обязательно аукнется проблемами со здоровьем.

Евгений Олегович Комаровский утверждает, что переедание обеспечивает серьезную нагрузку на органы пищеварительной и выделительной систем, превращаясь в жировые отложения и засоряя кишечный тракт. Единственное, за чем вам нужно следить в питании малыша — это за размером порций и качеством потребляемой им пищи. Поменьше простых углеводов и сахара, которые несут пустые калории, не обеспечивая растущий организм витаминами и полезными минералами, фаст-фуд только по праздникам и побольше свежих, натуральных и гипоаллергенных продуктов. Последнее говорит о том, что апельсины и орехи, конечно, полезны для юного организма, но количество и частоту их употребления стоит строго ограничивать.

«Никогда и ни при каких обстоятельствах не заставлять ребенка есть. Идеально кормить не тогда, когда есть согласен, а тогда, когда еду выпрашивает. Пресекать кормление в промежутках между приемами пищи. Не злоупотреблять заморскими продуктами. Не увлекаться разнообразием питания. Естественные сладости (мед, изюм, курага и т. п.) лучше искусственных (на основе сахара). Следить, чтобы во рту не было остатков пищи, особенно сладкой».

Правило № 2: «Оптимальная температура для комнаты ребенка — 18–20 °С»

Оптимальные условия для вашего ребенка — это когда в детской не жарко и не холодно. Евгений Олегович Комаровский советует не создавать прохладу, используя кондиционер, как и включать обогреватель на полную мощность. Истина всегда посередине: в данном случае на уровне 18–20 °С.

Жаркая и сухая комната заставляет любой организм работать в усиленном режиме, выделять пот и использовать собственную внутриклеточную влагу. Если ее и можно с чем сравнить, так это с финской сауной: высокая температура воздуха и низкая влажность. Доктор Комаровский также отмечает, что стоит следить и за тем, чтобы ваша детская не превратилась в круглосуточную парилку: ежедневно делать влажную уборку, использовать распылитель воды или купить аквариум, который будет увлекать ребенка и обеспечивать мягкое круглосуточное увлажнение воздуха.

«При малейшей возможности организовать ребенку персональную детскую комнату. В детской комнате нет накопителей пыли, все подлежит влажной уборке (обычная вода без дезинфицирующих средств). Регулятор на батарее отопления. Увлажнитель воздуха. Пылесос с водяным фильтром. Игрушки в ящике. Книжки за стеклом. Складывание всего разбросанного, мытье пола, вытирание пыли — стандартные действия перед сном. На стене в комнате — термометр и гигрометр. Ночью они должны показывать температуру 18 °С и влажность 50–70%. Регулярное проветривание, обязательное и интенсивное — утром после сна».

Крепкий сон — залог здоровья

Правило № 3. «Чтобы ребенок крепко спал, нужно занять его физическими нагрузками, ограничить эмоциональные нагрузки по вечерам или же показать на собственном примере, когда необходимо идти спать»

Сон — важнейшая часть нашей жизни. Во время отдыха организм восстанавливается от физических и эмоциональных стрессов, которые он переживает ежедневно. Любой человек, не только ребенок, обязан соблюдать режим сна и бодрствования, иначе его физическое и психическое здоровье может пошатнуться. Но когда речь идет о режиме сна ребенка, возникает много сложностей. Дети значительно меньше ценят часы в царстве Морфея, чем взрослые, которые сумели познать цену ежедневного отдыха.

Доктор Комаровский утверждает, что активность в этом плане — оптимальное решение дисциплинарных проблем. Если ваш ребенок будет занятым, вечером усталость в любом случае возьмет свое. Спортивные игры и любая физическая деятельность в данном случае будет лучшим снотворным. Нет возможности водить ребенка на айкидо или плавание? Не страшно! Просто покажите ребенку, что вам, взрослому человеку, также приходится соблюдать режим и вовремя ложиться спать, чтобы утром быть веселым и бодрым.

«Рациональных способов борьбы с детским „не хочу спать“ три:

  • Способ первый. Увеличение физических нагрузок — спорт, максимальное пребывание на свежем воздухе, работа по дому.
  • Способ второй. Ограничение нагрузок эмоциональных, особенно по вечерам. Нежелательно дарить долгожданную игрушку в 20.00, а проверка дневника в 21.00 должна рассматриваться как педагогическое преступление.
  • Способ третий. Не создавать проблему там, где она отсутствует в принципе. Дети стремятся к копированию взрослых. Тема „пора спать“ вообще не должна подниматься. Или ребенок захочет спать сам, или будет укладываться в постель, подражая папе и маме. Чем больше внимания в семье уделяется времени отхода ко сну, чем чаще родители смотрят на часы, чем громче и строже звучит распоряжение „отправляйся в постель“, тем больше возникает проблем».

Правило № 4. «Время, свободное от обучения, сна и еды, должно быть посвящено прогулкам».

Кислород имеет очень важное значение для обменных процессов, которые происходят в организме. Без него невозможны окислительные реакции, которые ежесекундно происходят в клетках нашего тела. Замечали ли вы, что ребенок, который регулярно гуляет на улице, ведет себя дома более спокойно, меньше тянется к сладкому, лучше учится и спокойнее спит? Кислород насыщает кровь, а она питает все органы. Доктор Комаровский подчеркивает, что чем лучше кровообращение, тем продуктивнее работают наши органы, а значит, польза от регулярных прогулок будет уже от того, что ваш малыш будет дышать обычным воздухом. Прибавьте сюда физическую активность и общение со сверстниками и получите полноценный и здоровый досуг, который должен быть у вашего чада.

«Пребывание на свежем воздухе никогда не может быть лишним. Важно только, чтобы вся жизнь не превратилась в сплошное гуляние. Но время, свободное от обучения, сна и еды, должно быть посвящено прогулкам. И очень важно не переусердствовать в учебе — школа + музыкальная школа + английский язык + компьютерные курсы и достаточное пребывание на свежем воздухе несовместимы. Поэтому родителям следует разобраться с приоритетами и найти золотую середину. Что все-таки нужнее (важнее) для счастья — здоровье или уровень интеллекта?» Правило № 5. «Не нужно кутать ребенка при малейшем дуновении ветра».

Даже если вы не сторонник системы Иванова, постепенно приучать организм к температурным перепадам более чем полезно. Наша иммунная система должна защищать от последствий переохлаждения, воздействия вирусов и микробов. Поэтому доктор Комаровский считает, что, постоянно укутывая ребенка, мы снижаем работоспособность его иммунной системы и собственными руками создаем вокруг него «теплицу». Иммунная система перестает работать на полную мощность, и в случае любого переохлаждения свитера и кофты не спасут, ведь защитить от вирусов и микробов, которые постоянно витают вокруг нас в воздухе, могут только антитела, которые и вырабатывает наша иммунная система.

Закаливание может быть разным!

Не бойтесь регулярно одевать ребенка по сезону и отпускать гулять даже в непогоду. Сохраняйте тонус иммунной системы! «Одежда — достаточный минимум. Помнить о том, что потливость вызывает болезни чаще, чем переохлаждение. На ребенке не должно быть предметов одежды больше, чем на его родителях. Уменьшение количества — постепенное»

Правило № 5. «Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни

Доктор Комаровский считает, что все должно быть в меру — именно это и есть гармоничный образ жизни. Нельзя запретить ребенку вкусности и лишить его всех радостей жизни. Он будет чувствовать себя обделенным и все равно рано или поздно доберется до «запретного плода». Нельзя надевать много свитеров на малыша: это только навредит активности и работоспособности его иммунной системы, а значит, его организм будет беззащитен перед гораздо более опасными врагами, чем холод: микробами и вирусами. Закаливание — не только обливание ледяной водой. В таком формате оно, скорее, будет приносить больше вреда, чем пользы.

Закаленный ребенок — тот, который много двигается, ест полезную пищу и иногда получает от родителей разрешение на употребление запрещенных «вредностей», одет по сезону (но не более того), каждый день проводит достаточное количество времени на свежем воздухе, чувствует эмоциональную поддержку и понимание от своих близких. «Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната — в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней».

Без воды никуда!

Правило № 6. «Для поддержания здоровья необходимо поить ребенка негазированной водой, компотами, морсами и фруктовыми чаями».

Доктор Комаровский настоятельно рекомендует сразу сказать «нет» сладким газированным напиткам, включая и те, которые относятся к категории «light» и на первый взгляд кажутся абсолютно безобидными в плане влияния на детскую поджелудочную железу. Даже обычная, несладкая газированная вода вредна для здоровья, так как она насыщается углекислым газом. Сладкие газированные напитки если и должны присутствовать в меню вашего чада, то только в качестве позволительного пищевого отступления. Они содержат красители, консерванты, углекислый газ и E-добавки, усиливающие работу вкусовых рецепторов. О полезности такой воды, как и о сохранении ее минерального состава, не может быть и речи.

Евгений Олегович Комаровский также рекомендует следить за тем, чтобы ребенок выпивал в день не менее 6 стаканов чистой воды. Ее не заменит для организма никакой другой напиток. Травяные чаи, домашние морсы, отвары, соки, компоты и смузи — полезные напитки могут быть более чем вкусными. Более того: именно они и могут утолить чувство жажды, не утомляя и не заставляя поджелудочную железу ребенка выбрасывать в кровь большое количество инсулина.

«У ребенка всегда должна быть возможность утолить жажду. Обращаю внимание: не получить удовольствие от сладкого газированного напитка, а именно утолить жажду! Оптимальное питье: негазированная вода, компоты, морсы, фруктовые чаи. Температура напитков комнатная. Если ранее всё грели — постепенно уменьшать интенсивность нагревания» Режим здорового ребенка не должен позиционироваться как схема, нарушать которую нельзя ни в коем случае.

Здоровый образ жизни поможет развитию ребенка, и ваша задача как родителей — обеспечить его и подать свой пример.

Источник https://blog.mednote.life/articles/doktor-komarovskiy-6-pravil-dlya-zdorovya-vashego-malysha

Источник

«Ребенка надо развивать», — уверены мамы и папы, выбирая очередной сортер, пирамидку, кинетический песок… И это на самом деле верно: с помощью развивающих игрушек дети открывают для себя новое. Известный педиатр Евгений Комаровский перечислил развивающие игрушки для детей первого года жизни:

Зеркало, особенно, если это составная часть более сложной конструкции;

мобили — особые устройства, которые вешаются над головой ребенка и имеют несколько свисающих деталей различной формы, цвета, размера — детали эти прыгают, вращаются, издают звуки, светятся и т. д.;

пирамидки, пазлы, кубики — все, что надо определенным образом взять и куда-то в определенном порядке положить, — это просто прекрасно для развития. В этом аспекте мячик и ведро — идеальная развивающая комбинация: увидеть, как мячик катится и отскакивает, добраться до него, взять двумя руками и положить в ведро.

Однако доктор отметил два существенных условия, при котором развивающие игрушку действительно принесут малышу пользу:

Каждому возрасту соответствуют разные развивающие игрушки — в зависимости от того, что (какие формы двигательной активности, какие свойства предметов, какие варианты социальных взаимодействий) развивается именно сейчас.

Самой эффективной развивающей игрушкой для ребенка любого возраста (но чем младше, тем эффективность выше) будет заинтересованный, любящий, не жалеющий личного времени взрослый человек. Мама (или папа) приятна на ощупь или колючий, движется или замирает, издает звуки или молчит, вкусно или по-разному пахнет, является источником еды и может использовать в процессе общения с малышом различные упомянутые выше предметы. ⠀

Эффективность любой игрушки многократно возрастает, когда взрослые демонстрируют детям ее развивающие возможности.

Родители-пользователи Сети поделились наблюдениями и практическим опытом, какие игры или игрушки интересны малышам. И это не всегда то, что куплено в магазине…

Мои дети с удовольствием играют с кастрюлями и ложками.

Пакет и коробка — лучшие развивающие игрушки по мнению моих детей.

Фасоль цветная, горох целый и половинка, а если совсем для радости, то добавить пшено. Никогда не забуду, сколько радости и эмоций было в первый раз, а особенно когда разрешила все высыпать на ковёр, ходить ножками и подбрасывать.

Разной формы макароны — ракушки и спиралька. А если ещё и цветные — вообще праздник. Мы ещё в баночки от пюре разные крупы насыпали и показывали как тарахтит — лучшие всяких погремушек, а если есть небольшая банка от чая жестяная — туда фасоль или орех в скорлупе положить — супер.

У нас любимыми игрушками первого года стали крышечки от детского питания и макароны???? очень здорово помогали занять дочку, пока готовила.

А какие развивающие игры (игрушки) нравятся вашему крохе?

Читайте также:

  • Редко болеть – это плохо? Доктор Комаровский вносит ясность
  • Доктор Комаровский объяснил, почему дети беспокойно спят по ночам
  • Доктор Комаровский рассказал об опасных компонентах в средствах по уходу
Все фото: Depositphotos

Источник

Биография

Родился в г. Харькове 15 октября 1960 г.

В 1983 г. окончил педиатрический факультет Харьковского медицинского института.

Трудовую деятельность начал в 1980 г. — медбратом отделения реанимации. С 1983 года работал в областной детской инфекционной клинической больнице города Харькова. До 1991 года — врач отделения реанимации, в течение последующих десяти лет — заведующий инфекционным отделением. С 2000 года вел консультативный педиатрический прием в частном медицинском центре, в 2006 году открыл консультативный медицинский центр — клиника Комаровского — «Клиником».

Кандидат медицинских наук (1996 г.).

Автор многочисленных научных трудов, в том числе монографии «Вирусный круп у детей», а также научно-популярных статей и книг, самая известная из которых — «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» — выдержала более 30 переизданий в России и Украине.

Евгений Олегович является автором и ведущим ряда телевизионных программ. «Школа доктора Комаровского», стартовавшая в марте 2010 г., трижды была удостоена премии «Телетриумф» и пользуется заслуженным доверием у телезрителей Украины, России, Казахстана, Молдовы, Израиля, Канады и других стран.

  • Вирусный круп у детей. Клиника, диагностика, тактика терапии. Харьков, 1993.

  • Начало жизни вашего ребёнка. Харьков, 1996.

  • Начало жизни вашего ребёнка. Аудиокнига. Харьков, 2008.

  • Начало жизни. Ваш ребёнок от рождения до года. Книга+DVD. Москва, 2009.

  • Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников. Харьков, 2000.

  • Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников. Харьков, 2007. Переработанное и дополненное издание.

  • Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников. 2-е издание, переб. и дополн. Харьков—Москва, 2010.

  • Одноразовые подгузники. Популярное руководство пользователя. Харьков, 2002.

  • ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей. Харьков—Москва, 2008.

  • Дневничок. Наши заметки о нашем ребёнке. Харьков, 2008.

  • Книга от насморка: о детском насморке для мам и пап. Харьков—Москва, 2008.

  • Книга от кашля: о детском кашле для мам и пап. Харьков—Москва, 2008.

  • 36 и 6 вопросов о температуре. Как помочь ребёнку при повышении температуры тела. Харьков—Москва, 2008.

  • Справочник здравомыслящих родителей. Часть первая. Рост и развитие. Анализы и обследования. Питание. Прививки. Харьков—Москва, 2009.

  • Справочник здравомыслящих родителей. Часть вторая. Неотложная помощь. Харьков—Москва, 2010.

  • Маленькие сказки про ёжиков. Харьков, 2012.

  • Справочник здравомыслящих родителей. Часть третья. Лекарства. Харьков—Москва, 2012.

  • Лекарственные средства в педиатрии. Харьков—Москва, 2013.

  • О прививках здравомыслящим и любознательным. 2014.

  • 365 советов на первый год жизни вашего ребенка. Харьков, 2018.

Книги «Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников» и «ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей» переведены на украинский и китайский языки. Книга «Начало жизни вашего ребенка» переведена на польский язык.

На сайте также доступен текст неизданной книги «Невідкладна допомога». 

  • Школа доктора Комаровского. Интер, 2010—2013. Начиная с 2014 года проект осуществляется без поддержки каких-либо телеканалов и является полностью авторским.

  • Утро на Интере. Интер, 2012.

  • Неотложная помощь с доктором Комаровским. Интер, 2014.

Автобиография

Никто из моих предков никогда не имел никакого отношения к медицине. И я не перестаю этому удивляться. Ибо мне очень-очень часто кажется, что стремление лечить заложено во мне генетически. Я почти уверен, что уже был врачом…

Но это всё из области подсознательного. Наяву же все вполне осознанно: дружная семья, папа-мама — инженеры, младшая сестра, любимая бабушка, дедушкины ордена, пионерское детство, очень средняя школа.

Мама моя, до того как стать инженером, окончила институт культуры и несколько лет работала библиотекарем. Последствия библиотечного образования мамы — огромная домашняя библиотека, культ книг и моя страсть к чтению, включая ночное — с фонариком и под одеялом.

На будущий выбор профессии повлияла, прежде всего, младшая сестра. Она родилась, когда мне было 10 лет, и чувство необъяснимой любви к ней, страха за нее до настоящего времени воспринимается мною как самое сильное эмоциональное потрясение детства.

К моменту окончания школы выбора уже не было в принципе: Харьковский медицинский институт, педиатрический факультет. Или вполне логичный альтернативный вариант — служба в Советской Армии.

При подготовке к вступительным экзаменам запомнилось ощущение того, что детство кончилось. А еще запомнились слова физика Петра Самуиловича (сейчас он профессор где-то в США): «Женя, у вас дурная привычка спать по ночам…».

Год моего поступления в институт — 1977 — был особенным. Накануне поменялся ректор, ходили слухи, что за взятки в приемной комиссии; по крайней мере, появились шансы на объективность при сдаче экзаменов. В дальнейшем это подтвердилось: две четверки — за сочинение и физику, и две пятерки — по химии и биологии. Я поступил!

Медицина

Студенческие годы вовсе не воспринимаются мною как самые лучшие и веселые. Как годы тяжелого труда — да. Ощущения: огромное количество бесполезной информации, маразм кафедры «истории КПСС», тошнотворность комсомольских и профсоюзных собраний, бросающаяся в глаза нелюбовь к своей профессии многих преподавателей, профессора, с трудом разговаривающие и по книжкам читающие лекции. И параллельно с этим — интеллектуалы, люди, любящие студентов и свое дело, радость приобщения к профессии.

Со 2-го курса я начал дежурить в больницах. Держал крючки хирургам, помогал медсестрам (не для денег, для себя).

Настоящая работа, уже за зарплату, началась после третьего курса и продолжалась до окончания института. Вначале — год медбратом в отделении реанимации детской дорожной больницы, а затем — в реанимации института общей и неотложной хирургии. Реанимация заставила по-новому посмотреть и на себя, и на медицину. 10 ночей каждый месяц в окружении настоящих врачей, осознание ценности получаемой информации, радость, когда кто-то пришел в сознание, значимость ошибок — людских и врачебных. Смерть… Дети, беременные 18-летние девочки, старики, алкоголики, здоровенные мужики.

Абсолютная норма, когда забыли даже сказать спасибо, и пронзительный крик: «Убийцы!» — крик женщины, которая четыре дня не обращалась за помощью и, по совету бабок, накрывала черной тряпкой бьющегося в судорогах трехлетнего мальчика…

К моменту окончания института детская реаниматология была для меня смыслом жизни. Это была настоящая практическая медицина, где многое надо было не только знать, но и уметь делать руками, быстро принимать решения. Медицина, где цена ошибки и цена нехватки знаний была эквивалентна человеческой жизни.

С 1983 года начал работать в областной детской инфекционной клинической больнице города Харькова. До 1991 — врач отделения реанимации, затем в течение десяти лет — заведующий инфекционным отделением.

К 2000 году закончились резервы моего терпения и способности к компромиссам по отношению к работе врача в рамках системы государственного здравоохранения. Тогда же расстался с родной больницей и начал вести консультативный педиатрический прием в частном медицинском центре. В 2006 году окончательно «созрел» внутренне и материально, после чего вместе с близкими друзьями создал клинику Комаровского — «Клиником».

В словах «Клиника Комаровского» главное — именно клиника. Клиника — это учреждение, в котором помимо лечебно-профилактической работы осуществляется образовательный процесс. Принципиальная особенность «Клиникома» — основным субъектом образования являются не врачи и медсестры, а самые обыкновенные мамы и папы, стремящиеся к осознанному родительству.

Идеология осознанного родительства, родительства как счастья, а не как подвига — это и есть стратегическая основа деятельности Клиникома, ну а тактическими инструментами образования являются сайт и социальная сеть, лекции и вебинары, книги и телепроекты.

Писательство

В 1993 году написал монографию «Вирусный круп у детей». Писал сам, без кафедр, для себя, для друзей. Старался, чтобы это легко читалось и было понятно. Получилось. К этому времени уже имелся приличный запас благодарных пациентов, так что удалось без особых проблем издать. В 1996 году за монографию получил ученую степень кандидата наук. Горжусь нетипичностью ситуации, ибо аналогов, когда практикующий врач-педиатр становится кандидатом наук таким образом, в нашей стране нет.

Полученные после выхода книги десятки писем и отзывов убедили меня в том, что писать я умею и имею на это моральное право. И с этого времени пишу практически постоянно.

«Начало жизни вашего ребенка» — первая популярная книга, 1996 год… Ее логическое продолжение — «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников», 2000 год. Десятки статей в газетах и журналах, книжка про одноразовые подгузники, огромная бумажная и виртуальная переписка. «Здоровье ребенка…» постоянно переиздается в России и Украине, дополняется новыми главами.

Создание «Клиникома» изменило всё самым принципиальным образом. Писать, когда у тебя есть реальные помощники, писать, когда рядом есть люди небезразличные и сопереживающие, — это ж просто удовольствие. Неудивительно, что за 8 лет существования «Клиникома» я успел намного больше, чем за предыдущие 15 лет (смотрите библиографию).

Почему я пишу? Прежде всего потому, что, несмотря на заверения многих ученых, остаюсь в уверенности: большинство детей рождаются на свет здоровыми. Здоровья их лишают родители и медицинские работники. Первые от безграмотности, вторые от страха перед безграмотностью. Неуемная фармакологическая помощь беременным, жуткий перегрев в роддомах, несвоевременное прикладывание к груди, эксперименты с питанием, тепличные условия, лечение всего и всегда.

Наша, отечественная, медицинская наука вообще и педиатрия в частности, претендуя на научность, все больше и больше теряет связь с реальной жизнью. Реалии эти не видны из профессорских кабинетов. А уж для заморских педиатров-советчиков наш быт, наш менталитет, наш образ мыслей, наши ответы на вопросы о том, «что такое хорошо и что такое плохо» — тайна за семью печатями. И никогда они нас не поймут, лишь бы мы сами это поняли и перестали надеяться на помощь, взаимопонимание и спасение.

С 1994 по 2014 год мною получено около 300 тысяч (!!!) писем: география — от Санкт-Петербурга до Южно-Сахалинска в границах СНГ плюс 89 стран мира, покоренных нашими женщинами. Все эти письма — от простых людей. Благодарности, просьбы написать, прислать, помочь, рассказать, ответить на вопросы. При этом около 2500 писем от врачей, 50 отзывов от ученых-профессоров-академиков и ни одного от медицинских чиновников.

Практикующие врачи, реальные обычные больные (не дети министров и олигархов) и ученые с работниками гор-, обл- и минздравов находятся на разных полюсах. Их пути не пересекаются почти никогда.

В результате:

  • подавляющее большинство родителей не имеет адекватной, доступной, удобной к применению информации касательно элементарных норм ухода за детьми, организации их быта и помощи при болезнях;
  • присутствует непонимание того факта, что в системе ребенок-его родственники-здравоохранение именно семья играет главенствующую роль в сохранении и укреплении детского здоровья;
  • логичное следствие — преувеличение роли медицины, гипердиагностика, избыточное лечение, базирующееся на боязни ответственности.

Отсюда моя главная цель: убедить вас в том, что быть мамой и папой — это не тяжкий труд, а счастье, удовольствие. Но при одном обязательном (!) условии — родители обладают необходимыми знаниями.

Ну а моя задача — не столько лечение детей, сколько обучение родителей. Решение поставленной задачи базируется на убежденности доктора Комаровского в том, что он может предложить всем членам семьи алгоритм действий, который будет прост, понятен, эффективен и, главное — легко выполним в рамках отечественной ментальности. Говоря другими словами, вместе мы имеем более чем реальные шансы вырастить здорового ребенка именно в нашей стране, с учетом нашей медицины, нашего образа жизни и наших материальных возможностей.

Телевидение

Первый раз был затянут «в телевизор» в 1992 г.: в разгаре эпидемия дифтерии, а все больные дифтерией дети как раз лечились в моем отделении — в общем, было о чем рассказать… В дальнейшем регулярно общался на самые разнообразные «околодетские» темы с многочисленными журналистами, ну а качественным эволюционным скачком стало появление авторского проекта «Школа доктора Комаровского».

Главный плюс телевидения — эффективность донесения информации. Опять-таки, по мнению многих женщин, телевизор редко ошибается, поэтому мамы скорей верят усатому дядьке из телевизора, нежели врачу высшей категории, кандидату наук и автору 15 книг…

Семья

Женился молодым и глупым после четвертого курса. До сих пор не перестаю удивляться, как это мне так с первого раза повезло! Учились на одном курсе. Катя (Екатерина Александровна) — тоже детский врач (окулист). Родила мне двух мальчишек — Дмитрия (1982) и Андрея (1988). Ребята уже совсем взрослые, самостоятельные, женатые и оба дружно стали папами в 2013 году. Так что именно в этом году доктор Комаровский стал дедушкой, и теперь имеет внука и внучку.

Живем в своем доме, теоретически вдвоем, но практически постоянно кто-то бегает — друзья, дети, внуки. Во дворе большой сад, елки, березки, два огромных дуба, каждому больше 100 лет. Нет огорода, но есть мангал, беседка, сауна, теннисный стол, баскетбольное кольцо, гуляют кот и собака.

Увлечения

Рыбалка… Это больше, чем просто хобби, это патология какая-то. Зимой и летом при первой возможности уезжаем с друзьями на день, на два, на неделю — как сложится. Для меня это самый простой и самый эффективный способ привести в порядок мозги, отвлечься от страстей печальной отечественной педиатрии. К рыбе это никакого отношения не имеет в принципе: по этому поводу мой друг Игорь — такой же на голову больной рыбак, как и я, — спрашивает: «Сколько стоит твой спиннинг?». Получив ответ, долго шевелит губами и задумчиво произносит: «32 кг минтая…».

Благодаря рыбалке остаюсь поклонником внедорожных автомобилей.

Путешествия. Главное, чтобы было как можно больше нетронутой природы и как можно меньше людей.

Фотография и видео. Всегда с собой фотоаппарат и видеокамера. Есть что посмотреть и что показать. Некоторые фотографии здесь — https://instagram.com/uakomar/

Чтение (эта болезнь с детства).

Источник