Школа центр культурного развития ребенка

Школа центр культурного развития ребенка thumbnail

«СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА КАК ЦЕНТР КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

ШКОЛА – КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»

В сельской местности прослеживается тенденция в том, что, с одной стороны, общеобразовательная школа традиционно функционирует как образовательно-воспитательное учреждение, с другой стороны, так как нет других культурно-образовательных центров, учреждений дополнительного образования, то школа должна стать центром детского творчества на территории поселения и координировать связи с окружающим социумом и учреждениями дополнительного образования.

Важная задача образовательного учреждения – это не только формирование знаний, умений и навыков, но и подготовка обучающихся к жизни в обществе. Решение этого постулата мы видим в расширении культурно-образовательного пространства для всех субъектов образовательной деятельности.

Мы определяем для себя стратегическую  цель деятельности школы:

  • обеспечение доступности и качества образования детей;

  • создание условий для развития способностей ребенка;

  • формирование личности, ориентированной на преобразование села как своей малой Родины с учетом ее природного, экономического, исторического и культурного потенциала.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Разработать и апробировать нормативно-правовые и организационно-методические основы функционирования школы-центра единого культурно-образовательного пространства.

  • Выявить, освоить и использовать в работе педагогического коллектива школы новые формы, методы и приемы работы с учащимися.

  • Предоставить каждому ребенку, исходя из потребностей, интересов и способностей, возможность реализовать себя и проявить свою индивидуальность в ходе образовательного процесса.

В процессе реализации идеи функционирования и развития школы предполагается, что школа становится центром единого культурно-образовательного пространства на селе.

Школа-центр единого культурно-образовательного пространства на селе – это особая форма объединения сельских учреждений и организаций, работающих с детьми и молодежью. Эта форма состоит из связей, которые взаимосвязаны между собой. Внутренние связи — это совместная деятельность всех школьных структур. Внешние связи — это связи с учреждениями и предприятиями, находящимися на территории Старокарасукского сельского поселения.

Школа-центр культурно-образовательного пространства на селе позволяет обеспечить единство и целостность воспитания духовно-нравственной личности. С одной стороны, она использует воспитательные, образовательные, кадровые ресурсы социума для воспитания и обучения подрастающего поколения, а с другой – способствует культурному, образовательному и нравственному обогащению своих партнеров, а также помогает решать проблемы социального и экономического развития села.

При реализации данной модели в практике деятельности сельской общеобразовательной школы можно достичь определенных результатов:

  • для ребенка – обеспечить доступность качественного образования, воспитать конкурентоспособных граждан, способных выбрать и осуществить свою индивидуальную траекторию саморазвития и самореализации с учетом интересов и потребностей;

  • для педагога – повысить профессионализм, социальную активность, социальную защищенность, стимулировать сотрудничество с коллегами;

  • для образовательного процесса – обновить содержание, создать учебно-методическое обеспечение, разработать вариативные программы с учетом специфики работы школы, внедрить новые педагогические технологии, реализовать вариативность построения образовательного процесса, обусловленную интересами и потребностями обучающихся, заказом родителей и местного социума;

  • для родителей и окружающего социума – повысить образовательный уровень сельского населения; удовлетворять жителей поселения, родителей образовательными услугами; сохранять и развивать положительные традиции сельского поселения; обогащать духовный и культурный потенциал сельского жителя; использовать воспитательный потенциал окружающей среды; взаимодействовать с учреждениями поселения, муниципального района.

В состав культурно-образовательного центра с. Старокарасук входят:

  • МБОУ «Старокарасукская средняя общеобразовательная школа» и детский сад

  • Дом культуры с. Старокарасук (кружковая деятельность и сельская библиотека)

Основные направления в работе Старокарасукского культурно-образовательного центра:

  • Приобщение населения к духовным ценностям на основе изучения интересов, эстетических и досуговых потребностей населения

  • Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения

  • Повышение образованности, информированности и общей культуры жителей

  • Общеобразовательная подготовка, эстетическое образование и воспитание детей

  • Изучение истории села, изучение и возрождение народной традиционной культуры, этики и эстетики

  • Распространение краеведческих знаний среди детей и молодежи в целях воспитания чувства национальной гордости, обеспечение преемственности боевых, трудовых, культурных традиций села

  • Развитие форм приобщения всех слоев населения к музыкальному, театральному, хореографическому, изобразительному искусству, книге, кино, народной традиционной культуре

  • Подготовка и проведение мероприятий, посвященных памятным датам

Для реализации данных направлений на базе культурно-образовательного центра действует Спортивный центр и Центр искусств.  Работа Центра искусств – это целый комплекс кружков:

Для родителей проводятся отчетные концерты, где проявляют свое мастерство юные артисты, танцоры, вокалисты. Любое общешкольное дело не обходится без  концертных номеров и является для учащихся дополнительной возможностью проявить свои таланты.

Совместно с работниками культурно-спортивного центра, учащимися школы, жителями села очень интересно проходят культурно-массовые мероприятия, народные гуляния, игры, школьные праздники, открытие летней лагерной смены, выставки работ прикладного творчества.

Разработаны экскурсионные маршруты для учащихся в целях их ознакомления с памятниками истории и культуры, музеями, художественными выставками и другими достопримечательностями района и области.

Читайте также:  Развитие ребенка в переделкино

Учащиеся школы и садика постоянно участвуют в школьных и районных фестивалях и праздниках музыки, танца, песни.

И в заключение своего выступления, мне хочется еще раз выделить, что сегодня главным направлением любого образовательного учреждения является создание условий для культурного развития обучаемого и создание поликультурной развивающей среды.  И мне хочется вспомнить слова из китайской мудрости:

Скажи мне — и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь делать.

Китайская  мудрость

Источник

Проект «Школа – культурно-образовательный центр»

Сегодняшняя жизнь показывает, что воспитание культуры поведения ведется не на должном уровне, зачастую бессистемно. Видимо, поэтому сегодняшние школьники грубы и развязны, невежливы и распущены, нередко нарушают общественный порядок. И мы склонны думать, что происходит это не оттого, что такие плохие наши дети, а от элементарного незнания правил, от равнодушия взрослых, которые предпочитают чаще всего не видеть и не слышать (пока самих не касается) грубости, брани, неопрятности, хамства…

Школа является важнейшим социальным инструментом и поэтому не должна занимать позицию выжидания. Педагоги должны стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества.

Цель проекта:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;

• формирование морали — осознанной обучющимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

• усвоение обучающимися базовых национальных ценностей, духовных традиций народа ДНР;

• укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

• формирование у школьника первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею – реализацию школы – культурно-образовательного центра.

Школа – культурно-образовательный центр должна всеми доступными средствами способствовать становлению и саморазвитию следующих качеств ребенка:

—  образованности

как меры овладения частью социального опыта и достижений мировой культуры, достаточной для продолжения жизни в обществе и профессионально – личностного самоопределения.

Образованный человек – это усвоивший необходимый и достаточный минимум знаний; владеющий продуктивными способами их приобретения; умеющий порождать новое знание; способный организовать собственную деятельность и проектировать ее на основе полученных знаний; стремящийся к постоянному самообразованию и саморазвитию; способный на основе полученных знаний оценить собственную личность и деятельность из нутрии и извне.

—  культурности.

Культурный человек обладает осмысленной позитивной, активной культурной позицией, осознает свою роль как творца культуры (духовной жизни общества, владеет культурными формами самореализации;

—  нравственности, характеризуемой совпадением общественных и общечеловеческих требований с внутренними мотивами. Для нравственного человека личность другого человека самоценно.

Существует два фундаментальных условия саморазвития ребенка:

—  свобода. Свободный человек стремится к полноте информации, выработки осознанных критерий ее оценки и сознательному выбору пути решения;

—  творчество. Творческий человек сознательно нацелен не на репродукцию однажды усвоенного и достигнутого, а на постоянный поиск новых задач и не стандартных решений.

Модель (образ) школы

hello_html_m26615d48.png

hello_html_642518f7.png

Педагогический коллектив должен поставить перед собой задачи, способствующие достижению учащимися высоких результатов обучения и воспитания, должен беспрепятственно поддерживать детские инициативы, направлять детей по их интересам и возможностям, давать возможность самостоятельно определять положительные ориентиры, сделать правильный выбор и самоутверждаться как личность, давать оценку собственным действиям. То есть, это человек с высокой самоорганизованностью, с высокой осознанностью, с высоким творческим потенциалом, с твердым самоуверенным шагом, с честной самооценкой, с высоким потенциалом жизнеспособности.

  1. Подпроект «Культура одежды школьникка »

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр 3 года образец

В настоящее время ведутся споры на тему необходимости школьной формы. Школьники не желают ходить в строго обозначенной форме одежды, но и отсутствие единства во внешнем виде учащихся вызывает общее недовольство. Таким образом, возникает проблема: Каким образом сделать так, чтобы школьники с удовольствием и гордостью носили школьную форму, чтобы она им была не в тягость? Проблема единой школьной формы рано или поздно возникает в каждой школе. Единая школьная форма дисциплинирует, настраивает на рабочий лад, прививает вкус к деловому стилю одежды, искореняет проблему «кто дороже одет», экономит родительские деньги, воспитывает чувство сопричастности и принадлежности к родной школе и гордость за неё.

Цель подпроекта:

1.Исследовать проблему униформы в целом, её

влияние на внешний вид и результаты

деятельности.

2.Актуализация введения школьной формы и

положительного отношения к ней.

3. Формирование умения критически мыслить,

рассуждать, сравнивать.

Задачи подпроекта:

1. Развить творческий подход к предлагаемым

школьным формам одежды.

2. Определить сходства и различия во внешнем

виде учащихся учебных заведений.

3. Определить содержание понятия «школьный стиль

одежды» .

4. Провести исследования и опрос учеников,

родителей и учителей, анализировать и систематизировать полученные данные.

2. Подпроект «Мой выбор»
В XXI веке проявляются новые признаки и стандарты успеха как
универсальной категории и образовательной установки.
Для выполнения этой задачи на современном этапе необходимы
образовательные технологии, развивающие программы подготовки личности
новой формации, ориентированные на стимулирование внутренней
активности личности, направленные на нее саму. В них должны учитываться
потребности и способности личности к самоактуализации,
самосовершенствованию, использоваться технологии, помогающие
подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность,
почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в
будущее.
Целью подпроекта является психологическая поддержка процесса
становления учащегося как «автора собственной жизни».
В свою очередь задачи можно сформулировать следующим образом:
стимулировать активность обучающихся, направленную на него
самого, на его потребность совершенствовать себя, стать хозяином
своих эмоций, поступков, характера, а стало быть, и судьбы;
43
развивать потребность познавать себя, свой внутренний потенциал,
положительные качества и на этой основе правильно организовывать
учебу, деятельность, дальнейшую жизненную перспективу, строить
отношения с окружающими;
научить обучающихся работать над собой, решать возникающие
жизненные ситуации, планировать свою жизненную перспективу.
Для реализации указанных мероприятий намечено осуществление
целого ряда мероприятий по ключевым направлениям подпроекта (см.
таблицу).
Основные направления деятельности

8 класс.
Занятия с
элементами
тренинга

«Утверждай себя» (культура общения,
самоутверждения). Занятия помогут
правильному положительному
самоутверждению личности в разных сферах:
социальной, духовно-нравственной, половой,
деловой, творческой, даст возможность развить
у подростков защитные способности, чтобы
противостоять внешним посягательствам.

Профилактика разных форм
асоциального поведения.

9 класс.
Занятия с
элементами
тренинга

«Найди себя» (самоопределение). Занятия
помогут созданию системы целевых ориентации
подростка, которые бы определили ближайшие,
средние и более дальние перспективы.
Профессиональные намерения.

Подросток учится видеть в
окружении доступную близкую
цель, которая принесет успех
И удовлетворение.
Профессиональная
направленность.

Ожидаемые результаты реализации подпроекта:
повышение внутренней мотивации обучающегося, обеспечивающей его
потребность совершенствовать себя и саморазвития;
рост самосознания обучающегося в направлении познания самого себя,
и своего внутреннего потенциала;

увеличение компетентности обучающихся в вопросах саморазвития и
самообразования в условиях изменяющейся жизненной ситуации,
навыки планирования своей жизненной перспективы

3. Подпроект «Академия культуры»

Ключевыми задачами подпроекта являются:
создание культурного пространства, объединяющего социальные
институты, вовлеченные в работу с детьми и подростками;
объединение солистов, детских и юношеских в творческий союз,
способный влиять и в известной степени формировать культурные и
эстетические потребности подрастающего поколения;
воспитание слушателя, развитие его способностей к восприятию
музыки, театра, формирование музыкальной и театральной культуры
человека-гражданина;
организация и проведение фестивалей, тематических концертов,
творческих встреч, авторских вечеров, презентации новых
музыкальных изданий, сочинений, спектаклей;
организационно-методическая и содержательная помощь
общеобразовательным организациям города в реализации программ
внеурочной деятельности детей.
В рамках подпроекта опыт общения выступает как опыт
«соприкосновения» духовных миров детей и взрослых. Атмосфера Детского
музыкального театра (сценической площадки для реализации подпроекта),
стиль поведения, задаваемый обстановкой и духом театра становятся
факторами приобщения детей к ценностям духовной культуры.

Подпроект «Академия культуры» предполагает реализацию двух важных
функций. Во-первых, он предоставит возможность юным дарованиям
проявить себя, выступая на сцене Детского музыкального театра — одной из
лучших площадок города. Во-вторых, будет способствовать зарождению у
детской публики интереса к музыке, театру, подготавливая еѐ к восприятию
произведений большого искусства, и в немалой степени удовлетворит
духовно-эстетические потребности саморазвития.
Подпроект обеспечит условия для совершенствования всех уровней
развития личности: индивидуального, группового, коллективного,
предпрофессионального.

Читайте также:  Когда вы поняли что ребенок отстает в развитии

Подпроект сориентирован на реализацию цикловых тематических

модулей различной направленности, предполагающих охват различной

целевой аудитории:

 «Встречи с искусством – дорога к творчеству»;

 «Школьное закулисье»;

 «Как стать звездой»;

 «Лучший город на земле»;

 «Мы – граждане ДНР»;

 «Слава победному Маю» и др.

Включаясь в художественно-творческий процесс, дети и подростки

вступают в сложнейшую сферу творческой деятельности – сферу

исполнительского искусства, живого творчества, становясь компетентными

слушателями, полноправными участниками и создателями концертов — спектаклей, концертов-лекций, выступая пропагандистами подлинных

человеческих ценностей.

Ожидаемые результаты подпроекта:
реализация подпроекта консолидирует творческие устремления
солистов и исполнительских коллективов образовательных учреждений
города, позволит объединить их в творческий союз;
реализация подпроекта укрепит позиции учреждения как ресурсного
культурно-образовательного центра;
подпроект обеспечит реализацию программ внеурочной деятельности
детей общеобразовательного учреждения города на высоком
эстетическом, методическом и профессиональном уровне.

4. Подпроект « Культура поведения».

Обоснование актуальности подпроекта.

нетерпимость школьников друг к другу;

неумение трудиться на общее благо;

низкая культура поведения в местах общего пользования эгоизм, дефицит позитивного общения;

агрессивные действия по отношению друг к другу (драки на пустом месте).

Задачи этапов подпроекта:

Подготовительный этап (… г.):

— организовать инициативную группу для реализации проекта из числа членов Школьной Думы, волонтерского отряда «Поколение NEXT» и педагогов школы;

— Поиск партнеров и ресурсов для реализации проекта, распределение функционала среди участников инициативной группы.

Деятельностный (… г.)

— организация и проведение старта проекта в виде квеста «Семья»;

— организовать занятия практического курса «Счастливая этика» среди младших школьников;

— разработка и реализация мотивационной игры «В стране добрых манер»;

— проведение конкурса рисунков на тему «Азбука вежливости или что такое хорошо и, что такое плохо» и организация выставки работ;

— организация и проведение игры «Коммуникативный бой на тему «Этикет. Вежливость. Воспитание.»;

— организация и проведение интерактивных площадок «Встреча с интересным человеком»;

— организация и проведение спортивного цикла занятий отдельно с мальчиками и девочками «Сила, грация, красота»;

— организация и проведение «Дня вежливости» со школьным балом и подведением итогов мотивационной игры «В стране добрых манер»;

— организация информационного сопровождения проекта, разработка и распространение информационных буклетов, установка стендов на стойке с социальной рекламой.

Рефлексивный этап (… г.)

— анализ результативности проекта, выработка перспектив.

Предполагаемые результаты реализации

Приобретение знаний младшими школьниками о культуре поведения и правилах этикета;

Повышение уровня культуры поведения среди учащихся младших классов;

Развитие у учащихся навыков нравственного и ответственного поведения;

Уменьшение конфликтов и драк;

Улучшение отношений между мальчиками и девочками;

Уважительное отношение к старшему поколению.

5. Подпроект « Культура школьных традиций».

Цели подпроекта:

На основе знаний национальных традиций, игр, прикладного искусства, национальной истории сформировать у учащихся осознанное отношение к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему ДНР.

Знакомство и возрождение народных традиций, обычаев, ремёсел, изучение духовных ценностей народа.

Сформировать умение выступать в качестве носителя особенностей и лучших образцов.

Задачи проекта:

Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями.

Социализация учащихся, подготовка их к жизни.

Развитие познавательных интересов, развитие творческой активности.

Воспитание ценностно-нравственного отношения к себе, другим, природе, Родине, культуре, человечеству.

Формирование социально-нормативных навыков поведения;

Формирование валеологической культуры, здорового образа жизни;

Развитие потребности трудиться, способности к самостоятельной общественной, трудовой и семейно-бытовой деятельности.

В результате осуществления проекта предлагаются следующие изменения:

1. В школе как в образовательной системе:

разработка системы традиционных общешкольных мероприятий;

приобщение учащихся к школьным традициям и передача их подрастающему поколению;

вовлечение в систему общешкольных мероприятий представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе ученика:

Способность к самореализации. Формирование созидательной нравственной позиции.

Деятельность по реализации проекта:

Система «Тематические классные часы».

Учебная деятельность через предметы.

Работа школьных кружков, секций и факультативов.

Концерты и народные праздники (игры, посиделки).

Конференции и семинары, посвященные направлениям работы школы.

Система мероприятий через школьную библиотеку.

Традиционные школьные мероприятия.

Тематические недели начальной школы.

Выставки творческих работ.

Видеолекторий.

Экскурсии.

Творческие конкурсы (рисунков, плакатов, песен, стихов.)

Участие в городских мероприятиях.

Источник