Шкала умственного развития ребенка д векслер
Тест Векслера формы WPPSI на данный момент является основной стандартизированной формой теста на интеллектуальное развитие детей 4,5-6,5 лет и является одним из ключевых факторов для распределения дошкольников с нарушениями развития (тяжелые нарушения речи, ЗПР, умственная отсталость, аутизм и др.) в соответствующие коррекционные школы.
Лёву я собираюсь пристраивать именно в коррекционную школу — речевую (V вид). Там такая же образовательная программа, как и в обычной школе, но вследствие проблем учеников сделан упор на русский язык, логопедию и развитие связной речи. Подготовка к поступлению в коррекционные школы начинается раньше, чем подготовка к поступлению в общеобразовательные. Поэтому нас уже сейчас погнали по врачам и не только, чтобы делать заключение на ПМПК. В состав этого заключения входит прохождение детского психолога с тестом Векслера.
Честно говоря, для меня тест Векслера стал неожиданностью. Почему-то я думала, что его назначают только детям с ЗПР, аутизмом или подозреваемым в умственной отсталости. Поэтому, когда нам сказали, что нужно будет пройти психолога, я подумала, что она просто побеседует с сыном и поспрашивает по общим понятиям. Ага, конечно. Меня выставили за дверь и тестировали Лёву больше часа.
Так как мы явно не одни такие, кому пришлось (или придётся) столкнуться с тестированием, я хочу немного рассказать о том, что в него входит и что оно показывает.
Что же это за тест?
Суммарно в тест Векслера входит 11 разных субтестов — поэтому прохождение и занимает в среднем от 60 до 90 минут. Само тестирование делится на две части. Первая часть — это 6 субтестов на вербальный интеллект.
Вербальный интеллект — это совокупность знаний, которую мы получаем от общения с окружающими и опыта взаимодействия со средой.
Например, такие знания, как количество времен года, что такое мебель, где продают лекарства или три состояния воды — это всё область вербального интеллекта. Кроме того, он подразумевает способность анализировать чужие слова и высказывать свои выводы на основе полученной информации.
Следует однако отметить, что вербальный интеллект и общие знания, которые чаще всего являются основным мерилом его качества, сильно зависят от уровня развития речи и от среды, в которой воспитывается ребёнок. Соответственно, педзапущенные и дети с проблемами по части логопедии, обычно тут «хромают».
типовой набор детского варианта теста Векслера (изображение из открытых источников)
А вторая часть теста Векслера состоит из 5 субтестов и предполагает тестирование невербального интеллекта. Она сделана таким образом, чтобы дети с речевыми проблемами или с пробелами в знаниях могли показать, что на самом деле у них адекватные интеллектуальные способности.
Невербальный интеллект не зависит от общения, уровня образования и прочих веяний среды. Это врождённые способности, базирующиеся на пространственных представлениях и образах.
По мнению доктора психологии Дубровиной, именно невербальный интеллект способен чётко обозначить зону ближайшего развития ребёнка и его потенциальные интеллектуальные возможности. Кроме того, он неплохо поддаётся тренировке, благодаря чему можно выводить ребёнка на всё более высокие уровни развития, планомерно приближая к норме, если имеются какие-то проблемы.
Особенности теста Векслера и что ещё по нему определяют
Я думаю, многие приметили, что шкала Векслера WPPSI рассчитана на тестирование детей от 4,5-6,5 лет. Это очень разный возраст и по развитию невербалки, и по знаниям. Я поначалу думала, что это полный бред тестировать детей с таким разбросом. Однако, оказывается при трактовке теста используется шаг в 3-4 месяца. То есть, детей, например, 4,5-4,8 лет и детей 6,0-6,3 лет будут тестировать и оценивать по-разному.
Также хочется отметить, что в вербальной части в субтесте на осведомленность некоторые вопросы вполне нормальные, например «Сколько времён года ты знаешь?«, а некоторые просто, простите, звиздец, на который и я не отвечу без гугла, например: «Кто открыл Южный полюс?«
Но оказывается, они намеренно задаются при тестировании, чтобы выявить феномены психики. Например, повышенный интерес к географическим данным, историческим фактам с датами наблюдается не только при начитанности и сильном вербальном интеллекте, но и при акцентуированности — это когда некоторые черты личности усилены в ущерб остальным.
Акцентуация сама по себе не является психическим расстройством, но при неблагоприятных обстоятельствах может перейти в него, поэтому сложные вопросы в тесте Векслера ставятся не только для того, чтобы увидеть начитанность, но и для выявления потенциально проблемной черты психики, если у психиатра или психолога есть вопросы к душевному состоянию тестируемого.
Есть ещё один интересный вербальный субтест, который по словам психолога, Лёва сдал прям на нижнюю границу нормы — это субтест «Понятливость». Перед ребёнком моделируется социальная ситуация, в которой он должен найти какой-нибудь выход. Например, задается вопрос: «Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?»
Я видела много возмущения от родителей на этот счёт на форумах, мол, как такие вопросы отражают уровень интеллекта и «понятливости»? А никак. Они направлены на исследование социальной адаптации и способности ребёнка принимать решения в той или иной ситуации. Провалы в этой части показывают не «ребёнок дурак», а проблемы с социальностью: несамостоятельность, склонность бросаться на амбразуру и жертвовать собой, чтобы быть хорошим в глазах других или, наоборот, неуживчивость.
Если в вербальной части от ребёнка требуются словесные рассуждения, то невербальная часть теста Векслера понятна интуитивно — из заданий в ней, например, требуется разложить узоры с кубиками Коса, выстроить логическую цепочку из картинок («Что было раньше, а что потом?«), собрать фигуру человека из фрагментов.
Эти тесты в целом отражают мыслительные процессы. Например, некритичность к своей работе плюс очевидные ошибки часто указывают на снижение интеллектуальных способностей вплоть до умственной отсталости, что прямо показывает есть ли у ребёнка интеллектуальный дефицит. Но есть в этих тестах ещё кое-что — оказывается они помогают отличить шизофрению от других расстройств! Например, шизофреники любят выстраивать картинки в неверной последовательности, выделяя какую-то мелочевку и строя на ней логичную, но неадекватную, историю.
Ещё интересно то, что тест с кубиками Коса люди с шизофренией чаще всего сдают хорошо из-за того, что с геометрией и формальным подходом им работать проще. А вот собрать человека или лошадь из разрезанных фрагментов для них довольно тяжёлая задача, так как из-за распада мышления затруднено использование интуиции и перебора догадок.
Но один тест из невербалки меня ввёл в ступор. Это тест «Недостающие детали«. Начальные его задания вполне понятны:
Заметили чего не хватает на картинках? 🙂
Но чем дальше, тем сложнее:
А тут уже кажется, что всё на месте, но это не так 🙂
У Лёвы-то ладно — СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Он этот тест завалил, кроме довольно очевидных вариантов. Но у меня СДВГ нет, а я всё равно не заметила, что у мухи нет усиков, а у петуха — шпоры. С другой стороны оно может и хорошо — при обследовании патологий этот субтест помогает детектировать шизофрению (фиксация на несущественных деталях вместо поиска отсутствующих) и паранойяльные черты (внимательность обостряется от страхов).
Выводы?
Тест Векслера проверенная временем (ему более 80 лет) и опытом многих психиатров и психологом вещь. Он довольно надёжен и действительно неплохо отражает интеллектуальный уровень ребёнка. Тем не менее, есть у него пара существенных, на мой взгляд, недостатков.
- Во-первых, наблюдается один небезынтересный парадокс. Чтобы мой ребёнок, имеющий довольно сильные проблемы по части логопедии вследствие диагноза «Сенсомоторная алалия«, попал в речевую школу (V вид), в которой он нуждается для того, чтобы до конца восстановить речь, надо доказывать достаточный уровень интеллекта, так как туда берут сохранных детей (по крайней мере, сохранных НЕвербально). А вот чтобы ему идти в обычную школу без всякой коррекции никакого Векслера не надо. Ну-ну;
- Во-вторых, тест Векслера довольно чувствительная вещь к тому, кто его проводит. Честно скажу, нам повезло. В ППМСП, где у нас заседает ПМПК, Лёву тестировала психолог, которую он видел впервые в жизни, но она изначально была доброжелательно к нему настроена и вывела на хорошее расположение. Требования к такому поведению, кстати, прямо указываются в руководстве к тесту, но, к сожалению, не всегда соблюдаются специалистами. В итоге эту работу может делать какая-нибудь не с той ноги вставшая тётя, которая сходу натестирует ЗПР или даже олигофрению. В результате путь в ту же речевую школу будет если не закрыт, так точно затруднён.
Ну и наконец хотелось бы всё-таки сказать радостную новость для тех, у чьих детей сходные нарушения и кто боится, что ребёнок не справится. Лёва без какой-либо подготовки хорошо сдал тест. Набрал 94 балла по вербальному интеллекту. Это норма ближе к нижней границе, что довольно ожидаемо при его нарушении речи. А вот невербальный интеллект меня, тьфу-тьфу, прямо порадовал — 113 баллов (выше нормы). Общий уровень — крепкая норма (103 балла).
Напомню, что Лёве когда-то предрекали «угрожающую умственную отсталость» и когда он был маленький, многие специалисты бежали от него, как от огня. Конечно у нас ещё много работы впереди и тест Векслера не даёт причин считать, что ну всё, добились — можно отдыхать. Тем не менее, это важный показатель того, что не стоит верить ранним пессимистичным прогнозам, а стоит заниматься ребёнком и постепенно будут приходить такие маленькие, но важные, победы.
Как всегда, спасибо, что читаете меня 🙂
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
«Остров гениальности» — откуда берутся феноменальные способности при аутизме и других нарушениях развития?
Проблемы с математикой, чтением и пониманием речи у ребёнка? Поработайте с его пространственным мышлением
Как выбрать логопеда для ребёнка с алалией, аутизмом и другими нарушениями развития
Источник
Описание методики
Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д. Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие — вербальный и невербальный интеллекты.
Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, — б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.
Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение «вербального и невербального» интеллекта, анализируют выполнение каждого задания. Количественная и качественная оценки выполнения испытуемым заданий дают возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже и как они могут компенсироваться. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-психической патологии.
История создания
Несмотря на то, что движение тестирования интеллекта активно развивалось на протяжении десятилетий, до конца 1930-х гг. не существовало хорошо стандартизированного индивидуального теста интеллекта для взрослых. Растущая неудовлетворенность в отношении стандартизации и структуры (уровни умственного возраста) шкалы Стэнфорд-Бине дало Векслеру олчок толчком к созданию в 1939 г. Шкал интеллекта взрослых Векслера-Белльвью — Wechsler-Bellevue Adult Intelligence Scales (W-B).
Изначально Векслер разрабатывал свой тест как «балльную шкалу», а не как шкалу умственного возраста. Он учитывал при создании шкалы интеллекта критику в адрес теста Стенфорд-Бине за её исключительно вербальную направленность и включил в свою методику пропорциональное вербальной шкале количество невербальных заданий. Также при стандартизации использовались достаточно большие выборки взрослого населения. В ходе стандартизации была предпринята попытка контролировать образовательный и профессиональный статус. Окончательная версия нового теста предназначалась для использования в возрастном диапазоне от 10 до 60 лет.
Одними из главных причин, которые повлияли на окончательный отбор субтестов, вошедших в шкалу Векслера, можно выделить следующие:
- выбранные субтесты имели высокие корреляции с другими батареями интеллектуальных тестов;
- они достаточно различались по своим функциям, что позволяло предотвратить любые специфические влияния на обследуемых со стороны отдельных способностей и неспособностей;
- результатыты выполнения этих тестов позволяли делать определенные диагностические заключения.
После двух последовательных редакций теста в 1949 г. Векслер ввел новую и пересмотренную его форму — Шкалу интеллекта взрослых Векслера (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS). WAIS была стандартизована на 1700 испытуемых (равномерно распределенных по полу и возрастным уровням) в возрасте от 16 до 64 лет. Выборка стандартизации была дополнена выборкой 475 лиц пожилого возраста (от 60 до 75 лет и старше). В этой новой стандартизации были представлены все регионы США, городское и сельское население по каждому возрастному уровню, а также 10% «не6елых» граждан. WAIS была пересмотрена в 1981 г. и получила название WAIS-R.
Модификации
Используются 3 варианта теста Д.Векслера:
- тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);
- тест WISC (echsler Intelligence Scale for Children) — для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);
- тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 4 до 6,5 лет. В России адаптированы первые два варианта теста, которые мы будем рассматривать в дальнейшем.
WAIS
Тест WAIS опубликован в 1955 году, редакция теста — WAIS-R вышла в 1981 году.
Тест включает в себя 11 субтестов. Из них 6 составляют вербальную шкалу и 5 — невербальную.
Вербальная шкала
В вербальную часть вошли следующие субтесты.
1. Субетест «Общая осведомленность» — включает 29 вопросов. Диагностирует уровень простых знаний. Нет вопросов, требующих специальных и теоретических знаний. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
2. Субетест «Понимание»: 14 заданий на понимание смысла выражений. Оценивается способность к суждениям. Оценка в зависимости от правильности ответа: 0, 1, 2 балла.
3. Субетест «Арифметика» — включает 14 задач из курса арифметики начальной школы. Задачи решаются устно. Диагностируется легкость оперирования числовым материалом. Оценивается как правильность, так и затраченное время.
4. Нахождение сходства: 13 заданий. Испытуемый должен подвести 2 предмета под общую категорию, выявить, что между ними сходно. Диагностируется понятийное мышление. Оценка в зависимости от правильности ответа: 0, 1, 2 балла.
5. Субетест «Запоминание цифр» — 1 — ая часть содержит ряды, в которых от 3 до 9 цифр. Испытуемый должен прослушать цифры и устно их воспроизвести. 2 — ая часть включает ряды от 2 до 8 цифр. Испытуемый должен воспроизвести ряд обратным порядком.
6. Субетест «Словарный запас» — 42 понятия. Тест направлен на изучение вербального опыта и умения определять понятия. Испытуемый должен объяснить значение слова. Первые 10 слов — распространенные в обыденой речи, следующие 20 слов — средней сложности, последние 12 слов — абстрактно-теоретические понятия. Оценка от 0 до 2 баллов.
Вербальная шкала тесно коррелирует с общей культурой испытуемого и академической успеваемостью. Результаты сильно зависят от языковой культуры испытуемого (знает ли он или не знает язык, на котором написан текст). Оценки по субтестам «Осведомленность», «Понятливость» и «Словарный запас» характеризуют общую интеллигентность испытуемого, практически не изменяются с возрастом и при старении. Полагают, что они определяются уровнем образования испытуемых. Я же считаю, что связь иная: поскольку успешность выполнения этих субтестов наиболее коррелирует с общим IQ, а также в наибольшей степени определяется генетически (см. главу «Психогенетика способностей»), то скорее всего скорость накопления вербальных знаний определяет успешность и уровень образования.
Особняком стоит субтест «Сходство». Результаты его выполнения говорят о способности к логическому мышлению, обобщению и абстрагированю. Оценки по тесту ухудшаются при старении. Вероятно, успешность его выполнения более определяется «текучим» интеллектом по Кэттелу, нежели успешность выполнения других субтестов вербальной шкалы.
Субтест «Арифметический» диагностирует не только уровень оперирования числовым материалом, но и произвольную концентрацию внимания. Результаты его выполнения зависят от профессии и уровня образования и мало изменяются при старении.
Субтест «Повторение цифр» наиболее слабо коррелирует с общим интеллектом и направлен на определение объема кратковременной памяти и уровня активного внимания. Включение его в шкалу Векслер обосновывал диагностической ценностью: неспособность воспроизвести 4 цифры в прямом порядке свидетельствует о слабоумии. Прямое воспроизведение при старении ухудшается незначительно, обратное — несколько значительней.
Наиболее устойчивы по отношению к воздействию различных факторов (интуиция, общее состояние испытуемого, болезнь и пр.) результаты теста «Словарный запас», поэтому его часто используют в качестве «точки отсчета» при анализе профиля оценок по субтестам шкалы Д.Векслера.
Невербальная шкала
Невербальная шкала, или «шкала действий» состоит из 5 субтестов.
7. Субтест «Шифровка» (или «Цифровые символы») является вариантом теста на кодовые замены. Нужно написать под каждой цифрой (всего 100) соответствующий символ за 1,5 минуты. Приведен ключ: под каждой из 9 цифр соответствующий символ. Диагностируется зрительно — моторная скорость. Оценка определяется числом правильно зашифрованных цифр.
8. «Недостающие детали» (или «Завершение картинок») — 21 карточка, на которых изображены картинки с отсутствующей деталью. Диагностирует зрительную наблюдательность и способность выявлять существенные признаки. Время решения одной задачи — 20 сек. Правильный ответ оценивается 1 баллом.
9. «Конструирование блоков» («Кубики Косса») — 40 заданий. Включает набор карточек с красно-белыми чертежами и набор красно — белых кубиков. Испытуемый должен, глядя на образец, собрать из кубиков чертеж. Диагностируются двигательная координация и визуальный синтез. Оценивается точность и время решения.
10. «Последовательные картинки» — 8 серий картинок. Каждая серия представляет сюжет. Картинки предъявляются в определенной неправильной последовательности. Испытуемый должен их правильно расположить. Диагностируются способности организации целого из частей, понимания ситуации, экстраполяции. Оценка определяется правильностью и временем решения.
11. «Сборка объекта» («Складывание фигур») — 4 задания. Испытуемый должен собрать фигуру хорошо знакомого предмета из отдельных деталей (фигуры «человек», «профиль», «рука», «слон»). Диагностируется способность к синтезу целого из деталей. Оценка зависит от времени и правильности сборки.
В целом, «Невербальная» шкала диагностирует не только знания, но и способность индивида к моторно — перцептивному взаимодействию с объектами окружающего мира, зависящую от опыта деятельности.
Первоначально Д.Векслер полагал, что невербальнй интеллект более зависит от психофизиологических задатков индивида, но данные близнецовых исследований опровергли эту гипотезу.
Наиболее комплексным тестом невербальной шкалы (принадлежность его к этой части теста весьма условна) является «Шифровка», диагностирующая свойства внимания, восприятия, координации. Результаты его выполнения быстро ухудшаются после 40 лет.
Наиболее информативным субтестом невербальной шкалы многие авторы считают «Кубики Косса». Аналогичен по содержанию и тест «Сборка объектов».
Успешность выполнения этих трех тестов зависит от развития сенсомоторной координации, между тем как результаты по тестам «Недостающие детали» и «Последовательные картинки» не зависят от развития моторики, а в большей мере определяются когнитивными способностями.
По мнению Д.Векслера, успешность выполнения этих двух тестов определяется опытом восприятия окружающей среды и приобщенностью к культуре.
Итог проведения теста, несмотря на предписания, сильно зависит от того, какие складываются отношения между психодиагностом и испытуемым.
Тестирование производится по адаптивному алгоритму. Первые задания большинства вербальных субтестов (а также «Кубики Косса») предназначены для лиц, подозреваемых в умственной отсталости. В случае, если испытуемый, не подозреваемый в умственной отсталости, не выполняет задания основной серии, то ему предъявляются первые задания.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка и интерпретация результатов может проходить на трех уровнях: 1) подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербального и невербального интеллектов, 2) анализ профиля оценок выполнения субтестов испытуемыми на основе подсчета соответствующих коэффициентов, 3) качественная интерпретация индивидуального профиля с привлечением данных наблюдения за поведением испытуемого в ходе обследования и прочей диагностической информации.
Стандартный вариант обработки заключается в подсчете первичных «сырых» оценок по каждому субтесту. Затем «сырые баллы» по соответствующим таблицам переводятся в стандартные и отображаются в виде профиля. Сырые оценки отдельно по вербальной и невербальной части суммируют и определяют по таблицам показатели общего, вербального и невербального IQ.
Классификация IQ-показателей по Векслеру:
- 130 баллов и выше – очень высокий IQ – у 2,2% населения
- 120-129 баллов – высокий IQ – у 6,7% населения
- 110-119 баллов – хорошая норма – у 16,1%
- 90-109 баллов – средний IQ – у 50% населения
- 80-89 баллов – плохая норма – у 16,1%
- 70-79 баллов – пограничная зона – у 6,7% населения
- 69 баллов и ниже – умственный дефект – у 2,2%
WISC
Шкала интеллекта для детей (WISC) вышла в 1950 г. Вариант WISC-R издан в 1974 году. Шкала предназначена для тестирования детей в возрасте от 6,5 до 16,5 лет. В тест входят 12 субтестов, соответствующих субтестам теста WAIS, но дополненные более легкими однотипными заданиями.
Кроме того, в шкалу действия включен дополнительный субтест «Лабиринты».
Причем при проведении исследования субтест «Понимание» может быть заменен «Запоминанием цифр», а субтест «Лабиринт» субтестом «Кодирование». При диагностике субтесты вербальной и невербальной частей чередуются.
Показатели дополнительных тестов при подсчете IQ не учитываются.
Субтест «Лабиринт» состоит из возрастающих по трудности лабиринтов. Испытуемый должен выполнить его за определенный промежуток времени (найти выход), подсчитываются ошибки и регистрируется время.
WPPSI
В 1967 году опубликована версия теста Д.Векслера для детей WPPSI (возраст 4 — 6,5 лет). Шкала состоит из 11 субтестов (10 основных, 1- дополнительный). 8 субтестов — облегченные и адаптированные варианты WISC. Три субтеста были разработаны заново.
Субтесты сгруппированы в вербальную и невербальную шкалы. При проведении диагностики субтесты WPPSI из вербальной и невербальной частей чередуются друг с другом. Эксперимент проводится как в один, так и в два приема.
В вербальную шкалу входят субтесты «Осведомленность», «Словарный запас», «Арифметика», «Нахождение сходства», «Понимание» и дополнительный субтест «Предложения».
В шкалу действий входят субтесты «Дом животного», «Завершение картинок», «Лабиринты», «Геометрические схемы», «Конструирование блоков» («Кубики Косса»).
Новыми по сравнению с WISC являются субтесты «Предложения», «Дом животного» и «Геометрические схемы». Субтест «Предложения» заменил тест «Запоминание цифр» из WISC, им либо заменяют любой вербальный тест, либо применяют дополнительно.
Субтест «Дом животного» (вместо «Шифровка» из WISC) состоит из карт с изображением собаки, цыпленка, рыбы и кошки. Ребенок должен расставить домики в соответствии с ключом по изображениям животных.
При выполнении субтеста «Геометрические схемы» ребенок должен скопировать 10 чертежей с помощью цветного карандаша.
Полужирное начертание
Адаптация
В нашей стране тест Д.Векслера неоднократно переводился и адаптировался.
Первая адаптация WAIS была проведена в Психоневрологическом научно — исследовательском институте им. В.М.Бехтерева (1956 г.) в Ленинграде.
Последняя по времени адаптация теста WAIS произведена психологами Санкт — Петербургского государстенного университета (1991 г.).
Тест WISC адаптирован А.Ю.Панасюком (1973 г.) и издан Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. В варианте А.Ю.Панасюка заменены задания, не соответствующие условиям нашей страны. Изменения коснулись, в первую очередь, вербальной части — субтестов «Понятливость», «Осведомленность», «Словарный» и, в меньшей мере, субтеста «Сходство». Тест был проверен на надежность сопоставлением результатов группы здоровых детей и группы олигофренов (стадия дебильности).
В 1992 году Ю.Филимоненко и В.Тимофеев выпустили «Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера». Авторы, исправив некоторые погрешности описания Панасюка, предприняли попытку унифицировать работу экспериментатора с WAIS и WISC. Методика выпущена Государственым предприятием «ИМАТОН» (г.Санкт — Петербург). Тест Д.Векслера для взрослых WAIS также выпускается предприятием «ИМАТОН» и поступает в розничную и оптовую продажу.
Другую русскоязычную адаптацию теста WISC предприняли под руководством Ю.З.Гильбуха сотрудники отдела психодиагностики НИИ психологии Украины (г.Киев) в 1992 году. Руководство «Измерение интеллекта детей» под ред. Гильбуха и прилагаемый к нему тест WISC производится и распространяется научно-практическим центром «Психодиагностика и дифференцированное обучение» (г.Киев).
Литература
- Дружинин В. Психология общих способностей. С-Пб., 1999
См. также
Тест Векслера/Детский вариант
Тест Векслера/Взрослый вариант
Источник