Этическое развитие ребенка дошкольного возраста

Антонина Мокроусова
Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста

Управление образования Администрации городского округа Саранск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 120 общеразвивающего вида»

«Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста»

Инновационный опыт работы Мокроусовой А. В.

старшего воспитателя

МДОУ «Детский сад № 120»

Саранск, 2013 г.

«Под именем нравственности мы разумеем

не только внешние приличия, но и всю

внутреннюю основу побуждений человека»

Я. А. Коменский

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми и нуждается в ориентирах правильного поведения в обществе, которые постоянно развиваются — от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личному взаимоотношению.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель: воспитать ребенка мыслящим, добросовестным, милосердным, счастливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

Актуальность и перспективность опыта

Формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Высокий уровень этических проявлений выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования этических представлений с самого раннего возраста.

Именно усвоение этических правил являются приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования.

Соблюдение этических правил служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом и основой для развития полноценной личности.

Почему же возникла необходимость разработки проекта, направленного на этическое воспитание детей. Да, потому,что в настоящее время в нашем обществе очень заметна низкая культура поведения: люди невнимательны друг к другу, часто грубы, нетактичны, невежливы, не умеют правильно и красиво говорить на своем родном языке.

Проблема этического воспитания связана с дефицитом воспитанности, доброты, милосердия, сострадания, культуры, неустойчивыми нравственными ориентирами.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Актуальность проблем, связанных с этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.

Чтобы увидеть ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими, деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями, коллегами по работе, необходимо с раннего детства обучать его правилам культурного поведения и общения.

От правильного воспитания зависит благополучие нашего общества в сфере окультуривания.

Поэтому и назрела необходимость в реализации выше указанного инновационного проекта.

Перед педагогическим коллективом дошкольногоучреждения была поставлена цель: сформировать целостную систему личностно-социального воспитания и образования дошкольников, позволяющую достигнуть повышения качества этического развития дошкольников.

Задачи:

1. Сформировать предметно-развивающую среду для обогащения разнообразной деятельности детей.

2. Разработать педагогическую технологию поэтапного формирования этических представлений, знаний и умений у детей в совместной (взросло-детской) деятельности.

3. Реализовать систему мер по обработке педагогической модели этического воспитания и образования, обосновать условия, найти оптимальный вариант ее внедрения.

4. Повысить общую социальную зрелость детей, снизить агрессивность, научить владеть навыками саморегуляции своего поведения.

5. Конретизировать содержание этических знаний для детей дошкольного возраста, критерии и показатели их сформированности.

6. Совершенствовать коммуникативно-речевые умения, нравственно-этическую чистоту речи.

7. Повысить культуру межличностного взаимодействия детей в детском саду и семье.

8. Подготовить детей к адаптации в любой социальной среде.

9. Создать модель взаимодействия детей детского сада и семьи по этическому воспитанию детей.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке и апробации проекта с целью формирования этических представлений у детей дошкольного возраста, в создании условий для воспитания у ребенка культуры поведения и общения, гуманного отношения по отношению к окружающему.

Концептуальной основой работы по этическому воспитанию в дошкольный период,определяется рядом причин:

1. Этические нормы поведения и общения еще не утратили своего значения.

2. Возрастные особенности детей способствуют познанию окружающего мира, человеческих отношений через разнообразные виды деятельности.

Реализация основныхконцептуальных идей воспитания базируется на следующих принципах: гуманизации, дифференциации, доступности, интегративности, принцип развивающего характера, принцип ориентации на идеал, принцип следования нравственному примеру.

Новизна опыта состоит в том, что он позволяет через проектную деятельность дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию этических чувств.

Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектная деятельность выступает как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия детей в познании этических представлений.

Работа в инновационном режиме охватывала все стороны деятельности учреждения, и нововведения касались каждого ребенка, воспитателя, руководителя и дошкольного учреждения в целом.

Работа по реализации проекта проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Родители приняли активное участие в преобразовании предметно-развивающей среды.

Удачно зарекомендовали себя такие формы работы как семейные гостиные, совместные выставки, совместное творчество детей и родителей.

Работа педагогического коллектива в инновационном режиме способствовала:

— воспитанию начальных форм этической культуры детей, осознанного отношения к окружающим, умение проявлять гуманные чувства, выработку первоначальных практических навыков;

— повышению уровня этического образования ребенка дошкольного возраста (совершенствование коммуникативно-речевых умений, нравственно-этической чистоты речи, исчезновение в поведении агрессивных тенденций, преобладание положительных эмоций, появление положительных черт характера, готовность к адаптации в любой социальной среде).

Читайте также:  Шаблон для записи развития ребенка

— развитию нравственно-этического сознания и культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.

— совершенствованию методической службы и подбору наиболее эффективных форм и методов профессиональной подготовки педагогов;

— повышению социального статуса образовательного учреждения

по этическому развитию и воспитанию детей;

Инновационный проект обладает широким развивающим и воспитательным эффектом. А это значит, что помогает воспитать ребенка

мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, служащим добру и людям.

Литература

1. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром, А. П. Н СССР, НИИ дошкольного воспитания. М., «Педагогика», 1988

2. Рылеева Е. В. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире

людей. Система развивающих занятий для детей 6 лет». М. «Гном- Пресс».1999.

3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников, М, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

4.Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников/ Р. С. Буре, М. В.Воробьева М: Просвещение, 2004

5. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников М: ВЛАДОС, 2003.

6. Шипицина Л. М., О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова «Азбука общения». Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками, С. -Пб. «Детство-Пресс». 1998.

7. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре, М, «Просвещение», 1983.

8. Кондратьева А. С. Творческая игра. От рождения до десяти лет. М, «Педагогика-Пресс», 2005.

Источник

Анастасия Еременко
Этическое воспитание и развитие дошкольников

Понятие нравственного воспитания

Одной из важных проблем современного общества в осуществлении нравственного воспитанияявляется ответ на вопрос: что такое «нравственность»?

«Нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», — определяет современное толкование нравственности С. И. Ожегов. Итак, «нравственность» — осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств.

Воспитание — навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

«Нравственное воспитание, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимании нравственного воспитанияв истории культуры сложились 4 основные традиции:

— патерналистская (нравственное воспитание как обязательное почитание старших);

— религиозно-церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры);

— просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума);

коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма).

Существует буквальное понимание нравственного воспитания как обучения нравственности,что является не совсем адекватным: обучить нравственности нельзя; нравственное воспитание выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно.

Термин «нравственное воспитание» употребляется также в узком значении — как обучение нормам общественного приличия. В этом случае речь идёт о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до ритуалов почитания богов.

Этико-нравственное становление личности в условиях современного общества

Процесс воспитания представляет собой довольно сложное явление, так же как сложна и многогранна сама жизнь. Но стержнем всего процесса является нравственное воспитание, так как оно формирует основу личности, приобщает ее к вечным, глубинным человеческим ценностям. Каждый растущий человек заново находит ответы на вечные вопросы, приобретает нравственный опыт, этико-нравственные чувства и представления. Опыт этот приобретается, прежде всего, в процессе воспитанияи путем постоянного нравственного выбора: как поступить в данной жизненной ситуации.

Нравственное развитие личности проходит три стадии (Колберг Л.):

— доморальный уровень – ребенок исполняет требования из страха наказания;

— конвенциальный уровень – соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу; соответствовать их требованиям в целях самосохранения (ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка);

— автономный уровень – личность добровольно избирает нравственное поведение, так как имеет твердые убеждения, что жить в обществе надо в соответствии с нормами принятыми этим обществом; свобода выбора ограничивается нравственными рамками и совестью индивидуума (ориентация на универсальный этический принцип).

Современные представления о сути нравственного воспитания подрастающего поколения претерпели существенное изменение в связи со сменой ценностных ориентаций в обществе, под влиянием новых научных концепций, реальных достижений в области воспитания.

Утратили воспитательныйэффект словесные формы нравственного просвещения: длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Им на смену пришел индивидуальный подход, опора на жизненный опыт ребенка. Традиционные методы нравственного воспитания, ориентированные на привитие воспитанникам норм и правил общественного поведения, сегодня действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (педагог, родитель, взрослые, общественное мнение, угроза наказания).

Задачей сегодняшнего дня, в условиях демократического общества, должно стать внутреннее принятие и соблюдение личностью нравственно -этических норм и правил поведения.

Но в эпоху не устоявшихся моральных ценностей сделать это достаточно трудно в связи с отсутствием определенного нравственного идеала в обществе и «расплывчатостью», «размытостью» критериев нравственной воспитанности.

Вся психическая жизнь человека может быть определена границами «норма», «нарушение», «патология». Норма — руководящее начало, правило, образец, стандарты поведения, регламентирующие отношения людей.

Задачи нравственного воспитания

Однако и сегодня перед педагогами (родителями, общественностью и др.) ставятся глобальные задачи нравственного воспитания учащихся.

Читайте также:  Значение развития речи в формировании личности ребенка

— формирование нравственного сознания,основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка,

развитие нравственных чувств (гуманизм, совесть, достоинство, долг, ответственность, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие и др. ,

— формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла, защищать добро).

Чем старше становится воспитанник, тем более сложные психологические мотивы контролируют его желания и чувства. Если дошкольнику достаточно знать правила совместного пребывания в группе и дружной игры, то уже у школьников формируются более сложные способы управления своим поведением, основанные на единстве интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Наиболее успешно нравственные нормы формируются в тех условиях, где дети получают возможность вырабатывать способы поведения на основе выбора, без определенной положительной или отрицательной оценки со стороны педагога. Норма достаточно подвижна, но ее продуктивная обобщенность ориентирует воспитанника на выработку собственной позиции, формирует внутренний личностный контроль.

Внутренний контроль является важнейшим показателем сформированности нравственных качеств личности; его действия могут привести к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные собственным опытом правила общественной жизни. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ученика в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной и волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения нравственным представлениям повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Складывающийся опыт отношений к окружающей действительности и к себе зависит от того,что выступает доминантой в структуре личности: чувства или разум на различных этапах возрастного развития, что является первичным при принятии того или иного решения (Н. М. Трофимова).

Утверждение добра и зла в обществе сопряжено с определенными трудностями и внутренними моральными коллизиями: когда личность не может при всем своем желании поступить однозначно добродетельно.

Заключение

В своей работе я рассмотрела сущность, критерии формирования этико-нравственного воспитания. Из рассмотренного материала,я могу сделать выводы:

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть дошкольников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому дошкольное учреждение, а в частности педагог, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное, и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Нахождение в дошкольном учреждении — это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у воспитуемых нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

Нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Список использованной литературы

1. Лаврентьева Н. Б., Нечаева А. В.Педагогическая этика: Учебное пособие.- Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. – 155 с

2. Т. Ф. Пушкина, С. П. Дуванова, Н. М. Трофимова, Трофимова Н. Б. «Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие» Изд-во Питер, 2005

3. «Теория морального развития Колбрега»

4. С. И. жегов Один из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935—1940).

5. Философские взгляды А. И. Герцена

6. 2. Азаров, Ю. Искусство воспитывать / Ю. Азаров, — М.: 1978.

7. И. С. Кон «В ПОИСКАХ СЕБЯ. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ САМОСОЗНАНИЕ» М.: «Политиздат», 1984

Источник

Ирина Неделькина
Нравственное развитие детей дошкольного возраста

В обществе идет интенсивное обсуждение проекта федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО, определяющих цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.

Следовало бы особо выделить проблему развития «нравственных качеств», так как ранее принятые ФГТ были направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста.

Несомненно, что формирование и развитие нравственных качеств происходит в процессе нравственного воспитания. Однако в конце 1980 -1990 –х гг. почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», поменялся взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание, на первый план было выдвинуто приобщение детей к национальному искусству, народным традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты. Прошло несколько десятилетий, и социокультурная атмосфера, в которой живет и развивается современный ребенок, уже не та.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка 7 месяцев

Разберемся во всем по порядку. Сначала рассмотрим понятие «нравственное воспитание».

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Бесспорно, нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде, не передаются по наследству, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Они формируются в процессе целенаправленного нравственного воспитания, которое осуществляется прежде всего в содержательной детской деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др. И чем больше ребенок развивается через деятельность, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие человеческой культуры, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Каковы же приоритеты и условия, обеспечивающие действенность средств нравственного воспитания в дошкольном возрасте.

Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно – нравственной базы.

Если человек найдет дело, дорогое его сердцу, научится видеть во всем проявление высшего смысла, мудрому отношению к человеческим страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Душа ребенка удивительно чутко реагирует на творчество художников, поэтов, народное творчество. Стоит его души чуть – чуть приоткрыться – и она уже отзывается рисунками, стихами, сказками.

Всем известно, что детям нравятся сказки. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, прочувствовать и представить себе на месте этих героев. Беседа по содержанию сказки должна строиться так, чтобы ребенок не концентрировал факты, а смог подумать о своих чувствах, проанализировать свои поступки, действия. Главное в деятельности воспитателя в том, чтобы он в конце беседы совместно с детьми выделил ее сущность, заложенный замысел.

Нет нужды доказывать, что ребенок учится играя, и что игра является наилучшим средством воспитания и обучения детей. В области нравственного развития — это игры по воспитанию культуры поведения и общения. Следует отметить, что среди существующих игр, направленных на воспитание культуры общения, главная цель – обучение внешним правилам общения этике, однако и не ставится задача развития чувств внимания к окружающим людям.

Хорошо, когда ребенок умеет вести себя в обществе и навыки общения у ребенка воспитываются из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку.

Больше всего возможностей в упражнениях имеется в проблемно – игровых ситуациях, которые создает сам педагог, в сюжетно – ролевых играх на бытовые темы. Именно в игре отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.

Игра – наилучшая средство для реализации осознанных ребенком моральных ценностей, практики поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу. Однако игра на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, что становится предметом беспокойства педагогов дошкольного образования. Дело в том, что дети стали хуже и меньше играть. Некоторые родители воспитанников воспринимают игру как ненужное время провождение. Нередко воспитатели недооценивают воспитательную функцию игры, подменяют обучением. Игра используется не в качестве средства для проявления заботы и доброты, направления опыта общения с окружающими взрослыми и детьми, а лишь как дидактическое средство для усвоения программного материала. Одна из важнейших причин неумения современных детей играть – значительное сокращение круга ознакомления с окружающей действительностью и миром человеческих взаимоотношений, который ребенок должен отразить в игре.

Воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы упражнение детей в гуманных поступках было включено в различные игровые действия. Для этого ему нужно подобрать такие приемы воздействия, которые способствовали бы приобщению ребенка к моральным ценностям человечества и стали его внутренней потребностью. При такой целенаправленной работе у детей сформируется гуманизм как нравственное качество.

Чтобы современные дети научились играть и могли не только поделиться игрушкой, выполнять ролевые действия, но и учитывать душевное состояние сверстника,необходимо учесть следующие условия:

— знакомить детей с различными сферами действительности, сферой труда взрослых и их взаимоотношениями;

— не только знакомить с правилами общественного поведения, культурой общения и деятельности, но и упражнять в специально созданных педагогом проблемно – игровых ситуациях;

— использовать такие детские игрушки, которые стали бы предметом нравственных переживаний и вызвали бы гуманные чувства;

— взрослым необходимо передать детям игровой опыт.

Средствами нравственного воспитания могут быть не только игра. Сказка, но и поэзия, живопись, музыка, театр, и др. Чем глубже и богаче жизненный опыт воспитателя, тем интереснее, доступнее она сможет довести до сознания дошкольников нравственные знания и тем выше вероятность того, что они овладеют способами реализации нравственных качеств.

Важно помнить всегда о том, что для формирования общей культуры детей и развития их нравственных качеств рядом с ними быть мы, взрослые, со всей ответственностью относящиеся к решению данной проблемы.

Источник