Шкала развития ребенка нэнси бейли

Шкала развития ребенка нэнси бейли thumbnail

Диагностика психического развития ребенка. Запись на прием

Оценить поведение младенца и ребенка раннего возраста можно, срав­нивая его с нормативами, приведенными в руководстве по клинической пси­хиатрии Г. И. Каплана (Н. I. Kaplan) и Б. Д. Садока [Sadock B. J., 1996] (табл. 9).

психиатрия12

психиатрия13

психиатрия14

У детей в возрасте от 0 до 3 лет центральная нервная система еще недо­статочно дифференцирована. Вот почему на разные вредности ребенок реа­гирует одинаково общим возбуждением, движениями, нарушениями пищева­рительного тракта, сна и т. п. Нередко признаками нервно-психических рас­стройств могут служить монотонный плач, расстройства сна, пищеварения. В связи с этим информация, касающаяся особенностей его сна, питания, навыков опрятности, игровой активности может оказаться весьма ценной.

Важным показателем психического здоровья ребенка являются особенно­сти его взаимодействия с другими людьми. Если малыш не стремится к обще­нию, слабо реагирует на «заигрывания» с ним, совсем не просится к матери и к другим близким на руки, а при попытке взять его пассивен как мягкая иг­рушка, то это может свидетельствовать о нервно-психическом расстройстве.

Еще в возрасте до года ребенок умеет определять такое расстояние до матери, на котором он способен дать ей знак о своих потребностях хныкань­ ем и получить помощь, то есть расстояние, на котором он находится в состо­янии относительной безопасности.

Если мать оказывается или кажется ребенку недоступной, активизирует­ся деятельность малыша, направленная на восстановление близости. Страх потерять мать может вызывать панику. Если потребность в близости часто не удовлетворяется, то и в присутствии матери ребенок перестает чувствовать себя в безопасности. Только при развитом чувстве безопасности ребенок постепенно увеличивает расстояние, на которое спокойно отпускает мать (см. эксперимент М. Ainsworth в разделе перинатальная психология).

Помимо клинических методов включенного наблюдения, общения с ре­бенком для определения уровня его психического развития и отклонений в психической сфере используют психологические методики. До сих пор на­ходят свое применение тест развития А. Гезелла [Gesell A., 1947] и шкала развития Брюне-Лезин [Вшпе О., Lezin С, 1951].

Тест развития А. Гезелла был разработан с целью диагностики развития моторики, речи, адаптивного поведения, социального поведения и эмоциональ­ной сферы детей с рождения до 6 лет. При обследовании отмечаются спонтан­ные и вызванные реакции ребенка на стимулы и определенные ситуации.

Шкала развития Брюне-Лезин является результатом развития идей А. Ги-зелла и Ш. Бюллер. Она позволяет диагностировать уровни развития моторики, речи, социального поведения, адаптивности и координации детей с рождения до трех лет. Шкала состоит из серии стандартных стимулов и описаний спонтанного поведения. При обследовании ребенка делаются на­блюдения за его поведением в установленных ситуациях и оцениваются его реакции на стандартные стимулы.

При необходимости скринингового исследования чаще всего пользуются Денверовским Скрининговым тестом (DDST), разработанным Д. Б. Доддсом (J. В. Dodds) и В. К. Франкенбургом (W. К. Frankenburg). Тест содер­жит 4 шкалы: общая моторика, мелкая моторика, речь и социальная адапта­ция. Его применение позволяет быстро выявить детей, имеющих предполо­жительно задержку психического развития.

Большинство исследователей, занимающихся проблемами развития де­тей раннего возраста, используют методику Н. Бейли [Bayley N., 1935]. Н. Бэйли при создании своей методики включила в нее задания, разрабо­танные другими авторами, в том числе и видным российским детским пси­хиатром Н. И. Озерецким (1928).

Шкала развития младенцев Н. Бейли позволяет определять текущий уровень развития младенцев от рождения до 2,5 лет жизни. Шкала состоит из трех частей:

1. Умственная шкала (mental scale) — представлена набором тестов, по­зволяющих оценить начало речевого развития, функцию памяти, сен­сорно-перцептивные способности, способности к решению проблем и обучению и др. Результатом измерения является показатель умствен­ного развития (MDI).

2. Моторная шкала (motor scale) позволяет измерить координированность движений тела, тонкой моторики и определить показатель психомо­торного развития (PDI).

3. Поведенческая шкала (the infant behavior record), предназначенная для оценки интересов, эмоций, активности, поиска стимуляции или ее из­бегания, определяющих ориентацию ребенка в окружающем мире и степень социальной адаптации (IBR).

В России Г. В. Козловская (1995) разработала оригинальную клинико-психологическую методику оценки психического здоровья детей первых лет жизни (график нервно-психического обследования младенца и малыша — методика «ГНОМ»). С помощью этой методики можно определить коэф­фициент психического развития (КПР) ребенка раннего возраста.

перинатальная психиатрия (продолжение) – предыдущая | следующая – перинатальная психиатрия (продолжение)

Содержание. Э.Г.Эйдмиллер. Детская психиатрия

Диагностика психического развития ребенка. Запись на прием

Источник

Шкалы развития младенцев Бейли
Цельоценить развитие младенцев

Бэйли Шкала младенца и малыши развитие (Бэйли-III является текущей версией, версия 4 должна выпустить в сентябре 2019) является стандартной серия измерений , первоначально разработанный психолога Нэнси Бэйли используется в основном для оценки развития младенцев и детей младшего возраста, возраста 1–42 месяца. Эта мера состоит из серии развивающих игровых заданий и занимает от 45 до 60 минут на выполнение и вычисляет коэффициент развития (DQ), а не коэффициент интеллекта (IQ). Необработанные баллы за успешно выполненные задания преобразуются в баллы по шкале и в составные баллы. Эти баллы используются для определения успеваемости ребенка по сравнению с нормами, взятыми у типично развивающихся детей их возраста (в месяцах). В самом последнем выпуске Bayley-III есть три основных подтеста; Когнитивная шкала, которая включает в себя такие элементы, как внимание к знакомым и незнакомым объектам, поиск упавшего предмета и имитацию игры; языковая шкала, которая определяет понимание и выражение языка, например, распознавание предметов и людей, следование указаниям, присвоение имен объектам и изображениям, а также шкала моторики , которая оценивает грубую и мелкую моторику, например хватание, сидение, складывание блоков и подъем по лестнице. Существуют две дополнительные шкалы Бейли-II, зависящие от родительского отчета, в том числе социально-эмоциональная шкала, которая спрашивает лиц, осуществляющих уход, о таких формах поведения, как легкость успокоения, социальная отзывчивость и имитационная игра, и шкала адаптивного поведения, которая спрашивает об адаптации к требованиям. повседневной жизни, включая общение, самоконтроль, следование правилам и отношения с другими. Когнитивные и языковые шкалы Бейли-III являются хорошими предикторами успеваемости дошкольников. Эти баллы в основном используются для скрининга, помогая определить необходимость дальнейшего наблюдения и вмешательства, поскольку младенцы с очень низкими баллами подвергаются риску будущих проблем развития.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка с нормальным интеллектом и с нарушением

Развитие

До введения первой официальной шкалы Нэнси Бейли было проведено исследование, чтобы определить, какие важные переменные должны быть включены в совокупный тест развития для младенцев. В 1965 году Нэнси Бэйли провела эксперимент, в котором изучались результаты умственных и моторных тестов младенцев в возрасте от 1 до 15 месяцев, сравнивая пол , очередность рождения , расу , географическое положение и уровень образования родителей. Не было обнаружено различий в оценках ни по шкале между мальчиками и девочками, ни по первенцам, ни по потомству, ни по образованию отца или матери, ни по географическому месту жительства. Никаких различий между афроамериканцами и европейцами по ментальной шкале обнаружено не было , но афроамериканские младенцы, как правило, стабильно набирали баллы выше кавказских по моторной шкале. Эти данные подчеркнули необходимость детального изучения развития психических процессов на втором году жизни. В этом периоде, очевидно, будет найдено объяснение социально-экономических и этнических различий в умственном функционировании, которые неоднократно обнаруживаются у детей от 4 лет и старше. Следуя необходимости дальнейшего исследования, Нэнси Бейли провела связанный эксперимент, в котором проверялась надежность ее пересмотренной шкалы умственного и моторного развития в течение первого года жизни, в результате чего были получены следующие результаты: (1) Задания по умственной шкале с высоким тестером. -обсервер и высокая надежность тестирования-ретеста имеют дело с объектно-ориентированным поведением; (2) Пункты Mental Scale с низкой надежностью повторных тестов требуют социального взаимодействия; (3) Элементы Motor Scale с высокой надежностью тестировщика-наблюдателя и высокой надежностью повторного тестирования связаны с независимым контролем головы, туловища и конечностей; (4) Для предметов Motor Scale с низкой надежностью повторного тестирования требуется помощь взрослого. Эти результаты предполагали раннюю диагностику нервных нарушений. Точно так же Нэнси Бейли также провела тест на вокализации младенцев и их отношения к зрелому интеллекту, начиная с 1967 года, в котором участники наблюдались в ходе лонгитюдных исследований, в которых отслеживалось использование младенцами вокализации неудовольствия и удовлетворения и их сопоставление с языковыми навыками того же самого. индивидуума в детстве и юности , в раннем взрослом возрасте. Результаты показывают, что вокализация действительно значительно коррелировала с более поздним интеллектом девочек, в большей степени с возрастом и в большей степени с вербальными оценками, чем с оценками производительности.

Первое издание (1969 — 1993)

В 1983 г. 25 пар мать-младенец из группы низкого риска участвовали в исследовательском проекте по прогнозированию показателей 21-месячного возраста по психической шкале шкалы развития младенцев Бейли (BSID-1) на основе характеристик младенцев и матерей. Анкеты оценивали отзывчивое отношение матери в пренатальном периоде, шкала оценки поведения новорожденных применялась через 5 и 10 дней, а матери и младенцы наблюдались вместе через 3 месяца. Затем младенцев тестировали на BSID-1 в возрасте 21 месяца. Уровень образования матери, чуткое материнское отношение и трехмесячная улыбка и зрительный контакт были обнаружены для прогнозирования успеваемости ребенка по ментальной шкале BSID-1, что подтверждает ее достоверность .

Второе издание (1993 — 2006)

заявка

При применении шкалы развития младенцев Бейли (BSID-II) было обнаружено, что шкалы могут приводить к заниженным оценкам когнитивных способностей у младенцев с синдромом Дауна . Исследователи исключили ряд пунктов, связанных с речью, моторикой , вниманием и социальным функционированием, из исходных показателей, модифицированная форма применялась у 17 младенцев с синдромом Дауна и 41 типично развивающихся младенцев. Результаты показали, что модифицированная версия обеспечивает значимый и стабильный показатель когнитивного функционирования у младенцев с синдромом Дауна.

Срок действия

Исследователи оценили прогностическую достоверность индекса умственного развития BSID-II (MDI) для когнитивных функций в школьном возрасте для младенцев, рожденных с чрезвычайно низкой массой тела при рождении (ELBW). Были изучены данные тестов BSID-II 344 младенцев с ELBW, поступивших в отделение интенсивной терапии новорожденных Детской и младенческой больницы Rainbow в Кливленде, Огайо, с 1992 по 1995 год. Было обнаружено, что прогностическая валидность субнормального MDI для когнитивной функции в школьном возрасте низкая, но лучше для детей с низкой массой тела и нейросенсорных нарушений. Это вызвало опасения, что решения об оказании интенсивной терапии младенцам с ELBW в родильном зале могут быть необъективными из-за сообщений о высоких показателях когнитивных нарушений.

Третье издание (2006-2019)

Улучшения

Весы Бейли для развития младенцев и детей ясельного возраста — третье издание (Bayley-III) — это пересмотр часто используемых и хорошо известных шкал развития младенцев Бейли — второе издание (BSID-II; Bayley, 1993). Как и его предыдущие версии, Bayley-III — это индивидуально управляемый прибор, предназначенный для измерения функций развития младенцев и детей ясельного возраста. Другими конкретными целями Bayley-III являются выявление возможной задержки в развитии, информирование профессионалов о конкретных сильных и слабых сторонах при планировании комплексного вмешательства и предоставление метода мониторинга прогресса в развитии ребенка. Наиболее значительным пересмотром шкалы Бейли-III является разработка пяти отдельных шкал (по сравнению с тремя шкалами в BSID-II) для согласования с областями соответствующей оценки развития детей от рождения до 3 лет. В то время как BSID-II при условии, что шкалы ментального, моторного и поведенческого характера, версия Bayley-III включает шкалы когнитивного, языкового, моторного, социально-эмоционального и адаптивного поведения. Учитывая, что основной целью теста Bayley-III является выявление детей с задержкой в ​​развитии, а не конкретная диагностика нарушения, нижний и верхний предел субтеста и общего теста кажутся адекватными. Как и следовало ожидать от показателя адаптивного поведения (например, ABAS-II), который был разработан независимо от Bayley-III, нижний предел шкалы адаптивного поведения простирается вниз до суммарного балла 40 (увеличивается до 160 баллов). , в то время как остальные составные баллы по шкале Бейли-III относительно выше (когнитивные, 55–145; язык, 47–153; моторные, 46–154; социально-эмоциональные, 55–145). Однако одна область, которая не была улучшена, — это промежуточные баллы для самых маленьких детей в выборке (т. Е. Детей в возрасте от 16 до 25 дней). Аналогичным образом, когда в 2011 году было проведено исследование, в котором сравнивалась взаимосвязь между результатами тестов с использованием второй и третьей версий шкалы Бейли у крайне недоношенных детей, был сделан вывод, что интерпретировать эти оценки следует с осторожностью, поскольку корреляция с предыдущим изданием кажется хуже. при более низких значениях результатов теста.

Читайте также:  Деятельность как средство развития субъектности ребенка

Бейли-4 анонсирован и будет доступен в сентябре 2019 года.

заявка

Была оценена взаимосвязь между ненормальным режимом кормления и речевыми моделями и речевой способностью на BSID-III в возрасте 18–22 месяцев среди крайне недоношенных детей. 1477 недоношенных новорожденных, родившихся на сроке <26 недель беременности, прошли 18-месячное наблюдение за развитием нервной системы, включая субшкалы рецептивного и экспрессивного языка BSID-III. Неправильное кормление было зарегистрировано у 193 (13%) этих младенцев в возрасте 18–22 месяцев. С помощью BSID-III было определено, что в скорректированном возрасте 18 месяцев у недоношенных детей с трудностями при кормлении в анамнезе чаще наблюдается задержка речевого развития.

Другое более недавнее исследование было сосредоточено на том, как применение BSID-III было полезным при рекомендации лечения младенцев в клинике последующего наблюдения в отделении интенсивной терапии новорожденных. Он оценил, является ли BSID-III предиктором направления на дальнейшую развивающую терапию. Независимые выборочные t-тесты были проведены для сравнения двигательной активности с рекомендациями по моторной терапии, и было обнаружено существенное различие в общих моторных оценках для тех, кому рекомендовалось и не рекомендовалось моторной терапии. Результаты показали, что факторы , влияющие на рекомендации по последующему наблюдению, сложны, и только результаты тестов не свидетельствовали о том, было ли направление к специалисту.

Ссылки

Источник

Шкалы развития младенца Bayley

Тест Бэйли является результатом более чем 45-летних исследований развития детей, является высоковалидным и может считаться одним из лучших для раннего детского возраста. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес.

Тест состоит из 3 шкал:

  1. шкала психического развития (ментальная шкала): оценивает ощущение, восприятие, память, доречевые и речевые способности, предпосылки абстрактного мышления;

  2. шкала моторного развития: оценивает простые и сложные движения, грубую и тонкую моторику;

  3. шкала («протокол») поведения: объективирует социальные взаимодействия, интересы, эмоции, темперамент.

Каждый пункт теста оценивается как «выполненный» или «невыполненный». Время тестирования детей младше 15 мес – 25-35 мин, старше 15 мес – до 60 мин.

Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI). Шкалы психического и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка – 30. Тест признан высоковалидным и стандартизированным. Первоначально стандартизация шкал проводилась на 1262 детях, а поведенческого протокола – на 791 ребенке. В 90-е годы была проведена повторная стандартизация теста.

Денверский скрининг-тест развития (DDST)

Тест разработан Frankenburg W.К., J.В. Dodds для выявления детей, страдающих задержкой психического развития в возрасте от рождения до 6 лет. Он содержит 4 шкалы: 1) грубая моторика; 2) тонкая моторика; 3) речь; 4) социальная адаптация.

Из 105 пунктов 75 предназначены для детей до 3 лет. Обычно ребенок тестируется по 20 пунктам. Каждый пункт оцениваются как «выполненный», «невыполненный», «отказ от выполнения», «не было возможностей для выполнения».

Тестирование проводится как в условиях прямого наблюдения, так и на основании сведений, полученных от родителей. Дети, выполнившие все пункты, считаются развивающимися нормально. Если имеется один невыполненный пункт в какой-либо шкале, результат считается сомнительным, два невыполненных пункта – задержка развития.

Тестирование занимает около 30 мин и требует минимальной подготовки исследователя (несколько часов). В этом преимущество данного теста по сравнению с тестом Бэйли, который требует высшей психологической квалификации.

Денверская оценочная методика была стандартизирована на 1036 нормальных детях в возрасте от 2 нед до 6 лет, 816 из которых были младше 3 лет. Тест высоко достоверен и стандартизирован.

Порядковые (числовые) шкалы психологического развития

Тест представляет собой психометрическую оценку развития ребенка, разработанную I. Uzgiris, J. McHunt на основании концепции психического развития Ж. Пиаже. Он предназначен для детей от рождения до 2 лет и содержит 6 шкал:

  1. развитие зрительного слежения и сосредоточения на объекте;

  2. умение ребенка использовать разные средства для получения желаемого предмета;

  3. вокальная и жестовая имитация (2 субшкалы);

  4. причинные действия;

  5. построение объектных связей в пространстве;

  6. развитие отношений к объектам (при смене игрушки или роли в игре).

Тест состоит из 64 пунктов. Экспериментальные ситуации располагаются по мере усложнения. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках: 0-3 мес., 4-7 мес., 8-11 мес., 12-17 мес. и 18-24 мес..

Профиль психического развития G. D. Alpern-Boll

Методика предназначена для детей от рождения до 9 лет, содержит 186 пунктов и 5 шкал:

  1. физическое развитие;

  2. «социальная» шкала;

  3. шкала коммуникации;

  4. способность к обучению;

  5. шкала «самопомощи».

В результате тестирования определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

Шкала ментального развития R. Griffiths

Тест рассчитан на младенцев от 0 до 24 мес, содержит 260 пунктов, объединенных в 5 субшкал:

  1. локомоторная активность (глаза-руки, слух-рука);

  2. развитие речи;

  3. тонкая моторика;

  4. «персональная» шкала;

  5. «социальная» шкала.

После выполнения заданий рассчитывается интеллектуальный коэффициент ребенка и определяется, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

KID-шкала

Разработана J. Reuter. Представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития ребенка (мать в домашних условиях заполняет регистрационный лист теста). Исследуются дети в возрасте 0-15 мес. Тест содержит 252 пункта и 5 шкал:

  1. познание;

  2. движения;

  3. самообслуживание;

  4. общение;

  5. языковая шкала.

По каждой из шкал определяется условный возраст ребенка, который сравнивается с паспортным.

Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни

Один из первых отечественных тестов психического развития разработали Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. Методика представляет собой качественную оценку развития ребенка без использования баллов. Состоит из 3 возрастных шкал для 1-го, 2-го и 3-го года жизни. На 1-м году исследуют:

  1. 10 дней – 2,5-3 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных и эмоционально положительных реакций;

  2. 1,5-3 – 5-6 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, движений руки, гуления;

  3. 5-6 – 9-10 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи;

  4. 9-10 – 12 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, понимания и активной речи.

Читайте также:  Общение и его роль в развитии и социализации ребенка дошкольного возраста

На 2-м году: развитие понимания речи, развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков.

На 3-м году в первом полугодии: активная речь, игра, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие движений, развитие навыков. Во втором полугодии: активная речь, игра, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, навыки, движения.

Нормой считается выполнение навыков в пределах ±15 дней от проверяемого возраста. Тест стандартизирован на 630 детях 1-го года жизни, 730 – 2-го года и 360 детях 3-го года жизни.

Тест развития детей первого года жизни О. В. Баженовой

Разработан О.В. Баженовой. Тест включает 98 диагностических проб, разделенных на 6 шкал: двигательное, эмоциональное, сенсорное развития, действия с предметами, взаимодействия со взрослыми, голосовая активность. Каждая из проб позволяет оценить уровень развития той или иной поведенческой реакции. Согласно методике теста, определяют 4 степени выраженности поведенческой реакции: 0 баллов – отсутствие, 1 балл – намеченность, 2 балла – несовершенная форма проявления, 3 балла – совершенная форма проявления. Пробы, выполнение которых требует достаточно высокого уровня психической активности ребенка, имеют значительно больший удельный вес при их оценке. Количество баллов, набранное за их выполнение, умножают на 5 (качественно-количественная оценка). Количество баллов, набранное за выполнение всех проб данной шкалы, суммируют. Набранная сумма баллов представляет собой актуальную оценку (АО), которая сравнивается с контрольной оценкой (КО), являющейся нормативным показателем для данного возраста. Итоговый результат – индекс развития (ИР) – представляет собой отношение АО к КО. На основании данных ИР по 6 шкалам строится диаграмма (профиль психического развития). Развитие оценивается в возрасте 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 и 12 мес.

Оценка уровня психомоторного развития ребенка

Разработана Л.Т. Журбой, Е.М. Мастюковой. Развитие оценивается по 7 нервно-психическим показателям (динамическим функциям): коммуникабельность, голосовые реакции, безусловные рефлексы, мышечный тонус, асимметричный шейный тонический рефлекс, цепной симметричный рефлекс, сенсорные реакции. Оцениваются также уровень стигматизации, черепно-мозговая иннервация и патологические движения, которые помогают выявить группу детей с повышенным риском задержки развития. Помесячная количественная оценка у ребенка до 1 года проводится на основе показателей, оцениваемых по 4-балльной системе с учетом динамики нормального возрастного развития. Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам. 27-29 баллов в большинстве случаев можно расценивать как вариант возрастной нормы. При оценке 23-26 баллов детей относят к безусловной группе риска. 13-22 балла свидетельствуют о задержке развития. Ниже 13 баллов – больные с тяжелой задержкой развития вследствие органического поражения мозга.

Тест «ГНОМ» (график нервно-психического обследования младенцев)

Разработан Г. В. Козловской и соавт. Тест состоит из 12 возрастных субтестов. Психическое развитие исследуется на 1-м году жизни каждый месяц, после года — каждые три месяца, от 2 до 3 лет – 1 раз в полгода. Субтесты состоят из 20 вопросов (заданий), позволяющих тестировать развитие сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих функций. Для исследования уровня развития каждой функции предлагают 4 задания. Для исследования сенсорной функции тестируется зрительная, слуховая и тактильная чувствительности. Для определения состояния моторики – статика, кинетика, тонкая моторика и мимика. В эмоционально-волевой сфере исследуются: формирование и дифференцировка эмоциональных реакций, появление и характер эмоционального резонанса (способности воспринимать эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать). Для оценки волевых функций исследуются активная и пассивная произвольная деятельность. Познавательные функции тестируют по четырем показателям: речь, мышление, игра и внимание. Поведенческие функции состоят из двух разделов: биологического (пищевого поведения, формирования навыков опрятности) и социального поведения, для изучения каждого из которых предлагают по два задания. Тест позволяет распределить обследуемых детей по трем группам:

  1. здоровые дети – показатель коэффициента психического развития (КПР) от 110 до 90 баллов;

  2. группа риска – КПР 80-89 или выше 111 баллов;

  3. группа нарушения развития – КПР ниже 80.

Шкала поведения новорожденных (NBAS)

Разработана Т. Brazelton. Предназначена для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Оценивается поведение и неврологический статус детей от 2 дней до 6 недель жизни. Методика состоит из 20 вызываемых рефлексов и движений, оцениваемых по 4-балльной шкале. Имеется также 27 заданий для квалификации движений, взаимодействия со взрослыми, статического контроля, реагирования на стресс. Оценка проводится по 9-балльной шкале, указывающей на 5 возможных типов поведения. Дополнительно отмечается, требовалась ли стимуляция для того или иного типа поведения. Результатом исследования является отнесение детей либо к группе риска, либо к норме.

Также используют поведенческий тест новорожденных Graham для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Тест оценивает детей 1-14 дней жизни по 6 субшкалам: двигательная с оценкой моторики, мышечный тонус, тактильная, слуховая сенсорная, зрительная сенсорная шкалы, шкала реактивности.

Тестовая методика Prechtl, Beintema

Оцениваются дети от 1 до 9 дней жизни по шкалам внешнего вида, позы, движений, дыхания и неврологического статуса.

Опросник младенческого темперамента используется для оценки темперамента детей.

Разработан W. Carey, S. McDevit. Методика выявляет индивидуальные различия между младенцами вне зависимости от темпа их психомоторного развития. Тест предназначен для скрининговых исследований младенцев от 4 до 8 мес. Он состоит из 95 пунктов, оценивающих поведение по 6-балльной шкале, содержит 9 категорий: активность, синхронность, доступность, приспособляемость, сенситивность, настроение, постоянство, отвлекаемость, агрессия. При анализе результатов младенцы могут быть расценены как «довольно трудные» (асинхронные, игнорирующие общение), низкоадаптивные (сенситивные), «легкие» (синхронные, доступные, адаптивные), «медленно реагирующие» (неактивные, тихие) и дети, относящиеся к промежуточному типу.

Результаты выполнения тестовых заданий у детей зависят от многих факторов: физиологического состояния (голод, усталость, сонливость), соматического здоровья, психологического комфорта, личности исследователя. Для диагностики развития младенцев и детей раннего возраста большое значение может иметь также неврологическое обследование. Оно уточняет клиническую картину и предотвращает ошибочную трактовку состояния ребенка. Если обследуется ребенок с выраженным резидуально-органическим поражением мозга, то неврологический осмотр должен предшествовать экспериментально-психологической и психиатрической оценкам.

Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб: Питер, 2001. 256 с. — («Краткое руководство»).

Источник