Щелкунчик для ребенка 2 года
П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»
Самое волшебное и новогоднее произведение П.И. Чайковского, известное по всему миру – балет «Щелкунчик». Зачастую в классических операх или балетах есть один или несколько известных номеров, которые становятся знаковыми для произведения и горячо любимыми публикой. О «Щелкунчике» этого не скажешь, потому что весь балет состоит из таких «хитов»! Пожалуй, это самое узнаваемое произведение во всем мире. Чего только стоит завораживающий Танец феи Драже, нежнейший Вальс Цветов, череда танцев: Шоколад, Кофе, Чай и многие другие. Да и кто из детей, в конце концов, не мечтал оказаться на месте Мари и Щелкунчика в этом сказочном месте из шоколада, карамели, зефира и прочих вкусностей?!
Краткое содержание балета Чайковского «Щелкунчик» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица | Описание |
Штальбаум | советник медицины, именно в его доме разворачиваются все события |
Мари | дочка Штальбаума, получившая в подарок Щелкунчика |
Фриц | брат Мари, сломавший Щелкунчика на празднике |
Дроссельмейер | крестный Мари, подаривший ей Щелкунчика и рассказавший о чудесном городе |
Щелкунчик | заколдованный принц |
Фея Драже | правительница в волшебном городе Конфитюренбурге |
Принц Коклюш | принц из сказочного города, встречающий девочку и Щелкунчика |
Король мышей | злой повелитель враждебной армии мышей, напавший на Щелкунчика |
Краткое содержание «Щелкунчика»
Основные события в балете разворачиваются накануне большого и светлого праздника — Рождества.
В доме Штальбаума собрались гости и крестный Мари, который пришел с кучей подарков для детей. Среди них заметно выделяется кукла, предназначенная для колки орехов – Щелкунчик. Довольно неуклюжая игрушка с широкой улыбкой сразу понравилась девочке Мари. Уже все дети ушли спать, а она все не могла расстаться с Щелкунчиком.
Девочка так заигралась, что не заметила, как вокруг все стало меняться. Елка стала огромных размеров и послышался странный шорох. В комнате появилась армия мышей, а сам Щелкунчик внезапно ожил, превратившись в прекрасного юношу. Он тут же собрал себе армию из солдатиков и отправился на врага, но их силы были неравны. Мари, увидев это, решила помочь Щелкунчику и кинула своим башмачком в Короля мышей. Враги испугались внезапной атаки и разбежались.
Когда Мари очнулась, перед ней оказался ее крестный – Дроссельмейер, представший в образе волшебника. Он рассказал об удивительном сказочном мире, в который достаточно непросто попасть, преодолевая снежную бурю. Но Мари вместе с Щелкунчиком отправляются в эту страну. Они оказываются в чудесном городе Конфитюренбурге, где кругом много сладостей и гостей, встречающих их. Фея Драже устраивает пышный бал в их честь и Мари становится настоящей принцессой, после того, как Щелкунчик рассказал, как она спасла его. Когда торжество заканчивается, волшебник помогает Мари вернуться домой из своего чудесного путешествия.
Продолжительность спектакля | |
I Акт | II Акт |
50 мин. | 50 мин. |
Фото:
Интересные факты о Щелкунчике
- Сохранились сведения, что на первом представлении балета в Мариинском театре (декабрь 1892 года) публика была необычайно удивлена именно силой звучания оркестра. В особенности привлек их внимание музыкальный инструмент челеста.
- Начиная с постановок «Щелкунчика», появилась традиция отдавать второстепенные роли ученикам хореографических училищ.
- Танец «Кофе» основан на народной грузинской колыбельной.
- Согласно содержанию немецкой легенды, щелкунчики приносят удачу и оберегают дом. Поэтому эти деревянные механические куклы были популярны как рождественские подарки для детей.
- Елка, которую устанавливают обычно на сцене в первом акте, весит около тонны.
- Во время нежного танца снежинок на сцену падает конфетти, общая масса которого около 20 кг.
- За весь спектакль на сцене демонстрируется около 150 различных костюмов.
- Для полноценной работы всего оборудования, нанесения грима и смены костюмов за кулисами во время выступления должно находится около 60 человек.
- Для освещения балета применяется обычно до 700 осветительных приборов.
- На одну пачку Феи Драже уходит 7 слоев тюля.
- Существует некая путаница в именах девочки (Мари, Маша или Клара). На самом деле, как указано в первоисточнике, Клара – это всего лишь кукла девочки, которую зовут Марихен. На французский манер ее имя звучит как Мари, именно такая версия досталась директору Императорских театров Всеволжскому. В советских постановках, начиная с 1930 года, балет русифицировался и девочка Мари получила имя Мария, а ее брат стал Мишей. Также праздник Рождество заменили на Новый Год.
- Перед тем как приступить к написанию балета, Чайковский сначала полностью написал сюжет со слов Всеволжского и уже после принялся сочинять музыку.
- Волшебный город Конфитюренберг из второго акта так же придумал Всеволжский.
- Самый большой шелкунчик был сделан в Германии и имел высоту более 10 метров.
- Франк Рассел Гэли исполнил партию Щелкунчика в рекордном возрасте, на тот момент ему было 74 года и 101 день.
Популярные номера «Щелкунчика»
Вальс цветов (слушать)
Марш из I действия (слушать)
Танец Феи Драже (слушать)
Вальс снежных хлопьев (слушать)
Па-де-де Мари и Щелкунчика — адажио (слушать)
Музыка
Петр Ильич воплощает уже известную ему тематику в балете – преодоление враждебных сил благодаря силе любви. Музыка насыщается новыми выразительными образами. Интересно наблюдать за тем, как совмещается здесь выразительность с изобразительностью, яркая театральность и глубочайший психологизм.
Музыкальная ткань балета очень яркая и насыщена сильными, запоминающимися номерами. Так, перед сценой роста елки из первого акта звучит необычайная по выразительности музыка. Начинается она призрачно, передавая мышиную суету. Постепенно она приобретает более широкий размах, трансформируясь в разворачивающуюся мелодию.
Чайковский постарался, чтобы музыка очень тонко передавала всё содержание сказки, происходящее на сцене: барабанный бой, фанфары или писк мышей. Особенно любим у публики Дивертисмент II акта, который заключает в себе череду танцев на балу в сказочной стране. Это и яркий испанский танец – Шоколад, волнующий восточный – Кофе, характерный китайский – Чай, а также необычайно яркий и живой – Трепак. Далее идет изящный танец пастушков, Матушка Жигонь и жемчужина Дивертисмента – Вальс цветов с его завораживающей мелодией. Танец Феи Драже привлекает своей изысканностью, а настоящей лирической и драматической кульминацией смело можно назвать адажио.
История создания «Щелкунчика»
В 1890 году Петру Ильичу Чайковскому предложили сочинить оперу, состоящую из одного акта и балет. По замыслу эти произведения должны были исполняться в один вечер. Работать над балетом он начал вместе с Мариусом Петипа. Примечательно, что при написании партитуры Чайковский постоянно советовался с ним, даже по поводу музыки. Работа протекала достаточно быстро, однако, весной 1891 года, Петр Ильич вынужден был сделать паузу. Причина была уважительной – он отправился в США, где проходило долгожданное открытие знаменитого Карнеги-холла. Сохранились сведения, что Чайковский умудрялся сочинять даже в дороге на пароходе, так как боялся не успеть к сроку.
Несмотря на все свои старания, композитор был вынужден послать Всеволжскому письмо из Парижа и попросить немного перенести премьеру. Как только Чайковский вернулся, работа пошла гораздо продуктивнее. Так, к февралю 1892 года он полностью закончил свой спектакль. Премьера сюиты из «Щелкунчика» состоялась в Русском музыкальном обществе под управлением автора. Публика восторженно встретила новое произведение композитора. В этом время Петипа тяжело заболевает и роль балетмейстера теперь уже исполняет Л. Иванов, который как раз заканчивал свою карьеру танцовщика и ранее попробовал себя в роли хореографа. Так как Петипа не мог уже работать над либретто, его созданием продолжил заниматься брат композитора Модест Чайковский. Работа в театре над постановкой началась осенью 1892 года, премьера же была назначена на декабрь этого же года.
Литературная основа балета «Щелкунчик»
Первоисточником знаменитого спектакля стала немецкая сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», вышедшая в свет в 1861 году. По сюжету Марихен Штальбаум получает от своего крестного в подарок на Рождество небольшую куклу, предназначенную для колки орешков. Этой же ночью Щелкунчик чудесным образом оживает и вступает в сильнейшую и неравную борьбу с отрядом коварных мышей. Утром крестный Дроссельмейер поведал девочке одну интересную историю про своего племянника, заколдованного злобным королем мышей. И ночью Марихен, вместе со своей куклой Кларой и Щелкунчиком снова были атакованы врагами. Сумев одолеть коварное войско, они все вместе направились в сказочное царство, где девочку избрали принцессой.
Эта сказка была переведена литератором Эмилем Лабедолльером на французский язык в 1838 году. Именно этот перевод и достался знаменитому писателю Александру Дюма. Любопытно, что он решил создать уже свой вариант произведения. Эта немного измененная версия сказки с некоторыми отступлениями и попалась И.А. Всеволжскому, решившему создать балет.
Постановки «Щелкунчика»
Впервые постановка «Щелкунчик» вместе с оперой «Иоланта» состоялась в декабре 1892 года в Мариинском театре. Разработкой костюмов занимался сам Всеволжский, за дирижерским пультом стоял Р. Дриго. Успех был широчайшим, хотя и сохранились сведения о том, что опера публике понравилась поначалу больше. Несмотря на то, что единого действа не получилось, как планировал директор театров, по отдельности это были замечательные спектакли и в одной программе они больше не использовались. Работу Л. Иванова признали великолепной, особенно критики отметили созданный им танец воздушных снежинок. После своей премьеры балет оставался в репертуаре театра еще на протяжении 30 лет. В 1923 году балетмейстер Ф. Лопухов вновь обратился к спектаклю Чайковского, и в 1929 вышла обновленная версия «Щелкунчика». После этого балет еще неоднократно был поставлен на разных мировых сценах. Среди наиболее ярких постановок можно отметить версию балетмейстера Джорджа Баланчина, осуществленную в 1954 году в Нью-Йорке. Причем эта постановка вот уже более 50 лет ежегодно собирает все больше восторженных зрителей. Наряду с театральными постановками, балет также неоднократно был экранизирован.
На музыку «Щелкунчика» обратили внимание и многие мультипликаторы. В 1940 году на студии Уолта Диснея вышел мультфильм «Фантазия», в котором представлены некоторые фрагменты из балета. В советское время Борис Степанцев создал свой знаменитый мультфильм по сказке Гофмана, также с музыкой Чайковского. Подробнее познакомиться с этими версиями, можно в специальном разделе «Музыка из мультфильмов».
К необычным постановкам можно отнести версию Мэтью Боурна – британского хореографа. Она не имеет ничего общего с классической версией балета, тем не менее, хорошо отражает музыку. В частности, он дал другую интерпретацию Па-де-де из второго акта. События перенесены в приют для беспризорных детей, где за ними присматривает доктор Дросс. Сон главной героини оказывается совсем не таким, как в первоначальной версии. В нем все неустойчиво и любые объекты внезапно превращаются в различные вещи, иногда даже зловещие. А сами герои разлучаются из-за соперницы Мари, причем сам Щелкунчик и вовсе теряет память.
Вполне заслуженно спектакль является настоящей жемчужиной мирового балета. Со времен первой премьеры он с успехом ставится на всех известных мировых сценах. Музыку из «Щелкунчика» можно услышать в кино, в разнообразных мультфильмах и даже в компьютерных играх. Современные хореографы с удовольствием используют этот балет, привнося в него новшества, изменяя сюжет, место действия, вводя современные танцы. Лишь одно остается нетронутым – это удивительно прекрасная, завораживающая слушателей буквально с первых волшебных звуков музыка Чайковского.
Пётр Ильич Чайковский «Щелкунчик»
Источник
© промо
© промо
Предоставлено пользователем: Творческое Объединение 9
Предоставлено пользователем: Творческое Объединение 9
Предоставлено пользователем: Творческое Объединение 9
Предоставлено пользователем: Творческое Объединение 9
Предоставлено пользователем: Творческое Объединение 9
Лучшие отзывы о спектакле «Щелкунчик»
9
Спектакль «Щелкунчик» — лучший спектакль для детей в Москве. Мы ходим на детский спектакли каждые выходные, поэтому могу объективно сравнить 🙂
Постановки в академической манере вызывают у детей скуку и возможно, даже нелюбовь в театру
Постановки в современной манере часто, к сожалению, похожи на фарс и готовят детей к восприятию
Классический (сложный) текст Гофмана, музыка Чайковского в исполнении камерного оркестра смотрятся на одном дыхании. все дети в зале сидели как завороженные в течение всего спектакля.
плюс к этому красивые декорации и талантливые молодые актеры
в итоге полное ощущение сказки и праздника !!!!!
5
не разделяю восторгов предыдущих ораторов.
при том, что к «Творческому Объединению 9» отношусь с симпатией — например, их «Муха Цокотуха» произвела самое восторженное впечатление.
Щелкунчик показался нудным. еле дождалась конца. немного спасал ситуацию живой оркестр.
актеры хороши сами по себе! но по тексту, замыслу, прочтению — к сожалению, на мой взгляд, спектакль не силён… ставлю твердую тройку, за «атмосферность».
если подробнее о спектакле: нудно, при этом сюжет сильно обрезан. оно и понятно — в такой промежуток времени не уместить полноценную историю, но тогда, возможно, стоит искать какие-то режиссерские пути решения и приёмы, или, допустим, сокращать вступление (знакомство с героями) — оно как раз сильно растянуто… в итоге смысл произведения искажается и утрачивается. второстепенные вещи отыгрываются актерами, а важные — проговариваются ближе к концу в виде длинных кусков текста(чтобы хоть как-то нагнать сюжет).
дочь 5.5 лет осталась в недоумении. для такого возраста, считаю, рановато.
PS: отдельно хочется отметить, что в театре Булгаковского дома, где мы смотрели постановку, продают билетов больше, чем есть посадочных мест. в итоге некоторым зрителям приходится гнездиться в проходах, на ступенях и т.п. Не буду кричать, что это возмутительно, т.к. во многих театрах практикуется «доп.рассадка» — просто имейте ввиду, что возможно, за вашу тысячу(столько стоил билет) вам придется больше часа сидеть в очень неудобной позе на чем-нибудь твёрдом, прислонившись к холодной стене.
9
Очень душевный спектакль, особенно для маленьких — в возрасте 5-9 лет. Ходили с братом и сестрой — всем очень понравилось. Правда в один из моментов спектакля некоторых детей приглашаю на сцену, так что если ваш ребенок стеснительный, то лучше сесть во втором ряду.
9
Рецензия от моей дочки Ники, 8 лет: «Кажется, что сказку придумали сами актеры, прямо тут, на сцене, перед нами, они мне очень нравятся, Мари, Щелкунчик, Ганс, и их дядя, и мышиный король, потому что они и настоящие и волшебные. И делают настоящие волшебные чудеса».
Источник
| |
---|---|
Январь 2020 | Участие учащихся балетной школы Щелкунчик в постановке спектакля театра «Содружество актеров Таганки» |
Декабрь 2019 | Благодарность от Академии Хореографии Благодарность |
Май 2019 | Премьера балета «Щелкунчик» посмотреть в галерее |
Май 2018 | ГРАН ПРИ номинация Искусство хореографии на Московском международном форуме «Одаренные дети» Гран При |
Апрель 2017 | Организация торжественной церемонии награждения Всеросийского фестиваля детской книги. ГУП ОЦ «Московский дом книги» Благодарственное письмо |
Декабрь 2016 | Постановка Новогоднего концерта в Центральном Детском Магазине Благодарственное письмо |
Апрель 2016 | Участие во II Международном фестивале — конкурсе «Классика и современность» — диплом лауреата II степени! |
Январь 2016 | Участие школы в спектакле театра «Содружество актеров Таганки» под руководством Народного артиста России Н.Н. Губенко, «Концерт по случаю конца света» Благодарственное письмо | Личное обращение Н.Н.Губенко |
Декабрь 2015 | Премьера балета «Цветик-Семицветик» скачать фотографии | посмотреть в галерее |
Сентябрь 2015 | Школа активно сотрудничает с театром «Содружество актеров Таганки» под руководством Народного артиста России Н.Н. Губенко, коллектив балетной школы принимает участие в постановках театра Школа принимает участие в концерте |
Март 2015 | На Международном конкурсе «Выдающиеся деятели искусства — детям» были получены Гран При – по классическому и Гран При по современному танцу Гран-При — современный танец | Гран-При — классический танец |
Апрель 2014 | Школа занимает 1-е место по классическому танцу на конкурсе проводимым солистами театра имени И.Моисеева |
Декабрь 2013 | Премьера балета «Зимняя Сказка или Новогоднее происшествие у Елки» посмотреть в галерее |
Март 2013 | Школа заняла II место на международном конкурсе во Франции Диплом |
Сентябрь 2012 | Был завоеван Гран При по классической хореографии конкурса,посвященного 200-летию Бородинской битвы, в этом же году было получено 1-е место на Всероссийском конкурсе классической хореографии имени Ольги Спесивцевой |
Март 2011 | По приглашению Русской Православной Церкви в 2011-2012 г.г. принимали участие во вручении литературных премий, присуждаемых Патриархом и благотворительных концертах в Храме Христа Спасителя |
Февраль 2011 | Дом Кино Выступление учеников школы на Юбилее Е.В. Герасимова |
Декабрь 2010 | Премьера балета «Гадкий утенок» посмотреть в галерее |
Декабрь 2009 | Театр Эстрады выступление учащихся в концертах совместно со скрипачем Варданом Маркусом – благотворительные концерты для детей-сирот |
Апрель 2008 | За постановку первых двух балетов на открытом конкурсе артистов балета России «Арабеск», школа стала официальным членом Всемирного танцевального совета при ЮНЕСКО (SID UNESCO) |
Декабрь 2007 | Премьера балета «Муха-Цокотуха» посмотреть в галерее |
Декабрь 2006 | Совместно с хором ветеранов «Ивушка» Юго-Западного округа стали лауреатами конкурса посвященного 65–летию битвы под Москвой |
Октябрь 2005 | Коллектив школы стал лауреатом II международного фестиваля детского творчества |
Декабрь 2004 | Премьера балета «Дюймовочка» посмотреть в галерее |
Источник