Шанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка

Шанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка thumbnail

для  детей 3-4 лет.

Охрименко Валентина Николаевна.

Кружок «Пальчиковые игры».

Актуальность: Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становления речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи.

ЦЕЛЬ: Развивать мелкую моторику рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Образовательные: Изучить научную и методическую литературу по данной проблеме.

Создать условия, обеспечивающие каждому ребенку физический и психологический комфорт.

Обучать детей младшей группы пальчиковым играм в разных видах деятельности.

Развивать речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас.

Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм, воспитывать желание работать в коллективе.

Участники  кружка: Воспитатели группы Алимова Т. М. Охрименко В.Н.,  дети второй младшей группы – 27 человек, родители.

Время действия кружка: с сентября 2015 года по 1 июня 2016 года (четверг, 16.00-16.20).

Количество занятий: одно занятие в неделю во второй половине дня.

Возраст детей: 3-4 года.

Конечный результат работы: Результатом данной работы является      развитие доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение играть в пальчиковые игры.

Критерии мониторинга: Слаженное взаимодействие между детьми и педагогом во время игрового процесса.

Знание многих пальчиковых игр.

Могут показать и рассказать пальчиковую игру родителям, детям.

1.Подбор и изучение необходимой литературы.

2. Составление плана работы.

3.Проведение информационно-просветительной работы среди родителей дошкольников.

Основной этап.

1.Систематично проводить пальчиковые игры с детьми.

2. Проведение родительских собраний, консультаций.

 3.Беседы с родителями.

Завершающий этап.

Подведение итогов.

Выпуск стенгазеты с фотоснимками детей.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

«Осенние листья», см. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы» -стр.33

«У Лариски две редиски».

См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» — стр.36

«Овощи»,

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 106

«Раз, два, три, четыре, пять, в лес идем мы погулять».

См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» — стр.43

Октябрь

«Идем в гости»,

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 104

«Большая стирка»,

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 105

«Кошки-мышки»,

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 115

«Компот»,

см. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы» — стр.39

Ноябрь

«Дом»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 122

«Как у нас семья большая»

см. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» -стр.87-88

«Сидит белка на тележке»

см. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» -стр.73

«Раз, два, три, четыре, мы посуду перемыли»

См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» — стр.54-55

Декабрь

«На большом диване в ряд»

См. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы» — стр.46

«Наша прогулка»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 113

«Аленка-маленка»

см. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» -стр.48

«На ёлке»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 107

Январь

«Оладушки»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 109

«Снежок»

см. Н. В. Нищева «Система коррекционной работы» -стр.57

«Обыкновенная»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 122

«Пирог»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 103

Февраль

«Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире»

См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» — стр.52-53

«Вот послушайте, как Тая…»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 241

«Четыре братца высоки да тонки…»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 229

«Есть игрушки у меня»

См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» — стр.83

Март

«Как мы маме помогали»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр.151

«Бабушкин кисель»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 149

«Кошки-мышки»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр.

115-116

«Наша квартира»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 116

Апрель

«В гостях у гномиков»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр.110

«Вы скачите пальчики, как солнечные зайчики..»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 141

«Утро раннее настало»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 107

«Шел один я…»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 114

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в школе образец заполнения

Май

«Стенка, стенка, потолок»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 110

«Наши алые цветки»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 107

«Летит комар»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 118

«Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, потерял пастух дуду»

См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» — стр.94

Источник

Пальчиковые игры направленые на развитие интеллектуальных способностей детей. В процессе регулярных тренировок у малышей не только формируются основные навыки, но и налаживается более тесный эмоциональный контакт со своими родителями.

Польза упражнений

Исследования российского физиолога В.М Бехтерева, подтверждают, что упражнения, направленные на тренировку рук, оказывают сильное воздействие на функции ВНД и способствуют развитию умственных способностей.

Преимущества пальчиковых игр:

  • Активизация речевых зон коры головного мозга.
  • Формирование ритмичной и четкой речи без дефектов.
  • Развитие способности к концентрации и распределению внимания.
  • Улучшение памяти.
  • Овладение навыками рисования и письма.
  • Развитие творческой фантазии и воображения.
  • Повышение подвижности и гибкости пальцев и кистей рук.

Правила проведения занятий

  1. Оптимальный возраст для проведения упражнений – от 1 до 3 лет, именно в этот период детьми хорошо усваиваются основные речевые навыки.
  2. Руки родителя, проводящего гимнастику, не должны быть холодными.
  3. Перед проведением упражнений ребенку нужно сделать разминку для рук, чтобы они стали более послушными.
  4. В процессе занятий необходимо следить за тем, чтобы у малыша были задействованы все пальцы.
  5. Упражнения должны сопровождаться щекотанием и поглаживанием ладоней ребенка.
  6. Все потешки и считалочки нужно читать с выражением.
  7. Замену игр следует проводить постепенно, если в них появились новые персонажи, ребенку необходимо сначала о них рассказать.
  8. Не стоит принуждать малыша выполнять задания, иначе в будущем они будут вызывать у него только негативные эмоции.
  9. Для достижения желаемого результата занятия с дошкольником нужно проводить регулярно.

Виды упражнений

Все упражнения можно разделить на несколько категорий:

  1. Гимнастика для кистей рук учит детей расслаблять и напрягать мышцы; переключаться с одного действия на другое, а также развивает у них способность к подражанию.
  2. Статические упражнения закрепляют приобретенные ранее навыки и требуют более точного их выполнения.
  3. Динамические игры позволяют научить дошкольников разгибать и сгибать пальчики, а также точно координировать свои движения.
  • Массаж

Массаж пальцев и ладоней рекомендован для малышей, в возрасте от одного года.

В качестве массажеров могут выступать предметы, имеющие различные размеры, формы и текстуры. Это могут быть карандаши, игрушки из пластмассы и резины, мячи, камни или продукты, например, крупы.

  • Игры с предметами

В возрасте от 1,5 года до 3 лет детей можно научить следующим действиям:

  1. Перекатывать по ровной поверхности какие-либо круглые предметы.
  2. Сортировать крупы.
  3. Играть с пирамидкой, кубиками и мозаикой.
  4. Оценивать фактуру различных тканей.
  5. Рисовать пальчиками.
  • Потешки

Для занятий с детьми можно использовать разнообразные потешки и считалочки: «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая».

Они должны читаться с ярко выраженной интонацией и сопровождаться гимнастикой, содержащей элементы массажа. Например, в процессе чтения текста взрослый может разгибать, потирать и поглаживать пальцы ребенка.

  • Составление фигурок

Для того чтобы развить у малыша воображение, его можно научить составлять различные фигуры из пальчиков. Например, взрослый начинает читать стишок, изображает предмет, который упоминается в тексте, а ребенок повторяет за ним все действия.

Каждая новая форма будет ассоциироваться у малыша с определенными образами, и стимулировать у него творческую фантазию.

  • Игры на развитие моторики
  1. Руки нужно соединить в замок, а затем начать крутить большие пальчики вокруг друг друга в ускоренном темпе, ладони, при этом, задевать нельзя.
  2. Это упражнение нужно выполнять вдвоем. Игроки соединяют правые руки, после чего каждый из соперников, пытается своим большим пальцем прижать сверху палец другого.
  • Упражнения для улучшения внимания и памяти
  1. Бабочка. Пальцы следует сжать в кулак, а затем по очереди их выпрямлять, начиная с мизинца. Указательный и большой палец, остаются в согнутом положении и объединяются в кольцо, а выпрямленными пальцами нужно делать быстрые движения.
  2. Осьминожки. Правая и левая рука передвигаются по морскому дну, медленно перемещая пальцы-щупальца. Как только два осьминога увидят друг друга, они замирают, после начинают путешествовать вдвоем.

Популярные книги и пособия

Сейчас выпускается множество различной литературы с описаниями упражнений, которые дети могут выполнять с родителями в домашних условиях. Например, хорошие практические рекомендации дает автор Светлана Шанина в своей книге «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка».

Много увлекательных заданий для дошкольников также предлагается в пособии «Пальчиковые шаги» от автора Е.Ю. Тимофеевой.

Большой популярностью пользуется методика Железновой, которая признана одной из лучших в педагогике. Автор предлагает обучение в игровой форме.

Дети играют в театр, в этом случае каждый пальчик изображает какого-либо персонажа: червяка, улитку, козу, паучка. Обучающая программа также включает в себя песни стишки, музыкальные сказки, массаж и другие эффективные методы, позволяющие активизировать интеллектуальные способности ребенка.

Пальчиковая гимнастика не только позволяет развить мышление и речь малыша, но и предоставляет прекрасную возможность установить с ним более близкий контакт

Читайте также:  Развитие ребенка логические занятия

Когда родители сажают ребенка на колени, ласково разговаривают с ним и в игровой форме проводят различные упражнения, он получает массу впечатлений, столь важных для его умственного и эмоционального развития.

https://www.baby.ru/lines/

Источник

Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка

Расторгуева А.Г., воспитатель 2 мл. группы

Пальчиковые упражнения – это специальные игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей. В процессе регулярных тренировок у малышей не только формируются основные навыки, но и налаживается более тесный эмоциональный контакт со своими родителями.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Известному педагогу и писателю В. А Сухомлинскому принадлежит фраза: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследования российского физиолога В.М Бехтерева, подтверждают, что упражнения, направленные на тренировку рук, оказывают сильное воздействие на функции ВНД и способствуют развитию умственных способностей.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого.

Этапы разучивания игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Виды упражнений

Все упражнения можно разделить на несколько категорий:

  1. Гимнастика для кистей рук учит детей расслаблять и напрягать мышцы; переключаться с одного действия на другое, а также развивает у них способность к подражанию.
  2. Статические упражнения закрепляют приобретенные ранее навыки и требуют более точного их выполнения.
  3. Динамические игры позволяют научить дошкольников разгибать и сгибать пальчики, а также точно координировать свои движения.
  • Массаж (В качестве массажеров могут выступать предметы, имеющие различные размеры, формы и текстуры. Это могут быть карандаши, игрушки из пластмассы и резины, мячи, камни или продукты, например, крупы).
  • Игры с предметами
  • Потешки (Для занятий с детьми можно использовать разнообразные потешки и считалочки: «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая»).
  • Составление фигурок (Для того чтобы развить у малыша воображение, его можно научить составлять различные фигуры из пальчиков. Например, взрослый начинает читать стишок, изображает предмет, который упоминается в тексте, а ребенок повторяет за ним все действия).
  • Игры на развитие моторики
  • Упражнения для улучшения внимания и памяти

– Петушок, петушок, – 1
Золотой гребешок, – 2
Масляна головушка. – 3
Шелкова бородушка, – 4
Что ты рано встаешь,
Что ты звонко поешь,
Деткам спать не даешь? – 5

Водичка-водиченька, – 1
Умой мое личико! – 2
Чтобы щечки алели, – 3
Чтобы глазки блестели, – 4
Чтоб смеялся роток, – 5
Чтоб кусался зубок!

Источник

Шанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка

Играя с  пальчиками – развиваем речь22.08.2016

Подготовила воспитатель Охрименко В.Н.

Играя с пальчиками – развиваем речь

Не надо настаивать на продолжении игры.

Ведь невозможно справиться со всеми заданиями,

рассчитаными на несколько лет,

за неделю или за месяц…

Но когда малыш, забыв об игре,

снова возвращается к ней,

она приобретает прелесть почти новой.

Б. П. Никитин

Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Если рассматривать игру в разрезе федеральных государственных требований к реализации образовательных областей, то можно заметить, что игра соответствует каждой образовательной области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». Действительно, в игре ребенок развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива. С помощью игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание простейших явлений и т. д.)

Игра используется как средство развития мышления, воображения, памяти, речи, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированости тонких движений пальцев рук.

Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Следовательно, работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи, но и один из вариантов радостного общения с ребенком.

Основные принципы проведения пальчиковых игр:

— Выполнять упражнение следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

— При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

— Выбрав два или три упражнения, постепенно замените новыми.

— Наиболее понравившиеся игры можно повторять и возвращаться к ним по желанию ребенка.

— Нельзя принуждать ребенка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Как играть в пальчиковую игру?

  1. Взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит.
  2. Взрослый выполняет движение руками ребенка.
  3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Предлагаю несколько пальчиковых игр:

Моя семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.

Хлопают в ладоши.

Этот пальчик

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише, не шуми,

Братиков не разбуди!

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.

Поднимают большой палец вертикально.

Шевелят всеми пальцами.

Большая стирка

С мамой мы белье стирали,

Вместе в речке полоскали

Выжали, повесили –

То-то стало весело!

Ребенок трет один кулачок о другой.

Ребенок водит раскрытыми ладонямивправо-влево, имитируяполоскание белья.

Ребенок сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья.

Ребенок выполняет круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны.

Наша прогулка

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор вышли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли, Съели суп и спать легли.

Ребенок загибает пальчики по одному, начиная с мизинчика.

Ребенок «идет» по столу указательным и средним пальчиками, остальные пальчики поджаты.

Ребенок изображает лепку снежного комочка двумя руками.

Ребенок «крошит хлебушек» всеми пальчиками.

Ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой.

Ребенок кладет ладошки на стол или колени то одной, то другой стороной.

Две сороконожки

Две сороконожки

Бежали по дорожке.

Бежали, бежали,

Друг друга повстречали.

Так друг друга обнимали,

так друг друга обнимали,

так друг друга обнимали…

Еле их разняли.

Перебирать пальчиками обеих рук, изображая бег.

Положить кисти рук на плечи крест-накрест.

То же самое, только поменять ручки.

Пальчики сцепить в замок.

Разомкнуть пальчики.

Дружные пальчики

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит, никогда его не сбросит.

Ну а это — средний, длинный

Он как раз посередине.

Этот – указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Дети сжимают пальцы в кулак, медленно разгибают по одному, начиная с мизинчика.

В конце снова сжимают пальцы в кулак, но большой кладутсверху.

Замок

На дверях висит замок.

Никто его открыть не смог?

Мы замочек потянули,

Мы замочек покрутили,

Мы замочек постучали

И открыли!

Дети сжимают пальцы в «замочек».

Пожимают плечами.

Тянут в стороны сцепленные кисти.

Крутят сцепленные кисти.

Стучат основанием кистей друг о друга.

Разводят кисти в стороны.

Список используемой литературы:

1. С.Шанина, А. Гаврилова Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка Дом XXI век РИПОЛ КЛАССИК Москва, 2011.

2. В. Цвынтарный Играем пальчиками и развиваем речь Санкт-Петербург 1999.

3. ж. Воспитатель ДОУ №6 2010.

4. О.В. Елецкая, Е, Ю. Вареница День за днем говорим и растем М.:ТЦ Сфера, 2005.

Возврат к списку

Источник