Сензитивный период развития ребенка младшего школьного возраста

Сензитивный период развития ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Муниципальное образовательное учреждение

Тункинская средняя общеобразовательная школа

Младший школьный возраст

как сензитивный период нравственного воспитания.

выполнил: ,

учитель нач. кл., ТСОШ

2013г

Содержание

1. Введение

2.Основная часть

2.1 Сензитивность младшего школьного возраста.

2.2 Младший школьник и социальная безопасность.

2.3 О психолого – педагогической природе активной познавательной позиции младших школьников

2.4 Педагогика сотрудничества как условие развития личности.

2.5 Особенности формирования ответственности.

2.6 Развитие духовных способностей младших школьников.

3. Заключение

4 Литература.

-1-

Введение

Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других — к другим.

Возрастной период 5- 7 лет в нашем исследовании был выбран неслучайно, так как:
во-первых, он является сензитивным для нравственного развития детей, во многом предопределяющим будущий нравственный облик человека и в то же время исключительно благоприятным для взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
во-вторых, связан с переходным периодом ребенка из детского сада в школу, сопровождающийся кризисом 7 лет, который характеризуется сменой ведущего вида деятельности, переживанием нового социального статуса ребенка — школьника.
Ориентация в эмоциональном настроении людей является необходимым условием совместной деятельности. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений, развитие способности ребенка управлять своими чувствами, переживаниями.
Проблема развития нравственных чувств, нравственного поведения личности занимает значительное место в научных исследованиях , , которые показали, что основы ориентации на эмоциональное состояние сверстника начинают закладываться уже в дошкольном возрасте.
Формирование нравственных качеств личности, содействие ее адекватному вхождению в социум, приобщение к ценностям культуры, развитие способности к восприятию эмоциональных проявлений других людей рассматриваются в современной науке и практике в качестве приоритетных направлений целостного становления личности.
Человека формирует совокупность отношений, в которые он вступает. Если в этих отношениях много насилия, злобы, бессердечия, эгоизма, то все это станет принадлежностью ребенка, так как характер этих отношений накладывает определенный отпечаток на растущего человека.

-2-

Появление и накопление человеком новых знаний происходит на протяжении всей его жизни. Причем каждый возрастной этап характеризуется появлением сензитивных периодов, определенных жизненных новообразований.

-3-

2.1 Сензитивность младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст является сензитивным:
— для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
— развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
— раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
— развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
— становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
— усвоения социальных норм, нравственного развития;
— развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат, или все это составляет главный актуальный вопрос на современном этапе.

2.2 Младший школьник и социальная безопасность.

Начало школьной жизни связано для первоклассника с определёнными трудностями. Так, если у дошкольника не было ежедневных обязанностей, то с поступлением в школу его жизнь подчиняется к строгому регламенту: он должен в определённое время посещать занятия, каждый день собирать в портфель учебники и тетради, внимательно слушать учителя и т. д. Будучи дошкольником, он находился под постоянным присмотром воспитателя и родителей, которые оберегали его от разных опасностей, то теперь может случиться так, что приходится быть дома одному, ходить самостоятельно в школу и из неё, посещать кружки или секции. На развитие отношений ребёнка с миром влияют и социально — психологические особенности возраста — доверчивость, впечатлительность, эмоциональность, внушаемость( податливость), наличие высокого авторитета взрослого.

-4-

Доверчивое, эмоциональное поведение младших школьников объясняется с физиологической точки зрения недостаточной зрелостью коры головного мозга по отношению к подкорковым структурам, постепенное созревание, которой способствует нарастанию сдержанности в проявлении эмоций, контролируемости и осмысленности поведения, а также процессами в сфере интеллектуального развития, когда ещё только происходит формирование абстрактно-логических форм мышления и ребёнку сложно критически оценить действия и свои, и окружающих. В обучении и воспитании необходимо использовать такие методы, которые бы не испугали детей. Не погасили их доверия, эмоциональность, умение чувствовать и удивляться.

2.3 О психолого – педагогической природе активной познавательной позиции младших школьников.

Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания. Особенность здоровой психики — ребёнка познавательная активность. Мы, рассматриваем понятие активная познавательная позиция как психологическая новообразование младшего школьного возраста. Достижения психического развития ученика, умеющие ряд ключевых компонентов: познавательный интерес, радость познания, рефлексивных компонент и развитие нравственно- волевых качеств личности. Под смысловым содержанием центрального психологического новообразования возраста вслед за Л. С. . Выготским, мы понимаем новый тип строения личности, те существенные изменения, которые возникают и определяют логику развития личности на данной ступени возрастного развития.

К проблеме развития новообразования младших школьников, раскрытию их психолого-педагогической природы неоднократно обращались отечественные учёные ( , , и другие).

Одни исследователи обращали особое внимание на изучение центрального психологического новообразования младших школьников. В качестве которого рассматривали теоретическое мышление ( ), рефлексию ( , , и др.), умение учиться ( ), контроль как компонент учебной деятельности( ), прозвольность и

-5-

осознанность познавательных процессов и поведения ( , , ),произвольное внимание ( ).

Другие учёные выявляли психологические новообразования кризиса 7 лет: устойчиво удерживаемое теоретическое отношение к задачи с обращением внимания ребёнка на способ действия ( ), Самооценка и способность детей адекватно оценивать результаты своей деятельности( ), способность ребёнка к внутреннему диалогу( ). Во всех случаях так или иначе развитие психологического новообразования школьников рассматривалось исследователями в контексте их познавательной ( учебной) деятельности как результат обучения и воспитания. Под познавательным интересом нами понимается смыслообразующий мотив познания, который представляет собой побуждение, к деятельности выражающееся в познавательной активности направленной на удовлетворение познавательной потребности. Задача учителя — помочь сознанию ученика прийти к пониманию объективной значимости познавательной деятельности ( безпринуждения и вознаграждения) , сделать так, чтобы она приобрела для него личностный смысл. Тогда познавательный интерес станет движущей силой поведения учащегося. Это возможно, когда в основе образования лежит механизм понимания сути изучаемых явлений субъектами образовательного процесса, когда обучения воспитания строятся через проникновения в сознании школьника и происходит пересечение сознаний учителя и ученика. Такое образование предполагает развитие активной познавательной позиции ученика, способствующей самостоятельному поиску и применению знаний в жизненной практике.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка в семье

2.4 Педагогика сотрудничества как условие развития личности.

Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать. Главная цель педагога — дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость, воспитать личность сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализации. С этой целью учитель должен организовать деятельность, помогающую каждому ученику обрести себя, а также создать условия для раскрытия его индивидуальности. Опыт показывает, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать ситуации, в которых школьники сотрудничают с учителем и друг с другом. Обучение сотрудничеству проходит в несколько этапов.

-6-

Этап первый. Создания мотивации взаимодействия.

Этап второй. Обучение правилам эффективного взаимодействия.

Этап третий. Обеспечение опыта совместной деятельности.

Для создания мотивации надо показывать младшим школьникам, что делать что — то вместе – это весело и интересно. Говорить о радости сотрудничества малоэффективно, учащиеся должны понять это на собственном опыте, прочувствовать, увидеть. Например, работая индивидуально, на уроке технологии в 1 классе ученики изготовили новогодние гирлянды. В конце урока учитель может отметить, что у детей получились красивые гирлянды, но небольшие по размеру, а ёлка в школе большая. И если кто-либо из учеников предложить соединить гирлянды, это и будет первым опытом получения радости от совместной работы. Ученики испытывают восторг и радость, объединяя отдельные гирлянды в длинное красивое украшение. Они понимают, что вместе можно сделать гораздо больше, чем в одиночку, можно больше придумать, лучше реализовать задуманное, а сотрудничество и товарищеская взаимопомощь при этом создают благоприятную эмоциональную атмосферу, оказывающую положительное влияние на развитие интереса к знаниям и продуктивность процесса познания.

С целью обучения учащихся правилам эффективного взаимодействия необходимо с первого класса говорить о пользе обсуждения с партнёрами своих замыслов и планов, соблюдения принципов невмешательства в работу другого без его согласия; применения справедливых процедур и объективных критериев при решении спорных вопросов, доведения до партнёров информации о своих чувствах и эмоциях в корректных, социально- приемлемых формах.

В рамках традиционных представлений о педагогическом процессе довольно трудно обеспечить школьникам опыт совместной деятельности. В первом классе можно научить детей работать в парах, проверяя друг у друга выполнения определённых заданий ( чтение текстов, домашнее задание). Младших школьников надо учить совместной деятельности. Перед началом такой работы необходимо разъяснить, как нужно организовать работу, чтобы она шла дружно, без ссор, как важно помогать друг другу, убедить, что в тех группах, где складываются дружеские взаимоотношения, и работа идёт веселее, и результаты её выше. Приобщая младших школьников к совместной деятельности, надо включить в группы учеников, объединенных чувством симпатии: они быстрее налаживают сотрудничество и работа проходит успешнее, — но затем состав групп меняется, для того чтобы у учащихся накапливался опыт общения и поведения в коллективе. -7-

Коллективная деятельность стимулирует творчество, фантазию, воображение, познавательную активность и самостоятельность, содействует воспитанию коллективизма и товарищества, помогает становлению таких общественно важных нравственных качеств, как чувства справедливости, чести, долга, ответственности.

2.5 Особенности формирования ответственности.

Освоение младшими школьниками понятие ответственности начинается с того, что дети обобщают наглядные эмпирические данные об ответственном поведении, непосредственно воспринимаемые признаки этого поведения и пытаются на их основе формировать свои представления об ответственности, проявляя самодеятельность и творчества( в морали). Отвечая на вопросы: « Что такое ответственность? В чём она проявляется? Как ты понимаешь свою ответственность?» — учащиеся 2 класса пытаются на основе наблюдения и последующего обобщения на эмпирическом уровне давать определения не в достаточной мере знакомого им понятия ответственность, связывая его с предметной областью, с отношением к людям и себе, с общественными явлениями, проявляя при этом первоначальные черты самодеятельности и творчества.

2.6 Развитие духовных способностей младших школьников.

В младшем школьном возрасте дети овладевают новой жизненной позицией, приобщаются к богатствам культуры и науки в учебной деятельности. Через образцы действий и поступков, выработанных человечеством, ребёнок продолжает отрабатывать грани человеческой души. В школе он приобретает опыт переживания собственного отношения к миру.

Школьное обучение развивает способности к усвоению знаний и формирует личностную мотивацию приобретения этих знаний и умений. В процессе обучения личность ребёнка постепенно одухотворяется, её свойства соотносятся с общественно выработанными критериями. В учебной деятельности у младших школьников формируются психические новообразования, характерные для духовно зрелой личности, такие, как произвольность психических процессов, рефлексия – осознанность своих действий, мотивация долженствования, эмоционально — оценочная регуляция, волевые и духовные качества( любовь, уважение, эмпатия). Кроме того, младший школьный возраст сензитивный период для присвоения эталонов эмоционального реагирования и восприятия. Произведения различных видов искусства как компонент культуры являются фактором, влияющим на развитие духовности и духовных способностей личности ребёнка. Такие способности проявляются в психических состояниях в различных переживаний при восприятии образцов духовности, если данные произведения искусства становятся личностно-значимыми для ребёнка, то есть приобретают для него личностный смысл. В учебной деятельности младший школьник приобретает опыт переживания мотивирующих состояний. При которых выходит за пределы заданного по собственной инициативе и проявляет творческие способности как особый вид духовных способностей. Перечисленные факторы, влияющие на развитие способностей младшего школьника, используют учителя начальных классов в образовательном процессе в целях своевременного и последовательного формирования хрупких, но значимых для личности ребёнка способов духовной регуляции

-8-

Заключение

Распространено заблуждение о том, что с возрастом, по мере умственного роста, внутренние условия развития становятся во всех отношениях более благоприятными. Надо помнить, что каждый период особо благоприятен (сензитивен) для развития психики в определенном направлении. Сензитивные периоды (каждый детский возраст по-своему сензитивен!) указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития и на огромные потенции детства.

С переходом на новую возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки умственного развития не только надстраиваются над предыдущими, но и в значительной мере вытесняют их.

Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить время, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент — задача и родителей школьника, и его учителей.

-9-

Литература.

Выготский возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологииN2. — С.114-123.

Калашникова возрастной сензитивности при организации коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Психологическая наука и образованиеN2. — С.67-74.

К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. — М.,1978. — С.196-211.

Лейтес способности и возраст. — М.: Педагогика, 19с.

Рубинштейн общей психологии. — СПб.: Питер, 20с.

К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологииN4. — С.6-20.

-10-

Источник

Лункина Е.Н., учитель-логопед д/с «Волшебный замок», ЦАО, Москва

Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологом, психолингвистом, дефектологом, ученым с мировым именем Л.С. Выготским (1896—1934). Он разработал понятие «психологические системы», под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, между мышлением и памятью, мышлением и речью).

Читайте также:  Центра творческого развития ребенка

Огромный вклад Л.С. Выготского в детскую психологию — введение понятия «зона ближайшего развития». Согласно ученому, это область не созревших, но созревающих процессов, которые можно назвать «почками развития». «Зона ближайшего развития» ставит перед ребенком большие задачи, решить которые он способен лишь с помощью взрослого, в ходе их совместной деятельности. Л.С. Выготский пришел к выводу, что обучение ребенка должно предшествовать, забегать вперед, подтягивать и вести за собой развитие. Это утверждение стало аксиомой в детской психологии и педагогике.

Следующим важным открытием гениального ученого в детской психологии стало возрастное определение периодов в жизни ребенка, наиболее благоприятных для развития тех или иных функций индивидуума. Эти знания необходимы для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для обучения ребенка, чтобы те «развивающиеся почки», которые представляют собой созревающие процессы в «зоне ближайшего развития», могли в полной мере развить и обогатить физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и культурные возможности в будущей жизни ребенка.

Одинаковых детей не существует, даже близнецы сильно отличаются друг от друга. У каж­дого индивидуальные свой­ства психики, способности и инте­ресы.

Однако в жизни каждого малыша есть периоды, в которых самой физиологией созданы максимально оптимальные условия и возможности для развития у ребенка определенных свойств психики, восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений. Эти периоды называются сенситивными.

Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.

Еще одно определение сенситивного периода может быть сформулировано следующим образом. Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.

Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые психические функции могут так и не развиться. Примером тому служат многочисленные случаи детей, выросших в стае животных. Когда их вернули в общество, то никакими реабилитационными методами не смогли научить полноценной речи и адаптации в новых для них условиях. Все их поведение копировало жизнь и привычки животных.

Таким образом, сенситивный период — время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности. Он показывает свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.

В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребенка.

Возрастная сенситивность — свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики. Например, для развития речи у детей сенситивный период приходится на 1,5 года. Именно в это время нужно уделять ребенку повышенное внимание со стороны взрослых, гармонично воспитывая и развивая его. Поэтому необыкновенно важно для становления человека в первые годы его жизни окружение, разнообразие деятельности, интересов и эмоций. Недостаток полученных в детстве эмоций, знаний, умений, физического и психического развития будет невосполнимым пробелом в дальнейшей жизни.

Для начала нужно разобраться, сколько этих периодов у ребенка, в каком возрасте они наступают, какие именно знания ребенок легко воспринимает в каждом из них.
Периоды максимальных возможностей и условий для развития у детей определенных свойств психики и восприимчивости к приобретению знаний и умений.

1,5—3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
3—4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств;
4—5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие;
5—6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;
8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.

На разных этапах сенситивного развития ребенка изменения в его психике могут проходить как постепенно и замедленно, так быстро и резко. Соответственно этому выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Их еще называют поворотными моментами в развитии, или кризисами, если они протекают стремительно. В эти периоды ребенок особенно восприимчив к получению знаний и жизненных навыков. В организме ребенка происходят изменения, которые проявляются повышенной чувствительностью и ранимостью. На возникновение этих периодов мы повлиять не можем, поскольку это заложено человеческой природой. Но родители и педагоги должны (даже обязаны) предельно продуктивно использовать их для развития своего ребенка.

При стабильной стадии развития характерно плавное, без резких сдвигов и перемен поведение ребенка. Это может быть даже незаметно для его окружения. Но эти перемены накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии.

Стабильные этапы чередуются с кризисными. Кризисные периоды длятся недолго (от нескольких месяцев до 1—2 лет в зависимости от мудрости педагогов и такта родителей). Это чаще всего краткие, но бурные стадии. В кризисные периоды происходят значительные изменения личности ребенка. Сам кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине сенситивного периода. Родители видят резкие изменения в поведении, интересах, ребенок выходит из-под контроля взрослых.

Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. В это время обостряются противоречия, с одной стороны, между взрослыми потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, и с другой — между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Современными психологами эти противоречия рассматриваются как движущие силы психического развития.

По мнению Л.С. Выготского, самыми важными служат три сенситивных периода (кризисных момента) — 1 год, 3 и 7 лет. Педагоги и родители должны знать о кризисных моментах в жизни ребенка и своевременно подготовиться к ним для обеспечения наибольшего удовлетворения потребностей малыша в каждом сенситивном периоде.

Возрастная сенситивность свойственна конкретному возрастному этапу, это наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.

Возрастная периодизация (по Л.С. Выготскому)

• Кризис новорожденности — младенчество (от 2 мес. до 1 года).
В 1,5—2,5 мес. формируется мелкая моторика, развивается сенсорная область, ребенок познает мир, используя слуховые и тактильные ощущения.
• Кризис 1 года — раннее детство (1—3 года).
Появляются новые виды общения, происходит разрыв психологического единства «мать — дитя», развиваются речь и умственные способности. Ведущий вид деятельности — эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослым.
От 1 до 3 лет — сенситивный период для развития речевых способностей. Ребенок слушает, накапливает пассивный словарный запас, затем уже появляется речь, которая носит предметный характер. Развивается способность выражать свои желания и чувства.
В 2,5—3 года ребенок часто разговаривает сам с собой, что способствует развитию логического мышления, последовательности в речи. Со временем такие монологи он ведет уже мысленно.
• Кризис 3 лет — дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Ведущий вид деятельности — орудийно-предметный. Формируются самооценка и самосознание, происходит становление личности. От 3 до 7 лет ребенок включается во взрослую жизнь, в разные виды деятельности, сам выбирает во что играть и свою роль в игре; интересуется звуками и буквами, т.е. их графическим изображением в виде символов. Активно развиваются воображение и отображение впечатлений об окружающем мире, взаимодействие с окружающими, общение. Ведущий вид деятельности — сюжетно-ролевая игра.
• Кризис 7 лет — школьный возраст (от 7 до 13 лет).
Ведущий вид деятельности — учебный. Развиваются психика, мышление, специальные способности, личность ребенка и его межличностные отношения.
• Кризис 13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет).
Ведущий вид деятельности — личностное общение подростков.
• Кризис 17 лет — юношеский возраст (17—21 год).
Ведущий вид деятельности — профессионально-учебный.

Читайте также:  Развитие мышления ребенка 5 лет

По мнению Л.С. Выготского, в эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых. В кризисные периоды ребенок становится восприимчив к приобретению определенных знаний и умений.

И хотя развитие интеллекта человека продолжается и во взрослой жизни, в детстве это происходит намного легче и естественнее. Родителям стоит обратить внимание на наступление каждого из этих периодов и своевременно подготовить базу и окружающую среду для наибольшего удовлетворения потребностей ребенка на каждой стадии его развития.

Вспомним сказку Р. Киплинга «Книга джунглей» и ее героя — Маугли, воспитанного в звериной стае. Замысел этой книги у автора возник не на пустом месте. В настоящее время существует около 4 тыс. официальных свидетельств подобных случаев. «Дети джунглей» оказались с самого раннего возраста в стае зверей (чаще волков) и не имели ни речевого, ни социального опыта в поведении и общении. После того как они были возвращены в нормальные условия жизни, несмотря на усиленный уход и специальные занятия с ними, вернуть их в человеческое общество уже не представлялось возможным. Максимальное количество слов, которому удалось научить всего нескольких таких детей, составляло не более 45. А их навыки человеческого существования после реабилитационного периода были скорее дрессировкой, как у домашних животных. Дети, находившиеся в среде животных первые 6 лет жизни, практически уже не смогут освоить человеческую речь, осмысленно общаться с другими людьми, ходить прямо и пр. Реабилитация ни в одном случае не была полноценной. Навыки животных (хождение на четвереньках, сыроедение, звериные звуки и привычки), приобретенные в раннем возрасте, сыграли для этих детей решающую роль.

Дело в том, что самые ответственные сенситивные периоды становления личности человека были безвозвратно пропущены. Именно в первые 5—7 лет жизни ребенок получает 70% всей жизненной информации. И если в этот период он оказывается в волчьей стае, то и вырастет волком. Звериные навыки, обретенные детьми, которые оказались с младенчества среди зверей, впечатываются в психику и физиологию, а человеческие навыки привить уже фактически невозможно, т.е. полноценными людьми такие дети уже никогда не будут.

Мудрецы считали, что каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому никто не будет учить. Ребенок индийца заговорит на индийском языке, ребенок непальца — на непальском и т.п. Падишах усомнился в этом и решил поставить жестокий опыт: несколько грудных детей поселили в отдельных комнатах, а ухаживали за ними глухонемые слуги. Через семь лет вошедший падишах с мудрецами услышали бессвязные крики, вопли, шипение и мяуканье молодых звероподобных существ.

Все это лишний раз доказывает, насколько важны для развития ребенка и его речи первые годы жизни.

Приведенные примеры как нельзя лучше доказывают правомерность существования сенситивных периодов в жизни каждого ребенка. Пропущенные по разным причинам, они будут невосполнимым пробелом на протяжении всей жизни человека.

Современный всемирно известный японский педагог-практик Масару Ибуки озаглавил свою книгу по детской психологии «После трех уже поздно». В своем труде ученый пишет о том, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — его личный опыт познания в первые три года жизни. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Здесь мы вновь видим подтверждение теории Л.С. Выготского о решающих сенситивных периодах в жизни ребенка и их значении в формировании личности.

Пластичность мозга ребенка раннего возраста (от 0 до 3 лет), психофизиологически оптимальные условия (сенситивные периоды) формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности. Хотя японский ученый ставит акцент на двух (из трех основных, по Л.С. Выготскому) кризисных периодах развития — 1 год и 3 года, тем не менее понятно, что без прочной базы развития личности индивидуума в первые два сенситивных периода (до 3 лет) мы теряем возможность всеобъемлющего развития умственных способностей ребенка. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает благоприятный переход к новой стадии развития.

Л.С. Выготский писал, что новое не падает с неба, а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Источником же развития служит социальная среда, в которой находится ребенок.

Ученики и последователи Л.С. Выготского (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) продолжают руководствоваться его трудами и, базируясь на его исследованиях, продолжают развивать концепции раннего развития личности ребенка.

Итак, можно сделать следующие выводы. Сенситивные периоды — возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность их развития. Это наиболее ответственные этапы развития детей.

Стоит заметить, что данные периоды наступают у каждого ребенка, но время их появления и продолжительность индивидуальны, на их возникновение не могут влиять ни педагоги, ни родители. При верном подходе можно продуктивно их применять для дальнейшего развития определенных способностей или типа деятельности. Именно поэтому на определенных возрастных этапах следует уделять большее внимание конкретной области, стараясь при этом развивать качественную составляющую способностей вашего ребенка.

Нужно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах деятельности. Важно создавать необходимые условия, при которых дети смогут проявить способности. Не следует ограничивать деятельность малыша, нужно предоставлять ему возможность свободного творческого проявления.

Родителям и педагогам следует четко понимать, что чем больше круг интересов ребенка, тем более гармоничным он вырастет. Особенность развития ребенка заключается в том, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные. В эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых.

Литература

Богданович Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы. М., 1994.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1973.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2, 5. М., 1982.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Воронеж, 1998.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1999.
Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
Эльконин Д.Б., Божович Л.И. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет. Волгоград, 1999.

Источник