Сенсорные периоды развития ребенка

Сенсорные периоды развития ребенка thumbnail

Сензитивные периоды
развития, о которых должны знать родители.

Разум человека не появляется на пустом месте.

 Он строится на
фундаменте, который ребенок

закладывает во время своих сензитивных периодов.

М. Монтессори.

В развитии каждого ребенка бывают периоды спада и
подъема. В период подъема малыш активнее всего воспринимает информацию и
быстрее, чем в другое время, обучается каким-либо способам, видам деятельности.
Такой период Мария Монтессори назвала сензитивным. Человеку никогда больше не
удастся так легко овладеть знанием, так радостно научиться чему-либо, как в
соответствующий сензитивный период.

К сожалению, благоприятные периоды приходят и уходят
безвозвратно независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться
ими для развития своих способностей. Взрослый извне не может повлиять на время
возникновения и длительность сензитивных периодов. Сензитивные периоды
универсальны и индивидуальны одновременно, поэтому особую роль в отслеживании
хода развития ребенка играет искусство наблюдения. И в ваших силах, зная о
существовании таких периодов, создать максимальные условия для развития своего
малыша.

М. Монтессори выделила и описала следующие сензитивные
периоды в развитии детей от 0 до 6 лет:

-период развития речи

-период восприятия порядка

-период сенсорного развития

-период восприятия маленьких предметов

-период развития движений и действий

-период развития социальных навыков.

«Подготовленная среда» и дидактический
материал Монтессори, таким образом, не являются чем-то искусственным, а создают
оптимальные условия для естественного хода развития каждого уникального и
неповторимого ребенка.

Сензитивный период развития речи

 Длится в
среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет
(вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не
родившимся ребенком, петь ему песни). Внутри данного периода можно выделить
следующие этапы:

  К 4.5 месяцам
ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. Все впечатления ребенка
об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, ярко выделяется
красная нить — речь.Дети учатся подражать звукам, они постоянно выплевывают
что-нибудь, надувают пузыри из слюней- так начинается  тренировка мышц речевого аппарата.

К году ребенок сознательно выговаривает первое слово,
впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли. К полутора годам
ребенок начинает выражать свои чувства, желания, он начинает осваивать  грамматические нормы языка, но из-за нехватки
слов ребенок говорит на своем «детском» языке. В это период очень важно как
можно больше разговаривать с ребенком, читать, рассказывать ему сказки. Но
нельзя «сюсюкать» с ним и придумывать специальный, упрощенный
«детский» язык, даже если они умиляют вас до слез. Наоборот, в этом
возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого
должна быть грамотной, ясной и четкой.

Примерно с 2-х — 2.5 лет происходит лавинообразное
нарастание словаря ребенка. В этом возрасте дети часто разговаривают сами с собой.
Вам  предоставляется прекрасная
возможность услышать логические цепочки ребенка, последовательность его мыслей,
о чем он думает в этот момент.

Этот этап довольно короткий, и монологи постепенно
становятся внутренними.

В 3 — 4 года ребенок начинает говорить целенаправленно
и осознанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои проблемы и может,
например, попросить друга закрыть окно, а не идти самому. Ребенок осознает силу
собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим.Дети
этого возраста живо интересуются символами звуков — буквами, с удовольствием
играют с алфавитом, обводят шершавые буквы.

К 4.5- 5 годам ребенок готов не только без
принуждения, но и самостоятельно учиться читать.

Отметим основную мысль Марии Монтессори, которую
необходимо постоянно иметь в виду: если детям приходится делать что-то вне
рамок соответствующего сенситивного периода, т. е. под принуждением (учиться
читать, писать и прочее), то к результату они приходят позже или не приходят
совсем.

Сензитивный период восприятия порядка

Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап
наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 — 2.5 лет.
Этот период можно назвать «золотым» периодом для приучения ребенка к
аккуратности. По мнению Марии Монтессори ребенок испытывает настоящую страсть к
соблюдению привычного порядка. Но, для ребенка порядок означает нечто иное, чем
для взрослого. Для него важны чувство постоянства и строго определенный
жизненный уклад: порядок в расположении его игрушек, вещей, порядок в отношении
людей к предметам, режим дня. Но без вашей помощи сам ребенок не будет
соблюдать порядок. Ваша задача- помочь ему, начиная наводить порядок на
«территории» ребенка сами, постепенно вовлекайте в это занятие малыша. Ваш
пример – единственный критерий нормы поведения для вашего ребенка.
Взрослые  уже владеют определенными
нормами поведения, а ребенок будет моделировать свое поведение, опираясь на ваш
пример. Иногда родителям приходится наступить на горло собственной
креативности, перестать вольно обращаться с различными вещами, предметами
домашнего обихода и освоить общепринятые способы действия с ними, постепенно
становясь «профессионалами» в воспитании собственного ребенка.

Сензитивный период сенсорного развития

Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет- это период
активного чувственного развития. Ребенок становится особенно восприимчив к
цвету, форме, размерам предметов, звукам.

Сначала информацию о мире он получает через тактильные
ощущения, запахи. Затем основным источником становятся зрение и слух. Ребенок
запоминает внешний вид предметов, узнает знакомые ему изображения. Все
развивающие игрушки, рекомендованные для этого возраста, учитывают эту
особенность.

Сензитивный период восприятия мелких предметов

 Длится в
среднем от 1.5 до 2.5 лет. Этот период трудно не заметить, и часто он
доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами,
горошинами и т. п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно
взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку
возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной
потребности.

Читайте также:  Образец индивидуальной карты развития ребенка в детском саду образец

А на самом деле ребенка интересует проблема целого и
части, он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол
фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь,
состоят из еще более мелких частей. Таким образом, ребенок ощущает, что мир
делим и состоит из все более и более мелких частей. Взрослым необходимо придать
позитивный оттенок этому процессу, направить в «мирное русло» познавательную
активность маленького исследователя, предоставив ребенку условия для
адекватного отреагирования его интереса.

Сензитивный период развития движений и действий

От рождения до 3,5лет движение – способ познания мира,
и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Благодаря
движению происходит развитие  всех
психических функций. Чем сложнее движения, тем больше требуется не только физических,
но и умственных усилий. Таким образом, все воспитательные приемы и методы,
ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения
являются преступлением против его естественного развития.

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте 2.5 — 6 лет ребенок быстро усваивает формы
общения и хочет их применять. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил
дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении. Ваша
задача – показать ребенку, что хорошо и что плохо, научит его осознавать это.
Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения,
чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых
разных людей.

Источник

Лункина Е.Н., учитель-логопед д/с «Волшебный замок», ЦАО, Москва

Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологом, психолингвистом, дефектологом, ученым с мировым именем Л.С. Выготским (1896—1934). Он разработал понятие «психологические системы», под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, между мышлением и памятью, мышлением и речью).

Огромный вклад Л.С. Выготского в детскую психологию — введение понятия «зона ближайшего развития». Согласно ученому, это область не созревших, но созревающих процессов, которые можно назвать «почками развития». «Зона ближайшего развития» ставит перед ребенком большие задачи, решить которые он способен лишь с помощью взрослого, в ходе их совместной деятельности. Л.С. Выготский пришел к выводу, что обучение ребенка должно предшествовать, забегать вперед, подтягивать и вести за собой развитие. Это утверждение стало аксиомой в детской психологии и педагогике.

Следующим важным открытием гениального ученого в детской психологии стало возрастное определение периодов в жизни ребенка, наиболее благоприятных для развития тех или иных функций индивидуума. Эти знания необходимы для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для обучения ребенка, чтобы те «развивающиеся почки», которые представляют собой созревающие процессы в «зоне ближайшего развития», могли в полной мере развить и обогатить физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и культурные возможности в будущей жизни ребенка.

Одинаковых детей не существует, даже близнецы сильно отличаются друг от друга. У каж­дого индивидуальные свой­ства психики, способности и инте­ресы.

Однако в жизни каждого малыша есть периоды, в которых самой физиологией созданы максимально оптимальные условия и возможности для развития у ребенка определенных свойств психики, восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений. Эти периоды называются сенситивными.

Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.

Еще одно определение сенситивного периода может быть сформулировано следующим образом. Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.

Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые психические функции могут так и не развиться. Примером тому служат многочисленные случаи детей, выросших в стае животных. Когда их вернули в общество, то никакими реабилитационными методами не смогли научить полноценной речи и адаптации в новых для них условиях. Все их поведение копировало жизнь и привычки животных.

Таким образом, сенситивный период — время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности. Он показывает свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.

В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребенка.

Возрастная сенситивность — свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики. Например, для развития речи у детей сенситивный период приходится на 1,5 года. Именно в это время нужно уделять ребенку повышенное внимание со стороны взрослых, гармонично воспитывая и развивая его. Поэтому необыкновенно важно для становления человека в первые годы его жизни окружение, разнообразие деятельности, интересов и эмоций. Недостаток полученных в детстве эмоций, знаний, умений, физического и психического развития будет невосполнимым пробелом в дальнейшей жизни.

Для начала нужно разобраться, сколько этих периодов у ребенка, в каком возрасте они наступают, какие именно знания ребенок легко воспринимает в каждом из них.
Периоды максимальных возможностей и условий для развития у детей определенных свойств психики и восприимчивости к приобретению знаний и умений.

Читайте также:  Требования к развитию ребенка в детском саду

1,5—3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
3—4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств;
4—5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие;
5—6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;
8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.

На разных этапах сенситивного развития ребенка изменения в его психике могут проходить как постепенно и замедленно, так быстро и резко. Соответственно этому выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Их еще называют поворотными моментами в развитии, или кризисами, если они протекают стремительно. В эти периоды ребенок особенно восприимчив к получению знаний и жизненных навыков. В организме ребенка происходят изменения, которые проявляются повышенной чувствительностью и ранимостью. На возникновение этих периодов мы повлиять не можем, поскольку это заложено человеческой природой. Но родители и педагоги должны (даже обязаны) предельно продуктивно использовать их для развития своего ребенка.

При стабильной стадии развития характерно плавное, без резких сдвигов и перемен поведение ребенка. Это может быть даже незаметно для его окружения. Но эти перемены накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии.

Стабильные этапы чередуются с кризисными. Кризисные периоды длятся недолго (от нескольких месяцев до 1—2 лет в зависимости от мудрости педагогов и такта родителей). Это чаще всего краткие, но бурные стадии. В кризисные периоды происходят значительные изменения личности ребенка. Сам кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине сенситивного периода. Родители видят резкие изменения в поведении, интересах, ребенок выходит из-под контроля взрослых.

Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. В это время обостряются противоречия, с одной стороны, между взрослыми потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, и с другой — между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Современными психологами эти противоречия рассматриваются как движущие силы психического развития.

По мнению Л.С. Выготского, самыми важными служат три сенситивных периода (кризисных момента) — 1 год, 3 и 7 лет. Педагоги и родители должны знать о кризисных моментах в жизни ребенка и своевременно подготовиться к ним для обеспечения наибольшего удовлетворения потребностей малыша в каждом сенситивном периоде.

Возрастная сенситивность свойственна конкретному возрастному этапу, это наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.

Возрастная периодизация (по Л.С. Выготскому)

• Кризис новорожденности — младенчество (от 2 мес. до 1 года).
В 1,5—2,5 мес. формируется мелкая моторика, развивается сенсорная область, ребенок познает мир, используя слуховые и тактильные ощущения.
• Кризис 1 года — раннее детство (1—3 года).
Появляются новые виды общения, происходит разрыв психологического единства «мать — дитя», развиваются речь и умственные способности. Ведущий вид деятельности — эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослым.
От 1 до 3 лет — сенситивный период для развития речевых способностей. Ребенок слушает, накапливает пассивный словарный запас, затем уже появляется речь, которая носит предметный характер. Развивается способность выражать свои желания и чувства.
В 2,5—3 года ребенок часто разговаривает сам с собой, что способствует развитию логического мышления, последовательности в речи. Со временем такие монологи он ведет уже мысленно.
• Кризис 3 лет — дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Ведущий вид деятельности — орудийно-предметный. Формируются самооценка и самосознание, происходит становление личности. От 3 до 7 лет ребенок включается во взрослую жизнь, в разные виды деятельности, сам выбирает во что играть и свою роль в игре; интересуется звуками и буквами, т.е. их графическим изображением в виде символов. Активно развиваются воображение и отображение впечатлений об окружающем мире, взаимодействие с окружающими, общение. Ведущий вид деятельности — сюжетно-ролевая игра.
• Кризис 7 лет — школьный возраст (от 7 до 13 лет).
Ведущий вид деятельности — учебный. Развиваются психика, мышление, специальные способности, личность ребенка и его межличностные отношения.
• Кризис 13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет).
Ведущий вид деятельности — личностное общение подростков.
• Кризис 17 лет — юношеский возраст (17—21 год).
Ведущий вид деятельности — профессионально-учебный.

По мнению Л.С. Выготского, в эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых. В кризисные периоды ребенок становится восприимчив к приобретению определенных знаний и умений.

И хотя развитие интеллекта человека продолжается и во взрослой жизни, в детстве это происходит намного легче и естественнее. Родителям стоит обратить внимание на наступление каждого из этих периодов и своевременно подготовить базу и окружающую среду для наибольшего удовлетворения потребностей ребенка на каждой стадии его развития.

Вспомним сказку Р. Киплинга «Книга джунглей» и ее героя — Маугли, воспитанного в звериной стае. Замысел этой книги у автора возник не на пустом месте. В настоящее время существует около 4 тыс. официальных свидетельств подобных случаев. «Дети джунглей» оказались с самого раннего возраста в стае зверей (чаще волков) и не имели ни речевого, ни социального опыта в поведении и общении. После того как они были возвращены в нормальные условия жизни, несмотря на усиленный уход и специальные занятия с ними, вернуть их в человеческое общество уже не представлялось возможным. Максимальное количество слов, которому удалось научить всего нескольких таких детей, составляло не более 45. А их навыки человеческого существования после реабилитационного периода были скорее дрессировкой, как у домашних животных. Дети, находившиеся в среде животных первые 6 лет жизни, практически уже не смогут освоить человеческую речь, осмысленно общаться с другими людьми, ходить прямо и пр. Реабилитация ни в одном случае не была полноценной. Навыки животных (хождение на четвереньках, сыроедение, звериные звуки и привычки), приобретенные в раннем возрасте, сыграли для этих детей решающую роль.

Читайте также:  Роль деятельности в развитии ребенка в период дошкольного детства

Дело в том, что самые ответственные сенситивные периоды становления личности человека были безвозвратно пропущены. Именно в первые 5—7 лет жизни ребенок получает 70% всей жизненной информации. И если в этот период он оказывается в волчьей стае, то и вырастет волком. Звериные навыки, обретенные детьми, которые оказались с младенчества среди зверей, впечатываются в психику и физиологию, а человеческие навыки привить уже фактически невозможно, т.е. полноценными людьми такие дети уже никогда не будут.

Мудрецы считали, что каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому никто не будет учить. Ребенок индийца заговорит на индийском языке, ребенок непальца — на непальском и т.п. Падишах усомнился в этом и решил поставить жестокий опыт: несколько грудных детей поселили в отдельных комнатах, а ухаживали за ними глухонемые слуги. Через семь лет вошедший падишах с мудрецами услышали бессвязные крики, вопли, шипение и мяуканье молодых звероподобных существ.

Все это лишний раз доказывает, насколько важны для развития ребенка и его речи первые годы жизни.

Приведенные примеры как нельзя лучше доказывают правомерность существования сенситивных периодов в жизни каждого ребенка. Пропущенные по разным причинам, они будут невосполнимым пробелом на протяжении всей жизни человека.

Современный всемирно известный японский педагог-практик Масару Ибуки озаглавил свою книгу по детской психологии «После трех уже поздно». В своем труде ученый пишет о том, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — его личный опыт познания в первые три года жизни. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Здесь мы вновь видим подтверждение теории Л.С. Выготского о решающих сенситивных периодах в жизни ребенка и их значении в формировании личности.

Пластичность мозга ребенка раннего возраста (от 0 до 3 лет), психофизиологически оптимальные условия (сенситивные периоды) формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности. Хотя японский ученый ставит акцент на двух (из трех основных, по Л.С. Выготскому) кризисных периодах развития — 1 год и 3 года, тем не менее понятно, что без прочной базы развития личности индивидуума в первые два сенситивных периода (до 3 лет) мы теряем возможность всеобъемлющего развития умственных способностей ребенка. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает благоприятный переход к новой стадии развития.

Л.С. Выготский писал, что новое не падает с неба, а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Источником же развития служит социальная среда, в которой находится ребенок.

Ученики и последователи Л.С. Выготского (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) продолжают руководствоваться его трудами и, базируясь на его исследованиях, продолжают развивать концепции раннего развития личности ребенка.

Итак, можно сделать следующие выводы. Сенситивные периоды — возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность их развития. Это наиболее ответственные этапы развития детей.

Стоит заметить, что данные периоды наступают у каждого ребенка, но время их появления и продолжительность индивидуальны, на их возникновение не могут влиять ни педагоги, ни родители. При верном подходе можно продуктивно их применять для дальнейшего развития определенных способностей или типа деятельности. Именно поэтому на определенных возрастных этапах следует уделять большее внимание конкретной области, стараясь при этом развивать качественную составляющую способностей вашего ребенка.

Нужно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах деятельности. Важно создавать необходимые условия, при которых дети смогут проявить способности. Не следует ограничивать деятельность малыша, нужно предоставлять ему возможность свободного творческого проявления.

Родителям и педагогам следует четко понимать, что чем больше круг интересов ребенка, тем более гармоничным он вырастет. Особенность развития ребенка заключается в том, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные. В эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых.

Литература

Богданович Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы. М., 1994.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1973.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2, 5. М., 1982.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Воронеж, 1998.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1999.
Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
Эльконин Д.Б., Божович Л.И. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет. Волгоград, 1999.

Источник