Сенсорные игры для ребенка 1 года своими руками

Сенсорные игры для ребенка 1 года своими руками thumbnail

Основным видом деятельности ребенка дошкольника является игра.

 Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Я хочу  поделиться своим опытом работы по изготовлению пособий для игр по сенсорному развитию для малышей 1,5-3 лет, которые я использую в детском саду .

Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях.

Наши пособия можно сделать самим, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей.

 Я  представляю такие  игры, как :

  1. Сенсорное панно, которое выполнено из различных материалов и застежек, для развития мелкой моторики.
  2. Второе панно оформлено как социальный уголок, в нем совмещены семейное фото детей в рамках, выполненных из разных по фактуре материалов( это как и макароны, трубочки для сока, бусы, швейная тесьма т и.д.)
  3. Третье панно — ширма для оформления кукольного уголка.
  4. Четвертое панно – обозначает обеденную зону и отображает название группы «ПАРАВОЗИК».
  5. Пятое панно – это оформление уголка ИЗО.
  6. Шестое  панно — ширма «машина».

Так же представляем вам игры,   как традиционные, так и самодельные.

К традиционным относятся,  такие игры:

  • Большие и маленькие пирамидки;
  • Различные вкладыши и втулки;
  • Стаканчики —  вкладыши;
  • Кубики по основным цветам;
  • Домики с прорезями;
  • Различные кубы и шары с прорезями;
  • Лабиринты;

Игры, сделанные своими руками:

  • Вязанные коврики. Цель: учить детей обращать внимание на цвет ковриков; развивать внимательность; закрепить понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.
  • Развивающие игры по сенсорике, где  так же представлены различные виды застежек – липучки, кнопки, шнуровка для  формировать мелкой моторики рук.
  • Шарики для моделирования. Такие радужные шарики развивают мелкую моторику, тактильное восприятие, закрепляются названия цветов и оттенков, можно использовать для снятия психологического напряжения. Я в своей работе с их помощью закрепляю приёмы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, прощипывание и др. И ручки чистые, и настроение поднимается от ярких шариков.
  • Мягкие палочки, где так же развиваем моторику рук, изучаем понятия размеров — длинный и короткий.
  • Игры из серии «Застегни пуговицы» Эти игры помогают развивать пальчики ребенка — силу, ловкость, координацию движений кистей рук.;
  • Сухой бассейн – из пробок  и киндер сюрпризов; Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
  • Игры с прищепками. Чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки. Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки.
  • Дидактическая игра «Найди свой цветок» — различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета, развитие тактильных ощущений.
  • Дидактическая игра «Наряди солнышко»;

В раннем возрасте все подчинено сенсорике: музыка и театр. Сюда входят различно звучащие инструменты, шумовой театр, маракасы в виде пчелок. Следующее – это кольцо карусель.

В зону сюжетно – ролевой игры входят, как куклы в одежде по сезонам, так и детская посудка по основным цветам.

Все эти игры выполнялись с помощью воспитателей и привлекались родители детей, которые нам помогали в приобретении материалов, оклеивании коробок для игр, частичное изготовление сенсорного панно.

Источник

17+ простых развивающих игрушек своими руками

29 August, 2015

Совсем недавно “Расти умным!” пригласили провести мастер-класс на Арт Пикнике Славы Фроловой. Мы ответственно подготовились и мастер-класс удался! Благодарим всех, кто пришёл к нам! Однако, большинство наших читателей живёт очень далеко от Киева, поэтому мы решили создать для вас этот фото-обзор развивающих игрушек, которые можно сделать своими руками.

Читайте также:  Оливковое масло для ребенка 1 год

А пока расскажу, что лежит в нашей сенсорной коробке: макароны-ракушки в качестве основного наполнителя, кусочек коры, шишки разных размеров и форм, жёлуди, орехи, зелёные бусины и фигурки лесных животных для игры.

Зачем малышам самодельные игрушки?

Во-первых, это очень душевно и здорово, когда мама дарит малышу результат своих стараний.

Во-вторых, многие нужные малышам игрушки просто не продаются в магазинах. Например, сенсорные коробки может сделать только мама 🙂 Вы только представьте, сколько пользы для маленьких пальчиков в простых крупах, воде, лоскутках и так далее!

В-третьих, малыши до 1,5 лет очень быстро теряют внимание к новым игрушкам. Они изучают их, играют, закрепляют полученную информацию и отправляются на поиски новых знаний. Как часто разочаровываются любящие родители, которые купили дорогущую супер-развивающую игрушку, а ребёнок поиграл ею неделю и оставил лежать без внимания. Это случается не из-за того, что игрушка плохая, а потому что ребёнок попросту узнал о ней всё, что хотел.

Итак, начнём!

1. Слингобусы. Они известны многим мамам. Это незаменимая вещь, которая всегда выручит в очереди или там, где не оказалось детских игрушек. А ещё поможет малышу, когда режутся зубки. Кто-то покупает такие бусы, а кто-то вяжет своими руками. Может быть, получается, не слишком профессионально, зато с душой.

Слингобусы для малыша своими руками

Свои слингобусы я вязала сама. Нитки брала хлопковые (какие продавец в магазине посоветовала), бусины были от разных игрушек и т.д.

Слингобусы для малыша своими руками

Слингобусы для малыша своими руками

2. Бусики-грызули. Деревянные бусины сейчас продаются в разных магазинах швейной фурнитуры, а также в рукодельных лавках. Они идеально подходят для маленьких зубиков.

Слингобусы для малыша своими руками

Важные правила:

  1. Бусины должны быть крупными, чтобы малыш не мог их проглотить.
  2. Нить должна быть максимально плотной, чтобы не порвалась и не испортилась от детских зубов и слюней.
  3. Бусины должны быть без красочного покрытия. Зачастую краска на деревянных бусах легко отпадает, а это значит, что она попадёт в организм ребёнка.

Крупные бусины нужно нанизать на плотную нить, затем сделать плотный узел и удостовериться, что он не развяжется. Отличный прорезыватель готов к работе!

3. Тактильная гусеница из носка. Такая игрушка понравится практически любому малышу, ведь она такая приятная на ощупь!

развивающие игрушки своими руками для малышей для развития мелкой моторики рук

Чтобы её сделать, вам понадобится: чистый длинный носок, плотная нить, наполнители (гречка, рис, горох, фасоль, макароны, жёлуди и т.д.), пуговки-глазки.

На дно носка насыпьте первый наполнитель, перевяжите получившийся шарик ниткой, насыпьте второй наполнитель и так далее. В конце хорошенько закрепите нить. Пришейте глазки-пуговки и можно играть!

4. Игрушка на руку из носка. Работы – 5 минут, восторга – море! Вы спросите: “Что такого в носке с глазками?” Оденьте такой носок на руку и скажите малышу: “Привет!”, увидите, что произойдёт 🙂

развивающие игрушки своими руками для малышей для развития мелкой моторики рук

Мордашки для такой игрушки можно делать самые разнообразные. Но подойдёт и самая-самая простая: глазки-пуговки и чубчик.

5. Змея с бусинками, ленточками и пуговками. Этот персонаж у нас жил в коляске некоторое время. Детям было забавно трогать разные свисающие и торчащие штучки. За что-то всегда можно ухватиться, подёргать, потрогать, потянуть.

развивающие игрушки своими руками для малышей для развития мелкой моторики рук

Делалось это чудо из старого испорченного текстильного мобиля для кроватки. Но можно пошить из обычного куска ткани. Для этого вырежьте узкий и длинный лоскут, сверните его пополам в длину, чтобы он стал ещё уже и прострочите сбоку. Выверните эту трубочку на лицевую сторону и набейте пшеницей или горохом, зашейте низ. Верх заверните так, чтобы у змеи вышел острый носик и прошейте его. А затем украсьте змейку разными штучками и не забудьте про глазки-пуговки!

6. Шарики и бублики – вечная любовь малышей. Их можно катать по полу, грызть, кидать, мять в ручках, заталкивать в разные места и так далее. Эти маленькие предметы особенно заинтересуют малыша, который учится ползать и карапуза, сидящего в слинге. Чтобы сделать шерстяной клубочек безопасным для детей, его можно постирать в горячей воде с мылом. От этого он сваляется и уже наверняка ни одна ниточка не будет отходить от клубка и попадать в маленький ротик.

развивающие игрушки своими руками для малышей для развития мелкой моторики рук

А жёлтый мохнатый бублик легко сделать из деревянного кольца от карниза и флисовых ленточек. Каждую ленточку просто нужно завязать в двойной узелок на кольце.

7. Колечко с ленточками. Эта яркая махалка не простой предмет. Она учит малыша следить за быстро движущимся предметом. Волнистые цветные ленточки приковывают взгляд масиков. Дайте такое колечко в руки малышу и он будет радостно наблюдать за движением лент. Для такой забавы пригодится пластиковое или деревянное кольцо, ленты и кружево длиной около 40 см. Каждую ленточку нужно крепко и надёжно завязать на двойной узел.

развивающие игрушки своими руками для малышей для развития мелкой моторики рук

8. Сенсорные мешочки. Они дают возможность малышу получить новый тактильный опыт, ведь сколько мешочков, столько разных ощущений у пальчиков. А ведь ещё по ним можно ходить ножками, делать массаж и кидаться. Если пошить мешочки парные, получится сенсорное лото: найди мешочки, одинаковые на ощупь. На нашем блоге есть подробный мастер-класс по пошиву сенсорных мешочков. Кстати, к мешочкам совсем необязательно пришивать цифры.

Читайте также:  Стоптуссин ребенку 1 год

развивающие игрушки своими руками для малышей для развития мелкой моторики рук

9. Сенсорные мешочки из воздушных шариков. По сути это тоже самое, что и сенсорные мешочки, но в разы проще и быстрее. Кроме того, в такие мешочки вы смело можете насыпать муку или соль.

развивающие игрушки своими руками для малышей для развития мелкой моторики рук

Советы:

  1. Выбирайте воздушные шарики как можно более качественные. Они прослужат дольше.
  2. Не насыпайте в мешочки острые макаронные изделия или другие мелкие предметы с острыми частями.
  3. Спрячьте в муку 1-2 фасолины. Их будет очень приятно искать пальчиками.
  4. Не бойтесь, что это недолговечная игрушка. Конечно, бывает всякое, но такие мешочки могут служить не один год даже в детском центре.

10. Маленькие погремушки. Эти чудесные развивающие игрушечки нравятся малышам разных возрастов. И чем больше таких крохотных тарахтелок, тем лучше, ведь это значит, что больше разных звуков.

развивающие игрушки своими руками для малышей для развития мелкой моторики рук

  1. Они удобны тем, что помещаются в маленькую ручку.
  2. Они приятно выглядят, поэтому с ними хочется играть.
  3. Разные звуки радуют малышей и им хочется узнать, как звучит следующая погремушечка.
  4. Из самодельных погремушек получается отличное звуковое лото: подбери одинаковую по звуку погремушку.

11. Бутылки с наполнителем. Вариантов игр с подобными бутылками множество. Их можно использовать как для самых маленьких деток, так и для дошкольников. Малышам, которые учатся ползать, такая бутылочка пригодится, чтобы толкать её, наблюдать, как она катится, ползти к ней и снова толкать.

развивающие игрушки своими руками для малышей для развития мелкой моторики рук

Бутылочка “Лавовая лампа”. В чистую бутылку налейте 1/3 растительного масла и 2/3 воды, окрашенной пищевым красителем. Закройте бутылку крышкой, предварительно смазав горлышко суперклеем.

Бутылочка-искалка. Насыпьте в бутылку около половины бутылки риса и разные небольшие фигурки, бусины, камешки, пуговки. Потрусите, чтобы мелкие предметы спрятались в рисе. При необходимости досыпьте ещё немного риса. Сверху обязательно должно оставаться пустое место. Закройте бутылку крышкой, предварительно смазав горлышко суперклеем. А теперь вы можете давать ребёнку задания в зависимости от его возраста. Например, найди розового слона, или найди букву А. Чтобы выполнить задание, бутылочку можно потрусить, покрутить, перевернуть, пока нужный предмет не появится в поле зрения. Подробнее почитать про игры-искалки можно здесь.

Бутылочка с морем. Для этой простой игрушки потребуется: вода, ракушки и морские камешки и блёстки. Насыпьте на дно 1/3 бутылки камешков, ракушек и блёсток, долейте воды до самого верха бутылки. Закройте бутылку крышкой, предварительно смазав горлышко суперклеем.

12. Баночка с наполнителем. Принцип тот же, что и бутылочек, только баночка меньше размером, её удобно держать в руках. Внутри: вода+блёстки. Вместо блёсток можно использовать любые мелочи. Знаю, что такие баночки делают и с глицерином, но мы ещё не пробовали, а когда попробуем, обязательно покажем, что получилось.

развивающие игрушки своими руками для малышей для развития мелкой моторики рук

13. Лоскутный мячик. О нём я тоже писала очень подробно. Это замечательный помощник малышу в ползании. Такой мячик шить несложно, но долго.

развивающие игрушки своими руками для малышей для развития мелкой моторики рук

14. Баночки-коробочки с отверстиями. Это мега-полезная игра, ведь она тренирует пальчики, смекалку, усидчивость. Кроме того, многие дети любят проталкивать всякие мелочи в узкие дырочки. Классика жанра: ведёрко от мороженного + пом-пончики. Дырочки можно делать ножницами, а можно выжечь паяльником (так обычно поступает наш папа 🙂

развивающие игрушки своими руками для малышей для развития мелкой моторики рук

Кроме пом-понов, можно использовать макароны, пуговицы, мелкие игрушки, жёлуди, камешки, орехи, фасоль, монетки и даже зубочистки.

15. Сенсорные коробки. Я считаю, что они просто необходимы каждому ребёнку, ведь это так важно копошиться в разных крупах, рассыпать, придумывать игру из самых простых предметов, перебирать пальчиками все эти мелочи. А ещё здорово, что такие коробочки можно сделать на разные темы (например, наша зимняя сенсорная коробка) и для детей разного возраста (первая сенсорная коробка). Подробный обзор сенсорных коробок можно почитать здесь. А пока расскажу, что лежит в нашей сенсорной коробке: макароны-ракушки в качестве основного наполнителя, кусочек коры, шишки разных размеров и форм, жёлуди, орехи, зелёные бусины и фигурки лесных животных для игры.

развивающие игрушки своими руками для малышей для развития мелкой моторики рук

16. Простые игрушки из ниточек. У нас дома живут славные лошадки из бичёвки. Мы их покупали, но порывшись в интернете я нашла мастер-класс по созданию таких лошадок. Это совсем несложно! Хотела здесь опубликовать схему, но так увлеклась, что уже сплела свою собственную лошадку из чёрных шерстяных ниток. Процесс создания лошадки из ниток я, конечно, отфотографировала. Так что скоро на блоге появится подробный мастер-класс “Лошадка из ниток”.

А пока расскажу, что лежит в нашей сенсорной коробке: макароны-ракушки в качестве основного наполнителя, кусочек коры, шишки разных размеров и форм, жёлуди, орехи, зелёные бусины и фигурки лесных животных для игры.

17. Не-шитые игрушки из ткани. Однажды я писала, как сделать традиционную куклу-мотанку. А теперь расскажу, как сделать простого осьминога. Кстати, этот славный осьминожек очень нравится деткам до года, потому что его удобно держать в руках -просто хватаешься за одно из щупалец. Сделать его можно всего за полчасика.

А пока расскажу, что лежит в нашей сенсорной коробке: макароны-ракушки в качестве основного наполнителя, кусочек коры, шишки разных размеров и форм, жёлуди, орехи, зелёные бусины и фигурки лесных животных для игры.

Для осьминожки вам понадобится: ткань (у меня флис, он очень нежный, как раз идеально подходит для детских ручек, и не торочится), ножницы, нитки или резиночки, пуговки, иголка, нитки.

Читайте также:  Понос у ребенка 1 год 7 месяцев лечение

А пока расскажу, что лежит в нашей сенсорной коробке: макароны-ракушки в качестве основного наполнителя, кусочек коры, шишки разных размеров и форм, жёлуди, орехи, зелёные бусины и фигурки лесных животных для игры.

Как видите, большинство игрушек вполне легко сделать своими руками и процесс их создания не займёт много времени. Будем рады, если наш обзор вдохновит вас на творчество.

А чтобы вдохновить ваших друзей, поделитесь этим обзором в социальных сетях. Возможно, они тоже захотят создать простые развивающие игрушки для своих малышей.

Ну, а если вы ещё не подписаны на новости блога “Расти умным!” и не получаете от нас свежие идеи и материалы для занятий с детками, то сделать это можно здесь.

Источник

Фанира Татлыбаева
Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Игра «Спрячь зайку»

Существует множество разновидностей игры «Спрячь зайку». Её делают из цветной бумаги, из дерева, шьют из материала. Я предлагаю вариант игры, сделанной из цветного картона.

В эту игру могут играть дети с 1 года до 3 лет.

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Цель игры — развитие сенсорного восприятия; закрепить основные цвета.

Задачи игры : формировать зрительно-моторную координацию на основе действий, учить различать и называть цвета, закреплять у детей умение группировать и соотносить однородные предметы по цвету, учить детей различать предметы по цвету с помощью операции сравнения, знакомить с понятиями «такая», «не такая», «одинаковые», «разные».

Руководство: Показать детям мышек, рассмотреть их, дать детям в руки по 1 мышке, рассмотреть их цвета. Сказать, что у мышек есть домики, такого же цвета, как и сами мышки. Показать цветовой коврик. Рассмотреть и назвать цвета домиков. Внести кошку, которая хочет съесть мышек. Ребятам предлагается поселить мышек в домики соответствующих цветов, чтобы спрятать их от кошки. Дети закрывают окошки таким же цветом, как и мышка.

Дидактическая игра «Большие и маленькие листочки»

Сенсорные игры для ребенка 1 года своими руками

Предлагаю вашему вниманию игру, абсолютно простую в изготовлении, и не требующую больших материальных затрат. Её могут сделать и родители для занятий с детьми дома.

Возраст детей – 1,6 до 3 лет

Цели: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами.

Задачи: Закреплять у детей представления о величине, цвете. Учить детей различать листочки по величине (большой – маленький). Учить сравнивать предметы по величине путем прикладывания их друг к другу, формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами, знакомить с понятиями «такой», «не такой», «одинаковые», «разные».

Для изготовления игры потребуется картон.

Вырезаем из картона листочки разной величины.

Руководство: Показать детям листочки, рассматривать их (какого цвета, какой величины). Предлагает ребёнку около большого листочка положить большие листочки, около маленького листочка — маленькие.

«Подбери ленточки к шарикам»

Предлагаю игру, сделанную из цветного картона. Из цветного картона вырезают шарики разного цвета и «ленточки» такого же цвета, как и шарики.

Сенсорные игры для ребенка 1 года своими руками

Цель: Закреплять представления детей об основных цветах.

Задачи: способствовать формированию у детей цветовых представлений. Обучать соотносить цвета разнородных предметов. Развивать у детей память, мышление.

Оборудование: карточки с изображениями ниток разного цвета, плоскостные шары тех же цветов.

Руководство:

Показываю детям листик,на котором приклеены разноцветные нитки и говорю: «Сегодня мы с вами поиграем в воздушные шарики. У каждого из вас на столе лежит листочек. Посмотрите на него и скажите, что вы на нём видите? Правильно, разноцветные ниточки. К каждой ниточке нужно подобрать воздушный шарик такого же цвета и «привязать» его к ней. К красной нитке «привязать» красный шарик, к синей ленте — «привязать» синий шарик, к жёлтой — жёлтый и так подобрать и «привязать» все шарики. Посмотрите, как это делается. Прикладываю к нескольким ниткам воздушные шарики соответствующих цветов. Объясняю детям, что эти шарики подобраны правильно и их можно «привязать» к ниткам. Затем это задание дети выполняют самостоятельно. Если дети затрудняются правильно его выполнять, вначале сама подбираю и «привязываю» по два шарика на их полоске, а остальные предлагаю найти и «привязать» самостоятельно.

Дидактическая игра «Найди прищепки такого же цвета»

Предлагаю эту игру из цветного картона и цветных прищепок. Вырезаю из цветного картона разноцветные круги и подбираю прищепки такого же цвета.

Сенсорные игры для ребенка 1 года своими руками

Цель: развивать сенсорное восприятие, закреплять у детей представление о цвете. Развивать мелкую моторику.

Оборудование: цветные круги и прищепки разных цветов.

Руководство: Показываю детям круги. Рассматриваем с детьми какого цвета круги, какой формы. Предлагаю обвести пальцем круги (они круглые)

К каждому кругу подбираем прищепки такого же цвета, если красный круг –красную прищепку, если жёлтый круг – жёлтую прищепку и т. д.

В работе представлены авторские разработки.

Фото сделаны автором.

Источник