Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка
Ирина Фартушина
Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта
ГБОУ «Новооскольская специальная
общеобразовательная школа- интернат»
«Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта»
Тьютор 1-го класса
Фартушина Ирина Валентиновна
Сенсорное развитие ребенка- это развитие процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, сформировать у него перцептивные действия (действия рассматривания, ощупывания, выслушивания (перцепция- восприятие).
Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий и усвоения систем сенсорных эталонов (геометрических форм, цвета, величин, времени, мер веса и т. д.). Восприятие всегда является ориентировочной основой практической деятельности и поэтому развивается в тесной связи с ней.
Для детей с нарушением интеллекта оказывается лишь началом развития перцептивного действия. У ребенка появляется интерес к предметам, игрушкам, на основе этого начинается ознакомление со свойствами и отношениями.
Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Ребенок с нормой интеллекта овладевает поисковыми способами в процессе действий с предметами, а умственно отсталых детей этому надо учить, они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки- пробами и примерением. Этому их надо специально учить. У умственно отсталых детей слабо развиты познавательные интересы, они малоинициативны, восприятие — поверхностное, память- краткосрочная, внимание не устойчивое. Сенсорное развитие у этой категории детей в целом значительно отстает по срокам формирования и происходит чрезвычайно неравномерно.
Дети с нарушением интеллекта недостаточно владеют способами обследования предметов, они действуют либо хаотично, не учитывая свойства предметов, либо действуют ранее усвоенным способом, не адекватным новой ситуации. Сенсорное развитие без специального коррекционного воздействия развивается медленно.
Задачи сенсорного воспитания:
1. Развитие поисково- ориентировочных действий (метод проб, примерение, зрительная ориентировка).
2. Обеспечение усвоения детьми сенсорных эталонов.
3. Включение в деятельность уже сформированных образов восприятия.
Сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения – необходимое условие успешного обучения детей с нарушением интеллекта.
Методы обучения:
1. Действия по образцу.
2. Выбор по образцу.
3. Действия по подражанию.
4. «Жестовая» инструкция.
5. Совместные действия взрослого и ребенка.
Формы работы:
Коррекционно- развивающие занятия могут проводиться в виде игры с дидактическими игрушками, дидактической игры, подвижной игры, игры с правилами. Занятие может проводиться в форме конструирования, лепки, рисования, требующих восприятие и воспроизведение свойств изображаемых предметов. Наряду с этим могут проводиться занятия с раздаточным материалом типа настольных игр (лото). При этом предметы должны быть крупными и красочными.
Этапы сенсорного развития:
На первом этапе обучения необходимо создать условия для развития у детей зрительного внимания, подражания и запоминания. Привлечение внимания к сенсорному признаку, который должен быть усвоен.
а) учить воспринимать свойства и качества предметов (игрушек): игры «Запомни, куда положили мяч», «Куда спрятался мишка», «Найди колокольчик», «Где твой домик».
б)научить пользоваться методом проб: «Прокати шарик», «Спрячь игрушку».
в)узнавание предметов на ощупь: «Найди свою игрушку в мешочке», «Достань такую же игрушку», «Что в мешочке».
г)сличение одинаковых предметов по цветовому признаку: «Найди цветок для бабочки», «Спрячь мышку в домике», «Привяжи ленточку к шарику».
Второй этап обучения — обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе обучения показать ребенку и назвать перцептивное действие. Затем предложить детям все это повторить. Самое главное — организовать многократные упражнения в выделении разных качеств.
Третий этап обучения — формирование представлений об эталонах. Формировать зрительную установку на цвет, форму, величину. Детейучат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у дома треугольная и т. д.).
Четвертый этап – создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков (группировка предметов по признаку, выделение признака самостоятельно).
Работа по сенсорному воспитанию планируется согласно программы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью I этап обучения. Работа ведется в тесном контакте с учителем- дефектологом. По рекомендации планируем дидактические игры и упражнения для индивидуальной работы, для закрепления новых знаний, полученных на занятиях. В группе имеются дидактические игрушки (пирамидки, вкладыши, лото, мозаика, дидактические игры («Цветные дорожки», «Спрячемся от лисички», «Найди пару», «Собери фигуру», «Собери матрешку»).
Работа ведется в системе, как на занятиях, так и в повседневной жизни, в игре. Игровой метод самый эффективный. Дети, играя, лучше запоминают.
Больше всего дети любят игры с предметами. Но игровой опыт беден, и без руководства и участия в игре воспитателя игра не имеет продолжения. Часто играем с детьми в конструктивные игры. Дети в процессе игрового взаимодействия приобретают умение сравнивать окружающие предметы и игрушки,усваивают технические приемы работы со строительным материалом: накладывают кирпичик или кубик друг на друга, укладывают в ряд, делают простейшую кукольную мебель, строим разные башни, домики. Всегда обыгрываем постройки. Это поддерживает интерес к строительным играм, желание играть формирует стойкий сенсорный опыт.
Сенсорное воспитание планируется в тесной связи со всеми разделами программы. Большое место отводим развитию мелкой моторики. Сочетание сенсорных и моторных задач является одной из главных задач умственного развития.
Источник
Сенсорное развитие – основа познавательной деятельности умственно-отсталого ребёнка.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в младшем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся педагоги Ф.Фребель, М.Мантессори, Л.А.Венгер, А.В.Запорожез справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания — это фундамент общего умственного развития ребёнка. С другой стороны – имеет самостоятельное значение – помогает умственно-отсталому ребёнку полноценно воспринимать окружающий мир.
Первая ступень сенсорного развития – восприятие предметов и явлений окружающего мира. С этого начинается познание. Все другие формы познания: запоминание, мышление, воображение, внимание – это результат его переработки. Внимание, память, мышление умственно-отсталого ребёнка формируются и функционируют главным образом в процессе предметных действий и имеют преимущественно наглядно-игровой характер. Уровень при этом очень низкий. Коррекционное обучение ставит перед педагогами и специалистами в этой области следующие задачи по воспитанию «сенсорной культуры»:
—
Понятие «сенсорная культура» вошло в педагогику благодаря работам М.Мантессори. Она считала, что для приобретения такой культуры нужно систематически упражнять органы чувств ребёнка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов на биологическом уровне (то, что в нём заложено природой) и развивать новые, приобретённые общественным опытом (сенсорные эталоны). Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть тот или иной объект или его свойства, необходимо научить ребёнка пользоваться представлениями в самых различных ситуациях. Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов в ходе деятельности очень затруднено. Умственно-отсталым детям трудно одновременно решать несколько задач восприятия: и зрительного, и слухового, и обонятельного, поэтому задания даются поэтапно в процессе различных действий с предметами и игрушками. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой , а требуют специального обучения по определённой системе.
На первом этапе у умственно-отсталого ребёнка должно развиваться внимание к окружающим его предметам – идёт обогащение ребёнка впечатлениями. Это необходимо и для развития деятельности органов чувств и для общего психического и физического развития. Свойства начнут приобретать для малыша определённое значение (маленькое-это то, что можно схватить одной рукой, большое-двумя руками, круглое-то, что охватывается всей ладошкой и т.д.).
На втором этапе: идёт накопление представлений о цвете, форме, величине, свойствах предметов. Требуются сопоставления, сравнения: на глаз, при наложении. Это даёт возможность устанавливать различия и сходства по внешним свойствам предметов.
На третьем этапе дети уже могут выполнять элементарные продуктивные действия – выкладывать мозаики, работать со строительным материалом, разбирать природный материал, раскладывать предметы по цвету, форме т.е. формируются устойчивые сенсорные эталоны.
Для младших детей усвоение сенсорных знаний строится на обучении их продуктивным видам деятельности:
— активизации двигательной активности,
— штриховке, рисованию,
— лепке, аппликации,
— конструированию,
— работе с природным материалом.
В последнее время включаются инновационные методы: песочная терапия,
Для этого собран и систематизирован обучающий материал:
— комплексы дидактических игр на закрепление цвета, формы, величины, развитии мелкой моторики.
— упражнения по конструированию (наглядный и раздаточный материалы).
Серии кубиков, пирамидок, цветных столбиков…
— Дидактические пособия, направленные на развитие перцептивного восприятия.
— Оборудование сенсорной комнаты, физкультурного зала различными развивающими материалами.
Для проведения коррекционной работы необходимо создать соответствующую коррекционно-развивающую среду. В дефектологическом кабинете созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей, условия для занятий. Создавая это пространство, в первую очередь, учитывался такой фактор как эмоциональное благополучие ребёнка. Кабинет разбит на зоны по различным направлениям:
1- центр сенсорного развития, включающий в себя игры, игрушки, пособия, предназначенные для слухового, зрительного восприятия, представлений о цвете, форме предметов.
2- центр моторного и конструктивного развития предназначен для развития мелкой и крупной моторики.
3- центр речевого развития: в данной зоне подобран материал по формированию и активизации словаря детей, по развитию коммуникативных навыков. Здесь собран методический, дидактический, сюжетный материалы.
4- игровой центр, где дети отдыхают и играют в сюжетно-ролевые игры (доктор, повар, парикмахер…)
Важнейшими условиями развития умственно-отсталых детей является благополучие ребёнка, педагогическая грамотность и тесная связь всех специалистов: психолога, логопеда, воспитателей, врачей. Именно таким образом реализуются комплексный и индивидуальный подходы в работе с больными детьми.
Источник
Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью
Каждый педагог понимает, что сенсорный опыт, полученный в детстве, является фундаментом для всего дальнейшего развития, в первую очередь, умственного.
Развитие восприятия у детей с умеренной умственной отсталостью различной модальности (зрительного, слухоречевого, тактильного и др.) является основой их дальнейшего обучения. Поэтому так важно развивать у них перцептивные и предметно–манипулятивные действия. На их основе формируются основные сенсорные эталоны как существенные признаки предметов окружающей действительности.
В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, – сенсорными эталонами – для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических фигур, спектра цветов, пространственных и временных ориентировок, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др., — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон, значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать. Погладить, покатать, понюхать и т.д.
Развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:
1. Формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;
2. Формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.
У детей с умеренной умственной отсталостью плохо сформированы сенсорные эталоны. Выполняя различные задания дети испытывают затруднения:
- не усваивали инструкцию, приходилось несколько раз ее повторять и разъяснять задание;
- не могли зрительно соотнести геометрические формы и фигуры;
- большинство учащихся в силу грубого недоразвития речи не могли назвать и сказать ответ;
- особенностью усвоения основных сенсорных эталонов связаны со своеобразием психофизического развития детей с нарушениями интеллекта.
- дети выделяли и дифференцировали внешние свойства предметов в тех случаях, когда восприятие являлось целью их деятельности (в игре) и т.д
- узость объема, недифференцированность, общая пассивность процессов восприятия;
- замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром;
- поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью;
- отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал не использовался (слуховой, зрительный, тактильный), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации;
- в зрительной сфере проявляются: бедность и недифференцированность зрительных образов, отсутствует адекватная связь слов со зрительным представлением предмета. Дети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, недооценивая те, которые важны для формирования обобщенного образа. При этом у них не возникает стремления рассмотреть во всех деталях предмет и явление, разобраться во всех его свойствах;
- ошибки в распознавании предметов при осязании чаще обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью и недостаточной сосредоточенностью ребенка.
- у многих детей отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики рук. Слабое различение мышечных ощущений, что приводит к плохой координации.
Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро утомляются и устают. Это проявляется в слабо выраженном интересе к окружающему. Внимание неустойчивое и носит формальный характер. Не было мотивации к выполнению заданий.
Для организации обучения и воспитания детей с проблемами развития очень важно вызвать и поддерживать у них интерес к окружающему. И здесь неоценимы игры и игровые упражнения, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. В ходе интересных игровых действий (прятание и поиск, отгадывание и загадывание, изображение различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата и др.) дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт.
Классификация игр, используемых в коррекционно-развивающем обучении:
1. Ролевая игра
2. Сюжетно-ролевая игра
3. Театрализованные игры
4. Подвижные игры с правилами
5. Дидактические игры:
- Игры с предметами.
- Словесные дидактические игры
- Настольно-печатные дидактические игры.
Сенсорное воспитание на занятиях (с использованием игр и игровых упражнений) является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и преставлений детей.
В специальной педагогике игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорного восприятия у ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком, что является базой для развития всех психических функций.
Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.
Цель коррекционно-развивающих занятий состоит в следующем: с помощью специально подобранных упражнений и заданий, учитывая психофизические возможности каждого ученика, активизировать компенсаторные механизмы, оптимизировать развитие младших школьников, помочь им овладеть определенными способами взаимодействия с окружающим миром и самим собой.
Для достижения этой цели предусматривается ряд задач:
- Формирование, на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- Коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- Развитие слухоголосовых координаций;
- Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем его многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов)
- Совершенствование сенсорно–перцептивной деятельности;
Программа курса включает в себя следующие разделы:
- Тактильно – двигательное восприятие
- Кинестетическое и кинетическое развитие – ощущения движения, положения частей тела и производимых мышечных усилий.
- Восприятие формы, величины, цвета
- Зрительное восприятие
- Восприятие осязанием, обонянием, вкусовыми качествами
- Слуховое восприятие
- Восприятие пространственных отношений
- Восприятие временных отношений
В результате коррекционной работы школьники должны научиться:
- Ориентироваться на сенсорные эталоны
- Узнавать предметы по заданным признакам
- Сравнивать предметы по внешним признакам
- Классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению
- Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам
- Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений
- Давать полное описание объектов и явлений
- Ориентироваться в пространстве
- Целенаправленно выполнять действия по инструкции
- Опосредовать свою деятельность речью
В ходе коррекционной работы на занятиях обеспечивались специально созданные условия: учитывались познавательный интерес, психофизические особенности ребенка, эмоциональное состояние. Так же использовались игровые моменты, наглядность, материал преподносился небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр. Предусматривалось чередование различных видов деятельности на одном занятии для повышения интереса и мотивации учащихся.
Все сенсорные игры условно можно разделить на две подгруппы:
- игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов, направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обоняния, вкусовых ощущений;
- игры, направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, осознание себя в окружающем пространстве, то есть на кинетическое и кинестетическое развитие (игры динамического и статического характера, связанные с движением и удержанием позы, определением своего местоположения).
Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность, готовность педагога к проведению занятия.
Готовность педагога к проведению игры.
Готовность педагога к проведению игры образуется совокупностью следующих умений:
- определение места игры в системе коррекционно-развивающей работы;
- четкая постановка задач воспитания и обучения в соответствии с программными требованиями;
- владение методикой проведения игр с детьми с интеллектуальной недостаточностью:
а) направленность на решение поставленных задач;
б) доскональное знание содержания игры;
в) правильный выбор приемов руководства деятельностью детей в процессе игры;
г) выбор и подготовка материала для игры;
д) выбор места для игры;
е) поощрение достижений детей;
ж) способность к рефлексии собственной деятельности по проведению игр и самосовершенствованию.
Выводы: Учитывая психофизические особенности своих воспитанников, занятия и внеклассные мероприятия проводятся в игровой форме, используя различные дидактические игры, игровые упражнения, пальчиковые, сюжетно-ролевые и подвижные игры.
Подчеркнем, что при использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу. Он объясняет и показывает способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать, а также направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих и других способов применительно к разному содержанию. В случае затруднения – вместе с детьми устраняет их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей. Освоенные способы действия дети смогут применить на более трудном содержании: чем большим количеством способов действия они овладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир и, безусловно, будет способствовать более успешному их психическому развитию в целом.
Источник