Сенсорное развитие ребенка в подготовительной группе
Игры для сенсорного развития детей подготовительной группы:
«Монетки»
Цель: познакомить детей с предметами круглой формы, но разной величины. Соотносить их в соответствующие отверстия.
Дидактический материал: прозрачная упаковка из-под крема, в крышке которой вырезаны отверстия разной величины. Монетки разной величины.
«Матрешка»
Цель: научить детей различать предметы по величине. Учить простым действиям (вкладывать и вынимать предметы, открывать и закрывать коробочку). Обогащать сенсорный опыт при знакомстве с величиной.
Дидактический материал: упаковки из-под мороженного разной величины, но одной формы.
«Квадраты»
Цель: размещение вкладышей однородной формы, но разного цвета в соответствующие отверстия. Познакомить с фигурой «квадрат». Закреплять основные цвета.
Дидактический материал: упаковка из-под торта прямоугольной формы в ней вырезаны отверстия однородной формы, но отмеченные основными цветами. Вкладыши квадратной формы разного цвета.
«Веселый паровозик»
Цель: научить детей различать цвета и усвоить элементарные навыки счёта.
Дидактический материал: упаковка из-под конфет, шпульки от ниток разного цвета.
«Съедобное — несъедобное»
Цель: научить различать цвета по названию. Называть знакомые детям предметы, отличать съедобное от несъедобного.
Дидактический материал: прозрачная упаковка круглой формы, предметные картинки.
«Пирамидка»
Цель: учить детей различать предметы по величине и цвету, учить проталкивать предметы в соответствующие отверстия.
Дидактический материал: прозрачная упаковка удлиненной формы. Крышечки от фломастеров разной величины и цвета.
«Вот какие палочки»
Цель: учить различать и называть цвета палочек проталкивать их в соответствующие по цвету отверстия. Развивать мелкую моторику рук.
Дидактический материал: прозрачная упаковка, цветные палочки.
«Веселые клоуны»
Цель: учить детей различать и называть цвета, учить закручивать и раскручивать пробки, развивать мелкую моторику рук.
«Змейка»
Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки.
«Мельница»
Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки.
«Забавные прищепочки»
Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, выполнять действия с прищепками по образцу и словесному указанию.
«Разноцветные вагончики»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, познакомить детей с основными цветами, соединять вагончики по образцу.
«Бусы»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.
Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.
Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.
«Веселые гонки»
Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, его устойчивость и способность к переключению; развитие слухового внимания.
Материал: панель, трубки, шарики.
Ход игры: варианты: «Слушай и лови», «Где какого цвета шарик?», «Прокати и поймай шарик», «Кто быстрее?»
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ И ОСЯЗАТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ:
«Сапожок»
Цель: учить детей шнуровать, развивать мелкую моторику рук.
Дидактический материал: упаковка от маленькой пластиковой бутылки, шнурок.
«Найди на ощупь»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам.
Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)
Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.
Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
Ведь тут не соль, совсем не соль,
а разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей,
мы их достанем без затей.
«Что это?»
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
«Собери матрешку»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.
«Золушка»
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
«Угадай, что внутри»
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ:
ЦВЕТ
«Цветные фонарики»
Цель:
— Упражнять в ходьбе и беге
— Развивать мелкую моторику, ловкость, самостоятельность
— Закреплять умение различать цвета. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.
Материал: Мячи (диаметр 6 см) основных цветов (красный, желтый, синий) – по два на каждого ребёнка.
На одной стороне игровой площадки находится подставка, на которой воспитатель раскладывает мячи, на другой стороне дети.
Воспитатель:
Яркие фонарики
Поднимем высоко
Жёлтый (синий красный) цвет их
Виден далеко.
Зажглись фонарики!
Дети бегут к противоположной стороне игровой площадки, берут мячи того цвета, который был назван в стихотворении и поднимают их над головой.
Воспитатель. Погасли фонарики.
Дети кладут мячи на подставку и возвращаются на исходную позицию.
Игра повторяется 3-4 раза.
«Достань ленточку»
Цель:
— Помочь освоиться на гимнастической стенке.
— Развивать ловкость и самостоятельность.
— Закреплять умение различать цвета и находить в пространстве (ленты красного, синего и зеленого цветов).
Материал: Ленточки красного, синего и зеленого цветов длиной 30-40 см на каждого ребенка. Игрушки – зайка, кошечка и петушок.
Ленточки одного цвета висят на перекладине нескольких секций гимнастической стенки.
На противоположной стороне зала стоят знакомые детям игрушки – зайка, кошечка и петушок.
Держим в руках много красных и зеленых ленточек, а синяя только одна. Показываем ленточки малышам. Спрашиваем:
— «Где же еще синие ленточки?»
Дети внимательно смотрят вокруг, помогают найти нужные ленты, снимают их и дарят своим друзьям – игрушкам.
Пользуясь паузой, пока дети ходят к игрушкам, вешаем на перекладины гимнастической стенки ленточки красного цвета. Последовательность действий детей та же. Лазают дети так, как им удобно, на какую высоту подняться каждый решает самостоятельно, движения выполняют в подходящем для себя темпе.
В конце дети танцуют с ленточками. Импровизируем движения, а дети повторяют.
«Цветные фонарики»
Цель. Упражнять в ходьбе и беге. Развивать мелкую моторику , ловкость, самостоятельность. Закреплять умение различать цвета. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.
Материал: Мячи (диаметр 6см) основных цветов (красный, жёлтый синий) – по два на каждого ребёнка.
На одной стороне игровой площадки находится подставка, на которой воспитатель раскладывает мячи, на другой стороне дети.
Воспитатель.
Яркие фонарики
Поднимем высоко.
Желтый (синий, красный) цвет их
Виден далеко.
Зажглись фонарики!
Дети бегут к противоположной стороне игровой площадки, берут мячи того цвета, который был назван в стихотворении, и поднимают их над головой.
Воспитатель. Погасли фонарики. Дети кладут мячи на подставку и возвращаются на исходную позицию.
Игра повторяется 3-4 раза.
«Бабочки»
Цель: Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.
Дети бегают под музыку, изображают бабочек
Взрослый: Бабочки летали
У лесной полянки
Крылышки устали
Нет ли где тут лавки?
Мы же крошки-бабочки
Нам не нужно лавочки
Отдохнуть бы нам чуток
Сядем лучше на цветок.
Дети остановились.
Взрослый:
1.Где любимый наш цветок?
Красный цветик – огонёк (мак).
Дети находят красный цветок и приседают возле него.
Сели посидели, дальше полетели.
2. Где любимый наш цветок?
Жёлтый, сладенький медок (одуванчик).
3. Где любимый наш цветок?
Синий яркий лепесток (василёк)
ОДИН-МНОГО
«Догони мяч»
Цель:
-Учить самостоятельно выбирать и изменять направление движения, уступать друг другу дорогу.
-Закреплять понятие большой и маленький.
— Учим слышать задание, анализировать услышанное, соотносить слово с предметом и действием.
Материал: большие (10-12см)и маленькие (6-7см) диаметром мячи,
два обруча, две корзины большая и маленькая.
Показываем мячи детям и называем их величину. Предлагаем взять каждому маленький мячик и спрятать его в ладошках. Если кто-то из детей взял большой мяч, то он не сможет его спрятать, убеждаем ребенка, что он ошибся и просим взять маленький мяч.
Предлагаем маленькие мячи положить в маленькую корзинку. Затем предлагаем взять большие мячи положить их в большую корзинку.
После выбрасываем на пол из корзины большие мячи. Как только дети соберут большие мячи, рассыпаем маленькие.
Дальше игра повторяется еще раз, но рассыпать нужно одновременно все мячи.
Обращаем внимание малышей на количество мячей: их много, а принести надо только один мяч.
Наблюдая за действием детей, не торопясь подсказывать, спрашиваем,
-Какой мячик ты принес? В какую корзинку его нужно положить?
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
«Колпачок»
Цель
-Закреплять понятия большой и маленький, основные цвета
— Учить детей становиться в круг
— Развивать внимание
Материал: Большие колпачки 3-х цветов (красный, желтый и синий) выс.-50см, диам. основ.20см,
маленькие разноцветные колпачки выс.-25см, диам осн. -15см по количеству детей.
На пол ставим большой колпачок красного цвета.
— Что это за предмет, что это такое? Да это колпачок. Какого цвета колпачок? Мы знаем о нем песенку, давайте ее споем.
Чок, чок, чок, чок!
Стоит красный колпачок,
На тоненьких ножках
В красненьких сапожках.
Чок, чок, чок колпачок!
Наклони-ка свой бочек,
Что ты спрятал колпачок?
Поднимаем большой колпачок, а под ним находим маленькие цветные колпачки. Предлагаем детям взять по одному колпачку поставить их на пол так, что бы между ними можно было пройти и встать возле колпачков.
Под музыку дети ходят врассыпную и хлопают в ладоши. По сигналу воспитателя:
— Не зевай, не зевай, колпачок занимай! — малыши встают возле колпачков.
При повторении игры меняем цвет большого колпачка, маленькие располагаем по кругу.
Под музыку дети ходят по кругу и хлопают в ладоши.
Дети шли, шли, шли,
Колпачок нашли.
Чок, чок, чок, чок!
Где стоит твой колпачок?
— Не зевай, не зевай, колпачок занимай!
Дети останавливаются, надевают колпачок на голову. Под музыку дети идут врассыпную по залу, чтобы колпачок не упал с головы. По сигналу дети снимают свои колпачки и надевают их на большой колпачок.
«Ноги и ножки»
Цель: Закреплять понятия большой и маленький. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.
Спрашиваем детей, какие они по росту – большие или маленькие? Конечно, они все – большие!
Предложите им встать на носочки, поднять руки вверх: «Вот такие большие наши детки! А если они присядут, то станут маленькими-маленькими!» Малыши приседают, затем встают.
«У больших деток большие ножки, и идут они широким шагом. То-о-оп. То-о-оп. То-о-оп.» Эти слава произносятся также на выдохе, быстро ласковым голосом.
Дети, подражая вам, произносят слова в той же тональности. Слова должны совпадать с производимым действием.
Воспитатель читает текст, дети вместе с воспитателем говорят только слово : «Топ!»
Большие ноги идут по дороге:
То-о-о-п! То-о-о-оп! То-о-о-оп!
Маленькие ножки идут по дорожке:
Топ-топ-топ-топ!
«Выбери мяч»
Цель:
Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.
Материал: В корзине лежат мячи одного размера (диаметром 12-15).
Воспитатель обращается к детям загадочным голосом: «посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит». Затем берёт корзину, потряхивает ею, мячи шуршат и стучат о стенки. Предложите воспитанникам прислушаться к звукам: «Кто же стучит в корзине? Кто так «разговаривает» с вами?» Послушайте высказывания детей.
Неожиданно резким движением воспитатель выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно в корзину.
При повторении игры в корзину нужно положить мячи двух размеров: маленькие (диаметром 6-8 см) и большие (диаметром 15 см). После выбрасывания мячей дайте детям задание принести мячи определённого размера. Внимательно смотрите, какого размера мяч приносит малыш. Если ребёнок ошибся, спросите какой мяч он принес, и напомните ему о первоначальном задании.
Принесенные мячи кладутся в одну корзину.
Варианты игры:
- В двух разных по величине или по цвету корзинах лежат мячи разного размера : в одной – диаметром 20-22 см, в другой – диаметром 12-15 см.
Воспитатель называет нужный размер мячей, дети приносят рассыпанные мячи и кладут большие в одну корзину, а маленькие – в другую. При этом большие мячи малыши несут, удерживая руками на голове, а маленькие — спрятав за спину.
2. Можно использовать мячи трёх размеров : диаметром 6-8 см, 12-15 см и 18-20 см.
Дети приносят мячи в следующей последовательности : маленькие мячи, чуть-чуть побольше и, наконец, большие; или же наоборот, сначала большие мячи, чуть-чуть поменьше и в конце – маленькие.
Большие мячи дети несут на голове, средние – за спиной, а маленькие – перекладывая из руки в руку.
Чтобы ребёнок не перекатывал мяч из одной ладошки в другую, напомните и покажите, как нужно широко разводить руки.
- Можно положить в корзину мячи одного размера (диаметром 6-8 см)
Но среди них должны быть массажные (мячи-ежики).
Дети приносят только те мячи, которые называет воспитатель, и дополнительно выполняют с ними определённые действия: массажный мяч прокатывают, а обычный перекладывают из руки в руку.
Упражняясь, ребёнок учится владеть разным хватом мяча. При многократном выполнении двигательного задания идет накопление зрительно-двигательных связей, развивается зрительное и слуховое внимание.
Необходимо пристально следить за точностью выполнения задания.
Источник
Показаны публикации 1-10 из 100.
Все разделы
| Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
Дидактическая игра с элементами технологии ТРИЗ «Сенсорный ящик» для детей старшего дошкольного возраста
Цель игры: развитие мыслительных операций. Задачи: — учить формулировать и задавать вопросы; — формировать способность определять, задуманный предмет, опираясь на полученные признаки. Оборудование: коробка на гранях которой изображены органы восприятия (глаза, уши, нос, рот,…
Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию «Число 15» (подготовительная к школе группа)
Математическое развитие. Подготовительная к школе группа. Конспект 25 Программные задачи. Дать понятие об образовании числа пятнадцать. Закрепить знания о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей. Закрепить структур задачи, закреплять умение составлять их и решать. Развивать…
Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика — Дидактическое пособие «Волшебство в бутылочках». Коллекция сенсорных бутылочек для детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет)
Публикация «Дидактическое пособие «Волшебство в бутылочках». Коллекция сенсорных…»
Дидактическое пособие «Волшебство в бутылочках». Коллекция сенсорных бутылочек для детей дошкольного возраста (с3 до 7 лет. Разработала: воспитатель старшей — подготовительной группы Власюк Марина Павловна Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста – одно…
Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Тема «Наш любимый детский сад» Дидактическая игра «Какого цвета предметы в нашей группе» Цель: учить детей называть цвет с указанием признака. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Цель: учить выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образу. Дидактическая игра…
Консультация для родителей. Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Нарушение зрения – это психофизическое нарушение, проявляющееся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. Нарушение зрения – сенсорный дефект. Именно поэтому в системе коррекционного дошкольного…
Консультация для родителей «Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Нарушение зрения – это психофизическое нарушение, проявляющееся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности….
Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика — Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 5–6 лет в сенсорной комнате по снижению уровня тревожности
Статья «Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 5–6 лет в…»
Коррекционно-развивающее занятие для детей 5-6 лет в сенсорной комнате по снижению уровня тревожности. 1. «Давайте познакомимся». Цель: Дать детям возможность ознакомится с сенсорной комнатой, помочь детям почувствовать себя в ней свободно, показать пример использования…
Дидактическое пособие «Сенсорная коробка «Океанариум» для детей младшего и старшего дошкольного возраста
Для многих тематических игр хорошим игровым полем послужит сенсорная коробка. Сенсорная коробка — это ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать то, что находится…
Конспект занятия в сенсорной комнате подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Цель: Закрепить знания о зиме, обогащать и активизировать словарный запас. Задачи : — расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; — развивать умение поддерживать беседу, подбирать слова -прилагательные; развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику; — воспитывать…
Отчет о работе по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Отчет о работе по самообразованию за 2019-2020 учебный год «Развитие сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Выполнила: воспитатель, Кокорева Н.И. Цель: создание оптимальных условий для сенсорного развития детей через…
Страницы:
2 3 4 … 10
Источник