Сенсорное развитие ребенка в первые годы жизни

Сенсорное развитие ребенка в первые годы жизни thumbnail

В первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств. Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка, о котором мы сегодня и поговорим.

Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать мир через восприятие предметов и явлений. Однако для полноценного развития природных способностей подрастающему малышу уже не хватает. Поэтому в первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем.

Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка, о котором мы сегодня и поговорим.

Что такое сенсорное развитие и воспитание?

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.

Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.

Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка.

Виды сенсорных ощущений

Сенсорные ощущения классифицируются на:

  • визуальные (зрительные);
  • осязательные;
  • обонятельные;
  • слуховые;
  • вкусовые.

Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:

  • размере;
  • форме;
  • цвете;
  • звуках;
  • вкусе;
  • запахе.

Основные задачи сенсорики

Основными задачами сенсорного развития детей являются:

  • формирование правильных сенсорных эталонов;
  • формирование правильных перцептивных реакций (чувственных восприятий);
  • приобретение навыков самостоятельно применения системы эталонов и верного реагирования на перцептивные процессы.

Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило, наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.

От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах. На четвертом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов. Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.

Эталонная система для детей раннего возраста

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

  • девять основных цветов спектра;
  • пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
  • три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
  • музыкальные ноты, звуки родного языка;
  • четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
  • два температурных определения (тепло, холодно);
  • пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.

Для возраста 1,5-2 года:

  • понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;
  • умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
  • способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;
  • иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).

Для возраста 2-4 года:

  • понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);
  • умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;
  • способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);
  • умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т.д.), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг);
  • умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения.

Когда и в какой форме необходимо приучать малыша к сенсорной культуре

Научно доказано, что раннее сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития ребенка в целом. Поэтому приучать малыша к сенсорной культуре нужно начинать как можно раньше (идеальный вариант с годовалого возраста, когда малыш наиболее любознателен, и пытается все рассмотреть, потрогать, попробовать на ощупь).

Но насильно заставлять ребенка развиваться и самосовершенствоваться в таком возрасте, естественно, нельзя. Все занятия необходимо проводить в единственно доступной для его понимания форме – форме игры. Однако и игра не должна утомлять малыша, иначе он быстро утратит к ней интерес. Достаточно 10-15, а в некоторых случаях и 5-7 минут для того, чтобы ребенок вынес из занятия что-то полезное для себя.

Примеры простейших игровых упражнений для сенсорного развития детей

Для детей от 1 до 2 лет:

  • разложив перед малышом разноцветные кубики, шары и элементы пирамидки, просим его выбрать и отсортировать предметы по цвету или форме;
  • разобрав пирамидку, и показав, как она собирается, просим кроху повторить ваши действия;
  • прикасайтесь к руке ребенка предметами с разной текстурой (варежка, перышко, мочалка, игрушка и т.д.), описывая свойства предмета и ощущения от его прикосновения. Затем попросите ребенка закрыть глаза, повторите прикосновения, и предложите малышу угадать предмет, опираясь на ощущения от его прикосновения;
  • продемонстрируйте ребенку свою улыбку, прокомментировав ее словом «добрый». Сделайте гримасу злого человека, назвав ее «злой». Попросите малыша повторить вашу мимику;
  • если ребенок знает, как выглядят овощи и фрукты, соберите набор из них и положите в непрозрачный пакет. Дайте его малышу, пусть он попробует, не глядя и не доставая, на ощупь определить и назвать осязаемый им овощ или фрукт, а также описать его форму, цвет и вкус. То же можно проделать с другими знакомыми малышу предметами.
Читайте также:  М клейн развитие одного ребенка

Для детей от 2 до 4 лет:

  • начните учить с ребенком буквы алфавита. Прописывая или показывая ему литеры, попросите называть их. В такую же игру можно играть и с цифрами;
  • насыпьте попарно в непрозрачные пакеты, мешочки или воздушные шарики различные наполнители (гречку, горох, фасоль, сахар), и попросите малыша на ощупь рассортировать предметы, найдя каждому мешочку соответствующую пару с одинаковым содержанием;
  • расскажите и покажите ребенку, как собираются пазлы. Попросите его самостоятельно собрать несложную картинку;
  • заинтересуйте кроху ассоциациями. Попросите его назвать несколько слов, ассоциативно привязанных к названному вами слову. Например: зима (холодно, снег, мороз), ночь (сон, темно, поздно), лимон (желтый, кислый, овальный и др.).

Сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре вы открываете перед ним неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни. Кроме этого, ранняя сенсорика является основой для закрепления у малыша навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с родителями.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник

Кравченко Ирина
Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях Дома ребенка

Сенсорное воспитание детей в условиях Дома ребенка.

В первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка, именно так называется процесс освоения малышом всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие. На основе этих знаний формируются все последующие навыки и умения, его способность к обучению и интеллектуальные способности в целом. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

В раннем возрасте ребенку необходимы ежедневные впечатления. Чем разнообразнее будет наполнена среда обитания малыша, тем активнее будет его сенсорное развитие. Восприятие ребенком мира в основном является чувственным, то есть он изучает все на вкус, слух, цвет и запах, поэтому все старается затащить в рот и попробовать на вкус. Восприятие происходит от простого к сложному, и каждый последующий этап формируется на основе предыдущего.

Сенсорное развитие ребенка длится не один год и условноделится на два этапа: сенсорное развитие детей раннего возраста и сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Первый этап длится с рождения до трех лет, второй с трех до шести.

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключаются в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия – слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения.

В Доме ребенка оборудована специальная темная сенсорная комната. Это помещение, в котором создана максимально безопасная и комфортная среда, вызывающая у ребёнка желание исследовать окружающее пространство. Специализированная сенсорная комната наполнена уникальным оборудованием, оказывает комплексное воздействие на органы чувств, нервную систему ребенка таким образом, что возникает ощущение полной безопасности, умиротворения. Детям сенсорная комната может помочь развиваться. В ней есть сухой бассейн, пузырьковая колонна, зеркальный шар, дидактические мягкие модули, тактильные панели, игровые сенсорные элементы, пучок фибероптических волокон-с боковым точечным свечением «звездный дождь». Совершенно безопасные волокна ребятишки перебирают, держат, обнимают. Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание (чрезвычайно эффективен для детей с дефектами зрения).

Сенсорнаякомната выполняет следующие основные задачи:

способствует уменьшению невротических и вегето-сосудистых реакций у детей с проблемами психоневрологического характера;

стимулирует повреждённые или ослабленные органы чувств (тактильную чувствительность, слух, зрение, обоняние, осязание);

снимает хронические боли.

Сеансы в сенсорной комнате способствуют реабилитации детишек, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП, речи, зрения, слуха, моторики, задержки психоэмоционального развития. Занятия в сенсорной комнате помогают снять стресс, корректировать психоэмоциональное состояние, позитивно сказываются на развитии детей, уменьшают тревожность, помогают преодолеть детские страхи, снижают конфликтность, снижают гиперактивность, повышают уровень сенсорной (тактильной) чувствительности, развивают мелкую моторику, улучшает внимание, пробуждает интерес к исследованиям окружающей среды, расширяют кругозор, развивают творческие способности, таланты, воображение, содействуют адаптации к условиям Дома ребенка, снижают утомляемость, помогают расслабиться и устраняют проблемы с засыпанием.

Кроме специальной комнаты определенным образом подобраны игрушки и окружающая детей среда в групповых комнатах. На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, помогаем ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» — это то, что можно схватить одной рукой, «большое» — двумя руками, «круглое» — то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» — то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и тому подобное).

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Ребятишек знакомим со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

От рождения до 2,5 – 3 месяцев вызываем ступенчатое слежение глазами за медленно движущейся игрушкой. Учим ребёнка фиксировать взгляд на подвешенной игрушке, на лице ласково разглядывавшего его взрослого (к 20 дням). Вызываем у ребёнка первую улыбку (1 месяц). Ласково разговариваем с ребёнком, держа его в вертикальном положении, вызываем длительное сосредоточение взгляда малыша на лице взрослого (2 месяца). Побуждаем следить за разговаривающим и медленно передвигающимся вокруг манежа взрослым (3 месяца, прислушиваться к его голосу, негромкому пению, разнообразным звукам ближайшего окружения. Вызываем у ребёнка «комплекс оживления» (яркая улыбка, гуление и так далее).

От 2,5 – 3 до 5 – 6 месяцев закрепляем и обогащаем зрительные и слуховые реакции детей при виде близкого человека, яркой игрушки. Поощряем попытки находить взглядом, поворотом головы источник звука. Совершенствуем умение следить за перемещающимися объектами и сосредотачивать взгляд на неподвижных предметах, находясь в разных положениях (лёжа на спине, животе; на руках у взрослого).

Учим проявлять эмоциональный отклик, радоваться при виде воспитателя (к 4 месяцам). Развиваем эмоциональный отклик на различные интонации речи знакомого взрослого (ласковая, весёлая, строгая).

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка с умственной отсталостью

Следим за тем, чтобы под воздействием зрительных, слуховых, ориентировочных реакций у ребёнка формировались новые умения: наталкивание на низко висящую игрушку, попытка захватить, ощупать её (3 месяца).

Развиваем зрительно-моторную координацию рук, когда ребёнок целенаправленно тянется к игрушке, захватывает и удерживает её, манипулирует ею (4 месяца).

От 5 – 6 до 9 – 10 месяцев обогащаем восприятие ребёнка посредством стимулирующего зрения, слуха, осязания. Предлагаем его вниманию предметы разной формы, из разного материала. Способствуем эстетическому восприятию красочно оформленных игрушек, красивой посуды, цветущего растения и т. п.

Развиваем координацию рук. Способствуем формированию умения брать и удерживать игрушку из любого положения (сбоку, над головой, дотягиваться до игрушки, предмета (подготовка к ползанию, ходьбе)

От 9 – 10 до 12 месяцев продолжаем обогащать сенсорный опыт детей. Совершенствуем зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Предлагаем послушать звучание барабана, дудочки, гладить, мять предметы из разных материалов; учим различать холодную и тёплую воду. Учим понимать, что шарик катится, проваливается в круглую лунку, а на кубик можно поставить ещё один кубик.

Чуть позднее дети начинают осваивать действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрёшки и другие, строительным материалом и сюжетными игрушками. Эти действия ребёнок воспроизводит после показа взрослого, и путём отсроченного подражания. Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малышей учим доводить предметные действия до результата, например, заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру. На втором году жизни дети усваивают названия предметов, действий. Благодаря тому, что ребёнок начинает хорошо ходить, он сам может исследовать предметы, которые окружают его.

На третьем году жизни сенсорное воспитание заключается в совершенствовании восприятия детей, в формировании у них активного использования осязания, зрения, слуха.

В этот период продолжаем работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогаем им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Побуждать детейвключать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и так далее.

Упражняем в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковые назначение. Учим детей называть свойства предметов.

Итак, содержание сенсорного воспитания в раннем возрасте в условиях Дома ребенка направлено на развитие координации движений, умение действовать с предметами, умение анализировать и обобщать признаки предметов.

Источник

Светлана Чекмарева
Сенсорное воспитание детей раннего возраста «Примерное планирование занятий по сенсорному восприятию от 1 года до 2-х лет»

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Период сенсорной активности начинается у ребенка с 3 – х месяцев.

От 3 – х месяцев до 4,5 месяцев у ребёнка возникает этап,который можно назвать подготовительным в освоении движений: появляются простые движения руки, направленные на непосредственный контакт с объектом (притягивание к себе случайно задетого предмета, ощупывание его). Однако, действия всё ещё носят рефлекторный, то есть случайный, характер и выполняются без целенаправленного волевого усилия. Ребёнок удерживает игрушку в руке, если взрослый вкладывает её в ладонь.В этот период малыш впервые познает объективные свойства предметов: тяжесть, протяженность, их положение в пространстве, звуковые свойства.

С 4,5 месяцев до 7 месяцев для ребёнка характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта, умение привести предмет в движение с целью их обнаружения. Малыш повторно притягивает случайно схваченный предмет, а затем ощупывает, рассматривает, обследует его губами и языком. Он отбрасывает один предмет и берет другой. Может отбросить вещь в определенное место, например на пол, чтобы вызвать звучание.

С 7 до 10 месяцев у младенца появляется способность соотносить предмет с определённым местом в пространстве.Он выполняет двухактные действия: снимает со стержня крупные предметы, имеющие сквозное отверстие, а затем пытается нанизить их и т. п. ; перемещает предметы толчками в определенном направлении; захлопывает крышку коробочки и т. п. малыш берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью. Появляется привалирование функции одной руки, как правило, правой. Новым для этого периода является манипулирование двумя предметами, подражание предметным действиям взрослого.

С 10 месяцев до 1 года 3 месяцев у детей наблюдается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выявляют целевое назначение предмета. Дети начинают употреблять предметы целенаправленно (из чашки пьют, машинку катают, куклу укачивают, из кубиков строят и т. п.). У них наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, а также отмечается обобщение и перенос действия на новые объекты.На протяжении этого периода совершенствуются действия руки малыша: кулачок «разжался», пальцы действуют более самостоятельно и автономно.

Основная задача сенсорного воспитания ребёнка первого года жизни состоит в предоставлении ему достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. С момента формирования хватательных движений к этой задаче присоединяется ещё одна – развитие умения приспосабливать хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно это приведёт к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определённое значение.

На втором – третьем году жизни происходит усложнение задач сенсорного воспитания. Начинается постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. А это значит, что следует знакомить его со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, т. к. дети плохо отличают его от синего, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями – хватанием и удерживанием предметов, манипулированием ими, передвижением в пространстве.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПРИЯТИЮ

(от 1 года до 2 – х лет)

Ориентировка в величине

Занятия с матрешками

Первый этап (для детей от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев).

Занятие с двумя матрешками (одна матрешка раскрывается, другая — нет)

Цель занятия:

• развивать умение ориентироваться в 2 контрастных величинах;

• формировать целенаправленные действия детей (открывать, закрывать, вынимать, вкладывать) с матрешкой.

Материал: матрешка с одним нераскрывающимся вкладышем (контрастной величины, с разницей примерно 3 см).

Методические приемы:

Воспитатель вначале показывает, как открывается, вынимается, вкладывается, закрывается матрешка, сопровождая действия словом. Обращает внимание на величину матрешек, по-разному эмоционально окрашивая голос на словах «большая», «маленькая». При обучении использует кинестетический метод, т. е. действует рукой ребенка.

Второй этап (для детей от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев).

Занятие с двумя матрешками (обе раскрываются)

Цель занятия:

Читайте также:  Критические периоды в развитии ребенка какие могут быть

• развивать умение ориентироваться в 2 контрастных величинах;

• формировать целенаправленные действия детей (открывать, закрывать, вынимать, вкладывать) с матрешкой;

• учить детей правильно ставить головку матрешки около основания или сзади него;

• учить последовательно закрывать сначала матрешку маленькую, потом большую.

Материал: матрешка с одним нераскрывающимся вкладышем (контрастной величины, с разницей примерно 3 см).

Методические приемы:

Воспитатель учит детей правильно ставить головку матрешки около основания или сзади него, последовательно закрывать сначала матрешку маленькую, потом большую. Торопиться сделать это за ребенка не следует, надо дать ему возможность самому справиться с заданием.

Третий этап (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев)

Занятие с тремя матрешками (две матрешки раскрываются, третья — нет)

Цель занятия:

• развивать умение ориентироваться в 3 контрастных величинах предметов (разница примерно 3 см);

• формировать целенаправленные действия с матрешкой.

Материал: три матрешки – две раскрываются, третья – нет.

Методические приемы:

Воспитатель пользуется в основном методом показа, сопровождая его словом. Если дети легко справляются с заданием, его можно усложнить головки матрешек ставить не у их оснований, а около меньшего основания большую, а возле большого основания – маленькую. В этой ситуации ребенок должен правильно сориентироваться.

Четвертый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет).

Занятие с тремя матрешками (все матрешки раскрываются)

Цель:

• Ориентировка в трех контрастных величинах предметов (разница примерно 3 см);

• Целенаправленные действия с матрешками;

• Учить выполнять словесные инструкции;

• Учить последовательно закрывать матрешки, учитывая величину.

Материал: три матрешки – все раскрываются.

Методические приемы:

Воспитатель пользуется в основном методом показа, сопровождая его словом.Затем задание усложняется: дается словесная инструкция, которую ребенок выполняет самостоятельно.

Занятия с пирамидкой

Первый этап: (от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев).

Занятия с пирамидкой (4 – 5 колец, у которой кольца одинаковые.

Цель:

• развивать координацию рук;

• совершенствовать целенаправленные действия с пирамидкой.

Материал: пирамидка из 4–5 колец одинаковой величины.

Методические приемы:

Показ, сопровождаемый словом, использование кинестетического метода (воспитатель рукой ребенка проводит по поверхности пирамидки, показывая, какая она ровная, гладкая).

Второй этап: (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев)

Занятие с пирамидкой (4 кольца, кольца 2 контрастных величин.

Материал: пирамидка из 4 колец 2 контрастных величин (2 кольца больших и 2 поменьше).

Методические приемы:

Воспитательинтонацией подчеркивает разницу в величине колец: «маленькое кольцо», «большое кольцо». Надев сначала большие кольца, затем маленькие, проводит рукой ребенка по поверхности пирамидки, показывая, какая теперь она неровная.

Третий этап (для детей от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев).

Занятие с пирамидкой (6 колец, кольца 3 контрастных величин

Цель занятия:

• развивать у ребенка ориентировку в предметах 3 контрастных величин;

• ввести понятие «поменьше».

Материал: пирамидка из 6 колец, из них 2 кольца большие, 2 средние и 2 маленькие.

Методические приемы:

Воспитатель вводит новое понятие – «поменьше», называя так среднее кольцо (большое, поменьше, маленькое). Надев сначала большие кольца, затем поменьше и, наконец, маленькие кольца, проводит рукой ребенка по поверхности пирамидки, показывая, какая она теперь неровная.

Четвертый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет).

Занятие с пирамидкой, состоящей из 4–5 колец.

Цель:

• развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материал: пирамидка из 4–5 колец.

Методические приемы:

Пирамидку собирают из большой пирамидки, состоящей из 8 — 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

На занятиях, которые организуют с целью обучения детей ориентировке в форме предметов, предусматривается постепенное усложнение заданий. Рассмотрим это также поэтапно.

Ориентировка в форме

Первый этап (от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев).

Занятие на развитие ориентировки детей в двух контрастных формах предметов (шар – куб)

Цель занятия:

• учить детей ориентировке в форме предметов по образцу.

Материал: три шарика, три кубика одного цвета и одинаковой величины.

Методические приемы:

Воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы, отличив их от других предметов, контрастной формы; показывает, как прокатить шарик по доске, желобку. Затем просит детей сделать это с другими шариками. Далее демонстрирует, как из кубиков сделать башню. Оставляя один кубик как образец, предлагает одному из детей найти в материале такие же и самому построить башню.

Второй этап (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев).

Занятие по упражнению детей в соотнесении формы предмета с формой отверстия

Цель:

• упражнять в соотнесении формы предмета с формой отверстия.

Материал: «почтовый ящик»,на крышке которого вырезаны две знакомые формы предметов: круг – квадрат (треугольник — прямоугольник);предметы: шар, куб, кирпичик, призма.

Методические приемы:

Игра «Почтовый ящик».На крышке ящика вырезаны две знакомые формы предметов: круг – квадрат (треугольник – прямоугольник, которые точно соответствуют размерам шара, куба, кирпичика, призмы. Шар не должен входить в квадрат, а куб – в круг, только при этом условии ребенок сможет проверить правильность выполнения своих действий.

Третий этап (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев)

Занятие – игра «Найди коробке крышку»

Цель:

• учить ориентироваться в 4 – х формах предметов.

Материал: коробки разных форм (четырехугольная, круглая, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

Методические приемы:

Организуется игра. Воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. Далее предлагает детям самим выполнить это задание (повторяется 2–3 раза).

В играх с коробками разной формы детям предлагают выбрать крышку из имеющихся у них в наборе к коробке. Действуя с крышками, малыши подбирают к коробке подходящую.

Четвертый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет)

Занятие на развитие у ребенка ориентировки в предметах, близких по форме

Цель занятия:

• учить подбирать предметы, близких по форме.

Материал: шар, яичко, матрешки, грибочки, флажки разной формы и др.

Методические приемы:

Подобрать предметы по образцу, отличая от других, близких по форме.

Ориентировка в цвете

Первый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет)

Дидактическая игра «Оденем кукол»

Цель:

• подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Материал: кукла, варежки красного и синего цветов.

Методические приемы:

Воспитатель предлагает ребенку одеть кукле варежки. Кладет перед ребенком 4 варежки (две красного и две синего цвета). Надевает на одну руку варежку красного цвета, а на другую предлагает одеть ребенку. Если ребенок справился с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета. Также можно подобрать и другие парные предметы двух контрастных цветов (желтый — зеленый).

Источник