Сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте опыт работы

Сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте опыт работы thumbnail

Максимова Надежда
Опыт работы «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, совершенствование его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений в пространстве и времени.

И. М. Сеченов в своей работе «Рефлексы головного мозга»

1866г. обосновывал идею ощущений, производимых органами чувств, суть исходных точек всего психического развития, утверждал, что сущ ность психического развития состоит в способности органов чувств воспринимать внешние явления в форме ощущений, анализировать последние во времени и пространстве и сочетать их цельно или частями в разнообразные группы. Значит, от правильного воспитания воспринимающих органов во многом зависит психическая жизнь человека.

Задача воспитателя детского сада должна быть направлена на развитие

умственных способностей детей, главным образом через развитие органов чувств: «Это настолько необходимо, — отвечает М. М. Мамасина, — что дети сами собой только и делают в течение первых лет жизни, что упражняют свои органы чувств, то есть учатся видеть, слышать, обонять, осязать, учатся различать вкусы и т. д.

Свою работу по сенсорному воспитанию детей я начала со 2 младшей

группы. Все занятия я провожу в игровой форме, со сказочными персонажами, различными яркими атрибутами. Все это побуждает детей активно

воспринимать занятия, запоминать названия, термины. Но сначала я составляю перспективное планирование занятий по сенсорному воспитанию – это занятия на различение и усвоение названий цвета. Игры на различение величины предметов.

Далее большую работу провела по организации развивающей среды, так как

предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяют их характер действий.В группе в доступных местах находятся:

— матрешки разной высоты, пирамидки разного цвета, разной величины, вкладыши;

— разнообразные мелкие, крупные строители основных цветов;

— настольные игры: «Найди пару», «Назови правильно», «Найди такой же», «Подбери по форме вкладыш», «Что лежит в мешочке?», «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету одежду и

обувь», «Сравни предметы, картинки» (большие и маленькие и т. д.).

Обязательно учу пальцами рук выполнять такие действия, как завинчивание

и закручивание крышек на бутылке, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков на специально изготовленных пособиях, завязывание простых узлов на веревке, выполнение действия в соответствии с принципом устройства игрушки (тянуть за веревочку, катать за палочку, нажимать на клавиши, дуть в свистки, дудочки, ударять ладошками при игре на барабане).

Оформила в группе уголок физического развития, где находятся дорожки

разного цвета, разной ширины и длины, бечевка разного цвета и длины, бревна разной величины (большие, маленькие, счеты разного цвета. В свободное от занятий время даю карандаши, чтобы занять детей. Принесла в группу крупные игрушки, мячи, машины, петушки, матрешки и т. д. Показ крупной яркой игрушки вызывает интерес, брала как персонаж.Рисую карандашом дорожку и объясняю: «Это матрешка шагает по дорожке». Дети повторяют,или кистью провожу линию на листе бумаге и говорю: «Эта машина едет по дорожке», дети повторяют мои движения.

После Нового года я усложнила работу по сенсорному воспитанию.

Составила планирование по книге «Развивающие игры», изучила материал.В группе изготовила игры: «Сложи узор», «Кубики для всех», «Обезьянка» и другие. У малышей в этом возрасте быстро пробуждается интерес к играм. Некоторые игры начинала со сказки, малышам нравится находить сходства между игрушками и реальными вещами. Можно выложить на столе перед ребенком кубики и показать узор – задание (дорожка, а затем попросить сложить дорожку, как на картинке. В дальнейшем ребенок может не проявить интереса к этой игре.А можно сделать иначе: сначала рассмотреть кубики, потом рисунки.

— Посмотри, правда, похоже на дорожку, посыпанную желтым песком.

— А ты сможешь сложить такую же из кубиков? По сделанной ребенком дорожке поехала машина.

— А когда придет зима, станет холодно. Все дорожки покроются снегом.

Каким цветом станут дорожки? По белым дорожкам пробегут зайки.

Или,например: Сегодня мы будем играть в «Обезьянку», но сначала

послушайте сказку об обезьянке: «Сидела в комнате маленькая обезьянка. И не знала, что ей делать. В комнате было тихо, тихо. И стало ей скучно. И вдруг открылась дверь, и вошел маленький мальчик, подошел к буфету, открыл дверцу и что-то достал в красивой бумажке. Как только мальчик отвернулся, обезьянка подскочила к буфету, открыла дверцу и тоже достала что-то в красивой бумажке. Мальчик разворачивает бумажку, и она тоже. Мальчик откусывает, и обезьянка откусывает. Мальчик улыбается, и обезьянка улыбается, это оказалось шоколадная конфета. И так обезьянка стала все-все делать точь-в-точь как мальчик. А вы сумеете так, как обезьянка? И дала задание выложить фигуру из геометрических форм по образцу.

Читайте также:  История развития ребенка до года

Добиваюсь того, чтобы игры-занятия приносили радость

детям. Заинтересовываю малышей игрой, стараюсь пробудить в них интерес к развивающим играм. Каждый успех я встречаю с улыбкой, похвалой. Всегда нужно уметь показать детям, что они еще не исчерпали всех своих возможностей и что они могут сделать еще лучше.

— Ты сегодня быстро сложил узор. Быстрее, чем вчера.

— Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия получилась кривая.

Если все линии будут прямые, рисунок будет еще лучше. Попробуй-ка.

Это пробуждает у детей сделать как можно лучше, а это важное условие в любой творческой деятельности. Развивающие игры предполагают не только похвалу вообще, но и конкретную оценку действий ребенка. Нельзя превращать развивающие игры в обычные, всегда доступные игры. Развивающие игры я окружила атмосферой торжественности и таинственности, поэтому по окончании занятия я убираю в недоступное место (неопределенное, при этом дети должны видеть игру. У детейочень многое зависит от чистой случайности: попалось на глаза – захотелось поиграть, а не попалось, могут надолго забыть о ней. Год работы по теме «Развивающие игры» у детей развилось внимание, мышление, память, крепче стали держать карандаш, дети самостоятельно обыгрывают постройки. Центральными задачами развития умственных способностей во второй младшей группе является развитие сенсорных способностей, базирующихся на усвоении сенсорных эталонов. Сенсорное воспитание занимает одно из важных мест в работе с детьми. Детей знакомят сначала с шестью, потом с семью цветами спектра, с пятью геометрическими формами, с тремя градациями величины. Затем детей знакомят с оттенками цветовых тонов, вариантами геометрических форм. Дети усваивают расположение цветов в спектре, результаты их смешивания. Последовательность нарастания и убывания величины, группировку геометрических форм.

Успешное выполнение программы требует создания в группе

благоприятного психологического климата, сердечного доброжелательного отношения к детям.

К каждому занятию тщательно готовлюсь, одно занятие повторяю 2-3 раза, каждый раз усложняя и удлиняя методические приемы.

Например, я рисую мелом на полу реку узкую, широкую. Раскидываю на ковер серединки цветов. На столах в группе домики разной величины, разной высоты елки, двери разной высоты. С детьми оправляемся в путешествие в лес на луг, перепрыгиваем через узкую речку, широкую. Ставим в домики двери нужной высоты. Подбираем елки нужного размера. Составляем радугу, подбираем лепестки по цвету серединок.

Сенсорное воспитание также связано с конструированием, с музыкальным воспитанием, с художественной литературой.

Например, начинаю рассказывать сказки «Три медведя», у каждого ребенка на столах по три кружка одинакового цвета, но разной величины. По ходу сказки дети обозначают персонажи сказки кружками соответствующей величины. А в сказке «Лиса, заяц и петух» у детей на столе кружки разного цвета, но одинаковой величины. Дети должны показать соответствующего цвета кружок для обозначения лисы, зайца и петуха.

Дети с большим желанием занимаются по сенсорному воспитанию, потому что на занятиях показываю не просто геометрические фигуры, а «фигурки-человечки» с лицами, у которых есть глаза, нос, рот. Детям это интересно, они рассматривают, обследуют, обыгрывают, а потом «фигурки-человечки» надо уложить спать в нужную для них кроватку. Разложить все фигуры на карточки, так чтобы они совпали по форме.

На таких занятиях дети учатся различать величину, цвет, учатся логически мыслить, быть добрыми, развивают память, готовность прийти на помощь.

Задачи эстетического воспитания решаю совместно с сенсорными задачами. Задача воспитателя состоит в том, что бы научить детей видеть красоту.

Для работы с детьми требуются многие специальные занятия, общая эрудиция, владение методиками и навыками общения – разные для разного возраста, умелые руки, фантазия. Но оказалось, что знания и умение несомненно важные и необходимые теряют свой смысл, если у воспитателя нет основы, т. е. нет доброты, чуткости, жалости, терпения, чувства юмора. Эти качества для нас, воспитателей, необходимы, как музыкальный слух для композитора. Это удивительная профессия. Разве многим доступно быть любимой, уважаемой, образцом для подражания, самое главное – мы должны быть достойными любви наших воспитанников.

Литература:

1. Дидактическое игры и упражнения по сенсорному воспитанию

дошкольников. Под редакцией Л. А. Венгера.

2. «Развивающие игры для детей» Справочник. Составитель Н. Ехина, 1990 г.

3. Игры и упражнения для развития речи. Г. С. Швайко.

4. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей

Читайте также:  Карточки для развития внимания у ребенка

дошкольного возраста. Авторы Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская, 1989г.

5. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Л. А. Венгер, З. Г. Пимогина,

Н. Б. Венгер

Источник

Пухова Светлана Николаевна
Опыт работы по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 3» ЛЕВОКУМСКОГО РАЙОНА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Опыт работы по теме:

«Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

составлен

воспитателем

Пуховой С. Н.

с. Левокумское

2018г.

Сенсорное воспитание ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.Этот период жизни ребенка характеризуется следующими важнейшими особенностями: он начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий с предметами. В его поведении все отчетливей прослеживаются элементы произвольности, целенаправленности, осознанности, что связано с дальнейшим развитием центральной нервной системы.

Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша,прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.Поэтому я выбрала тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».

Мой опыт работы с детьми раннего возраста показывает, что работу по сенсорному развитию необходимо вести планово и систематически, с постепенным нарастанием сложности, переходя от конкретного показа к словесным инструкциям и указаниям. С учётом этих условий я разработала перспективно – тематический план игр для развития сенсорных навыков, конспекты игр и занятий по сенсорному развитию, карты наблюдений за уровнем сенсорного развития детей, план индивидуального развития детей по сенсорному воспитанию.

Считаю, чтобы сенсорное воспитание заняло достойное место в системе работы с детьми,должны быть соблюдены необходимые условия:

• Последовательное и планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой;

• Совмещение в деятельности ребёнка элементов игры;

• Постепенное усложнение развивающей задачи и условий игры;

• Привлечение родителей к формированию сенсорных навыков у детей раннего возраста.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, т. к. не все дети в равной мере овладевают этими качествами. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, я закладываю первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность.Дети многое узнают о разных предметах: об их значении, о внешнем виде, свойствах (форма, цвет, величина, вес, качество материала, запах и др.). У детей при этом развивается и совершенствуется восприятие. Я учу детей слушать и понимать обращённую к ним речь и самим пользоваться речью.

Большое внимание я уделяю играм с предметами, которые ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий. Это развивает память – запоминание, узнавание, воспроизведение. В ходе НОД с дидактическими игрушками решается широкий круг воспитательно-образовательных задач: развитие восприятия, мышления, памяти, воображения и др. психических функций. Формирую умение детей ориентироваться в различных свойствах предметов, не только в цвете, форме, величине, но и положении в пространстве, количестве, массе, соотношении частей, звуковых свойствах предметов. Совершенствую моторику пальцев детей, координацию движений левой и правой руки, пробуждаю познавательную активность. Особенно хочется отметить мой опыт работы с пирамидкой, действия с которой не только обогащают чувственный опыт ребёнка, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как нанизывание, разъединение, составление по убыванию и возрастанию колец у детей развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Читайте также:  Рекомендации по общению и развитию ребенка младенческого

Эффективны приёмы по обучению малышей действиям с геометрическими телами-вкладышами: конусами, цилиндрами, кубами. Предметы-вкладыши помогают детям познавать не только форму, величину, но и пространство, соотношение предметов. Особое внимание я уделяю такому действию, как выкладывание предметов в коробки разной формы. Очень интересно и занимательно провожу НОД по художественному конструированию, когда дети выкладывают различные изображения из геометрических форм. Значительно расширяются умственные способности ребёнка при выполнении действий по картинке (соотношение реального предмета и его изображения).

Действуя с дидактическими игрушками, ребёнок учится решать простые умственные задачи: поставить рядом два предмета одного цвета; сравнить, какой предмет больше, какой меньше; выделить предмет из общей массы и др.

Большое внимание я уделяю ознакомлению детей с цветом. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый, зрительный образ цвета. Очень важно, чтобы различие цветовых тонов было значимо для самого ребёнка. Поэтому, знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. По моему мнению, чтобы малыши успешно различали цветовые тона,необходимо соблюдать следующие требования к материалам и игрушкам:

• Предметы должны быть привлекательными для ребёнка, вызвать эстетическое отношение;

• Предметы должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлоты и яркости.

Этим требованиям отвечают игрушки и пособия, изготовленные из шёлка, пластмассы, картона, дерева.

Работу по восприятию цвета с детьми раннего возраста я начала с оформления групповой комнаты, используя чистые цветовые насыщенные тона. Цвет оказывает на ребёнка огромное эмоциональное воздействие. Радостная гамма цветов поднимает настроение. Уже в прихожей ребят встречает уютная обстановка, красочный родительский уголок. Дверцы гардеробных шкафов разного цвета.Различные сюжетные и предметные изображения располагаются по всей групповой комнате: фотографии детей расположены на весёлом паровозике; в сенсорном уголке три грибочка разной величины; детям улыбается солнышко; на дереве сидят весёлые птички; в физкультурном уголке зайка и мишка играют в мяч. Эти композиции помогают в усвоении сенсорных восприятий, а также несут в себе большой эмоциональный заряд.

В начале учебного года проводится диагностика, которая даёт полное представление, какие сенсорные свойства дети усвоили, а какие вызывают у них затруднения. Выяснилось, что лишь небольшая часть из них различают основные цвета.

Анализируя результаты диагностики, появилась необходимость составить карты наблюдений на каждого ребёнка, имеющего низкий уровень развития познавательной деятельности. В данных картах отражён план наблюдений, который поможет отследить динамику по ознакомлению детей с цветом, выделить последовательность действий воспитателя, определить продолжительность и периодичность наблюдений.

Каждое из наблюдений проводится в три замера при помощи таких игр как: «Весёлые предметы», «Подбери такой же», «Собери цветок», «Листопад», «Ёлочки и грибочки».

Работу по восприятию цвета провожу с учётом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим цвет, задания в дидактических играх усложняются. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагаю задания в облегчённом варианте.

В своей работея использует игры-самоделки: «Цветное домино», «Цветные полоски», «Рыбки и хвостики», «Бабочки и крылья», которые вызывают у ребят большой интерес.

В повседневной жизни дети постоянно совершенствуют свои сенсорные способности, складывая игрушки, размещая их на полках, учитывая при этом величину, форму, цвет. За обеденным столом, во время прогулки, при одевании мы с детьми постоянно обращаем внимание на различие и сходство предметов по их признакам.

Так же я работаю в тесном контакте с родителями. В работе с семьёй использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Провожу родительские собрания, клубы, игровые занятия «Воспитание чувств в системе Монтессори, сенсорные упражнения», практические консультации «Обогащение сенсорного опыта ребёнка 2-3 лет, посредством дидактических игр», «Планирование и методика проведения занятий по сенсорному воспитанию», беседы, выставки. Подробно рассказываю родителям о содержании работы по знакомству малышей с цветом, о важности своевременного воспитания цветового различия, а также о том, какая работа должна проводиться с детьми в семье. Совместная работа с родителями оказывает положительное влияние на умственное развитие детей.

Существенным является и такой фактор,как закрепление знаний в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности, в игре и т. д. Вся работа с детьми организована таким образом, что создаёт хорошее настроение, доставляет им удовольствие. Ребёнок постоянно радуется своим достижениям, именно эта радость – залог успешного развития детей на ступени раннего возраста и играет важную роль в процессе дальнейшего воспитания.

Опыт работы по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»Сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте опыт работыСенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте опыт работы

Источник