Рекомендации по общению и развитию ребенка младенческого

Рекомендации для родителей и педагогов раннего возраста.

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. На первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, позднее совершает с ними различные действия. К двум годам он хорошо овладевает ходьбой. Может не только ходить, но и бегать, взбираться на возвышения и слезать с них. Также в раннем детстве ребенок овладевает самым главным достоянием человека – речью. На втором году понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить, а к трем годам уже свободно объясняется с окружающими.

Этот бурный процесс не происходит сам собой, благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития необходимы дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребенка людей. Обучение необходимо как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение. Но, что делать, если очередь в детский сад еще не подошла? Существует множество центров, занимающихся развитием детей раннего возраста. Но и возможность посещать такие центры есть не всегда. Выход один – заниматься с ребенком самостоятельно. Для этого и были придуманы развивающие игры и игрушки.
Именно игра является наиболее подходящей формой обучения маленького ребенка. Вот несколько рекомендаций родителям:

• Не ограничивайте ребенку жизненное пространство. Дети, постоянно находящиеся в одном замкнутом пространстве, будь то кроватка, манеж или комната, как правило, отстают в развитии.

• Соблюдайте твердость в режиме и дисциплине, но вместе с тем не скрывайте своей любви и привязанности в отношении ребенка.

• Покупайте игрушки, соответствующие возрасту малыша. И не предлагайте ребенку сразу много игрушек. Иногда родители так увлекаются покупкой игрушек, что в буквальном смысле слова забрасывают ими своего ребенка, а интерес к ним у малыша быстро пропадает.

• Не забывайте, что игра развивает умственные способности ребенка. Поэтому играйте с ним. Если научить ребенка по-разному использовать предметы, рассматривать их на разном фоне, соединять с другими предметами, малыш начинает играть самостоятельно. Ему интересно, он от самых обыденных вещей получает новые впечатления. Для примера возьмем обычный шнурок: его можно положить на стульчик, повесить на спинку, намотать на руку, положить на плечо и т.д. Новизна впечатлений состоит в том, что меняется фон, на котором воспринимается предмет (то на стуле, то на руке, то на плече); движение игрушки (то висит, то качается, то полетела в броске); тактильные ощущения малыша (то игрушка в руке, то на плече и т.п.) Ребенок живет этими впечатлениями. И радость его от необычных манипуляций со знакомым предметом не меньше, чем от новой игрушки.

• Игры лучше подбирать под настроение ребенка.

• Подбирая игру, помните о возрасте и индивидуальных особенностях вашего малыша. Во время игры надо следить, чтобы каждое действие сопровождалось речью. Комментируйте не только свои движения, но и действия малыша. Это поможет в развитии речи.

Первый год жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. Мозг развивается в наиболее высоком темпе. Ребенок, вначале беспомощный, к концу первого года жизни овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращенной речи. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения, т. е. формируется сугубо человеческая функция, на развитие которой в эволюции ушли миллионы лет.

(0 — 1 мес.) наряду с набором врожденных приспособительных реакций, играющих основную роль в жизнедеятельности организма, можно с 3 — 4-й недели жизни выявить начальные предпосылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос или улыбку начинает возникать ротовое внимание — ребенок замирает, его губы слегка вытягиваются вперед, он как бы «слушает» губами. Вслед за этой реакцией появляется улыбка. Уже в период новорожденности можно отметить, что ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.

 (1 — 3 мес.) у ребенка наряду с интенсивным развитием реакций на зрительные и слуховые раздражители более отчетливо проявляются эмоциональные реакции на общение со взрослым: стабилизируется улыбка, а к концу периода появляется смех. К 3 месяцам у ребенка начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого — «комплекс оживления». Попытка вступить в контакт с ребенком 10—12 недель вызывает у него радостное оживление, повизгивание, вскидывание ручек, перебирание ножками, голосовые реакции. На этом возрастном этапе комплекс оживления возникает при виде как знакомого, так и незнакомого лица.

Своевременное появление и хорошая выраженность комплекса оживления свидетельствуют о нормальном психическом развитии ребенка.

 (3 — 6 мес.) реакции, входящие в комплекс оживления, все более дифференцируются. Ребенок старше 4 месяцев при приближении к нему взрослого и при попытке вступить с ним в контакт внимательно всматривается в лицо взрослого, широко открывает глаза и рот, притормаживает общие движения. Таким образом, у него проявляется ориентировочная реакция, которая в одних случаях переходит в радостное оживление, а в других сменяется страхом и криком.

К концу этого возрастного этапа ребенок начинает узнавать мать. Правда, эта реакция еще очень непостоянна и ее появление зависит от многих условий, поэтому ее отсутствие не имеет самостоятельного диагностического значения. Однако если ребенок узнает мать, то это говорит о хорошем психическом развитии ребенка.

Для оценки психического развития на этом возрастном этапе важно проследить, как ребенок реагирует на игрушку. Ведущей формой деятельности в этом возрасте становится манипулирование игрушкой. Ребенок не только длительно фиксирует взор на игрушках и прослеживает за их перемещением, но направляет к ним руки, схватывает их, тянет в рот. Это сопровождается выразительными эмоциональными реакциями: он то улыбается, то хмурится.

В этот период интенсивно развиваются голосовые реакции, которые начинают приобретать некоторую самостоятельность. Наряду с певучим гулением к концу периода появляются лепет, а также избирательность и дифференцированность реакций на звук и способность локализовать звук в пространстве.

Читайте также:  Отношение родителей к ребенку с отклонениями в развитии

В развитии движений рук ведущую роль начинает играть зрительный анализатор: к концу периода ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной в поле его зрения.

 (6 — 9 мес.) при общении ребенка со взрослым у него отчетливо проявляется ориентировочная реакция, которая сменяется реакцией радостного оживления на знакомые лица и реакцией страха на незнакомые. В некоторых случаях можно наблюдать, как ориентировочная реакция переходит в познавательный интерес, минуя реакцию страха.

Отличительной особенностью психического развития ребенка на этом возрастном этапе является его готовность к совместному со взрослым манипулированию игрушкой. Кроме того, к концу этого этапа у ребенка появляются начальные элементы общения со взрослым с помощью жестов. Он протягивает к взрослому руки, показывая, что хочет на руки, либо тянется руками к далекому предмету, если хочет его получить.

При нормальном развитии к концу этого этапа ребенок должен проявлять начальное ситуационное понимание обращенной речи, отвечая действием на словесную инструкцию. Например: он поднимает голову и глаза к лампе на вопрос: «Где огонек?», прижимается щекой к матери на просьбу «Поцелуй маму» и т. п. К концу периода он также обучается игре в «ладушки», ищет спрятанную у него на глазах игрушку.

Закономерным в этом возрасте является появление лепета. При общении со взрослым после того, как преодолена ориентировочная реакция и страх, ребенок начинает произносить цепочки слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма. Если взрослый начнет отвечать ему тем же, голосовая активность ребенка возрастает, появляется радостное оживление и ребенок будет стараться подражать взрослому и самому себе. К 9 месяцам наблюдается расцвет лепета, он обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого.

(9 — 12 мес.) характеризуется прежде всего появлением нового типа общения со взрослым, а именно предметно-действенного. Контакт с ребенком устанавливается и поддерживается с помощью ярких предметов и игрушек, которыми ребенок активно манипулирует. При этом он начинает проявлять избирательное отношение к различным предметам, но у него всегда отчетливо выражена реакция на новизну. Характерной особенностью этого этапа развития является то, что активная ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка начинает подавлять реакцию страха на новые раздражители.

Начиная с 9 месяцев дети с нормальным слухом и интеллектом адекватно реагируют на обращение, речь, ее интонацию, откликаются на свое имя, отвечают действием на некоторые знакомые словосочетания типа: «открой рот», «дай ручку» и др. К концу этого периода при слове «нельзя» большинство детей перестает тянуться к какому-либо предмету, т. е. действия ребенка начинают более отчетливо подчиняться словесным командам, что свидетельствует о начале развития регулирующей функции речи.

 К году ребенок понимает и простую обиходную речь. Однако необходимо отметить, что указанные функции развиваются у ребенка не спонтанно, а лишь в процессе специальных занятий. Поэтому они могут отсутствовать при педагогической запущенности.

Наряду с оценкой понимания речи следует обратить внимание и на произносимые ребенком звуки. Для начала этого этапа развития характерен активный лепет, состоящий из 5 — 6 слогов. Ребенок эхолалично повторяет слоги, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, с удовольствием произносит различные звукосочетания с губными звуками, восклицания, междометия. Все эти звуки он сопровождает выразительной мимикой и жестами.

К концу периода ребенок чаще, чем раньше, обращает внимание на лицо говорящего, кивает головой в знак утверждения и качает головой в знак отрицания. Его голосовое общение со взрослым расширяется, он выражает эмоции удовольствия и неудовольствия. Большинство детей сигнализирует о биологических потребностях и интонационно выражает просьбу.

Качественной особенностью этого периода является начало общения ребенка со взрослым при помощи звукосочетаний.

В норме на этом этапе у большинства детей кончается доречевой период и начинается развитие речи. Одновременно появляется и новый интерес — рассматривание книг с картинками. В результате специальных занятий ребенок научается узнавать на картинках знакомые предметы, показывать их по инструкции и затем обозначать лепетными словами. Развивается также интерес к ритмам простых песен.

Развитие речевого общения в указанном объеме является показателем хорошего психического развития.

При нормальном психическом развитии к концу этого этапа наблюдается выраженная дифференцированность сенсорных реакций, которые можно оценить, наблюдая за игровыми действиями ребенка. Он радостно играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекая внимание окружающих, играет со своим изображением в зеркале, ищет спрятанный предмет, предпочитает пользоваться звучащими игрушками, начинает применять предметы по их назначению — пить из чашки, есть ложкой и т. п.

Формирование психических функций у ребенка раннего возраста в значительной степени зависит от условий среды и воспитания (в широком смысле). При этом ведущая роль принадлежит общению с матерью.

Особо важная роль в психическом развитии ребенка принадлежит речи, причем не только в развитии высших форм логического мышления, но и в формировании восприятия. Речевое недоразвитие обычно сочетается с отставанием в общем психическом развитии.

Физиологические нормы раннего психомоторного развития:

— голову держит с 1-1,5 мес., удерживает к 2-2,5 мес.;

— сидит с 6 мес., без помощи взрослого к 8 мес.;

— стоит с 7-8 мес., самостоятельно (пытается сделать шаг) к 9 мес.;

— ходит с 10-12 мес., без помощи взрослого с 11-12 мес.

Удачи вам в таком нелегком труде, как воспитание детей

Источник

Лариса Ермензина
Правила успешного общения с ребенком раннего возраста. Рекомендации для родителей

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Роль родителя в развитии навыков общения собственного ребенка трудно переоценить. Сам того не осознавая, взрослый дает малышу образцы взаимодействия с людьми (знакомыми и незнакомыми) и животными в различных местах и ситуациях. Чем чаще демонстрируется образец, тем он привычнее, чем привычнее, тем быстрее принимается малышом как естественный, поэтому взрослому следует задуматься, понятна и приятна ли малышу его речь, интонация; реагирует ли он на обращение родителя и как это делает; какой речевой фон привычен для ребенка, а какой необычен (например, малыш привык к громкому голосу, к постоянным окрикам и одергиваниям, а вот тихий голос ему не знаком).

Читайте также:  Роль матери в семье воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии

Нами предлагаются выработанные в процессе практической работы правила для родителей, которые намерены изменить или грамотно выстроить эффективное общение с собственным ребенком.

Развитие умения вступать в диалог

• Сопровождайте любые свои действия несколькими простыми фразами.

• Для привлечения внимания ребенка называйте его имя и обязательно дожидайтесь реакции ребенка в виде взгляда или отклика. Разговаривая с ребенком, не теряйте контакта глазами, улыбайтесь и нежно прикасайтесь к нему.

• Давайте ребенку время, чтобы ответить вам. Настройтесь на медленный, постепенный процесс. Засекайте время реакции ребенка. Скачок с 30 на 20 секунд можно считать очень существенным, но его легко не заметить.

• Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Ребенок должен знать, что общение — дело благодарное.

• Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом. Старайтесь чаще повторять эти звуки — это заложит основу для соблюдения очередности в разговоре.

• Повторяйте за малышом все произносимые им звуки с его же интонацией — это создаст видимость диалога и поможет установлению взаимопонимания.

Развитие умения соблюдать очередность

• Для закрепления умения очередности делайте весомые паузы и выжидательно смотрите на ребенка, как бы предлагая вступить в разговор (или сымитировать вас).

Направляйте умения очередности ребенка в играх типа: «ку-ку!», «телефон», «мне—тебе»,строительство башни и т. п.Не упускайте возможность продемонстрировать ваше единство: «Это — мне, а это — тебе. Я говорю «алло!», теперь ты говори. Ку-ку — где малыш? Ку-ку — вот он! Ку-ку — где мама? Ку-ку — вот она» и пр.

• Продемонстрируйте опыт очередности на игрушках, например, кормление по очереди, надевание предметов одежды и т. д. Проговаривать все ваши действия нужно обязательно!

• Начните с тех звуков и действий, которые малыш уже может производить.

• Копируйте вашего ребенка, проводя упражнения в игровой форме.

• Давайте ребенку время на ответ. Иногда ребенокподражает в особой ситуации непроизвольно: засыпая, в игре, на прогулке и т. д.

• При необходимости помогайте ребенку,дополнительно может понадобиться и физическая помощь: сделать движение совместно с ребенком, его рукой; содействовать произнесению нужного звука с помощью ваших рук.

• Сопровождайте звуки действиями, закрепляя игру многократными повторами.

• Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками, с игровыми действиями.

Новый звук или действие следует представлять ребенку в течение минимум двух недель и только после этого переходить к другому.

Развитие умений пользоваться навыками общения в повседневной жизни

Умение требовать:

• Расставьте любимые игрушки ребенка или предметы обихода так, чтобы он не смог до них дотянуться и возникла потребность прибегнуть к вашей помощи. Дождитесь звука или жеста. Выражением радости продемонстрируйте малышу, что вы его поняли.

• Делая для малыша то, что он любит,попробуйте прервать это занятие на середине и задайте ему вопрос: «Хочешь еще?» Дождитесь знака или звука с его стороны.

• Нередко ребенок волнением и криком показывает, что ждет от вас помощи. Дайте возможность ребенку поуправлять своим криком. Задавайте ему вопросы и дождитесь реакции ребенка на ваши предложения.

Умение отказываться:

• Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест отрицания или скажите «нет», «не надо».

• Важно предоставить ребенку возможность не согласиться с вашими словами.

V • Попробуйте неправильно назвать игрушку или предмет. Если ребенок не заметил вашу ошибку, исправьте ее сами, сопровождая словом-отрицанием «нет».

Умение здороваться и прощаться:

11 • День за днем используйте одни и те же слова и жесты для обозначения приветствия и прощания. Дожидайтесь от ребенка ответной реакции, хотя бы взглядом.

Умение делиться информацией:

• Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать малышу какие-либо вещи и назвать их. Если малыш тянется

к какому-либо предмету — назовите его. Если ребенок уверенно показывает на какую-либо вещь, дайте возможность назвать ее самому ребенку.

• Вопросы «Что это?», «Что случилось?» не только позволят ребенку что-то сказать вам в ответ, но и подскажут ему, как можно обратиться с вопросом.

Умение давать:

• Для начала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответствующую просьбу.

• Чтобы помочь ему делать это без просьбы, нужно подключить к игре «Дай и на» всех членов семьи, используя многочисленные игрушки и предметы.

У • Научить ребенкаделать что-либо для других помогут ролевые игры: предложите малышу кормить игрушку или по очереди причесывать куклу. При необходимости можно помогать ребенку физически и предлагать ему также помогать и вам.

Игра со звуками:

• Покажите ребенку,какие звуки можно использовать в игре и в повседневной жизни:

— ассоциирующиеся с ударом, хлопком, стуком, звонком,движением механизмов: «бах», «бум», «хлоп» и пр.

—звукоподражание: голоса зверей, природных явлений и шумов (капли дождя, шум грома, вой ветра, шелест листьев и пр.).

Несколько правил, важных для успешного развития навыков общения у ребенка

• Давайте малышу время на ответ — это его шанс проявить самостоятельность, быть довольным собой.

• Слушайте. и ждите.

• Сделайте интересы ребенка отправной точкой обучения: интересы и потребности ребенка стимулируют его развитие.

• По очереди с ребенком совершайте различные действия, мимические движения, произносите доступные малышу звуки. Сделайте ребенка полноправным партнером в игре и общении.

• Копируйте малыша и побуждайте его копировать вас.

• Не стремитесь предугадывать и немедленно выполнять все желания ребенка. Помогайте ему выражать его потребности в процессе общения.

Читайте также:  Точки для развития речи у ребенка

• Покажите малышу, насколько ценно и полезно общение с вами как с практической точки зрения (достижение желаемого через речевые сигналы, так и в эмоциональном плане (получение удовольствия, удовлетворения от того факта, что его поняли, приняли).

Как известно, движущей силой развития ребенка до трех лет являются социально-эмоциональное общение с взрослым и игровая деятельность.

Если в общении с взрослым окружением ребенок получает необходимый социальный опыт в виде нерефлексивно усваиваемых норм, правил, клише и шаблонов деятельности, то в игре малыш проявляет интерес, любопытство через манипуляцию и предметные действия и, главное, с удовольствием познает качества, свойства, различные характеристики окружающего его мира.

Нередко приходится выслушивать жалобы родителей на то, что ребенок не умеет, не хочет и даже не любит играть. Что ж, возможно у малыша имеются проблемы с игровой деятельностью. В таком случае взрослый должен взять на себя инициативу и по возможности передать малышу (в виде образцов, примеров, клише и т. п.) все прелести игровой деятельности — от замысла до желаемого результата, от нетерпения созидания до азарта разрушения. Стоит только вспомнить это волшебное, манящее и затягивающее чувство игры и донести его до малыша.

Однако следует напомнить некоторые «взрослые» правила детской игры, которые регламентируют вмешательство взрослых и способствуют поддержанию свободы ребенка.

Уважаемые взрослые! Не мешайте детям играть!

Для полноценного развития ребенку не требуется как можно раньше

научиться читать — ему нужно вовремя и с удовольствием начать играть!

Простые правила для совместной игры:

• Ваши чувства по отношению к ребенку гораздо важнее, чем «правильная» игра — не ограничивайте ребенка в выражении различных чувств, пусть даже очень шумных или агрессивных.

• Игрушки для игры отбирает сам ребенок. Не навязывайте свой выбор — это ведь только ваш выбор.

• Не бойтесь шумной игры — шум останется в игре, когда вы об этом скажете ребенку.

• Не возлагайте на ребенка ответственность за беспорядок — в этом виноват не ребенок, а игра. Научите ребенка «складывать» игру на место.

• Не перебивайте игру взрослыми «умничаниями», не отвечайте на вопросы, которые вам не задавали.

• Ограничения в игре не нужны до тех пор, пока они не нужны. Ограничивайте ребенка спокойно, но твердо. Нарушение ограничений — конец игре!

• Не задавайте вопросов, ответы на которые вы уже знаете. Высказывайте утверждения — это поощряет ребенка на творчество и совместную с вами игру.

Пример: «Это домик?» (Ну, конечно же, домик/).Лучше: «Вот так домик получился! Мне нравится! Научи меня!».

«Бегательную» и «прыгательную» игру лучше всего для ребенка заканчивать на коленях у взрослого под мерное качание и убаюкивание.

Развитие игровых навыков

Если малыш пассивен в игре и предпочитает простые действия (манипуляции, беготню или тихое сидение в уголке,придется приложить усилия:

• Приглашайте малыша поиграть вместе с вами, вовлекайте его в игру, заразите его своей собственной игрой, демонстрируя радость и удовольствие.

• Выбирайте такие игрушки,в которые можно играть вместе: мяч, машинки и куклы, наборы зверюшек, кубики, разборные игрушки и пр.

• Уделяйте ребенку позитивное внимание — поощряйте его самостоятельную игру словесной похвалой, объятиями и поцелуями.

• Не укоряйте ребенка за неумение играть! Поделитесь опытом игры! Покажите,как играют с различными игрушками: возня и валяние в обнимку с игрушками — это игра, перебирание, раскладывание и пересыпание — это игра, катание и перетаскивание — это игра, прятанье и искание — это игра, даже забрасывание и сбивание (например кеглей) — это тоже игра.

Помогите ребенку получить как можно больше стимулирующих ощущений! Перечислим несколько приемов развития чувственной сферы ребенка.

Как воспитывать зрительное восприятие:

• привлекать внимание ребенка к красивым, эстетичным предметам, картинам природы;

• рассматривать эти предметы или явления, эмоционально описывая их, восторгаясь и любуясь ими;

• находить вместе с ребенком подобные предметы на картинках или в действительности,обязательно сопровождать речью свои впечатления: «Ах, как красиво! Какая прелесть!»‘,

• поощрять сосредоточение внимания ребенка на рассматривании окружающего;

•окружать малыша приятными глазу вещами: игрушками и интерьером, гармоничными со средой.

Как воспитывать слуховое восприятие:

• привлекать внимание ребенка к звучащим игрушкам, имитируя их звучание;

• учить малыша в игре распознаванию звуков, издаваемых соответствующими игрушками или предметами;

• читая сказки или потешки, использовать интонацию, тембр голоса и звукоподражание для каждого персонажа;

• создавать приятный музыкальный фон для малыша в определенные режимные моменты (при засыпании, игре, купании и др.);

• разговаривая с малышом, использовать спокойные, ласковые интонации без излишне высоких или низких звуков, вскрикиваний, иногда переходить на шепот, привлекая ребенка к прислушиванию.

Как воспитывать тактильное восприятие:

• привлекать внимание ребенка к получению приятных ощущений от соприкосновений с меховыми, шелковыми, атласными или шерстяными материалами;

• ощупывать вместе с ребенком поверхности различных предметов и описывать их качества (гладкое, шершавое, колючее, мягкое и пр.);

• играть в игры-«шуршалки»с мелкими или сыпучими предметами и материалами: фасолью или бобами, пуговицами или большими бусинками в коробке, крупным песком и пр. (Играть в «шуршащие» игры нужно обязательно вместе с малышом во избежание неприятностей в виде проглоченной пуговицы или попадания песка в глаза ребенка. Кроме того, познание свойств сыпучих и шуршащих материалов, а также воды может при бесконтрольности процесса эмоционально растормозить ребенка, ввести его в состояние, близкое к азарту разрушения. Напротив, совместное с взрослым и в диктуемом им медленном темпе манипулирование веществами дает замечательный тонизирующий и расслабляющий малыша эффект.)

Все перечисленные направления и приемы чувственного развития не исчерпываются приведенным списком и, как правило, пополняются самими родителями по мере их воплощения в повседневную жизнь.

Источник