Сенсорное развитие ребенка научная литература

Сенсорное развитие ребенка научная литература thumbnail

1. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. — М.: Просвещение, 1994 — 64 с.

2. Бейлина, А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. — №3. — С. 16 — 19.

3. Белкина, В.Л. Психология раннего и дошкольного детства / В.Л. Белкина — М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. — 256 с.

4. Богусловская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богусловская, Е.О. Смирнова — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.

5. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду / А.К. Бондаренко — М.: Просвещение, 1991. — 197с.

6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г Пилюгина, Н.Б. Венгер — М.: Просвещение, 1998.- 143с.

7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина — М.: Просвещение, 2000.- 267с.

8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.

9. Гальперин, Л.Я. Обучение и умственное развитие в дошкольном возрасте / Л.Я. Гальперин Психология как объективная наука — М.: 1998. — 389 с.

10. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада/ Н.Ф. Губанова — М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 128 с.

11. Детская патопсихология: хрестоматия / под ред. Белопольской Н.Л. — М., 2009. — 250 с.

12. Детские забавы [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.planeta-baby.ru

13. Жичкина, А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002. — №4. — С.2-6.

14. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию: материал для психолого-пед. изучения детей в дошкольном учреждении и нач. классах школ/ С.Д. Забрамная — М.: Новая школа, 1998. — 64 с.

15. Занятия с детьми раннего возраста [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://detsad-kitty.ru

16. Зворыгина, Е. В. Формирование игры в группах раннего возраста // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе дошкольного воспитания / Е.В. Зворыгина — Таллинн: 1994. — 285 с.

17. Изгаршев, В. Они оставляют автографы в небе / В.Изгаршев, А.Покровский, А.Тарасов — М.: Просвещение, 2002. — 240 с.

18. Ильина, М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения/ М.Н. Ильина — СПб.: Дельта, 2001. — 159 с.

19. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика/ С.А Козлова, Т.А Куликова 8-е изд., переработанное и дополненное — М.: Академия, 2007. — 416с.

20. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова и др. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2000. — 256 с.

21. Любина, Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори — группе/ Дошкольное воспитание / Г. Любина, М.:, 2000-№11.- 128 с.

22. Михайленко, Н. Овладение игровыми умениями в раннем возрасте / Дошкольное воспитание / Н. Михайленко, Н. Короткова 1989.- № 5.-156с.

23. Мухина, В.С. Игрушка как средство психического развития ребёнка // Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность. Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов/ сост. Мухина В.С., А.А. Хвостов.- М.: Академия, 1999. — с. 211-218.

24. Палагина, Н. Н. Развитие воображения ребенка в педагогике / Н. Н. Палагина // Вопр. психол.- 2001. — 187 с.

25. Палагина, Н. Н. Формирование познавательной активности детей на занятиях // Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста /. Н. Н Палагина — М.: 1995. — 240 с.

26. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2006.-394с.

27. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию / Э.Г. Пилюгина — М.: Просвещение, 1993. — 93 с.

28 Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой.- М., 1996. — 112 с.

29 .Радуга: Программа и руководство для воспитателей 1-й младшей группы детского сада. — М.: Просвещение, 1993. — 224 с.

30 .Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. поп. пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 237 с.

31. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. учеб.- метод. пособие/ Е.С. Демина, Н.В. Казюк — М.: Творческий центр «Сфера», 2006.-192 с.

32. Развитие общения у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. — М., 1994. — 140 с.

33. Раннее детство: познавательное развитие: методическое пособие/ Е.Б. Волосова, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина М.: Мозайка-Синтез, Творческий центр «Сфера», 2003. — 150 с.

Читайте также:  9 месячный ребенок развитие режим

34. Ранний возраст [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://ia- vospitatel.taba.ru

35. Сенсорное воспитание в детском саду / / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьяковой, Метод. Указание — М.: Просвещение, 2001. — 176 с.

36 .Сенсорное воспитание в детском саду: метод. указание./ Под ред. Л.А. Венгер- М.: Просвещение, 1999. — 145 с.

37 .Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). — М.: 2002. — 310 с.

38. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю.М Хохрякова: Изд-во «ТЦ Сфера», 2014.-128с.

39. Сенсорное воспитание дошкольников /. Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой — М., 1993. — 226 с.

40. Сенсорное развитие детей [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.kindereducation.com

41. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. Кн. для воспитателя дет. сада/ Е.В. Субботский — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.

42. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности// Е.И Тихеева Дошкольное воспитание, — 2002. — №10.- С.90-93.

43. Требования ФГОС ДО к предметно-развивающей среде [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://dmdou83.edumsko.ru

44. Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://festival.1september.ru

45. Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей / Л.В. Волубцева, — М.: Изд- во «Карапуз», 2001. — 128 с.

46. Фролова, А.Н. Игры — занятия с малышами / А.Н.Фролова, — К., Рад. школа, 1997. — 197 с.

47. Широкова, Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста /- Г.А. Широкова — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 251с.

48. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин — М., 2000. — 280 с. 49.Ядешко, В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для учащихся по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» / Под ред.В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина, 2-е изд. испр.и доп., — М.: Просвещение, 2006. — 156 с.

Источник

Понятие сенсорного развития детей в психолого-педагогической литературе

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности. Ученые (С. М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др.) констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного развития.

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и др.

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности.

Создание целостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования при выполнении задания. С этой целью следует научить его планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию, ощупыванию и обследованию.

В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — сенсорными эталонами — для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

Читайте также:  Важность занятий для развития ребенка

Усвоение сенсорных эталонов — системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон — значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях.

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.

Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов.

Рефлекторная концепция психики, предложенная И. М. Сеченовым (1953), убедительно объясняет значение психомоторики в процессе восприятия пространства и времени. Доказано, что пространственное восприятие обеспечивается содружественной деятельностью зрительного и кинестетического (двигательного) анализаторов.

Большую роль играют мышечные ощущения в формировании второй сигнальной системы. Слуховое восприятие речи осуществляется при участии движений: у слушающего человека можно обнаружить непроизвольные движения речевого аппарата с беззвучным повторением тех слов, которые он слышит.

Сопровождая осязательные ощущения при ощупывании и хватании предметов, при прослеживании движущихся предметов и поисковых движениях глаз, при повороте головы в сторону звуковых сигналов, при настройке мышц гортани на тональность слышимого звука, мышечные ощущения усиливают другие ощущения и способствуют их синтезу. В мозгу ребенка между звуками слышимой речи и мышечными ощущениями при произнесении слов возникают соответствующие связи, которые участвуют в формировании громкой речи.

Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода — обследование и сравнение.

Обследование — специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Обследование может идти по контуру (плоскостные предметы) или по объему (объемные предметы); оно зависит от деятельности, которой будет заниматься ребенок.

Общая схема обследования предполагает определенный порядок:

Восприятие целостного облика предмета;

Выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.);

Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.);

Выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д.;

Повторное целостное восприятие предмета.

Сравнение — это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием.

Таким образом, сравнение — это своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решает задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов. Подчеркнем, что сравнение, являясь компонентом осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений), способствует формированию правильных представлений о них, создает основу для обобщения и систематизации знаний.

Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия зависит от овладения ребенком разнообразными перцептивными действиями, благодаря которым образ предмета становится дифференцированным, т. е. в нем выделяются свойства. Отметим, что перцепция — психологическое восприятие, непосредственное отражение объективной деятельности органами чувств.

Формирование перцептивных действий в онтогенезе (хватание, ощупывание, обследование) должно соответствовать психолого-педагогическому руководству данным процессом: от игр и упражнений с реальными предметами к использованию моделей предметов и далее к зрительному различению и узнаванию обозначенных свойств предметов. Внешние ориентировочные действия постепенно переходят во внутренний план, т. е. интериоризуются. Сенсорные эталоны начинают применяться без перемещения, совмещения, обведения контуров предметов и других внешних приемов. Их заменяют рассматривающие движения глаза или ощупывающая рука, выступающая теперь как инструмент восприятия. Только в этом случае восприятие из процесса построения образа (предмета) будет превращаться в относительно элементарный процесс опознания. Эти изменения обусловливаются формированием у ребенка разветвленных систем сенсорных эталонов, которыми он начинает пользоваться, и овладением основными способами обследования.

Таким образом, развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:

Читайте также:  Леонтьев теория развития ребенка

Формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;

Формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.

К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.

Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Источник

  • 1. А.Н. Леонтьев; «Автоматизация и человек. Психологические исследования» Москва, 2007.
  • 2. А.В. Запорожец; «Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника». Москва,2007.
  • 3. А.В. Запорожец; «Развитие произвольных движений» Москва, 2008.
  • 4. А.В. Запорожец, А.П. Усова; «Сенсорное воспитание дошкольников» Москва, 2007.
  • 5. А.П. Усова, А.В. Запорожец; «Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду». Москва, 2010.
  • 6. Б.Г. Ананьев; «Осязание в процессах познания и труда» Москва, 2007.
  • 7. Б.Г. Ананьев; «Психология чувственного познания» Москва, 2009.
  • 8. Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко; «Особенности восприятия пространства у детей». Москва, 2008.
  • 9. В.П. Зинченко, А.Г. Рузская; «Взаимоотношение осязания и зрения у детей дошкольного возраста» Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте. Москва: Просвещение, 2011.
  • 10. В.П. Зинченко; «Миры сознания и структура сознания». Ж.: Вопросы психологии, №2; 2010.
  • 11. В.П. Ермаков; «Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения» ред. В.И. Селиверстов.
  • 12. В.П. Ермаков, Г.А. Якунин; «Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения» Москва: Владос, 2008.
  • 13. Е. Малиованова, «Развитие пространственных представлений», Ж: Дошкольное воспитание» №11, 2008.
  • 14. И. Иванова «Развиваем сенсорное восприятие», Ж: Ребёнок в детском саду №5, 2009.
  • 15. И.П. Павлов, Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, Москва, 2010.
  • 16. Е.А. Парамонова; «Сенсорное развитие детей с нарушением зрения в процессе трудового воспитания в детском саду». Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения: Материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. Москва, 2007.
  • 17. И.В. Филимонова, И.А. Черногород; Опыт коррекционной работы по сенсорному воспитанию детей с нарушением зрения. Материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. — Москва, 2007.
  • 18. И.М. Сеченов; «Физиология нервной системы». 2010.
  • 19. Ж. Пиаже; «Избранные психологические труды» Москва, 2008.
  • 20. Л.А. Венгер; «Восприятие и обучение». Москва, 2010.
  • 21. Л.А. Венгер; Э.Г. Пилюгина; Н.Б. Венгер; «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2009 г.
  • 22. Л.И. Плаксина, «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения» Адель, 2008.
  • 23. Л.И. Плаксина, «Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения» Москва, 2008.
  • 24. Л.И. Солнцева; «Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и младшего школьного возраста». Москва, Полиграф Сервис, 2007.
  • 25. Л.И. Солнцева; «Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста» Москва, Педагогика, 2008.
  • 26. Л.В. Рудакова; «Программа по развитию зрительного восприятия детей дошкольного возраста». С-Пб, 2009.
  • 27. Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В. Блинникова, О.Г. Солнцева; «Развитие восприятия у ребенка» Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. Москва, 2011.
  • 28. Л.Н. Прохорова; «Развиваем творческую активность дошкольников» Ж.: Дошкольное воспитание. №5, с. 21-2, 2007.
  • 29. Л.М. Егормина; «Обучение дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения тифлографике» Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. СПб.: Образование 2008.
  • 30. Л.С. Выготский; «Слепой ребенок», Собрание сочинений, т. 5, Москва, 2009.
  • 31. Л.С. Выготский; Собр. соч.: В 6 т. М., 1982—1984. 5. «Генезис сенсорных способностей», Под ред. Л.А. Венгера.
  • 32. Л.С. Выготский; «Развитие высших психических функций» Москва, 2007.
  • 33. Л.С. Венгер, Э.Г. Пилюгина; «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Москва: Просвещение, 2008.
  • 34. М. Браткова; «Пути формирования предметных действий», Ж: Дошкольное воспитание, №1, 2009.
  • 35. Н.Н. Поддьяков; «Способы сенсорного воспитания в детском саду» Москва, 2009.
  • 36. Н.М. Щелованов; «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях» Москва, 2008.
  • 37. Н.П. Сакулина; «Сенсорное воспитание в процессе изобразительной деятельности» Под ред. А.П. Усовой, Москва, 2007.
  • 38. П. Скрипец, Т. Кудрина; «Как видит ребенок?» Ж.: Здоровье дошкольника, №5, 2008.
  • 39. С.М. Вайнерман; Л.В. Филиппова; «Сенсомоторное развитие дошкольников по изобразительному искусству». Владос, 2011.
  • 40. Т.П. Свиридюк; «Педагогическое руководство игровой деятельностью детей с нарушениями зрения» Киев, 2011.
  • 41. Ш.А. Абдуллаева; «Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста» Москва, 2007.

Источник