Сенсорное развитие ребенка младенческого возраста

Сенсорное развитие ребенка младенческого возраста thumbnail

Органы чувств новорожденного начинают функционировать с момента рождения. Но развитие сенсорной и моторной активности младенца происходит не одновременно. Важнейшая особенность развития в этом возрасте состоит в том, что высшие анализаторы — зрение, слух — опережают развитие руки как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение условий жизни и воспитания в этом процессе. Исследования Н. Л. Фигурина, Н. М. Денисовой, Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной, Л. Г. Голубевой, М. Ю. Кистяковской, С. Л. Кривиной, Г. В. Пантюхиной, Э. Л. Фрухт, Э. Г. Пилюгиной и др. позволяют проследить, как происходит сенсорное развитие на первом году жизни.

Поскольку особое значение для сенсорного и в целом психического развития имеет формирование зрительного и слухового анализаторов, рассмотрим этот процесс подробно. Новорожденный по-разному реагирует на зрительные раздражители, которые ему неприятны или приятны.

Например, при чрезмерно ярком свете он закрывает глаза, проявляя беспокойство. В 10 дней малыш удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). В 2-3 недели возникает конвергенция глаз. Но младенец с трудом останавливает взор на предмете. Очень незначительная задержка взора наблюдается в 3-5 недель. В 4-5 недель ребенок научается следить за предметом, находящимся на расстоянии 2-4 м, а в 3 мес. — на расстоянии 4-7 м. Одновременно с 6 — 10 недель развивается умение следить за предметом, который движется по кругу. К концу первого месяца малыш во время спокойного бодрствования прислушивается к звукам, даже тихим, и по-разному на них реагирует. Так, он радуется, перестает двигаться и кричать при разговоре взрослого или звучании погремушки. Его пугают резкие, громкие звуки, поэтому он вздрагивает или плачет. Стремление увидеть источник звука сначала проявляется в том, что младенец в 2 мес. переводит глаза и поворачивает голову из стороны в сторону.  А в возрасте 4 мес. быстро и безошибочно поворачивает голову и находит взглядом лицо говорящего взрослого, звучащую игрушку. Установление связей между слухом и зрением значительно расширяет контакты младенца с окружающим миром. Теперь он не просто воспринимает то, что находится в поле его зрения, но и сам отыскивает взором говорящих людей и издающие звук предметы.

К 3 мес. движения рук малыша становятся плавными, свободными. Он часто выпрямляет руки над грудью, случайно захватывает и ощупывает одной рукой другую, затем пеленки и одеяло, а потом все предметы, которые попадаются под руку.

Малыш случайно натыкается на висящие игрушки и радуется новым ощущениям. Получив удовольствие, он старается повторить движение и тянется к предмету снова.

В 3-4 мес. ребенок долго и сосредоточенно занимается игрушками, висящими около него: наталкивается на них руками и следит, как они раскачиваются, пытается их захватить и удержать.

С 4,5-5 мес. движения захватывания становятся более точными. Например, ребенок может свободно достать, захватить и удержать висящую игрушку или взять ее из рук взрослого, когда тот держит игрушку у малыша над грудью.

Таким образом, с освоением хватания в 4 мес. начинается развитие руки младенца как анализатора. Но в этом возрасте рука не всегда движется точно к предмету, она часто отклоняется в сторону. Все предметы младенец схватывает одинаково, прижимая пальцами к ладони. В 4-5 мес. у малыша возникает новая потребность достать и взять игрушку, привлекшую его внимание. Он уже проявляет известную настойчивость, использует знакомые движения, а иногда совершает новые. С 4 до 6 мес. малыш учится точно направлять руку к игрушке, доставать или брать предметы, лежа на боку или животе. В 5-6 мес. он демонстрирует недовольство, если не может достать игрушку, и успокаивается, когда ее достает.

Хватание совершенствуется на протяжении первого года жизни. Более точное движение руки к предмету складывается к 8 мес, но точным без отклонений оно становится лишь к 12 мес. Схватывание и удержание предмета пальцами формируется на 7-8-м месяце жизни младенца и также совершенствуется до конца года. Такое совершенствование связано с противопоставлением большого пальца всем остальным. То есть ребенок начинает располагать пальцы на предмете в соответствии с его формой и величиной (круглой, квадратной или продолговатой). К 10-11 мес. ребенок, прежде чем взять какой-либо предмет, заранее складывает пальцы в соответствии с его формой и величиной. Значит, зрительное восприятие ребенком этих признаков в объектах теперь направляет его практические действия.

Во втором полугодии первого года жизни возникает активное рассматривание, обследование предметов, которое связано с манипулированием ими (малыш стучит, размахивает, перекладывает, бросает и пр.). В процессе рассматривания и манипулирования с предметами складываются зрительно-двигательные координации. Сначала малыш ориентируется в окружающем мире при помощи внешних ориентировочных действий. Когда он хочет взять какой-либо предмет, его рука движется к этому предмету, оценивая расстояние практически и внося коррективы по мере движения. Так, глаз, следя за рукой, «учится» оценивать расстояние. В процессе хватания и манипулирования ребенок узнает разнообразные свойства предметов — форму, величину, плотность, вес, упругость, температуру, устойчивость и пр. Малыш ставит предметы в новые и новые положения до тех пор, пока они не исчерпают свою новизну, в связи с потерей которой угасает ориентировочная реакция на предмет. Подобное обследование объектов свидетельствует о зарождении интереса к их свойствам и о том, что теперь предметы начинают выступать как нечто постоянно существующее в окружающем мире, имеющее неизменные свойства. Об этом «открытии» говорит тот факт, что ребенок в 9-10 мес. ищет исчезнувшие предметы, значит, он понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте.

Напомним, что уже к концу первого месяца ребенок прислушивается к речи взрослого. В первые 3 мес. у него появляются ответные голосовые реакции — гукание и гуление, свидетельствующие о начале развития голосового аппарата, звуковой речи. На 4-5-м месяце младенец различает интонации обращенной к нему речи. К 6 мес. узнает (по звучанию) свое имя. В период от 6-7 до 9-10 мес. ребенок впервые начинает понимать речь взрослого.

Понимание речи ребенком возникает на основе зрительного восприятия. Взрослый показывает предмет и спрашивает: «Где то-то?» (называет его словом). В результате такого обучения складывается связь между предметом, действием с ним и словом взрослого, которая проявляется в поиске малышом предмета в ответ на просьбу взрослого: «Покажи, где?» Возникшая в 10 мес. начальная форма понимания речи строится на основе зрительной ориентировки. И в то же время зрительный поиск объектов управляется словом. В конце первого года жизни появляются первые слова ребенка, которые относятся к предмету.

Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:

  • складывается акт рассматривания предметов;
  • формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения;
  • устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;
  • устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.
Читайте также:  От чего зависит умственное развитие ребенка

Источник

Сенсорное развитие ребенка младенческого возраста

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ощущение и восприятие составляют процессы чувственного познания. Восприятие — это отражение предметов, явлений, про­цессов и совокупности их свойств в их целостности при непосред­ственном воздействии этих предметов и явлений на соответству­ющие органы чувств. В отличие от восприятия ощущение отражает лишь отдельные свойства предметов и явлений.

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вку­совое и обонятельное восприятие. Важнейшими видами восприятия выступают восприятие пространства и времени. Во всех видах вос­приятия важную роль играют двигательные ощущения.

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальностъ. Под предметно­стью понимается отнесенность всех сведений о внешнем мире, полученных с помощью органов чувств, к самим предметам, а не к рецепторам или участкам мозга, осуществляющим обработку сенсорной информации. Целостность состоит в том, что всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое, катего-риальность, что он относится к определенной категории, группе объектов на основе каких-либо существенных признаков. Констант­ность — это относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при изменении условий восприятия, например константность цвета, формы, величины. Процессы восприятия опо­средует речь, создавая возможность обобщения и абстрагирования свойств предмета путем их словесного обозначения. Восприятие зависит от прошлого опыта и знаний, от задач, целей, мотивов деятельности, от индивидуальных особенностей личности.

Органы чувств новорожденного начинают функционировать с момента рождения, тем самым обнаруживая определенные спо­собности для восприятия окружающего мира. Новорожденный обладает достаточно развитой обонятельной, тактильной, боле­вой чувствительностью. Он ощущает изменения температуры, чув­ствует прикосновения, вкус, запах. Его активность по отношению к внешнему миру состоит прежде всего в избирательности к тем или иным раздражителям. Он предпочитает сладкое кислому, по­ложительно реагирует на приятные запахи и отрицательно на не-

приятные. Он сам не может поведать о том, что переживает, но выражение лица и движения языка специфичны при попадании в рот кислого, соленого, сладкого или горького. Развитие сенсор­ной и моторной активности младенца происходит не одновре­менно. Важнейшая особенность развития в этом возрасте состоит в том, что высшие анализаторы — зрение, слух — опережают раз­витие руки как органа осязания и органа движения, что обеспе­чивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение условий жизни и воспи­тания в этом процессе.

Поскольку особое значение для сенсорного и в целом психи­ческого развития имеет формирование зрительного и слухового анализаторов, рассмотрим этот процесс подробно. Новорожден­ный по-разному реагирует на зрительные раздражители, которые ему неприятны или приятны. Например, при чрезмерно ярком свете он закрывает глаза, проявляя беспокойство.

Более значимым для новорожденного являются движущиеся объекты. В 10 дней малыш удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). В 2 — 3 недели возникает конвер­генция глаз. Но младенец с трудом останавливает взор на предмете. Очень незначительная задержка взора наблюдается в 3 — 5 недель. В 4 — 5 недель ребенок научается следить за предметом, находя­щимся на расстоянии 2 — 4 м, а в 3 мес. — на расстоянии 4 —7 м. Одновременно с 6— 10 недель развивается умение следить за пред­метом, который движется по кругу.

В первые месяцы жизни возрастает острота зрения, которая составляет примерно половину остроты зрения взрослого челове­ка, улучшается восприятие глубины и формы предметов. Малыш предпочитает сложные и новые конфигурации простым и извест­ным, а среди сложных он прежде всего выделяет структуру чело­веческого лица, охотнее его рассматривая (Р.Л.Фанц).

Новорожденный способен к локализации в пространстве сиг­налов разной модальности как источника запаха, звука. Он не толь­ко проявляет способность слышать звуки, но и различает их по высоте, тембру, громкости, предпочитает звуки человеческой речи. Так, на третий день после рождения младенец, услышав голос матери, начинает более интенсивно сосать, чем при звуке голоса посторонней женщины. Возможно, голос матери младенец запо­минает, находясь во внутриутробном состоянии.

К концу первого месяца малыш во время спокойного бодр­ствования прислушивается к звукам, даже тихим, и по-разному на них реагирует. Так, он радуется, перестает двигаться и кричать при разговоре взрослого или звучании погремушки. Его пугают резкие, громкие звуки, поэтому он вздрагивает или плачет. Стрем­ление увидеть источник звука сначала проявляется в том, что мла­денец в 2 мес. переводит глаза и поворачивает голову из стороны в 182

сторону. А в возрасте 4 мес. быстро и безошибочно поворачивает голову и находит взглядом лицо говорящего взрослого, звучащую игрушку. Установление связей между слухом и зрением значительно расширяет контакты младенца с окружающим миром. Теперь он не просто воспринимает то, что находится в поле его зрения, но и сам отыскивает взором говорящих людей и издающие звук пред­меты.

К 3 мес. движения рук малыша становятся плавными, свобод­ными. Он часто выпрямляет руки над грудью, случайно захваты­вает и ощупывает одной рукой другую, затем пеленки и одеяло, а потом все предметы, которые попадаются под руку. Малыш слу­чайно натыкается на висящие игрушки и радуется новым ощуще­ниям. Получив удовольствие, он старается повторить движение и тянется к предмету снова. В 3 — 4 мес. ребенок долго и сосредото­ченно занимается игрушками, висящими около него: наталкива­ется на них руками и следит, как они раскачиваются, пытается их захватить и удержать. С 4,5 —5 мес. движения захватывания стано­вятся более точными. Например, ребенок может свободно достать, захватить и удержать висящую игрушку или взять ее из рук взрос­лого, когда тот держит игрушку у малыша над грудью.

Таким образом, с освоением хватания в 4 мес. начинается раз­витие руки младенца как анализатора. Но в этом возрасте рука не всегда движется точно к предмету, она часто отклоняется в сторону. Все предметы младенец схватывает одинаково, прижимая пальцами к ладони. В 4— 5 мес. у малыша возникает новая потребность — достать и взять игрушку, привлекшую его внимание. Он уже про­являет известную настойчивость, использует знакомые движения, а иногда совершает новые. С 4 до 6 мес. малыш учится точно на­правлять руку к игрушке, доставать или брать предметы, лежа на боку или животе. В 5 —6 мес. он демонстрирует недовольство, если не может достать игрушку, и успокаивается, когда ее достает.

Хватание совершенствуется на протяжении первого года жиз­ни. Более точное движение руки к предмету складывается к 8 мес, но точным, без откчонений оно становится лишь к 12 мес. Схва­тывание и удержание предмета пальцами формируются на 7 —8-м месяце жизни младенца и также совершенствуются до конца года. Такое совершенствование связано с противопоставлением боль­шого пальца всем остальным. То есть ребенок начинает распола­гать пальцы на предмете в соответствии с его формой и величи­ной (круглой, квадратной или продолговатой). К 10— 11 мес. ребе­нок, прежде чем взять какой-либо предмет, заранее складывает пальцы в соответствии с его формой и величиной. Значит, зри­тельное восприятие ребенком этих признаков в объектах теперь направляет его практические действия.

Читайте также:  Развитие речи и интеллекта у ребенка

Во втором полугодии первого года жизни возникает активное рассматривание, обследование предметов, которое связано с ма-

нипулированием ими (малыш стучит, размахивает, перекладыва­ет, бросает и пр.). В процессе рассматривания и манипулирования с предметами складываются зрительно-двигательные координации. Сначала малыш ориентируется в окружающем мире при помощи внешних ориентировочных действий. Когда он хочет взять какой-либо предмет, его рука движется к этому предмету, оценивая рас­стояние практически и внося коррективы по мере движения. Так, глаз, следя за рукой, «учится» оценивать расстояние. В процессе хватания и манипулирования ребенок узнает разнообразные свой­ства предметов — форму, величину, плотность, вес, упругость, температуру, устойчивость и пр. Малыш ставит предметы в новые и новые положения до тех пор, пока они не исчерпают свою но­визну, в связи с потерей которой угасает ориентировочная реак­ция на предмет. Подобное обследование объектов свидетельствует о зарождении интереса к их свойствам и о том, что теперь пред­меты начинают выступать как нечто постоянно существующее в окружающем мире, имеющее неизменные свойства. Об этом «от­крытии» говорит тот факт, что ребенок в 9— 10 мес. ищет исчез­нувшие предметы, значит, он понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте.

Напомним, что уже к концу первого месяца ребенок прислу­шивается к речи взрослого. В первые 3 мес. у него появляются от­ветные голосовые реакции — гукание и гуление, свидетельствую­щие о начале развития голосового аппарата, звуковой речи, отра­ботке речевых артикуляций. На 4—5-м месяце младенец различает интонации обращенной к нему речи. К 6 мес. узнает (по звуча­нию) свое имя. В период от 6—7 до 9—10 мес. ребенок впервые начинает понимать речь взрослого, чему способствует развитие фонематического слуха. Он помогает отделить высоту звуков от их фонематических особенностей, провести тонкую дифференцировку самих фонематических различий, влияющих на смысл слова.

Понимание речи ребенком возникает на основе зрительного вос­приятия. Взрослый показывает предмет и спрашивает: «Где то-то?» (называет его словом). В результате такого обучения склады­вается связь между предметом, действием с ним и словом взрос­лого, которая проявляется в поиске малышом предмета в ответ на просьбу взрослого: «Покажи, где?» Возникшая в 10 мес. начальная форма понимания речи строится на основе зрительной ориенти­ровки. И в то же время зрительный поиск объектов управляется словом. В конце первого года жизни появляются первые слова ре­бенка, которые относятся к предмету.

Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:

— складывается акт рассматривания предметов;

— формируется хватание, приводя к развитию руки как органа ося­зания и органа движения;

— устанавливаются зрительно-двигательные координации, что спо­собствует переходу к манипулированию, в котором зрение управ­ляет движением руки;

— устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его назы­ванием взрослым;

— начинают развиваться фонематический слух и отрабатываться речевые артикуляции.



Источник

Сенсорная сфера человека играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. От уровня ее развития в значительной степени зависит успешность развития личности в целом — как физического, так и умственного. Благодаря сенсорному развитию, создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для обучения и воспитания, расширяется мировоззрение. Каждый человек от рождения имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающего мира. Появившись на свет, ребенок способен видеть, слышать, чувствовать, т.е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды. Эта система называется сенсорной (чувствующей). Несмотря на наличие готовых к функционированию органов чувств, все это является лишь предпосылками для восприятия окружающей действительности. Полноценное восприятие окружающего мира осуществляется благодаря сенсорному развитию и воспитанию [30].

Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирование у ребенка представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира [46]. Важность сенсорного развития в младенчестве и раннем детстве сложно переоценить, поскольку именно этот период наиболее благоприятен для усовершенствования деятельности органов чувств, обогащения представлений об окружающем мире. Многие выдающиеся зарубежные деятели в области психолого-педагогических наук (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные отечественные педагоги и психологи (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) совершенно справедливо полагали, что сенсорное воспитание, сосредоточенное на обеспечении полноценного сенсорного развития, есть одна из основных сторон воспитания детей раннего возраста [15].

Постижение окружающего мира возникает на основе восприятия предметов и явлений. Остальные формы познания — память, мышление, воображение — развиваются на базе образов восприятия, являются следствием их переработки. Вот почему нормальное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие, которое мы понимаем как непосредственное, чувственное отражение реальности в сознании, способность воспринимать, различать и осваивать явления внешнего мира [24].

Восприятие складывается на базе ощущений различной модальности. Информация, которую человек получает в процессе визуального наблюдения, в звуках, запахах, разнообразных вкусах и т.п., неисчерпаема. Такие исследователи как, С.М. Вайнерман, Л.В. Филиппова и другие утверждают, что в детском возрасте не выявлено оптимумов развития даже в отношении самых элементарных сенсомоторных реакций, что свидетельствует о незавершенности в этот возрастной период процессов и сенсорного, и сенсомоторного развития. Познание детьми окружающего мира и его объектов, их основных геометрических, кинетических и динамических свойств, закономерностей пространства и времени осуществляется в процессе практической (познавательно-исследовательской) деятельности [26].

Учеными установлено, что онтогенез сенсорики создает необходимые предпосылки для возникновения мышления, для совершенствования практической деятельности, для развития различного рода способностей. По мнению рядя ученых А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, Е.А. Янушко и др. восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (чувствительных рецепторов кожи, слуха, глаз) [8].

По мнению Курашовой Р.А. сенсорным развитием у человека является развитие его способностей впечатлений о внешних качествах предмета: форме; цвете; вкусе; запахе; размере; положении предмета в пространстве.

Курашова Р.А. считает, развитие сенсорных способностей, включает в себя:

1) формирование сенсорных эталонов;

2) обучение способам исследования предмета (различение размера, формы, цвета, развитие глазомера);

3) обучение и развитие аналитического восприятия у человека (умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины) [27].

Л. А. Венгер утверждает, что в раннем возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию — выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане [16].

Базылева А.Е. говорит, что для полноценного сенсорного развития следует тренировать органы чувств с самого рождения, только в этом случае у детей развивается способность чутко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности [5]. Сенсорные процессы развиваются не отдельно друг от друга, а во время комплексной деятельности детей и зависят от условий и характера этой деятельности [2].

Читайте также:  Развитие ребенка с 2 лет зайцев

Представленные в литературе данные по доречевому развитию здорового ребенка базируются на фундаментальных физиологических исследованиях H.М. Сеченова, И.А. Сикорского, В.М. Бехтерева, И.И. Павлова, Н.И. Красногорского, Н.И. Касаткина, М.М. Кольцовой, H.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковской и др. В своих работах авторы подчеркивают большое значение доречевого периода, длящегося с рождения до конца первого года жизни, для дальнейшего развития психики и речи детей. Во многих работах отражены особенности развития детей младенческого возраста, характерными чертами которого являются быстрый темп и скачкообразность развития отдельных функций, для каждой из которых определяются свои оптимальные сроки формирования [4].

К моменту рождения зрение и слух ребенка еще недостаточно развиты. Это связано с тем, что нервные центры головного мозга, где «замыкаются» концы всех анализаторов, не завершили свое формирование. Они совершенствуются по мере роста малыша (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие [6].

В результате длительного изучения детей первого года жизни были разработаны показатели сенсорного развития младенцев.

Зрение ребенка. В первые 3-5 дней после рождения глаза новорожд?нного еще не способны полноценно работать: лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении. К концу 1-й недели жизни ребенок начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Через 10-14 дней после рождения младенец уже способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20-40 см от его лица. К 4-й неделе жизни малыш уже может 5-10 секунд удерживать в поле зрения неподвижный предмет.

На втором месяце жизни у ребенка начинает развиваться предметное зрение. Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40-50 см над его грудью, в течение 20-25 c. К концу 2-го месяца движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивая при этом голову. Зрительная система к этому времени позволяет ему воспринимать объемность, трехмерность предметов.

Примерно с 3-4-х месяцев ребенок начинает различать основные цвета сначала желтый, потом красный, и, наконец, зеленый и синий. Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, расположенных в сетчатке глаза и ответственных за восприятие цветов. С 4-х месяцев ребенок начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется, видя лицо члена семьи — и, наоборот, настораживается или плачет, глядя на незнакомого взрослого. К концу 4-го месяца жизни способен различать плоские и объемные предметы. Ребенок уже почти точно оценивает расстояние до игрушки, когда тянется за ней.

К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение, поэтому особенное внимание в этот период малыш начинает уделять маленьким предметам. Начиная с 6-ти месяцев, кроха уверенно различает близких и чужих людей. В 7 месяцев ребенок может связать предмет с его названием. Если спросить у малыша: «Где собачка (мама, киска)?» — он найдет взглядом нужный объект или человека. После 7 месяцев зрительный анализатор практически завершает свое формирование.

Слух ребенка полностью формируется к концу 1-го месяца жизни. С первых недель новорожденный реагирует на громкий резкий звук (например, хлопок, звонок в дверь). Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза. Эта реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что появившегося на свет крохи. На 3-й неделе жизни начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение длится недолго, всего 5-10 с.

Если в течение 1-го месяца жизни ребенок просто прислушивается к звукам и замирает, то со 2-го месяца малыш начинает постепенно ориентироваться в мире звуков. Он пытается определить, где находится источник шума, поворачивает голову в его сторону, стремясь найти его взглядом. В 4 месяца младенец вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, четко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойные и ритмичные мелодии: тихо слушает колыбельную песню и оживляется при звуках танцевальной. В 5 месяцев начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному отзывается на них. Отличает голоса близких от голосов незнакомых людей.

К 6-7 месяцу малыш уже знает свое имя. В 9 месяцев ребенок начинает подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее. К 10-12 месяцам малыш способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.

Осязание и обоняние дополняют информацию, которую ребенок получает от органов зрения и слуха. Эти ощущения связываются друг с другом, создавая целостную картину окружающего мира и помогая малышу знакомиться с новыми предметами.

У детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность. Практически всю информацию о внешнем мире малыш после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период еще недостаточно развиты. Именно телесный контакт с миром позволяет крохе испытывать новые ощущения, чувствовать свое тело. Примерно в 5 месяцев малыш начинает проявлять интерес к лицу, изучая его при помощи касаний. После 3-4 месяцев малыш начинает захватывать руками игрушки и обследовать их пальчиками и ладошками. С 5 месяцев он может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом «познает» их уже не только ручками, но и ртом — «пробует на зуб». Примерно в это же время малыш начинает исследовать свое тело, ощупывая его и прикасаясь к себе руками.

Уже в возрасте 2-х месяцев у детей прекрасно развито обоняние. Младенец быстро успокаивается и засыпает, если чувствует рядом родной запах. В возрасте 2-3 месяцев малыш уже способен выражать свое отношение к приятным и неприятным запахам. После 6 месяцев с введением прикорма ребенок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.

Г.А. Урунтаева выделяет следующие особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:

— складывается акт рассматривания предметов;

— устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;

— формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения;

— устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым [43].

Таким образом, сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирование у ребенка представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Познание детьми окружающего мира и его объектов, их основных геометрических, кинетических и динамических свойств, закономерностей пространства и времени осуществляется в процессе практической (познавательно-исследовательской) деятельности. Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте: складывается акт рассматривания предметов; устанавливаются зрительно- двигательные координации; формируется хватание; устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым. Изучение сенсорного развития имеет важное теоретической и практическое значение, так как онтогенез сенсорики создает необходимые предпосылки для возникновения мышления, для совершенствования практической деятельности, для развития различного рода способностей.

Источник