Сенсорно перцептивное развитие ребенка

Сенсорно перцептивное развитие ребенка thumbnail

Сенсорное развитие — это развитие восприятия признаков предметов окружающего мира при помощи разных органов чувств (см. табл. 13.9).

Перцепция — прием сенсорных (чувственных) раздражителей и их переработка в высших отделах головного мозга.

Развитие сенсорного восприятия напрямую зависит от перцептивных способностей ребенка. Необходимыми условиями для их развития служат оптимальная деятельность мозга, анализаторных каналов, осуществляющих перцептивные процессы и достаточная сенсорная стимуляция, начиная с ранних этапов жизни ребенка. Отставания в развитии перцептивных способностей объясняются поражением и незрелостью мозга в раннем возрасте, сенсорными нарушениями (нарушения зрения и слуха), нарушением когнитивных процессов, эпилепсией, нарушениями церебральной функции.

Для формирования полисенсорного восприятия большое значение имеет развитие ощупывающих движений рук, одновременно со зрительной фиксацией предмета. Неумение ребенка хватать и удерживать предмет в руке или, наоборот, выпускать предмет из рук свидетельствует об отставании в сенсомоторном и перцептивном развитии. С целью стимуляции развития этих умений ребенку вкладывают в руку различные по форме, величине, тяжести и фактуре предметы, и привлекают внимание к исследуемому объекту, формируя возможность ориентироваться в предметном мире путем разнообразных манипуляций с объектами. Предметы, игрушки подбирают соответственно психомоторным возможностям ребенка.

Работа по стимуляции зрительно-моторной координации и формированию дифференцированных движений рук проводится в соответствии с закономерностями функционального развития (по Е. М. Мастюковой)[1].

От 1—3 месяцев — активизация зрительного и слухового внимания. Развитие тактильных ощущений при дополнительной зрительной стимуляции посредством манипулирования звучащими игрушками (погремушками) ярких оттенков. Ребенка побуждают к захвату предметов, вкладывая в руку ребенка.

От 4—8 месяцев — развитие функции активного, произвольного захвата игрушек, варьируя их величину, фактуру и вес.

От 9—18 месяцев — развитие возможности узнавать знакомые предметы на расстоянии, захватывать с участием большого пальца и конечных фаланг других. В игре ребенка учат исследовать предметы путем повторных проб действий с ними, в том числе проб с опорожнением и наполнением. Проводят игры-упражнения с наливанием и выливанием воды. Малыша обучают использовать предметы по назначению. Учат пить из чашки, пользоваться ложкой. Усложняют варианты заданий по захвату и манипуляции игрушками разнообразных размеров и форм. Ребенку предлагают игрушки, в захватывании которых необходимо участие большого пальца и конечных фаланг остальных («игрушки на ниточках»).

От 9—19 месяцев — развивают зрительное восприятие глубины пространства в вертикальной и горизонтальной плоскости. Формируют манипулятивную деятельность на основе развития зрительного и тактильно-осязательного восприятия: складывание кубиков, игры с песком и водой, использование простейших сборных игрушек. Привлекают внимание ребенка к различению предметов по форме, цвету, величине (вкладыши, пазлы, «чудесный мешочек»). Ребенок продолжает играть двумя руками, но уже выделяется преобладающая рука, хотя четкого доминирования нет.

В процессе развивающей работы с ребенком в форме игр и сеансов предметного взаимодействия зрительно-тактильные связи совершенствуются.

К трем годам у ребенка развиваются зрительно-моторные навыки, зрительное восприятие частей и целого, умение распознавать цвета, форму и величину предметов. В процессе манипулятивной деятельности ребенок обращает внимание на движения рук. На этом возрастном этапе для стимуляции развития используют пластилин, краски, цветные мелки и карандаши. Обучают ребенка графическим навыкам: провести линию, нарисовать круг и т.п. Формируют навыки простейшего конструирования с использованием кубиков и строительного материала. Целенаправленно развивают мелкую моторику рук в играх и манипуляциях с различными предметами, в том числе с предметами одежды, обуви (шнуровка, расстегивание пуговиц).

К четырем годам навыки предметной деятельности в процессе сенсорного воспитания совершенствуются и усложняются. Ребенок учится пользоваться цветными карандашами, красками, мелками и фломастерами. Малыша обучают вырезанию и склеиванию, определению на ощупь различных материалов (песок, бумага, мех), а также геометрических форм. Детей учат использовать навыки предметной деятельности в повседневной жизни.

Источник

Светлана Першан
Консультация для педагогов «Формирование сенсорно-перцептивных действий и эталонов у детей раннего возраста»

Формирование сенсорно-перцептивных действий и эталонов у детей раннего возраста.

Здравствуйте! Формирование сенсорных процессов у детей имеет большое значение для психического развития. Исследования многих ученых (К. Бюлера, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера) показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими. Становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек, составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.

Усвоение детьми сенсорных эталонов – многофункциональный процесс. Он расширяет сферу познаваемых ребёнком свойств, и позволяет отражать взаимосвязь между ними. Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщённостью, так как в них закреплены наиболее существенные главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определённые системы. Например, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр., что составляет их системность.

Психолог Л. А. Венгер вычленил и исследовал два пути усвоения систем сенсорных эталонов – перцептивный и интеллектуальный. Выделение перцептивного пути имеет важное значение для разработки способов сенсорного воспитания детей раннего возраста, которым еще не доступен интеллектуальный путь овладения.

Будучи усвоены системы сенсорных эталонов ребенком, они выступают в качестве основных средств осуществления перцептивных действий. Сопоставляя вновь воспринимаемые качества предметов с соответствующими элементами этих систем, ребенок точнее и глубже познает различные свойства конкретных примеров, его восприятие приобретает целенаправленность и организованность. Усвоение детьми систем сенсорных эталонов перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень.

Какие главные свойства восприятия? –это предметность и константность – и развиваются они, как показал Л. А. Венгер (1969, во второй половине первого года жизни в процессе действий ребенка с предметами, благодаря формированию так называемых сенсомоторных предэталонов, которые рассматриваются как необходимые предшественники сенсорных эталонов.

Параметры развития восприятия определяется: перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек, составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.

Перцептивные действия помогают изучить основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделив из них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его к определенному классу — кукла, машинка. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним, затем переходят во внутренний план и автоматизируются. Для формирования обобщения, так же как и других мыслительных операций развитие перцептивных действий — наиболее значимое качество и дает возможность в дальнейшем объединить каждый предмет в классы и понятия.

Читайте также:  Папка передвижка сенсорное развитие ребенка

В раннем возрасте дети еще не умеют и не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит. Поэтому, действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. А именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным.

На втором году жизни детей ведущая роль в сенсорном развитии принадлежит предметной деятельности. В процессе действий с игрушками, особенно дидактическими, строительным материалом, а также с бытовыми предметами дети получают представления об их величине, форме, окраске, звучании и др.

Ребенок овладевает действиями, которые определяются не только внешними свойствами предмета, но и их функциональным назначением (ложкой можно кормить куклу, гребенкой причесывать и т. п.).

Для выполнения подобных действий ребенок должен учесть особенности формы, пространственного расположения предметов и др.

Задания на выбор по образцу предметов соответствующей формы, величины, цвета, выполняемые первоначально в плане практической ориентировки,интериоризируются: задачи, решавшиеся путем прикладывания предметов, ребенок начинает решать в уме. В качестве средства для перевода детей к этому типу ориентировки Л. А. Венгер рекомендует заменять действия с предметами действиями с их изображениями, а также вводить отсроченный выбор. Материалом для обучения детей соотносящим действияммогут служить различные разборные игрушки: пирамидки, матрешки, яички, грибки, разрезные картинки и т. п. для выбора по образцу можно использовать плоскостные и объемные предметы.

При специальном обучении предметным действиям соотнесения геометрических фигур (объемных и плоскостных) и отверстий по форме можно развить к 1 году 7 месяцам – 1 году 9месяцам (т. е. в более ранние сроки) сопоставление предметов по форме на основе зрительной ориентировки. Это ведет к совершенствованию восприятия предметов, их величины и цвета, а также самой предметной деятельности.

Дети второго-третьего года жизни в процессе дидактических занятий (по данным Л. А. Венгера, 1969) могут научиться различать все основные геометрические формы и их варианты, а также все цвета спектра и их оттенки, что превышает требования ныне действующей «Программы воспитания в детском саду».

Обучение детей действиям с предметами осуществляется главным образом на занятиях. Лишь после того как они научатся действовать с игрушкой в соответствии с ее назначением, игрушку передают в самостоятельное пользование. Без предварительного обучения действия детей носят манипулятивный характер и не достигают развивающего эффекта.

Большое значение имеет умение взрослого заинтересовать ребенка, организовывать его деятельность таким образом, чтобы поддержать интерес к действию. Наибольшая активность ребенка при действии с предметом достигается в том случае, когда он самостоятельно открывает новое свойство.

Основным методом обучения действиям с предметами служит показ, сопровождаемый объяснениями взрослого, а в случаях затруднений – совместное с ребенком выполнение. При построении занятий учитывается выдвинутый Е. И. Тихеевой (1967) принцип сочетания сенсорного и речевого развития: ребенку предлагают подобрать «такой же» кирпичик, мяч и т. п. Введение этих выражений, а также обозначения размера (маленький, большой, поменьше и др.) не только обогащает речь, но и способствует правильному выполнению действия, а следовательно, сенсорному развитию.

Заключение.

В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. Исходя из того, что мышление предполагает ориентировку в связях и соотношениях между предметами, в исследованиях Запорожца и Венгера были разработаны методы изучения и диагностики мышления, исходя из способов ориентировки ребенка в ситуации. Эта ориентировка может быть связана с непосредственными действиями с предметами, их зрительным изучением или словесным описанием, определяя тем самым и вид мышления — наглядно-действенное, образное, схематическое, словесно-логическое. При этом наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5—4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5—3 года и является ведущим до 6—6,5 лет.

Источник

Ощущение и восприятие — начальный момент познания, его называют также сенсорно-перцептивной сферы личности С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем. Ощущение — это элементарный психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего, а также состояний внутренних органов при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств те. Восприятие — это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств В отличие от восприятия, в ощущение позволяет отображать лишь отдельные свойства предметов и объявления. На протяжении дошкольного детства сенсорно-перцептивный развитие ребенка проходит важные этапы, во многом определяют познавательную деятельность человека вообще Особенности сенсорно-перцептивного развития в раннем возрасте: — различение признаков предметов проявляется как узнавание, в котором интегрированы процессы памяти и восприятия; — лучше ребенок различает форму и величину предметов, которые являются условием ее предметных действий; — развитие ориентировочных действий происходит при переходе от практического примерки к зрительному соотношение предметов по их признакам и к сравнению с использованием мнимых мерок-образов; — усвоению слов для обозначения признаков (прилагательных) способствуют упражнения на выбор предмета по названному взрослым признаку; — создается основа для дальнейшего усвоения сенсорных эталонов. Сенсорно-перцептивные процессы интенсивно развиваются у ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, приобретая качественно новые свойства Восприятие приобретает целенаправленного, организованного, произвольного характера, тоб бы то у ребенка формируется перцептивная деятельность Главным ее элементом выступают исследовательские действия, зарождаются еще в раннем возрасте, а у дошкольника приобретают последовательного и опосредованного характ эру, осуществляются с помощью специальных средств — сенсорных эталонов Основное место в сенсорному развитию ребенка начиная с 3 лет занимает овладение сенсорными эталонами цвета, формы, величины Сенсорные эталоны — это психические образы, содержащие представления о чувственно сп приемов свойства объектов . Этапы усвоения сенсорных эталонов (по Л Венгером): 1. До 1 года возникают«сенсомоторные передэталоны» представляющие неосознаваемые способы выделения пространственных свойств предметов с помощью движений тела, руки, сначала с реальным предметом, а затем с воображаемым; 2. В течение 2-3 р возникают«предметные передэталоны» которыми выступают конкретные предметы-мерки, используемые в ходе практического соотнесение предметов по определенным признакам (прежде всего, по форме и величине) Представление об отдельных знакомые предметы становлюсь ют своеобразными меркам при определении свойств других предметов. 3 После 3 лет в ходе продуктивных видов деятельности (игры, рисования, конструирование, лепка) появляютсясобственно сенсорные эталоны Упомянутые виды деятельности ребенка опираются, в отличие от предметной деятельности, на систему образов, предусматривают замысел, а потому способствуют развитию эталонов как психических образов определенных свойств предметов. Ведущим видом исследовательские действия дошкольника на основе зрительного анализатора являетсяакт разглядывание который приобретает самостоятельное значение, ибо не связан с предметными действиями У старшего дошкольника появляется систематическое разглядывание, движения точки зрения отмечаются последовательностью, всесторонность Продолжительность разглядывание простой по содержанию картинки растет: в 3-4 года составляет 6 мин 8 сек, в 5 лет — 7 мин 6 сек, а в 6 лет — 10 мин 3 сек (Н Г Агеносова). Дошкольник в ходе разглядывание решает различные задачи: поиск предметов, выделение, определение их признаков, частей — общих и отличительных с другими, знакомство с новым предметом Ребенок по-разному изучает предмет — согласно задачам. В этом проявляется рост целеустремленности и управляемости таких действий Так, при ознакомлении с новыми предметами возникает длительная, сложная ориентировочно-исследовательская деятельность Дети берут предмет в руки, внимательно рассматривают его, ощупывают, пробуют на вкус, сгибают, растягивают, стучат ним, подносят к уху. На ощупь исследовательские действия выступают вспомогательными Их значение возрастает, если зрение не обеспечивает выявления свойств предмета (в темноте, для обследования сторон, недоступном для зрения и т.д.)

Читайте также:  Лекарственные препараты для речевого развития ребенку

Источник

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №44компенсирующего вида

Колпинского района Санкт – Петербурга

Методическая разработка

«Развитие сенсорно-перцептивной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья»

АДРЕСАТ: Дети с ограниченными возможностями здоровья

5 – 7 лет

Автор — Составитель:

Воспитатель

Мартынова Лариса Евгеньевна

Санкт-Петербург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность методической разработки

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка, института физиологии детей и подростков установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Ребенок ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) в дошкольном возрасте проживает фазу интереса к мелким предметам. Это связано с особенностями созревания участков коры головного мозга, отвечающих за сенсомоторное и одновременно речевое развитие. В школе дети с ОВЗ испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной  сформированностью зрительно-двигательной координации.

Все это делает особо важным координацию работы педагога и психолога в проведении развивающей работы с детьми.

В данной методической разработке предлагается система упражнений, с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.

Основой для составления комплексов упражнений  послужили исследования Л. Цветковой, Н.Корсаковой, разработки М. Монтессори, Зайцева,  и др.. Особое место в ряду использованных материалов занимает русский народный фольклор.

Поскольку в раннем возрасте общение, а затем и предметная деятельность являются ведущими, в задачах и содержании игр предусмотрено непосредственно эмоциональное общение с ребенком, взаимодействие происходит в форме игры и является при этом самоценным. Именно поэтому данные игры для детей раннего возраста призваны помочь в решении следующих задач:

  • Формировать интерес к активному взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
  • Учить жестом, словом выражать свое отношение к игрушкам и людям.
  • Побуждать действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей.
  • Развивать способности к слуховой и зрительной сосредоточенности
  • Развитие речи, как средства игры и общения с детьми и взрослыми

Адресат

Методическая разработка рассчитана на детей  с ограниченными возможностями здоровья от 5 до 7 лет.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ

Целевое назначение программы

Цель программы – создание условий для развития сенсорно-перцептивной сферы и адаптация детей к условиям детского сада.

Задачи программы:

  1. Развитие движений пальцев рук через формирование мелкой моторики.
  2. Обогащение ребенка сенсорными впечатлениями.
  3. Развитие внимания и сосредоточенности.
  4. Формирование позитивных коммуникативных взаимоотношений: ребенок – ребенок; ребенок – взрослый.
  5. Развитие самостоятельности и уверенности в себе.  

Программа базируется:

Принципы работы.

Основные принципы работы по развитию сенсорно-перцептивной сферы соответствуют основным педагогическим принципам: развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые комплексы проводится с подгруппой детей  и индивидуально. Для подборки речевого материала используются скороговорки, физкультминутки, небольшие стихотворения.

Ожидаемые результаты.

На уровне базовых способностей – создание условий для активного развития пальцевого праксиса, кинетической основы произвольного действия;

На операциональном уровне – развитие зрительно-моторной координации;

На уровне навыка – создание условий для развития различных видов захвата предметов, в первую очередь – «пинцетного» и «щипкового»

Содержательные компоненты структуры.

Содержательная характеристика курса.

Программа состоит  из 8 занятий в месяц, рассчитана на 9 месяцев.

Всего:  72 академических часа (в зависимости от возраста детей)

Продолжительность занятий : 20-30 минут, в игровой форме.

Периодичность занятий : 2 раза в неделю.

Структура игрового занятия: 

Ритуал приветствия. Массаж кистей рук с использованием чистоговорок – 2 минуты.
Разминка. Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики — 5 минут.
Пальчиковые игры и упражнения – 15-20 минут

Тактильные упражнения, игры с водой, песком

Работа в тетрадях, штриховки, раскраски

Ритуал прощания. Релаксационный комплекс– 2 минуты.

Учебно-тематический план

п/п

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ВСЕГО

1

2

3

«Здравствуй, карандаш»

«Дождик тише, дождик громче»

«Строим забор»

5 часов

3 часа

4 час

12

4

5

6

«Рисуем забор»

«Чудесный мешочек»

«Магазин игрушек»

4 часа

4 часа

4 часа

12

7

8

9

«Дорожки»

«Веселая семейка»

«Узор на салфетке»

4 часа

4 часа

4 часа

12

10

11

12

«Игра в кегли»

«Везём подарки»

«Подарочки»

4 часа

4 часа

4 часа

12

13

14

15

«Цветы на лугу»

«Волшебный клубочек»

«Угощение для гостей»

4 часа

4 часа

4 часа

12

16

17

18

«Улитки»

«Путешествие божьей коровки»

«Поиграй-ка»

4 часа

4 часа

4 часа

12

Всего:

72

72

* — продолжительность 1 академического часа в зависимости от возраста детей.

Эффективность программы и способы ее отслеживания

С целью отслеживания результативности заполняется дневник развития ребёнка и собираются продукты деятельности. На входе и выходе проводится диагностика. За основу программы исследования взята и адаптирована, с целью выявления и сформированности сенсорных эталонов, методика Войлоковой Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалевой Л. Ю. Данная методика нацелена на выявление сенсорных эталонов у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Характеристика целесообразности построения курса.

Ведущий вид развития детей дошкольного возраста  – игра.

Программа построена на основе игр и упражнений, предназначенных обеспечить психологический комфорт для ребенка, сформировать доверительные отношения к взрослым, адаптироваться в новой среде.

Занятия Программы имеют общую гибкую структуру, основанную на возрастных особенностях детей раннего возраста и наполнены различным игровым содержанием.  

Каждое занятие состоит из нескольких частей.

Структура занятия

Первый блок занятия

Состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз.

Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно-пространственную актив-

ность, улучшить восприятие.

Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарного взаимодействия. Межполушарное взаимодействие имеет большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии памяти, внимания, мышления, речи.

Выполняются эти упражнения в течение 10 минут.

Второй блок занятия (разминка)

Задача разминки — сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, разогреть внимание и интерес ребёнка к занятиям. Разминка включает два вида упражнений: одно упражнение на развитие внимания, памяти, мышления, второе — на развитие восприятия.

По времени выполнение этих упражнений занимает 5–10 минут.

Третий блок занятия (основной)

Читайте также:  Программы включающие все направления развития ребенка

Состоит из задания изобразительного характера: лепки, рисования, аппликации и так далее.

Здесь же проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. В составе данного блока проводятся подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания. Эти игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов. Здесь же можно провести пальчиковые игры и упражнения.

По времени эта часть занимает 25–30 минут.

Четвертый блок занятия

Упражнения на релаксацию, сопровождающиеся расслабляющей музыкой и позволяющие успокаивать ребенка, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию.

Заканчивается занятие ритуалом прощания специалиста с ребёнком. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково.

Для приветствия используются упражнения «Комплимент» и «Круг»: ребёнок и специалист

встают напротив друг друга и сначала каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здравствуй!!!», произнесённое вместе.

Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До-сви-да-ни-я!!!».

На этот блок отводится 5 минут. Затем проводятся беседы с родителями

      Программа разработана для детей с ОВЗ, поэтому ее структура представлена таким образом, что все участники  сохраняют интерес и работоспособность на протяжении всего занятия. Занятия наполнены элементами, способствующими привлечение и концентрации  внимания детей:

  • Использование мягкой игрушки – Зайца с музыкой.
  • Движения на мышечную релаксацию (уменьшает напряжение, возбуждение)
  • Прослушивание песни «Веселого зайчика»

Методы и техники, используемые в программе

Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка  «Веселого зайчика» способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

Игротерапия. Используемые упражнения и игры  снижают напряженность, мышечные зажимы, тревожность. Повышают уверенности в себе, снижают детские страхи. 

 Содержание программы

 Ноябрь

    1.

    2.

   3.

 «Здравствуй, карандаш»

  «Дождик тише, дождик громче»

  «Строим забор»

 1.Закреплять пространственные представления: справа, слева, в центре, вверху, внизу, впереди.

 2.Развитие внимания, слухового восприятия.

 3.Формирование двигательной активности и гибкости пальцев, кистей рук, умение подражать действиям педагога.

 4.Массаж пальцев и кистей рук.

 1.Развитие, формирование пространственной ориентации на листе бумаги, чувства цвета.

 2.Развитие умений правильно держать карандаш, раскрашивать в пределах контура.

 3.Развитие и формирование внимания.

 4.Развитие умения поочерёдно действовать правой и левой руками.

 1.Развитие, формирование внимания, подвижности и гибкости пальцев и кистей рук.

 2.Развитие зрительно-моторной координации.

 3.Развитие умения рисовать в ограниченном пространстве листа, раскрашивать в пределах контура.

 Декабрь

   4.

    5.

   6.

 «Рисуем забор»

  «Чудесный мешочек»

  «Магазин игрушек»

 1.Развитие, формирование, закрепление внимания, слухового восприятия, дифференцированных движений пальцев рук, умения действовать по показу педагога.

 2.Развитие моторных умений и гибкости рук, слаженных движений  и действий правой и левой руками.

 1.Формировать и закреплять понятия: волнистая и пунктирная линии, центр, середина, право, лево, пара.

 2.Развитие, формирование, закрепление сгибательных, разгибательных мышц пальцев и кистей рук, их гибкости, слаженных действий обеими руками.

 3.Развитие умения хватать кулаком, умения координировать действия рук.

 1.Формирование и закрепление понятий: слева направо, сверху вниз, над, под, середина, вертикальные и горизонтальные линии, геометрическая фигура – ромб.

 2.Развитие сгибательных и разгибательных мышц пальцев и кистей рук, хватательных движений, согласованных действий обеих рук.

 Январь

   7.

   8.

    9.

 «Дорожки»

 «Подарок жеребёнку»

  «Узор на салфетке»

 1.Формирование и закрепление понятий: название пальцев рук, горизонтальные линии, право, лево, слева, направо.

 2.Развитие согласованных действий обеих рук, их гибкости, дифференцированных движений пальцев рук.

 3.Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности.

 1.Развитие мелких движений, целенаправленных действий, умения распределять пальцы на предмете и нагрузку на мышцы пальцев рук, координировать движения рук, выполняя одновременные одинаковые действия.

 2.Развитие воображения, зрительно-моторных координаций, чувства пространства.

 1.Знакомство с понятием «клетка».

 2.Развитие, формирование сосредоточенности, зрительно-моторной координации.

 3.Развитие умения рисовать линии по образцу на листе в клетку.

 Февраль

 10.

  11.

  12.

 «Игра в кегли»

  «Везём подарки»

  «Подарок Карлсону»

 1.Развитие, формирование, закрепление гибкости, двигательной активности пальцев рук – большого, указательного, среднего.

 2.Развитие зрительно-двигательных координаций, умения брать мелкие предметы тремя пальцами – щепотью, учитывая их форму, величину.

 3.Развитие умения рисовать по точкам, по клеткам и в свободном от линий пространстве листа, раскрашивать с ослаблением и усилением нажима на карандаш.

 1.Развитие , формирование, закрепление внимания, сосредоточенности, двигательной активности пальцев рук, умения действовать обеими руками согласованно, подражать действиям педагога.

 2.Закрепление чувства пространства, зрительно-моторной координации, умения рисовать на листах бумаги по образцу, не выходить за пределы контура.

 1.Закрепление гибкости, двигательной активности пальцев рук, координации действий обеими руками.

 2.Формирование восприятия целостного образа предмета, умения выделить контур и отдельные детали предмета.

 Март

 13.

 14.

  15.

 «Цветы на лугу»

  «Волшебный клубочек»

  «Угощение для гостей»

 1.Формирование подражания действиям педагога, умения брать щепотью, учитывая форму предмета, анализировать и воспроизводить образец.

 2.Формирование воображения, умения различать форму предмета, рисовать по пунктирным линиям на листах бумаги.

 1.Формирование восприятия формы предмета.

 2.Формирование умения распределять пальцы обеих рук на предмете и действовать руками одновременно, согласованно.

 1.Развитие, формирование, закрепление умения брать мелкие предметы пальцами, прочно захватывать и удерживать их в руках.

 2.Закрепление умений различать форму, величину предмета, рисовать круги по образцу на листе в клетку, на свободном и ограниченном пространстве листа.

 Апрель

 16.

  17.

 18.

 «Улитки»

  «Путешествие божьей коровки»

 «Поиграй-ка»

 1.Закрепление тонких движений пальцев рук, умения брать мелкие предметы, учитывая их форму и величину, удерживать эти предметы.

 2.Закрепление внимания, зрительно-моторных координаций, пространственной ориентации на разных листах.

 1.Закрепление умения дифференцировать движения рук.

 2.Развитие умения продевать, завязывать шнурок по подражанию, по образцу, самостоятельно.

 Закрепление полученных ранее умений и навыков.

Материально – техническое оснащение:

  • Кабинет для занятий;
  • магнитофон;
  • аудиокассеты с записями шумов природы;
  • 10 стульев;
  • шкаф для хранения методической продукции;
  • декорации для (перечислить)
  • канцелярские принадлежности

Используемая литература:

1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель. 2007

2. Гаврина С.Н., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль. 2000

3. Гутанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику. – СПб: Издательство «Питер», 2000.

4. Жадько Е.Г., Широкова Г.А. Практикум детского психолога. Ростов на Дону: Феникс, 2007.

5. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5 – 10 лет. — Ярославль, 2006

6. Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика. – М.: Эксмо. 2004

7. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003

8. Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

9. Солнцева Е.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. – М.:АСТ