Сенсорная доска позволяет осуществить развитие ребенка

Сенсорная доска позволяет осуществить развитие ребенка thumbnail

таня азизова
Использование сенсорной интерактивной доски

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Абдулкадирова Татьяна

Насруллаховна,воспитатель

МАДОУ ДС №12 «Буратино» город Радужный

Одним из основных вопросов модернизации образовательного пространства — как повысить уровень усвоения учебного материала, т. е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания.

Уже давно установлено, что около 80 % информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 % — через слух, оставшиеся 5% — через осязание, обоняние и вкус.

Но, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании ин- формации, повышается роль моторной памяти, т. е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и «потрогает», т. е. сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т. п., применит на практике. Поэтому важно во время занятия постоянно предоставлять детям возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают новые информационные технологии, не только предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации, но и повышающие мотивацию детей к изучению этой информации.

Важнейшим компонентом современных информационных технологий, используемых в образовании, стали сенсорные интерактивные доски. Выглядят они как обычные маркерные доски, но все, что пишется на интерактивной доске, мгновенно появляется на экране персонального компьютера.

Интерактивная доска — это проекционный экран, оснащенный приемниками-передатчиками ультразвуковых и инфракрасных сигналов. Сигналы эти не представляют опасности для здоровья. Между тем, согласно санитарным нормам, в течение недели количество занятий с применением технических средств обучения не должно превышать для обучающихся I ступени (дошкольники и младшие школьники) — обучающихся II и III ступени.

Сенсорная интерактивная доска выполняет разные функции в образовательном процессе (табл. 1).

Таблица 1. Функции сенсорной интерактивной доски в учебно-образовательном процессе

Функция Содержательная характеристика

Коммуникативная Передача информации

Управленческая Подготовка детей к выполнению заданий и организация их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание, получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекция этих процессов

Кумулятивная Хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации

Научно- исследовательская Преобразование получаемой детьми информации с исследовательской целью, моделирование содержания и форм подачи информации педагогом

Развивающая 1. Развитие всех видов мышления.

2. Развитие творческих способностей детей и усвоение ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации (возможность дописывать, дорисовывать, заполнять пропуски, самостоятельно что-либо создавать).3. Развитие положительной мотивации к учению. 4. Возможность работать в индивидуальном темпе, запрашивать у компьютера помощь, возвращаться к изученному ранее материалу, воспользоваться образцом выполнения задания

Использование сенсорной интерактивной доски вносит в образовательный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение занятий, но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали.

Важным свойством сенсорной интерактивной доски при подготовке занятия является возможность размещать материал на нескольких страницах. Специализированное программное обеспечение, разработанное для интерактивных досок, позволяет легко и быстро составить план, подобрать и правильно расположить нужный материал. При этом педагог может использовать входящие в комплект поставки различные фоны и богатую библиотеку клипартов.

Следует отметить, что при подготовке к занятию не обязательно использовать интерактивную доску, достаточно иметь на компьютере то же самое программное обеспечение, которое установлено на интерактивной доске. Заранее подбираются нужные материалы и размещаются на нескольких страницах. Затем, во время занятия, вместо того, чтобы, стоя спиной к детям, тратить драгоценное время на стирание одного материала с доски и написание другого, педагог одним щелчком переключается на следующую страницу. Это позволяет постоянно контролировать ситуацию.

Включенные в состав программного обеспечения различные спец- эффекты («фонарик», «шторка» и др.) позволяют акцентировать внимание детей на наиболее существенных фрагментах занятия, что также способствует пониманию и усвоению материала. Если нужно, чтобы обучающиеся видели не весь материал, а некоторую его часть, то «шторкой» можно закрыть часть интерактивной доски, которую педагог открывает в конце, чтобы проверить правильность решения.

Еще одним важным свойством сенсорной интерактивной доски является мультимедийность. На доске можно не только показывать статические изображения, но и демонстрировать слайд-шоу, воспроизводить анимацию и видеоролики, т. е. использовать как экран. Это намного эффективнее по сравнению с использованием персонального компьютера, размеры экрана которого обычно не превышают «19».

При всех этих демонстрациях на интерактивной доске можно делать пометки цветными маркерами, выделяя наиболее важные фрагменты.

Читайте также:  Коррекция и развитие ребенка в детском саду

Материал каждого занятия со всеми сделанными пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или рас- печатать в нужном количестве экземпляров для раздачи обучающимся, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования.

Таким образом, сенсорная интерактивная доска позволяет педагогу:

• объяснять новый материал из центра, в том числе при большой аудитории;

• импровизировать и обеспечивать гибкость образовательного процесса (выполнение рисунков, записей поверх любых приложений);

• сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия;

• делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

использовать новые формы работы с детьми и коллегами

Преимущества для обучаемых:

сенсорная интерактивная доска делает занятия интересными и развивает мотивацию к обучению у детей;

• освобождает от необходимости записывать, благодаря возможности сохранять и распечатывать все, что появляется на доске;

• обеспечивает возможность понимания более сложных идей в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

• позволяет проявить творческие возможности, повысить уверенность в себе;

• позволяет работать с детьми с ограниченными возможностями. Следует отметить, что доска может применяться на любых этапах занятия (табл. 2).

Таблица 2. Основные возможности использования сенсорной интерактивной доски на различных этапах занятия

Этапы занятия Возможные варианты использования сенсорной интерактивной доски

Организационный момент Мотивация обучаемых через использование интерактивных моделей, анимации, иллюстраций. Запись темы урока. Актуализация известного

Объяснение нового материала Использование интерактивных моделей, анимации, иллюстраций. Запись ключевых моментов. Запись фрагмента занятия

Закрепление изученного материала Тестирование, выполнение практических заданий, поиск и исправление ошибок, индивидуальные и групповые выступления с использованием коллекции цифровых образовательных ресурсов или самостоятельно разработанными материалами. Запись фрагмента занятия

Подведение итогов занятия Запись ключевых моментов. Просмотр фрагментов занятия

При этом могут использоваться разные формы организации деятельности обучаемых (табл. 3).

Таблица 3. Формы организации деятельности детей с использованием сенсорной интерактивной доски

Форма организации обучаемых Возможные варианты использования сенсорной интерактивной доски

Фронтальная (одновременная работа со всеми)

Диалог педагога и обучающегося в форме вопросов и ответов с записью ключевых моментов на доске. Построение интерактивных схем, выполнение практических заданий, результаты которых записываются либо педагогом, либо одним из обучаемых

Групповая Выполнение практических заданий на доске одновременно несколькими детьми. Защита и демонстрация группового проекта

Индивидуальная Выполнение практических заданий на доске, построение интерактивных схем, дополнение, исправление. Защита и демонстрация индивидуального задания

Кроме того, необходимо учитывать психолого-педагогические и возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Устойчивость внимания — продолжительность времени, в течение которого ребенок способен концентрироваться на определенном объекте или деятельности.

Объем внимания — количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью.

Распределение внимания — одновременное внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие у детей развито слабо, поэтому в подготовке экранных пособий необходимо использовать принцип «фон и фигура» (изучаемый объект выделяется крупнее всего, что изображено на экране).

Переключение внимания — перемещение внимания с одного объекта на другой. Сенсорная интерактивная доска позволяет сфокусировать внимание детей на отдельной части рассматриваемого объекта, установить необходимую последовательность изображений.

При работе с сенсорной интерактивной доскойнеобходимо соблюдать правила техники безопасности:

1. Обучающиеся и педагог должны стоять спиной к аудитории, когда пишут поверх проецируемого изображения, чтобы луч света от проектора не попадал в глаза.

2. Прежде чем повернуться лицом к слушателям, необходимо от- ступить в сторону от интерактивной доски.

3. Шнуры от проектора, компьютера, интерактивной доски должны быть изолированы от детей, не должны препятствовать подходам к сенсорной интерактивной доске.

4. Время работы с доской — 10– 15 минут. Превышение времени не повлечет ухудшения здоровья, но значительно снизит эффективность работы.

При разработке педагогического программного средства для сенсорной интерактивной доскинеобходимо учитывать следующие эргономические требования:

1. Цветовое решение. Оптимальным является светлый фон и темный цвет текста. Максимально удобным при продолжительном чтении является сочетание черного текста на белом фоне. Необходимо учитывать принцип единства, согласно которому для оформления страниц допускается до четырех цветов (желательно одной цветовой гаммы). Желателен единый стиль оформления всех слайдов.

2. Размер и тип шрифта. Оптимальный размер для основного текста — 20–24 пункта. Интервал между строчками должен быть не меньше одинарного. С экрана лучше воспринимаются шрифты без «засечек»,например: жирное, полужирное начертание больше подходит для заголовков, курсив — для выделения слов в тексте. Психологи не рекомендуют набирать информацию прописными буквами. Чтение такого текста осуществляется примерно на 10 % медленнее, чем его аналога, выполненного с использованием строчных букв.

Читайте также:  Коррекционная работа по развитию речи с аутичным ребенком

3. Размещение текста на экране. Основной текст выравнивается влево, либо «по ширине», эпиграф — вправо. Заголовки центрируются (и выделяются жирным). Подзаголовки можно выравнивать влево, обычно так поступают с названиями нумеруемых разделов. Начало всех строк текста, должно находиться на одном уровне. Материал, предлагаемый для чтения, должен быть статичным. Движущийся, мерцающий или изменяющийся в размерах текст воспринимается значительно хуже.

4. Объем и структурирование информации на слайде. Приветствуется сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста (тяжело читать большой текст с экрана). Если информации слишком много, то лучше разделить ее на порции и связать гиперссылками.

5. Списки — 5–7 элементов. Если элементов списка больше, их лучше расположить в две колонки.

Сенсорная интерактивная доска может широко применяться в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

Под формированием элементарных математических представлений понимают целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности в области математики.

Рассмотрим виды упражнений и игр с математическим содержанием, которые можно использовать при работе с сенсорной интерактивной доской.

Мультимедийные игры («Цветные счетные палочки Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша», «Танграм», «Головоломка Пифагора» и т. п.).

Цветные счетные палочки Кюизенера. Палочки изображаются на экране. При этом используется утилита множественного клонирования для того, чтобы дети могли рассмотреть все возможные варианты состава числа из двух меньших.

Логические блоки Дьенеша. На доске изображаются геометрические фигуры трех цветов,большие и малые: квадраты, треугольники, круги, а также условные обозначения (используется утилита множественно- го клонирования, указывающие на цвет, размер, знак отрицания.

Танграм. На доске изображается квадрат, разделенный на части. Из данных частей складываются различные изображения по образцу или придумываются самостоятельно.При этом необходимо учитывать следующие условия: детали игры не должны даже частично прикрывать друг друга, в состав каждого изображения должны входить все части квадрата.

Таким образом, использование сенсорной интерактивной доски не только позволяет интенсифицировать процесс обучения и воспитания дошкольников, в том числе и по математике, но и заметно облегчает процесс подготовки и проведения занятий для педагога, открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали.

Источник

Предназначение сенсорной доски

Маленькие детки очень активны: им все любопытно, все нужно потрогать, а настойчивость карапузов в достижении своей цели не знает границ. Как бы родители не обожали своего малыша, они невероятно счастливы, когда непоседа наконец занят интересной игрушкой и можно посвятить домашним делам хоть несколько минут, не переживая за его здоровье.

Подарите ребенку возможность безопасно изучить бытовые мелочи и отдохните немного сами, создав аналог модной игрушки для детей — сенсорной доски. Как своими руками быстро и просто сделать полезный сюрприз любознательному крохе, читайте далее.

Сенсорная доска по методу Монтессори

Впервые идея обезопасить малышей от травм, разместив все интересующие их мелкие предметы на небольшом деревянном стенде, пришла в голову Марии Монтессори. Цели известного детского педагога безопасностью, конечно, не ограничивались: правильно оформленная сенсорная доска способствует интеллектуальному росту ребенка, стимулирует его воображение, приучает к самостоятельности. Регулярно проводя время за сенсорной доской, малыш развивает следующие качества:

  • Внимательность;
  • Воображение;
  • Зрительная и сенсорная память;
  • Мелкая моторика;
  • Способность координировать движения;
  • Цветовосприятие;
  • Логика.

Сначала ребенок рассмотрит и потрогает все предметы на доске, запомнит их расположение. Следующий шаг — изучение возможностей всех закрепленных мелочей: малыш учится открывать и закрывать шпингалет, звонить в колокольчик, завязывать шнурки, щелкать кнопкой выключателя, крутить телефонный диск, застегивать молнию, пуговицы.

Знакомство с первой сенсорной доской

Список приобретаемых навыков зависит от заполнения сенсорной доски. Решив сделать тактильный макет для детей своими руками, учитывайте их возрастную группу — закрепленные предметы должны побуждать к изучению, а не ставить в тупик своей сложностью.

Нюансы оформления

Как уже было сказано, сенсорная доска принесет максимум пользы лишь в том случае, если будет правильно оформлена. Просто взять и прикрутить на стенд первые попавшиеся игрушки нельзя, как и мелочи непонятного назначения — каждый предмет должен выполнять свою функцию. Продумывая наполнение сенсорной доски, следует учесть некоторые нюансы:

Вариант оформления сенсорной доски

  • На доске необходимы несколько ярких деталей разных цветов, чтобы тренировать цветовосприятие;
  • Обязательно закрепите звуковой элемент;
  • Самые интересные предметы для маленьких детей это все, что можно покрутить, растянуть, передвинуть. Мелочи, закрепленные просто для красоты, остаются без внимания;
  • Изучая сенсорную доску, дети довольно сильно тянут к себе заинтересовавшие детали, поэтому нужно позаботиться о надежности их крепления. Как показывает практика, клей и мелкие гвоздики не выдерживают нагрузки, лучше воспользоваться небольшими болтиками, саморезами;
  • Тренировка мелкой моторики пройдет эффективнее, если текстура поверхностей, с которыми будут контактировать ручки малыша, разная. Используйте резину, пластик (гладкий, шершавый), текстиль, шерсть, металл, дерево.
Читайте также:  Центр развития ребенка пушкин

Внимательно отнеситесь к выбору основы доски. Классикой считается отшлифованное дерево, при желании его можно выкрасить в любимый оттенок малыша, покрыть лаком.

Что может пригодиться

Как только вас посетила идея своими руками сделать для детей сенсорную доску, забудьте о привычке выкидывать ненужные или сломанные приборы, предметы домашнего обихода, игрушки, швейную фурнитуру. Поройтесь в шкафах, на полках, загляните на антресоль в поисках элементов для доски, затем разложите «урожай» на столе, выберите самые удачные находки:

Сенсорная доска для детей, сделанная своими руками

  • Выключатели, тумблеры. Дети быстро переносят навыки, приобретенные в игре, на окружающее пространство — вскоре малыш начнет сам включать свет;
  • Дверные запоры — замки, щеколды, шпингалеты, задвижки. Хорошо бы для наглядности разместить такой предмет на маленьком макете дверцы. Крючки и дверные цепочки тоже принесут детям немало радости;
  • Дверной звонок, работающий от батареек. Учтите, малыш будет постоянно нажимать кнопку звонка, что очень раздражает. Чем тише звонок, тем больше нервных клеток вы сбережете. Впрочем, этот элемент с успехом заменит музыкальный механизм из старой игрушки, ксилофон, велосипедный сигнал;
  • Розетка и вилка. Увидев, как вы включаете в электрическую сеть пылесос или фен, ребенок непременно захочет повторить это действие. Предложите ему потренироваться на сенсорной доске;
  • Молнии, кнопки, пуговицы, липучки. Умение управляться с застежками на одежде прививается очень долго, а закрепив на сенсорной доске ткань с плотно пришитыми «тренажерами», вы поможете чаду быстрее приобрести необходимый навык;
  • Шнуровка. Можно нарисовать краской контур ботинка, просверлить в доске дырочки, продеть в них шнурки и показать, как их завязывать. С первого раза малыш действие не повторит, но это вопрос времени;
  • Бусы, счеты, четки. Перебирая пальчиками мелкие бусинки, дети успокаиваются, а заодно развивают мелкую моторику;
  • Диск от старого телефона. Его нужно закрепить так, чтобы можно было покрутить;
  • Ткань различной плотности и фактуры. Поглаживая лоскутки, малыш развивает тактильное восприятие;
  • Зеркальце. Обязательно наличие защитного края, иначе ребенок порежется;
  • Дверные ручки, срабатывающие на открывание при нажатии или повороте;
  • Часы со стрелками научат определять время;
  • Фонарик. Выберите модель, которую сложно разобрать;
  • Небольшой водопроводный кран;
  • Картинки с изображением животных, растений, геометрических фигур. Они нужны, чтобы дополнить и украсить сенсорную доску.Ребенок увлечен игрой

Возможно, деталей окажется слишком много для небольшой доски. Ничего страшного, оставьте несколько элементов на замену. Детям периодически приедаются любые игрушки, а заменив несколько предметов на доске, вы вновь подогреете их интерес.

Сенсорная доска для детей своими руками

Процесс самостоятельного изготовления сенсорной доски для детей несложен, но кропотлив:

  1. Вырезать доску нужного размера (стандарт 70 на 70);
  2. Углы, края и все поверхности тщательно отшлифовать шкуркой;
  3. Если вы решили покрасить сенсорную доску краской или нанести рисунок, сделайте это сейчас;
  4. После высыхания доски разложите на ней заготовленные детали. Передвигайте элементы, меняйте местами до тех пор, пока их расположение не покажется вам оптимальным;
  5. Сфотографируйте доску на этом этапе. Фото станет вашей шпаргалкой, напомнит, в каком порядке крепить предметы;
  6. Освободив поверхность доски, выберите один элемент и приступите к закреплению при помощи обычной или электрической отвертки;
  7. Поочередно закрепите все детали, следя за тем, чтобы сохранялась их функциональность;
  8. Проверьте прочность крепления всех деталей;
  9. С обратной стороны доски срежьте или загните кончики саморезов, если есть такая необходимость.Вариант закрепления сенсорной доски - на детской кроватке

Вы ознакомились с тонкостями изготовления сенсорной доски для детей, теперь попробуйте сделать ее своими руками.Когда сенсорная доска будет готова к знакомству с маленьким непоседой, сначала поиграйте вместе с малышом, показывая ему возможности новой забавы, затем предоставьте свободу действий — как минимум полчаса свободного времени вам обеспечено.

Группа в Facebook

Копирование и воспроизведение информации с сайта на других ресурсах запрещено!

Все права защищены © 2020

Источник