Сенсомоторное развитие ребенка дошкольного возраста

Юлия Федорова
Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте

Статья на тему: «Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте»

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия

и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,

цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие

моторной сферы.

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного

развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего

мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание,

мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются

результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие

невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторное развитие

является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для

совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений

об окружающем мире. Сочетание сенсорных и моторных («моторика»

движение) задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных

условий умственного воспитания. Моторика — основа развития, своего

рода “локомотив”

всех психических процессов (внимание, память,

восприятие, мышление, речь). Роль и участие движения в возникновении

ощущений и восприятий очень важна, так как возникающие ассоциации

формируют зрительный опыт с опытом тактильно-двигательным. И. П.

Павлов выразил это простыми словами: «Глаз «учит» руку, рука – «учит»

глаз». С помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует

ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук

становятся основным источником познания ребенком окружающей

действительности.

Сенсомоторное воспитание создает необходимые

предпосылки для формирования психических функций, имеющих

первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно

направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического,

кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с

которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи

начальным источником всех наших представлений, ощущения дают материал

для других,более сложных психических процессов: восприятия, памяти,

мышления.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и

качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его

органы чувств. Физиологической основой ощущений является деятельность

сложных комплексов анатомических структур – анализаторов, каждый из

которых в свою очередь состоит из трёх частей: периферического отдела,

называемого рецептором; проводящих нервных путей; корковых отделов, в

которых происходит переработка нервных импульсов.

Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, Е. И.

Рогов выделяет три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные,

экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, которые доходят

до нас из внутренней среды организма. Вторые обеспечивают информацию о

положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного

аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений. Наконец, третьи

обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для

нашего сознательного поведения. Всю группу экстероцептивных ощущений

принято условно разделять на 2 подгруппы: контактные и дистантные

ощущения.

Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно

приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого

органа. Примерами являются вкус и осязание.

Дистантные вызываются раздражителями, действующими на органы

чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и

особенно слух и зрение. Отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности

их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств

называется восприятием (перцепцией). В ходе восприятия происходит

упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы

вещей и событий. Восприятие связано с осознанием, пониманием,

осмыслением предметов и явлений, с соотнесением их к определённой

категории по соответствующим признакам.

Восприятие – это сложная познавательная деятельность, включающая

в себя целую систему перцептивных действий, которые позволяют

обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить.

Перцептивные действия делятся на измерительные, соизмерительные,

построительные, контрольные, корригирующие и тонически-регуляторные.

К основным свойствам восприятия, определяющие его сущность

относятся предметность, целостность, структурность, осмысленность,

избирательность, константность, апперцепция. К свойствам восприятия,

определяющие его продуктивность относятся объём, скорость, точность,

надёжность.

По определению Л. Д. Столяренко, восприятие – непосредственное

отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их

опознавательных признаков. Восприятие, как и ощущение, является

рефлекторным процессом.

Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы,

временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий

головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений

окружающего мира. Последние при этом выступают в качестве комплексных

раздражителей. В результате восприятия складывается образ, включающий

комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых

человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Человек живёт не в

мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или

прикосновений, он живёт в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных

ситуаций, т. е. чтобы человек не воспринимал, он неизменно имеет дело не с

отдельными ощущениями, а с целыми образами. Лишь в результате такого

объединения изолированные ощущения превращаются в целостное

восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению

целых предметов или ситуаций. При восприятии знакомых предметов

(стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро – человеку достаточно

объединить 2-3 воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному

решению. Восприятие является очень сложным и активным процессом,

требующим значительной аналитико-синтетической работы. В процесс

восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информационные точки;

пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих

существенную роль в определении наиболее существенных особенностей

звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначить как

воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Для того чтобы

некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его

какую-либо встречную активность, направленную на его исследование,

посторенние и уточнение образа.

Итак, восприятие – это наглядно-образное отражение действующих в

данный момент на органы чувств, предметов и явлений действительности в

совокупности их различных свойств и частей.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, процесс

ощущений – это не отражение того или иного свойства, а сложнейший и

активный процесс в деятельности анализаторов, так же ощущения не только

несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и

выполняют активизирующую функцию мозга. В свою очередь восприятие,

являясь чувственным этапом познания, связано с мышлением и имеет

мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом.

Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления,

воображения. Таким образом, ощущение и восприятие человека – это

необходимые предпосылки и условия его жизни и практической

Читайте также:  Обогащенное развитие ребенка в одном из видов детской деятельности

деятельности.

Ребенок растет,начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и

крупная и мелкая моторика помогает ему познавать мир. В дошкольном

возрасте происходят глубокие изменения в моторике ребенка. У детей растёт

двигательная сила, выносливость, ловкость, координированность. Некоторые

новые сложные двигательные умения, приобретаемые ребенком в этом

возрасте, становятся очень важными в его последующей жизни. Более того,

ребенок научается совершать движения сознательно и произвольно.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения

какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т. д. – все это

относится к крупной моторике. Если, например, перед ребенком стоит

задача – поднять упавшую игрушку. Он сначала подойдет к ней, наклонится,

протянет руку, возьмет игрушку, выпрямится – вот сколько действий

ребенок сделает, что бы игрушка очутилась у него в руках. Все эти действия

относятся к крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале

ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно

добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика– это способность манипулировать мелкими

предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике

работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра

на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая

моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами

сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие

(координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная

память, речь. Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано

с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от

степени подвижности пальцев рук (в виду близости расположения речевых и

двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в

двигательной области коры больших полушарий, передается на центры

речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка

потребует использования точных, координированных движений кистей и

пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также

выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев

Ребенка уже с десятимесячного возраста.

Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность -сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе

Развития интеллектуальной деятельности и речи. Сенсомоторика работает на уровне рефлексов.

Показательный пример: мы идем по улице,глаза увидели препятствие:

лужу, камень…. мы или останавливаемся или делаем движение в сторону.

Сработало сенсомоторное восприятие.Еще пример: вы услышали громкий

звук, вы либо остановитесь, либо ускорите движения, либо посмотрите в

сторону, откуда доносился звук.Еще пример: рисуем пейзаж — при помощи

руки на лист переносим то, что видят глаза. (Взаимодействие зрения и

движения руки и пальцев)

Таким образом, сенсорное развитие следует осуществлять в тесном

единстве с психомоторным развитием.

Сенсомоторика — это умение управлять движением и эмоциями, это

согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения. Чтобы

взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к

этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его.

Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит

его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает развитие

других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем

и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи.

Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.

Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного

и психомоторного развития детей.

Итак, мы пришли к выводу, что сенсомоторика (от лат. sensus –

чувство, ощущение и motor – двигатель) — это взаимокоординация

сенсорныхи моторных компонентов деятельности: получение сенсорной

информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою

очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной

информации.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития

способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной

мере в последующей жизни. Недостаточное сенсомоторное развитие детей

раннего и дошкольного возраста приводит к возникновению различных

трудностей в ходе дальнейшего обучения.

Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст “золотой

порой” сенсомоторного воспитания и важно предоставить детям в этот

период все возможности для обогащения их чувственного и двигательного

Вот что писал Ушинский о детской деятельности: «Дитя мыслит

формами, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал

бы детскую природу, кто захотел бы заставить мыслить иначе. Дитя требует

деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её

однообразием и односторонностью».

И. М.Сеченов говорил: «Движения руки человека наследственно не

предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как

результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и

мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с

окружающей средой».

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики

(Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители

отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В.

Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что

сенсомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного

сенсомоторного развития, является одной из основных сторон дошкольного

воспитания.

Значение сенсомоторного развития ребенка для его будущей жизни

выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу

разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсомоторного воспитания в детском саду. Задача детского сада –

обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных

характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить

их к обучению в школе. Уровень развития сенсомоторики – один из

показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно

ребенок, имеющий высокий уровень развития сенсомоторики, умеет

логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание,

связная речь.

В дошкольном возрасте важно развить механизмы,

необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления

ребенком сенсорного, двигательного и практического опыта, развития

навыков ручной умелости.

Список литературы:

1. Венгер Л. А, Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка:

книга для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1998 .- 144 с.

2. Ильина М. Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет – М.:

Читайте также:  Развитие ребенка игры с лентами

Дельта, 2001 – 159 с.

3. Краснощёкова Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от

младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты. —

Ростов н/Д: Феникс, 2007

4. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие

восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста.

-М.: Просвещение, 1996 – 112 с.

5. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М. ; Мозаика-

Синтез, 2009 – 72 с.

Источник

Раиса Алексеевна Исакова
Сенсомоторное развитие.

Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.)

Ребёнок начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений (сенсорики, его жизнь окружает разнообразие звуков, красок, форм. И чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребёнка, тем развитие ребёнка происходит более эффективно.

Ребёнок растёт,начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и теперь уже крупная и мелкая моторика помогает ему познавать окружающий мир.

Особенности сенсомоторного развитияв младенческом возрасте:

— Складывается акт рассматривания предметов;

— Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа движения;

— Устанавливаются зрительно-двигательные координации;

— Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между восприятием предмета, действием с ним и его называнием.

Сенсомоторика – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения.

Сенсомоторика работает на уровне рефлексов.Показательный пример: мы идём по улице,глаза увидели препятствие: лужу, камень, … мы или останавливаемся или делаем движение в сторону. Сработало сенсомоторное восприятие.

Ещёпример: мы услышали громкий звук, я не знаю, как именно отреагируете вы, но какие-то изменения в вашем движении будет, вы либо остановитесь, либо ускорите движения, либо посмотрите в сторону откуда доносится звук.

Ещёпример: рисуем пейзаж – при помощи руки на лист переносим то, что видят глаза. (взаимодействия зрения и движения руки и пальцев)

Теперь мы понимаем насколько важно развивать у ребёнка сенсомоторные качества. Уровень речевого развития играет существенную роль в развитии восприятия. В дошкольном возрасте активно совершенствуется двигательная сфера. Движения становятся координированными, ловкими, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности дошкольника.

Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогике и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние», — писал Л. Н. Толстой.Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и радостный, он приносит много разных встреч и открытий. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это позволит легче учиться.

Чтобы познакомиться с каким-то предметом,его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие-то действия, которые называются моторными. Чтобы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, если мы научим руки ребёнка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения.Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.

Каким образом открыть перед малышом мир, в который он пришёл, помочь не потеряться в нём, воспринять добро, красоту с трепетом и улыбкой – это то, что волнует педагогов. Важно, чтобы, вкладывая в руки малыша кусочек глины или выбирая для него формат бумаги, знакомя его с мягкой игрушкой или интересной книгой, мы не только пользовались интуицией и богатым педагогическом опытом, но и руководствовались знаниями по возрастной физиологии.

В раннем возрасте основной формой общения ребёнка со взрослым уже должно быть практическое, деловое сотрудничество, а действия с предметами – ведущей деятельностью.

Дети младшего дошкольного возраста должны уметь застёгивать и расстёгивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф. Кроме того, они должны уметь завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, выполнять задания на развитие мускулатуры пальцев рук, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек (5-8 штук, из семян на пластилиновой основе и т. д.

Для детей, имеющих отклонения в развитии, — отмечал Л. С. Выготский, — необходимо создание обходных путей. Необходимо подбирать комплекс игр-занятий которые помогают думать, запоминать, чувствовать. Ребёнок должен сам заниматься поиском решения задачи.

Игры по познавательному развитию детей.

«Угадай-ка» — создание проблемной ситуации.

«Подумай-ка» — дискуссия, обсуждение, ведущие к «открытию» нового знания.

«Узнавай-ка» — решение проблемы самими детьми, формирование поисковых способов ориентировки при выполнении задания.

«Делай-ка» — знакомство с алгоритмом действий, общепринятой терминологией.

«Запоминай-ка» — проговаривание вслух установленных алгоритмом действий.

«Упражняй-ка» — тренировочные упражнения.

Игры-упражнения, в начале которых малыш уже видит положительную оценку своей деятельности – «маленький приз», но получить его сможет тогда, когда разрешит очередную проблемную ситуацию. Игры — занятия по познавательному развитию лучше проводить индивидуально либо подгруппой из 2-3 человек.

Игра: «Найди шарик»развитие тактильных ощущений. Малышу предлагают поиграть с крупой, которая находится в банке. В крупе ребёнок находит шарик, с которым ему также предлагают поиграть.

Упражнения с шариком (Фридриха Фрёбеля) Развитие зрительного внимания и стимуляция активных и направленных движений кистей рук («Туда-сюда», «Вверх-вниз», «Скок-скок», «Спрячь в ладошку», «Спрячь в коробочку»). Упражнения выполняются как правой, так и левой рукой.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка до года методики

Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим и личностным развитием ребёнка. Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка является дидактическая игра. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом,дидактическая игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый, и игровую, ради которой действует ребёнок. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения детей к заданию, что очень важно при развитии ручной моторики у дошкольников.

Игра «Весёлые крышки»

Цели: — учить детей производить откручивание и закручивание крышек разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное местоположение и цвет.

— воспитывать интерес к обучению, усидчивости.

Игра «Цветные шарики»

Цели: — учить детей нанизывать шарики с отверстием на стержень, зрительно определять по схеме местоположение и цвет шариков;

развивать мелкую ручную моторику зрительное восприятие, внимание, мышление, память;

— воспитывать учебные навыки.

Игра «Будь внимателен»

Цели: — учить детей выполнять соотносящие действия, согласовывать движения обеих рук, анализировать план-схему, подбирать по цвету шарики или фишки, соблюдать последовательность их выкладывания;

— закреплять знания цветов, развивать точность движений рук, зрительно- двигательную координацию.

Игра «Забавные прищепки»

Цели: — учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить её местоположение по цвету;

развивать мелкие движения рук, соотносящие действия, координацию действия обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память.

— воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирование целостного образа предметов, на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие слуховой памяти и внимания и т. д.В задачи обучения и воспитания входит:

— учить выделять и называть основные цвета и формы;

— учить детей обследовать предметы зрительно-тактильно (при обследовании объёмных предметов) и зрительно-двигательного (при восприятии плоскостных форм или объектов). Игры с прищепками – прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, счётных навыков, развития мышления, внимания, воображения. В процессе игр дети развивают конструктивный праксис, создавая из частей целые предметы – человечков, домики, растения – из различных по форме, цвету и величине геометрических фигур. Дети учатся помогать друг другу, сопереживать.

Игры с прищепками помогают установить контакт с детьми, вызвать доверительные отношения к взрослым и сверстникам. В ходе таких игр развивается эмоционально-волевая сфера детей, ведь прищепки в форме «крокодилов» умеют широко открывать «пасть» и могут «укусить» за пальчик.

Данные игры помогают активизировать речь, обогатить её новыми словами. Игры с прищепками можно использовать с раннего возраста, делая поделки совместно или по показу и сопровождая работу чтением стихов или беседой, с учётом способностей каждого ребёнка.

Игра «Солнышко»

— Смотрит солнышко в окошко,

— Смотрит в нашу комнату.

— Мы похлопаем в ладошки, Очень рады солнышку.

Вариант игры: ребёнку даются круг жёлтого цвета и прищепки двух цветов. Предлагается по образу выбирать только жёлтые прищепки и прикреплять их к кругу.

— Детям старшего дошкольного возраста можно предложить сделать «солнышко в разные времена года». Для этого предлагаются круги жёлтого и красного цветов, но разные по величине. Например, солнышко зимой светит, но не греет. Ребёнок выбирает маленький круг желтого цвета и короткие прищепки такого цвета. Весной солнышко светит ярче, от его тепла тает снег, поэтому для солнышко мы выбираем круг большего размера и длинные прищепки. Летом солнце печёт, оно очень тёплое, люди загорают. Для летнего солнышко можно выбрать большой красный круг и чередовать желтые и красные прищепки. Осенью солнышко не такое жаркое, поэтому можно взять желтый круг и чередовать желтые длинные и короткие прищепки.

Игра «Ёжик»

Ель на ёжика похожа:

Ёж в иголках, ёлка тоже.

Вариант игры: ребёнку предлагаются плоскостные изображения ёжика и ёлки (из картона, фанеры и т. д.) на подставке. Дети прикрепляют прищепки к ёлки зелёного цвета, к ёжику – прищепки другого цвета. Можно предложить чередование прищепок по величине, по цвету, например ёлка зимой — чередование зелёных и белых прищепок. Ёжик осенью несет на иголках разноцветные листики – предлагаются прищепки жёлтого, красного, оранжевого цветов. Можно предложить детям прикрепить необходимое количество прищепок или на ёлку прикрепить две прищепки, а на ёжика – на одну больше и т. д.

Игра «Змея в траве» — Дети по образу прикрепляют к прищепке два круга – это глаза змеи. Далее к этой прищепки прикрепляются все остальные друг за другом в длину, зигзагообразно. К картону зелёного цвета любой формы дети прикрепляют зелёные прищепки, так получается трава. В заключении можно «положить змею в траву», послушать, как она шипит (дети произносят звук (ш) громко и тихо, долго и кратко, придумать про змею сказку и т. д.

Учитывая особенности наших воспитанников,необходимо:

Больше проводить индивидуальных занятий, осуществлять предварительную работу по развитию тонкой и глубокой моторики, предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро истощается, не может долго работать.

Опыт показывает, что дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением: достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии. Но ведь можно несколько видоизменить упражнение, чтобы ребёнок мог выполнять его самостоятельно!

На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорное и моторное развитие не являются врождёнными, а развиваются в процессе.

В статье использовались труды: Л. А. Савелова- (воспитатель, Г. Е. Блинова -(воспитатель, Ф. Р. Елагина –(учитель- дефектолог)

О. Н. Писковенко-(учитель-дефектолог, Е. В. Левинская-(учитель-дефектолог, И. А. Фролова- (учитель-логопед) С. Б. Горбушина- (учитель- дефектолог, А. В. Наумова- (учитель-дефектолог).

Источник