Сенситивный период развития речи ребенка

Сенситивный период развития речи ребенка thumbnail

Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности.

Повлиять на сроки и длительность этих периодов нельзя, но знать о них очень полезно, чтобы не идти против природы. Более того, зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой. Воспитание, как известно, на 90% состоит из предусмотрительности.

Сензитивные периоды наиболее полно и подробно описаны у знаменитого педагога Марии Монтессори и ее последователей. В их исследованиях описывается природа развития любого малыша, независимо от места его проживания, национальности, культурных различий.

С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает. Поэтому ориентируйтесь только на собственного малыша.

Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату они приходят позже или не приходят совсем. Поэтому к разнообразным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой.

Сензитивный период развития речи: от 0 до 6 лет

От 0 до года

Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если кроха был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, как дети в Домах ребенка, это, увы, невосполнимая потеря, и весь процесс дальнейшего развития малыша будет уже нарушен.

От года до трех лет

В этом возрасте малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека.

Это период, когда малыш наиболее чувствителен к языковым нормам. Именно поэтому Монтессори не советует взрослым сюсюкать с крохой, с ним нужно говорить четко и ясно – сейчас это самый яркий образец для подражания.

От трех до шести

После трех лет у ребенка появляется интерес к буквам, к письму. С большим энтузиазмом он пытается написать ту или иную букву. И, кстати, необязательно ручкой на бумаге. Дети с удовольствием выкладывают буквы из палочек и проволоки, лепят их из пластилина или пишут пальцем на песке. В возрасте около пяти лет большинство детей проявляют интерес к чтению, в пять лет научить ребенка читать легче всего, он словно ждет этого.

Как ни странно, учиться читать сложнее, чем писать. Поэтому Монтессори советует подходить к чтению через письмо. Ведь письмо – это выражение своих мыслей и желаний, а чтение – это понимание чужих мыслей, решение некой «чужой» задачки.

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Порядок для ребенка – это не совсем то, что порядок для взрослого. В том, что вещи лежат на своих местах, что каждое утро его ждет одежда, аккуратно сложенная на стульчике, что каждый день проходит по определенному распорядку – малыш видит стабильность мира. Внешний порядок таким образом обращается во внутренний.

Порой взрослые считают, что дети в два – два с половиной года бывают несносно капризны (некоторые даже говорят о кризисе двух лет). Но, похоже, что это не столько капризы, сколько требование сохранять порядок вещей. И если этот порядок нарушается, это выбивает маленького человечка из колеи.

Порядок должен быть во всем: в окружающей обстановке, во времени (каждый день проходит в определенном ритме), в поведении взрослых (они действуют по определенным правилам, которые не меняются в зависимости от настроения и погоды).

Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

В этом возрасте тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д. Это, конечно, происходит естественным путем, однако для более интенсивного сенсорного развития М.Монтессори рекомендует специальные упражнения: например, с закрытыми глазами определить вкус, запах, размер.

Сенсорных впечатлений у ребенка должно быть как можно больше. И для этого совсем не обязательно каждый день водить кроху в театр или на концерт симфонической музыки. Можно, например, угадывать, как звучат различные предметы домашнего обихода (прислушаться, например, как звенит стакан, если по нему слегка стукнуть палочкой или ложкой, а как поведет себя в той же ситуации железная кастрюля или деревянный стол).

Детям в этом возрасте (да и взрослым тоже) очень нравится игра «Волшебный мешочек». В мешочек из непрозрачной ткани кладут самые разные небольшие предметы: лоскутки различных тканей (от шифона до брезента), фигурки из дерева, пластмассы, металла, кусочки бумаги (от папиросной до наждачной) и т.д., а потом на ощупь определяем, что удалось найти в мешочке.

Читайте также:  Кризисы возрастного развития ребенка

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Взрослые приходят в ужас, глядя на то, как маленькие дети манипулируют горошинами или мелкими пуговицами. Особенно, когда они пытаются выяснить, поместятся ли означенные предметы в ухо или в нос. Разумеется, подобные игры должны проходить только под присмотром взрослых.

Но это совершенно естественный интерес, стимулирующий развитие мелкой моторики пальцев, в пользе которого сомневаться не приходится. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сделать манипуляцию с мелкими предметами безопасной. Например, пуговицы можно нанизать на прочную нитку – получатся оригинальные бусы, которые надолго займут малыша. Вместе с вами он может долго разбирать и снова собирать конструктор с мелкими деталями. Это занятие помогает разрешить для крохи проблему целого и части.

М.Монтессори советовала даже создавать специальные коллекции маленьких предметов.

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Чрезвычайно важное занятие для малыша. Благодаря движению кровь насыщается кислородом, а обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. И посему любая классно-урочная система, продолжительные занятия за партами для детей в этом возрасте – просто преступление против их природы.

С каждым годом ребенок совершенствует координацию своих движений, осваивает новые действия и учится все точнее ощущать свое тело. Помогите ему в этом! Бегать, прыгать на одной ножке, карабкаться на лестницы и балансировать на бревне – занятия ничуть не менее важные, чем учиться писать и считать.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

В этом возрасте малыш учится культурным формам общения – тому, что потом будет называться этикетом.

До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как, по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.

Инесса Смык

По материалам книги М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому», М., 2000

Источник

Cензитивный период для развития речи (исходная статья тут) очень большой и занимает практически все дошкольное детство.

Начинается он еще во время внутриутробного развития, когда плод сквозь околоплодные воды начинает слышать речь и самой матери и звуки окружающего ее мира (начиная с седьмого месяца беременности, слуховой аппарат плода уже достаточно для этого развит). Именно тогда ребенок привыкает к тому, что речь — это то, что сопровождает жизнь человека практически постоянно, малыш уже в животе способен реагировать на интонации и настроение матери.

Новорожденный с самого начала своей жизни относится к речи очень внимательно, сам еще не умея произносить ни одного членораздельного звука, он с первых дней своей жизни замирает, если слышит разговор или обращение к себе, и внимательно прислушивается (это заметно по реакции всего тела, как будто он прислушивается не только ушами, а сосредотачивается весь организм целиком). Дети часто внимательно смотрят на рот говорящего с ними взрослого, оборачиваются к источнику звука, и по отсутствию этих проявлений с очень большой долей вероятности диагностируются проблемы со слухом даже у таких малышей. Маленькие дети очень любят, когда с ними общаются (обращаются к ним, просто что-то рассказывают, поют или читают стихи) но, к сожалению, до сих пор существует немало взрослых, убежденных в том, что «он все равно ничего не понимает» и пренебрегающих таким важным для ребенка моментом как общение.

В скором времени малыш и сам старается произнести свои первые звуки, он начинает гулить, затем агукать. И не стоит смеяться над матерями, которые радостно заявляют, что это их малыш так говорит, это самая что ни есть правда — ребенок действительно упражняется в произнесении звуков, делая первые шаги к тому, чтобы говорить уже по-настоящему. Следующим шагом на пути становления осознанной речи становится произнесение сочетаний звуков, слогов или даже слов, но происходит это неосознанно, ребенок тренирует только артикуляционный аппарат. Хотя слова, обращенные к нему, особенно наиболее часто повторяющиеся, он уже вполне способен понимать.

В возрасте уже ближе к году ребенок наиболее часто произносимые слова употребляет абсолютно осмысленно, малыш уже может пользоваться несколькими словами из серии «мама», «папа, «баба», «дай», «на». Первое произнесенное ребенком осознанное слово это настоящая революция — ведь он начинает использовать речь по ее прямому назначению — выражает свои мысли общепринятыми символами. До возраста примерно полутора-двух лет пассивный словарь ребенка существенно пополняется различными словами, однако в активном словаре слов по-прежнему не так много (много понятий ребенок знает, может показать или дать соответствующие предметы, но не всегда может произнести обозначающие их слова). Примерно в этом возрасте и происходит так называемый кризис речевого развития — ребенок интуитивно понимает, что речь это отличное средство взаимодействия и общения, но он ею овладел еще не все сто процентов и не умеет пользоваться ею в полной мере. Поэтому чуть позже малыш начинает стараться переводить все имеющие в его запасе слова в активный словарь, стремительно осваивает новые грамматические конструкции и очень много тренируется в «говорении». Этот возраст 1,5 — 2 (2,5) лет называют временем лавинообразного нарастания словарного запаса. Мария Монтессори предлагает использовать это время с пользой, помочь малышу сформировать систему понятий, а не архаические представления и неструктурированный набор слов при помощи расширения словарного запаса с классификацией. Речь идет о том, чтобы каждое новое понятие и слово, его обозначающее, занимало место в ряду других слов и понятий. Для этой цели отлично подходят наборы фигурок, карточек или тематические книги («Мебель», «Животные», «Цветы», «Птицы» «Транспорт», «Посуда» и т.п.), коих сейчас продается великое множество. Монтессори предъявляет к такому материалу следующие требования: картинки должны быть максимально реалистичны, размеры предметов внутри одной группы желательно должны соотноситься друг с другом, желательно наличие обобщающей карточки, на которой были бы изображены все картинки вместе.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка раннего возраста

Ближе к двум годам дети научаются строить простые (а иногда и более сложные) предложения и вполне отчетливо выражают свои мысли. Именно в этом возрасте (и еще чуть позже) дети своими постоянными вербальными упражнениями доставляют серьезные проблемы родителям, которые вынуждены выслушивать рассказы обо всем, участвовать в разговорах на любые темы и отвечать на тысячи «зачем», «почему», «кто» и «откуда» в день. В этот период родителям нужно запастись терпением, но обязательно помочь ребенку адекватно его пережить, и как можно более полно удовлетворить все его желания пообщаться, и максимально серьезно ответить на все его вопросы. Такое положение дел совсем ненадолго (хотя порой родителям кажется, что постоянная болтовня никогда не закончится), и это, пожалуй, единственное в нашей жизни время, когда все то, что на уме, то и на языке. Ребенок комментирует все свои действия (так называемая эгоцентрическая речь) и процесс мышления нагляден как никогда позже в жизни.
В этом же возрасте около полутора-двух лет ребенок очень чувствителен к грамматическому строю языка и произношению.Поэтому если вы ранее грешили всяческими «би-би», «ням-ням» и «сюси-пуси», то самое время распрощаться с этими, не побоюсь этого слова, «словами-паразитами». Иначе ваш ребенок усвоит эти формы как настоящие разговорные обороты его родного языка.

Следующий серьезный шаг к развитию речи уже письменной ребенок делает в возрасте около трех с половиной лет, когда у детей формируется и развивается фонематический слух.Способность различать звуки в слове является основой письма. И здесь с Марией Монтессори можно не согласиться, но она предлагает сначала обучить ребенка письму (дети не умеющие писать, складывают слова из букв, и это тоже по сути считается письмом), а уж потом чтению, объясняя это тем, что при письме ребенок отражает свои собственные мысли (а это легче, чем читать, то есть воспринимать мысли чужие), кроме того, процесс анализа (разложение слова на звуки, чтобы его записать) первичен и потому легче для ребенка, чем процесс синтеза (складывание из букв целого слова и понимание его смысла). Кроме того, при такой системе обучения ребенок осваивает письмо и чтение практически параллельно (ведь, научившись писать, прочитать ты точно сможешь, и лишь позже годам к пяти дети в группах Монтессори осваивают правила чтения и овладевают этим умением в совершенстве). Чтобы помочь ребенку в этом возрасте нужно тренировать его способность слышать и различать различные звуки. Монтессори предлагает упражняться с выделением звуков сначала в начале, потом в конце и середине слов

.

Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание, если говорить о занятиях развитием речи с более старшими детьми, состоит в том, что речь ребенка должна быть как можно более мотивированной. Не стоит провоцировать ребенка к немотивированной речи, например, так любимым педагогами и воспитателями рассказам по картинке, лучше и проще попросить ребенка рассказать о чем-то, в чем он лично участвовал, где сам был, можно с опорой на его фотографии. Гораздо важнее поощрять желание ребенка рассказывать о происходящем с ним и в его жизни, чем провоцировать к рассказам о том, что ему незнакомо и с ним лично никак не связано (я не говорю, что это умение не нужно вообще, но развить его лучше значительно позже).

Если грамотно помогать ребенку на каждом этапе становления его речи, то уже к возрасту пяти-шести лет он будет общаться примерно на том же уровне (словарный запас, за исключением специализированной лексики, грамматические конструкции, способности построить монологическую и диалогическую речь и т.п.), а может быть даже и более высоком, что и большинство взрослых.

Источник

Немного важной терминологии ???? Я часто пишу такое словосочетание, как «сенситивный период». Пора разобраться, что это за зверь .

Сензитивный, или чувствительный период в жизни человека — время, наиболее благоприятное для развития какой-либо стороны психики, и не только, всплеск восприимчивости.

Читайте также:  Ребенку 4 месяца его развитие

Автор термина — Лев Семёнович Выготский, один из столпов отечественной психологии. Этот период характерен для абсолютно всех людей в строго определенный период времени.

Сензитивный период иногда сравнивают с окном — окно открывается для какой-либо функции, но окно и закрывается, причем тоже в строго определенный промежуток — и невозможно заставить его быть открытым дольше возможного.

После определенного возраста человеку становится трудно, а то и практически невозможно овладеть функцией, сензитивный период для которой уже пропущен . Невозможно овладеть речью человеку, первые годы жизни воспитывавшегося вне речевой среды. Сказки про Маугли и Тарзана — всего лишь сказки. Реальные Маугли (а такие были) — никогда не становятся людьми.

Психологи выделяют сензитивные периоды для самых различных функций, например для овладения умением обращаться с мелкими предметами, для приучения к порядку и тп, но нас здесь больше интересует развитие речи и речевые сензитивные периоды.

Вообще сензитивным периодом развития речи признается возраст до 6 лет, пик речевых способностей — 1,5 года.

Известно, что дети, лишенные общения и возможности воспринимать речь до шестилетнего возраста, не овладевают ей в полной мере уже никогда — окно закрылось.

Этот большой период можно разделить на подпериоды, например, так :

1,5-3 года — накопление словарного запаса, период активного восприятия речи, ребенок впитывает речь как губка, наращивает лексический запас невообразимыми темпами, невозможными больше ни в какой период жизни. В этот период ребенок в состоянии быстро усвоить несколько языков, при условии нахождения в речевой среде .

3-5 лет — период разворачивания осознанной речи, умения выражать собственные мысли и чувства, освоение грамматики родного языка .

5-7 лет — развитие интереса к знаковым системам (цифры, буквы), время, наиболее благоприятное для освоения письма и чтения .

8-9 лет — вторичный пик языкового развития, повышенная готовность ребенка к усвоению культурного наследия, развитие чувства языка.

Зачем я это так подробно расписываю — да вот они, нормы, перед нами. Смотрите, на каком этапе находится сейчас ваш ребенок, не закрылось ли ещё окошко.

А ещё есть такая штука, как зона ближайшего развития. Сейчас поясню на примерах .

Годовалый ребенок ест кусочки овощей руками. Мама предлагает ему ложку, и показывает, как ей пользоваться. Ребенок берет ложку и при помощи матери постепенно осваивает обращение с ней.

Что будет, если мать предложит ребенку пользоваться вилкой и ножом и попытается его обучить? Вряд ли это будет хорошей идеей ????

Так вот, еда руками — умение из зоны актуального развития, то есть то, что ребенок сейчас освоил сам.

Навык использования ложки — из зоны ближайшего развития, то есть то, что ребенок может сделать с помощью.

А умение пользоваться несколькими столовыми приборами — лежит пока вне этих зон, поэтому попытки обучить ребенка этому приведут исключительно к истерике всех участников процесса ????

Итак, зона актуального развития — умения и навыки, которыми ребенок овладевает сам, без помощи взрослого, а зона ближайшего развития — те умения и навыки, которыми ребенок сам пока овладеть не может, но при обучении — осваивает .

Чем примитивнее живой организм, тем меньшую роль в его развитии играет взаимодействие с себе подобными. Какая-нибудь амёба прекрасно освоит свой функционал в одиночку, а уже котенок, выращенный в изоляции, не сможет потом выжить в естественных условиях.

Что сможет человек, выращенный без взаимодействия с другими людьми — попробуйте вообразить себе сами ???? Человеком в привычном нам понимании не будет точно. Можно даже сказать, что вообще все новое, происходящее в жизни ребенка, находится в его зоне ближайшего развития, и лишь будучи освоенным в результате подражания и целенаправленного обучения — переходит в зону актуального .

Зона ближайшего развития — любимый термин адептов развития раннего ???? Если не обучать, он же не овладеет! А если не упустить ни одной ЗБР — на выходе получим гения!

Вроде все логично и было бы верно, если бы под обучением не понимался исключительно формат стул-стол-карточка, и приоритетами обучения не были бы исключительно усвоение букв, цифр и геометрических фигур.

Возвращаемся к предыдущей теме, и смотрим сензитивный период для овладения этими сакральными знаниями ???? — 5-7 лет.

В 2 года это далеко не зона ближайшего развития ???? А что касается форм обучения — об этом далее ????

Непонятно — спрашивайте ????

Еще по теме:

Как вырастить гения

Про аиста и капусту

Читать раньше, чем говорить?

Чуковский — друг логопеда

Два запретных слова

Подождать до пяти?

Как не надо заниматься

Где найти бесплатного логопеда

Аномалии родительской любви

3 основных ошибки родителей

5 мифов о логопедии

Ребенок ничего не должен?

Как работает логопед

От осинки апельсинки

Источник